Вильмс : другие произведения.

Самоанализ религиозного постмодерниста-35

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

   __
  
  Институт - это место, где теряешь веру, что есть люди, стремящиеся к духовности и пониманию. Подозревают ли они, что есть Искусство и Бог?!
  Себя-то не слышишь в их хоре, сам ты есть ли - где уж тут что-то проповедовать...
  У самого-то: после гляжу - чисто. А ведь писал!
  Слабое - исчезает.
  Да, в обыкновенных разговорах с такими людьми высказывать сокровенное мне и в голову не приходит, но ведь если человеку есть что сказать, он все равно будет делать это - хотя бы как я, в записках - потому что у него будет позыв к этому.
  
   __
  
  О, Боже, дитё, дитё! Это дитё писало, дитё - играющее в настольный футбол и читающее "Футбол - Хоккей"! И даром, что дитю - 17-19 лет! И сейчас пишет человек, который играл в настольный футбол и все еще читает "Ф. Х.", и торчит у ТВ...
  ...Вхожу в полусумрак залы, где сидят все трое - не лицом друг к другу сидят, хотя и не читают, и ничего не делают, и не говорят. У них неподвижность. Просто нечего делать.
  
   __
  
  См. ранее /о божественной теме в искусстве/: то, что сейчас нет крупных тем в искусстве, делает его второсортным - и не случайно так ценно искусство старых мастеров. Это уже шкала высотой не с небо, а всего только с потолок. Конечно, теперь существуют различные табу, но истинный человек лучше не стал бы творить вообще - просто не смог бы.
  ...В короткую паузу между частями прекрасного баховского концерта хотел сказать: "странно, что это произведение не отмечено среди лучших", но в середине длинного слова "произведение" снова так ударила музыка, что оборвала меня и сказала "молчи!"
  Каковы же люди, раз они не охотятся за ней, а если и слушают, то относятся чисто менторски? Почему-то предпочитают колотушки и громыхание железа...
  
   __
  
  Лежу на дежурстве раскисший да еще радио орет - кое-как кемарю. Вот и стань тут лучше, добивайся. Кругом всё пыль и гниль или ничто. А главное, и сам ты недалеко ушел и лежишь в той же помойной яме. Все во мне прокисло и протухло. И откуда только этот глас и призыв страстный прилетел ко мне и почему он всё еще витает...
  Вещей некрасивые голоса.
  Зверей животные голоса.
  Природы невнятные голоса.
  У животных есть только животы.
  Все, такого искусства полно, уже все тут затоптано и надо искать новые места - или идти выше, где тебя не смогут достать.
  
   __
  
  Если человек многого о себе не думает и прост как веник, то ему стесняться и в голову не придет. А ты гордишься, что не прост. Весь в язвах, но все прикрыть стараешься.
  А ведь сам не только гладким и шустрым не веришь, но и взбудораженным, неясным и непростым - т.е. во многом таким же, как сам.
  
   __
  
  Жизнь никак не спектакль. Предвидя и предчувствуя судьбу, нужно пытаться уйти от нее, если она ужасна...
  
   __
  
  Видение: рядом свет буйный и радостный золотистым потоком - и мир сияет в нем - но дальше, через свет, что-то тревожно темненькое копошится и там какие-то тени. Тоже и звуки: другие, скрипуче урчащие чуть слышным писком долетают через прекрасную музыку, которая рядом. Также и с запахами, и с теплом. ...Там, вдали словно бы силуэты неких знакомых гуляют и очень неприятные, страшные и насильные это знакомства.... Ходят они и на тебя поглядывают вдруг...
  Но и наоборот тоже бывает.
  
   __
  
  У сильных слабые не вызовут сильного/!/ сочувствия. И Богу-Отцу непонятны слабость и болезнь или сомнения и малодушие - ведь Он никогда не испытывал их. Они презренны в Его глазах и только.
  Внезапно вспыхнул яркий свет и некто строгий, стоя в дверях, сказал: "Проверка!". Потом спросил нетерпеливо: "Ну, как, что поделываешь?" Я смутился и смешался, я сразу почувствовал свою домашнюю расслабленность, но все же что-то хотел ответить и спросить - но он уже поворачивался и говорил сопровождавшим его: "Ясно! Пошли!" И уже издали донеслось: "Кого еще вы хотели мне показать?"
  
   __
  
  Музыка - один прекрасный брат, живопись - второй, а литература - третий. Это их творения и божественный голос - родных братьев моих.
  
