Очередное письмо от Веры, Люба прочитала быстро: "Я стала встречаться в Богадином, вот как его зовут по паспорту, он с Кавказа, но такой простой и близкий, как наши деревенские ребята. И меня это совсем не удивляет. Он просто очень, очень, очень хороший человек.
Вот только он моложе меня на семь лет..."
Потом, держа исписанный тетрадный листок в руке задумалась. Из письма сестра почувствовала, что Вера полюбила Богадина - Бориса, но почему они не женятся?
Неужели возраст имеет большое значение? Конечно, когда жена моложе мужа, это норма, а если муж моложе жены на семь лет, то для семейных отношений значения не имеет.
Хотя в общественных отношениях у некоторых людей может непонимание возникнуть.
Любе нравилась молодая певица Алла Пугачева, которая исполняла песни из сказки "Дважды два четыре", "Песенку Рыжехвостенькой", "Все мы делим пополам" в дуэте с Эуардом Хилем, "На свете невозможное случается".
Тогда никто не мог и подумать, что Пугачева в 2011 году выйдет замуж за мужчину, который мог быть её внуком - разница в возрасте у пары Максима Галкина и Аллы Пугачевой составляет целых 27 лет.
Гуляя по Невскому проспекту с Надей, своей подругой по бригаде, Люба вдруг остановилась против здания с аркой, через которую можно было пройти к театру имени Комиссаржевской.
Люба вспомнила прошлое 7 марта. В этом театре она смотрела спектакли не один раз, почему она раз за разом вновь представляет холл этого театра, а сегодня ночью он ей даже приснился?
Или в этот день в этом самом театре она узнает свою дальнейшую судьбу? На сердце стало тепло, Люба стала улыбаться
- С тобой всё нормально?- спросила Надя, - какая-то ты сегодня странная.
- Нет, Надюша, всё нормально, я вдруг представила, что...
Люба замолчала, а потом напомнила, что нужно не забыть зайти в профком, чтобы заказали автобус.
- 27 января - День полного освобождения города Ленинграда от блокады, мы едем по "Дороге жизни".
В этот день закончился тот ужас, в котором город существовал 872 дня и ночи.
Один из памятников того времени - Дорога Жизни.
"Дорога жизни" - это был единственный путь, соединявший осажденный Ленинград с Большой землей.
В дни жестокой блокады по "Дороге жизни" Ленинград снабжался продовольствием, топливом и боеприпасами. По ней вывозили раненых, больных ленинградцев и привозили пополнение сражающимся войскам.
В первой половине ноября 1941 года поверхность озера покрылась льдом, после чего связь блокированного города с "большой землёй" была восстановлена с помощью ледовой дороги.
Дорога жизни проходила по льду Ладожского озера между Осиновцом и Кобоной, на расстоянии 20-25 километрах от берега, занятого противником.
За этот период в осажденный город по легендарной Дороге жизни, которая официально числилась военно-автомобильной дорогой номер 101, в Ленинград было привезено свыше 1600 тысяч тонн грузов, в основном продовольствия, фуража и горюче-смазочных материалов.
За 500 дней блокады (до её прорыва) по трассе эвакуировали более миллиона человек.
Утром в субботу от ворот прядильно-ниточного комбината отъехал автобус с рабочими и служащими. Многие читали материалы о Дороге жизни, но ехали по ней впервые.
Люба внимательно читала статьи земляков, которые уже проехали этот маршрут. Вот какие впечатления были у одной из авторов после поездки по Дороге жизни:
"Вдоль всей трасы Дороги жизни установлены мемориальные километровые столбы. Всего там 46 памятных столбов вдоль шоссе и 56 столбов вдоль железной дороги.
Памятные столбы, установленные вдоль шоссейной дороги, украшены барельефами: нечётные - звездой, чётные - серпом и молотом.
2 километр дороги - Мемориальная роща 900 берёз.
В память о каждом блокадном дне Ленинграда высажена эта роща. 900 берёз - 900 блокадных дней.
С недавнего времени появилась традиция - школьники повязывают на каждой берёзке красные пионерские галстуки, в память о детях, погибших во время блокады Ленинграда.
