Виноградов Павел : другие произведения.

Поверить алгеброй духовность

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья опубликована в газете "Невское время", 11, 11, 2014 Г. Редактор довольно сильно смягчил мои оценки. На самом деле в Европе всё гораздо запущенней...

  В России распространено мнение, что христианство в Европе переживает глубокий кризис, тогда как у нас наблюдается религиозное возрождение. Так ли это на самом деле?
  
  
  график [НВ]
  
  Известный православный богослов и публицист -протодиакон Андрей Кураев, нередко отличающийся экстравагантными (для клирика РПЦ) заявлениями, недавно сказал:
  
  - Когда смотришь на динамику католической жизни на Западе за последние 30 лет, то видишь: да, проблемы растут. Скандалы, серьёзные потери, люди уходят... А затем смотришь на аналогичные показатели в России - и вроде бы у нас стремление вверх. А у них - вниз. Но если показатели совместить, то окажется, что нам ещё надо расти, чтобы достичь той точки падения, в которой сегодня оказалась Католическая церковь.
  
  Что ж... Давайте попробуем 'совместить показатели' Европы и России.
  
  Итак, давайте попробуем сравнить уровень религиозности общества в Европе и в России, оценить тенденции. Причём на европейских тенденциях остановимся поподробнее.
  
  
  Базовый уровень. Весьма высок
  
  Если посмотреть на определённую совокупность цифр и фактов, то может показаться, что европейский супер-этнос остаётся вполне христианским. Дело в том, что среди населения большинства европейских стран преобладает та или иная христианская деноминация.
  
  Это пересечение религиозной и национальной идентичности позволяет церквям играть значительную роль в общественной и политической жизни.
  
  Иное дело в России, где попытки церкви вмешаться в общественные процессы зачастую встречают противодействие секулярных слоёв, которые за 70 лет государственного атеизма весьма усилились и выработали собственную традицию.
  
  Представьте себе, например, какая информационная кампания начнётся у нас против попытки государства ввести... церковный налог. Между тем во многих странах, в том числе и европейских, государство такой налог взимает. А также спонсирует множество церковных школ и больниц.
  
  Здесь, правда, следует уточнить, что налог этот взимается с гражданина, официально объявившего себя адептом церкви, в пользу которой идут эти средства. В общем-то в этих странах и расчёты верующих строятся, исходя из числа платящих такой налог.
  
  Кроме того, в большинстве европейских стран рабочий календарь по-прежнему строится вокруг христианских праздников, а некоторые из них, например День святого Патрика в Ирландии, зачастую служат национальными. Да и на флагах многих государств Европы красуются кресты.
  
  Более того, во многих западных странах до сих пор действуют законодательные нормы, препятствующие антирелигиозным высказываниям и деяниям. Это либо законы о кощунстве, либо законы, ограничивающие оскорбление или высмеивание религии. Для сравнения: вспомните баталии вокруг аналогичного (и не самого жёсткого) закона, принятого у нас...
  
  То есть с этой точки зрения отец Андрей абсолютно прав: в Европе церковь гораздо прочнее укоренена в обществе, чем у нас.
  
  Это подтверждает и статистика воцерковлённости. Взять, например, Польшу, где храмы (католические и православные) регулярно посещает более половины населения. (И между прочим, Католическая церковь в Польше практически не отделена от государства.) Или Грецию, в которой подавляющее большинство населения регулярно посещает храм и причащается, а то, что православие - главенствующая религия, записано в конституции. Конечно, Польша и Греция наиболее религиозные страны в ЕС. Но и в других европейских странах регулярно присутствующих на службах прихожан гораздо больше, чем в России.
  
  Конечно, очень во многом всё это обусловлено непрерывающейся традицией. Ведь за всю историю Европы (даже во время якобинской диктатуры и Третьего рейха) нигде и никогда не провозглашался курс на абсолютно атеистическое общество.
  
  В итоге: деды и бабки ходили по воскресеньям в костёл или кирху - и их внуки ходят, деды и бабки принимали облатку на причастии - и молодые делают то же самое. А с какими чувствами и с какой верой они это делают, статистику не интересует. Даже сам по себе факт добровольной уплаты церковного налога ещё не говорит о том, что человек является истовым католиком или протестантом. Он может делать это просто в силу тех же традиций.
  
  То есть я вполне допускаю, что кое-кто из причащающихся два раза в год российских 'захожан' гораздо ближе к Богу, чем еженедельно принимающий облатку испанец или немец. Но это моё сугубо частное мнение. И так или иначе, следует констатировать: базовый уровень 'духовности' (назовём это так) в Европе выше.
  
  Тенденции. Наблюдается снижение
  
  Однако мы видим, как Европа христианская медленно, но верно превращается в Европу неверующую. Что признаёт, кстати, и протодиакон Кураев, оценка которого послужила поводом для данного исследования. Да и множество католических лидеров признают этот кризис.
  
  - В нашей эпохе, помимо страшной Чернобыльской аварии, произошла ещё одна - это 'духовный Чернобыль', - сказал на днях глава католической архиепархии Божией Матери в Москве митрополит Павел Пецци.
  