   __
  
  В цвете лет и сил шикует, ликует и цветет. Но вдруг смерть приходит так быстро, словно просто повернули выключатель. Словно кому-то так противно стало смотреть на это цветение, что у него кончилось терпение.
  
   __
  
  Пусть думают, что я недопонял вопроса или что я косноязычно выразился, или наоборот, что я на что-то намекнул.
  
   __
  
  Когда Дело огромно, то к нему относишься спокойно, потому что не рассчитываешь взять его наскоком. Его не надо искать, оно заполняет все пустоты и всегда находится с тобой. Не нужно думать и о результате - в сравнении со всем Делом, он заведомо ничтожен. Оно растворилось во мне, а я в нем.
  
   __
  
  Как-то потом посмотришь на то, что в этот период пишешь.... Ты на подъеме или нет?
  Перерыв был заметный и нечто, уже казалось прочувствованное в искусстве, похоже, снова исчезло. Но что-то пишется же, и отвращения нет.
  
   __
  
  Обыкновенно ее лошадиная голова, кокетливо наклонясь, лежала, отрезанная одеялом, на радостной полосатой подушке; глаза глядели отдельными живыми существами, а на губах мадонны была усмешка...
  
   __
  
  Фраза как конструкция и фраза как совокупность звуковых мазков; много запятых и от запятой до запятой - свой мазок.
  
   __
  
  Я, еще не придя в себя после тяжелого сна, ширкая, точу карандаши, а мама в другой комнате готовит пироги и разговаривает о том, о сем, видимо, обращаясь ко мне, но как бы про себя.
  Слышу то ли призыв, то ли вопрос в ее голосе и спрашиваю, выкрикивая "о": "Что-о?!"
  Когда я во второй раз выкрикнул "что-о?" на слова, как показалось, обращенные ко мне, то на мгновение вспомнил, что уже кричал "что?", но потом опять летаргически забылся, водя бритвой по грифелю, и опять выкрикнул "что-о?"
  "Что?! Ну, что там у тебя?!" - сорвался с места, будучи раздражен и на ее хлопоты и на свою летаргию.
  
   __
  
  ...Если не рассветет, то не увидишь даже рук своих, хотя бы и не было так холодно-голодно...
  ...Физиономия наподобие лунного пейзажа - плавно сменяются холмики и впадинки - и в последних всегда залегают тени. В двух самых больших провалах обнаружены два странно окрашенных и блестящих тела...
  
   __
  
  Человек твердый, но то твердость льда.
  ...А мне хотелось накричать, съязвить или умно учить - попросил я его, а он начал свою песню лодыря: "не обязательно" и: "все равно..." Начал я на него злость свою изливать во всех видах, но потом вдруг подумал: "кричать-то просто, а ты смоги по-умному и хитрому заставить сделать".
  Грешен, потому что от презрения к нему эта мысль родилась.
  Но Иаков Исава тоже не уважал и презирал - и было за что, ведь Исав был скот скотом и туп. У такого, может, и не грех отнять то, чего он недостоин...
  Он работает мало, но труд ему в такую тягость, что представляется ему, что он много работал.
  Нет, ты лучше на себя посмотри, попечитель: чрезмерный рост, вечная ласково-заискивающая улыбка на один бок; крупное лицо с вульгарным носом, но с неожиданно тонкими и нервными губами. И глаза странные: вроде бы ясные, но как легко проступает в них какое-то страдальческое даже выражение. И не забыл я одного мгновения, когда вдруг они стали исступленно и невидяще пристальными, надменными и строгими, преобразив все лицо мое...
  
   __
  
  Один голос во мне кричит: "нет, нет и нет, на этот раз нельзя сдаваться и откладывать свою сборку в человека", но другой в меланхолической задумчивости, продолжает перебирать варианты: ""начнешь" в следующий понедельник или даже на Новый Год". Но отчаяние сегодня оказалось сильней, впереди же у меня нет ничего, одна чернота и всё умерло: "ну, ладно, завтра в 6 вечера, в свое золотое время "начнешь" со смаком, уютней будет, а до того еще раз походишь и подумаешь, как всё будет, как всё должно быть, обязательно должно..."
  ...Крик перешел в вой и потерял слова, потому что свершилось очередное предательство. Время благоприятное, полгода золотого солнца предал, и теперь от того времени остались только вечер и ночь.
   Посреди ночи и холода начал! Да, начал! То фокус! Но вот знаю, что когда вылью накопленное, то снова стану беспечен и благодушен...
  
   __
  
  Ответа нет, если нет поиска, если не показан поиск.
  