3 километр дороги - мемориал "Цветок жизни"
Памятник, расположенный на высоком берегу небольшой речки Лубьи, выполнен в виде белого каменного цветка на 10-метровом стебле, возвышающемся над гранитными валунами.
В лепестках цветка вырезаны слова: "Пусть всегда будет солнце".
От мемориала вдоль дороги идёт 40-метровая лестница и аллея Дружбы посвящённая детям блокадного Ленинграда, высаженная делегатами Всесоюзного пионерского слета в 1970 году.
Аллея приходит к траурному насыпному холму, это - траурный курган, где дневник Тани Савичевой воплощен в восьми гранитных стелах.
На каменных страничках высечены страшные и скорбные слова, те самые, которые Танюша писала в алфавитной книжке своей старшей сестры.
Блокадный дневник Тани Савичевой - документ особый. Его создательница не записывала своих впечатлений, не делилась переживаниями. Она просто фиксировала самое важное для себя - даты и время смертей своих близких.
6 километр дороги - мемориал "Балтийские крылья"
На шестом километре в 1968 году установлен памятный знак "Балтийские крылья".
Он посвящен военному аэродрому "Приютино", который там размещался и был частично перебазирован на аэродром "Гражданка" в воюющий Ленинград.
Основу монумента составляет врытое в землю хвостовое оперение самолета, с прикрепленной по центру эмблемой. На бетонной стеле, рядом с монументом, вырезана поясняющая надпись: "Здесь, на этом поле в 1941 - 1943 годах был аэродром авиации Балтийского флота. Морские летчики в героической битве с врагом защищали город Ленина и Дорогу жизни".
10 километр дороги - мемориал "Румболовская гора"
На подъезде к Всеволожску слева по дороге под горой памятный знак "Дуб и лавр".
Памятник выполнен в виде двух листьев дуба и лавра. Листья символизируют жизнь и славу, а желудь перед ними - новую жизнь.
Рядом плита со строфой из стихотворения Ольги Берггольц:
"Дорогой жизни шёл к нам хлеб,
дорогой дружбы многих к многим.
Ещё не знают на земле
страшней и радостней дороги".
Памятник сооружен в 1967 году. Архитекторы Козлов и Полухин.
12 километр дороги - сохранившийся участок дороги жизни.
Здесь сохранен подлинный участок "Дороги Жизни", на котором установлены 3 стелы, похожие на указатели.
В блокаду такие указатели устанавливали на протяжении всей дороги, надписи на них служили для поднятия духа водителям, которые совершали подвиг, каждый день, совершали рейсы по "Дороге Жизни".
Потомкам здесь на память сохранен
Участок старой ладожской дороги.
На нем остался след былых времен -
Гром батарей...воздушные тревоги...
По ней шел хлеб, в огонь она вела
И в те далеких три тяжелых года
Дорогой жизни названа была,
И потому - бессмертна для народа.
17 километр дороги - близ деревни Корнево установлен памятник "Катюша" в память о дислоцировавшейся здесь зенитной батарее. Памятник входит в состав "Зеленого пояса Славы".
Мемориал выполнен в виде пяти 14-метровых стальных балок, установленных под углом к горизонту и символизирующих знаменитую реактивную установку.
На невысокой гранитной стене - надпись:
"1941-1943 эти грозные годы запомни.
Здесь проходила Дорога Жизни
Мужеством храбрых спасен Ленинград
Павшим героям бессмертная слава".
31 километр дороги - братское захоронение.
На кладбище захоронены воины, умершие в госпиталях от ран; девушки-воины инженерных и медицинских частей; ленинградцы, погибшие при эвакуации в 1941-1943 годах. На отдельных стелах нанесены специальные стихотворные посвящения.
На 43 километре дорога выходит на берег Ладожского озера.
45 километр дороги - мемориал "Разорванное кольцо"
"Разорванное кольцо" - мемориал, входящий в Зеленый пояс Славы, то есть комплекс мемориальных сооружений на рубежах битвы за Ленинград. Его построили в 1965-1968 годы по инициативе поэта Михаила Дудина, человека пережившего блокаду и посвятившего этим тяжелым, но героическим годам, множество поэтических строк.
