Сколько оказенившихся слов и сколько иностранных - часто холодных, а то и чудовищных - а многие прекрасные русские слова и не встретишь; например: "весть". Я бы сказал, что вообще заброшена речь.
Стоит искать русские эквиваленты иностранных заимствований. Каков, например, эквивалент слова "аффект"?
__
См. ранее: в детстве ты светлый и, хотя потом заводятся тени, уголки светлого еще остаются в молодости... - но в зрелости они, наверное, окончательно гаснут.
Все добро записывается в категорию благих побуждений, которые, как известно, всегда несостоятельны.
Вообще, не встретишь людей чистых увлечений: или рыбья кровь - Вова - или душок какой-то истеричности и изломанности - О.
__
Свойство моей природы - нетерпимость к соглядатайству. Очень сковывает, если еще кто-то знает то, что только мое и что должен знать только я - потому что в нем много проблем, и я цепенею, когда надо делать что-то, но рядом со мной глаза наблюдателя, ожидающие и оценивающие.
Причем эти наблюдатели обычно смотрят с такой безмятежностью! Блаженны люди, для которых вопросы "зачем?" или "как?" звучат с недостаточной силой и они способны их опровергнуть.
__
До 1-го августа - переходной этап, когда с меня снята ответственность. Можно даже портить - нельзя лишь раскатывать рукава. Не книгу же пишем, а лишь наброски на клочках.
...Поназаписываю, приду в хорошее настроение, стану разговорчив но, глядишь, уже опять тошнит от отвратительного ничтожества своей болтовни.
...Канва, канва! Я иначе не умею, всегда пишется канва, в которой от желаемого остался лишь отголосок. Неужели нельзя воплотить ощущение с полной силой?
И всегда мысленно сверяю свой мотив со сходными из книг и жизни, т. е. и подражаю.
__
На людях женщины ни на мгновение не могут забыть, что они женщины. Сильно влияние каждого проходящего мужчины - ощущение такое, что они еле держатся! Чего стоит, например, этот их неодолимо опущенный взгляд! Все-таки их назначение специфическое и придаточное...
__
Литературоведческие статьи - мирок из комбинаций специфических терминов. Острые вопросы они не только не решают, но и не ставят. Напротив, их задача обойти все подводные камни.
Например, "правда" - какое же это прямое и жесткое слово!
А "ложь" - мягкое, извиняющееся и увиливающее...
Вообще, величайшее чудо и величайшая тайна то, как возникали слова и понятия...
...Если не видит нас Бог, то нет достаточной причины не поддаться соблазну и с высот критической морали втихомолку окунуться в грязцу.
1-ый довод: "будь самим собой"; 2-ой - "не повредит". И больше никаких теорий.
Впрочем, как от теорий, так и от правд, я часто бегу в легкомыслие, в умных сферах все еще мало воздуха для обитания.
__
Не приемлю разделения на лирику, комедию, трагедию и прочее. Все членения - для слабаков. Жизнь - это восхитительная смесь всего и не иначе. Вообще, для большинства писателей характерен какой-то однообразный покрас, забивающий все поры; основные мотивы мелковаты; часто вновь и вновь иллюстрируется один и тот же мотив /например, высмеивание религии - подначивание в каждом предложении, якобы умные шуточки/. Маляры, а не художники!
__
Замечаю, что мой юмор тоже циничен и высокомерен.
Это ужасно, потому что все ничто перед душевной чистотой.
А во мне еще очень много внутренней вульгарности, подленьких чувств и грязных желаний втихомолку.
А порядочности и желания помочь ближнему нет.
Собственно, во всех отношениях, кроме одного, я - ноль и ничтожество. Это раньше сформировалось...
Все же мы странная компания субъектов длинных, вялых и комнатных - и один уже сумасшедший...
Усталость, усталость! От таких мыслей усталость!
Все в тягость, не нужно; не нужно и копанье в себе или в жизни с отыскиванием почему-то все время безрадостных слов.
Я обречен на одиночество, обречен быть фигурой умолчания, два-три слова реплики - вот мой удел - и оттого безразличие к своей судьбе и тоска.
