Постмодернист: другие произведения.

Самоанализ религиозного постмодерниста-58

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
 Ваша оценка:

  
   __
  
  "Там комнатка, в высоту большая, чем в ширину, и потолок зачем-то планками расчерчен на квадраты".
  "Входит, подслеповато всматривается и едва намечает приветствие - "сстрасьте". Конечно, не так увлечена официально-улыбчивым любезничаньем, как дамочки - да и то сказать: высокая старая корова - жизнью не взбудоражена до щекотки, как они. Зато, пожалуй, чувствует и замечает что-то - в отличие от тех, которые не видят ничего, кроме самих себя".
  "Голова пугающе болит - будто опухоль или синяк между полушариями; прямо по хребтине носа проходит; хотя вот в горло бьет и сзади, под черепом..."
  "Пишущий живопись думает: "Конечно, я не Ван Гог, но...". Качаю на него мысленно пальцем: "Э, папаша, случайно речь о "гениях" и "свершениях" никогда не заходит, наверное, и тебя беспокоит что-то - хотя действительно смешно...""
  
   __
  
  Сильны лишь горячая привязанность и холодная враждебность.
  Не надо заблуждаться: мир - это либо победа, либо подчинение. Прочие ситуации - миражи, заблуждения и перемирия.
  Считают войну жестокой бессмыслицей, а это проявление закона естества, не терпящего неопределенности и переходности состояния...
  Нет, я не бессилен - так, как это обычно понимают - но действительно: не хватает сил. Что-то могу - а в предчувствиях даже много могу - но быстро задыхаюсь и устаю, легко отвлекаюсь на тысячи вещей, не могу довести, "дожать", "развернуть" и налить соком.
  А раньше - немного прошло лет - был бессилен. Помню, писал что-то школьническое - наверное, и сейчас где-то лежит - мол, "вчера на Новый Год ходили к К...."; кстати, главной там было та мысль - или, скорее горькое и только что испытанное чувство - что бессмысленно и противоестественно ходить в гости к людям, с которыми тебя ничего не связывает... - да ещё с маменькой. Я и сейчас так думаю - и никуда не хожу; и даже не порываюсь пойти, не томлюсь и не скучаю по этому.
  
   __
  
  Вспомнил вчерашнее: "днем записывал, как и сегодня, т. е. долго и муторно, без конца беря передышки - словно тяжелый воз душой тащил. Вечером.... Горел желтый свет над постелью. Уже в 8 часов сказал им: "я пойду сегодня лягу пораньше" - мол, устал после дежурства - обманул, не соврав, желая лежа читать и думать. Ещё до этого, часов в 6, кончив, наконец, писанину, думал: "сейчас пошляюсь и отдохну, а вечерком, в темноте подумаю с отдохновением так, как вчера". ...Читал - но не так, как вчера; выключив свет, думал, но недолго - заснул; и снилось что-то странное, потом долго гадал и вспоминал - что. Кто-то говорил: "это немного слишком просто - "ноги раздвинуть" и что-то тянули за четыре угла, превращая в картину...
  
   __
  
  Лежишь вечером в сумраке, думаешь... - и сверхкрупную реальность наблюдаешь рядом: стена, загиб алюминиевой спинки стула и собственная рука, что мной положена на невидимое лицо. Они сообщники: руки и лицо; не зря интеллигенты, задумавшись, так любят опираться лицом и головой на руку... - которая может быть выше лица, выше всех, но обычно находится ниже, на уровне срама. Лицо, которое мыслит, но не делает и руки, которые делают, но не мыслят - они так дополняют друг друга, что у них почти нежность любовников. ...Какие-то шорохи и запахи - и твои собственные и дома - какие-то дуновения и тени, всё крупным планом...
  ...Серый, деревянный, большой дом, где-то одиноко стоящий. Сумерки, но огней нет - однако, в полный голос слышны разговоры, шумит холодильник, шелестят чьи-то газеты, спускается унитаз - слышно даже как кто-то чавкает, а вокруг него жужжат мухи...
  Наше тело состоит из частей двух родов: 1. Ствол туловища и ветви рук и ног 2. Плоды головы, кистей рук, ступней ног и срама.
  Наша опора - это ноги - и в ней есть предательский надлом посередине...
  ...Казенное место, учреждение с глухими коридорами и рядами дверей по бокам.... Днем здесь создается внушающая почтение атмосфера, ходит много очень деловых и официальных людей - правда, результат ничтожный - татарское радио - а вечером, ночью и на рассвете здесь бродит и дышит странное существо в ватнике и домашних тапочках...
  Пусть чад желтого света отнимает силы и саму жизнь - зато потом выходишь на волю и наслаждаешься каждым проявлением жизни, пьешь её как вино и ешь, как хлеб...
  "Ты посмотри на себя, до чего дошел - какой-то зачумленный, ничем не интересуешься - просто опустился; на лицо своё посмотри - как смерть! это болезнь, боюсь, как Женя кончит". /Последнее - реплика в сторону./
  А я про себя говорю "пусть говорят", весь захваченный блаженством от глотков горячего крепкого чая...
  Но вот, наконец, заметил легкую дымку - признаки вялости.... Часто заметить - это уже почти победить, а спросить - почти что ответить; рано или поздно, целиком или в ракурсе. Вопросы тоже не приходят раньше времени - до него они кажутся бессмысленными, ненужными и абсурдными. И часто бывает второе дыхание - надо только перетерпеть небольшое сопротивление, отсеивающее всю массу слабых, т. е. слабо желающих...
  
   __
  
  Странно, но я занимаюсь "своим" не для славы, выгоды и т.п. и даже не для себя, т.е. не для самоутверждения или самосовершенствования - что, кстати, может, вовсе и не хорошо - а как бы ради самого "дела", для меня несомненной и непреходящей ценности его, к которой честь и мечта - приобщиться. "Ты увлек меня - и я увлечен". Когда увлечен - а я, конечно, нечасто таков - как раз и думаю лучше всего - становясь человеком вне времени - на все времена...
  С удивлением констатирую, что люди совсем не умеют думать. Они прекрасно думают только в житейски практическом и физическом смысле, где всё у них твёрдо, недвусмысленно и окончательно. Духовное же оказывается стихией, в которой плавают лишь сволочи писатели и поэты. По сути, кроме догм, людьми почти ничего не накоплено...
  Окуджава: "надо что-то среднее, да где ж его взять"! Фромантен, Эразм, газеты... - это не мысли, а дрянь.
  Мысль - это выявившаяся закономерная связь X с Y. Впрочем, к сожалению, в обосновании её всегда есть нечто мистическое...
  Люди не понимают, что всё связано, закономерно и объективно, они плохо умеют отдавать себе отчеты - в чем угодно: в своих собственных чувствах и впечатлениях, в чужих словах и мыслях или в совсем посторонних исторических событиях...
  Они ищут в слове и в мысли слугу - вот и получают маленького слугу; искали бы повелителя - получили бы в размере повелителя. Человек, у которого мысль раба - сам раб, а у которого она повелитель - сам повелевает - собой, а значит в чем-то и кем-то - хотя и служит мысли...
  Это же изначальное: человек в пространстве и нет ничего и никого, никаких знаний и умений - и ты, делаемый ничем величием и неоткрытостью пространств, по сути, "торчишь", а не всматриваешься.... Пространство близко, а вещи и материя поодаль...
  Слово не только выражает, но и познает...
  Наблюдаю, как первоначально идет толчок от реальности, но затем вступают в силу собственные законы жизни слова - так что в конце видишь, что получилось нечто идеальное...
  А еще слово завораживает - как и всякое представление - как раз таки лишаешься способности думать.
  
   __
  
  Папа усвоил роль просвещенного арбитра: я ругаю Вовку, что он мало делает, тот глупо уверяет, что всё совсем наоборот и папа: "вы оба преувеличиваете". Казалось бы, в запальчивости действительно легко преувеличить, но не в этом случае: "не знает, а говорит". А Вовке это заверенный оправдательный вердикт.
  
   __
  
  Чем больше одиночество, тем сильнее ощущаешь себя. Издавна этот образ во мне: один дома и никто не придет, и ты живешь тихо и вдумчиво...
  
