Послевоенный курс нейтралитета Финляндии, проводимый президентом Юхо Кусти Паасикиви, в период "холодной войны" часто служил хрестоматийным примером стратегии поведения для "стран-лимитрофов" (другими словами, для стран, находящихся между двумя центрами силы).
Пресловутый "финский нейтралитет" заключался в сознательном отказе от присоединения к тому или иному блоку в пользу собственного экономического развития и выстраивания добрососедских отношений со всеми ближними странами.
Краеугольным камнем проводимой политики нейтралитета Финляндии служил "Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи" с СССР, действовавший с 1948 года. Впрочем, после распада Советского Союза Финляндия начала "дрейфовать" в сторону Североатлантического альянса.
В 2008 году финны присоединились к силам быстрого реагирования НАТО, в результате чего Вооруженные силы Финляндии были переведены на стандарты Альянса. Страна начала принимать участие в совместных с НАТО военных операциях; например, в Афганистане. Небольшими шагами, но Финляндия все же двигалась к интеграции в НАТО.
Нужно отметить, что окончательному решению присоединиться к Альянсу препятствовали определенные факторы. Так, например, увеличение военных отчислений для Хельсинки всегда служило дополнительным стимулом отказа от вступления в НАТО. Тем более что с легкой руки президента США Дональда Трампа они изначальных 2% от ВВП. Современный уровень расходов Финляндии на военные нужды составляет всего 1,2% ВВП, что на порядок меньше, чем требует от своих сателлитов американский президент.
Также негативным оставалось и отношение рядовых финнов к потере нейтралитета.
Чтобы проиллюстрировать это отношение, можно вспомнить простой факт: из восьми кандидатов в президенты на выборах этого года за вступление в НАТО открыто выступал только Нильс Торвальд, который набрал всего 1,5% голосов и занял последнее место в списке.
А согласно опросам, проведенным компанией Taloustutkimus в 2017 году, за вступление в НАТО выступили всего лишь 19% финнов, причем их количество с 2014 года уменьшилось на 7%.
Но, несмотря на перспективу дополнительных расходов, традицию политики нейтралитета и непопулярность Североатлантического альянса среди граждан республики, постепенная интеграция Финляндии в НАТО продолжается. Остается только ждать: одержит верх финский прагматизм или Хельсинки тоже поддастся антироссийской истерии.
Ссылаясь на необходимость защититься от "российской угрозы", созданной воссоединением Крыма с Россией и войной в Донбассе, Стокгольм и НАТО ещё в 2014 году подписали меморандум о взаимопонимании, позволяющий натовским войскам размещаться на шведской территории в случае возникновения "стратегической необходимости".
Ссылки на Крым и Донбасс - расхожая пропагандистская фальшивка. О намерении Стокгольма и Брюсселя подписать меморандум было известно ещё в ноябре 2013 года, до начала евромайдана в Киеве, а сближение Швеции с НАТО началось и того раньше, в 1990-х годах. В 1994 г. Швеция присоединилась к программе НАТО "Партнёрство ради мира", в 1996 г. участвовала в операциях НАТО в Боснии и Герцеговине, в 1999-м - в Косово. Затем у шведских военных были Афганистан (2001) и Ливия (2011). В 2013 г. подразделения Вооружённых сил Швеции вошли в состав натовских сил быстрого реагирования, предназначенных для переброски в любую точку Земли.
Стокгольм не скрывает заинтересованности в военном сотрудничестве с Германией в рамках комплексной программы Framework Nation Concept. Взаимодействуя с Берлином, шведы нацеливаются на превращение Балтики в территорию полного господства НАТО, где у Швеции будет своя зона ответственности (контроля).
Начиная с 2015 года Берлин ежегодно проводит конференцию командующих флотами европейских стран, в том числе Швеции, обсуждая вопросы совместной обороны на Балтике. Россию, хотя она является крупнейшей балтийской державой, на эти конференции не приглашают. Зато их участницей является Норвегия, не имеющая прямого выхода к Балтике: считается, что она может противостоять России в Баренцевом море, перекрывая российским ВМС выход через Норвежское море к берегам Северной Европы.
