Виноградов Павел : другие произведения.

Зайцы в полночь хоррор в Самиздате косили...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    Два слова перед казнью. Пятибалльная система оценок: это не школьная система. Если рассказы попали в финал, они априори хороши. А баллы судья расставляет в зависимости от своего видения места текста в рамках этой "хорошести". Это я на всякий случай, вдруг кто обидится на оценку. И ещё. Мой несколько иронический тон касается не самих текстов, а именно жанра. Мне кажется, лёгкая ирония вполне уместна при разборе хоррора. Однако, должен заметить, с хоррором тут неважно, увы. Мистика, треш, "магический реализм", фантасмагория, даже рождественская история... Полностью жанру соответствует лишь пара-тройка текстов. Итак - КОСА-2. Финал.

   Зайцы в полночь хоррор в СамИздате КОСили...
  
   ...и при этом напевали странные слова. Траву, впрочем, тоже, видимо, косили, но не все:)
   Два слова перед казнью. Пятибалльная система оценок: это не школьная система. Если рассказы попали в финал, они априори хороши. А баллы судья расставляет в зависимости от своего видения места текста в рамках этой "хорошести". Это я на всякий случай, вдруг кто обидится на оценку.
   И ещё. Мой несколько иронический тон касается не самих текстов, а именно жанра. Мне кажется, лёгкая ирония вполне уместна при разборе хоррора.
   Однако, должен заметить, с хоррором тут неважно, увы. Мистика, треш, "магический реализм", фантасмагория, даже рождественская история... Полностью жанру соответствует лишь пара-тройка текстов.
   Итак - КОСА-2. Финал.
  
   Noname Lady. Яйца птицы Крок
   Детская страшилка - жанр почтенный... "За капризными детьми, которые не хотят спать ночью, прилетает птица Крок. Она уносит их в своё гнездо и скармливает птенцам". Как выясняется, не брезгует и взрослыми. Непослушную и капризную (надо полагать) девушку хватает жуткая птичка и уносит в гнездо. Только птенцов там нет, а есть симпатичный (ну, конечно же!) юноша. Вместо птенцов, птичка кормит своих пленников. Фруктами. А неблагодарная парочка взяла, да убила это милое пернатое. И осталась в гнезде, потому что оно высоко и оттуда не выбраться. Ну и чем они занялись, угадайте? Правильно, сексом. А потом случилось страшное - герой-любовник... сам стал яйцом. Это так, выходит, птичка размножается - ворует людей, они превращаются в яйца, а потом из них вылупляется новая Крок. Жуть какая! На какие только пакости не пускается эволюция! Текст примитивен до лубочности. В общем, страшилка, она страшилка и есть. Пригодна для ночных рассказов в палате детского лагеря. Какой уж там конструктив... Оценка низшая.
  
   Лобода Адриан. Лабиринт
   Девушку бросили в лабиринт к чудовищу в качестве жертвы. Девушка на чудовище сначала ругалась, а потом попыталась наладить с ним человеческие отношения. И ей это удалось: зверь её, конечно, убил, но - жрать не стал. Тело бедняжки сожрали крысы. И стоило ей стараться?.. Я понимаю, что тут глубокий символизм (отэксплуатированный уже сотней авторов) - лабиринт как символ сложной и опасной человеческой души. Но выглядит это всё как-то... простовато что ли. С конструктивом тоже не гладко. Впрочем, особых стилистических провалов в тексте мною не обнаружено. Потому оценка выше средней.
  
   Терехов Андрей Сергеевич. Меланхолия Самарии Родердейл
   Блестящий, стильный текст. Гордая аристократка живёт в нищете, ожидает писем уехавшего сына и видит страшные сны. Постепенно сны сливаются с явью, сын оказывается мёртв, хотя письма от него всё приходят, а замок оборачивается тюрьмой, где убийца ожидает расплаты за свои жуткие злодеяния. Но, как в бесконечной системе двух глядящих друг в друга зеркал, не есть ли эта явь лишь очередная иллюзия, в паутине которой бьётся одинокая человеческая душа?.. Многозначный текст, наполненный потусторонним очарованием магического реализма. Не совсем хоррор, но ужас пробирает. Не очень конструктивно, но очень красиво. На любителя. А я любитель. Потому оценка высшая.
  
