В темноте углубление, а на свету воплощение - и то, и другое требует жара и самоотречения. Воплощение с той глубиной, которая достигнута перед этим, в темные полгода. Так что не беспокойся сейчас о глубине, а работай, стараясь, чтоб, наконец, всё шло ровно, без срывов и изживалась пустота: пустословие и т.п. Всему свое время, несмотря на вечную насущность "воссоединения". Сочетай железное, природное благоразумие с полнотой жара. ...Летом обновляется дело и материя, а зимой - душа и дух. Если уже обносился - что ж, терпи.
Сознание окончательно рассветает только к 28-30 годам, возрасту Христа. В 21 год солнце еще только что взошло и всё это время оно ещё было полускрыто человеческим и природным.
__
Елкин, как магнит, выявляет и поднимает наверх подобных себе, так что это уже похоже на целый зверинец, который человеку не то что не уничтожить, но и подойти к нему смертельно опасно. Они настолько злы и опасны, что и друг друга кусают - но нам от этого не должно быть большой радости: что бы ни сделали друг с другом пяток тигров, в итоге всё равно эта местность останется за ними, за кем-то из них. Просто ощущение: вот говорит депутат, и говорит умно, и даже зло, но всё равно видно, что он всего-навсего человек. А это уже не люди. У них нет никаких достоинств: обыкновенный бездарный алкаш, по многим своим интонациям родственный, например, моему бывшему начальнику-милиционеру. Бездарей так много, что одного из них выперло на самую вершину.
__
Карл Великий в 5 веке в христианство силой обращал, а Владимир в 10-ом. Формирование буржуазного общества в Европе началось в 13-14 веках, а в России - с Петром Первым, в 17веке. А наш коммунизм - это последователь французской революции.
Мир сжимается через коммуникации и всё более близкое соседство различных, антагонистических объектов приводит к всё большим деформациям и перегрузкам их "нервной системы". Теперь они вынуждены искать что-то общее, воюя душами, духами, а не телами /атомная бомба - запрет/. Когда было два конкурента, ещё были какие-то щели между ними, а теперь власть будет одна.
__
Полтора суток было плохое настроение: усталость, подавленность. Но вот прошло - беспросветность не вечна! Главное, не заниматься бегством от себя.
День служит для роста плода, а ночь служит для роста неявного - для удобрения земли.
Итак, после смерти наше тело уходит вниз удобрять землю, наш дух поднимается вверх удобрять небо, а наша душа движется вдоль - в потомстве физическом, после излияния семени физического и в потомстве духовном, после излияния семени духовного - удобряя этим человеческий род.
..."Я!" - это чисто душевный вскрик...
"Народный" готов гнить в земле с такой же радостью, с какой ты стремишься на небо?! Твоё "я" переселяется либо в дух, либо в тело. Мы считаем, что это очень мало: подумаешь, вырастет трава и дерево снизу, прольется свет и дождь сверху. ...Итак, в жизни мы, люди, на земле, а после смерти, чуть ниже и чуть выше.
Но это и есть сохранение нас - в таком разобранном виде - до конца этих земли и неба - после чего будет новая "сборка"?
..."Я" - "индивидуальное" лишь как песчинка на песчаном берегу или как листик на огромном дереве. ...Итак, всё-таки, как "я" не было раньше, до "моей" жизни, так его не будет и после неё? Да, но только до нового дня /эти "жизнь"-трава и "жизни"-дождь и "жизнь"-потомство для нас как сон/. А значит, мы существовали и до этой жизни. Что "сон" не помним - это обыкновенно. Т.е. "дней" будет не череда, а только троица: 1-ый и 3-ый - вечные, а 2-ой - вот этот наш мгновенный проблеск.
Мы - это песчинки, которые рассматривают себя в микроскоп, любуясь отдельностью и отличиями.
...Мы не боимся сна, а боимся смерти только потому, что ко сну привыкли.
...Сотворение мира - как акт милосердия к падшим ангелам: Бог сотворил условия, модель, в которой можно очиститься.
Опять чувство опустошенности и потеря вкуса... Как земля пустеет и вымирает без солнца, так и душа без любви. Т.е. какое-то время после ухода солнца продолжается накопленная инерция жизни, автоматические реакции чувств. /А ведь размер этой инерции - это и есть вместимость наших душ!!! И точно таков же и предстартовый отрезок, когда ты воскресаешь./
Где есть тело и дух, там автоматически появляется некое "я". Мы - точка соприкосновения, эманация борьбы этих двух сфер; эманация, свидетельствующая о победе или поражении. /Любовь - это нечто требующее приложения, а значит и нечто ограниченное, а счастье самоценно./
Кто был ребенком в детстве /а не были, наверное, только те, чьи родители прокляты: тот самый случай проклятия до 3-его колена/ - все те и избраны Богом... Надо вернуться в свое детство, отматывая намотанное жизнью, растапливая снега, нанесенные жизнью. Мы были непосредственны, но потом начались трудности и мы огрубели, начались страдания и мы ожесточились, начались сомнения и мы стали циниками. Теперь понятно, что быть ребенком - это захватывающая задача?!
