Вильмс : другие произведения.

Самоанализ религиозного постмодерниста-40

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
   __
  
  Дерево "тем" и дерево "принципов". Нет? Дерева "принципов" нет?
  ...Да, я тот несчастный, обретший знание, но изгнанный из рая, которому теперь всё настолько трудно, что уже не обрести покоя. Но почему так? Почему запретно знание, почему за познание человек изгоняется из рая?..
  В раю ли себя чувствуют мало смыслящие?
  ...Человек засыпает и из мира знаний уходит в другой мир - но потом, "засыпая" там, уходит сюда. Т.е. сон - это некое отражение того мира, в котором мы спим, причем либо отражение искажено, либо тот мир фантасмагоричен. Там каждый другой, но не по прямолинейному, а сложному закону - может даже, для каждого своему - и кто-то там прекраснее или ужаснее, чем здесь...
  
   __
  
  Двое встретились, давно не видевшись - причем встречаются они только случайно, говоря "привет" и "как дела?" и даже редко прибегают к шуткам... - но в этот раз по случаю неплохого настроения, незанятости и давности предыдущей встречи почли за необходимость остановиться.
  Стоят - один высокий и худой, а другой среднего роста и плотный - и машинально спрашивают друг друга, и машинально рассматривают угри друг друга. У одного их всего несколько, но они крупные и багровые, а у другого они мелкие, но много бледных следов от бывших угрей...
  
   __
  
  Глаза страдающие и напряженные - только глаза.
  Вдруг они закрываются, спускаются веки, хотя не шевельнулось тело и не изменилось выражение глаз и лица...
  Или те же глаза у мучимого болью - начинают морщиться и сужаться до того, что, наконец, смыкаются.
  То так, то эдак они закрываются. Все молча и недвижимо. Размазаны краски вещей окружающих и стен, в кои ударился взгляд...
  ...Заперся человек, и словно канул, потому что долго окружающие не слышали ни звука оттуда, хотя и прислушивались, но вдруг, когда все были заняты уже чем-то, каждый отдельно, медленно открылась дверь и вышел он - с искаженным лицом, неверным шагом и страшными глазами...
  Или: дверь распахнулась и он вышел с лицом сияющим и светящимся - и даже голос был другой...
  
   __
  
  Уж не начать ли мне ту творчески активную работу уже сейчас, до разрешения вопроса с институтом и армией - более ждать не в силах....Буду спокойным, вялым, несуетливым, страдание буду терпеть, почитая его высоким и благородным - а только на высокой ноте не смогу жить, порвусь, раз ночь будет долгой...
  Нет, лучше ждать, спрятав надежду.
  Сделав с утра, что полагается, к вечеру буду отключаться и думать в темноте - черной или желтой - этого достаточно.
  Акценты: на погружения без записывания и на конкретных людей, ситуации и дела.
  Евангелие и еще кое-что буду читать опять же с акцентом на долгое погружение, но не много...
  Это всё. Ждать. "Да будет воля Твоя". Я хочу, но да будет воля Твоя... /А какая тут у Него может быть воля - всё предрешено.../
  ...Если ты не косный реалист, то возможны либо искусство, либо жизнь среди людей, раз это вещи не совместимые и друг друга разрушающие.... /Потому что люди - косные реалисты, а моё искусство схоластично./
  
   __
  
  "Вот моя жена!" - сказал человек молодой и здоровый, вваливаясь в дом после работы. Он хотел с ней спать - и то, что он будет жить вместе с этим существом /к которому он и привыкнуть-то не успел/ будоражило его...
  А она была пухленькая, с бойкими глазенками. Пошла за него по шустрости и потому, что замуж хотела; да и удобным он ей показался; спать с ним тоже хотела - тем более, что еще раньше вошла во вкус этого дела и боялась беременности.
  
