Вильмс : другие произведения.

Самоанализ религиозного постмодерниста-43

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
  Молюсь про себя, но вот встать на колени не тянет. Не сломлены гордость и самолюбование - "а что? - все ничего; а что? - ничего особенного" - вот и не подкошены колени.
  Но и то, что есть, все же выше их колен ставлю.
  ...Люди как языки пламени на черной, как уголь земле. Пламя наших молитв и зола наших проклятий...
  Храмом должен быть человек. Я очень хорошо разделяю то состояние, в котором я храм от тех, в которых - нет.
  Да, окружающая мерзость и проза не только вне храма находится, это не только среда - настолько огромная, что, кажется, поглощен храм - нет, она лезет и во все конкретные двери, окна и щели - исполняя всё тот же закон заполнения любой пустоты.
  Христос гнал мерзавцев, но стоило Ему только отвлечься, как они снова были там - и учтите, например, что торговля есть дело полезное, тем более, такая умилительная вещь, как торговля голубями; не свинство же там было и не торговля колбасой, да и фарисеи сочли это занятие безобидным, а ведь они очень праведны и строги.
  В итоге, и на борьбу с собой могут уйти все силы и не заметишь, как на весь мир ожесточишься.
   Поэтому не только оборона нужна...
  И еще: "храм в три дня воздвигну" - говорит Христос - но во сколько же времени тогда его разрушить можно?! И вечно трехдневное созидание сменяет почти мгновенное разрушение...
  Я свой храм в силах лишь в полном бегстве восстанавливать, т. е. ночью, в темноте, тишине и одиночестве благом - сначала имея лишь уныние и опущение рук, потому как хотя и изгнаны враги, а всё поругано, измарано и сожжено дотла...
  Когда находишься среди среды их и слова их проходят мимо тебя, то ты еще стоишь с храмом, но вот слово к тебе и сразу сотрясается храм, а ведь слова идут еще и еще. Что же, взять палку? Да и что палка - она есть лишь признание бессилия. Да и он ведь к тебе с улыбкой, по дружески или с конкретным вопросом...
  Вот приду на занятия в понедельник, и они спросят, почему я не пришел в субботу отмечать свадьбу сокурсника - что ж, сказать: "не захотел" и "мне там нечего делать", или вовсе гулянку "обличить"?! - ведь вопрос-то с непониманием и добром. "Не смог" - отвечу, но будет ли это правдой для меня и убедительно для них...
  
   __
  
  О фильме "Покаяние": это шаг вперед, но и в сторону.
  Даже не хочется разбирать - слишком всё очевидно, избито.
  А вот о полезности таких шагов, напротив, не говорю, потому что не знаю.
  
   __
  
  В Евангелиях не противоречия, а очерчивание тела с противоположных сторон. Там своё место есть и для утверждения, и для отрицания. Надо вслушиваться, что, собственно, сказано, а что - нет - и это очень непросто, ведь слово не имеет формы и конкретных черт и мы лишь потому справляемся со словесными описаниями конкретных черт, что видели нечто подобное - поэтому, когда вещь огромна, как Вселенная, то трудности описания ее возрастают до немыслимой степени.
  ..."Но пришел сильнейший, и, победив, разделил имущество побежденного, и отнял его оружие, и сделал это оружие своим" - и это для меня руководство, надо овладевать их оружием и обращать его против них же.
  
   __
  
  "Пот был под мышками - писания час первый"...
  
   __
  
  Голубое небо - это всё светлое, из людей возносящееся, а темная земля - это всё темное, из людей истекающее.
  Теплеет - и веселеет дерево, холодает - и трагическим становится....
  Как я понял, секира при неплодоносящих яблонях и грушах лежит, а кто березам и кленам подобен?!..
  
   __
  
  Вещи, что вокруг, ринулись в меня через глаза, и под их тяжестью рухнул я...
  Почему, кстати, в перспективе вещи уменьшаются именно настолько и почему они вообще уменьшаются, что говорит наука?!
  