   __
  
  Парадоксально, но от глубинной чистоты моей и чувствительности рождаются раздражение и все неприятные чувства...
  В их мире - который на их взгляд не так уж плох, раз в нем есть своё добро и порядочность, и все добродетели - о чем нам сообщают "мораль", "нравственность" и "этика" - я всегда буду хуже их - а в моем мире всегда будут хуже они...
  Фу, кажется, наконец, обработал всё, что вчера, за два часа пребывания "человеком на все времена", на бумагу налил. Хотя слишком гонористо, эмоционально и банально писал... - и сейчас писатель вымотанный повалится и неизвестно, скоро ли оклемается - для того, чтобы всё начать сначала...
  Когда хорошо думается, приятно, а вот когда пишешь, иногда бывает ужасно - заставляешь себя так, как раньше случалось только перед экзаменами.
  
   __
  
  Черное небо на самую землю спустилось, а голубое небо так поднялось, что достигло каких-то иных миров...
  Лишь ночью мы в космосе...
  
   __
  
  Показывать надо не только что смотреть, но и как...
  
   __
  
  "Семья" - "семь я" - "семя".
  "Знать" - "знак" - "звук" - "звать".
  
   __
  
  С Землю нажито духовной земли и, значит, грядет появление жизни...
  Для меня совершенно очевидно, что романное начало уже изжило себя и не годится для создания Вечного, хотя каждый элемент романного и поэтического будет использован для произрастания жизни. Собственно, кризис очевиден для многих, но не всем очевидно, что без Вечного не обойтись...
  
   __
  
  Холодильник как модель современного человека /я бы ее не замечал, если бы Женька не лазил за вкусненьким и не трепал нам нервы!/ - это брюхо, набитое жратвой и одно только брюхо. Урчит самодовольно, но иногда сердится и ярится; болтлив, но ни на кого не обращает внимания - бубнит монотонно, с удручающим постоянством. Такого эгоиста не сдвинешь с места. Белый, гладкий и железный идеал, современный Аполлон...
  
   __
  
  Кисть руки как взрыв, когда она раскрыта. Или как нервы - то вздыбившиеся, то вялые и поникшие.
  
   __
  
  Когда вглядываешься в себя, то за словесными "строениями" и бессловесной "природой" видишь темные и голубые пространства - быть может, это не меньше, чем космос...
  Итак, душевно - бессловесно, не выражено /по сути, и не выражаемо/ - всегда содержание, а духовна словесная форма...
  
   __
  
  Лежащий - поверженный или покойный - сидящий - присевший или восседающий - стоящий - в нерешительности или упорно - идущий...
  
   __
  
  Сколь многого я не испытывал:
  Ничего стоящего не делал своими руками от начала до конца; не умирал, не убивал; не женился, не целовался, не обнимался; не насиловал, не имел детей; не был на юге и в других странах, не водил автомобиль; не был унижен, не голодал, не воевал; не был наг, не проповедовал; не писал романов, не был в местах, где живут избранные всех сортов, не был самим собой на людях...
  Но любил, танцевал, ухаживал, пил, курил, дрался, озарялся, писал, ездил на поездах, плавал на пароходе и летал на самолете в дальние города...
  
   __
  
  См. ранее /в их мире я хуже их/: потому что они живут по своей мерке, а я - нет; я подлинен лишь тогда, когда полон "своим"...
  Глаза сощурены и напряжены - похоже на дрему, но это нечто обратное ей. Гудение и гул - напряжено пространство вокруг. В конце концов, всё очень просто - всматриваешься и вслушиваешься изо всех сил, до самозабвения - и так часами, до рассвета...
  Суть в том, что человек в меру своих сил способен решать лишь то, что насущно для него; часто "общее" для него есть нечто отвлеченное - оттого со всех страниц и лезет только жалкая чепуха. ...Решают насущное без общего и получают дрянь, случай и произвол, и решают общее без насущного - и получают то же самое. Как в материальной науке было: от реальности поднялись к теории, а уж затем - очень не сразу - вернулись обратно в реальность - наплодив холодильники, машины и всё, что угодно.... Словоблудие изжило себя и порочно. Нужно вернуть честность, требовательность - связанную с сомнением - и веру в озарения собственной души. Нужна готовность жертвовать всем. Это не юношеский пыл, это сурово и надолго, но... почти безнадежно. Человек всегда раздваивается, делит свою жизнь на внешнюю и внутреннюю и оправдывает нечистоту внешней, сокровенностью внутренней, или внутренний застой внешней благообразностью и благопристойностью.
  ...Слово само по себе есть результат анализа и, значит, наша задача состоит в том, чтобы синтезировать его и вернуть жизни...
  
   __
  
  Серость глаз его сегодня казалась пеплом на белой глади...
  
   __
  
  Вот человек вынесен с земли на некую бесконечно протяжённую плоскость, похожую на пол или асфальт, на которой нет ничего и никого.... Почти всё скрыто во мраке, лишь очень близко - серый свет, и в него внезапно являются, "въезжают" - то ли как видения, то ли как реальность - всякие предметы и чувства, и человек - он гол - подходит и прижимается к ним всем телом и щупает их руками, так что мгновениями кажется, что он и они сливаются. От прикосновений кричат чувствилища человека, а от крика беспокойно ворочается его разум...
  
   __
  
  В школьных тетрадях ставят красные волнистые линии там, где шероховаты и косноязычны предложения...
  Но гладкость безлика. Сколько их было - гладких, ценимых - но каков результат? Если что и говорило у них, то лишь самим себе вопреки - поскольку осталась негладкость. Пусть лицо будет таким, каким оно есть: плохим, косноязычным, ничтожным, но с проблесками. А честно верящие в гладкость бьются и мучаются, но не могут себя выразить.
  
   __
  
  ...Уже поднявшись к выходу, от хорошего настроения и шутливо любопытствуя, говорит мне: "Спокойной вам ночи!?" и я, на него уже не глядя, и проходя к своему столу, как-то очень покойно и машинально отвечаю: "Спасибо-о.... И вам... тоже всего хорошего". Не четкая формула, а человеческая усталость и отсутствие рисовки. Обычнейшие слова, но вот попробуй произнести их подлинно.... Да, тогда я был настоящим - сидел в темной коморке, задрав ноги на стол и думал - а к нему вышел лишь на секунду, неудобно не выйти /а, впрочем, машинально вышел, заслышав шум/.
  
   __
  
  Жизнь - это 90% пустого времени; причем и в непустом - 90% незаконченности и повторности...
  
   __
  
  Прекрасное вызывает боль, страдание и отвращение, если у него повреждена хотя бы малая часть, а безобразное вызывает радость, если на нем есть что-то светлое и хорошее. "Об одном грешнике кающемся"?...
  ...Конфликт отцов и детей - это, конечно, реальность, но на собственном опыте знаю, что гораздо ревнивей отношения между равными - братьями, например. Малого пятна и изъяна достаточно.
  
   __
  
  см. раньше: сколько мистики в любви, например. Что такое? Два обычных субъекта и вдруг именно между ними возникают какие-то таинственные связи и силы...
  
   __
  
  Материальный мир вокруг можно трактовать как взрастающее погребение. Растут и деревья и дома, как джунгли, заполняя всё больше пространства и всё тесней подступая к самому человеку...
  
   __
  
  Что чертил Христос на песке - зная, что сотрется?...
  
   __
  
  Быть может, мы должны быть как день и ночь, вдох и выдох, т. е. как маятник, когда мирское и духовное сменяет друг друга. Пусть здоровый полнокровно наслаждается физической пищей...
  Они могут не мешать, а способствовать друг другу. Так банальное копирование картин будит творческую энергию, а духовное творчество дает чувственное и эмоциональное восприятие внешнего мира...
  
   __
  
  В читальном зале все такие деловые, берут исключительно специальную литературу, а тебе Рембрандта подавай?! Ты кто, тоже, наверное, Рембрандт?! Небось, мечтаешь о высоком и бичуешь в думах нас, бездуховную толпу?!
  "Раз ты читатель этого читального зала, то это налагает на тебя соответствующие обязательства".
  Да я сам презираю таких!
  Причем уверен, что многие в публике так тупы, что всё "духовное" внушает им благоговение!
  А вот на дежурстве вполне мог бы расслабиться и, не стесняясь, читать про того же Рембрандта - потому что я не с ними, а по другую сторону барьера.
  "Да вот, выдалось время свободное.... Люблю живопись..." - репетируя, говорю про себя, потому что наяву никто и не думает любопытствовать. /Вру про себя./
  
   __
  
  Душа - это такая трава, что даже и дуновением колышется; но, чтобы воспринимать, она и должна быть гола...
  