  Столь эмоциональное высказывание глава российских католиков сделал под впечатлением прошедшей с 5 по 18 октября в Ватикане чрезвычайной сессии синода католических епископов, в которой Павел Пецци принимал участие.
  
  При этом католический архиерей заверил:
  
  - Нынешний синод не планировал предлагать какие-то новые вероучительные доктрины. Он просто пристально рассмотрел вызовы современного мира, с которыми сегодня сталкиваются католики. Для того чтобы за год внимательно их изучить и уже на следующей сессии синода, которая пройдёт в октябре 2015-го, понять, что надо делать.
  
  Уже такая постановка вопроса говорит о том, что католическое священство в Европе находится в некоторой растерянности... В чём причина этой растерянности?
  
  ...Очень показательна 'борьба с религиозными проявлениями в общественной жизни', развёрнутая в последние годы в Европе. И дело тут вовсе не в пресловутой 'гейропе'. (Отношение к нетрадиционной сексуальной ориентации - вообще отдельная тема. И хотя многие считают, что в этом вся соль 'духовного падения Европы', это лишь один из его симптомов.)
  
  Прежде всего это касается христианских праздников. Особенно Рождества, которое в принципе давно превратилось в праздник светский и всё больше напоминает наш Новый год. Однако теперь из него пытаются полностью вытравить даже намёки на христианское содержание. Так, ещё премьер-министр Великобритании Тони Блэр принял решение выпустить два вида поздравительных открыток: одну для христиан ('Лучшие пожелания по случаю Рождества и Нового года'), а другую для нехристиан ('Лучшие пожелания по случаю Нового года'). В некоторых европейских городах муниципалитеты запрещают ставить на улицах рождественские ёлки, что очень напоминает аналогичную борьбу с ёлками как 'религиозным пережитком', которая велась в 1930-е годы в СССР.
  
  Неудивительно, что в той же Великобритании, согласно опросу, проведённому ещё в 2004 году, треть респондентов не знала, что Иисус Христос родился в Вифлееме. И та же треть - что Адам был первым человеком.
  
  Конечно, познания насчёт Вифлеема в России наверняка были бы ещё хуже (с Адамом, вероятно, получше), но ещё полвека назад такие результаты в Англии были немыслимыми.
  
  Тем временем кризис христианства проявился и в отказе включить в конституцию ЕС упоминания о христианских корнях европейской культуры.
  
  Кроме того, религиозные символы утрачивают способность быть бесспорными (что, впрочем, естественно в свете общей секуляризации Европы). Например, в 1999 году члены парламента Сан-Марино обратились в Европейский суд с жалобой на то, что традиционная клятва, которую они должны были принести, содержит упоминание о святом Евангелии, нарушающее их права как нехристиан. А в 2011 году итальянская атеистка Сойле Лаутси пожаловалась в Европейский суд по правам человека, что в школе, в которой учатся её дети, в классах висят распятия. Ну а в той же Британии Национальное секулярное общество пытается бороться с практикой молитвы перед заседаниями местных советов и в государственных школах.
  
  Или вот ещё пример...
  
  'Великобритания не является 'христианской страной'. Многочисленные опросы и исследования показывают, что большинство из нас не христиане в наших собственных убеждениях и религиозных идентификациях', - говорится в коллективном письме видных представителей английской творческой интеллигенции премьер-министру Дэвиду Кэмерону, опубликовавшему статью, в которой утверждал, что 'Великобритании не следует стесняться проповедовать слово Господне и быть христианской страной'.
  
  Ещё полвека назад скандал вызвало бы письмо интеллигентов-атеистов. Теперь же передовая общественность возмутилась 'мракобесием' премьера...
  
  Причём наступление ведётся на все христианские конфессии. Даже в православной Греции много лет не утихает конфликт между насельниками монастырей Святой горы Афон с государством из-за ужесточения налогообложения. На самом деле это не столько финансовый спор, сколько часть кампании давления руководства ЕС на Грецию с целью привести страну к общеевропейской 'норме'. Кстати, именно здесь, на Афоне, среди сопротивляющихся монахов возник лозунг 'Православие или смерть!'.
  
  Конечно, все приведённые выше примеры могут показаться пустяками, но процесс ползучей 'дехристианизации' налицо.
  
  Причины. Исламизация катализирует секуляризацию
  
  - Процесс фактического исключения христианства из всех решающих областей культурной, политической и общественной жизни зашёл так далеко, что следовало бы говорить о конце церкви в стране, - убеждён немецкий философ-консерватор Гюнтер Рормозер. - Наблюдая за ходом общественной жизни в Германии, за дискуссиями, телевизионными диспутами, культурными мероприятиями, я прихожу к впечатлению, что дехристианизация немецкого народа дошла до такой степени, что выходит, быть может, за рамки того, чего достигли в этом направлении национал-социалисты за годы их пребывания у власти. Но в чём причина этого? Либерализм привёл к полной плюрализации стилей жизни, верований и даже так называемых ценностей.
  