   __
  
  22 дек. начнется неделя "слива", а не "начала". От этого не уйти, всё равно же сначала будет слив, т. е. превращение сырья в готовую продукцию.
  А 87-мой год действительно решающий и мой последний шанс.
  А просто отдать еще неделю уже не могу. И так массу интересного уже не вспомнить. Поэтому даже сдерживаю себя: "думать будешь только тогда, когда пойдет время "начала""!
  
   __
  
  22 дек. 86 г.
  Сколько объявилось не замороженных и жаждущих умственных вольностей либералов. Вот бы лет 20 жить и расти этим вольностям...
  Написано ли в Библии, что должен раздаться последний трубный глас и только потом будет конец? А без вольностей и на морозе труба не сможет прозвучать! Да, ее должны проморгать либералы...
  
   __
  
  Лежишь ночью в одной комнате с Вовой и мешает то, что есть у него наблюдение и ожидание, мол, как часто сегодня будет мой зажигаться фонарик?
  ...Конечно, записываешь мысли успевшие поблекнуть, многие вообще мелькают обрывками...
  Получается, что наиболее мною поняты и прочувствованы глаза и деревья...
  
   __
  
  Не только "слив" - надо и посидеть "на дорожку".
  Это последние посиделки. Странен, задумчив и хочется верить, что нет лихорадки, боязни, тоски - и не твержу "надо, надо идти".
  Жаль, что все время ощущаю окостенелость и трафарет в своих предложениях. Нужно некое соединение поэтического и прозаического начал, причем это не та проза и не та поэзия...
  Итак, применительно к моим мыслям надо подразумевать: "мне кажется", а применительно к моим записям: "условно, схематично выражаясь"!
  Причем, многое, может, уже и записано, но лучше записать дважды, чем ни разу.
  
   __
  
  Папа - это, конечно, типично и непробиваемо, а вот что способны понять более умные люди, например, те же телевизионные интеллигенты?
  
   __
  
  См. ранее /об ожидании Вовы/: и если фонарик начинает включаться, то он долго не спит и его морганья, зевки и напряженная неподвижность ожидания постоянно ощущаются и переживаются мной.
  Думал ли я, прочитав Достоевского - и увидев солнце, и ожив - во что мне незамедлительно и надолго придется погрузиться...
  ...Постель делает бессильным, просто заразны ее вялые объятья; одеяло, как белая волна, которая хочет накрыть тебя и подползает к горлу.
  И вечно этот несвежий жаркий дух... Абстрактно мне в этой атмосфере подумалось: "а где-то есть "государство.... "Государство" - это "суд" и "дар". И любой сударь - суд и дар..."
  Мы на гребне...
  Знающий Дост. почти заведомо находится выше не знавшего его - до него наивней и серей была картина мира; сколько же света мне дал, например, Аркадий Долгорукий - это такой высоты нота.
  Но, с другой стороны, на те возделанные поля недобросовестные и наивные эпигоны взошли - и они затаптывают их так, что там уже, наверное, ничего не вырастет! Они все эпигоны, каждый журналист. Происходит же это потому, что они берут только для того, чтобы присвоить - не понимая, что нужно давать в рост и работать, что если не идти дальше, то убьешь и то, что было. Вечная притча о талантах...
   Всё ли затоптали? Например, на географической карте белых пятен нет уже лет 100...
  
   __
  
  Надо изучить стенографию. Как раз есть месяц, два.
  ...Да, надо жить. Уже не всё пустота и есть по чему идти и что пить. Это не фраза. Есть три стихии: твердь, жидкость и газ-пустота, причем они едины и обычное бегство от пустоты оборачивается материальными застройками ее и обожествлением материи нерукотворной...; истина же заключается в том, что надо заставить говорить саму пустоту, понять, что именно в ней заключена жизнь и каждый вздох ее. В пустоте той надо уметь находить и твердь, и воду. Твердь - это твердо и весомо понятое, а вода - это стихия всего неясного и жажда познания утоляется именно в этой стихии...
  
   __
  
  Современная классическая музыка - это те силы, которые ведут борьбу в душе современного человека, причем - как то легко в этой трагической музыке услышать - человека уже проигравшего борьбу и чего-то не нашедшего...
  