Одно из главных сооружений пояса Славы, мемориал "Разорванное кольцо", расположен на западном берегу Ладожского озера, на Вагановском спуске, откуда автоколонны брали курс к восточному берегу бухты Петрокрепость.
Потом им надо было проделать опасный путь обратно, он составлял расстояние в 30 километров.
Памятник посвящен тяжелейшей странице в истории Великой Отечественной войны.
В сентябре 1941, после того, как город был окружен противником, единственным путем сообщения с ним оставалось Ладожское озеро. Оно находилось в пределах досягаемости артиллерии и авиации осаждающих, на озере также действовала объединенная военно-морская флотилия противника. Пропускная способность этой дороги не соответствовала потребностям большого города, не имевшего накануне блокады нужного для такого количества населения запаса продовольствия.
Вскоре в Ленинграде начался голод. Поскольку первая блокадная зима была очень суровой, начались перебои не только с продуктами, но и с отоплением и транспортом. Жертвы исчислялись сотнями тысяч.
В январе 1943 блокада была прорвана, но окончательно снять ее смогли лишь 27 января 1944 года.
Неподалеку установлен оригинал 85-мм зенитное орудие, образца 1939 года, защищавшее переправу от налетов авиации. На пушке записаны даты:
начало блокады - 8 сентября 1941 года;
прорыв блокады - 18 января 1943 года;
снятие блокады - 27 января 1944 года.
От мемориала "Разорванное кольцо" дорога уходит влево, вдоль озера.
46 километр дороги - Осиновецкий маяк.
Прямо на пути Осиновецкий маяк, расположен в поселке Ладожское Озеро. Занимает 9-ю строчку в списке самых высоких маяков подобного типа. Высота 70 метров. Вспышки белого, красного и зеленого цветов. Виден на 22 морские мили.
Маяк построен в 1905-1910 годах. Он по праву считается одним из памятников "Дороги Жизни".
Дело в том, что именно здесь в годы блокады Ленинграда находилась единственная на тот момент "брешь" в блокадном кольце, через которую в город поставлялись продовольствие и техника, а также проводилась эвакуация мирных жителей.
Ладожское озеро имеет суровый нрав и в отдельных его местах плаванье очень опасно. У Осиновецкого маяка суда никогда не приставали - это считалось невозможным, поскольку здесь не только шёл обстрел немецкой артиллерии, но и сама стихия свирепствовала.
В ночь с 16 на 17 сентября во время шторма в этом месте разбились баржи, погибло более 1000 человек.
Тонули корабли, гибли люди, но для спасения Ленинграда у Осиновского маяка приставали баржи, гружённые зерном.
Мемориал "Ладожский курган", здесь похоронены погибшие в годы войны на Ладоге курсанты военных учебных заведений Ленинграда, работники Севзапречпароходства, а также водители Дороги Жизни и другие Герои Ладоги.
Возвращаясь в Ленинград, экскурсанты в автобусе не разговаривали между собой. У всех эта экскурсия восполнила знания о подвиге блокадного Ленинграда. Это были тяжелые для восприятия знания, однако они будто подарили большие силы, для совершения трудовых подвигов на благо всего советского народа, города Ленинграда и Советского Союза.
Люба и все экскурсанты на всю жизнь запомнили, что 27 января день полного снятия блокады Ленинграда.
Она длилась 872 дня, с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 года, унесла свыше миллиона человеческих жизней, стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества: от голода и обстрелов погибло свыше 641 тысячи жителей.
В течение всех дней город жил и боролся, в немыслимо тяжелых условиях. Его жители отдавали последние силы во имя Победы, во имя сохранения города.
Зимой в Ленинграде короткие дни, зато длинные вечера. До "Белых ночей" ещё далеко, кто-то готовится повысить свой производственный разряд, кто-то готовиться к очередной экзаменационной сессии.
А в университете, уже составляют списки студенческого отряда. Понятно, что в этот студенческий отряд не попали рабочие, которые учились на вечернем и заочном отделении.
А между тем в 1973 году во Всесоюзном студенческом отряде приняло участие пятьсот пятьдесят тысяч бойцов.
