- ЗИЛ нерентабельный был, Саратовский авиазавод нерентабельный, Волгоградский и Алтайский тракторные нерентабельные были, Биробиджанский камбайновый, и заводсиловых трансформаторов нерентабельны были, Бердский радиозавод нерентабельный, а сейчас Тальятинский завод выпускает Ладу гранту за два миллиона! Это нормально?
Кто её будет покупать за такую цену? Средняя зарплата рабочего высокой квалификации - 50 тысяч рублей, а начинающего - 25 тысяч! Кто пойдёт работать на заводы на такую зарплату?
Автор Андрей песоцкий ещё 27 августа 2021 года писал: "Копеечная зарплата рабочих"
"Услышал вчера две истории, от которых закипело.
Рабочий предприятия, обслуживающего и ремонтирующего АЭС в Нововоронеже, получает 20 тысяч рублей (со всеми доплатами и премиальными).
Московское руководство предприятия присылает документ, согласно которому зарплаты можно повышать не более 7% в год от оклада. Минимизация издержек.
Выходит допустимая сумма роста зарплаты, сопоставимая с инфляцией".
А Мария Шумилова ранее 24.04.2021 года писала: "Почему нынешняя молодежь не хочет учиться. Почему молодёжь не хочет учиться в России? Во что это выльется".
Хиккикомори и NEET - молодые люди, которые осознанно перестали искать работу, учиться в университетах и налаживать связи со знакомыми - похожи между собой, однако и различий у них хватает. Первые живут в азиатских странах, изначально приветствующих интроверсию, вторые - в Европе, известной ориентацией на активное общение. С российскими членами сообщества ситуация обстоит еще сложнее: в стране до сих пор нет четкого понимания, кто такие NEET и в чем их цель.
По данным Центра стратегических разработок, в России проживает около 8-10% молодых людей, которых можно причислить к добровольным затворникам или самозанятым. Казалось бы, это не так много, однако сам факт их наличия говорит о серьезных проблемах в социальных лифтах страны. Дело даже не в том, что эти люди осознанно перестали вливаться в общество - а в причинах того, почему они выбрали такой путь. Расскажем тебе, кто такие NEET, как они приходят к своему и почему им тяжело живется в России.
Молодые и безработные
Аббревиатура NEET расшифровывается как Not in Education, Employment, or Training и означает принципы, под которыми понимают представителей этого движения: молодых людей, не искавших работу, место учебы или стажировку. В Японии есть схожий термин - хиккикомори - представители янг-эдалта, живущие в условиях добровольной самоизоляции.
О явлении заговорили в конце 20 века и, надо сказать, что, хотя у азиатских и европейских затворников изначально одни корни развития, дальше они проходили через расхожие этапы. Исследователи Тим Ли и Пол Вонг считают, что хикки представляют собой более радикальную формацию - порой их стремление не выходить из дома сопряжено с психическими заболеваниями, такими как ОКР и депрессивное расстройство. NEET же, по их мнению, более расширенная категория, куда входят не только домоседы.
В свою очередь, норвежский исследователь Бьорн Хольте предложил иную градацию NEET, основанную уже на особенностях европейского менталитета. По его мнению, это могут быть:
• условно безработные, но по факту занимающиеся трудовой деятельностью;
• молодые родители либо представители, имеющие проблемы со здоровьем: то есть те, кто ограничен в своих возможностях по социальному взаимодействию;
• желающие быть свободными от обязательств: люди, намеренно не поступающие в университет или не находящиеся в поисках работы. Обычно их образ жизни маргинален и сопряжен с опасностью для них;
• формально исключенные из общества, но желающие снова в него интегрироваться: например, люди, реабилитирующиеся после тюремного заключения;
• те, кто добровольно выбрал стратегию поведения NEET для реализации творческих навыков или грамотного, по их мнению, распределения времени и сил: художники, музыканты, дауншифтеры и т.д.
Восток против запада
Различия в классификации вызваны, прежде всего, ответной реакцией молодежи в Азии и Европе на давление извне. Японские и китайские затворники предпочитают избегать открытых конфронтаций с окружающими, поэтому стараются не взаимодействовать с обществом и обрекают себя на изоляцию - хотя Ли с Вонгом выделяют "мягких" хикки, позволяющих себе вылазки наружу. Западные NEET, в свою очередь, не всегда желают ограждаться от социума - скорее, они хотят достичь с ним взаимопонимания, но на своих условиях. Кроме того, в Азии чаще сталкиваются с так называемыми внутренними факторами риска: стремлением ограничить социальные контакты и лишний раз не показывать свою "несостоятельность", вызванные проблемами с интеграцией в общество.