   __
  
  Выпадаешь - "не туда и не так" - вот каждый и бьет тебя, в темноте на тебя натыкаясь. Некая абразивная масса, колыхаясь, истирает в порошок всякое инородное тело, поэтому имитируешь ее движения и лица, норовя в облюбованный угол спрятаться - и лишь там живешь открыто.
  Но имитация столько сил берет и так опустошает, что, попадая, наконец, в свой угол, ничего уже не можешь и только падаешь ничком. Да и в углу на тебя нападают ТВ и родные...
  ...Днем свет на воле и потому он радостный и золотистый, но вечером загоняют свет в дома, что днем стояли словно склепы, хотя он и болеет там, и цвет его нерадостен, желт и напряжен...
  Жизнь человека призрачна, как улыбка его или блеск глаз, или слово - призрачна, как чувства его...
  "11 февраля 1987 года, вечер, семья Вильмс садится за стол - ужин. Хроника семьи Вильмс" - в начале говорил торжественно, а в конце тягуче, неразборчиво, машинально бормоча. Никто не ответил, все продолжали свое, поэтому конец я уже про себя сказал, беря ложку: "как жаль, право, как жаль, что эти вечер и ужин канут бесследно туда же, где находится и вся жизнь наша..."
  А самый конец вывел уже к себе вернувшись: "каждый вечер и каждое слово могут жить долго и могут умереть сразу. И лишь давая жизнь вечеру и слову, мы живем сами - сохраняясь в своей памяти, а может и в памяти других, а может и в жизни других; это понимают, я думаю, дающие жизнь и вещам..."
  ...Вспомни стройотряд: уже тогда ты был далеко от людей и поэтому так тяжело было.
  Но снова и снова:
  "Чего это ты возомнил? Не бред ли?
  Разве это в человеческих силах?
  Разве это возможно?"
  Снова и снова сомнение.
  Снова и снова ужаснулся и пал, грохнулся просто в тоске...
  
   __
  
  Опера есть воплощение некой декадентской мечты и очень плохо, если вдруг - "по неумелости" - послышится нотка обычной прозы...
  Опера, по самой сути своей, искусство модернистское!
  
   __
  
  20 февраля, после 2-хнедельного перерыва, решив пропустить как сегодняшние, так и завтрашние занятия и не пожалев для первоначальной бодрости толики драгоценного быстрорастворимого кофе...
  Много пространства, времени и бумаги дано для многих попыток и проб!
  См. где-то ранее:
  Даже хоккей подтверждение тому, какой примитивный стиль жизни культивируется в Америке - не случайно возник и не случайно прижился.
  Развивая тему: благоденствие спорта говорит об обществе, развившемся неверно и уродливо.
  
   __
  
  ...Тело безмолвно как некий механизм, несущий существо безмерно высшее - говорящую голову. Механизм несет этот шар и исполняет его приказания...
  Я еще только проснулся, а во мне кто-то не спит - ходит, жестикулирует и говорит!
  Наверное, когда я спал, этот кто-то все равно бодрствовал. Кто таков и чем занимается?!
  ...Каков Бог? Я присматриваюсь к тому, что на эту тему написано и вижу, что Он совсем, видимо, не таков, каким представляют Его другие - и даже я.
  Часто Бог огорчается, радуется, гневается, не может терпеть и любить - Он весь в кипении чувств, которым есть названия человеческие. И дела Его проистекают из них - т.е. присутствует то, что называют необъективностью - хотя Бог справедлив.
  Путем проб земной мир создавал: сначала первичная идея была /кто знает, кстати, сколько Он ее вынашивал и как сильна была в Нем тяга к творчеству - сила должна творить, иметь применение/, а затем происходили коррекции ее и дополнения. Так и нам, так и мне надо - это путь и принцип.
  Написано: "Бог - Отец твой"; и раньше читал, но доходило ли, что Отец - это папа!
  
