Винников Владимир Наумович : другие произведения.

Помню ч. 4 12. Капитан дальнего плавания ч. 1

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
  
  У моего племянника Эдуарда, есть друг, как о нём говорил племянник: "Костя мой лучший друг с детского сада, мы даже пользовались одним горшком".
  Росли ребята, один стал военным инженером, а второй - по профессии - капитан дальнего плавания.
  Константина я видел и разговаривал много раз, но кто бы мог мне сказать, что мы с ним встретимся в московской больнице... А попал он туда возвращаясь из Берлина, куда его пригласил владелец судна, на котором он плавал.
  После больницы, Костя погостил у меня дома, жаль, что племянник не может в течение семи лет приехать ко мне в гости из Хабаровска.
  Я сам никогда не грезил морем и не хотел стать моряком и лётчиком, я сорок лет служил Отечеству.
  
  Но после встречи с Костей, поинтересовался, кто же такие капитаны каботажного флота и дальнего плавания.
  Специальности: навигационное дело и судовождение, морское судовождение, речное судовождение.
  Специализация в зависимости от типа, назначения и водоизмещения судна (пассажирское каботажное, пассажирское скоростное, грузо - пассажирское типа "река-море", грузо - пассажирское типа "ледокол", круизный лайнер большого среднего и большого водоизмещения и т.п.)
  В учебных заведениях этой отрасли обычно готовят специалистов широкого профиля, специализацию студенты и выпускники выбирают сами, исходя из собственных интересов и обстоятельств трудоустройства.
  
  Требуемое образование (уровень образования, тип учебного заведения): Среднее специальное (навигатор, вахтенный помощник капитана грузового судна малого и среднего водоизмещения, старший техник-судоводитель) - речные и мореходные училища или колледжи, речные командные училища, ПУ и ПТУ речного флота РФ.
  Высшее (навигатор-инженер, вахтенный помощник капитана) - высшие мореходные училища и академии.
  Специфические способности, необходимые для успешного овладения профессией:
  При поступлении проходится специальная медкомиссия: будущий навигатор должен иметь крепкое здоровье, включая хорошее зрения и отсутствие склонности к морской болезни. Необходимо также иметь выраженный интерес к путешествию по водным просторам, уметь быстро принимать жизненно важные решения и не бояться взвалить на себя ответственность за жизнь и здоровье людей. Желательно обладать врождёнными способностями к пониманию географических карт и запоминанию географически важной информации, а также к быстрому обучению пользоваться контрольно-измерительной и навигационной аппаратурой и другой техникой. Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования:
  География, математика, физика, физкультура, ОБЖ, плавание, другие спортивные секции, занятия в студии судовождения, история мореплавания, литература и русский язык, иностранные языки.
  Характер и содержание работы:
  Организационно - навигационный, административно -командный. Работа в различных судоходных компаниях - осуществление общего руководство вверенным судном, несение вахты на капитанском мостике, расчёт курса следования, периодически выполнение роли рулевого, ведение финансовых операций, связанных с коммерческой деятельностью, которую осуществляет судно.
  
  Очевидные плюсы такой работы:
  Возможность работать на природе и постоянно путешествовать, для капитана дальнего плавания - возможность увидеть разные страны и стать участником интересной научной экспедиции, высокие доходы, в которые входит не только зарплата, но и премия по финансовым итогам работы судовой команды.
  "Подводные камни", очевидные минусы:
  Длительная оторванность как от твёрдой поверхности под ногами, так и от семьи, поскольку не все жёны и дети моряков имеют возможность и желают плавать по морю большую часть года. Работа связана с риском для здоровья и жизни (возможны пиратские нападения и попадание в сильный шторм и даже торнадо). Необходимо постоянно проявлять суровость характера капитана и нести ответственность за поведение каждого члена экипажа и пассажира. Несение материальной ответственности за перевозимые грузы.
  