   __
  
  Люди, как деревья, делятся на плодоносящих и неплодоносящих. И поступки так делятся, и даже состояния конкретного человека...
  
   __
  
  "Пение" - "пена" - "пьян".
  
   __
  
  Нельзя всех поголовно обвинять в скудоумии, нерадении, нечестности, слабости и т. д., раз люди в целом ничего не достигли. Были и не такие.... Они - это ты, человек думающий и желающий постигнуть, но не преуспевающий - и на этот раз живущий в мире под именем "Дима"...
  
   __
  
  Хотения - похоть.
  
   __
  
  Никогда в такой полноте не чувствовал свою малость и все пугающее и неопределенное, вытекающее из такого моего положения. И в ближайшее время невозможно что-либо изменить. Иногда в башке всплывает что-нибудь из ранее написанного, и ты трогаешься ужасным подозрением: "что это такое?! Было ли в этом что-то?! Так похоже на призрак, труху, тлен и пепел! Рассуждал, как придется, благо рука вела... - не дерьмо ли, как и всё на этом свете?!"
  И не перебиваешь себя, мол, нет, конечно, нет. И не лезешь искать, чтоб проверить...
  Тленное вечность обретает в небытие и в пространстве...
  Хочу, чтобы со страниц поднималось дыхание, дуновение, ветер, а не сыпалось семя, потому что это, возможно, не семя, а мусор...
  Что ж, стери жир с замасленных губ, сядь и затрепещи...
  
   __
  
  В Библии есть места, которые называют мифом, легендой - это нечто совсем другое, не о виденном и слышанном своими глазами, ушами...
  
   __
  
  ...Это же твои избыточные труды высираются...
  Папе кричал: "Козёл".
  Или сорил беспардонными словами, бранясь с матерью в присутствии постороннего, а потом отмахивался, мол, что мне ваша вежливость!..
  Надо избавляться от вставок типа: "Боже мой", "Пошёл к черту", "Черт побери", "Чертовщина", "Ядреный корень", "Скот", "Козёл", "Кретин" и т.п. Позорный и даже кощунственный арсенал!
  А сколько просто мусора...
  Отними у птицы крылья и она превратится в самое уродливое, нелепое и нежизнеспособное существо...
  Также: "теоретизирование" - мой злейший враг. По сути, это второй полюс к скотскому "му-у-у". Полет, но за счет отрыва от своей человеческой сущности. Я насквозь вижу этих собственным умом упивающихся людей, у них только остроумие в почёте /презираю!/. Все, кому не лень, "летают", в итоге образуя мешанину.
  Также остается фактом то, что сиюминутные чувства часто бывают несправедливы. Наверное, это потому, что несправедлива и неправедна сущность наша - это она, откликаясь, срывает "берега" и "опоры" благообразия...
  Понятия "собственные усилия", "воля" и т. д. для меня потеряли обычный смысл... - я не один живу, а на пару и в диалоге с кем-то, кто выше меня и кем я не могу управлять. Я служу ему, стараюсь выполнить все его требования и полностью загружен и поглощен им.... Я не могу гарантировать, что, например, сегодня вечером у меня что-то получится. Когда я в контакте с этим духом, то чувствую в себе великую силу, опытность и твердость - что странно: откуда бы взяться опыту, если все время сидишь дома? Откуда твердость, если во мне столько малодушия...
  
   __
  
  На современном производстве без неприятных ощущений могут работать лишь люди лишенные человеческой индивидуальности. Однообразия требует и само производство, и производственные отношения людей. На своем личном опыте это ощущаю: сейчас чувствую себя гораздо раскрепощеннее - личностью.
  Однако, я такой изгой, о каких, не прочитаешь и в книгах. Моментами это очень мучительное чувство, но оно же и подхлестывает с непреложностью факта. Факты - это важнейшая вещь и они могут работать не только против тебя /как обычно/.... Человек ни за что многого не достигнет, если ему есть куда отступать - он обязательно повиснет в пустоте компромиссов...
  
   __
  
  Мы заботимся о ближних лишь из эгоистических побуждений, вот и выходит склока.
  
   __
  
  см. ранее / "теоретизирование"/: они мыслят массами, всем стадом - а тот, кто остается единичным человеком при таком подходе - изобретая помощь сразу для многих - неизбежно впадает в невразумительную мистику.... Установить "хорошую" внешнюю систему и люди тоже будут хорошие - ведь внешнее влияет на людей! Но всё дело в том, что это внешнее неизбежно будет находиться в динамическом равновесии, в соответствии с самим человеком /которым реально воплощается это внешнее/.
  Нет, рассматривать надо единичного человека, нужна модель человека как такового...
  Вроде бы этим занимается литература и художество, но у них крен на противоположный полюс - нет мысли четкой, стихия жизни заливает всё.
  Итак, полнота и истинность неотделимы, не должно быть "специфичности"...
  
   __
  
  Я - дерево. Сейчас с болью, а не поэтически это говорю /помню, были "Деревья-музыканты", да и сам когда-то что-то подобное писал/. Омертвевшее и застывшее дерево, дерево в всем ветрам открытом пространстве, дерево, немо дрожащее и шелестящее ветвями своих чувств...
  Вбирание большего количества жизни должно дать больший результат. Надо проживать своей сущностью как можно больше...
  Вполне сознаю, что пишу на "механическом" уровне; да и сам импульс невелик. Выше должно быть нечто юродивое, некий искренний монолог...
  Нужно воссоединение действительности и сна в писании и в состоянии...
  Рациональное - это костяк и скелет, а чувственное - это плоть и кровь.
  Быть может, так и надо: живое ощущение от мертвой для меня реальности я умерщвляю, записывая костяк, схему, мысль, но затем, спустя время, оживлю её, мысль собой - пересоздавая реальность по своему образу и подобию?..
  
   __
  
  Пренебрежение и недооценка практических дел также вредна, как и переоценка...
  В образе я это себе так представляю: конечно, захвачен главным, а практическое делаешь настолько, насколько видишь, причем нисколько не медля и не колеблясь...
  Хуже всего бывает, когда в тебе хлюпают пустоты.
  Однако, внешнее само не приходит, надо идти к нему самому - причем до футбола совсем близко идти, а если будешь оперу слушать с тем же старанием, с каким смотришь футбол, то, конечно, будешь ее обвинять.... Другое дело, что не во все дали стоит идти конкретно тебе.
  
   __
  
  "...И этот свет мгновенно погасил весь остальной мир, материю, звуки и запахи..."
  "Было так сыро и темно, что казалось, будто всему земному угрожает опасность гниения от этой сырости".
  Одно дело - мир из трамвая, на котором ты вновь и вновь едешь по одному и тому же маршруту - люди и машины перемещаются мимо домов по асфальту в солнечный день - и совсем другое - мир из окна почтового вагона ночью - и тоже вновь и вновь, потому что ты там работаешь /кажется, Вовино случайное предложение запало/. Лежишь на верхней полке и темный мир, ревя, несется за окном. Это космос, а город - "общая квартира"...
  
   __
  
  Сидишь за столом так:
  
  
  
   __
  
  Внутри нас мир находится в зеркальном отражении; там тоже обставленная комната и в ней тоже всё знакомо. А дальше космос, бесконечность, но мы, по сути, не имеем выхода в него...
  Основная идея заключается в воссоединении конечности с бесконечностью в круговороте, "колесе"...
  Кажется, я понял как разрешается взаимосвязанность и взаимозависимость полюсов: они связаны не жестко, есть люфт. Это как ноги: одна нога - один полюс, другая - другой; т.е. в твоих силах, закрепив одну ногу, продвинуть другую и так менять свою личность, развиваться и перемещаться духовно.
  
   __
  
  см. ранее: ведь и в духовном мире должна работать высшая справедливость: кто больше делает то, что от него зависит, тот больше и получает. Нет любимчиков у Бога - а они говорят, что, мол, нас Бог избрал. Отсюда и их стремление взять призывами, мольбами - часто это просто нечестно, надо сделать, а не выпрашивать, не клянчить и не истерики устраивать.
  
   __
  
  см. чуть ранее /почтовый вагон/: итак, вдруг захотелось быть бродягой...
  
   __
  
   Надо писать мир, а человека - только как часть его. Только познав устройство мира, можно познать человека...
  
   __
  
  В конце концов, я хочу быть уверен, что меня ценят за то, что во мне, а не из-за моего положения.
  Я хочу уйти из фальшивого мира положений...
  