   __
  
  Все писатели, например - даже и великие - разве они светочи? Таковы они разве что для слепой и сентиментальной учительницы /злой и сентиментальной/.
  И писания и жизнь их сомнительны - не было в них подвига, света и образа. С кем ни знакомился поближе, все таковыми оказывались - и Дост. тоже, несмотря на каторгу; но Дост. и Толстой хотя бы боролись, и хотя бы сознавали ничтожность свою - почему и были более великими - а у остальных же только гордость и изречения.
  Говорят: "пусть мои писания говорят за меня, я велик в писаниях" - это совершенно неверно...
  Да, жизнь - пустяк, но и в пустяке любом - символ и притча...
  Приблизить крупинку, как звезду и сделать солнцем, чтобы произросла жизнь во всей округе - или только на теле ее избранника - как земля есть избранник солнца, а прочие тела безжизненны.
  А может, каждая из звезд там, в бездне тьмы действительно свой клочок жизни как надо освещает и согревает...
  Как наше солнце? - 99% света и тепла его понапрасну расходуется и лишь 1% /точно не знаю, конечно, меньше/ на землю падает и жизнь дает. Остальным либо мало, либо много его достается - вот что уподобить можно роковым страстям! - и кто виноват, что слишком далеко или слишком близко они друг от друга находятся, солнце или планеты?..
  
   __
  
  Пост - это не только голодовки по пятницам, но и перманентное ущемление себя и отказ от того, что мог бы себе позволить. И разные степени этого отказа - по степени скорби духа. Голодовка - это уже последняя стадия - достигаемая не по расписанию, а от реальной скорби - оглушила.
  Но чем ниже уровень поста, тем он должен быть длительней, постоянней и чаще. Для меня уровень жизни без куриных супов и пловов, ТВ и болтовни должен стать постоянным. Постоянно ощущаю, что я не заслужил их и что так питаться, например - это скотство, которое незримо порочит идею.
  Ведь есть чувство, что мог бы говорить пред ними в образе, но опять выговариваю скомканное. Не пора ли?
  ...Все же, странно и удивительно: комната полна людей, звучат смех и говор - преподаватель рассказывает о гражданской обороне от ядерной смерти /буднично рассказывает, сытый кот/ - а в тебе потоком несется совсем иное слово, причем не смутное только, но и отчетливое - от отчаяния отчетливое - и оно такое чужое им... - как и сам я такой чужой им, Боже, такой чужой! Словно я не там родился, не в том мире и нахожусь по ошибке здесь и против воли; "не хотел я здесь родиться" - в том монологе и это было...
  И по улицам идя - уже по сверкающему солнечному миру - по инерции чувствовал то же.
  Машины - чудовища. Опять же, привыкли. Привычка и Христа в ничто превратила.
  Чудовища и боги полезные и укрощенные...
  Вспомнил, что вначале ужасались их люди и ломали, как исчадия ада.
  
   __
  
  А ведь сон на дежурстве - это тоже нечестность, обман. Или вот, например, Киям-начальник не приходит свои посты проверять - или приходит рано, а пишет, что пришел чуть ли не в полночь - видимо, так полагается. И Насима всегда уходит пораньше. Какому честняге всех нас заложить?!
  При всей даже бессмысленности, это тоже, вроде бы, испытание на честность - бессмысленность которого можно рассматривать лишь как искушение!
  Или: с кем-то вроде бы всего лишь здороваешься, слегка улыбаясь, но ведь это ты уже в солидарности с ним расписался - и теперь должен скрывать, что на самом деле ты другого мнения и не случайно, с ним разговаривая, в другую сторону смотришь.
  И от каждого, с кем имеешь дело, зависишь - потому что что-то получаешь, хотя бы пустяк и ту же улыбку - поэтому чешешься, чувствуя, что ты весь в долгу, как в шелку.
  ...Это слабость - такая ненависть к людям, но, может, за полосой отчуждения, за ее пиком случится ее превращение в новое качество, а именно в любовь к ненавидящему тебя? ...Нельзя любить чужого, отчуждение - это антипод любви - ненависть боящегося.
  ...Вот папа хлопочет, меняя Жене белье, но, может, мое раздумчивое и тихое похаживание больше для его души значит?
  Ладно, пора входить в свое уединенье и хочу, чтобы там не было ни пищи, ни воды, ни грызения ногтей - ничего постороннего.
  Ведь раздвоение, приводящее к запустению - о котором говорит Христос - это трагедия многих; и даже: в этом суть всякой трагедии. Типично: человек восхотел стать лучше, но лишь раздвоился.
  Христос делал слепых зрячими, калек - полноценными, расслабленных - полными сил, из сумасшедших изгонял бесов и даже воскрешал мертвых - всё это не только реальность, но и о Себе, Своей раздвоенности притча.
  ...Вот на человека действует сила - если выдержит он воздействие ее, то она перельется в него.
  Тюрьма и армия - это силы великие.
  А любить и верить не только приятно, но и потому хорошо, что только при позитивном настрое будет у тебя результат, а не голые нервы - и этого никак не понять человеку утилитарно практическому.
  "Шесть дней - дела, седьмой - Богу" - всегда считал, что седьмой, это - воскресение, но, оказывается, воскресение - первый день!
  Впрочем, не все ясно.
  Все, в конечном счете, определяется тем, насколько ты силен и определен в слове - а иначе едва обопрешься на него и попытаешься выстроить что-то, как оно уже расплывается и, как вода - если не воздух - уходит сквозь пальцы.
  "Любовь" и "правда", "добро" и "зло" - это не просто мир, а мир в интерпретации солнца, сила в интерпретации солнца.
  Может, небо не голубая простыня, а дверь - которая потихоньку приоткрывается, а мы этого еще не замечаем; и, может, она уже распахнута, раскрыта, раз такая голубая!
  