Впервые всесоюзный студенческий отряд преодолел миллиардный рубеж объема строительно-монтажных работ.
Было построено 4600 жилых домов и общежитий, 16464 километров линий электропередачи, воздушных и кабельных линий связи, 822 километра железных дорог, электрифицировано 7260 жилых домов!
Большинство студентов просились записать их в такие отряды, но не всех и брали. Нужны были парни и девушки, обладающие истинным желанием овладеть рабочей профессией, или уже владеющие.
И ведь никого не заставляли!
Все просто мечтали попасть в стройотряд! Готовились к этому целый год, с кандидатами проводились занятия по овладению строительными специальностями, электрике.
Все ходили на субботники, чтобы заработать деньги на стройотрядовскую форму.
Все стройотрядовцы носили форму, на куртках были металлические пуговицы. Под форму надевали белую футболку или рубашку.
Зимой новеньких торжественно принимали в отряд.
Как Люба Зеева жалела, что не имела такой возможности. Нужно было работать, учиться, нужно было помогать материально родителям, ведь отец получал пенсию по инвалидности, а она значительно меньше, чем была у него зарплата.
Для городского жителя, парня или девушки, работа, армия - в то время это было нормально. В стройотряде все получили навыки бетонщика, плотника, землекопа, электрика, а многие были просто подсобными работниками.
Обычно выезжали, на какую либо крупную стройку. Там обязательно все носили каски.
А главное, это узнала Деева во время встречи со студентами, которые учились очно - было дружно и весело.
И Люба, проработав на производстве уже четыре года, прекрасно понимала, что в стройотрядах - это не только работа в дружном, молодом коллективе, это ещё и романтика.
Не получилась у неё поехать на строительство Билибинской атомной, в Тольятти, на строительство КАМАЗА.
Однако работа на комбинате Деевой очень нравилось. Молодой, дружный и сплочённый коллектив постоянно перевыполнял план.
Молодой начальник цеха, Игорь, который пришёл к ним на комбинат после окончания института, пожаловался Наде:
- Мне очень нравиться Люба - Любовь, она всегда такая весёлая, а её зелёные глаза, словно светятся. Она такая активная, постоянного парня у неё нет, но она так вежливо отказывается со мной встречаться, что на неё невозможно обидится. Может у неё есть молодой человек? И ты этого не знаешь?
- Нет у неё никого, - ответила Надя. - Она просто очень серьёзно относится к понятию дружба между парнем и девушкой, пока Люба никого не полюбила. А без любви, она не хочет встречаться с парнями.
Правда заходит к нам в общежитие какой-то военный, но Люба с ним только раз ходила в кино.
Игорь, зная, что Деева хотела поехать на комсомольские стройки, в том числе в составе строительного отряда, пытался разговорами о своём участии в отрядах, привлечь внимание красивой, кудрявой молодой девушки-коммуниста, но это ему пока не удавалось, хотя он рассказывал, в присутствии Любы:
- Мы отдыхали, где придётся, купались в любом водоеме. В компании всем весело.
Наш стройотряд работал даже на реке Амур. В свободное от работы время купались, загорали, а вечерние посиделки у костра с песнями и танцами чего стоят.
Вот только комаров и мошки там слишком много. У девушек на нежной коже лица, было много красных пятен от укусов и они этого очень стеснялись. (На эти слова Люба насторожилась, представляя себя на месте тех девушек). - А Игорь, приняв её реакцию на свой счёт продолжил. - Ещё в 1926 году Отдельный корпус железнодорожных войск начал проводить топографическую разведку будущей трассы БАМа.
Материалы были использованы в 1930 году при разработке предложений правительству о прокладке второго широтного пути через Сибирь. Тогда дорога впервые получила условное название Байкало-Амурской магистрали.
В 1931 были проведены рекогносцировочные изыскания на участке Бам (Бамовская) - Тында.
Мы жили в вагончиках, в вагончике у нас была столовая, там у нас был свои повара, девчата из отряда, которые готовили на пятьдесят человек, завтрак обед и ужин.
Работа была очень тяжёлая. Часто нужно было носить тяжести, работать лопатой, тяжёлой кувалдой, забивая в шпалы костыли. Были небольшие перерывы для отдыха, приёма пищи, без этого никуда.