__
У кино-то, оказалось, есть вторая серия: дьявол, недобро насмехаясь, избрал именно нашу несчастную страну для того, чтобы показать, что с точно таким же "успехом" можно идти и к светлому будущему капитализма, опять уверяя, что туда устремлена "прогрессивная часть человечества"; опять с тем же размахом пропаганды. Это ужасно: вместо отрезвления антикоммунизм вырастил новое поколение зачумленных пропагандой.
Эти самые 24 млрд. они дали не от восхищения, а совсем наоборот. Стабилизировать нас хотят хотя бы на уровне госкапитализма, фашизма, общественной реакции, елкинской диктатуры - лишь бы самим не было угрозы.
...Права рабочих действительно стали тогда знамением времени /я у Толстого читал про то, как тогда на заводах работали: 12-14 часов тяжелейшего труда 6 дней в неделю - ну разве это не скотство "буржуев"? Как сейчас эксплуатируют саму природу и её недра, так тогда эксплуатировали ещё здоровую человеческую природу/.
__
Утро. Одеяло на Вовке, лежащем, как всегда напротив, лежит по диагонали - он его вправо сдвинет, влево сдвинет - везде убывание; а где верх и продольная сторона одеяла, наугад не хочет определять - как и ворочаться по крупному, теряя остатки сладкого сна - так и лежит одеяло точно по диагонали. То же и с ногами, потому что есть еще большая складка...
Зевнул: сначала быстро щелкнуло, словно глухо открылся замок, затем откинулась крышка - до упора, до дурного запаха и выжимания традиционной слезы. Затем несмущенно: "хлоп", и словно что-то проглотил, словно только открыл глаза, только вернулся на землю. Словно сама пустота раздирает рот.
Пусть пробавляется детскими радостями - это лучше, чем если бы он болезненно самолюбиво реагировал. Если же таковые взрослеют, то они становятся темными - как от обиды, и в чертах и в цвете лица их словно проступают изъяны.
__
Только с помощью техники можно всё переделать из того, что ею же и наделано. Нефти и газа чураться не надо, как и кладовых духа.
...Можно облететь на самолете земной шар, а можно проехаться по лесу на велосипеде и если такие облеты для человека чуть ли не норма, то фактически он испытывает не больше приятных и полезных эмоций, чем велосипедист за свой час езды. Одному всё "пофиг", а другой всем, и травинкой восхищен...
Увеличивая добро, мы можем преодолеть высоту их зла и достичь той их сферы, где всё же начинает откликаться их добро. Жить добрым просто-напросто приятнее, чем жить злым: это как солнечная и бессолнечная погода. Никто бы не отказался сам по себе от добра, но зло, когда оно сильнее, навязывает человеку свое. Теряя солнце из виду, он перестает верить в него /часто теряя понимание того, что любой дневной свет всё же от солнца, от сохранившегося где-то там за облаками добра. Зло не в силах полностью истратить добро и свет, паразитируя на нем и такое положение дел всегда оставляет шанс на спасение.
...Ты один будешь пробуждать в человеке доброе, а все остальные его "знакомые" во все остальное большинство времени будут возбуждать в нем злое - и что ты сможешь изменить? Поэтому и нужна Церковь. Трудно начать, трудно увеличиться больше одного человека.
...И нельзя расточать любовь и "хорошее настроение" на пустое, чуть ли не откровенно в пустоту, лишь только зашевелятся мохнатые волосы в ушах - это же весь твой запас и он должен принести плод.
...Чем ближе к границе между добром и злом /которой как таковой нет, а есть плавный переход/, тем больше в этой зоне примерного, зыбкого равновесия и "влияния минуты".
Гегемоны сменяются как цари на престоле. Испытание богатством - жестокое испытание, которого почти никто не выдерживает. Появляется новая свежая и сильная нация и добивается немалого - но чем дальше, тем меньше сил, тем больше извращение и падение от самих этих достижений, тем сильнее и завистливее соседи, которые подпитываются от гегемона - и результат предопределен. Такова и обычная человеческая история.
Так что можно идти по Нью-Йорку и кричать, как Христос: "видите эти громады? - всё будет разрушено!"
__
Есть большая разница между рисованием с фото и с натуры. С натуры сама рука так берет, что рисуешь массами и объемами /потому что таково ощущение/, а с фото изображение получается бестелесным, одни педалированные контуры и тени. С натуры свободнее и быстрее рисуешь /и свободнее выбираешь интересующее тебя выражение - а когда фото, то ты жестко завязан на то, что есть//.