Такие подростки еще на этапе обучения в школе обнаруживали проблемы в налаживании контакта и в стремлении избегать их решались на изоляцию. Европейцы обычно сталкиваются с более глобальными факторами, например, несовершенствами в системе, мешающими им влиться в работу.
Следует отметить, что хикки и NEET - это выходцы из семей со средним и высоким достатком: Ли и Вонг считают, что лишь в таком случае молодой человек может оставаться дома без ущерба родителей.
В России, по данным доклада "Российский рынок труда: тенденции, институты, структурные изменения", проживает около 10 миллионов молодых людей, которых формально можно отнести к NEET и, в отличие от других представителей, они сочетают в себе признаки и азиатского затворничества, и европейского нежелания заниматься неинтересной им социальной активностью. В силу ментальных особенностей развивались отечественные NEET иначе.
Далеко не осознанный выбор
В РФ не так много NEET, по сравнению с мировым сообществом: по данным, опубликованным в журнале Time в 2011 году, число самозанятых молодых людей в США составляет примерно 15% от общего населения страны - это около 50 миллионов человек. С одной стороны, подобному положению можно порадоваться - ведь отделение человека от социума порождает для него массу проблем в дальнейшем - однако при внимательном рассмотрении феномена можно прийти к неутешительным выводам.
Статистики по NEET в России как таковой нет: данные собираются и систематизируются на основе совершенно иных исследований, например, учета числа самозанятых людей. В расчет не берется молодежь, оставшаяся без возможности повторно влиться в коллектив в результате лишения свободы, проблем со здоровьем.
Кроме того, Россия характеризуется специфическим отношением к академическому образованию. Дело в том, что западный человек остается без учебы или вынужденной необходимости ходить на работу, скорее, благодаря обстоятельствам, в то время как российский NEET становится таковым вопреки.
До недавнего времени число молодежи без работы и квалификации снижалось, однако потом их количество стремительно увеличилось: по мнению специалистов, это связано с обесцениванием высшего образования.
К 2015 году стало больше выпускников - почти 30%, что заметно превысило показатели прошлых лет. Фактически каждый третий специалист на рынке прошел программу обучения, однако немногие пользуются приобретенными знаниями для работы по специальности. Это и создает обстановку, в которой решающим фактором при приеме на работу становится не наличие компетенций, полученных в ходе обучения, а реальный опыт. Это в дальнейшем и влияет на число студентов.
Наконец, самоизоляция молодежи в России - это, скорее, вынужденный выбор, также вызванный особенностями местных социальных лифтов.
Как мы заметили ранее, NEET из более развитых стран - это дети представителей среднего или высшего класса: российские же члены сообщества, как правило, происходят из бедных семей.
Наследники людей, которые могут позволить потомству достойный уровень жизни, с подачи своих родителей устраиваются в престижные учебные заведения, после чего работают на какой-никакой должности в семейном деле. Они вливаются в общество и затем успешно в нем функционируют: с самого начала им прививаются ценности, связанные с потребностью в успехе. Те, в свою очередь, неоднократно подтверждаются действиями родственников.
Выходец из низшего слоя не видит перед собой достойного примера: отчаявшиеся родители влияют на него лишь при помощи оперирования моралью и верой, что срабатывает далеко не всегда: обозначаемые тезисы опровергаются еще на этапе их внедрения.
В итоге, ребенок рискует впитать в себя неудачную родительскую модель поведения и прийти к самоизоляции - из-за осознания туманности собственных перспектив и невозможности успешно влиться в общество.
Что делать, если доросшее до средней школы чадо, именуемое в дальнейшем подросток, вдруг начинает демонстрировать полную с этой школой несочетаемость и все наши педагогические попытки игнорирует или встречает в штыки? Можно ли каким-то способом вернуть в его дневник приличные оценки, а ему самому - желание учиться? Куда вообще подевался послушный и вполне прилежный ребенок? Что происходит?
В принципе мы все сегодня начитанные родители. Мы знаем, что подростковый период - трудное время в жизни ребенка, что нужно позволить ему быть самостоятельным, самому выбирать друзей, самому решать, что есть на обед, что надеть, что смотреть... "Да пусть носит все что угодно и хоть совсем ничего не ест, - взрывается Анна, мама 13-летнего Глеба, - только школу я ему забрасывать не позволю! Ведь совсем страх потерял, оболтус..." . Оболтусом Глеб стал не так давно, всего год назад, когда пошел в шестой класс. А до того считался нормальным школьником, учился на четверки и пятерки, и родители были уверены: чем ближе к старшим классам, тем меньше должно быть проблем. Ведь столько вложено сил, и школа дорогая, и должна же расти мотивация у взрослеющего человека!