Предполагается, что "совместная оборона" на Балтике должна обеспечить также свободу передвижений натовских судов в Датском проливе - горловине шириной 260 километров между Гренландией и Исландией, которая является ключевой артерией для военных поставок из США и Канады на северный фланг НАТО (в Скандинавию и Прибалтику). Ежегодно через Датский пролив проходят около 125 тыс. грузовых судов.
Германская военная дипломатия ставит задачей повышение уровня операционного взаимодействия военно-морских флотов балтийских стран (Дания, Финляндия, Норвегия, Швеция) по согласованию с Вашингтоном.
Для достижения стратегического перевеса в Балтийском регионе Североатлантическому альянсу необходим контроль над тремя ключевыми пунктами - финскими Аландскими островами, шведским Готландом и датским Борнхольмом. Эти островные точки в свою очередь позволяют контролировать проливы Каттегат и Скагеррак, соединяющие порты Балтийского моря с Мировым океаном. Важным условием достижения такого контроля является подключение к планам альянса двух государств, которые членами НАТО не являются, - Швеции и Финляндии.
Аландские острова, остров Готланд и остров Борнхольм на экспертной карте американского фонда "Наследие".
В 2018 году в территориальных водах Швеции прошли совместные морские учения германских и шведских ВМФ. Швеции уже предложено направить своих представителей в штаб группировки для обмена опытом.
Профессор Центра изучения России и Евразии Уппсальского университета Стефан Хедлунд видит в сближении Швеции и НАТО стремление к кардинальной перекройке системы региональной безопасности. "И тогда на Балтике начнётся совсем другая игра", - говорит Хедлунд.
Стратегия наращивания сил НАТО в Северной Европе получила название "Усиленное присутствие на Севере" и на сегодняшний день зиждется на углубленной военной кооперации четырёх стран - США, Великобритании, Норвегии и Дании. Союзниками "второго ряда" считаются Исландия и Канада. Каждая страна, охваченная программой Enhanced Northern Presence, участвует в американском проекте модернизации многофункциональных истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35.
Кроме того, Великобритания, Дания и Норвегия участвуют в программе оснащения национальных ВМС американской боевой информационно-управляющей системой Aegis; Норвегия, Дания и США - в программе беспилотного наблюдения (Alliance Ground Surveillance) , позволяющей с использованием пяти БПЛА Global Hawk вести наблюдение за наземными целями, расположенными на расстоянии до 16 тыс. километров от места запуска.
В 2018 году Вашингтон увеличил на 41% (до $4,8 млрд.) финансирование программы Европейской инициативы перестраховки (European Reassurance Initiative) для обеспечения усиленного американского военного присутствия в Европе и Северной Атлантике. По словам официального представителя Минобороны России генерал-майора Игоря Конашенкова, созданная НАТО в Европе военная инфраструктура позволяет перебросить к российским границам подготовленный личный состав с ближайшей американской военной базы (Рамштайн, Германия) всего за два часа.
Поэтому Североатлантический альянс и выстраивает сотрудничество со Швецией в формате 29+2 (29 стран-членов НАТО + Швеция и Финляндия). Юридически нейтральная Швеция фактически превращена в союзника НАТО.
Призыв Владимира Путина к украинским военным о смене власти в Киеве вызвал не слишком оперативную, но весьма нервную реакцию Анкары: глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что это "неправильный и неприемлемый призыв", сообщает канал "Караульный".
Турция явно обеспокоена возможностью подобного развития событий, однако, вряд ли всё дело в неприятных воспоминаниях о попытке собственного военного переворота 2016 года. Переформатирование власти на Украине повлечёт за собой ощутимые последствия для Турции, причём как политические, так и военные.
Что касается первого, то будет разрушен украинско-турецкий консенсус по Крыму, где Турция выступает в роли покровителя крымских татар и пытается влиять на события в регионе.