__
Весь рельеф на глобус может быть нанесен буквально! Также и в морях, удерживаемая пленкой, могла бы быть настоящая вода. ...Хорошо бы иметь макет своего города, например. Навсегда покидая дом, где ты жил захватить с собой макет своей улицы, своего дома. Это же всё равно, что превратиться в Гулливера или взлететь!
А ведь глобус можно использовать в качестве часов. Во-первых, мы наглядно видим то, где относительно света находится наша местность. А точное время можно было бы обозначать по той местности или стране, над которой в данный момент 12 часов дня. Например, где-нибудь в 3 часа ночи у нас был бы "японский час". Так видишь, ощущаешь как реальность свой вращающийся шарик. Возможны и обобщения: например, целый отрезок времени летом может иметь общее обозначение "Русское время". /Т.е. вращаются не "стрелки", а сам "циферблат"!/
__
Я ошибаюсь, желая любить-понимать, но эти ошибки не опасны. Так, рисуя, я от первых неверных, приблизительных и неосновательных в своей дерзости линий отталкиваюсь с тем, чтобы нащупать верные.
Я хочу понять все народы в мире, чтобы они превратились в малую и ближнюю семью. Сейчас преодолеваются физические пространства, всемирной эпидемией стала масс-культура - пора преодолевать и духовные пространства. Всё станет близко, как в глубокой древности, когда считалось, что земля - это вот эта местность, а дальше ничего нет, а если и есть, то там не могут жить люди, а только чудовища.
Факт как таковой - это тот же объект: их может быть много. Они могут быть разными, так что это ещё никакая не опора, а только материал для интерпретации. А интерпретация частного зависит напрямую от твоей интерпретации "всего", т.е. твоего мироощущения. Так что при одних и тех же фактах десять человек с различным мироощущением увидят десять картин.
Восток "небо" определяет как "не-земля", т.е. как нечто, для чего нет слов, чего не понять земным, а у нас небо земное /все эти Зевсы, игры, пиры, войны богов и т.п./.
Три представления о Боге: материальное - идол, икона, крест и т.п., душевное - "великий человек", небожитель /"житель, но только неба"/ и духовное - Бог как "невесть что", "нечто". ...Христос и Израиль - это центр, а остальные все субъективны - уже по самому своему положению на земном шаре.
Китай - это огромная равнина. Климат мягкий - вот их и много. Индия - это азиатская Африка, а мусульманский мир - это азиатская Европа.
__
Перефразируя Павла: "умею жить и в скудном настроении, и в изобильном". "Кто не может терпеть и хранить свою деву, тот пусть иногда спускает" - бесполезно упираться, раз уж накопилось. Надо было внутреннюю чистоту блюсти, тогда только соблюдается и внешняя. Нельзя "исправить", перечеркнуть накопленное.
Читал статейку про Ивана Грозного: был развратник, - как и его сын - и схватили они тогда ещё новую болезнь: сифилис. И стали лечиться ртутью, не зная, что это страшный яд, который действует медленно, незаметно и приводит сначала к нервным расстройствам, а затем к смерти. Вот причина его буйств, его подозрительности и т.п. И как замаливание, так и лечение приводили лишь к усугублению, к ожесточению.
__
Фашизм - это идеология людей, которым кажется, что всё можно сделать очень просто. Когда она, простота, теряется - когда ничего не выходит - тогда фашисты выдумывают новый поход по прямой - за простотой. В век "всеобщего образования" люди всё также дичают.
Читал подборку из двух статей, специально сведенных вместе: одна за поставангардизм, а вторая за реализм. И оба пишут не просто умно, талантливо, но, что главное, выстраданно, подлинно от души, от убеждения, а не казенно. Итак, две правды? Вывод же очевиден: их надо сводить /они-то и до неочевидных вещей - в поддержку своего убеждения - додумываются/.
Не им собирать урожай: с края в центр не переходят. Соберет кто-то третий - без традиций за спиной. Чувствуя равноценность краев, он, наконец выросши, пойдет по середине. ...Т.е. я уже сейчас мог бы суетиться, хлопать, крича "я первый; вот она, искомая разгадка! Не отнимай! Чур моё, не покажу заранее, выведите меня на официальное чистое место!" Ведь почетнее, когда далеко забежал, а не чуть-чуть. Преждевременность - это гибель. Плод обязательно должен упасть сам.
Итак, я отчетливо вижу, что можно писать нечто совсем невероятно прекрасное по своей мощной и не скованной силе - но как часто, будучи утомлены буднями жизни, мы теряем желание, волю, делаем только минимум для успокоения совести и, в конце концов, нежданно-негаданно примыкаем к традиции - например, хотя бы и ради 1-го места в ней. 1-го, которое, вскоре становится 2-ым, затем 3,10, пока не исчезает в истории.
...Постмодернисты в одном схожи с реалистами - они тоже общественники.