Однако на деле получилось вот что: с первых же месяцев учебного года Глеб нахватал троек, к концу полугодия начали проскакивать двойки, и, несмотря на страшные скандалы дома, на контроль, нотации и санкции, вытянуть парня из болота, в которое он погрузился, не удалось. Обиднее всего было за историю и английский - любимые прежде предметы.
Сначала родительские внушения на подростка действовали хорошо: он каялся, садился за учебники и несколько дней прилежно занимался. Потом, как говорит мама, "обнаглел". Дневник заполняться перестал (возмущенные записи учителей не в счет), тетради "терялись", домашняя работа изо дня в день "не задавалась". У Ани от возмущения не находилось слов, а Глеб сидел за компьютером в наушниках, играл в сетевую игру с друзьями и бурчал: "Достали уже со своей школой..." . За лето от учебы отдохнули все, а теперь начинается седьмой класс, и мама заранее нервничает, папа настроен угрожающе, спокоен только сын: "Выучусь, не переживайте" .
Другая семья: 14-летняя Настя, победитель всевозможных школьных олимпиад, красавица и отличница - и снова похожая история. Последние два класса - как во сне. Ребенок натурально не понимает, что в школу ходят учиться, а не общаться с друзьями и не торчать на репетициях школьного ансамбля. Вечерние звонки на домашний телефон для родителей давно стали наказанием: ответственная классная руководительница регулярно бьет в набат - давайте спасать лучшую ученицу! Ее подменили, она распустилась, у нее одни мальчики на уме... Мама и папа спасать согласны, но только как? Как заставить учиться?
Никак. Не заставите. Нет рецептов. Это в унисон говорят все подростковые психологи. Вопросами об учебе в средней школе родители их мучают регулярно. Потому что у всех одно и то же: до 6 класса ребенок учился нормально, а потом - скатился... И у мамы с папой начинается психоз: а дальше-то что будет? А выпускные классы как? Разочарование в ребенке полное, будущее навевает тоску.
И совсем было бы худо, если бы не странное совпадение: ведь у всех так, не только у нас, почему?
Подросток хочет учиться!
Есть такой миф, что подросток учиться не хочет. Это неправда. Подросток впитывает в себя информацию как губка, он учится и растет - но только не по тем предметам, что проходят в школе. Тем не менее, сейчас он постигает две чрезвычайно важные науки, пожалуй, главные для человека: он учится понимать себя и понимать других. Это главная задача подросткового периода, и если мама с папой не готовы ее признать - дело плохо. Потому что против природы, как известно, не пойдешь, а природа устроила все так, что именно сейчас человек узнает себя как личность и осваивает способы жизни в коллективе. Как вести себя в разных ситуациях, как реагировать на разных людей, как вызывать к себе симпатию, как выходить из конфликтных ситуаций и строить свою самооценку. Как говорится, почувствуйте масштаб: психологический фундамент всей взрослой жизни - и три параграфа по истории...
Обычно в этом месте родители возражают: три параграфа по истории сложатся в профессиональное будущее ребенка. Без сегодняшних параграфов не поймешь завтрашние, пропустишь послезавтрашние - и прощай, ЕГЭ, а заодно и поступление в хороший ВУЗ и блестящие карьерные перспективы. На это возражение есть только один аргумент: представьте себе дом без основания. Сможете ли вы в нем жить? Школьные знания могут быть самым прекрасным образом выучены и систематизированы, однако, не освоенные вовремя уроки общения и самореализации попросту не дадут этим знаниям работать. Или, во всяком случае, здорово помешают. Основы успешной коммуникации, уверенность в себе - вот что должно быть самым ценным результатом этого сложного периода, средней школы.
Во что это выльется
Теперь у нас есть главное: понимание, почему все так происходит. Уже можно немного расслабиться: ваш ребенок не обленился и не распоясался, он просто направил все свои познавательные силы в другую область - причем в ту, в которую и запрограммировала природа. Он всего лишь ведет себя нормально для своего возраста - правда, здорово?
