Вильмс Дмитрий Викторович : другие произведения.

Продолжение 1

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Когда говорят друг с другом с практической целью - это материальное, холодное. Когда говорят "просто так", "остроумно" и т.п. - это душевное, теплое. Когда говорят, желая помочь /или навредить/ - это духовное, горячее...
  
   __
  
  Раньше у них было одно собрание и то их оттуда гнали и они ездили не каждый раз, а теперь у них пять собраний и всюду они нужны: папаша уже и в субботу собирается, на 5-ую "Жатву". А расстояния приличные. И теперь им психологически труднее предъявлять мне счет за мои писания. Так что можно и открыться.
  Порядок в вещах и порядок в людях - от этого я не могу отказаться - а остальное - лишь в виде поощрения за их усердие.
  А может, пусть валяется "тряпье" кучей, надо привыкнуть не замечать? Нет, одежды - это ближние мои, которых надо любить. И квартира тоже.
  
   __
  
  Дух и материя, огромные как небо и земля, статичны /псевдоподвижны/. Это статичность целей /огромные цели! А нам не случайно цель представляется точкой: мы, душевные, сами точки и цели наши сиюминутные таковы же/... А душа динамична, она существует только в движении, потенциально вырастает до неба или земли /в стоянии же - точка/.
  ...Будучи неблагополучными, люди лишь временно и в узких сферах получают успокоение /о богатстве приходится лишь мечтать/.
  
   __
  
  7-ой день прошел сверх ожиданий. Сильное ощущение свободы, отдыха и покоя /хотя, конечно, не такое, какое представляется в мечтах/. Напряжение души было велико и останавливало время, так что мне казалось, что день этот длится дольше, чем вся предыдущая неделя. И эта высота переоценивала многое, так что я испытывал тревогу, как бы вообще всё не обесценилось. С другой стороны, представлялись гигантские задачи во всей своей многотрудности, и задач таких было много, слишком много, они теснили друг друга, им явно не хватало места и опять я испытывал тревогу: как успеть и как снести. Ощущение, что надо спешить, перешедшее из будней, было болезненным зудом, /иногда казалось, что всё-таки много - отдавать седьмое отдыху, но потом я вспоминал недавний тяжкий труд и резонно предполагал уже завтрашний/. Я думал об этом - так во сне подсознание стремиться избавиться от наваждения, завладевшего сном; думал о том, что не хватает любви - с ней бы всё было мягче, легче, как еда не в сухую. Не было ориентации чисто практической. Я решил ни в коем случае не спешить, хоть бы и представлялись мои дела во всей совокупности, например, строящимся на верфи огромным кораблем - лишь начатом, целиком разобранном, и я на нем единственный рабочий. Сосредоточься и не обращай внимания, не сравнивай свою дневную норму с общим объемом работ и даже в шахматы играй - построишь, как Ной. Зато долго жить будешь. Постоянное выбивание из сил на больших нормах - на которых ведь не написано, что они большие, сравнить не с чем - и порождает надорванность и неуверенность в своих силах. И день начинать тяжело.
  Любовь помогает не только заранее, но и после: смажешь надорванность или ушиб ею и становится значительно легче. Работа засасывает и хоть и пишешь о лучшем, о любви, на отношениях с людьми это никак не отражается. Впрочем, я с людьми - родными - стал жестче. А иногда хочется одарить теплым словом - и одариваю. Мол, я такой же, я добрый. Может, и нужно пройти это разделение, чтобы любовь твоя последующая была зрячей и действенной. А, кстати, Христос, был без Духа /потому и нужны были ангелы?/ - и Он не делал, а лишь говорил и страдал, как человек и творил чудеса, как Бог.
  Трудно, неподъемно для человека сплошь находиться под Духом весь седьмой день /надо лишь 1/7 этого дня?!/. Беру на этот день одну книгу и одну музыку. И нет нужды воспринимать их от начала до конца. Можешь попробовать лишь несколько фрагментов - как и получилось - ведь этого вполне достаточно для того, чтобы понять дух автора /так достаточно съесть несколько яблок, а не всю машину/. Сюжет знать мне ни к чему, его я считаю ложной приманкой. Так и в самой жизни чего-то сулящий сюжет всё тянет и тянет человека - в том числе и писателей - по жизни, а в сути ничего не меняется.
  Вчера целый день писал на тему первой половины 12-ой главы Луки /просто случайно открыл в 7-ой день /также пытаясь заинтересовать Вовку - вот видишь, попытка сделать доброе для людей/. Получилось, что я её осмыслял трижды: первый раз в седьмой день, а затем весь день перерабатывал. И с высоты третьего раза и первый и второй оказались такой чепухой /первый/ и неточностью /второй/. А ведь думал, было ограничиться первым написанием и лишь по внешним причинам - не понравилось писать на тетрадке, решил всё перевести на листки - и, желая соответствовать белизне бумаги - всё переработал.
  Появилось это, а передумал я вести специальный дневник: фактографические записи в прямом и косвенном виде должны быть в самих фрагментах, а "рекомендации" - в голове, иначе грош им цена.
  
   __
  
  О принципе min-max: от взаимодействия оба состояния преображаются. Это как зерно в земле: по отдельности это нечто совсем иное, чем во взаимодействии. Наличие земли преображает зерно, а наличие зерна - землю.
  
   __
  
  Парадокс: идеалы, как таковые, вроде бы помогают людям достигать чего-то, но идеализм, напротив, мешает, вечно держа их в рамках некой неконкретности в своих представлениях и словах - само же действие всегда предельно конкретно: по своей природе. Эврика! Человек и в действии своем осознает лишь ограниченно идеальный уровень!
  Душевный человек подобен пьяному!?
  Вот почему мир, в котором исповедуют цинизм не гибнет: он корчится от самого цинизма, но держится на идеализме цинизма его носителей.
  Образами же оперирует мечта. В виде образов /мечты/ - идеализируется прошлое и будущее. Так что человек в своем настоящем - идея, а в прошлом и будущем - образы. Т.е. эти образы так же огромны, занимают такое же место, как прошлая, вечно умирающая, темная земля и будущее, вечно возрождающееся, светлое небо - а идея так же мала, как данный человек в этом мире. Идея кричит и движется быстро, а мечта и образ статично молчат...
  
   __
  
  "Вов, для тебя чтение - наркотик. Ты и выглядишь как наркоман. Да и сам посуди: читаешь, читаешь, а умнее не становишься, всё такой же".
  Он говорит: "пойдем на книжный базар" /причем, есть малый повод - искать книгу по живописи/. И это было предложение вернуться к прежнему псевдодвижению, но я не вернулся и, смотрю, сегодня он рисует. Странно всё-таки: в чем-то он крайне упрям и моя агитация, скорее, побуждает его делать обратное, а в чем-то он находится под моим влиянием /например, у него те же "кумиры": Достоевский, Ван Гог и Бах и т.д./
   /Как мал сам повод к фрагменту по сравнению с порожденным им развитием /о котором я ничего не думал/. От каждой искры происходит целый разряд, причем не "волшебный", а обыденный как в электрической лампочке./
  