__
"Рефлексия" - это норма жизни. У меня этих откликов так много - отклики порождают отклики - что они образуют целый мир, который, как водой, покрыл первоисточник и стал почти самостоятельным.
"Сутки" /у немцев нет такого слова/ - суть-ки: рабочие суточные сути.
Да, без силы тяжести я бы уже сейчас взлетел на небо. Хочешь жить - терпи, глупо представлять себе иное. Т.е. я к своей высоте приду, но в размерности времени всей моей жизни. Принцип растянутого удовольствия. Принцип жизни с отягощениями, пути с препятствиями. Видимо, наша, человечества предыстория - нам неведомая - такова, что мы обречены на это. Грех не прощен, но дан шанс исправиться.
Повышение концентрации, и отдачи - это и приводит к сокращению пути к пониманию, выправлению его, так что оно, понимание, становится ближе. "Я близко от каждого из вас, вот только путь извилист" - вот, оказывается, каков этот путь и каково движение по нему! Я прихожу, не трогаясь с места!
Где слабые душевные дефиниции, там, конечно же, легко сбиться и начать кружить на одном месте /я стоя двигаюсь, а они двигаясь стоят/.
Итак, не надо искать этого извилистого пути и изобретать технические инструкции для движению по нему. Так и во всяком деле или отношениях с людьми. Каковы мы, таков и путь. /А то смехотворным образом начинаем ссылаться на объективные обстоятельства - они, мол, вынуждают нас быть таким-то./
__
Немецкий язык, с одной стороны, слишком жесткий /обилие твердых согласных, свирепое "унг", шипения "ш"/, а с другой стороны, слишком мягкий - "ль". За этим - соответствующие черты характера. Охота ли тебе приобретать их?!
Боб состриг бороду и превратился из семинариста в арлекина - не стал прежним.
Лицо и изменчиво, и насыщено содержанием.
Лицо как пейзаж, как философский камень, как нечто уникальное, что может, варьируясь бесконечно, каждый раз оставаться многозначащим. Значения, информации в нем скрыто так много, что, умея её расшифровать, можно по одному лицу узнать о человеке всё. Конечно, интересно и рисовать...
__
...На общественное у них, наверное, осталась только дрема...
__
Мы порождены землей - наше тело, мы порождены и небом - наш дух. Мы существуем на земле, ходим по ней - ногами - мы существуем и на небе, ходя по нему головой, её содержанием. Так что очевидно абсолютное равенство. Надо уравнять понятия "мы живем на земле" и "мы живем на небе"!
Значит, космос сулит то же, что и бездны земли.
Солнце - плазма, и в центре земли - плазма. Попытка термоядерной реакции - это попытка стать богами.
Для них реформа - это "топтание на месте", а вот революция - это реформа так реформа. Все сразу почувствовали: "аж без штанов остались - вот это да!"
"Чрезмерная политизация" - это и есть революционное настроение.
...Деньги отлично гармонируют с бездарностью. Бездарь дальше этого не видит, ему нужна утилитарная наличность.
__
Снова старый зуд "начала". "Я же не живу сейчас, а влачусь, одурманенный и подавленный заботами-делами".
В принципе, тоска по совершенству и есть мой главный багаж - но надо воплощать его, по каплям в буднях, в деле, а не питать иллюзии, что всё можно изменить одним революционным махом. "Кто не берет креста своего..." Т.е. то, что мною движет и меня спасает, может меня и погубить, сбить с пути /да так уже и было: я ведь по этому поводу 3 года не писал/. Всё, как и в политике: потакая порыву, ты вредишь воплощению.
Вся так называемая "чистая философия" - это и есть схоластика: очищенное - выхолощенное.
...Один древний грек открыл, что всему голова - мозг, другие, софисты - что люди имеют разные мнения на один и тот же предмет. ...Люди, которые пишут о жизни, но которых невозможно читать - для меня это крест. Платон, открыл душу, зайдясь в экстазе, но тут же, уже обогащенный этим открытием, Аристотель переоткрыл тело и т.д.
Ещё не родился Христос, а уже было готово ложное, догматическое толкование христианства! "Христианский мир"! - они так и сидели на Платоне, лишь в редкие разумные времена переходя на Аристотеля. Бог им предложил жить на земле, а они, как дети неразумные и избалованные говорят: "не хотим на земле, а хотим на небе" - и так всю жизнь стоят, клянчат, между нудным этим стоянием пробавляясь гнусными своими делишками.
...В догматизированных сферах всегда вверх брали платоники, но в жизни всегда побеждали аристотелевцы - потому что на их стороне здравый смысл и они деятельны.
Европа имела наследием и Антику, и христианского Бога - и была жесточайшем образом подавлена и тем, и другим - а арабы расцвели словно бы на ровном месте, из ничего. Магомет - как не догматизированный человек, человек-интерпретатор. И Европа расцвела, когда нашла свою интерпретацию...