   __
  
  см. ранее /главное - люди, а не дела/: отношения с людьми - тайная игра.
  И, напротив, без намерений и желаний буду подходить к делам. По сути, именно они - намерения в делах - связывают человека с другими людьми и именно из-за них он предается суетным мечтаниям и на каждом шагу ожесточается и впадает в отчаяние.
  Вообще, напряжения и усилия - это, по сути, судорога души.
  ...Да, это как футбол - когда мяч у тебя, забываешь мир и пустоту, и скуку. Восхитительно ощущение свершающегося мгновения, где расчет строится на том, что знаешь только ты...
  Даже в карты играл бы сейчас, если бы не знал, что карты - это чад, а футбол - это детство.
  
   __
  
  "Оживший мрамор человеческого тела".
  ...Это тоже парадокс: свет добывается из железа, кто бы мог подумать.
  Именно потому, что совсем несхожи и спутаться не могут, полюса в состоянии находиться рядом. Похвально их стремление образовать нечто полное и целое - т.е. то единственное, что содержит неиндивидуальную истину.
  Чтобы не зависеть от денег, надо не только обладать малыми потребностями, но и иметь все же хотя бы немного денег...
  Жизнь неподвижна, как дерево, но, хочется верить, что как мы, так и дерево созданы для движения настоящего, а не неподвижного - и хочется думать, что когда-то - до того, как всё, иссякнув, остановилось - так оно и было...
  Всё должно родиться второй раз - в осмыслении - и второе рождение, продолжая первое, в тоже время противостоит первому рождению...
  Первый раз всё рождает мир, который был до тебя, а второй раз рождаешь ты сам...
  Не противопоставляясь, ты не продолжишь других, а лишь повторишь.
  "Я не боюсь смерти, а боюсь мучений". / "Ударили С., который когда-то был у нас на детском собрании - помнишь? - сейчас ему 20 лет - по голове в армии ударили и у него расстроилось, а отца от переживаний недавно паралич сразил"./ Я с мгновенной решимостью решаюсь на смерть, когда очень измучен!
  "Нельзя говорить свои мысли и соображения "просто так" или ради остроумия, или ради тех же своих чувств...
  Вот пишу, но для самого не это на очереди - и речи пока нет, чтобы я смог исполнить что-то в этом роде.
  Как неподвижна наша жизнь: два-три положения и занятия, две-три мысли и настроения и всё - замерло время, лишь внешне стрелка продолжает крутиться. Нельзя ни помочь /Жене/, ни что-то сделать - и даже сказать и подумать чего-то. Хотя внешне мир полон движения.
  Для дерева горение - смерть к победе, а тление - смерть к поражению.
  Огонь нетленен и, значит, его кратковременность мнима...
  Пишу идеал, огонь, свое солнце - и остается ждать, когда оно будет достаточно сильным для того, чтобы осветить путь от себя до меня, согреть и родить жизнь.
  А пока у меня лишь луна, а, значит, и ночь и никого нет...
  Отчетливо вижу свой идеал, но не знаю, вместит ли он всё и не романтичен ли, раз столь очевидно навеян прочитанным: многие фанаты дела - или вот лорд, про которого сейчас читаю - таковы...
  Кажется холодом бледность чистого пламени. Глаза на дне, так что внешнее видишь очень издалека; всё внешнее усваивается духом, вовлекаясь в сложное движение. Очень молчалив и очень страшен, так что в его присутствии люди настораживаются и подтягиваются. Его чувственность не вульгарно плотоядная. Всегдашняя внутренняя сосредоточенность: он всё думает и спрашивает, и всматривается в каждый пустяк...
  
   __
  
  Только сейчас начинаю понимать давно известное - чем пренебрегал, обвиняя других и выражая уверенность в себе: всё тихо и постепенно сводится на нет - порывы, таланты, мысли и т.п. Сначала ты взбудоражен надеждами, но очень постепенно и незаметно всё же поддаешься завораживающим будням и растворяешься в них. Тебе особенно уже ничего не охота и ты даже не можешь вспомнить, о чем ты думал и куда рвался...
  Впрочем, что-то остается - так, подачка...
  В приливе воодушевления ты можешь говорить что угодно и быть уверенным в чем угодно - это проходит. Все мои страсти умещаются в стакане воды.
  В человеке должны присутствовать и жар и холод. Жар - как кровь, а холод - это наше белое тело...
  Некоторые прежние свои мысли и экспромты вспоминаю с удивлением: сейчас бы я так не подумал. Вообще, сиюминутность всегда накладывает свой отпечаток.
  Надо писать целую жизнь; себя как Землю, а окружающих как планеты нашей Солнечной системы. Т. е. эпос. И во всем - Бог - солнце...
  
   __
  
  Я слишком много читал для того, чтобы иметь иллюзии в отношении женщин.
  И насчет ума людей тоже.
  Либо ты продолжаешь традицию, либо всерьез ищешь ответы сначала - либо у тебя ничего не выйдет.
  Слово "традиция", как я его понимаю, подразумевает повторяющееся движение - так повторяются дни.
  
   __
  
  Человек ночью зашел во двор и начал перелазить через дома по прямой, нисколько не ища места, где бы можно было перебраться удобнее. Дома как огромные валы.... Сначала у него получалось, но скоро он впал в прострацию и потерял ориентировку - так теряет её в океане.... Преодолев дом, казалось, можно передохнуть, но он уже не может приказать себе это, ноги сами несут его к следующей преграде - тогда как руки дрожат, а из тела уже выкачен воздух.
  
   __
  
  Вытаскивал брюки из шкафа и случайно зацепил белый рукав рубашки - он высунулся на мгновенье, но затем сам влез обратно. Плотно в ряд выстроились пиджаки и рубашки - они как люди, в своих конторах потерявшие телесность...
  
   __
  
  Просыпание после сна - первое рождение. Затем ты живешь день, как несмышленыш, а к вечеру происходит второе рождение и уход в духовность.
  
   __
  
  "Он и в 23 года смог удивиться звездам. Сидел во дворе на маленьком стульчике и думал: "как далеко, и какая она там огромная, эта звезда; огромные пылающие тела висят в темном дегте бесконечного пространства...""
  
   __
  
  Знаю, по крайней мере, два ярко выраженных типа женщин:
  1/ Хищница. Крайне распространен. Все эти любительницы любезных слов и тонких улыбок, все, кто с претензиями. Женщине, как существу бездарному духовно, очень хочется заиметь и завоевать что-то.
  2/Антипод 1-му - простая, скромная и тихая. Вот только эту простоту часто сопровождает отвратительная убогость.
  
   __
  
  Бледное лицо - это тоже белый лист, только исписан он на обратной стороне...
  Зажмурил глаза - как бы положил перед собой черный лист, который тоже надо бы заполнить...
  Всё время мучает желание остановить потоки - слов, событий, вещей... - и вглядеться в каждую частицу их, но мчится и время, и пространство - хотя бесконечно повторяется...
  Вполне можно представить, что книги наших жизней уже дописаны до конца. Кто-то в середине свою книгу читает, а кто-то в конце, но никто не может ни погодить с прочтением следующей строчки, ни перелистать книгу вперед, ни перечитать ее заново...
  
   __
  
  см. ранее: нет никакого "неумения выразить" - это чушь, прикрытие незнания. В слове всё выражается в соответствии с тем, что есть в тебе - и отчетливое выражается отчетливо, а неотчетливое - смутным пятном.
  Итак, лучше писать маленькие конкретности, чем замахиваться. Пример: Достоевский. Да и лучшие современные писатели делают то же.
  Но много ли стоит случайный ассоциативный поток?..
  
   __
  
  ...Что ни скажи, они слышат только одно: "нападает". И, значит, враг. Меры принимаются незамедлительно, со слабыми воюют до "победного конца", уничтожая "гидру" в зародыше...
  /Выплескиваю то чувство растерянности и горечи, которое из благоразумных соображений воздерживаюсь излагать вслух./
  
   __
  
  Долгая ночь и муки смертные блуждающей души, из обжитого ушедшей в серое и темень. Весь мир: гуденье лампы, монотонный рык холодильника, тиканье и кряканье часов, ближний скрип и дальнее громыханье за окном. Она, душа застыла там, в моей дремоте на всю долгую ночь и только дергается и тычется, ослепленная и потерявшая разум.
  