   __
  
  Сегодня утром опять скандал, точнее видимость скандала - потому что это они психовали, а я был совершенно спокоен и не зол, а остроумен. Это как бы игра /напрасная, ты поливал масло в огонь/: удар - парирую, ещё удар /довод/ - ну это совсем легко, ещё удар - ну знаете ли, это даже странно, это у вас загиб, ещё удар - ну это даже ниже пояса, нечестно требовать себе преимуществ. И всей-то темой был вопрос о месте, где стоять телевизору /на который, конечно, завязаны действительные вопросы: о месте их ханжества, о том, кто и в чем "в доме хозяин", об отношении к Жене и т.д./. Понимая свое преимущество, я добрел, снисходил, призывая к разумности, спокойствию, противопоставлял этому вопросу действительные проблемы /то, что Женька мешает ночью спать/.
  У мамы, видимо, уже возрастные приступы религиозности. Ведь она чувствует, что что-то не в порядке и это вызывает в ней всё то же: рвение в чтении Библии и молитвах /и нелепые попытки читать их нам в самый неподходящий, случайный момент - что значит нисколько не сообразовываться с другими: все душевные - эгоисты. Они не могут по умному сладить с реальными обстоятельствами/, воинственность против нас, "безбожников" - для чего она готова шантажировать нас всем, находящимся в её руках /"не буду готовить"/. С годами душевное, цветуще плотское слабеет, а религиозное рвение увеличивается, подстегнутое неудачами.
  А записать я хотел только вот что, забавное: она прямо видит меня сатаной /и мне, несмотря на все усмешки и хладнокровие, и даже как бы смирение, готовность считаться тем, кем меня считают, иногда не по себе/. И вот говорит в одном месте: "это он специально удочку закидывает, когда телевизор включает - чтобы я его смотрела, а как же можно, чтобы не завлекать в сети сатанинские", а затем в другом месте: "и колотит, колотит целый день кувалдой по голове, я не знаю ведь, куда деваться, куда деваться" - "В телевизоре, кроме всяких роков и эстрады, нет ничего для вас неприемлемого, вовсе вы не святые: и политика, и кино вас интересует"/на тему ханжества/.
  
   __
  
  ...Проскакивают, проскакивают стереотипы под шумок общего движения! Твоё понимание твоего же творения... Объясни вот Вовку!
  ...Бог-Отец материалист?!!!
  Понимать не для того, чтобы судить, а чтобы любить, не для того, чтобы владеть, а чтобы служить /"Я взял на себя ваше бремя"/. Любить же, понимая, что они не сами по себе "разбойники", а пленники закономерностей греха.
  Я с радостью ухватываюсь за возможные обвинения, как за возможность проверки "своего".
  Господин тот, кто познал закон, раб тот, кто даже не замечает его существования. Кстати: иудеи и есть первый душевный народ /как его патриархи - первые душевные люди/ среди моря языческих, материальных народов. Христос, будучи высшей точкой душевности и породив, ниспослав в мир в этой точке Духа Святого, для языческих, материальных народов послужил не путем к Духу, а знаменем душевности, открыл для этих народов душевность. Для Иудеев же Он был путем к Духу /"беснуется"/, но понятым как предательство душевности. Даже разбойник был им душевно ближе! 2000 лет - срок созревания душевности для того, чтобы она могла породить Духа теперь и у бывших язычников? И, быть может, теперь ситуация повторится: душевные отвергнут, как когда-то иудеи, а сами иудеи, которых Бог 2000 лет после Христа убеждает через море страданий в бессилии душевности, примут.
  Цвет - это Бог в материи! Так же, как свет - это Бог на небе. Христос же - это обесцвечивающийся цвет тела и проступающий свет в глазах.
  Читая еврейское я чувствовал какое-то уныние, переходящее в смирение. Евреи, как народ, собрались лишь для того, чтобы окончательно разбиться в своей душевности, в своих человеческих надеждах - ведь это всегда оставалось их последней надеждой. ...Но о душевности надо говорить всегда разделяя: ведь душевность - это движение, стремление, влечение и движение либо в сторону Духа, либо в сторону материи. Иудеи были первыми, кто имел духовную душевность. Все же остальные - материальную душевность. В наше время дух становится рабом материи, как в Древнем Риме. Опять ходят "материальные боги", дух же живет лишь на "искусственном дыхании".
  Узнав мало, человек потерял счастье и затаил обиду на Бога. Это Каин. Узнав больше - став обществом, научась пить вино, развлечениям и т.д., человек стал псевдосчастлив - самоуверен - и стал хулить Бога. Даже Ной первым делом напился так, что валялся голый. Будь он святым, он не стал бы брать с собой своих родственников. Да и всё прочее - он в новый мир плыл со старым багажом.
  Образовав народ, Бог тем самым дал ему заменитель, Дух, а чтобы этот Дух был Его, повел их, дал им цели и испытания. И дал народу заповеди - замену любви - и закон - замену Духа. Страдание Христа есть страдание за эти две попытки /а вспомни притчу про сад, который обкапывают и на 3-ий год/. Христос открыл путь к полному знанию - то, чего не сделал Бог материальный ещё при Адаме, приводя причиной именно то, что "тогда люди будут как боги" - к чему Христос призывал. Лишь при полном знании и боишься Бога, видя его подлинную величину и любишь Христа, поняв Его Миссию в полной мере...
  
   __
  
  Вопрос о том нужны ли занятия продолжает беспокоить. Можно затратить массу сил и времени, а потом это окажется в лучшем случае ненужным. Ведь посмотри сам: живопись: копии - это вторично, портреты - банально, а твои "трещины" и "пятна" попахивают какой-то бесовщиной. Все попытки как-то углубить свои намерения ни к чему не приводят, сводясь к идеалистическим нелепым представлениям. Делать комнаты-картины, "среду"? Немецкий язык - это нечто прикладное. Шахматы - это игра, очень глубокая и очень бесплодная. "Звук" - ты "из любви к искусству" хочешь манипулировать жизнью с помощью магнитофона. А само "художество" в писаниях? Ведь всё это либо полностью беспомощно, либо сводится к романтической "возвышенности", трагической таинственности и т.д.
  
   __
  
  Не должны ли в человеческом измерении главенствовать отношения с другими людьми? Должны, но у меня такое ощущение, что здесь невысок мой предел и отведенная мне задача - быть истинным в обыденном, ведь я до сих пор "далеко не сахар". Влиять на людей в наш век легче опосредованно, чем лично: личность ничего не может, потому что все либо сбились в кучу, либо разбрелись.
  Помимо всё объясняющего - и холодного, отчужденного - знания, на человека может воздействовать только образ - теплый, приближенный, любящий. Воплотиться может только образ - либо буквальный, как Христос, либо запечатленный, как искусство.
  Твое знание должно помочь создать образы, образы должны воплотиться в людях, после чего они поймут знание.
  Я не верю ни в потенциальных "помощников", ни в "слушателей".
  Во всяком случае, моя любовь к людям, к человеческому, стремится вылиться именно в этом. Я не хочу удаляться от людей /в некие "башни Духа"/, буквальное же общение в этом мире невозможно... Невозможно было и во времена Христа - и поэтому Он был обречен на страдания, непонимание и смерть. К чему я, кстати, тоже не готов - тогда как в духовном смысле готов и страдать, и терпеть, и умирать. Христос открыл человеку возможность стать богом для того, чтобы он сумел сам справиться со своей душевностью.
  Мой "Дух" так же сверхъестественен, как рождение Бога у простого плотника, ведь я во многих смыслах, если не во всех, вполне зауряден /кроме разлитой во мне любви - из-за которой мне все другие люди кажется чуждыми и холодными/. Я и есть не Христос - им будет мой образ - а те Иосиф и Мария. /Только я не плотник, а дворник!/
  
   __
  
  Соизмеримо ли: сделать достаточно дилетантскую акварельную копию Ван Гога и объяснить чуть ли не всю мировую историю? - а я и больше сил, и больше удовлетворения получил от первого! Я хочу жить долго, а не 10 дней.
  ...У тебя всё время была идея "серии". Она пространственна, а что есть аналог во времени? Они создают свои произведения как некие статичные вершины /псевдодух/, а надо создать нечто душевное и динамичное, подобное реальной человеческой жизни...
  ...Я и не "думаю", а пишу автоматически - пишет находящийся во мне дух /а пишет он по принципу "одно тянет другое" - ведь он есть единое целое/.
  ...Жар самого пламени и лишь слабая теплота уже в метре от него...
  ...Человека делает богом полное подчинение Духу и Богу Отцу, выражающееся в растворении в Духе и примирении с Богом. И человека делает истинным человеком ответственность за других. Но и ответственность за дело, любя дело? Не поэтому ли все фанатики своих дел как бы преодолевали свою душевность.
  