   Яжи Вуу, Минасян Татьяна Сергеевна. Наследник
   Конец света. Пока только в бытовом смысле - из-за аварии в доме нет электричества. Но свет необходим ГГ больше, чем воздух. Иначе для него настанет настоящий конец света. Потому что в темноте приходят ОНИ, тени убиенных душегубом-родоначальником. Он убил их ради денег. Теперь они приходят за каждым его потомком мужского пола. Но порочная цепь разрывается, когда один из потомков от всей души прощает убийцу-деда. Оказалось, монстрам из преисподней именно этого и надо. Авторы оставляют без ответа вопрос "почему?", но, возможно, так и нужно - здесь явный промысел Высшей справедливости. А значит, искомый конструктив. Захватывающий сюжет, динамично развивающееся действие, прекрасный слог. Единственный замеченный анахронизм: сначала говорится, что дед совершил преступление в 30-х, а потом - что он попал в таинственную деревню после "стычки с белыми". В 30-х белых в Сибири не было, разве что в лагерях... Тем не менее, оценка высшая.
  
   Аарон К. Макдауэлл. Энтер
   Ещё один прекрасный текст, достойный своего автора. Хотя оживающая виртуальность сотни раз становилась сюжетом книг и фильмов, похоже, эта тема ещё не полностью выработана. Жуть нагнетается мастерски, весьма достоверным описанием впадения человека в компьютерное безумие в процессе общения с неким виртуальным бесом по имени Энтер. Далее давление инферно усиливается - "закружились бесы разны". "Громче всех плачет Энтер из колонок. Комната полна трупов. Я хохочу в полный голос". Впечатляет. Стилистика отменна (хотя, может быть, автор излишне ею увлекается - в ущерб ясности слога). Конструктив имеет место. Упрекнуть можно, разве что, в некотором эстетском снобизме и пренебрежении правом читателя сразу понимать, что делается в рассказе. Оценка высокая.
  
   Гольшанская Светлана. Сторожевая башня
   Попытка создать фантасмагорию в духе Гофмана, Гессе, а то и, чем чёрт не шутит, самого Михал Афанасьевича, на мой взгляд, не удалась. Героиня попадает в ад - это ясно с самого начала всем, кроме неё самой. Ад предстаёт довольно картонным и нестрашным, хотя автор явно очень старалась. Может быть, стоило не наворачивать бутафорские ужасы, а отдаться чувству иронии? Тогда бы могло и получиться, как получилось у того же Булгакова. В разбираемом же тексте, похоже, автор хотела нас напугать, сама не испугавшись, а это для хоррора противопоказано. И финал выглядит неестественным - из настоящего ада убежать нельзя. Ах, прошу прощения, кажется, автор имела в виду не ад, а чистилище?.. Ну, тогда ей полезно будет почитать обоснование существования чистилища в католической теологии. Это не место, это состояние и процесс очищения души. А через что очистились герои рассказа? Через свою любовную интрижку?.. В данном случае, ИМХО, это не конструктивно. Язык меня тоже не вполне устроил - довольно много неуклюже составленных, тяжёлых для восприятия фраз. Оценка ниже средней.
  
   Деймон Джулиан. Re_Animat
   Ещё одна симпатичная стилизация. Напоминает романтиков позапрошлого века и готику в духе Мэри Шелли. Человек превращается в куколку. То, есть, как-то превращает себя сам. Ну да, холодит сердце сцена, когда герои находят эту самую твёрдую куколку человека, которого звали Эвих. Жутковата недосказанность: что из этой куколки может выйти?.. Но всё это уже использовано в литературе множество раз. В том числе и куколка. Действия в рассказе, по большому счёту, нет - герои разговаривают, приходят, видят, догадываются. Конструктива... да тоже не особенно - то ли это выход из клетки человеческого существа, то ли наоборот - вход в клетку монструозного существа... Но в целом впечатление хорошее. Оценка высокая.
  
   Дмитрий Тихонов. Последний автобус
   Современный человек в футляре затянут вихрем некоего шабаша. Тоже попытка гофманиады - вот ведь крепко засел этот мем в словесности... Хотя, тут, скорее, Кэрролл. Впрочем, тот тоже вышел из Гофмана. Кажется, автор имел в мистические злоключения ГГ заложить много всякого смысла, отчего они стали выглядеть несколько искусственно. Здесь бы ему, и правда, у Кэрролла поучиться, который особенно смыслом своих фантазмов не заморачивался. Судя по обилию упоминаемых инфернальными персонажами литературных произведений, я так понял, что перед нами вскрытие души забитого бытом человека. Всё богатство мировой словесности сулит ему выход из серости его существования, но он не в силах понять этого, поскольку сызмальства не приучен читать ради удовольствия. Или я не прав? Оценка выше средней, но, как бы, в виде аванса - идея-то неплохая, и конструктив заложен...
  