Военные последствия выглядят даже интереснее: может быть сорван не только договор о поставках турецких военных кораблей на Украину, но и разрушено критически важное сотрудничество по БПЛА. Турецкое "вундерваффе" - Bayraktar - нуждается в хороших двигателях. Раньше их везли из стран НАТО, но после событий в Карабахе их поставки были прекращены. Импортозаместить получилось не очень, поэтому пришлось договориться о сборке двигателей для БПЛА Bayraktar и Akinci в Запорожье, где со времён СССР находится мощный центр двигателестроения. Смена власти в Киеве вполне может привести к восстановлению старых цепочек сотрудничества ВПК России и Украины. В этом тандеме Турция окажется третьим лишним, а производство её самого успешного экспортного продукта ВПК столкнётся с серьёзными проблемами.
Американские "партнёры" давно уже перешли в статус открытых врагов, которые проводят против России отктытую торговую и электронную войну.
21 января 2022 года США начали необъявленную войну против России в космосе.
Американцы запустили спутники GSSAP, которые будут выводить из строя наши спутники.
Александр Ситников пишет: "Ракета Atlas V Объединенного ракетного альянса (ULA), выполняющая миссию USSF-8 для командования Космических сил США (КС США - вид Вооружённых сил США, предназначенный для осуществления военных операций в космическом пространстве), стартовала 21 января с космодрома на мысе Канаверал, штат Флорида. Пентагон заявил, что запустил два идентичных спутника GSSAP-5 и GSSAP-6 на геосинхронную орбиту - примерно 36 000 км над экватором.
Сайт Breaking Defense привел слова командующего Космическими силами США генерала Джона Реймонда: "Эти спутники помогут "перейти от простого определения местоположения космических объектов к пониманию того, каковы возможности этих объектов на критической геосинхронной орбите".
Вроде бы считается, что все аппараты, летящие вне атмосферы Земли, учтены. Да что там спутники - даже орбитальный мусор, и тот находится под контролем национальных агентств космических держав. Но Реймонд неожиданно говорит, что орбитальная осведомленность в гео-поясе заставляет желать лучшего. И, по его словам, НАСА и Пентагону непонятно, кто и чем занимается на высоте 36 тысяч км. Словом, Вашингтону это не нравится.
И вот теперь, как поясняет Breaking Defense, "спутники GSSAP не только будут вести пассивное "наблюдение за окрестностями", отслеживая деятельность других космических аппаратов и опасный мусор в гео-поясе, но также смогут приближаться к спутникам противника, чтобы оценить их функции". Что еще более интересно, так это то, что ULA - это, оказывается, частная контора.
Можно и так понимать, что если что-то случится со "спутниками противника", то есть с нашими или китайскими, то Белый дом разведет руками. Дескать, это не государство, а бизнес перестарался - "расследуем и накажем".
Отметим также, что ULA, запускающая ракеты Atlas V, по-прежнему использует российские двигатели РД-180, и, по сообщению BD, всякий раз переносит ввод в эксплуатацию своего двигателя BE-4.
В конце августа 2021 года министр ВВС Фрэнк Кендалл рассказал о проблемах ULA и Blue Origin, производителей двигателя BE-4, которые тужатся-тужатся, но так и не могут родить аналог РД-180. Впрочем, бравый генерал не стал унывать, заявив, что у него всегда есть альтернатива - продукт русского "Энергомаша".
Да, в Штатах действует Программа NSSL, предназначенная для замены двигателей российского производства РД-180 на BE-4. Более того, Конгресс США поручил заокеанскому Минобороны прекратить закупку российских двигателей к 2022 году.
И что? Кендалл четко дал понять, что всего лишь один его звоночек в Капитолий заставит законодателей сдвинуть эти сроки куда угодно. Хоть и не обойдется без ритуальных воплей, что "они не позволят Москве зарабатывать наши доллары". Впрочем, начальство Blue Origin "зуб дает", что BE-4 пойдет в серию, даже если "возникнут какие-либо непредвиденные проблемы".