   __
  
  ...Я смотрю "писать познание" надоедает, как ничегонеделанье.
  ...Я пишу для слабых людей и чем более слабыми они себя ощущают, тем лучше.
  День "познания" - сон покоя.
  День "творения" - сон блаженства.
  
   __
  
  "Почему Бог допустил зло? Почему мир, сотворенный Богом так несовершенен?"
  Зло порождено не Богом, а человеком. И с "метафизической" точки зрения это зло неизбежно, как неизбежен сам переход между двумя полюсами, материей и Духом. Человеческая задача с этой точки зрения заключается именно в осуществлении перехода, понятого как связь, воссоединение...
  Человек настолько болеет в свой человеческой жизни, что лишь огромность двух добрых миров материи и духа способна поддерживать его, лечить, спасать.
  
   __
  
  ..."Военные тяготы" компенсируются обостренным чувством жизни...
  ...Существуют материя и Дух, а живет душа.
  ...Интерьер, понятый как зеркало материального существования человека. Картина, понятая как творение жизни и жизненный акт.
  
   __
  
  Я надел более тяжелые осенние ботики и, когда шел, слушал свою изменившуюся походку: нога выбрасывалась вперед, как гирька на конце маятника.
  
   __
  
  Чем больше картина, тем сильнее воздействие - куда это может завести /и уже завело/? Впрочем, это вопрос расстояния, с какого картина будет воздействовать.
  ...Природа явная - с чего же ей становиться тайной, а дух тайный - с чего же ему становится явным, пугать людей?
  
   __
  
  А может Вовке и не надо "отвыкать" от чтения и "приучаться" к делам, как ты - всегда противным тоном - ему советовал.
  
   __
  
  Трудность асфальтируют - воюют с нею вместо того, чтобы, приняв естественный порядок вещей, выращивать плоды и испытывать радость.
  Живопись оказывается серьезным занятием - и мне надо пересмотреть свое облегченное к ней отношение: это будет долгое, трудное, человеческое дело. Видимо, в будущем окажется серьезным и "звук", к которому я ещё даже не приступал.
  Не должны ли мы рисовать - как и писать - человеческую любовь, находимую нами в реальной жизни, мгновения любви.
  Много "активажа", радостной легковесности.
  Меня не оставляет идея использования связи живописи и музыки /"рисовать музыку". Например, ведь говорят "острый звук" - так острое можно и нарисовать/.
  Гибнешь всегда из-за ложных идей /а не "быт заедает" и т.п./
  
   __
  
  Душа, как и после смерти, во сне улетает в хранилище душ...
  Она принадлежит мне в материальной и духовной сфере, а я ей в душевной.
  Я буду женившимся Павлом.
  Плохие времена: когда женщины не ищут любви и мужчины не ищут Бога.
  
   __
  
  Евреи играли важнейшую роль не только в нашей идее, но и в американской идее денег, обладающей такой же всемирностью.
  "На Западе уборщик живет так, как наш начальник". Но дело ещё и в самоутверждении перед другими.
  
   __
  
  Я чувствую, что старое держит меня количеством требуемой работы, обихаживания. Надо бросать, не жалея, устремляясь к новому состоянию, а значит, и новым делам. То старое всё равно прочертит твой путь - достаточно пунктиром, а не сто раз обведенной жирной линией.
  Ведь ты сам хотел строить не одно небо, но лестницу на небо и лишь в конце пути само небо.
  ...Я - движение.
  Чем больше мы тонем в море человеческой относительности, тем больше космос, уже давно не на трех китах, уже открывают запредельные галактики и черные дыры...
  Я не пророк, а предтеча, о котором сказано, что и "малейший в Царствии Небесном больше его".
  Я мало знаю, а надо знать полностью историю человечества в её конце, чтобы иметь возможность достоверно подвести итоги.
  
   __
  
  Я им прощаю. Потому что и себе прощаю, т.е. получаю прощение /себя простить нельзя, как и вытащить за волосы/.
  Надо не подавлять других своей активностью, а служить им.
  Что заложено, то и положено. Т.е. надо не заставлять других жить по своим представлениям, пусть они в чем-то или даже во многом лучше, чем у них, а апеллировать к лучшему в них - это реальный максимум для них возможного.
  Люди как бы правы в своем пренебрежительном отношении к другим: действительно, ну что такое многие из наших занятий и действий.
  Утром я - пустыня. И всю первую половину дня хочу есть и пить, воистину "напитать" душу. И не пустынным в чем-то хлебом, а соками спелых плодов. А то вновь и вновь пересыхает в горле, не хватает воздуха, немеют члены.
  
   __
  
  На самом деле все очень определенно в жизни, что только и требуется для компьютера.
  
   __
  
  Вот я полулежу на кровати и голова без опоры - внешне всё нормально, но на самом деле лишь застыл, повис, не имея опоры.
  А вот я на этой же собственной кровати устроился удобно, положив подушки в два этажа и в самый угол и полулежу на них как в берлоге. Здесь тоже не покой, а искание уюта и защищенности, желание жить и творить в таком мире, максимально маленьком и близком.
  А вот я лежу в темноте, неподвижен. Здесь я захвачен, опрокинут, распят.
  ...Вот я сижу в закутке и опять же стараюсь полулежать. Утонуть в небе и в земном - что было бы истинным, если бы порождало движение жизни...
  Жить долго и понимать долго, проходя весь путь от начала до конца, будучи подобным первым патриархам - это и есть моя истинная просьба к Богу. /Люди бегут к богу с таким, что просто сами должны делать, прилагать усилия./
   Бог, сотворенный по образу и подобию человеческому!
  
   __
  
  Звучала музыка, её обвал всё длился, казалось, стремясь окончательно потрясти всё живое, но едва щелкнул, отключаясь, проигрыватель, как тут же после непродолжительного шороха включился малый нацеленный свет над кроватью и с подушки приподнялась сосредоточенная молчаливая голова - вынырнула для записи. Воистину идеи бессмертны!
  "Меня это совершенно не волнует" - почему именно эта фраза типовая, а не фраза о восторженном волнении /как кстати, и было во времена подъема/: "как это волнительно".
  ...Музыка и живопись настолько различны и настолько похожи, что не могут не быть двумя полюсами какой-то одной сферы.
  
   __
  
  На тему: "отнимающему верхнюю одежду, отдай и нижнюю": надо отказаться от всех комнат, кроме своей. Что я бьюсь, пытаясь привести их в соответствие с собой, раз там живут чужие? И даже за свою комнату не надо держаться, а держаться лишь за близкие сердцу точки /такие, как в закутке или у двери веранды, или в своей комнате кровать, минуты темноты или сумрака или яркого солнце /природа всегда со мной!//.
  