   __
  
  То, что пишу, конечно, важно и серьезно, но, почему-то вдруг захотелось относиться к этому иначе - как к одному из обычных явлений моей жизни. Ведь нужно что-то как плод сочное и прекрасное - как мы и сами есть дух, воплотившийся в прекрасной и зримой плоти...
  Моментами - а может, часами и даже днями - ощущаю в себе такую полноту жизни, каковой не только не имел когда-либо ранее, но и не подозревал, что что-то в этом роде существует. Буквально, иначе вижу, слышу, ощущаю и дышу - иду вот и явственно замечаю за собой...
  
   __
  
  "Человек есть существо полезное и недолговечное - как кастрюля с супом".
  Думал о человеке, который умирал счастливо, испытывая умиление и благодарность. Его смерть была похожа на засыпание, только немного было дурно. "Говорят о чем-то тяжелом и страшном, а на самом деле такое я уже испытывал не раз". Он ослабел и у него не было сил сопротивляться - и он не думал о забвении и исчезновении, почему-то в нем жило ожидание.... Его уносило и он уезжал, но что-то другое мучило и не давало счастливо махнуть рукой на прощанье - что-то бы надо додумать, сформулировать и сказать им, не знающим того, что узнал он в процессе своей смерти. Но времени уже не было...
  /Писалось в усталости, схожей с опьянением./
  
   __
  
  см. где-то ранее: "Попытаться ухаживать и завоевать её только потому, что у неё милое лицо и фигурка?! Разве можно ожидать, что она будет мне по-настоящему интересна? Неужели только из-за сексуального удовольствия я должен связывать себя с чужим человеком?"
  
   __
  
  Надо описать и их жизни - Жени и Вовы, папы и мамы - я их вижу во всей полноте и сложности, вижу полнее, чем то нужно для романа...
  
   __
  
  Не на штуку увлекся живописью и рисованием - огромное удовольствие, во мне открывается океан энергии.
  Что ж, пусть и у меня будет хобби - "а-а, вот тебе уже и хобби нелишне!?" - без всяких претензий, только из любви. Рисовал Женю по фотографии и на глазах прибавлялось уверенности; более того, замечал такие вещи, которые позволяют уже не копировать слепо, а понимать, как создается выражение. Так, прибавляя по ходу, заново переделывал и уточнял рисунок, т.к. уже был неудовлетворен предыдущим вариантом и видел, что можно сделать лучше.
  Надо индивидуализировать каждую линию, добавляя ей изломов и шероховатостей - при осмысленности того, какой именно индивидуальности ты хочешь добиться. Т.е. здесь всё так же, как и в писаниях. Начинаешь понимать, что именно придает лицу тот или иной штрих, изгиб или акцент. Впрочем, получается не совсем то, что ты намеревался получить, но это даже интересно. Творец, у которого каждый экземпляр в силу своеволия самости непохож на другие, и не таков, каким был задуман, так что даже вмещает в себя нечто противное замыслу своего творца!..
  Дело порождает мысль, а мысль, порожденная делом, развивает дело. Не так с моими мыслями - в мучении, без всякой радости, в безвоздушном и бестелесном пространстве рождаются мысли-схемы...
  
   __
  
  "Пена деревьев"...
  "Деревья - страшные существа, ощетинившиеся тысячью копий и стрел, и они лицемерно закрылись от неба радостно зеленым щитом"...
  "Зеленый американский клен - это взлет практического человека".
  
   __
  
  Слово как паутинка; или как труба, по которой не течет кровь...
  
   __
  
  Странно, мы с Вовкой двое из пяти такие и, кажется, что таких, как мы, должно быть очень много...
  
   __
  
  Итак, сколь необходимо сонное отсутствие потерявшему силы, столь же необходимо и погружение в активную среду имеющему их...
  Как, всё-таки, выходит: в рисовании стремлюсь лишь к воссозданию реальности и чувствую огромную творческую энергию и радость, а в записях вроде бы "творю", но радости никакой...
  ...Солнце и дождь - для всех, и все - кто как сорняк, кто как виноград - откликаются на них, выявляя себя и одеваясь в цвет. Прорастает черная земля душ наших.
  
   __
  
  "В профиль губы для чьих-то поцелуев.
  Впереди шла корова для чей-то постели.
  Холодно. Теперь впереди дергающейся походкой шел долговязый парень".
  
   __
  
  Думает сумеречная усталость: " Буду работать дворником и не буду время тратить, только творить и Богу служить. Не жениться, никуда не ездить, никого не видеть - только страдать и думать. "Возьми крест свой"..."
  Но о чем ты?...
  И потом аскетизм сух; борьба лишь с самим собой превращает человека в пустыню.
  "Человек не от мира" - это только внешнее понимание и внешняя сторона. Жить надо не ради дела или долга, или насущного, или похотей, а из-за любви к жизни.... Вот, например, когда рисую, не надо преследовать цель научиться рисовать или как можно лучше закончить данный рисунок - только "Ты увлек меня, Господи и я увлечен".
  
   __
  
  Прочитал трилогию Десмонда Стюарта "Смена ролей". Там моя старая мысль: как люди меняются, как неизменен их тихий крах. У писателей прошлого века такого понимания ещё не было, век был позитивистским, и они ещё открывали для себя мысли, а умы-мозги ещё только оттаяли и не исчерпали себя. Как всё странно, нелепо, нестояще...
  Ещё понимаешь, что если уж нет пронзительности мысли, то пусть будет хотя бы беспристрастность. По настоящему существуют только полюса...
   __
  
  Вспомнил, каким я был в начале учебы в институте /как всегда, через мгновение: физкультура и я одиноко иду на вешалку и переодеваюсь; а также ещё ряд других мгновений вспомнился, но перечислять все слишком долго/. Не умел думать и находился в пустоте. Помню, смутно вертелось в башке: "а может мне психологом быть, как двоюродный?" - но стал годы свои считать. Всё же сейчас я ощутимо становлюсь личностью. И даже ещё более уверен, что мне противопоказаны конторы, фирмы и заводы. Один или вдвоем, не больше. Один на один я никого не боюсь - не в физическом смысле, конечно.
  
   __
  
  Если в армии буду делать всё равнодушно и холодно, то тогда, пожалуй, есть шанс, что по вечерам, закрыв глаза после отбоя, смогу отъединяться и дышать душой. "Дыши, дыши, двигайся, двигайся; не важно куда - чтобы выжить, нужно согреться"/.
  Мне очень важно не суетясь ощущать себя хотя бы тогда, когда находишься один на один с собой - хоть немного поворочать взглядом и чуть задержаться на краю тяжелого сна.... Но ведь ты будешь стараться наладить хорошие отношения и быть своим для них, а это значит, что придется оскверняться.
  
   __
  
  Мы объясняем понятое тайной и загадкой - тайна, заключенная в слове несравненна с теми тайнами, которые мы с его помощью якобы объясняем...
  Мысль, выраженная фразой из пяти слов, не может не быть частной, потому, что она освещает связь всего пяти слов. Т.е. полная мысль - мечта, фантастика, если хотите, нелепость - соединит все слова.... Или будет мозаикой из частных?
  
   __
  
  Новый день только повторяет предыдущий, потому что ночь пожрала его...
  Всё время возврат, потому что нет удовлетворения...
  
   __
  
  Пусть не сейчас, и, может, не тебе, но возможно быть блаженно счастливым и покойным - потому что убежден в "наивном" и простом: Бог-Учитель - Христос - огромный, всемогущий, понимающий и прекрасный, ведет тебя и тебе не о чем заботиться и нечего решать и добиваться - всё будет так, как хочет Он. И тогда, наверное, станет возможна любовь к жизни, ведь где страх и забота, там любовь умирает.
  
   __
  
  Шёл, пытаясь думать, но не мог - не думает стрела уже летящая.
  Иногда так тягостно бывает идти куда-то с малыми целями.
  Неустойчивость и зыбкость положения путника: вышел он из обжитого и родного и идет в пустоте, махая руками и ногами - и почти падает, раз опора где-то далеко внизу...
  
   __
  
  "Лицо его - вычерченный порок.
  А улыбка - разрушающая, всё моё низводящая в пустяк.
  "Он как материя, непроницаем как ночь".
  
   __
  
  Исступленное и преднамеренное молчание так же неверно, как и безалаберная или претенциозная разговорчивость.
  
   __
  
  Я напрасно долгие ночи не ел и не пил. Я человек и я измучен - мне очень не хватает соков, несущих радость или хотя бы скрашивающих однообразие и одиночество пустыни. Заведу себе там горячий чай - его можно долго пить малюсенькими глоточками - и буду ходить туда с пустым желудком.
  