Однако вернемся к "нашим баранам". GSSAP-5 и GSSAP-6 изготовлены оборонным подрядчиком Пентагона Northrop Grumman. Судя по заявлению генерала Реймонда, они отличаются от первых четырех аппаратов GSSAP, которые парами были запущены в 2014 и в 2016 годах. Значит, разработчику потребовалось шесть лет, чтобы эти спутники могли "свободно и безопасно перемещаться в пределах гео-пояса".
Командующий Космическими силами США в интервью в Институте Митчелла признал, что радары не обеспечивают всю картину того, что творится на геосинхронных орбитах. "Если вы переходите в область боевых действий, вам нужно иметь больше знаний, чем просто о том, где что-то находится, вам нужно будет иметь некоторое представление о том, каковы их возможности", - заявил Реймонд.
Если называть вещи своими именами, американский генерал говорит так, будто в гео-поясе уже идет война, а GSSAP-5 и GSSAP-6 займутся отсеиванием коммерческих спутников от чисто военных аппаратов или аппаратов двойного назначения и, по всей видимости, при необходимости смогут их уничтожить.
Со схожими проблемами, если верить западным исследовательским организациям, сталкивается и Москва. Фонд безопасного мира (SWF) в своем докладе о безопасном космосе процитировал российские источники, которые заявили, что "очень сложно оценить текущее и будущее положение спутника GSSAP и других объектов, что создает трудности".
Короче, не совсем понятно, что, к примеру, делать, если американский спутник без приглашения опасно приблизится к нашему. Янки, к слову, в 2016 году отправили аппарат GSSAP для проверки своего спутника MUOS-5, у которого, по сообщению НАСА, отказал двигатель. Эта история, между тем, до сих пор покрыта тайной, хотя официально заявлено, что дело ограничилось лишь высококачественным фотографированием. Конечно, снимки могут дать кое-какую информацию, но это все равно, что по фото автомобиля узнать, что у него сломалось. Как бы там ни было, но данная миссия была признана успешной, после чего Northrop Grumman, по всей видимости, скорректировал свою программу по геосинхронной осведомленности и на два года позже изготовил GSSAP-5 и GSSAP-6 (они должны были улететь в начале 2020 года).
Итак, в Космических силах США даже не скрывают, что GSSAP является частью программы "орбитальной войны". Именно на эти спутники "возложена задача защиты американских космических активов и сдерживания угроз противника в космосе". Генерал Дэвид Томпсон, второй чин в КС США, в прошлом году жаловался, что каждый божий день американские спутники якобы подвергаются атакам, таким как радиоэлектронные помехи, ослепление лазером (оптики) и кибератаки.
И все это опять-таки якобы делают "спутники противника". Да, признался Томпсон, американцы тоже глушат в космосе радиосигналы в рамках наступательного оружия CCS, но делают "это честно". Типа, в ответ на коварство русских или китайцев. И вот теперь что-то "наступательное" появилось в GSSAP-5 и GSSAP-6.
Первое, что приходит на ум, эти боевые аппараты предназначены для выведения из строя чужих спутников, которые янки посчитали опасными для себя. Причем, в рамках каких-то секретных миссий - так, чтобы комар носа не подточил.
Кроме того, по мнению ряда заокеанских экспертов, GSSAP-5 и GSSAP-6 должны обладать высокой маневренностью, чтобы уклониться от противоспутникового оружия, в том числе находящегося на орбите. Так, Рэймонд в интервью Time рассказал, что 15 июля 2020 года спутник, идентифицированный как "Космос 2543", пульнул снарядом, который может быть использован для уничтожения другого космического корабля.
В сумме это означает одно: США ускоряют гонку вооружения в космосе и уже мыслят категориями боевых действий в околоземном пространстве. Все чаще в Вашингтоне звучат голоса, что тот, кто контролирует гео-пояс, тот и владеет Землей. И теперь в свете миссии USSF-8 нужно думать над тем, как обезопасить российскую спутниковую группировку от "тихих убийц" GSSAP, которых янки, кстати, отправляют на геосинхронную орбиту с помощью наших движков РД-180.