   __
  
  Прошлый век походил на август, время сбора плодов, а наш, ненастный, с символическими плодами - листьями - на сентябрь и октябрь. Близка, близка зима, но "месяц" или даже два ещё есть. По сравнению с ненастьями октября, ненастья сентября покажутся щадящими, а в его покойные "дни" будет ясность, но уже не будет ни тепла, ни яркой красоты осенних листьев.
  ...А время Моцарта - ну разве это не лето. А эпоха Возрождения - это ранняя весна, первое тепло. А вот время Баха и Рембрандта - это май, тепло уже не символическое, уже распускание реального цвета жизни.
  И именно они подобны ветхозаветным пророкам, самым древним и самым крупным, загадочным /тогда как в прошлом веке были не пророки, а предтечи/.
  Ранние /Рафаэль и компания/ были так прекрасны, идеальны именно из-за отсутствия контакта с жизнью. "Вначале сотворил Бог свет". /Дойдем, дойдем и до человека!/
  Или сотворение мира: свет ранней весны, таяние снегов второго дня, появление суши и всего травного в третий, позднюю весну. Летнее затменье полное светил, в четвертый день! Летний нерест рыбы и выведение птенцов в 5-ый и сбор плодов полей и садов в 6-ой. /Получился не полный год, а лишь его световая половина. С новой недели, наверное, сотворил Бог темноту. Явлено, рассказано явное, а тайное не рассказано... Т.е. в последние три дня второй недели творился внутренний мир человека.
  
   __
  
  Ты, такой "бодрый" в освоенном тобой, в неосвоенном проявляешь столь же сильную вялость и робость /вспомни, как пел самостоятельно или самостоятельно рисовал/.
  
   __
  
  Антика - как аналог "райского" периода, что был до потопа. Всё кончается потопом: водным, исходящим от Бога материи и стихий, или огненным, исходящим от Духа, который действует и в варварах. А между ними были разрушительные потопы в душе человеческой...
  
   __
  
  Великий художник Рембрандт, но убери у него эту густую сумрачную атмосферу, красноватый ирреальный цвет на лицах, статичность погруженного во тьму мира и взгляды, столь исполненные надежды вначале и столь умудренные и разочарованные горьким опытом в конце... - что бы от него осталось? Вот они конкретно видимые приметы невидимой, неконкретной, а потому и загадочной, философии...
  
   __
  
  Плотник, каменщик, пахарь, пастух и т.д. - как природные занятия. Они растворяют людей, погружают их в пространственное существование. Они и делают людей "народом".
  Христос "ходил по земле" как народный странник, а Павел путешествовал как интеллигент-миссионер. Существование Христа, как растворенного в народе, даже подвергается сомнению, чего никак нельзя сказать о Павле. Родовое начало Христа прослежено аж до Адама, его мать и братья всё время где-то рядом, а у Павла нет и следов подобного. Вся деятельность Христа на земле, описанная в Евангелиях, это деятельность среди народа, а явление Христа Павлу - это взаимоотношение Его с "умниками", видение Христа "умниками". По сути, Павел как бы явленный Христос для "умников". Понятно и то, что Христос использовал лишь устную речь, растворяющуюся в существовании, а Павел был наиболее силен в письменной, которая не исчезла и жила. /Характерно и занятие Павла - палатки, а не дома: природная материя лишается массивности, становится легкой материей жизни./
  ...Падение Рима, как изгнание из рая.
  
   __
  
  Воспитание сына как задача по передаче своего образа "из рода в род", обретение вечности - "я в вас". Рождение сына как рождение нового времени, времени будущего. Сын как измерительный прибор для измерения изменения времени. Каков половой акт - таков и ребенок: преобладание заурядных детей - это преобладание заурядных половых актов, в которых лишь рефлекс, привычки, а не настоящая любовь...
   Если у ребенка было хорошее, райское детство, то место для святого навсегда сохранится в его душе...
  Для эволюции нужно два условия: настойчивость, постоянство усилий и их мягкость - вот и всё воспитание. /Но в "заторах" можно применять и революционный путь?! Эволюция, чтобы строить, революции, чтобы ломать? /но с другой стороны, ведь есть и постепенные разрушения и революционное преображение/./
  Даже тогда, когда вы читаете нотацию, вы учите не содержанием своих слов, а самими собой, тем, каковы вы есть /в данном случае, как человек, читающий нотацию/.
  Итак, давайте взрослеть своим порождениям, не спешите выводить их "в свет" - это будет подобно пересадке саженца в лес, где идет лишь борьба за место под солнцем. Конечно, это можно назвать смыслом жизни...
  
   __
  
  Не случайно эпохи небезразличны к формам. Почему, например, сейчас носят вот такие очки: /в тексте рисунок/. "Марсианский" эффект отвечает современным ощущениям.
  ...Ощущение от острого содержит в себе выпирания, жесткую устремленность, укол, раскол, концентрацию и т.д., а тупая форма дает ощущение мягкости, расплывчатости, непроявленности, вбирания, неопределенности, случайности...
  
   __
  
  Мой дух рушит мою же муравьиную строительную систему. А писание в целом вступает в противоречие с ворохом всех других "сфер", ведь каждая требует тебя целиком. Бросать ничего не надо: оторвать - значит оставить рану. ...Я слово "любовь" твержу как слово "сезам". Я и сейчас говорю его не случайно, песнь моя хрипла: спровоцированный, я неожиданно едва не накинулся на отца, оскорбляя его неслыханно.
  ...А может и правильно, что не попросил прощения сразу, как бы нейтрализовав конфликт. Ведь прежде было очень плохо, а я никак не мог оторваться от них...
  Мне бы один единственный указатель прибитый у единственной дороги.
  ...Всё, всё сомнительно, а вот мерзости явны, смотри, и это, и это, и это - и этот содранный со стола лак как содранная кожа. Растрескиваюсь, прихожу в негодность, зачем ты сделал это и можно ли назад вернуться? Не хочу ни назад, ни вперед.
  
   __
  
  Свежий вкусный напиток налит и отхлебнут, всё хорошо. Но последним движением по столовскому столу задел что-то. Потер, затирая, но это не вода. Жир. Наверное от жареной картошки. Мирюсь досадливо - не уберечься в этом мире, если подходишь к столовскому столу.
  
   __
  
  ...Взгляд учеников - то сочувствующий /и даже соболезнующий/ /и деликатно пролистываются страницы/, то благосклонный, когда я делаю успехи и публично, аффектированно восхищенный: "надо же, такое уже в те времена!"
  Я в этот период, который, быть может, и год продлится /тут полная неопределенность/, словно пахаю поле, тяжелым усилием разрываю слежавшуюся, затоптанную землю. Это верхний слой количества, ещё далеко до плодов качества. Сначала надо пахать, выявить и сам плодородный слой и размеры поля...
  Пишу всё, потому что если не даешь качество духа, то даешь разнообразие количества. Чем меньше качества, тем больше субъективности жизни - помимо моей воли.
  Усилия будут достаточны лишь при отдаче себя. /Не случайно всё-таки именно в наше время научились прыгать выше головы!/
  Итак, в день лучше сделать один "заход", но полноценный, безоглядный, как рискованное путешествие, как испытание, чем много, но урывками... Вначале результаты неважные, ощущаешь свою несостоятельность. Но честное ощущение этого и страдание улучшают настрой так, что переламывают ситуацию. Родилось страдание - родилась серьезность и готовность к отдаче.
  ...Ничего другого делать не нужно: никаких разминок, побочных, заполняющих пустоты дел, лучше покойся - они рождают только суету и ощущение твоей действительной неготовности. Не жалей ни усилий, ни расходуемого времени /было: не додумав, побыстрее писать/, ни расходуемого пространства.
  