  Возможные профессиональные заболевания: морская болезнь, вегетососудистая дистония - риск умеренный.
   Вилка зарплат (в среднем в рублях в месяц)
  В Москве и Московской области: 40 000 - 70 000 (в основном каботажные прогулочные и зафрактованные для корпоративных прогулок малотоннажные суда);
  На международных линиях, включая трансокеанские: 120 000 - 400 000; В крупных областных центрах, включая речные круизные суда: 50 000 - 80 000; В глубинке России: 25 000 - 40 000 (в основном грузовые суда малого и среднего водоизмещения).
   По большому счёту, профессия моряка-навигатора, то есть специалиста по вождению водного транспорта, очевидна для всех, кто иногда смотрит фильмы про капитанов и морские походы, даже если действия в этих фильмах происходят во времена парусных фрегатов.
  Что же касается капитана, то это скорее руководящая должность на судне и звание в табеле о рангах служащих морского или речного судоходства. Этот табель был заведён в России ещё при Петре I и вначале полностью соотносился с табелем о рангах государевых служащих и людей военного звания.
  Но так повелось с глубокой древности, практически с начальной эпохи мореплавания, открытой, по-видимому, бесстрашными финикийцами. Любое судно, даже торговое, обязательно "по совместительству" было военным, а матросы во главе с капитаном - боевыми стражниками этого корабля.
  Сегодня торговый, грузовой и пассажирский флот никак не связаны с военным предназначением, однако капитан на любой судне - по прежнему командир, имеющий право арестовать и заключить под стражу любого нарушителя общественного порядка. То есть капитан - это главное лицо на корабле, полностью отвечающее за безопасность находящихся на нём людей. И просто быть квалифицированным навигатором, то есть уметь прокладывать курс, пользоваться сложными навигационными приборами и отдавать рулевому верные команды, как и самому, вести судно на месте рулевого, для капитана недостаточно.
  Именно поэтому звание и должность капитана каботажного (преимущественно речного и плавающего на сравнительно небольшие расстояния от порта приписки) или тем более капитана дальнего плавания можно смело выделить в профессию. Путь, которой лежит не только через окончание соответствующего учебного заведения по соответствующей специальности, но и через достаточно длительную практику на борту судна в качестве штурмана или помощника капитана.
  
  Надо отметить, что все капитанам гражданских судов, утверждённым на эту должность, присваивается офицерское звание. И от своих подчинённых на борту судна капитан обязан требовать беспрекословного подчинения подобно на военном флоте.
  В такой традиции, имеющей древние корни, заложен глубокий смысл создания на корабле условий, максимально способствующих безопасному хождению судна по заведомо небезопасной среде.
  Даже обычная и не широкая река таит в себе массу опасностей для, казалось бы, непотопляемого малым штормом металлического судна. А если кто-то из пассажиров (особенно это касается круизных лайнеров, где люди отдыхают и нередко позволяют себе вести намного более раскованно, чем на берегу) начинает создавать на судне нервозное настроение или, того хуже, затевает с кем-нибудь из других пассажиров или членов команды драку, то капитан обязан немедленно пресечь его действия.
  То есть командир и администратор, принимающий решения, на корабле должен быть один, и это человек - капитан.
  Надо сказать прямо: не каждый дипломированный навигатор может стать капитаном. Но это же можно сказать про любого специалиста. То есть не каждый квалифицированный специалист способен работать руководителем фирмы по полученному в учебном заведении профилю.
  "Подводные камни" этой работы, независимо от специальности и уровня образования, все лежат на поверхности, но некоторые действительно по водой - это рифы, на которое морское судно всегда рискует наскочить.
  Но аварии на грузовых и пассажирских судах, заканчивающиеся трагически для корабля и многих пассажиров с членами команды, - явление не настолько частое и закономерное, чтобы кто-то мечтающий о работе на водной глади отказался от осуществления своей мечты.
  Соответствовало бы здоровье требованиям морского или речного устава, а уж матросом устроиться реально и парню, в школе не отличавшемуся особым рвением по всем дисциплинам, кроме физкультуры. Всё остальное - преодолимо и не так страшно, если человек заражен водой.
  А другие на водный транспорт и не идут. Так что удачи, будущие корабельных дел специалисты. Надо сказать, что зарплата для этих людей не является фактором, определяющим их отношение к профессии.
  Речники получают примерно вдвое меньше, чем моряки, зато намного чаще видятся со своими родными и близкими и практически не испытывают "прелестей" качки, когда от голода буквально сводит желудок, а есть невозможно. В среднем же рядовые работники водного транспорта получают примерно вдове меньше своих капитанов и не ниже, чем во многих других отраслях экономики. Так что удачи, будущие корабельных дел специалисты.
  
  Константин бывал во всех странах Азии, почти во всех странах Африки и Европы, в Странах южной и северной Америки, но он всегда, по его словам, с нетерпением ждал возвращения в Россию.
  