   __
  
  Вечером иду и из каждой подворотни злобное доходит до меня дуновение - иду, придумывая фразу про это, типа: "дых разверстого каменного рта"", а потом про себя: "во фразах идущий"...
  Впрочем, надо навсегда стереть ухмыл - то самое "смердящее добродушие"; к тому же, похоже, что это вовсе не добродушие...
  Давно не был на людях, а теперь приходится бывать постоянно - и, видимо, поэтому вновь и вновь всплывают только что бывшие сценки, даже самые пустые и случайные, вновь произношу тогда сказанное и вновь появляется блуждающая ухмылка "своего парня".
  А ведь лицо у меня, как у них, и даже вполне образцовое - иногда я с удивлением наблюдаю это. Лицо по своим законам живет, а душа - по своим?
  Но ухмыл делает его слишком вульгарным.
  Хотя, стоит ли удивляться - в этих положениях я действительно вульгарен. Но вот сейчас, например, оно же, наверное, вовсе не таково, посмотри, вот зеркало, рядом, ты отвернул его, чтобы собственное лицо жить не мешало...
  
   __
  
  Придумываю себе испытания воли, типа: положу яблоко перед собой на стол - или даже возьму его с собой, положив в карман - и прикажу себе не есть его вовсе! Или говорю себе: "неделю не буду смотреть ТВ".
  Но лучше, чтобы испытания были из числа возникающих естественно и мгновенно. К примеру, завидев сотоварища, решаю "не буду ему слишком улыбаться", что и исполняю.
  Я многое хочу изменить и тут нужна воля.
  
   __
  
  В Евангелиях очень часты повторы слов и даже целых выражений; это что-то вроде ритма...- а правило, втравливаемое в нас со школьных сочинений, гласит "упаси тебя Бог повторить одно и тоже слово". Впрочем, может, я что-то плохо усвоил - из-за того, что преподавали казенно.
  Понимание может быть только личностным - все газетное и журнальное можно сжечь как изнасилованный хлам. /Очень часто тоже нужно сделать и с книгами!/
  ...Каждая же фраза, по сути, молчит - молчит и кричит одновременно, как молчит и кричит все мироустройство и каждый из его компонентов, но для многих, почти для всех - только молчит.
  Высказывания людей различны по духу и, видимо, можно сказать, что говорит дух того или иного человека. Может быть, тебе не по силам разобраться, в чем разница между высказываниями и ясно ее выразить словесно, но всегда и сразу можно установить ее, разницы наличие, размеры и характер точно так же, как это происходит, например, с цветами, звуками и температурой.
  И каждый поступок - высказывание, только здесь всё сложнее, слишком многое напластовано...
  Вот еще актуальная для меня словесная проблема:
  Да, лгать нельзя, но как быть, например, с умолчаниями и уклонениями от ответа, или с ответом, который ты сам внутри себя прочитываешь иносказательно, зная при том, что, пожалуй, вводишь им в заблуждение спрашивающего?!
  Это тема важная, потому что мне многое приходится скрывать, щадя самолюбия и проч.
  Итак, сказано "не лги", но, кажется, и только. Сам Христос часто уклонялся от ответа и вводил в заблуждение...
  Итак, допустим ответ, который можно трактовать и так и этак, ответ, не отвечающий не знающему нечто, но не ложь - хотя и данный с видом ложно прямодушным.
  Ведь не зря же лицо человека не выдает его мысли. Подполковник, смотрящий мне прямо в глаза, тем не менее, не может прочитать меня и то, что я думаю; его бы стошнило, убило, если б узнал, что существует в виде телесной загадки в его логове и моей голове...
  