А люди, окруженные людьми и вещами, пребывают в сияющем благополучии, взбудоражены вечной сменой обстоятельств и стремятся поспеть за ними. В них нет ничего тяжелого, крупного и твердого и жизнь их несет безудержно, так, что ею они выворочены наизнанку... - а я так отяжелел, что словно врос и жизнь течет мимо меня, и рядом только длинный, вялый, сутулый и длинный, толстый, сумасшедший...
__
В конце концов подлинное неизбежно делит всех на друзей и врагов, никого не оставляя в стороне - это его признак.
Литература же часто оставляет равнодушным - восхищение слишком вяло преодолевает равнодушие!
__
Во сне человек "видит" без слов.
Сны прячутся между словами?
__
Они не хотят верить, что в жизни одно всегда достигается за счет другого. За счет чего материальное благополучие?
Причем доминанта имеет склонность забивать падчерицу.
И просто: "красивая" и "правильная" точка зрения на жизнь, собственно, имеет не больше прав, чем любая другая...
/Вот опять у меня предложения не спаяны, а только приставлены друг к другу - это вроде случайной встречи./
__
Я их подлинный антипод - обладаю для них несуществующим богатством и несостоятелен ни в одной из существующих ценностей - причем не то, чтобы презирал их. Странно все...
Веду жизнь двойную: вульгарную - шляюсь, валяюсь, тащусь - это то, что я могу в их жанре - и подпольную - которая еще лишь силится стать реальной.
И со страхом думаю о том, что ожидает меня, какие клещи, какие могущественные обстоятельства, какой враждебный дух - совсем все это становится для меня невозможным, но как быть? Все мои прожекты отдают идеализмом, для их воплощения у меня просто нет силы. Есть только какая-то готовность терпеть, сносить и жертвовать. Мол, вот я и вот то, чем я дорожу, а обстоятельства пусть катятся по воле Бога.
В конце концов, столько трагедий кругом, что пусть будет одной больше, даже такое братство утешает. Что могу, то сделаю, чего не могу, не сделаю - и нечего об этом говорить.
__
Жизнь в романе - она навсегда, а тут - столько жизней, столько людей исполняет романические мотивы, но они не только рождаются, а и умирают. Как волны пролетают поколения - что одна волна и где она скрылась немного спустя, где отыскать ее не книжные следы...
__
Домин каменные бока теснят меня на тротуаре у дороги.
__
Они думают, что всю жизнь знают, как выеденное яйцо и потому гиганты, раз думают о ней, как о выеденном яйце, но это только их жизнь - это самое яйцо.
Записал и стал равнодушен - видимо, неточно написал и несильно; даже наверное, что так. Что ж, как смог. Это же эскизы. И - так поднадоело, словно тоже выел яйцо.
О жизни можно думать либо привычно, либо странно.
Вот, например, самец и самка: розоватые тела с невзрачными волосиками и с неукротимой похотью и зудом...
__
См. ранее: может быть, я еще стану сильным и тогда, что бы ни произошло, все будет не страшно. Наглотаюсь ветра и слова во мне задышат!
__
...В ад идут не столько злодеи - их мало - сколько милейшие весельчаки, люди не то, чтобы злые, а легковесные, как солома; впрочем, идет много и еще разного народу!
...Женщины им отдают предпочтение: сероват, изжеван, но надежен; а вышколенные вообще на вес золота!
...Пройдут миллионы мигов и придет тот, в который ты поймешь, что - все, конец, пора отправляться в ад. Сначала будешь думать, что обойдется, как в другие разы, но потом в отчаянии увидишь: да, все - армия, конец, ад.
__
Их говорливые загадки...
Мои говорливые загадки...
Какие загадки - все мы безжизненные, ни на что не годные; с трудом заставляешь себя делать самое необходимое - постоянная слабость, темнеет в глазах и ты только сидишь, облокотившись, свалившись. Чахлые растения - серое, бледное лицо и запавший взгляд. И длится это так долго, что кажется, что так будет всегда.
Очень, очень вероятно, что со мной все будет плохо, неудачно и я во многом дорогом мне разуверюсь или же на всю жизнь запутаюсь...
На пергаменте кожи цветут красные звезды угрей. Ура.
Мне кажется, что в глубине нам всем грустно и тревожно - оттого нет естественности в смехе, веселье, общенье и есть налет непонятной загадки...
__
Странное, болезненное состояние. Нет общества, нет не только желательных, но и необходимых приобретений.