   __
  
  Опять кто-то попользовался моей зубной щеткой, наверное, Женька, противно... Спрятать некуда: всюду грязь... Пометить... Если напишешь имя, то Женьку не испугает. Написать "не трогать, моя!" Тогда и другим надо сделать то же. Опознавать будем по этим надписям. Представляю, какой славный получится наборчик. Модельный для современной жизни.
  Сродниться со своей устрашающей надписью, отворачиваться от чужих, а без надписи нет ничего.
  
   __
  
  Видел по ТВ скульптора /"входит в 30-ку лучших скульпторов мира"/ - ну и скульптуры пошли! Конечно, рефлектирующий и авангардно "продвинутый", но ещё сильнее, кажется, "задвинутый" на идее силы /"о Пересвете не могу говорить без слез. Как он заломал этого татарина". "Рембо, конечно, примитив, но зато от него в Америке все качаются"/. На стене всевозможное оружие от кистеней до пистолетов /"Я считаю, что заниматься надо серьезно, а не балетом каким-нибудь"/. Каратист, "правая рука Штурмана" - целый зал для тренировок. Самому 41 год, а выглядит спортивно-моложаво - на 25. Как тут всё характерно смешалось: и патриотический настрой, и преклонение перед Америкой, Пересвет и Рембо, самолюбие, не брезгающее возможностью появиться и в детской передаче. Качок и демиург! Увидав таких людей, понимаешь, что всё-таки не случаен Елкин - действительно православно-патриотический процесс идет в сознании. Такие, как этот скульптор, фокусируют его.
  Кстати, характерен и корреспондент: имитируют что угодно: уважение к собеседнику, собственное мнение и т.д. Уважают на самом деле только силу, во всех её видах, и понятную им, и непонятную.
  
   __
  
  ...Так и отдельный человек проходит потусторонний райский период детства, затем его кормят знанием, лишая невинности и мало у кого Авель уцелел перед лицом Каина... - трудное взросление, набирание сил, ощущение холода мира в подростковом возрасте, затем стихийное буйство материальной природы в молодости, кончающееся потопом. Затем отрезвление и занятие делами, как бы новый виток самоутверждения...
  Материя тела тем временем зреет и перезревает и наконец опадает, как лопнувший пузырь. Потеря сил на вершине жизненного самоутверждения есть второй потоп, кончающийся отрезвлением перед лицом наступившей старости. Жизненное влияние заменяется почитанием со стороны молодых варваров, растущим, зреющим по мере их взросления и перезревающим, превращающимся в мыльный пузырь, когда те в свою очередь подходят к старости. Умертвление материи и бессилие жизни волей-неволей оставляют старика наедине со своим внутренним миром, заставляют проявить его в себе. Это как фотография, которая прошла все стадии.
  Детству нужна исповедь, чтобы оно вбирало тайное мира, а старости нужна проповедь /не случайно, в старости люди начинают "спасаться"/.
  97% наших усилий - это движение по ложному пути, попытки сделать неосуществимое, доказать недоказуемое, настоять на невозможном, это знамена, которые ветшают, воздыхания, которые вдруг начинают источать зловоние, убеждения, которые закостеневают как панцирь, превращаясь в тюрьму, помощь людям, от которой не на их грядке вырастают розы, а на твоей собственной ядовитые цветы...
  ...Горячее, перегревшееся желание помочь, которое уже никогда не сможет реализоваться, если не придет знание!
  "...Он благоденствует, только попав в затишье невостребованности и ненужности, которое всегда перед бурей".
  
   __
  
  Из положительной культурной характеристики /ТВ, Битов/: "...такой легкий, не монументальный..." Когда-то одобрение звучало так: "мощный, монументальный". Как же не видят, что не имеют основания. Так полна вовлеченность, растворенность людей в этих исторических процессах, что для них становятся непосильными даже детские вопросы. Вот уж воистину раздвоение сознания!
  
   __
  
  ...Надо нащупывать свою дорогу, а то с этими копиями можно дойти до абсурда - всех ведь просто не переделаешь.
  ...Я не горю сейчас и от любого чтения. Ведь всюду как на аркане тянущие душу веревки сюжета, который, я убежден, всегда ничего не дает тебе, вызывает лишь самые заурядные и слепые человеческие чувства.
  
   __
  
  Природную жизнь крестьян можно только уважать, как своих отцов и матерей.
  Но когда рисуют невинную патриархальность и занесенный над ней меч "злодеев", я всегда мысленно протестую: немыслимое не происходит, всегда происходит мыслимое - и закономерное не менее, чем всё природное.
  ...Фразы у Белова как чистые пресные капли, в них нет произвола и ничего лишнего. В каждой главке лишь одно основное событие, причем такое, что претендует быть "вечной картиной" - а сначала долгий неспешный подвод. Есть характерный для всех, от Аксенова и вот до Белова, налет вторичности: всё отдалилось в жизни и всё освоено в письме. По существу, уже не пишется ничего нового. Отсюда эта склонность к игре и к закладыванию в текст идей, которые, собственно, имеют к описываемым событиям лишь косвенное отношение. Иносказания интересны, отмеряется всё правдоподобно, но в целом получается не более жизненно, чем, например, шахматы или бальные танцы. Для рассмотрения берется не сама жизнь, сращенная с автором, а некое её литературное подобие. Анализ, возведенный в степень творения.
  
   __
  
  ...Для человека существенны лишь основополагающие факторы: тепло, укрытость, покой, сытость, солнечный свет и т.д., лишь они не подводят, если ты сам не предашь их. Они как реализованное благословение. А ведь всё это так тонко - нить электропередачи, труба водопровода, труба газа, приборы, которые не умеют выздоравливать, автоматы, всё делающий за нас, но лишь при полном покое, асфальте, смазке. Они обязательно подведут в трудную минуту, всё рассыплется, как карточный домик, всё окажется непрактичным и в первую очередь мы сами.
  ...Делать всё своими руками, вернуться к благословению натурального хозяйства. Где торговля, там выгода, а где выгода, там, как минимум, всегда существующий - выгадывание. Торгуют своим, по сути, торгуя собой.
  Сделать подлинную, подобную природе материальную вещь так же трудно и так же легко, как и вещь духовную. Как "в духе" пишут вторичные книги, так и в материи делают вторичные вещи. /Белов, наверное, лишь детство провел в той деревне, а теперь его жизнь типично писательская: многотрудные общественные нагрузки, отдельный кабинет, весьма приличная квартирка, родные от уважения ходят на цыпочках в часы, когда он молчит, запершись в своем кабинете - пишет. Мелкие придирки от нервов - что-то не пишется. Самоуважение. И т.д. и т.п./. Насколько природные вещи делает человек, настолько он и природен. "По делам их узнаете их". Амбиции уходят, когда ты подчиняешься природному или духовному миру. Смирение тоже может быть неглубоким, преходящим - как растение в притче Христа, если не укоренено в "добрую землю". Амбиции - это зернышко, изображающее из себя растение: сколько, мол, во мне заложено. Заложено-то, заложено... И эти крестьяне, живущие одной задачей воспроизводства, продолжения жизни, вечной задачей всей природы, они не делают карьер. ...И в духе надо уподобиться крестьянину.
  ...У тех крестьян природа была в доме: это природное наступление темноты, не отодвигаемое электрическим светом, это не отгорожение от природного мира за окном. Огонь не газовый, а свой, добытый, природный. Дерево, земля, тепло животных, природные запахи и звуки... А мы любуемся на огромный фотопейзаж.
  "Орлы ловят грызунов? - а мы уничтожим и тех, и других!" Так открыто не говорят, но ведь так оно и сделано в городах.
  