...Семья очень часто выполняет роль монастыря: "семья - это святое"...
Рациональное вырастает из иррационального и нельзя отделить одно от другого /но верно и обратное: пробитое и устоявшееся русло рационального само задействует нужное ему иррациональное/.
...Томисты /Аристотель/: "разум превосходит волю", августианцы /Платон/: наоборот. Интеллектуализм и волюнтаризм. Зачем противопоставлять одно другому? Воля движет, а разум при этом движении явно не помеха. /Но, конечно, уж лучше "разумно" стоять, чем идти куда-то без головы./ ...Разум препятствует движению, а движение препятствует разуму - так оно и есть в жизни.
О стоиках злобная журналистская фраза: мол, из-за таких вот вырожденцев и погибла Антика. /Мол были олицетворением эпохи вырождения/: болваны, кто-то вырождался, а кто-то, видя это, терял иллюзии, и находил в себе силы подняться. Неужели у них и на древних злости хватает. И неужели у них столь тонок нюх, что они и сквозь толщу веков способны вынюхать то, кого следует распять?
...Европейцы качнулись от разума к воле, а евреи от воли /вспомним их великий поход/ к разуму. Евреи всё это время были рассеяны в безволии. Человеку с волей нужен уже другой разум, человеку с разумом уже нужна другая воля.
__
Для меня это новое чувство: ощущаю себя профессионалом, человеком, владеющим ценными умениями /пусть ценными только в собственных глазах, а во многом и просто доморощенными/. Чувствую себя обогащенным и укрепленным в самой слабой и уязвимой своей точке - в душе. И плохие настроения /как, впрочем, и восторги/ имеют теперь гораздо меньше власти. ...Занятия заменяют друзей, человеческое общение. У меня слишком мало веры в конкретных людей: даже в лучшем случае, как мне кажется, сообщение с ними неизбежно кончается недоразумениями. И потом, душевное - оно как воздух; и им можно дышать, только не замечая его - нельзя делать на него упор и требовать от череды сиюминутностей чего-то многого. Итак, без людей нельзя жить, как без воздуха, но жизнь, конечно, не сводится к дыханию.
...И хорошо, что есть выбор: не пошло самое трудное занятие - отлично заменил его более легким. Всегда есть возможность для маневра, предотвращающего потерю времени.
__
Смешно: что привлекательного в так называемой "славе"? Меня, например, легкий сквозняк выбивает из рабочей колеи, а тут ветрище. Да я как огня избегаю людского внимания. Да я не верю даже в "нормальный" человеческий контакт /потому что в нем всегда недомолвки и потому что он всегда испаряется/. Я не могу понять, кто вообще эти люди, которые способны собираться в некие "восторженные толпы" и т.п. У кого так много сил и так мало ума? А Христос при въезде в Иерусалим? Это было с одной стороны трагическое и нелепое недоразумение - Он ехал на смерть, а они думали, что на Царство - а с другой, пророчество о невероятно далеком будущем, что-то древнее и пронизывающее весь путь - как вопиющие камни...
__
Фразы типа "всему - свое время" - это ведь философские фразы: тоже философы! Без философии, экзистенции и тотального мироощущения не живет никто.
__
Везде людей стараются заинтересовать - в Америке сдельными деньгами, в Японии семейственностью - а у нас вся заинтересованность: пресловутое "светлое будущее" и реальная палка.
"У кого страх - тот раб" - это принцип. Всё должно строиться только на интересе, а предохранителем должна быть только личная ответственность.
Но, кстати, потогонная система весьма предрасположена к рабству - нельзя сказать, что при ней рабство нерентабельно. Не случайно процветание всех этих азиатских режимов. /"Мировое разделение труда" - тем рабство, а Западу управление и все сливки?/
...Процветающие рабы! - это тоже сатанинского класса усмешка.
__
Нам надо быть как можно ближе к природе - ведь мы заведомо выше её, так что "озверение" от такой близости нам никак не грозит. Всегда грозит противоположное: полная потеря контакта - а с ним, следовательно, и потеря первенства в природе: царь останется без царства.
...Природное - это всегда что-то положительное и крепкое. А блудный сын понимает, чего стоит и немногое положительное после того, как вместо вершин оказываешься в бездне.
...Нам надо ощущать себя именно царями - и это приятно, но и ответственно. Сделаем же наше царствование благоразумным и милостивым!