   __
  
  И вновь я целеустремленно пронизываю город, спеша домой, чтобы вылить или - лучше - реализовать свою жгучую боль.
  Плохое есть в каждом и все эти болезненные изломы, наверное, не сами по себе, вероятно, это тоже бесы.
   А вот хорошее может быть и без Духа, потому что душа не только сосуд, но и живая нежная сила; она не столько объект, сколько субъект жизни.
  Всюду, кстати, деление на кесарево и Божье: рутина - творчество, практическое - духовное, тело и душа. И каждому положено свое место и каждому платишь свою дань.
  Праздник на улицах.... "Праздник" - "рад", но какое-то "з-з" вклинилось и какое-то "п" пластилином прилепилось.
  "Лужи" - сказал я, шагая с той болью и в полном упадке - "и вы темные; будьте хоть вы голубыми и сверкающими. Знайте, я приду и напишу, что "луж вереница смотрела на меня сверкающе голубыми глазами"".
  "Иссяк, иссяк, опять готов пойти на круги своя!" - заметить это глухо на дне себя и уйти машинально к себе же, где лечь расслабленно и расслабленно же думать, мол, "да, слабенький, слабенький" - копя силу и ища хотя бы зацепку какую...
  
   __
  
  См. ранее: ну, то, что храмом человеку надо стать - это, похоже, преувеличение - замкнутой системой быть бы на людях, но и это не легче, чем по морю ногами идти.
  Оставлю море шуток шутам, а океан рассуждений - болтунам и уже суше будет под ногами.
  "Приблизилось Царствие Божие" - раньше не понимал, что это означает, а это на земле оно ближе стало, в наших душах.
  Потому-то и необходима дьяволу такая агрессия - до фантасмагории и забвения, что человеки мы и только человеки. Вот выписка из букваря: "На Красном Знамени - серп и молот, у Знамени - советские воины. Слава советским воинам! Слава миру на земле"! А в промежутках - ежики!
   Да и воспевания труда - чума и вездесущая зараза.
  Пришествие Христа, победа над злом и тысячелетнее царство есть финал этого к нашей душе приближения. Чем больше Его будет в нас, тем сильнее отразится Он и во внешнем мире.
  ...Предложение - равнина или гора - если есть главное слово. Вообще, слова неравноценны. К тому же, писались они, допустим, с одним ударением, а прочитать их можно с другим - или даже с другими; можно искусственно выделить даже совсем скромное слово...
  ...Часто в Библии фигурируют "род", "город" и "народ" - а ведь это предопределенность.
  ...А так действительно бывает - то, что втайне было, потом опережает всех. В те времена было так много бродячих проповедников, что Он был неприметен в общем бурленье, но потом все померкли, а Он, напротив, засиял и набрал огромную силу.
  ...Я сам себя отогреваю такими мыслями своими - не давая себе остыть и остановиться; но и только, а должен быть поток "реки воды живой".
  ...Тот, кто хочет высшим служением служить, тот должен исполнить то, что Христос апостолам сказал.
  И уметь отделиться - как Христос, войдя в лодку.
  Вообще, часто в Евангелии "уходили в пустынное место".
  ...Да, но все же, как были народы язычниками, так и остались - не близко им Божественное.
  Интересно, кстати, кто были первые человеки, ступившие на землю нашу русскую?! Нет от их ли - или его, единственного, быть может - характера и пошла характерность целой нации?!
  
   __
  
  Дома похожи на головы неких исполинов, закопанных в землю - и тогда люди, которые в них - это их мозг и "внутренняя жизнь"!
  Ряд домов улицы как фазы состояний одного и того же движущегося дома - движущейся идеи дома!
  А дерево как клубок змей; или как странная - многовершинная и фантастически крутая - гора; или как рука утянутого в трясину, молящая о помощи; или как памятник чему-то бывшему на этом месте; или чей-то страшный след, на который солнце положило свою теплую руку...
  