   __
  
  Дни сходят как изделия с конвейера. Дел много, успеваешь мало и лишь несколько раз мельком глянешь в окно с сожалением об проходящем мимо, за кадром дне.
  В Ван Гоге объединены немецкая экспрессия и французская импрессия.
  Мама, наверное, догадывается о моей писанине, я и в конспирации весьма халатен. Сижу в закутке, а она выходит там из сеней и уже при открывании двери, наверное, вслушивается: именно в этот момент я быстро прячу в карман свои бумажки и ручку. Представляю, какой торопливый шелест она слышит. А потом подходит и мы с ней очень мило разговариваем на совсем другие темы.
  
   __
  
  Такой день приятен мне, не надо злоупотреблять теменью вечеров, а то так и останется в памяти одна темень.
  Настоящая морось: легонькое и бесконечное кап-кап, незаметно начинавшееся, незаметно кончавшееся, оставляет стынущие рябые лужи. Взрослеющий щенок дремлет, согревшись в конуре. Ему уютнее, чем мне, сидящему. Сидение - это неопределенное положение. Я бы поменялся с ним. Это похоже на шалаш в лугах, лесах, у реки. Дождь помогает раствориться в природе, делает слияние полным. Просто лежать, забыть обо всем, слушать дождь, шум деревьев, не испытывать ни малейшего беспокойства, неудобства, а лишь тихий покой...
  ...Жить неторопливо и, ложась на ночь, подводить итоги. Не как ты: измотанный, заползаешь в из последних сил расправленную кровать и, уже засыпая, проваливаясь, пытаешься что-то вспомнить, осмыслить; вспоминание лишь способствует уводу в сон. Утром не знаешь, где встал и как быть.
  
   __
  
  Я очень легко попадаю под впечатление - от любого человека, любой книги. Постоянно ловил себя раньше, когда "общался", на том, что вот это у меня подражание П., это Ф-кое и т.д.
  ...Вкусив большой самоотдачи, я везде буду искать такой же, во всех занятиях - и в любом человеческом действии тоже. Не случайно у тебя ещё прибавилась экспрессии /но и терпения/ в отношениях с родными.
  ...Почувствовав прибавление мужества, ты стал заметно манкировать любовью!
  Дух, всегда полный какой-то непонятной трепетной тоски, подымается, захватывает в считанные секунды, так что проступают слезы. Малейший импульс в этом состоянии дает богатые всходы, засохшая палка ходячего афоризма дает побеги, расцветает.
  ...Теплые страны, как подпадающие под принцип "не холоден, не горяч". Тепло расслабляет, а жара и холод закаляют. В холодных и жарких странах понятие "мужик" остается ценным: в нем горячая удаль и холодная задубелость.
  Перекрыть обыкновенность для взгляда не труднее чем зажать ноздрю. Увидеть, запомнить, и сразу отпустить ноздрю, ведь долго не пробудешь без воздуха обыкновенности. Это как взгляд совсем со стороны, взгляд духа-пришельца, для которого всё равно далеко. И каждый мотив можно склонить в странность, и любой персонаж. Это похоже на юродство духа. Страна странностей - это единственно вечно неоткрытая страна. В ней сходят с ума слабые, она для сильного духом и объективного. Ведь объективность не поддается отстранению и превращению в странность.
  
   __
  
  "Всё-таки один начальник должен быть в семье" - произнес Вова по поводу моего препирательства с родителями. Я экспрессивно: "Ага-ага! Один начальник должен быть в семье, один лодырь должен быть в семье, один работник должен быть в семье!" Они было загалдели разом, но я быстренько ушел, не дав им отыграться или заглушить своим шумом сказанное. Они попали в нелепое положение: хочется галдеть, а объект подходящий исчез, не на друг дружку же, ведь соратники?
  Папа: "ты что спрашиваешь с неё /мамы/ как с жены: жениться тебе надо..." Я, прерывая: "это она спрашивает с меня как с мужа!"
  Мама купила большой фотоплакат, пейзажный календарь и норовит его повесить в каком-нибудь центре, а всё занято давно: "вот давай над столом - вместо этих портретов - повесим; я бы делала и смотрела, нервы бы успокаивала". "Лучше я вам здесь полку прибью и положу на неё настоящий сук. Он будет как бивень. Вот это, я понимаю, объект для восхищения! А что фотография, они в каждом казенном кабинете навешаны".
  Они настаивали и я начал сомневаться: может, и хороша фотография, раз хорош пейзаж. И хотелось отвязаться, поэтому сказал так: "Я тут всё буду переделывать, но, конечно, никаких календарей, их у нас уже три штуки". Это и есть суть политики, технология "сохранения лица" и "взаимных интересов". Мне ведь всё равно придется их чем-нибудь задобрить - переделывать-то я буду отнюдь не по их вкусу.
  
   __
  
  Проявление твоей специфики при обыкновенной ходьбе. Правда и проявление и восприятие этой специфики происходит на уровне подсознания. /Подсознание - это область за пределами нашего внимания - т.е. просто-напросто надо быть более внимательным к своему сознанию./
  ...В романах нет уже того подсознательного личностного "фона" - не "фонит" как, например, в балете или в солдатском строю.
  
   __
  
  Молодой "бизнесмен" Дима Стерлигов, полный едва ли не хвастливого оптимизма, не лишенный и идеализма неофита /"выходим на американский рынок, там у нас нет конкурентов, они зажирели, мы дорожим своей репутацией"/. Они ещё не знают на что напорются, им ещё придется увидеть, как проигрывает энтузиазм, как, по сути, безжалостна жизнь. Эдакая, прости Господи, шантрапа открывает Америки.
  
   __
  
  Расстроенные нервы, потерянно хожу по комнате, не хватает воздуха, выхожу на двор. Там темно и тихо. А ведь жутковато. Узкий сектор обзора и всюду углы скрывающие и заборы заслоняющие. Вдруг почудилось что может появиться сатана. Черный человек. Припрет к стенке. Подобный рассказ я слышал от мамы. Это, конечно, ерунда, я каждый день здесь сижу и я против мистики, но родившуюся однажды мысль так просто не прогонишь. А вдруг? Ведь ты не простой человек, сатана может тобой заинтересоваться. Нет, я прост как стеклышко и этим оберегаюсь, а сатана владеет лишь моей раздражительностью. И всё же широко открытые глаза смотрят в пространство почти с ужасом. Я не выдерживаю, то ли психуя, то ли поступая благоразумно, и быстро, почти рывком, бегом, напрягшись спиной, ухожу в дом.
  
   __
  
  Глянул на Церетели, висящего над кроватью: "Лишь национальное интересно миру"? - Никак не могу согласиться. Именно, лишь "интересно" - как экзотика и специфика...
  Итожа: Америка - Древний Рим, Европа - Древняя Греция, а Россия - восточная деспотия нашего времени.
  Рим проиграл варварам /а вместе с ним и Греция, ставшая сателлитом Рима/ и это сыграло на пользу Византии. Не случайно этот лозунг: "Третий Рим"; его только надо дополнить: "Второй Константинополь!" О Византии я вообще ничего не знаю.
  "Российские" лидеры сейчас, наверное, впервые узнают и "заучивают" православие - так же, как раньше заучивали краткий курс ВКП/б/.
  Нужно знамя. Кстати, когда я читал про военные сражения мне всегда была немного странной значительная роль и даже само наличие этих детских игрушек. В драке они же немыслимы. Освященная знаменами драка, смерть как в детской игре, иступленная защита фикций, воодушевление фикциями, языческое божество, только и могущее, что заставить дуболомов встать в шеренгу.
  В наше время куску материи трудно справляться со своей ролью в одиночку - так же, как и "любви к Отечеству" - поэтому на помощь приходит идеология и её партбилеты.
  