__
Часа три писанины с утра, ещё, можно сказать, и не проснувшись, и, чувствую, шатает. Ударяюсь об углы, промахиваюсь мимо предметов, которые нужно взять. Смешно, потому что писал удачно. Я не только не хозяин всей этой утвари, но ещё и опасен для неё. Ничего, всё сошло с рук, ничего не разбито. Причесываюсь в бессознательном довольстве. Попу ковыряю пальцем, а затем этот палец нюхаю: сначала не могу удержаться, потому что чешется, а потом, потому что хочется проверить: воняет или нет. Вот такое можно выдать за важную привычку, типа того, что Гете писал только в запертой комнате, а Брамс, или кто-то там любил чистить свои ботинки /прочитал в газете такую вот подборку/. Сел и потягиваюсь со страшной силой - с какой и зеваю. "Нет, с животными у нас одинаково присутствуют рефлексы..." Голова, короче, абсолютно ватная, т.е. хуже, чем пустая. И вот в таком состоянии я буду работать весь день как ни в чем не бывало.
...В живописи я пойду от Ван Гога, а в музыке от Баха - другого и не нужно: есть по одному близкому человеку, учителю и слава Богу. Я люблю действовать, отталкиваясь от чего-то. Отталкиваться буду уже при "копиях"...
__
Языческое "многобожие" - сейчас тоже многобожие, только не природное, а душевное: верят и в то, и в другое; и нет того, что, будучи выше и сильнее, способно было объединить эти частности.
...И всё-таки мое сердце принадлежит дикости русской природы. Ты словно Адам, живущий сразу после творения. Наша страна именно этим уникальна, она такая огромная и такая суровая, что из неё очень трудно вытравить это дикое начало. От дикости и беды варварства и победы истовости и подлинности веры. Думающий человек в России всегда как в пустыне; как дикое дерево, он прорывает землю и небо, теряя ветви и обдирая кору. Ещё ничего не закончено - и это хорошо, потому что всё предыдущее кончилось плохо - а только начинается: т.е. ты, видя чужую бесплодность, как бы получаешь возможность попытаться начать всё сначала, и снова из дикого леса.
Преданность тоске ради её высоты, потому что её высота - это святость.
__
Антика, хотя и была хорошо известна, но роль чумы в России не сыграла.
...Но нет людей красивее евреев - а в этом и потенциал их душ.
...Зло, поставленное на уши, не есть добро.
Платонизм был знамением потери языческой цельности - появилось раздвоение дел и мыслей.
"Мысли" во время работы текут так же, как во сне - самотеком: присматриваешься в любой момент к себе, а там машинально что-то "иррациональное" крутится.
Читал про Возрождение. Почему-то им хотелось взлететь именно выше небес. Кстати, когда я читал про Рим, я так и не понял, в чем была причина его возвышения; показалось, что это было просто по закону природного отбора: выживает сильнейший.
У евреев от природы главенствует чудо, потому что образ жизни кочевника - это встречи новых мест, неожиданности, происшествия на пути, надежда на удачу. А разума не надо: в пути всё утилитарно, ноги работают, тело работает - вот и всё. Также и у европейцев от природы господствует разум, потому что они оседлы: будни без чудес, но зато можно строиться и развиваться - а значит, нужен разум. Тогда получается, что европейцы, открыв чудо, стали разумом строить чудо, а евреи, открыв разум, начали путешествие к его чудесному открытию. ...Характерно, что как пик материального чуда был построен не на родине, а в Америке, так и пик духовного чуда был построен не в Израиле, а в России - родины оказались слишком малы, потребовался больший, прямо космический простор... /что-то у меня голова кругом идет из-за этих разнородных моделей, которые, как извозчики тянут меня везти каждая в свою сторону, я совсем "забыл", что же могу я утверждать точно. "Да постойте же, дайте опереться! Так..." - и я морщу лоб, заведомо не сдвигаясь с места/. Как у европейцев чудо оказалось с одной стороны завышенным, а с другой излишне рациональным и материальным, так и у евреев ум оказался чрезмерно заниженным, а с другой стороны, на него возлагаются чрезмерные - чудесные - надежды.
Итак, всё сводится к той банальности, что чужое впрок не идет и что чужое адекватно понимаемо не бывает, а, будучи воспринято неадекватно, вместо пользы причиняет вред и уводит в сторону?
__
...Не было отца, не было семени: вино породило сосуд - это не более удивительное чудо, чем то, когда сосуд породил вино в Кане Галилейской.
...Наша душа /т.е. мы сами/ - это плод взаимодействия наших отцов - через Дух мы связаны с Богом и небом, а через тело мы связаны с отцом и миром.
Итак, снова и снова: Бог-Отец - это не метафора.
Когда работает тело, отдыхает дух, а когда работает дух, тело неподвижно.
__
...Но хорошие настроения нужны и не первым занятиям - не всё только объедки. Накатанное - в любом занятии - делается при любом состоянии, а вот продвижение - в любом же - только при хорошем...
Делание метлы тремя способами: 1/ Завязать метлу, а затем вбивать черенок 2/ Наоборот, сначала воткнуть, а затем обвязывать - и тот, и другой не очень хороши: трудно вбить и трудно крепко обвязать. Поэтому лучше всего применить комбинацию: завязать полувставленную метлу, а затем добить. Это типичный момент в любом деле. И, конечно, тут всегда есть проблематичность, требующая тонкости подхода: по тем или иным причинам трудно бывает нащупать эту золотую середину, опять впадаешь в одну из крайностей.