   __
  
  Позавчера вечером чувствовал себя очень хорошо - свежо и думалось. Днем была лабораторная, где разогрелся и возбудился умственно, а потом я шел домой по улицам полным свежести, вдоль летящих золотых нитей уже уходящего веселого солнца.... Нежное, немного задумавшееся небо и почти весенние улицы, с тротуаром, в некоторых местах уже очищенным от снега...
  В темноте ел яблоки и темнота была такая полная, что я не видел руки с яблоком, даже когда подносил ее к самому рту, а яблоки были небольшие, твердые, сочные и очень вкусные - хотя и неказисто зеленые; приятно было с треском отламывать надкусанные куски, после чего слушать хруст, перемалывая их зубами, в то время как тишина вокруг стояла полная; конечно, приятно было и ощущать их вкусный сок и наблюдать, как язык, возбужденно и непрерывно ворочаясь, пропускает, протаскивает пережеванное в горло.
  Я тогда же это сочинил. Еще были мысли: о необходимости конкретной, определенной работы; т.е. надо определить направления и разработать каждое, что и как, и для чего. Когда имеешь лишь простое сиденье в темноте и делаешь, что подвернется, то нет ни накала, ни результата.
  Но не нужны цели ради цели...
  Нет, пока нам лишь всплески доступны, да и то лишь словесные, а тут потребуется ежедневное и беспрерывное держание себя в походных условиях. Перед армией не время большое дело начинать - да и не силен...
   Нет, начинать - время, и последнее время!
  И еще было видение человека стерильного и бездумного; он не изломанный, безбольный и счастливый, без всяких духовностей и мыслей-загадок, без всякой слабости, усталости и скуки - так он работает, ничуть не тяготясь, но и не воодушевляясь, а потом выходит, а на улицах всегда вот такая свежесть и лучи идут от солнца, которое то спереди, то сбоку и сзади - и разные оттого мир и небо, хотя небо всегда нежное и задумчивое.... Он, высокий, в одеянии не слабеньком и шагает широко и упруго, будто все время чуть под гору - и также шагает тень его, светлая и очень большая; он дышит жадно и глаза его широко раскрыты...
  Потом входит в дом и здесь все меняется: он как-то скисает в напряженном желтом свете, обмякает и ломается его тело на стуле - оно как бы стекает с него; этот свет - желтый дурман.
  Потом черная пустота; он отключен - его отключили, в небытие отослали.
  ...Все повторяется вновь и вновь, тысячи раз, всегда; он не противится, он ничего не думает, он послушен зову света. Работает же в свете то ли белом, то ли сером; пусть будет серо-белым...
  Итак, мне было хорошо и я предвкушал отличный день - надо было всего на одну пару сходить - где лыжи, солнце, свежесть - а на час дня намечался кинотеатр и фильм Феллини; до того будет время погулять; опять же - собирался "начать" свою распроклятую новую жизнь.
  Но вышло иначе. С утра все было серо, на лыжах я измучился и почти сразу почувствовал, что простудился - насморк и глаза слезятся - поэтому еле шел оттуда и было уже не до прекрасной погоды /впрочем, дурел от красивых девушек!/ Зашел в деканат, а там представительная дама, вовсе, казалось, и помнить меня не должная, несколько раз почти ласково обращалась ко мне "Дима" и я с тоской подумал что-то вроде "а я на занятия не хожу и собираюсь отчалить". Феллини же мне решительно не понравился - достижения есть лишь в изобразительном плане, а остальное - антидостижение декаданса - призрачный мир. После кино мне хотелось в туалет и я сам не понимал своего состояния - какое-то возбуждение и мрачность - и я бежал стрелой неблизкий путь домой вместе с Вовой, отпустив за всю дорогу лишь несколько сарказмов; билась мысль: "сколько их было...и есть - посмотри, какое, например, у этого мужика умное лицо - а ведь ничего не достигли; хотя и их высот достичь страшно трудно - не таким слизнякам, как ты, это под силу; ты все время теряешь, пылишь, не можешь его удержать - и собой управлять не можешь..."
  Пришел, лег, девы. Короче, заболел; еще и ноги; думать не мог.
  
   __
  
  Всё пробовать нужно. Пусть не привьется и не получится, все равно это будет новый опыт. Так с рисованием и так с Ромкой - да и с каждой мелочью.
  И надо достичь в слове музыки, ведь и слово и музыка - звук, и там и там - чувства. Это было бы чудо из чудес.
  А так музыка выше словесного писания - потому и жажду у нее учиться, хотя многое можно взять и у живописи, и у прозы, и у стихов. Впрочем, и музыка не вся симпатична. Идеал - Бах, у него голоса и настроения самого мироздания...
  ...Можно всматриваться просто в отдельные слова: "гармония", "полифония", "ритм". Или в какое-нибудь сочетание слов - не музыкальных - вдруг чем-то на себе остановившее взор. Причем не обязательно сложных - и простых, даже самых простых.
  Хочется как музыку читать их, но, конечно, это надо делать не отвлеченно...
  