   __
  
  Повторяю: я сам не стал лучше и спасаюсь только делом, трудом. Претерпеваю труд, как вериги "холодного" покаяния. Если бы было больше любви, то меньше было бы нужно труда. "И малейший в Царствии Небесном больше его", скрученного, уплощенного, мучительного. Если вы, делая, чувствуете радость и свободу, то вы не трудитесь, а творите. И, напротив, занимайтесь вы каким угодно "высоким искусством", но если это трудно, то это труд, а не творчество. Результаты труда всегда таковы же, как и он сам: столь же /много или мало/ скрючены, уплощенны и мучительны. Ещё привычка, штамп - это они дают "гладкие" вещи. Труд, если не стремится обрести легкость творчества, неизбежно приходит к легкости привычки, штампа, пустоты. Не может человек долго выносить трудность, просто нет у него на это сил. Терпеж, т.е. испытание на прочность - это потенциально смертельное испытание...
  
   __
  
  В пришедший седьмой день включил Баха, уже первые звуки были прекрасны и я отозвался ощущением покоя, подравнялся на это знамя. Идеально полулежу, вытянув руки с бестелесными пальцами, растворился, утих.
  Но утомительно следовать, скитаясь, за знаменем в течении получаса. Едва музыка кончилась я встал. Все-таки была и возобновилась какая-то неопределенность, дух высок, но как-то беспокоен. Вставал, садился, выходил во двор, шутил, шустрил, читал, вот слушал музыку, но чего-то не хватало.
  Это потому, что на той неделе было много труда и мало любви.
  Хорошо, ещё, что неполадки в пределах допустимого.
  
   __
  
  Конец света сумерек конца осени. Именно в это время, ещё до мокрого снега куются настоящие бездны, пустоты. Это понимаешь, когда в тебе самом откликаются такие же темные долгие пустоты и ты исчезаешь в этом, растворяющем тебя слиянии внешних и внутренних бездн. Я крошка в этой вечности. Это всё, что мне, как и всему человеческому роду даровано от начала, от рождения: принадлежность к огромной вечности, подымающая нас до захватывающих дух Божеств и умаляющая нас до ничто. Вот они, небо - беспредел и земля - беспредел и деревья - мамонты - как же не увидеть?
  
   __
  
  В первый день писал до часу дня, затем - до 12, до 11 и сегодня только до 10. Это уже какая-то закономерность /и я даю ей проявиться/. Писание низводится до положения одного из занятий. По-прежнему тяготеют цифры: "надо сыграть 30 партий всего, а две сегодня" - и так во всех занятиях. "Надо сделать" - и рвешь жилу. А надо: тихо, тихо, как во сне, в существовании. Кому они потом будут нужны, 30 партий ты сыграл или не 30-ть. Насколько легко понять, настолько трудно сделать: яркое словесное понимание - это лишь преддверие перед возможностями исполнения.
  Работа перестает удовлетворять и даже в рабочие дни начинаешь "задумываться".
  Полный покой - вот лучшее состояние движущегося - а не прискакивания на рытвинах.
  ...Смирение при усталости. Как более высокий уровень: обретение смирения при меньшей усталости. Предел: смирение полного сил.
  Я, конечно, повторяюсь, но моя задача не только в том, чтобы писать "всё новое и новое", а и в отражении действительного положения дел. И если в действительности некие процессы будут повторяться, то я снова и снова буду писать о них. Быть может, я всё же что-то не понял, раз ничего не изменилось, "не заработало".
  ...Мое нахождение лишь в самом-самом начале в любви и в "художествах", как её воплощениях. Как это в знаменитом месте у Павла: "если вы имеете все знания... и дух пророчества, а любви не имеете, то вы ничто". Это и хорошо, что я в самом начале: мне нравится долгая перспектива и нравится начинать с самого начала, а не с середины. Занятия эти бесконечны и я не держу в поле зрения конец, открываю свои книги в вечной середине и ничего не меряю, а лишь приникаю.
  Немецкую фразу повторяю не с нажимом и усилием, а тихонечко. Вот так и надо везде: тихо, тихо. Нет усилий, нет и препятствий! Итак, надо всякое человеческое движение приводить к покою, открывая путь движению любви и самопроизвольному, самостоятельному движению материи и духа.
  Но и для достижения покоя нельзя перегреваться в усилиях. Понемногу увеличивай "нагрузку" покоя... Вот стало тяжеловато и думаю: не взять ли семечек, будет легче. Нет, ещё могу потерпеть, поблажки должны сводиться к минимуму. ...Как метод: поработал на свежем воздухе со свежими силами, а как подустал, выдохся - прервался. Набрал свежего воздуха, восстановил силу намерений - всё это за минуты - и снова тем же занимаешься, как бы по новой. На свежем воздухе свое вдохновляет, но постепенно начинает сказываться жесткость сидения и холод, поэтому пошел домой: там тепло, мягко и яркий свет настольной лампы, но со временем начинает не хватать воздуха. И т.д. Главное, постоянно обновляться. ...И снова: "время ведь ни на что не хватит, если подолгу вдумываться" - "Хватит, ведь раз ты больше вдумываешься, значит, круче пойдешь в высоту".
  
   __
  
  Самая первая мысль и заметка о ней из нескольких слов на память. Это просто как бы выход на поток в месте определенной темы и определенного, субъективного подхода и взгляда.
  Это просто одно из соображений. Первая нота, отталкиваясь от которой строят всю музыку - но можно было оттолкнуться и от любой другой ноты этой музыки, чтобы получить её всю.
  Однообразие пути и многообразие места, к которому этот путь приводит. /Впрочем, вполне можно увидеть обратное!/
  
   __
  
  Не на "среднем" столе и "среднем" стуле, а либо внизу /как на Востоке/, либо вверху, стоя /как Гоголь писал на конторке/. Я чувствую, мне бы понравилось писать или рисовать стоя: однозначная собранность, возможность маневра... Сидя, во всех отношениях ни то, ни се... Погружение внизу для отрешения, растворения в предмете занятия, а стояние, напротив, для определенного отстранения, помогающего бороться с материалом. Правда, пока в этой семейной квартире мне всё это представляется неосуществимым. И, если заранее сооружать что-то, то ведь это потребует большего, чего ты дать не сможешь.
  Но "конторке" требуется большое пространство, а "лежаку", напротив, лучше всего даже и не комнатка, а шалаш. Что же, на природе?! Настоящий шалаш, а вместо конторки спиленное на высоте пояса дерево!
  
   __
  
  Способность для потребностей. Смешали Божий дар с яичницей. В результате: способные потребители, потребление способностей.
  Никто не будет трудиться, т.е. мучиться "от нечего делать", всякий труд достоин пропитания. Трудящийся всегда есть человек стремящийся, а таковой достоин продолжения жизни.
  
   __
  
  По телевизору сладкая цыпочка лет 14-ти поет "О-о-о" с разнузданными интонациями, юбка выше пояса... И как с похотью бороться? Современный мир вынуждает к жесткому к себе отношению...
  А вообще от этого такая боль и растерянность...; в глубине души не перестает шокировать этот беспредел, уже ни с чем не считающийся, сугубо агрессивный, активно разоблачающийся изо всех сентиментальных одежд, кои превращаются из прикрытия в оружие: хотят залить всё этим липким сахаром.
  Фантомы внешнего вида, не имеющие слабостей, потому что и не представляют, что такое внутренняя сила. И о какой жалости можно говорить: её не может быть больше, чем в отношении целлофановых пакетов, кои 2000 лет не распадаются в земле...
  