   __
  
  Христос - это Бог, для примера нам вошедший в человеческое тело и в человеческую душу: и мы можем, и в нас войдет. Он прожил жизнь человеческую, чтобы познать ее и дать нам советы, как нужно проживать ее и как с ней справиться.
  Написано, что невозможно нам увидеть Бога, но, наверное, и у Бога есть подобные проблемы в отношении нас, раз так велика разница.
  Явил бы Бог на безмятежном небе голубом великие знамения, и верили б в Него? Не добровольно? - но ведь Христос взывал к нам - то был бы тот же зов, только проще и недвусмысленней, чем зов словесный? Впрочем, Бог и так во всем - как солнце в каждом луче своем - и привык человек, не падает, например, ниц от грома и ничему не удивляется. Да и в удивлении ли и в вере суть - человек, поверив, должен справиться с Божьей проблемой и Божьим подарком...
  
   __
  
  См. ранее /дома - головы/: как у людей неподвижны их штукатуренные, крашенные и облицованные лики...
  
   __
  
  Недоволен кем-то дома? - выказываю недовольство, доволен? - хлопаю по плечу, говорю ласково и "лезу" с советами и пожеланиями. А надо не так: молчи. В стоящее пусть чувство перельется. И вообще, всё, что выходит, опустошает человека.
  
   __
  
  ...Солнечные лучи как трубочки, по которым стекает свет, причем свет этот как "разбавленный" огонь. Подобная "фантастика" меня почему-то радует...
  Ах, человеку балластом вся земля, весь черный шар, прикрепленный к ногам.
   __
  
  
  Не часто, но попадались при последнем чтении Евангелия противоречия, которые я себе не смог объяснить /но которые смог увидеть/ - к примеру, в одном месте Христос говорит, что три дня будет в аду /впрочем, засомневался и стал искать это место и, долго искав, не нашел, но из того, что проглядел, почувствовал опять, что и об аде, и о преисподней нет у меня своего понятия/, а разбойнику сказал - "сегодня же будешь со Мной на небесах".
  
   __
  
  Внезапно стену комнаты пробив, таран - толстый ствол с безобразно заостренным концом - влез в мою комнату; он уже остановился, а стена разломленная, все еще рушилась, опадала кусками.
  А когда вижу железный угол холодильника, всё представляется, что голова моя падает на него, да так, что за сломанными зубами я его холод чувствую языком.
  
   __
  
  Мне импонирует "будьте как дети" - я от этого не ушел, как "мудрые" взрослые. Здесь та же идея слияния противоположностей - вторым детством замыкается круг.
  Кстати, в принципе, любое высказывание можно применять всюду, где есть к тому основания - т.е. и в самых "неожиданных" случаях. Так и с высказываниями Христа, которые хотя и говорились по конкретному поводу, но выражены в общей форме.
  ...Каждый из нас как первый человек, каждый - Адам; так надо ощущать себя.
  
   __
  
  См. ранее: и наоборот, чтобы составить солнце, каждый лучик /лучик каждого!/ должен быть направлен в одну сторону и к одной цели.
  
   __
  
  Пока у меня нет самого главного - того, что впитало бы в себя всё уже достигнутое и стимулировало достижение несравненно большего. Пока распад, прокручивание, засушенность и проч. Нет поля - только оазисы и пустыня.
  
   __
  
  Глаза как два солнца лица - ими оно освещается.
  А солнце - золотистый цветок, играющий в сияющем лоне голубого неба. Странное, все же, у нас над головой.
  
   __
  
  "Возлюби ближнего своего, как самого себя" - возлюбить, как самого себя возлюбившего тебя, как самого себя?!
  
   __
  
  Познание Бога возможно по творениям Его и по самим себе.
  
   __
  
  А дома - это особая каменная среда, в которую мы вынуждены входить - и она разрастается, набухает, как мелкие частицы впитывая в себя наши жизни.
  
   __
  
  Что-то опять затягивается решительная перемена - и опять теряю бдительность, и не верю, что придется платить за "уклонение" свое - кажется, что всё так и будет длиться...
  Но ведь мы всегда торопимся. Всё будет, только не так быстро, но будет, и идет к этому. Будет...
  Качественное изменение есть следствие суммы количественных, но и каждое количественное изменение есть качественный переход, только другого уровня.
  Мы все между жизнью и смертью находимся - сколько-то в каждом из нас жизни и сколько-то смерти; всякая болезнь, слабость и немощь, всякое зло, непонимание и дефект - это дыхание смерти, которая в нас - но также и с жизнью.
  