  Костя говорил:
  - Вот она, любовь к Отечеству, ещё Сережа Есенин сто лет назад это провозгласил:
  Бегут весенние ручьи,
  И солнце в них купает ноги.
  А мы сегодня все спешим,
  Мы проклянем свои дороги!
  
  Ой, ты, синее небо России,
  Ухожу, очарован, тобой!
  А березки, как девки босые,
  На прощанье мне машут листвой.
  
  Я нигде без тебя не утешусь,
  Пропаду без тебя, моя Русь!
  Вот вам крест, что я завтра повешусь,
  А сегодня я просто напьюсь!
  
  Другую буду обнимать,
  С другой, быть может, брошусь в омут.
  Но никогда ей не понять
  Чужую страсть к родному дому!
  
  Ой, ты, синее небо России,
  Ухожу, очарован, тобой!
  А березки, как девки босые,
  На прощанье мне машут листвой.
  
  Я нигде без тебя не утешусь,
  Пропаду без тебя, моя Русь!
  Вот вам крест, что я завтра повешусь,
  А сегодня я просто напьюсь!
  
  Хотя Костя во время работы и занимался зарядкой с отягощениями, но было видно, что он набрал лишний вес для своего роста и возраста. Он так хотел похудеть, что это у него стало выглядеть фобией (Фобия - это состояние человека, которое характеризуется беспричинной и чрезмерной степенью паники). Он так боялся поправиться, что стал изучать вопрос о лечебном питании в больнице, чтобы потом и на корабле, попробовать питаться так же.
  Он прочитал статью Александра Смирнова: "Лечебное питание в больницах, каковы новые нормативы Минздрава"? Один из основных моментов в его подборе - стоимость.
  Обычно считается, что непросто подобрать полноценный рацион из-за его дороговизны. И, наверное, многие согласятся, что во время болезни питаться нужно рационально и полноценно. Но ведь это недешево! А вот наше государство сумело эту решить эту дилемму. Оказывается, можно организовать лечебное питание очень недорого!
  На самом деле - действительно, можно. Это уже по моему собственному опыту и мнению. Правда, мы с государством идем несколько разными путями...
  
  Так случилось, что незадолго до Нового Года я оказался в больнице. И там сделал маленькое наблюдение, по всей видимости, иллюстрирующее замечательные особенности мышления наших чиновников и журналистов. Нет, я понимаю, что чиновники воруют и списывают на естественные потери и экономию - но зачем еще и писать об этом в СМИ? В открытую, демонстрируя то ли глупость, то ли полнейшую некомпетентность? Хотя, наверное, все-таки глупость.
  В целом, особенно по части лечения, претензий нет. Все сделали: прооперировали, прокололи курс антибиотиков, снотворное/обезболивающее предлагали дважды на дню по желанию. И отношение персонала нормальное. Так что по чисто медицинской части все хорошо.
  А вот питание в больнице...
  
  Наверное, на третьем приеме пищи я, име при себе ноутбук, полез в Сеть. Хотя даже и не полагал, что в больнице воруют... по крайней мере, всерьез. Наверняка "экономят", так сказать, и "перепадает", но не настолько! Потому как по собственному опыту работы в госучреждении знаю: на мало-мальски серьезную жалобу следуют проверки и пр.
  В общем, интересовали меня нормы питания. Сеть пестрит статьями и сообщениями о новых, пересмотренных нормативах лечебного питания. О чем они?
  Во-первых, об увеличении в рационе минерально-витаминных добавок и сухих белковых смесей. По мнению журналистов (тут за что купил, за то и продаю), это лоббирование интересов довольно узкого круга производителей таких смесей.
  Кстати, по мнению журналистов, в пересчете на грамм белка это выходит подороже мяса!
  Мне же было интересней "во-вторых": состав (без учета смесей/добавок, попроще) и количество пищи. В нынешних нормах, борясь (по сведениям журналистов) с излишней калорийностью, уменьшили количество молочных продуктов и рыбы. Правда, калорийность не уменьшилась и даже возросла...
  Почему? "В соответствии с рекомендациями диетологов", увеличили долю круп. И заодно картофеля. Вот это, по-моему, и есть идиотизм. Но урезать молочку и рыбу...
  Все ясно: пусть мотив не украсть, пусть сэкономить. Ладно. Идиотизм - найти этому такое "объяснение", как необходимость снизить калорийность.
  За счет молочки и рыбы, самых что ни на есть низкокалорийных продуктов?
  Хотите конкретных цифр? Извольте! Они взяты из приложений к соответствующим приказам Минздрава России от 2013 года и предыдущего - 2003 года. Многое осталось по-старому, а кое-что, как не соврали журналисты, изменилось.
  Количество круп, действительно, увеличено с 45 до 80 грамм (здесь и далее - в сутки). Картофеля - с 200 до 300 грамм. Кстати, уменьшили норму капусты - с 200 до 187,5 грамм. Уже не ради борьбы с калорийностью. Вроде бы аргумент медицинский.
  