Мне нужен хотя бы один человек, который был бы близок душевно и то, что я пишу-говорю понимал; чтобы не было этого нездорового самоуглубления. Двое - это уже не одиночество, это даже лучше, чем больше - там уже свои права предъявляет формальность. А сейчас словно все ни к чему, все рождается и умирает во мне, не нужны никому ни я сам, ни мои потуги.
Общение без понимания, видимость благополучия - может, это все же что-то, может, этого достаточно для того, чтобы не чувствовать себя изгоем?
...Вроде и болтовня с ними - пустяк, и во всяких мелких распущенностях, которые себе позволяешь, "вливаясь" в их компанию, нет ничего особенного, а у меня каждый раз очень неприятные ощущения - противен сам себе.
Нельзя забывать, что им ничего и не остается, кроме как шебуршиться с работами, развлекаться и общаться - точно так же как и мне ничего не остается, кроме как не делать этого - а инициатива здесь для меня вообще невозможна.
__
Римма в гостях - по ней можно отмечать года, потому что она приезжает в отпуск. В прошлом году такое же было вечернее провожание; и все то же: ее возгласы и наша семейка - "Вильмсы". Я сначала вел себя так, как будто меня застали врасплох и уличили, но потом подумал с сожаленьем "опять пас" и стал спокоен, замкнут. Вова - карикатура, Женя - прятки, папа - свой репертуар, мама, как итог - "это был визит вежливости и только". Она уговаривала ее остаться, но Римма отказалась в шутливой форме. Римма по дороге на вокзал говорила: "ну, разве проблема - съездить в Алметьевск" - она приглашала маму. Слышал, как за дверью перемывали мои косточки, мама вульгарно объясняла мою ситуацию.
Нюансы, нюансы; чем не дипломатические разведка и пикировка.
__
Мне кажется, что Бог поможет мне во всех нуждах моих, если я буду таким, каким могу и должен быть...
Задача: сделать хотя бы самый маленький шаг, выдержать, провести хотя бы какую-то линию...
__
Театральность произведения - это как раз тот самый подход, когда главенствуют не углубления в жизнь, а яркие персонажи-марионетки, для которых ты хозяин.
...Бальзак - так я не смогу: развитые фразы, сочные слова, живописание почти как самоцель.
Вялость, серость фразы - это действительно недостаток, им все сейчас страдают. Размножились слова-выродки, усилился жаргон - вот чем лечат сейчас всегдашнее обилие безликих слов.
...У Леонова, который гордится своим стилем - надуманность и утомительная вычурность.
Многие же вовсе не работают над стилем, жутко пренебрегают классической четкостью и добротностью. Хотя стили, конечно, должны соответствовать духу времени, но - лучшему в нем.
Трудно сказать что-то новое о нашей реальности, все принимают ее такой, как она есть, в том числе и книги. А я хочу остановиться и не спеша вглядываться в страницы книг и жизни, потому что самое важное - твое активное участие...
Это не будет потерей времени, совсем наоборот, как, впрочем, и всякое усилие не потеря.
Живописать же, наверное, никогда не смогу; хочу воссоздавать не внешнее, а внутреннее, искать источник, а не живописать последствия. Внешнее для меня существует лишь постольку, поскольку оно связано с внутренним; часто внешнее условно, часто - субъективно, часто - поэтически, гротесково, гиперболически ирреально - и все это влияние внутреннего.
__
Что значит "сам себя изменил"? А откуда у него желание к этому изменению, тоже сам? Все тот же вопрос: где Бог или дьявол и где я сам. Хочу так понять Бога, чтобы мне было нечем гордиться.
__
Разговоры, если это не щебетанье и словесный понос - восхитительны; никакое писаное слово не сравнится с этой бездной оттенков, косвенно выраженных отношений и намеков.
Всегда существует несколько причин для именно такого ответа, такой реакции и такого вопроса, причем к каждому из упомянутых существительных автоматически прилагается масса оттенков.
И все это происходит не только в разговорах с людьми новыми, но и в достаточно обыкновенных беседах.
Недаром люди так любят разговаривать; это же совсем особое состояние - общение; на тебя идут флюиды другого существа, его жесты и блеск глаз...
Конечно, писатели постоянно используют разговоры, понимают их захватывающую прелесть, но подчас это задача чуть ли не невозможная - язык слишком тяжеловесен и груб. В реальности обычно на порядок больше нюансов, причем, конечно, прежде всего, самых, что ни на есть прозаических, каковые разрушают наши убогие книги...