А дальше вот что. Средняя школа - важный этап психологической подготовки к старшим классам. Успешно пройденный, этот период взросления будет пропуском в старший возраст. В старших классах интерес к коллективу падает, возрастает интерес к себе как к самостоятельной личности, к индивидуальности. Подросток уже знает себя, уверен в своих достоинствах, оценивает себя адекватно и может смотреть в будущее как взрослый - оценивая возможные перспективы, шансы на успех в том или ином деле. Когда хорошо знаешь себя, проще осознать, чего тебе действительно хочется от жизни, проще превратить это хочется в цель, построить план ее достижения и главное, найти ресурсы для ее воплощения. Мотивация не может быть привнесена со стороны, она всегда идет только изнутри - если, конечно, мы говорим о личности.
Большинство подростков к старшим классам по собственной воле вдруг "берутся за ум" и демонстрируют интерес к школьным предметам. Здесь бы родителям и расслабиться, но теперь их беспокоит, что интерес этот выборочный. Зная, куда он будет поступать и что сдавать, старшеклассник забрасывает "ненужные" ему предметы. И кстати, с точки зрения простой логики поступает совершенно правильно. Аргумент "школу надо закончить нормально" для него не аргумент. Он экономит силы - прежде всего интеллектуальные. И с уважением относится к своей голове: захламлять ее мертвыми знаниями в общем-то нет никакого смысла. Жаль, что обычно эту привилегию мы, взрослые, позволяем только себе.
Другие причины
Важно понимать, что вот эта общая, "генеральная" причина, по которой у большинства детей "проседает" средняя школа, может быть не единственной. Ребенок в любом случае воспринимает этот период как тяжелый подъем в гору, но протекать он будет гораздо тяжелее, если есть отягчающие обстоятельства.
Например, сильная перегрузка. Сейчас это повсеместная причина отвращения к учебе. В начальной школе ребенок послушно идет за амбициями папы и мамы, позволяя нагружать себя дополнительными занятиями до предела и даже не задумываясь над этим. А в средней школе усталость накапливается, и главное - появляются силы и смелость сопротивляться родителям. Совет один: помните о здравом смысле и соотносите свои амбиции и силы ребенка. У него должно быть время просто побегать, поиграть, поваляться на диване, подумать. Выполнение домашних заданий до часа ночи не имеет никакого смысла, кроме чисто формального.
Еще одна причина - разочарование в учителях. Опять же, к этому возрасту ребенок уже снимает розовые детские очки и видит нас, взрослых, во всей нашей неприглядной красе. Человек 12-13 лет уже не способен чувствовать авторитет учителя только по причине его профессиональной принадлежности. Если какие-то предметы в вашем классе дают зануды - приготовьтесь к тому, что именно эти предметы будут у ребенка нелюбимыми. Да и общий стиль подачи информации в наших школах по большей части оставляет желать лучшего. Вещательно-назидательная позиция учителей еще встречает отклик в младших классах, когда у детей ведущая деятельность именно учебная. Но в 5-6-х дети уже другие, а учителя - нет. Скучно - не то слово. Скучно, это когда один-два-три-десять занудных уроков. А теперь представьте несколько лет в такой атмосфере - хочется учиться? В общем, не списывайте бесталанность преподавателя на леность ребенка. Не готовы сменить школу - заинтересуйте этим предметом сами, покупайте дополнительную литературу, организуйте экскурсии в тематические места - все в ваших руках. На вашей стороне интерес ребенка к практической деятельности - сейчас для него это как воздух. Не сидеть, слушать, записывать и воспроизводить, а двигаться, искать, производить самому что-то интересное.
Третья причина - самая трудная. Потому что касается отношений в семье. Исключительный случай, когда в атмосфере скандала и нелюбви ребенок учится нормально. В основном самые тяжелые трудности переходного периода связаны с тем, что семьи у подростка фактически нет. Нет дружбы, понимания, доверия - в таких условиях у кого угодно пропадет познавательный интерес. Иногда родители уверены, что никакой связи между их небольшими ссорами и тройками сына нет. Проверить это можно только наладив взаимоотношения между собой. Кстати, очень часто психолог, к которому обратились с запросом по плохой учебе ребенка, вынужден сначала решать общесемейные проблемы, потому что корень бывает именно в них. И иногда хорошие оценки возвращаются как по мановению волшебной палочки, хотя специально для этого никаких усилий не прилагалось.
В любом случае, если оценки ребенка, что называется, "на ровном месте" сильно ухудшились, необходимо разобраться в причинах. Лучше всего это делать с психологом - в первые разы даже присутствие вашего подростка может не понадобиться.