  С приводимых журналистами слов профессора Института питания - не всем больным капуста показана. Но там же далее сказано, что она весьма даже показана здоровым.
  То есть стоило бы уменьшить ее долю больным определенных групп, и для этого существуют медицинские диеты. И в больницах они, кстати, соблюдаются по показаниям.
  Но у нас же обычно равняются по "отстающим", "крайним" и пр. Болен один - нечего и остальных кормить! Так, выходит? Хотя именно на капусту грех жаловаться. Она, как и крупы, была заметна и хорошо приготовлена. Остальные овощи тоже "урезали" с 400 до 366 грамм. О!
  На полграмма (с 20 до 20,4 грамм) добавили сухофруктов (видимо, для компота). Добавили колбасы/сосисок с 10 до 12 грамм (кстати, вот бы что убрать - и калорийность бы разом снизилась, и вообще - так ли необходима нам колбаса и есть ли в ней что-то полезное?).
  Говядины - со 100 до 127,7 грамм. Птицы с - 20 до 25 грамм. И действительно, уменьшили рыбу с 70 до 59,1 грамм. Но странно! Рыбы было и в самом деле мало, но она была заметна. А вот мясо...
  Нет, будь здесь расписан, скажем, недельный рацион, или хотя бы трехдневный - все б соответствовало ощущениям. Но порции указаны из расчета на день.
  Молока, судя по бумагам, нам даже добавили: с 200 до 211 грамм. И кисломолочки: со 100 до 125 грамм. Причем раньше это был кефир, теперь же еще йогурт, простокваша, ряженка...
  За почти 2 недели мы получали каждый день по йогурту! И, наверное, молоко таки было добавлено в какао и утреннюю кашу...
  Правда, вряд ли те 200 грамм на порцию, поскольку порция примерно так и весила.
  Безусловно, в борьбе с калориями и ни по каким иным мотивам изменили порцию сливочного масла с 30 до 20 грамм. Добавили кофе и какао - с 1 до 1,4 грамм.
  Зато уменьшили шиповник, с 20 до 15 г. Но добавили сыра: с 15 до 16 грамм!
  Да, и наконец "срезали" такой жутко калорийный продукт, как творог: с 35 до 20,4 грамм.
  Творог, безусловно, вреден и особенно вреден для больных с травмами костей
  Может быть, это покажется странным, но я не выскажу ни единой претензии к качеству приготовления. Да, я вообще любитель и поклонник "традиционной" столовско-общепитовской кухни, но предупредил же: субъективно.
  Скажу одно: рацион позволяет не умереть от голода. Между прочим, отыскать конкретные нормативы оказалось очень непросто. Очень.
  Я почти отказался от этой затеи и тут практически случайно наткнулся на приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 июня 2013 г. N 395н".
  
  Ознакомившись с мнением больного по кормлению в больнице, Костя добавил мне информацию о том, что я не знал о судьбе его старшей дочери.
  Дочь учиться в Московском медицинском институте имени Пирогова, работает медсестрой, она получает 7200 рублей в день, врач получает 9500 рублей в день.
  Последние пять лет, Костя капитан торгового судна, который принадлежит этническому немцу из Берлина.
  Особенно Константина угнетает тот факт, что его дед воевал в Великую Отечественную войну, с боями дошёл до Берлина. Вернулся домой и говорил ему, что теперь СССР самая могучая страна и лет через тридцать, народы страны будут жить лучше, чем в Европе.
  Дед был идеалистом, хотя сам я и Костя это подчеркнул, верим, что россияне будут жить лучше, чем в Германии.
  
  Вот так и работал на судне немца, и постоянно думал, что мой дед с ними воевал, их победили, но мы живём беднее, чем они, почему?
  После трёх лет работы на немца, Костя мучился, что в России нет новых больших торговых судов и внук победителя в той войне, работает на немца...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"