Тут все богатство человеческой природы и что после этого не столько умные, сколько умозрительные доктрины и прописные, прямые, как палки истины.
И может ли быть настоящим человек, не умеющий остановиться и вникнуть в себя и в других? - палочные истины соседствуют у него с бесподобным по путаности кустарником понятий.
__
Надо произвести смотр своим наиболее плодотворным идеям, которые и фигурируют часто и которые так крепки, что легче становится сердцу.
И у писателей этот мотив встречается - живут в зыбком море, в котором, однако, имеются прочные островки.
__
Способность захватить и заставить думать - это главнейший показатель качества.
...Пороки все, как алкоголь, привязчивы; ТВ, еда, спорт, постель и прочее также засасывают и быстро становятся неотъемлемым свойством натуры - и человека уже почти невозможно захватить и заставить.
Не будь смерти и всех видов долгов, вытекающих из нее, не будь железной необходимости, род человеческий выродился бы мгновенно.
Все они, дорожа своим образом жизни, чувствуют, что мысль может лишить их спокойствия и бездумной уверенности.
Ведь все понятое налагает ответственность, заставляет делать не так, как хочешь, а так, как требует понятое. Причина всегда диктует следствие.
Если же взять баптистов, например, то они достигли совершенства, но на более низкой ступени развития. Кстати, общественное самосознание развивалось поступательно и на определенной стадии породило простор для художественности, а также и своеобразный синтез художества и религии, но сейчас происходит уход от этого и разделение на чистое художество и чистую религию, превращающее и то и другое в эклектику, софистику и схоластику...
Сознание одновременно развитое и беспомощное и породило это словесное недержание - художественные книги.
__
Оказывается, даже за край ухватив своего плохого человека, ты останавливаешь его всего! Аскетизм в словах и в поступках - и я вроде бы его поймал. Пока хороши и результаты, и самочувствие...
Но в дальнейшем сухость аскетизма меня, возможно, задушит?
А ведь мои принципы - как и самый разговор о принципах и причинах - можно назвать аристократическими; и у меня преобладают абстрактные и аскетичные экстазы. А жизнь - плебейка.
Например, женщины ценят в мужчине, прежде всего, деньги во всех их натуральных и воплощенных формах - а равно и умение их делать, которое они называют умом; потом - мужественность, силу и надежность; потом, кажется - красоту и физические доблести. Разумеется, потребности по возможностям, многим приходится довольствоваться третированием и второсортных экземпляров...
__
Нет возможности записать пришедшую мысль, поэтому машинально обсасываю ее покуда. Правда, в результате, мысль может сильно измениться, она может разбухнуть или напротив выродиться в абсурд!
__
В слове "плебей" всё - распущенность, и бесчувственность, примитивизм, и безвкусица, внешняя расплывчатость и внутренняя непорядочность, цинизм и нечистоплотность, вульгарные разговоры и смех, безаппеляционность суждений всегда правых и легковесность.... И всё для своего удобства. Дух их, размягченный до немощи плотскими желаниями, как расплавленный воск, занимает любую предоставленную ему форму жизни.
Я это знаю, потому что сам был таким.
И сейчас другое только урывками, промеж!
Плебей с ехидцей: "идейный!" - мол, мы-то знаем, что никаких идей нету. Это тип "плебей оголтелый".
Причем плоха не слабость сама по себе, а уныние, которое она вызывает, ведь можно чувствовать свою слабость и все же не унывать или сокрушаться, а твердо смотреть ей в лицо, постигнув всю неизбежность ее присутствия.
Тогда голос будет идти из глубин и слова будут выстоянные и выдержанные, прошедшие многие инстанции, весомые.
Чаще всего, любой поступок и любое слово - это такое недержание, будто ветром выметает мусор. Лишь когда ничего не делают, молчат, как на фото, только тогда люди значительны, загадочны и прекрасны.
И не случайно, крупные звери живут в одиночку и парами.
Но, конечно, желая понравиться и не всегда обладая достаточной наивностью, чтобы не подозревать, сколь многое в них непривлекательно, люди носят броскую одежонку и маску, причем маска так срастается с лицом, что, наверное, им и самим уже нипочем не отличить, где они притворяются, а где - нет.