   __
  
  "Работать ночами, перемежая сон? Опасно ломать сон..." - вспомнил свою старую идею, и она показалась мне такой неубедительной!
  Мне надо видеть людей и впитывать их - не скрывайся, пусть и этот окажется из когорты темной силы.
  ...Человек - свеча: у него тоже розовое тельце и огонек на вершине - голова.
  Или человек - воздушный шарик, привязанный ниточкой и голова - шарик.
  Или голова - бугор: ложишься, и так замирает твоя гибкая и упругая плоть - а отростки рук и ног безвольно брошены попарно - что голова как-то отъединяется и скатывается с постамента тела. И гудит она, потому что приходят из эфира мысли, находящиеся на стадиях ощущений, полуслов и слов...
  Кстати, см. много ранее /об отстраненности наблюдателя/: это как смотрение на ТВ - или на что угодно - из темноты...
  ...Голова как заговоривший объемчик пустого пространства - тело же есть, и я его вижу, а головы, как материи и весомого шара, нет - ее дематериализовала мысль...
  ..."год" - "ход" - "годить" - "погоди".
  ...Они все - темная сила. Действительно: свет в познании. Все - и доброжелательный папа, и воинствующая мама; поэтому умерли для меня их улыбки. Не так я их вижу, как они себя видят. Странно механической и бессмысленной стала казаться их жизнь и в неразборчивый гул слились звуки их ничтожных слов.
  ...Да, небеса смотрят, с небес Бог наверняка смотрит - и, может, всего с высоты облака - но, может, и на земле, рядом, в одной с тобой комнате, развалился, насмешлив, наблюдатель и невидимка...
  Кстати, достижение Гете в том, что у него дьявол не черное зловоние, как это бывает обычно, а только пересмешник и размыватель понятий. Он не говорит, что зло хорошо, а добро плохо, он только подменяет одно маской, за которой скрыто другое. И он говорит: хорошо, это не вполне добро, но зло ли это? Хитрец-иезуит, он в каждом - и в каждом выступает как горячий сторонник добра. Что вы, правда у него в заголовках газет...
  Черное у него только как подсадная утка, а сам он не там, не в черной ночи, а здесь, в уютной комнате сидит, развалясь напротив тебя...
  
   __
  
  ...На засеянном поле уже ничего не посадишь, если успело взойти, поэтому сеять что-то можно только в душах детей...
  Но много и девственных душ, которым, может, не много и надо - взборонил немного, опрокидывая траву в землю, и всё - сей, сеятель. Боронить, значит - рвать, обнажая души; в бередящую рану надо сажать...
  Но, Господи, все это потом, а сейчас - помоги. Драгоценному сосуду другой уход нужен, потому что хрупок он. Для ударов ли он - крепостью другим похваляться...
  Помоги с армией, с хлебом насущным и чтобы люди не били. Да будет труд мой и воздаяние Твое...
  А я начну, соберусь с силами и обязательно начну - потерпи еще немного; да, знаю, что немного уже осталось "времени благоприятного".
  И Ты знаешь, Господи, что мне человек нужен - тепло любви и нежность отдать и принять.
  И еще: жить - это как работать с кипятком. За малейшую несобранность следует удар - и стоит бить, потому что вульгарное и свинское довольство запретно.
  А я свою подлую породу знаю - свинячить способен. За это - пожалуйста, бей.
  Я ученик Твой и посланец и раб, Ты вывел меня из плена и тьмы египетской, поэтому Ты бей, но и охраняй меня...
  
   __
  
  Смутная догадка после долгих бесплодных попыток: не в том ли причина Жениной катастрофы, что в какой-то момент он предал себя.... Вспомни, где-то с 7-го класса в его высказываниях и образе появилось что-то гадкое, словно он сделал выбор к тому, чтобы быть как все - и чуть ли не к коммунизму - то же его вступление в комсомол... Он еще только пробовал, чувствовал лишь появление в себе высокой ноты и вот - сразу предал ее, не окрепнув, перековался.
  
   __
  
  Мысли родят мысли, как люди - людей и также растет их число, их становится много и они занимают все новые пространства!
  
   __
  
  См. ранее /помоги, Господи/: Я понимаю, что жизнь страшно трудна и меня ждет борьба, и я понимаю, что лишь Ты можешь помочь. Некоторые же не понимают - или не сразу понимают или не очень понимают - первое и тогда второе им просто не приходит в голову. А кто понимает первое, тот обычно ищет помощи у людей, идей и на себя надеется. Слабые инстинктивно ищут убежище, гордые бросают вызов и их ломают, а некоторые впадают в спячку. По настоящему же, до испуга понявшие ищут Бога.
  ...Потому из глубины идет эта моя просьба, даже когда я просто выхожу в мерцающий слезами фонарей вечер и иду на работу.
  Хотя, нет - иногда и я забываю; а по утрам и вовсе не прошу. Не дорос. По утрам я вообще вял и только, как сейчас, "сливать" могу.
  