   __
  
  ...Намного ли ушло наше бодрствование от нашего сна?
  ...И диапазон во всем - так папа, например, не может быть очень далеко от своих коллег - а иначе не смог бы жить с ними и по природным законам произошло бы качественное изменение...
  Человек исключительный займет свое исключительное место хотя бы потому, что из обычных и нормальных мест его вытолкнут естественные силы отторжения.
  Нелепо пытаться представить его в домишке с тещей и молодухой, всего в хозяйственных хлопотах, с ребятней и прочим.
  Но, с другой стороны, имея необходимость - да и потребность - работать каждую свободную минуту, он не должен быть так уж чувствителен, чтобы заниматься духовным только ночью и в тишине. Пусть будет хуже получаться, но надо приучать себя и к желтому свету, и к сумраку - этому жидкому мраку, источаемому стенами; надо и в ходьбе и где угодно, едва есть возможность, отрешаться. Хотя основа основ, то, из чего произрастаю, есть именно одиночество и тишина, черная или желтая тьма, и каждую возможность для нахождения там надо использовать - зная, например, что плеск музыки в наушниках - это 2-ой вид тишины. Все из этого произрастать должно и на этом покоиться.
  
   __
  
  Роспись - неразборчивая и без конца - это мы сами.
  А что ты хочешь - в "я" и "а" звучит.
  
   __
  
  "Нет пророка в своем отечестве" - т.е. с близи и привыкшему нельзя понять его правильно.
  Если развить, то самого себя оценить вовсе невозможно!?
  
   __
  
  Художественность сна...
  Во сне могли бы быть открытия и даже работа! и не оттого ли там сумятица и ерунда, что ты не целен и разбрасываешься?! Посмотрел вчера ТВ, вот его мотивы и снятся. Или похоть....Был бы чист, и сны были бы чудеснейшей из всех творческих возможностей.
  Всякое внутреннее "копошенье" и так называемые "мысли" есть нечистота или имеют причиной своего возникновения внутреннюю нечистоту?!
  
   __
  
  Смирение - всё для хотящего творить и постигать /кстати, оно неразрывно связано с любовью/ - не просто "легче жить негордому", а и только негордый может сотворить и не исказить; горе гордым, горе горе, гордый гору взвалил на себя и погребен под ней, если и жив. Но как отрешиться от гордости? /также: как полюбить?/ Вериги носить? - это с отчаяния, это безнадежный случай. Может, если просто делать свое дело и нести его крест, не акцентируясь на этом вопросе, то прибавляться будет смирения и любви?
  
   __
  
  Нужно настолько духовно разогнаться, чтобы во мне произошел качественный скачок и началась самогенерация, лавина /и взрыв, смерть?!/. Такие явления встречаются в физике. Буду как спутник на орбите! - а пока я только ученик садовника, самый мелкий "виноградарь".
  
   __
  
  См. чуть раньше: всё это похоже на один из случаев притчи - на семя в плевелах.
  Плевелами является почти всякое "искусство" - ну, и зачем мне все знать и все перебирать? Нет же, приятно покопаться червем в навозе этом - беру Брейгеля, слушаю всё, что можно услышать из музыки с репутацией, хочется и то и это "изучать" - тогда как твое сосчитанное время идет и его уже, собственно, нет.
  "Враги человеку домашние его", "возненавидь отца и мать" - все эти искусства - или, например, Ромка - это ведь тоже родственники, которых надо возненавидеть, чтобы отделиться.
  И вышли из лица черные прутья частоколом во все стороны!
  
   __
  
  ...Все же, хорошо все время жить в одном городе - становится родным, узнаешь его. В случае с Ван Гогом, наверное, свою негативную роль сыграло и то обстоятельство, что он в разных местах жил - губит оторванность, давит, когда вокруг постоянно мир незнакомый, чужой.
  В незнакомом, случайном и просторном месте, во время тоскливого ожидания снаружи и внутренней неразрешенности подумал: "песчинка ты /затерто, затерто, но ты-то чувствуешь/, до странности мир огромен, даже деревья и дома больше тебя". И еще: "что ты? Что твое существование и вот эта минута? Намного ль больше бытия-небытия вот этого стола?" - это была мгновенная волна; нестойкая, она ушла, но в истинность свою уверовать заставила, смогла.
  ...Приходит человек в мир и все учат одного, сеют в него семя еще тогда, когда его личность спит - отсюда такая однородность, своего в каждом - одна маленькая доля...
  Все же на моем лице отражается нутро моё - одухотворенность, нервность, угловатость и страстность, но - как и в руках - не всегда. Моё "дружелюбие", например - это почти заискивание от страха.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"