   __
  
  Дома одеты в красочные костюмы, но если б вы знали, как унылы их тела...
  
   __
  
  Одно дело, ты - претендент на авторитет /т.е. никто/ и другое - сам авторитет, у которого даже за мухами мерещится слон.
  
   __
  
  ...Проводишь линии не быстрыми и резкими движениями тренированной руки, а раздумчиво погладив каждую. Стремишься увидеть малейшие изгибы и постичь значение их для лица. В идеале можно увидеть изгибы линий везде и не оставить пустынь даже на щеках, например.
  
   __
  
  ...Пытаясь выбраться из отчаяния от "слишком многого", порученного мне Богом:
  "В конце концов, есть Евангелие и Библия - к Ним с облегчением можно относится иначе - заранее зная, что в слова вложен подлинный смысл".
  
   __
  
  ...Не удается заснуть и погрузиться в блаженство неведения даже при малом свете, несмотря на закрытые глаза и даже при малом шуме, несмотря на закрытую дверь...
  Одно дело, нехорошее, которое мучает и удручает человека, но от чего он пытается избавиться и другое - нехорошее, ставшее уже его естеством...
  
   __
  
  см. ранее: впрочем, именно к одной фразе можно свести любого человека и любое дело или явление. Живешь, что-то желая, что-то "неизъяснимое" чувствуя - и что-то делаешь с претензией, "вкладывая" эту свою что-то желающую и чувствующую душу, а потом остается только плюсик или минусик, или плюсик и минусик, а остальное уже несущественно, а то и вовсе померещилось или приснилось...
  
   __
  
  Мы - дьяволы - искушающие, извращающие и имеющие тайный умысел - например, свести в ничто святое.... Конечно, можно и не подозревать, что человек таит в себе такое, мол, он от нечего делать прикалывается и просто так пикируется...
  
   __
  
   "Опять тычешься в эксцентрику?! А как "возвышенные" состояния манят! И как проникают вычитанные и заимствованные представления! Ведь не то, не то всё это! - имитация..."
  
   __
  
  С живописью ничего не вышло, уже зарекся ею заниматься /впрочем, не всерьез/. Пока рисовал, был в восторге и что-то для себя открывал, но вот повесил на стенку, покрыв глянцевой пленкой и - неудовлетворение; сначала малюсенькое, оно росло и я снял картинку, оторвал пленку и попытался поправить дело, однако, не вышло, и я решил новый вариант сделать, сделал - очень тщательно, опять открыв новый прием - и, казалось, что теперь всё будет хорошо - безупречно, как статуя - но глаза, когда стал их доводить, не вышли, как я ни бился - не то настроение и опять очень сомнительная схожесть. Правда, первый вариант в сравнении с этим теперь представлялся мне просто уродливым. К тому же, что-то было скучно, и я сказал себе: стоит ли того? И, в конце концов, жестоко смял этот вариант и кусками содрал тот /это было ужасно, ведь столько вложено - и надежды тоже/. И это ведь вечная история, а мы никак не поймем, что мы жалкие и неспособные.... Правда, есть благоразумное оправдание: не мой профиль и т.п., но всё же я не буду замыкаться на одном "своем", а остальное делать только как рутину - которая неизбежна, т.к. мы не способны оживить всё своё жизненное пространство и желаем спасти хотя бы островок. Буду мучаться в сумерках в растревоженном неуютном мире - и какая уж тут бодрость и поэтизация...
  
   __
  
  Сферы добра и зла можно представить в виде гор-полушарий в воссоединении образующих шар; полюса же - Бог и Дьявол.
  
   __
  
   Снова и снова: надо индивидуализировать каждый момент и каждый сантиметр жизненного пространства, открывая для себя всё новые грани звучания, казалось бы исчерпанного, но все еще не доставляющего удовлетворения. Или даже: уже после жизни, в которой не было жизни, можно создавать жизнь, которая была там возможна - причем, даже и не знакомую тебе в своей индивидуальности /как незнакомым, но живым вышел и этот мой портрет/.
  Память - вот барометр, показывающий, как время было прожито: насколько жил ты и жило твоё сознание.
  См. чуть ранее: слова - идеалисты и этого у них никак не отнимешь, но они как люди должны стоять на земле - устремленные в небеса, сотворенные заключенным в них же.
  
   __
  
  Как ни странно, но все во всем путают одежду с телом - видят только поверхность, но то не поверхность тела, а одежда...
  Брат Фолкнера, с удивлением: "И вот мы узнаем, что наш Билл, которого все, вроде бы, знали в нашем заштатным городке, оказывается, знаменитый писатель" /Фолкнер был невысокого роста и обыкновенной наружности, ничем не примечательной/.
  
   __
  
  "Молчите лишние!
  Пожалуйста, не мешайте"...
  В пространной сопроводительной рецензии болтун-знаток с похвалой отозвался и об этих строчках.... /Походил бы по конторам./
  
   __
  
  Я пил бы, например, виноградное вино, если бы оно было мне по карману и если бы я был уверен, что не стану пьяницей!
  Христос же творил его и пил, и даже заповедовал пить, как кровь Свою. Раньше ведь не было кофеев и чая, а виноград предназначен не для изюма, а для вина.
  И на эйфорию, уводящую от этого мира можно взглянуть как на что-то хорошее и способствующее подъему.
  
   __
  
  Деревья - огромные факела, устремленные в сияющие и омытые золотом небеса, горящие вначале холодным огнем зелени, а в конце горячим и красным настоящим огнем. Они настолько огромны, что пред лицом их только небо.
  
   __
  
  Бездумная механическая дневная рутина есть почти второй сон и почти второй отдых!
  
   __
  
  В солнечном свете дней под небесами и черное, которое есть в природе и невзрачное, что заключено в человеке становится светлым и значащим, но в ночи или сумерках даже светлое, искреннее и сильное природы и человека становится черным или сумрачным, т. е. полным ужасного, слабого и выморочного.
  Если ты не ощущаешь в себе ничего от солнечного света, то ты и не с Богом - наверняка это объективный критерий.
  
   __
  
  И всё же в своей сущности и основе человек не мирен - как и Бог - и Христос. Читал 1-ую главу Исаии, но это всюду и во всем, без преувеличения. Он на борьбу рождается и внутри себя он весь борьба и непокой - об этом говорит и само наличие чувств и желаний и то, что человек - субъект: он будет субъективен, пока не мирен, а мирным он на земле быть не может - это были бы уже не "человек" и не "земля". Отсюда и определяющая ценность силы.... А где борьба, там и войны, т.е. борьба с участием зла. Христос же принес борьбу добром.... Это от неполноты и слабости человек должен добывать требуемое и отстаивать своё. Кстати, и у Бога в этот период истории, возможно, нет полноты - из-за отделения дьявола и ангелов - и Он от этого в борьбе...
  И любое дело - борьба. И лишь в борьбе очищаемся и определяемся, и живем.
  ...Один полюс - это активное дело, рожденное твоим духом - и, в свою очередь, рождающее дух, а второй - это наоборот, уход от всякого дела /для чего также нужно усилие!/, т. е. создание искусственной чистой плоскости, на которой от тебя опять, как и при деле, требуется лишь сосредоточенность - хотя бы для того, чтобы не выйти из данного состояния. Закрою глаза в напряженной дреме и пойдут мелькать образы и слова, ощущения, недоумения и вопросы - а на этой почве и "мысли"; причем можно управлять "потоком" путем вбрасывания определенного зерна - так же разговор поворачивают.
  
   __
  
  Тело - поток, а руки - по дереву по берегам.
  
   __
  
  Итак, воссоединение полюсов должно совершаться по принципу маятника и уклонения влево и вправо надо рассматривать не как порочность, а как естественные издержки в процессе поиска золотой середины.
  ...Итак, на Земле, у людей воссоединение кратко и неустойчиво, а длительны и устойчивы полюса.
  Кстати, воссоединение - это и есть та самая борьба, которая составляет содержание нашей человеческой жизни.
  
   __
  
  Писать комментарии: например к своим запискам или к читаемому. Вот читаю Исаию, 3.3 - о, радость, официальное признание художников и писателей; также интересно, кто перечислен и в каком порядке. И все мои сопровождающие чтение мысли значительны, прекрасны и вызывают ассоциации, даже если и не разгадывать заключенную в них теорию. 3.25 - так и вижу эти тоскливо скрипящие на ветру брошенные ворота и это сидение около них...
  