__
Я горжусь своей безжизненностью - ею я "прокидываю" рутину. Не трачу на неё силы, она делается молча и машинально. Но может быть, это неверная теория: рутины много, безжизненности много, теряешь ощущение себя... Сколько рутины - столько призрачности жизни... - они работают свою рутинную работу с душой, ведут свои разговоры с душой - а я не вижу в этом смысла. Надо быть очень маленьким, если хочешь, чтобы рутина была для тебя высоко.
Паскаль: человек колосс и пылинка. Да ощущая себя так, не сможешь даже шевельнуться!
...Это настоящее гиблое болото. Не воюй с лягушкой на её территории...
Но вот что можно сказать о многих: взрослеют в одной сфере и остаются детьми во всех остальных. А оставаясь с детством, остаются и со счастьем, с доступом к нему.
__
1 мая 92
Ох, не знаю, на что я способен, разломанный после вчерашней работы. Воплощения моей мечты о будущей счастливой жизни на природе пока доставляют мне одни мучения... "Да не зайдет солнце в гневе вашем". Захождение солнца подобно убийству. Гнев - это духовное качество, имеющее размерность Бога, а не человека. И он обладает тобой, когда появляется, ты не в силах справиться с ним - с ним в силах бороться только солнце любви. А я очень гневлив. Мотив Бога "нечистое же всё истреблю с земли" - это и мой мотив!
...Снова и снова задаю детский вопрос: почему общество считает необходимым супервооружаться, а отдельный человек - нет, не имеет своих маленьких крылатых ракет?! Войска без идеи наступления - это всё равно, что оружие без ствола, копье без наконечника. Битва - это борьба за право быть наступающей стороной.
Народ - это словно человек-титан, человек-монстр, что-то напоминающее об "издревле славных людях" из 6 главы "Бытия". Царь и правитель - это представитель этого титана на бренной земле, среди слабых представителей человеческого рода...
__
У Паскаля муки нет и в писаниях одни только несъедобные дрожжи. А я целый комбинат по производству дрожжей.
Подневольный работник чужого громадного завода мечтает о глотке свежего воздуха и о собственном деле...
...Идеалистическое желание "иметь" без готовности "платить" - как мы называем таковых? Правильно, "ворами".
Как Бог занимается с нами, так и мы должны заниматься с теми образами и представлениями, которые живут у нас в душе... Если доводить до логического конца, то Бог руководствуется человеком так же, как и человек образом?!
__
Фотографии Израиля: все дома с террасами и никакого гигантизма. Зависть и тоска берет. Мы привыкли к голым стенам. Мы привыкли, что живем в суровой стране...
Карпов - чемпион мира именно в позиционной борьбе, а сейчас шахматы, вслед за временем стали более иррациональны...
...Надо рисовать именно взгляд, т.е. содержание не должно быть раздроблено по углам...
Сегодня - работницам: "разгоним парламент?" - и уже слышит кругом восторженное и фанатичное поддакивание: "да, да, правильно, так их" - гудят прямо в микрофон, установленный где-то в их гуще, словно прямо в душе. Любому умному человеку ясно, что так называемый "народ" понимает в политике ровно столько, сколько и во всех других занятиях и играх "умников" - искусстве, науке и т.д. Бессовестно вовлекать этих неразумных в свои грязные игры. У народа нет и не может быть прививки против демагогии, они против неё абсолютно беззащитны. Он не может быть чем-либо иным, кроме как объектом манипуляций. Политика приобрела такое значение /много большее, чем искусство или наука/ именно потому, что произошло вовлечение в неё народа.
Нет, я теперь понимаю все эти цензы, которые вводились в прошлом веке. /Вот забавный ценз, который можно было бы предложить: право политического голоса имеют только те, у кого средний балл в школе бы не ниже 4-х!/
В конце концов, как есть люди с неумелыми и беспомощными руками, так есть люди и с беспомощными головами.
И не беспокойтесь, массы народа ничуть не будут при этом чувствовать себя ущемленными - они же не чувствуют себя ущемленными из-за того, что ничего не понимают в искусстве или науках, вообще ничего не знают, кроме своего узкого удела. Чего народ хочет, можно и не спрашивать, как можно не спрашивать природу, чего она хочет.
Играя в шахматы и читая Навина: "я люблю шахматы, потому что люблю битвы. В борьбе теряешь себя, превращаясь в некую эманацию, действующую, по сути, непредсказуемым и сверхъестественным образом".
__
Мы перестаем понимать себя прежних. Некие явные формы и дух были показаны и заданы сразу, но мы проживаем ещё долгую жизнь, чтобы найти им аналог в себе...