   __
  
  Я, как тот бездомный бродяга, давно ослеп от горя, на ночь ложусь на мусор в разваленном страшном доме. Нет никого, к кому бы я мог обратиться. Я ушел от людей и вот, неотвратимо, я здесь. Поздняя осень, очень холодно. Где ты, тепло?
  И вот я утром пробую писать, пробую вспомнить себя прежнего, и как Христос вожу пальцем по пыли... И пробуждается практичность, появляется цель: надо найти что-то получше, столько всего валяется - невозможно не найти. Я не способен ещё ничего чувствовать, но мои зрачки расширяются от самого вида возникающих слов.
  С чего мне загордиться, если я просто иду, куда ведет самая простая логика и сверяюсь с реальностью, подгоняю себя под неё. И ещё есть немного безыскусного веселого воображения...
  
   __
  
  Вовка сделает со мной ничью в шахматы или добьется чего-нибудь, что можно расценить как успех - и сразу у него появляется желание продолжить. Иначе же, без соревновательности и без успехов, он очень быстро скисает. Всё твоё длительное /спорт, политика, книги, сами взгляды/ он так или иначе перенял. Ты ведь мало в чем ещё был длителен... По сути, он очень хорошо отличает подлинное от вторичного, в своей инфантильности он этим вторичным не соблазняется, в отличие от нас, готовых в чем угодно реализовывать свои амбиции.
  ...Соревнование - это проявление инфантильности амбиции. Надо привлекать, исключив соревновательность. Занятия и мероприятия - это глубоко вторичный элемент.
  Уговариваю Вову поделать, а не сидеть просто так. "Вот, уже полдуши вынул, тебя уговаривая" - "А ты сам сделай, вот и не надо будет мучиться" - "Сделать - это тоже полдуши вынуть".
  
   __
  
  Наблюдая на улице "шикарных" "мальчика" и "девочку": "Аристократы демократии. Уже давно демократия - это данность, а помыслы, устремления - к аристократизму. И что-то это мне напоминает... Рыцарей! Их, родимых. Гребенщиков - это тоже рыцарь. У рыцарей своя психология, свой кодекс чести... Нельзя быть глупым и нельзя умным, а нужно - остроумным. Нельзя быть слабым и нельзя - сильным, а нужно - ловким. И т.д., в этом же роде. Это некая тотальная оппозиция обществу со всем его мещанством и скукой регламентированности - им противопоставляется "общество" друзей и занятия "по интересам". Это эдакий веселый романтизм и романтичный цинизм. Женский пол, вино, искусство - вот сферы их интересов. Быть грубым можно, за глаза высмеять кого-то можно, а например, ябедничать нельзя и просто жаловаться что тебе, допустим, больно тоже нельзя. И т.д. Живут в иллюзорном мире, и горечь пессимизма тут ничего не меняет - она тоже романтизируется, ещё со времен Хэма. ...Где романтика, там, конечно, и женщины, как мухи на меду. /Завидно?!/
  ...Как всё иллюзорное, такая жизнь требует постоянного воспроизводства для своего подтверждения, поэтому они очень активны.
  Среда, им подобная, их производит: с одной стороны, эти люди не имеют материальных проблем /"нужд"/, а с другой не обременены и каким-либо богатством... С одной стороны, повторяю, это люди смышленые, а с другой и не обременены излишним знанием, делающим несчастным...
  
   __
  
  "А ведь эти деревья /видимые мной со своего места около веранды/ совсем рядом, чуть ли не 100 метров до самого дальнего из них - а мне всегда казалось, что они далеко, до горизонта. Дальше них действительно ничего нет, там спуск и овраги. Поэтому и кажется. И потом, они заслоняют друг друга и последние деревья уже еле видны и кажутся трудно достижимыми из-за нагромождения построек. Да и где мне видеть подлинные дали - раз в году на картофельном поле, разве? Нет, уходящая до горизонта аллея, шеренга мощных тополей это совсем другое, чем просто простор плоскости. Это тысячекратно повторенный взлет в небо.
  
   __
  
  Кавычки в начале без кавычек в конце - как свидетельство того, что начиналось прямой речью и неизвестно где перешло на отрешенные рассуждения!
  
   __
  
  "В душе я прекрасен"...
  И самая отвратительная гадость в этой же душе. Не сетуй, что не видно прекрасного, а благодари Бога, что не реализуется гадость. Как нет предела в мечтаниях о прекрасном, так нет предела - в этой же душе - и самым гадким "предположениям". Мысль, образ, как и слово, вылетают сами и их уже не поймаешь, не скажешь, что их не было. И они вылетают, вылетают регулярно, всё до конца, всё, что только можно себе представить.
  ...Любовь воплощается во всяком добром чувстве, какое в человеке: в тихости своя, во вдумчивости несколько иная, в грусти своя, в терпении своя и в решительности своя. Чувство соответствует человеку, а любовь больше его. Возрастать в любви надо не абстрактно, а именно путем насыщения ею твоей вдумчивости и твоей отваги, и твоего смирения. Это насыщение светом, высветляющее цвет чувства...
  ...Гнев, ярость, холодная злость в полной своей красе, готовность избить Женьку, как ненавистное чудовище - откуда они в тебе взялись в тот раз? И регулярно берутся. Есть, есть она, лестница восхождения к гневу. Есть зерно, значит, есть и дерево гнева.
  А ведь как Бог имел в истории три лица, так и сатана! Параллельно с Христом появился подобный Ему, немедленно бросивший вызов, уже и в зародыше пытавшийся погубить Его. И это был сатана человеческого мира /"князь"/. Тут целая тема на будущее. Христос и дьявол в твоей материи и в твоей душе и в твоем духе, образуя тем самым отнюдь не иносказательных персонажей. Они должны существовать для тебя в реальности, а не мифическими Божествами... В тебе нет и не может быть ничего, что больше тебя, это закон физики... Они пришли на твою землю, как 2000 лет назад в Иудею...
  
   __
  
  "Человек с убеждениями"... "Убежден" - "побежден". Убеждение - это опора каменная /"Петр - ты камень"/. Из камня строят другие - побежденные, которые не страдают, а, напротив, становятся "убежденными" слугами большой силы.
  
   __
  
  В живописи так же, как и в слове: реальность и заключенная в ней истина, вне тебя и в тебе, а значит отстранены от тебя и вечно пред тобой. А ты сам - точка и идешь от краски в живописи и линии в рисунке, как от слова...
  Хотят быть современными /художниками/, но мастерство-то их основано на приемах, а приемы - дела общеизвестные. Нужно творение приемов... Без приемов не обойтись... Значит, надо создать свою собственную "традицию" в долгом процессе развития "из себя", а не из человеческого общества.
  
   __
  
  И всё-таки необъяснимо расположение "народа" к Елкину: он со своим суверенитетом был главным застрельщиком развала страны, так называемого "Центра", он ничего не дал народу в экономике, а, напротив, поддерживает "бизнес", который никакой не бизнес, поддерживает фермеров, которых у нас не может быть и т.д. Нравится, как возврат к "русскому", но вот в формах этого возврата путаница как в голове товарища Елкина, так и самого "народа" /"народ" для меня столь же неприемлемое слово, как и "вождь" или "гений"/. То же самое, кстати, и с нынешним западничеством. Нужно славянофильство, устремленное вперед и западничество, устремленное назад.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"