   __
  
  Не дай Бог мне сказать крамолу, но:
  Бог познал нас и нашу жизнь лишь настолько, насколько познали это мы сами - потому что то лучшее в нас, что познает - от Бога, а все, что от Бога есть Сам Бог. Ведь написано: "Я в вас".
  Он нас создал для небывалой цели и оттого Ему небывало трудно с нами.
  Насколько мы подобие Его, настолько мы сами боги, т.е. самостоятельны и всемогущи.
  Подумал, читая того же Исаию /5.2. - 5.4./, но это и во всем.
  
   __
  
  "И исчезли звуки пьющих и едящих - не смолкавшие, как хлюпанье непогоды за окном".
  "Когда стали глаза мои как сплошные морщины, исчез мир из них".
  ...Настоящее, из которого так же нельзя уйти, как и вернуться в него - и будущее, которое никогда не приходит - и прошлое, которое никогда не возвращается...
  Снова я в тоске смертной. Стемнело и намокло, и потухло, и похолодало - осень. Кругом виснет материя, не имея воли и презрев её. Тысяча лет за тысячью лет и день за днем бессмысленно и бесполезно длится земное существование и нет ничего, что изменило бы его к лучшему, кроме мечтаний и слов. Идущий пытается думать, он знает, что в принципе это возможно, но не знает, что пойдет дождь и всё окажется невозможно на деле. Только цветные пятна, линии и движения, только названия городов, в которых не был никто из знакомых моих и таких непонятных, словно в них никто не живет. Человек - как одежды его, он неподвижен как вещи его, но неудовлетворенный взгляд тщится взобраться повыше - теряя радости маленького дела, считая реальное нереальным и ничего не дающим мне, как человеку. Я гол, и мой взгляд блуждает в холодной и безжизненной пустыне. Суровые края или убивают или делают сильным. Хорошо, конечно, что они лишают иллюзий, но только страшно обнаруживать, что всё в мире - и даже лучшее, и последнее из того, за что ты всегда держался - иллюзия, то, что умирает, оставляя не иллюзорные трупы. Впрочем, всё ещё хуже этой риторики, по сути, вообще ничего нельзя сказать определенно верного, т. е. того, о чем бы ты знал всё и что действовало бы. Т.е. нельзя сказать о чем-то, что это только иллюзия, ведь никто не знает в ясности, что такое иллюзия и каково её место, нельзя быть уверенным, что верно наше представление об этом и о чем бы то ни было, потому что то, что не верно до действенности всегда есть лишь ничто с потенцией. Таковы и мы сами - подобия Бога, имеющие подобие разума, подобие силы, подобие истины и подобие значения, нечто непонятное между Всем и Ничем. Разве это мыслимо и нормально: либо вся вещь, либо ничего; либо целое слово, либо ничего - что такое полвещи, полслова, полдела, полсмысла?! - наказание и проклятие нам, падшим ангелам, ангелам, падшим на землю...
  В Бога верю более, чем в какое бы то ни было человеческое дело или занятие и потому пред Богом хожу со страхом, а пред делом с великой дерзостью /хотя всё так перепутано, что слышал уже: "дело не делаешь, а пред Богом дерзишь?!"/. Например, зачем я буду "читать" - страницы перемалывать? Всегда спрошу себя, зачем надо делать именно это и именно так. И разве Бог есть лишь подспорье в наших суетных и грязных работах и делах, разве Его должность: "почетный высший руководитель, обеспечивающий успех и значимость любого земного дела и делателя"?
  Буду мучиться этими вопросами, но без саморазрушения - и зная, что это не "хандра", что это значимо - и что у меня времени много - целая ночь и один месяц этой доармейской жизни, и вся будущая жизнь.
  
   __
  
  Сначала надо стремиться вложить больше энергии в предложения, понятые как существа, а затем возникнет борьба существ-предложений, т.е., по сути, хор голосов, дуэты и трио...
   Но всё же предложение - это только первичная ячейка и в ней не может проявиться всё, поэтому нужны целые семейства из них - абзацы; и для этих семейств не борьба между собой главное.... Это как некие разноцветные красочные пятна - они должны не только контрастировать друг с другом, но также сплошь и перекликаться, соотноситься. /Подумал, слушая "Детский альбом" Чайковского./
  
   __
  
  Плохо, когда человеку некуда пойти - не только в обычном смысле, но и в душевном - однако, плохо, когда и прийти ему некуда. И дом, и мир не могут мне помочь прийти к себе...
  Открыл глаза, но мир задрожал, задышал и зашатался, закрыл глаза, но опора стала уходить из под ног - тогда упал, желая успокоить себя и её, и даже погладить дрожащими руками, но падению нет и нет конца!
  
   __
  
  Зашелестел ветер, и мелкие плоды на деревьях закачались как гирлянды фонариков...
  Цветы гладиолусов как фонтанчики рубиновой крови, брызнувшие из надрезов на вене, на стебле.
  ...Тут же, в парке бегают малютки, похожие на подросших куколок.
  
   __
  
  Вот уверен, что есть во мне знание, отвергающее и развивающее то, что я сейчас пишу и вроде бы по честному думаю об этом, но я не всегда знаю то, что знаю.
  Прими за аксиому, что доводы и соображения 1-го порядка - которые на поверхности и приобретены словно бы с самим рождением нашим - всегда недостаточны, и то, что опирается только на них неверно хотя бы уже потому, что в них не вложено твоего личного усилия.
  
   __
  
  Снова и снова: из серости к жизни можно вернуться, только упав в страдание. Надо страдать от серости своей, потому что сначала только в эту сторону можно качнуть маятник страдания-радости.
  Снова и снова: есть разные сферы жизни и "обычная" - это ноль - и жаль, что я по обыкновению в ней нахожусь. Чтобы творить, надо быть в иной сфере, где всё рождает творчество - а этот "обычный" мир существует лишь постольку, поскольку фигуры его, преломившись, фигурируют в ином...
  Вот что предстоит мне сделать, когда я приду из армии: разогнаться. Разогреться, растворяя свою сущность в своем действии. А сначала верить в это твердо - а то будешь меланхолически озираться и вопрошать пустое место, и говорить, что нет ничего и всё прошло "как дым"...
  
   __
  
  Деревья, перечеркивающие небо для нас и нас - для неба...
  Голова сегодня такая, будто заполнена чем-то тяжелым и серым, не откликающимся на краски дня.
  Спасенье одно: хочу ходить вечно поглощенным искусством и литературой, много писать и экспериментировать, работая над словом и предпринимая попытки, которые не претендуют ни на какую законченность - фрагменты без начала и конца, этюды, причем результат, как правило, "детский". Например, буду присваивать чей-то сюжет и сам писать на него, видоизменяя то, что есть, свое и чужое. Т. е. и чтение, и писание буду осуществлять без правильной последовательности: и читаю и пишу сразу пять книг-фрагментов, постоянно испытывая новые идеи, насыщая и сюжет, и образы, и темы - мол, пускай они растут сами!
  А с другой стороны, с другого полюса, который находится в сплошном переплетении с 1-м, буду гнать идейное - и именно потому, что оно главенствует, 1-ое будет иметь еще очень хаотический вид.
  У меня сейчас нет 1-го - а оттого и 2-ое повисает - и нет активной действительной жизни - в моем понимании и в мере, достаточной для меня. Поэтому нет гармонии и пустота, но в этот последний месяц ничего уже не буду изменять. /Помечтал и ладно!/
  В этот последний месяц буду спокойно читать, и смотреть ТВ, и заниматься физкультурой. И буду мало говорить, а много думать и дремать со сновидениями. Если до окончания армии я не "обрету себя" и останусь таким же, как сейчас - что, впрочем, навряд ли возможно - то ничего не будет.
  Буду жить очень спокойно, раздумчиво и отстраненно.
  Настоящее - это будущее прошлого и прошлое будущего...
  
   __
  
  Музыка говорит о захватывающей сложности и эмоциональности мира, каковая не только не чувствуется нами в нашей повседневной жизни, но не достигается и в живописи с литературой. По сути, странно, что выражение подобного вообще доступно людям - ведь это о другом и высшем мире.
  Но, наверное, можно уже и в слове передавать такое, раз был Достоевский.
  
   __
  
  ...Вот вчера говорили об Антихристе - с добром точно так же: есть и антидобро, добро, у которого добра лишь личина. Подозрительно - в смысле переворачивания на "анти" - всё слишком заметное, явное и внешнее.
  