   __
  
  Т.к. армия-тюрьма предстоит, то нужны большие и живучие темы и нужна сама способность думать без бумаги в темноте - т. е. там именно на тему надо думать, на проблему.
  
   __
  
  Надавил на глаза - и вдруг они легко поддались, и упали куда-то внутрь, застряв меж труб кишок и проводов из нервов!
  Мозг внутри черепной коробки, сойдя с места, словно бы провернулся немного на некой воображаемой оси - после чего, спружинив, как ни в чем не бывало вернулся на свое место, впрочем, еще некоторое время подрагивая!
  
   __
  
  Не доросшие до духовной объемности, многое не могут понять верно - потому что в плоскости два трамвая сталкиваются, тогда как в объеме - и на самом деле - проходят рядом мимо друг друга.
  Именно плоскость, "картина" есть обычный уровень - не линия. В плоскости мир уже похож на самого себя.
  
   __
  
  Барельефом стою у стены - отошли от стены только ноги странными дугами; свет слабый, но направленный, а одежда так же темна, как и стена. Лишь подойдя поближе, увидишь, как изредка блеснут мои глаза, а потрогав одежду, почувствуешь мою плотяную мягкость...
  
   __
  
  Все же, современная музыка - конечно, не всякая и не всякий раз и, во всяком случае, не назойливо вульгарная - дает свежий импульс и раскрепощает меня - под ее воздействием иногда появляются очень неожиданные и рискованные идеи. Величие же обычно подавляет.
  
   __
  
  Мельком прочел в газете о Дюрренматте - что-то о "моделях" и "условной среде". Заинтересовало. Хорошо бы познакомиться, как это выглядит на деле - да и в теории тоже.
  Хотя в целом люди о вещах идейных рассуждают на уровне арифметики. Человек, получивший формулу треугольника, оставил свое имя на тысячелетия и, хотя сейчас легко усваивают и ее и понятия более сложные, однако с вещами духовными такой быстроты за чужой счет все еще не наблюдается...
  Вообще, уподоблений миров физического и математического, с одной стороны и духовных положений, с другой может быть бесконечно много. Может быть, мир видимой материи, описываемый физикой и математикой, есть модель мира духовного, невидимого и идейного.
  По крайней мере, там тоже формулы и тоже законы - а математические и физические законы и формулы, в свою очередь, вполне формулируются словесно.
  Не завести ли алгебру с условными обозначениями?!
  Понятия доказательности, логики, причинности, области применения, необходимости и достаточности или, например, различия функций в разных областях ценны и в духовной сфере.
  Основное тут - слова-полюса; к примеру: детскость - научная глубокомысленность, вера - сомнение и т. д. - их может быть очень много, но они должны быть "отработаны" попарно, чтобы ты по-настоящему понимал, что это за полюс и нота.
  Можно искать типичные примеры; например, Аркадий Долгорукий - какой пример! /Сюда же идея с записыванием на магнитофон голосов характерных телевизионных артистов /впрочем, в основном, эта идея не сюда/./
  
   __
  
  Вот так - люди ушли с работы и, вкусив вечернего отдыха, могут спать, а ты приходишь работать и сидишь в одиночестве долго, до самого утра - когда они приходят и идет их жизнь, а ты идешь и спишь, а если не спишь, то все равно дверь к другим закрыта и ты, как и ночью, один. Так сейчас, а с такими идеалами на будущее так и всегда...
  Утешил себя тем, что они тоже одиноки.
  И ведь даже на удивление - им-то что мешает?
  Так что обращаюсь к деревьям, когда иду туда и сюда...
  