/И еще, и еще на эту тему пишешь, причем все выглядит равно сочно и прекрасно, но в итоге подозреваешь, что это только словоблудие.
Может, самое важное должно говориться мельком, как бы между прочим?/
__
...Еще будут у меня возвраты к прежнему образу жизни, и не раз, но каждый из подобных успешных ударов - этот же далеко не первый - будет необратимо разбивать ту глыбу косных привычек, которую я хочу уничтожить...
__
"Друг" - "другой"...
__
...Закопался во внутренностях и глубинах, а вот Власов, например, еще твердит азбуку, причем раз твердит, значит себя убеждает.
Ну, что это: "дух человеческий - сила" - азбука малолетнего.
...Сначала мне было хорошо до удивления, но теперь, к вечеру чувствуется какая-то тяжесть на душе; меня сначала прокололи, а потом придавили и выпустили воздух - и азбука уже очень давно не помогает.
Да, есть много причин всё бросить, но когда продираешься, и попутно до многого доходишь - т. е. и по сторонам от тебя происходит плодотворная цепная реакция...
Власов /о будущей литературе/: "на стыке философии и документа" - да, согласен, нужно что-то в этом роде. Философское осмысление и вообще тяжесть духовная должны быть обязательно - как и скупость на жест и деталь.
В поисках питательного планктона, прогоняю через себя свою и чужую воду...
__
Надо видеть свое дно и свои слабости, иначе становишься чокнутым, пьяным и странным.
Мир убогих, увечных, слепых и особенности их духовного мировосприятия - вот сфера нетронутая. Думаю, тут возможны такие неожиданности, такая новая сила и странности...
Кстати, мой внутренний мир был бы уместен у такого субъекта - кому еще к лицу одиночество, отягченное ощущением ненужности и бессилия. Я тоже убог...
__
Может, это суеверие, но мне кажется, что буквализмы нередко говорят правду. Например, "бумагу марать" - не мараем ли действительно - не только грифелем, но и своим отношением к сути.
__
Языкознание, основы естественных наук, социология, психология, история, философия...- области широчайшие, но, конечно, по-хорошему, со вкусом изучать их уже не получится, я и так перегружен.
...Сейчас у меня лицо мертвеца - запавшее, бледное, синеватое, с лоснящейся кожей в пятнах. Плюс воспаленный взгляд в никуда. Раньше было хотя бы вульгарно благородное. Впрочем, выражение-то меняется мгновенно - и даже на привлекательное. И все же...
__
Власов /на вопрос, какая литература вам не нравится/: "изящная словесность. Та, в которой человек живет без твердого идейного стержня". Наповал и Бальзака, и Золя, и Цвейга, и поэтов без счета! и много раненых.
Впрочем, даже Христос говорил таким только "лицемеры" и "маловерные" - Он не говорил "злодеи". Люди просто не верят и лицемерят, будучи не в силах жить наедине с собой, главным человеческим существованием. Только ночь вынуждает нас остаться наедине с собой, единственными во всем мире и послушать себя - ведь если только лица нет, нечего слушать в себе.
__
...Коррупция так разъедает любое общество, что все талантливое и доброе либо развращается, либо изгоняется и убивается. Две широкие дороги...
И всегда ты от них зависишь хоть в чем-то; могут помочь, а могут и навредить - и какая же тут может быть независимость? - зацепив краем, они требуют тебя всего, чтобы ты думал, как они и действовал, как они. Законы общества марионеток: "ты мне, я тебе" и боязнь "как бы чего не вышло".
...Во мне это неистребимый инстинкт - всегда желаю проехаться за чужой счет! Жаден, как кролик...
__
Опять меня чужое выражение лица поражает...
И вообще: есть привычные выражения, и есть редкие - как и состояния.
Неужели есть только люди, равнодушные к другим и не уважающие других? Т. е. люди, которыми не стоит интересоваться и которых не стоит уважать...
__
Как приобретают способности к делу, так можно приобрести и качества личности. Например, терпеливость будет усиливаться каждый раз, как ты переборешь себя с целью ее усиления.
Но все это возможно, если есть цель, которая требует от человека того, чем он раньше не пользовался, что уже атрофировалось или чего вовсе у него никогда не было.
Вот, например, я стеснителен и боюсь не оправдать доверия...