   __
  
  "Ну, ладно, я устал вас слушать и мне надо идти, приходите завтра" - говорю я мыслям своим, но они так долго ждали и так много накопилось их, что они не хотят уходить и толкутся. Что ж, я с ними веду себя деликатно, они же такие чистые и прекрасные, что им нельзя грубить.
  Правда, иногда я их долго не впускаю - например, ожидая условленного часа "начала" - и они не могут войти и лишь мелькают в окнах их лица и слышен под дверью их стук - сердца и времени стук.
  Они прекрасные ангелы, но, не зная, что такое усталость, они бывают жестоки, загоняя тебя и в какой-то момент ты чувствуешь, что перегрелся и начинаешь работать вразнос - тогда только сон спасает.
  ...Иногда чувствую себя находящимся настолько далеко от всех, что, например, странно сознавать ко мне обращенный вопрос, мол, ведь это и меня касается, и я могу здесь свою волю и свои хотенья проявить. Часто подражаю другим, как слепой, мучительно вспоминая, что полагается в данной ситуации сделать или сказать. Впрочем, это обычно длится лишь мгновения, ведь во мне слишком сильны и папа, и немец.
  
   __
  
  См. ранее /о трагедии Жени/: эпигоны никогда не летали, вот им и не опасно падать, а мне, например, это страшно опасно - грозит слом, сумасшествие и отчаяние.
  И не надо давать им повода сломать тебя. Христос не открывался, сколько мог, а как открылся, так Его сразу подстрелили и убили.
  ...Каким был Христос до того, как вышел на служение, как Он прожил на земле целых 30 лет? Он всегда подчеркивал, что Он - Сын Человеческий и это звучало без больших букв.... Может, у Него был духовный рост и Он не сразу Богом стал - и дьявол даже брался совратить Его, причем, может, и не только в тот раз, в пустыне - тот был только самый последний. Может, в нем жили и сомнения, и что-то нечистое, может, Ему странно было думать, что Он - Бог. Может, люди опытные и матерые советовали Ему стать плотником - и может, Он и был плотником; может, Ему говорили: "не философствуй" и говорили: "не мни о Себе", и говорили: "непрактично так в небеса залетать" и что, мол, Ты совсем улетевший.
  Всякое отклонение можно назвать странностью, а от странности до признания сумасшедшим всего один шаг и кто-то любит вызывать санитаров, а кто-то - милицию...
  Поэтому, по возможности, не показывай, что пишешь и даже не стремись выказать ум. Ведь среди них я уже много топтался и много говорил им бесспорное...
  Не понимают, значит - ухожу; зовут, тем более - есть куда идти. Может, вернусь когда - обновленным - а пока да, уход...
  Сейчас нет таких людей, справиться с которыми хватило бы моих сил. Еще надо силу растить и растить. К тому же, написано: "после второго и третьего вразумления отвращайся".
  
   __
  
  Сказал бы просто, мол, несравненна радость познания, не променяю ее ни на что и прочее, да затоптано тут всё!
  Они выхолащивают не только слова, но и идеи, и мысли. Выхолащивают и делают предателями, заставляют служить и гонят, как рабов в затылок друг другу...
  Итак, иносказание? Нет, просто иносказание не нравится мне, это пахнет почтенным Ян Амосом Каменским - испробовано и затоптано много веков назад. /Когда топтали "надо быть добрым" и "надо быть мужественным"?! Не древние ли греки первыми с этим баловались?!/
  Но иносказаниями пользовался и Христос? Да, но Христос жил 2000 лет назад и тогда иносказание было новейшей формой; и потом, иносказания было достаточно для задания темы... Современным же не оценить теперь, что там - всё, что это не крупинка, а зерно и в нем вся жизнь - им надо показать это, и здесь иносказания не довольно.
  ...Хочется писать так, чтобы каждое слово требовало курсива!
  
   __
  
  Дерево как наши стремления: сначала ты - ствол, но чем выше заберешься, тем больше раздробишься на ветви - теряя свою силу и застывая.
  Деревья как коричневые и черные выросты земли /уберите дома и оставьте только голую землю и голые деревья!/ - тогда листва для дерев есть то же, что трава для земли.
  /Пожалуй, продолжая такими темпами, я за сутки вычерпаю все, что скопилось за 1,5 месяца.
  Кстати, Лотова история тоже символ - приказ бежать и приказ не оглядываться и то, что жена оглянулась и стала столбом. Не останавливайся!/
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"