   __
  
  Тьма так надавила на веки и залепила глаза, что открывать их было трудно - а нужно.
  Темнота поглощает тех, в ком уже замерла мысль, не способная жить либо вообще, либо в таких вот условиях. А у меня она погорела в темноте да погасла.
  И хотел бы часто обращаться к Богу, молиться и благодарить Его с чувством, но искренен бываю, только когда мне плохо.
  Чаще порнуха в голову лезет.
  "Вспахивал женщину, как землю, вспахивал со стоном и потом".
  "Они ждут, улыбаясь или возбужденно хихикая, примечая каждого, кто мог бы вспахать и посеять".
  Они вообще восприимчивы, их формируют среда и их близкие.
  ...Пишу, потому что открываю мир и поражаюсь ему, но не знаю, что сделать со своими открытиями...
  У меня время быстро летит и, не приближаясь, как фон, не оставляет следов в памяти; следы оставляют только события - кажется, что у людей их больше...
  
   __
  
  А 30 сребреников, наверное, были деньги немалые; впрочем, не из-за них Иуда предал, а скорее из-за них удавился.
  Все же пришло на ум: не 30 ли сребреников разницы между 80-100 рублями зарплаты дворника и 120-150 зарплаты инженера? "И всей платы-то" - вот от чего было бы впору удавиться...
  
   __
  
  Как в черчении? - чтобы полностью определить предмет, его, в общем случае, рисуют трижды, с трех сторон куба; да еще иногда отдельные места рассматривают особо. Ведь рисуется всегда плоскостная картина...
  О полагании на Бога и собственных усилиях - тема важнейшая и практическая, а ясного ответа в плоскости своей не знаю; тут в казуистику очень многие впадали...
  В Евангелии, кстати, часты призывы к благоразумию - качество вовсе не фигурирующее в современном лексиконе, "стариковское", а ведь это вещь капитальнейшая и свойство души здоровой и цельной. Мне его не хватает и потому просто топят чувства и страсти - вот бы при мечтах о девах вспоминать, что существует благой разум!
  
   __
  
  Вот та фраза о Дюрренматте: "...не отображает действительность на сцене, а перевоплощает ее в своих индивидуальных условных моделях современного мира".
  
   __
  
  Слова, как ружейные пули и лицо "стрелка", как лицо громовержца разверстое - еще бы дыму!
  "Вдруг увиделось безумцу, что всё - пластилин, и накинулся он на стол, двери и стены, пытаясь смять их, а не только опрокинуть и разломать - не удалось и в конце он желал отщипнуть от них хотя бы кусочек"...
  
   __
  
  От голого дерева веет первобытной древностью, как ни от чего другого...
  
   __
  
  Странно, но ведь, по сути, и нет настоящих книг о Христе, Боге и вере.
   Настолько трудно...
  Есть "Пилигрим" и Духовная война" - слишком ангажированные притчи, есть "Хижина Тома" -детская книжка, и есть Достоевский и Толстой - это много лучше, но и у них: изломы и напластования, увлечение реализмом и фрагментарность; к тому же, за самый образ Христа они не брались и многого ждали от общественной жизни, потому что тогда это было в новинку.
  Т. е. в известную эпоху на рубеже веков - а за границей, вероятно, и в наши дни - брались и за самого Христа, и за учение, но то всё были изломанные люди изломанного времени и запечатлели они именно таковое свое "видение" темы - было только что-то вроде субъективного прочувствования, а также оригинальничье "колдунов", "магов" и людей "давно переросших религию"...
  В моем сознании тоже, помимо сформировавшейся и готовой вылиться в слове идейно-образной массы, все еще есть и все степени массы не сформировавшейся, члены которой находятся дальше и появляются реже, причем в таких лохмотьях-обрывках, что о записи их обычно не приходится думать...
  Большими буквами пишу: как страшно трудно понять и как страшно трудно творить - как страшно трудно понять так, чтобы смочь сотворить. И ужасно тяжело подозрение, что ты где-то заплутал и живешь в холостую. Это безнадежно без Бога, так всю жизнь мимо и проходят люди; так было даже с Достоевским и Паскалем - хотя они и рядом прошли....
  Боже, спаси! Как темно и в душе, и в обстоятельствах жизни...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"