Я не безумен, я копаю землю, просто меня немного шатает от этого неспокойного простора. Ноги и руки работают, поясница болит, волосы спутаны. Моя стеклянная голова потеряла порядок. Я буду продолжать копать эту черную землю, выворачивать наружу её безвольное нутро. Смирись, себе дороже, ничего ведь нет, кроме прохладного ветерка; ты уже один, посиди на солнышке, подумай, сощурься, улыбнись...
__
Всю квартиру увешать рекламой. К примеру, на туалетной двери: "вы не ошиблись в вашем выборе!" Над обеденным столом: "мы накормим вас до отвала!" и т.д. и т.п. Включая всякую мелочь типа ложек и домашних туфель. Всюду цветные этикетки. Причем всё меняется, совершенствуется, непрестанно кипит хлопотливая работа.
Прожить несколько жизней! Я всё сделал и хочу опять в непосредственности и счастье прильнуть к многокрасочному звонкому миру; хочу опять поплавать в океане, замирая от ощущения километровых глубин под собой.
см. ранее /3-х этажный дом/: Да нет, нормальный дом на земле, но только с использованием и верха - крыши /так, как у тебя/ и боков /веранды, террасы - они и будут материальным "этажом"/ и низа /великолепный погреб со сводами, с вечным холодом. Чтоб получать пищу из земли-погреба, а дух с воздуха неба на крыше./
Занимаюсь живописью: очень робко мазюкаю, карябую, вывожу - процесс "сотворения", напоминающий раскраску детских рисунков. А творческого бушевания во мне иной раз поднимается столько, что действительно может хватить на весь мир и всю эпоху. Что делать, надо терпеть, набирая понемногу скорость, сокращая понемногу этот ужас огромного расстояния до свободы.
Если больше "воплощаешь", то меньше сил остается для роста. Но только рост - это эгоизм.
Создавать сплав нескольких цветов не на картине, а уже на самой кисти - так оно будет натуральней. /Впрочем, это сплошь и рядом получается само собой, потому что у меня всего одна маленькая кисточка/. И надо очень хорошо чувствовать, где нужно жиже, чтоб получилось плавно, а где густо, чтобы получилось резко и экспрессивно. Жидкие краски и густые краски - это вообще разные техники.
...Очень грубо, но я научился уже кое-каким эффектам /например, светлые и темные относительно какой-либо тональности блики и на чем, кажется, всё "впечатление" и живость стоит/. И даже несколько растерян: неужели так просто? А большее, все эти "как на самом деле" и невозможны, и неперспективны, как я убедился/. Содержание же пока заимствую /хотя не столь уж и многие картины меня теперь тянет копировать/.
Зачем думать рукам, а головой забивать гвозди?
Пишу уже примерно с тем же ощущением, с каким мельница мелет муку. Для себя уже не надеюсь что-то экстраординарное написать. Много вширь распространяюсь, ведь всё выглядит в новом свете. Но само знание всё то же, а именно его прибавка является чудом - тогда как это только оркестровка уже сочиненной музыки.
"У меня мыслей целый грузовик" - сказал как-то Вовке и отправился записывать; сказал с таким же вздохом, с каким встречает настоящие грузовики какой-нибудь товаровед в ночной обшарпанной конторе.
__
"Пилигрим" - Это путешествия одинокого индивидуалиста-англичанина сквозь туман. Она всем этим религиозникам нравится, но ведь в ней нет их столпа истины: церкви. Он движется по какой-то странной дороге и всё время ему попадается что-то сомнительное, с ложным нутром и он так и остается в одиночестве, приближаясь к катастрофической развязке.
...Материалисты и идеалисты могущественны, но они так уже друг друга побили и раздраконили, что низвергать их нетрудно.
С тонущего корабля все спасаются поодиночке - и только те, кто видит это медленное прибывание воды и не надеется на починку; и только те, кто верит в море-небо, в наличие посреди него чудесной суши.
"Богоборцы" - такая гордыня, что считают возможным самоутверждаться за счет Бога, ничтожные мозгляки!
__
Засыпаю в последнее время очень приятно, уютно, не нужно даже принимать специальных мер для того, чтобы согреться. С удовольствием сдаюсь этой белоснежности после всех многотрудных обычных дел. Это же вообще-то удивительно, то, как человек справляется с такими мелочами как партия в шахматы или мытье полов: ведь мат поставить так трудно, а пола так много, нужно совершить тысячу действий, десять раз прерваться из-за неожиданных препятствий и т.д. и т.п. Но начинают и кончают, и видят, что всё сделано, но это не духа хватило, а так просто за счет привычки...
С легким вздохом выпускаю из себя воздух, расслабляю и простираю ноги; я теплый калачик, я маленький, слабый; подушки, матрац и одеяло очень добры ко мне: тепло обнимают меня, не затыкая нос. Чем слабее я буду ночью, тем сильнее я буду днем.