   __
  
  Итак, суть в том, что мы имеем слово описывающее и сообщающее и слово мыслительное, а надо объединить эти полюса.
  А основным содержанием всякой книги - в самом общем смысле - должна стать борьба двух полюсов и сил: добра и зла - но каждый раз нужно конкретное их воплощение.
  
   __
  
  см. чуть ранее /последний месяц/: просто это мужание /кстати, и физически сиё ощущаю/. Эмоции, смазанность, стеснительность и не владение ситуацией уходят. Но вот интереса к ним, ситуациям по-прежнему нет - что-то уж очень отрешенное и даже сонное настроение.
  ...Это избавление от иллюзий - то, чего не удается никому и никогда, даже к старости. Теперь не возбуждаюсь легко - не пугаясь и не унывая так - и не преувеличивая и не теряя всякий вид /хотя вид вовсе не ценишь теперь/. Внешнее теперь мне смешно и даже жалко - впрочем, при полнейшем равнодушии. Не педалирую нисколько ни уверенность, ни энергию, но очень слежу и наблюдаю за собой и другими - но опять же не торопя свой внутренний анализ этих наблюдений. Также и с творчеством: меня не смущают неудачи и не обольщают удачи - и не имеет значения место для занятий, хотя и выбираешь лучшее, если этот выбор есть.
  Всё дело в том, что всё, что выходит наружу, должно приходить очень издалека - всему прочему уже не стоит выходить из меня. Вся суть в воссоединении "внешнего" и "внутреннего" с возможно большим размахом, т. е. если начинаешь жить с середины, то надо стремиться на полюса...
  Ты как бы перестаешь быть человеком настоящего времени и реального пространства, в данной ситуации ты уже видишь не только внешнее и сиюминутное. Внешнее занимает теперь место поверхности тела. И ведь, по сути, поверхность не существует материально - есть тело, а поверхность - это характеристика и обозначение одной из составляющих тела. Т.е. всякие действия, решения, поступки и слова во многом должны совершаться машинально, как следствия наличия моего духовного тела.
  
   __
  
  Покажи, например, процесс укуса яблока. И придумай свою модель этого процесса.
  Примеры: Пруст и Фолкнер.
  Например: "Голова тяжелела и желала падать и падать, как раскачиваемый деревом спелый плод; артерия виска и сердце громко бились о безжизненную материю. Неожиданно там затрепетала мысль и сознание, пораженное, остановясь, смотрело на неё, посылая потоки ощущений во всю плоть. Они улетели вместе, голова и мысль, да это был полет вниз, а не падение, потому что у него не было конца..."
  
   __
  
  Я легковозбудим и эмоционален, но когда нет раздражителей, я тут же засыпаю, причем готов спать сутки напролет. Сейчас как раз такой период - тихо и сумрачно, за окном дожди. Никуда не хожу - и даже не бреюсь, так что за неделю выросла приличная травка - ничем не горю и даже рутинными делами не занят. Нет ничего, во что бы я верил, что этим стоит заниматься. В сущности, мне неплохо - вдруг загорается бережность к сиюминутно сущему.... Даже домашние и людские звуки теперь звучат по осеннему, ассоциируясь с природными шелестом, стуком и хлюпаньем, а главное - это власть тишины, которая всё окутывает и поглощает, послушав нас недолго.
  
   __
  
  Открыл глаза - свет, закрыл - темень, но за этой тьмой на самом деле снова что-то светлеет - нам плохо видно, потому что мы смотрим туда через толщу темноты - это мир сознания, туда приходят воспоминания.
  
   __
  
  Что было бы с людьми, если бы они не знали, чем жизнь кончается и вдруг слушок прошёл - ещё не рождая безнадежности /родственной покою/, а, напротив, возбуждая негодование против себя: а ведь, мол, это самое, раз неподвижен, желт, и запах имеет смрадный, то в землю надо его; в других местах ямы для этого роют. Просто оставить нельзя ввиду вышеупомянутого запаха; и на свалку отправить нельзя - зараза, а зловоние, почище, чем от тухлых яиц. Так что, в землю надо закопать это дерьмо.
  
   __
  
  Листья, озаренные вечерним солнцем, приобрели цвета своей молодости...
  
   __
  
  
  Душа и речь каждого не пишущего или косноязычна, или пользуется штампами.
  
   __
  
  Объективность и эмоциональность - поэтичность - обычно противопоставляют друг другу - и холодное в человеке занималось объективностью, а горячее - эмоциональностью. Не хватало синтеза - мечтателя и фантазера с сильнейшей жаждой объективного. Холодное не способно живородить, но зато хорошо играет роль критика. А родит - горячее. Но если горячее останется без холодного, то обязательно "зарвешься". Кажется, лучше пусть сначала будет горячее рождение, а потом холодная критика, чем сиюминутное присутствие и горячего и холодного, потому что когда пишешь и думаешь, нужна определенность, а иначе в сознании будет слишком мучительный клубок и едва родившееся будет тут же заморожено возражением - которое действительно, но, по сути, не смертельно.
   А объективность и неслучайность всего в мире - по сути, вплоть до каждого движения и слова любого человека - я вижу ясно, во всей сложности - и вижу громадное значение понимания этого; это задача моей жизни.
  
   __
  
  Стремление только выразить - эгоистично и приводит к заблуждениям, потому что нет выражения без воплощения. Впрочем, они тоже этим занимаются, выражаясь, но хватаются за первый попавшийся материал, а тут всё очень строго...
  В человеке есть энергия и энергия должна работать, становиться энергией работы - это необходимое передаточное звено.
   Вот то, что было в Достоевском, не было направлено им лишь на показ себя - мол, смотрите, какой я; он публично выполнял сущностную - а значит, и не корыстную - работу...
  
   __
  
  Взял книгу, но отбросил вскоре: "Надоело. Зачем каждый плетет что-то? Все эти мерзкие и ничтожные, но с непременной претензией сентенции! По сути, им нечего сказать - достаточно сравнить с Достоевским - хотя и он попался во всевозможные болота. Для того ли мне жизнь дана, чтобы необязательное перемалывать? По настоящему занятый человек, конечно, не будет читать эту разжижающую, расслабляющую и отвлекающую "литературу" - болтовню и псевдопоучительные россказни. Это литература для не очень занятых и определившихся людей, которых в наши времена очень много, потому что грамотные все и имеют духовный "желудок".
  
   __
  
  ...Они не смыты - эти позорные пятна из прошлого, вот и длится повседневная плесень и смазанность...
  
   __
  
  Бог - это всё, что выше меня, и Он существует, раз есть то, что выше меня. И на разной высоте Он разный: на небольшой даже конкретно виден и достижим.
  
   __
  
  Нужно не просто наличие в тебе чувств и мыслей, а погружение в них, как в стихию, как в нечто беспрестанно присутствующее и беспрестанно понуждающее к жизненным актам, /по сути, к соответствию себе - а не пустоте, из которой ты пытаешься выбраться, понукаемый лишь сознанием того, что это плохо/. Т. е. нужен сплав мыслей-образов и чувств-ощущений, порождающих друг друга: мысль порождает чувство, а чувство мысль. Возможно это или нет, но только в таком состоянии человек будущего сможет сделать дело будущего. Кстати, чтение дает такое же погружение, как и дело - поэтому к нему и привязываешься; и, напротив, именно отсутствие этого синтеза есть причина неубедительности, несостоятельности и недостаточности всех этих самосознающих и тонко чувствующих героев /а если шире, то и самих писателей и всех прочих людишек - когда они не заняты делом, разумеется!/
  
   __
  
  см. чуть ранее: Однако, уже через два часа я взял новую книгу и читаю ее без принуждения и пренебрежения, а даже напротив! Додерер. Но я не отказываюсь от того, что говорил, просто запал подвел и речугу надо слегка скорректировать!
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Григорьев "Проклятый-3. Выживание"(Боевое фэнтези) Т.Мух "Падальщик"(Боевая фантастика) Л.Огненная "Академия Шепота 2"(Любовное фэнтези) Т.Мух "Падальщик 3. Разумный Химерит"(Боевая фантастика) А.Завадская "Рейд на Селену"(Киберпанк) В.Бец "Забирая жизни"(Постапокалипсис) Л.Лэй "Пустая Земля"(Научная фантастика) И.Иванова "Большие ожидания"(Научная фантастика) Л.Огненная "Академия Шепота"(Любовное фэнтези) Д.Сугралинов "Дисгардиум 5. Священная война"(Боевое фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"