В итоге, за два месяца получили очень хорошую зарплату.
Я даже там много узнал нового об истории БАМа.
Ещё в 1932 году вышло постановление СНК СССР "О строительстве Байкало-Амурской железной дороги", по которому было создано Управление строительства БАМ, были развёрнуты проектно-изыскательские работы и началось строительство.
Впервые на картах появляется станция Бам (на Транссибе). Определено генеральное направление трассы БАМ с опорными пунктами Тайшет - север Байкала - Тындинский - Ургал - Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань. Начато строительство линии Бам - Тындинский (позднее - Малый БАМ).
К осени стало ясно, что основной проблемой строительства стала нехватка рабочих рук.
При официально установленном количестве работников в двадцать пять тысяч человек, удалось привлечь только две с половиной тысячи человек. В результате, вышло второе постановление СНК СССР, по которому строительство БАМа было передано особому управлению ОГПУ.
В 1933 году были проложены небольшие рокадные линии Транссибирской магистрали к намечавшейся трассе БАМа: Бам - Тында, Волочаевка - Комсомольск-на-Амуре, Известковая - Ургал.
В 1937 году был организован БАМ-проектстрой в городе Иркутск, где в 1937-42 годах, были составлены проектные задания и технические проекты по участкам: Тайшет - Братск, Усть-Кут - Нижнеангарск, Тында - Зея - Нора, Ургал - Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань (порт Ванино).
В 1938 году началось строительство западного участка от Тайшета до Братска, а в 1939 г. - подготовительные работы на восточном участке от Комсомольска-на-Амуре до Советской Гавани.
В 1940-41 годах построен первый подход к магистрали - участок Бам - Тында, который в 1942 году по решению Государственного Комитета Обороны был разобран, звенья пути и мостовые фермы переданы для рокадной дороги вдоль реки Волги, необходимость в которой появилась в связи с обороной Сталинграда.
В 1941 году строительство продолжалось на направлении Волочаевск - Комсомольск-на-Амуре с целью соединения с Транссибирской магистралью. В 1942 году проложена ещё одна соединительная линия Известковая - Ургал.
В мае 1943 году Госкомитет обороны принимает решение о строительстве железной дороги Комсомольск - Советская Гавань.
Восточный участок дороги введён в эксплуатацию в 1945 году и сыграл существенную роль в доставке грузов во время войны с Японией.
Прокладка западного участка Тайшет - Лена велась в 1946-51 годы.
В 1947 году открывается движение на линии Тайшет - Братск. Введен в эксплуатацию участок Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань (442 километров); в 1951 году - участок Известковая - Ургал (340 километров);
В июле 1951 года прошли первые поезда от Тайшета до станции Лена (города Усть - Кут). Это ускорило строительство Братской ГЭС и крупных промышленных объектов в Братске и Усть - Илиме;
В 1958 году - участок Тайшет - Лена (692 километров). С введением его в эксплуатацию строительство магистрали было приостановлено до 1967 года, когда было принято правительственное постановление "Об усилении изысканий БАМа". Начались крупные изыскательские работы и корректировка линии, технико-экономические обоснования.
5 апреля 1972 года началось строительство современного БАМ (на станции БАМ отсыпаны первые кубометры грунта в железную дорогу Бам - Тындинский). Как раз перед получением мной диплома.
Однако на Любу рассказы Игоря не принесли большой заинтересованности. Хотя Люба внимательно рассматривала фотографии природы Дальнего Востока, которые принес с собой бывший стройотрядовец.
Надя знала причину этого, но Игорю о повышенной заинтересованности Зеевой к природе тех мест, не рассказала.
Напрасно Игорь пытался привлечь внимание Любы предложением летом поехать на Валаам, или в Крым.
Зеева отвечала:
- Спасибо, в Крыму я уже была, а на Валаам мы поедем всей бригадой. Если желаешь, можешь поехать с нами.
Но желание ехать со всеми рабочими, Игорь не выразил. Дружбы с Любой у него не получилось...
А Зеевой ночью опять приснился маленький таёжный посёлок и её избранник в военной форме, но она опять не разглядела его лица.