  Это касается не только Германии, но и всей Европы. (В США, заметим в скобках, ситуация несколько отличается: там государство хотя и создавалось протестантами, принципиально равно отделено от всех религий, и при этом религиозные традиции во многих деноминациях остаются незыблемыми.)
  
  Сегодня в Европе наметившиеся тенденции объясняют тем, что власти не хотят оскорбить последователей иных религий, то есть пресловутой мультикультурностью и толерантностью. А под 'иными религиями' имеется в виду прежде всего ислам, позиции которого в Европе укрепляются с потоком мигрантов. То есть получается некий парадокс: 'исламизация' Европы, о которой так много говорится, катализирует процесс секуляризации.
  
  А кроме того, агрессивно навязываемые мигрантами нормы ислама отталкивают население Европы от религии вообще. В результате происходит ущемление и христианства.
  
  Например, когда в 2004 году Франция запретила 'демонстративное' использование религиозных символов в государственных школах, имелось в виду, что в школах нельзя носить хиджаб. Но при этом во имя мультикультурности были запрещены и все прочие религиозные символы, в том числе и открыто носящиеся учениками кресты. То же самое произошло в Германии, Дании и Бельгии.
  
  Впрочем, разговор о причинах де-христианизации Европы - отдельный. Здесь же отметим лишь, что тенденция, повторимся, имеет место быть.
  а что у нас?
  Россия просыпается медленно. Но это уже - чудо
  
  По данным фонда 'Общественное мнение' (от 3 июля 2014 года), за последние полтора десятка лет число россиян, которые относят себя к православным, увеличилось с 52 до 68 процентов. Казалось бы, значительная прибавка. Но при этом доля тех, кто посещает храм не реже чем раз в месяц, почти не возросла: 11 против 9 процентов. Это же касается и других показателей воцерковления - они если и выросли, то не слишком.
  
  Однако следует помнить, что в России христианские корни несколько десятилетий старательно выкорчёвывались и само по себе существование церкви и её прихожан в России после годов гонений можно расценивать как чудо.
  
  Атеистические власти не смогли уничтожить церковь, но её полулегальное существование значительно исказило церковную жизнь, которая сейчас мучительно восстанавливается. Подумайте сами: возрождение православия в России идёт менее 30 лет - с празднования тысячелетия Крещения Руси в 1988 году.
  
  При этом, сравнивая наши показатели с европейскими, следует иметь в виду некоторые существенные детали.
  
  Например, в западных странах (и у католиков, и у греческих православных) причастие не привязано к исповеди, как в России, где, прежде чем подойти к Святым Дарам, необходимо получить отпущение грехов у священника. А те, кто исповедовался, знают, насколько тяжело даётся это таинство. И это одна из причин, что многие искренне верующие россияне редко причащаются. Разумеется, в глазах РПЦ это их никак не оправдывает, но между тем в той же Греции для причащения достаточно взять благословение своего духовника.
  
  Или что касается соблюдения постов. Сейчас в Католической церкви существует тенденция к соблюдению поста духовного. То есть потреблять в пищу можно всё, но при этом следует усилить свои молитвы. По поводу же поста физического доходит до курьёзов: например, некоторые католики в Великий пост мясо заменяют... курицей.
  
  То есть не зря Православную церковь на Западе называют ортодоксальной. И в этой её ортодоксальности уже заложено некое неравенство базовых условий оценки ситуации в России и Европе.
  
  резюме
  Точка встречи европейского падения и российского подъёма - близка
  
  Западное общество эпохи постмодерна секулярно по своей природе. И дело не только в легализации однополых браков, разрушении института семьи, пустующих храмах. Всё больше агрессивности общества по отношению к вере. Всё больше скандалов в самой церкви.
  
  И всё это симптомы болезни, которой РПЦ уже переболела (в советское время). И теперь она медленно выздоравливает.
  
  Что же касается Европы, то пусть пока весьма относительный европейский атеизм весьма примечателен. Даже не говоря о том, что сам по себе атеизм является разновидностью веры, отметим: освобождаемую христианством духовную нишу начали заполнять различные культы. Это следствие постмодернистской эклектики: большая часть этих квазирелигиозных групп возникает на основе уже существовавших учений. Их корни уходят в гностически манихейскую мировоззренческую среду, противостоящую христианству ещё на заре его существования. Сегодня комплекс этих учений называется 'Нью эйдж' - 'Новая эра'. Вдобавок в Европе процветают различные магические и оккультные группы, а также псевдонаучные учения типа поклонения инопланетянам. В общем, 'духовность' на любой вкус.
  
  К слову, известный футоролог Элвин Тоффлер ввёл в оборот высказывание 'рынок спиритуальных товаров', подметив таким образом связь дехристианизации и культа потребления.
  
  К сожалению, Россию тоже не миновала чаша сия. Однако наше государство и общество гораздо менее толерантны к деструктивным сектам, чем Европа.
  
  ...Из всего этого следует, что точка, где европейский упадок религии встретится с нашим подъёмом, уже довольно близка. Хотя пока объективные показатели действительно не в нашу пользу.
  
  Павел Виноградов,редактор отдела социальных проблем 'НВ'
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"