Важный возраст
Главный совет, который можно дать родителям на этот момент: будьте рядом и помогайте утолять возрастную жажду ребенка - познания себя и общения со сверстниками. Пока она не утолена - ему действительно не до учебы. Что здесь поможет? Книжки о современных подростках, которые говорят на одном с ним языке и об интересных ему вещах. Рассказы о собственном подростковом периоде - о том, как странно и глупо мы себя чувствовали в их возрасте, какие с нами приключались истории, как мы на них реагировали, что чувствовали. По мере сил поучаствуйте в построении отношений со сверстниками - не препятствуйте общению, не запрещайте видеться и переписываться, и главное не очерняйте друзей вашего подростка, ведь сейчас он отождествляет себя не с вами, а со сверстниками, поэтому все, что против друзей, - это о его собственной самооценке. В интернете общаться - тоже надо! Посидите пару вечеров за компьютером, помогите найти ресурсы, где есть полезное общение, где обсуждаются важные для подростков вещи. Приглашайте домой его друзей, и будет очень здорово, если вы поможете всей компании увлечься чем-то положительным. Предложите им полезное объединяющее начало - хоть мыло варить (вот вам и химия в самом интересном, практическом аспекте). Помните, подросток любит учиться! Но чему-то действительно интересному и конечно - в компании.
Блог Людмилы Петрановской, известного московского психолога. Людмила много лет работает с приемными семьями, но ее советы всегда актуальны и для родителей вполне "самодельных" детей. Ведь принять своего собственного подростка бывает ничуть не легче, чем совершенно чужого приемного. Если у вашего ребенка нежелание учиться проявляется на общем фоне "трудного" поведения - прочитайте книгу Петрановской "Как ты себя ведешь?" . В ней много мудрых и действенных советов.
"Курс выживания для подростков ". Написанная в конце 80-х годов прошлого века и мгновенно ставшая культовой, книга до сих пор читается как бестселлер. Автор - популярный американский рок-музыкант Ди Снайдер - ведет с подростками честный разговор обо всем, что их волнует. Книга написана с юмором и массой примеров из собственной жизни. Кроме того, к ней приложил руку и друг Снайдера, подростковый психолог, поэтому все советы, данные в книге, вполне профессиональны.
Наталья Родикова (Naтинка) для журнала "Дорогое удовольствие"
Есть мнение, что дефицит кадров - прямая угроза экономической безопасности нашего региона. Рабочим специальностям сегодняшние школьники предпочитают профессии юристов, банкиров и менеджеров. Тем временем промышленные предприятия испытывают нехватку сотрудников, а техникумы вынуждены упрощать процедуру поступления, для того чтобы набирать полные группы.
Почему молодые люди не хотят стоять у станка, и на что готовы пойти заводы, чтобы изменить отношение к рабочим профессиям, выяснял Антон Золотых.
На этой неделе представители образовательных ведомств попытались понять, почему школьники не идут в рабочие профессии. Специальность токаря или наладчика станка - не престижна. Такое мнение бытует в обществе и культивируется в среднестатистической семье. "Все-таки продолжает существовать некий навес высшего образования. Эту потребность формируют в том числе и родители, которые видят своих детей именно выпускниками высшей школы", - считает Елена Зайко, начальник Управления профобразования Министерства образования и науки Челябинской области.
Причина в том, что у детей отсутствует всяческая мотивация. Они считают эти профессии низкооплачиваемыми, бесперспективными, неинтересными и самое главное - грязными.
Этому цеху уступили бы в чистоте многие городские офисы. Оператор второго разряда Илья работает на новом японском станке. "В принципе меня техника всегда привлекала, поэтому работа на станках очень интересна, особенно на программных: много что могут делать, просто интересно даже наблюдать за тем, как они работают", - делится Илья, оператор программного станка.
Илье двадцать восемь лет. Таких молодых рабочих на заводе катастрофически не хватает. "Мы планируем модернизировать все цеха, приобретая при этом современнейшее оборудование. Это оборудование японских и немецких фирм, тайваньское. То есть оборудование интересное. Вместе с тем мы постоянно ощущаем нехватку специалистов, готовых на сегодняшний момент работать на этом оборудовании", - отмечает Игорь Афанасьев, заместитель директора крупного предприятия.
Промышленная отрасль оказывается в той ситуации, когда за молодые кадры приходится бороться, а квалифицированные специалисты выбирают, где выше оклад и лучше условия работы, что входит в социальный пакет, и смогут ли предприятия помочь с жильем. Именно жилье потомственный токарь пятого разряда Виктор Фукс называет основной проблемой. "Надо стимулировать, наверное, как-то. Как-то с жилищную проблему решать. Это самое основное - жилищная проблема. Может, какие-то внутризаводские ипотеки, жилье свое строить. Может, тогда молодежь заинтересуется", - высказывает мнение Виктор Фукс, токарь пятого разряда.