   Каменски Макс. За гранью разума
   Что-то сомнительно мне, что сотрудник органов правопорядка станет работать таким образом: сидеть в спецклинике и пялиться на маньяка-убийцу в клетке. Впрочем, тут случай особый: тип совершенно демоничен - доктор Лектор нервно курит. Наш маньяк каким-то образом совершает жуткие убийства, не выходя из своей клетки. Да ещё глумится над молодым следователем. Типа, играет с ним. В процессе игры читатель начинает подозревать: а уж не сам ли следователь мочит народ в больнице - может быть, мы имеем тут психологический триллер в духе Жапризо? Но ларчик открывается просто - у психопата есть брат-близнец, который и убивает, пока брат спокойно сидит взаперти. То есть, один - маньяк-теоретик, а второй - маньяк-практик. Такая олицетворённая шизофрения. А покрывает всю эту мозгодробительную комбинацию главврач учреждения - папа близнецов, если я правильно понял. Этот папа - персонаж крайней бледный, схематично нарисованный и на главгада никак не тянет. Сама же коллизия, скорее, для водевиля, чем для хоррора. Стилистика не очень порадовала. Конструктив есть, но из-за искусственности развязки сильно смазан. Оценка ниже средней.
  
   Ильина Ирина Игоревна. Дом тетушки Миридит
   Подозреваю, что рассказ писался для конкурса "Рожественский детектив". Английский такой, с проблемным наследством и рационально объяснёнными привидениями. Но, на мой взгляд, недостаточно страшными, чтобы текст соответствовал жанру хоррор. Все призраки, в том числе и почившей тётушки, оказываются куклами в руках злодея-нотариуса, нацелившегося на наследство, а самой умной оказалась старая няня-негритянка, изначально насквозь прозревшая преступный замысел. Кстати, её имя - Анита, появляется в тексте только через несколько абзацев после её появления как персонажа, что читателя несколько напрягает. Вообще, такие вещи лучше англичан не напишет никто, в отечественном исполнении они выглядят удручающе вторичными. Со слогом всё в порядке, конструктив есть. Выше средней.
  
   Рунгерд Яна. Ведьмин лес
   Чёткое впечатление отрывка из начала большой повести или романа. Крутой университетский препод глазами влюблённой в него студентки. Оказывается, он ещё круче, чем кажется с первого взгляда, ибо функционер некоей тайной организации, борющейся со всяческой инфернальной нечистью. Ну, вы знаете: "...По тёмным улицам летит Ночной дозор". Спасает своих глупых студентов, расположившихся пикником на могиле некоей злодейской колдуньи, после смерти обратившейся вообще в неудобьсказуемое чудище. Герой ранен, но тварь повержена, в конце намечается честная свадебка. Как доктор прописал. Выглядит всё несколько легковесно и нарочито. Но написано чисто. Однако не зацепило совсем - ни хоррором, ни конструктивом. Хотя, вроде бы, и то, и другое присутствует. Оценка, тем не менее, ниже средней.
  
   Рыскин Александр. Айвун
   Профессора Ван Хельсинга отечественного розлива ученик просит выяснить, что за мистическая хрень поселилась у его друга - нового русского. Профессор выясняет довольно быстро: из старинного портрета (какой ветхий приём!:)) вылезает некий страж. Сам монстр монстром, но защищает наш мир от других монстров. Которые ещё хуже, надо думать. В общем, новый русский - потенциальный страж, а сам жуткий страж - тот самый ученик, который и заварил всю кашу с расследованием. Зачем бы ему только это нужно?.. Проф думает, надо ли ему сражаться с выходцем из сумеречного мира, или уж оставить всё как есть. А вот мне, как читателю, это почему-то всё равно. Ещё один рассказ, старательно написанный для конкурса хоррора, но, по большому счёту, являющийся не хоррором, а обычной мистикой. Конструктив? Не знаю. Читатель ведь так и не понял, кто такие эти стражи и на хрена они нужны. Мало ли, что этот аццкий аспирант говорит... В литературном же отношении текст неплох и читабелен. Выше средней.
  
   Метелица Дмитрий Александрович. На страже
   Сначала ждёшь какой-то антиутопии - несчастный узник мучается в застенках тоталитарного режима. Потом прорезается хоррор - два мента-вампира, мерзко хихикая, лакают кровь в честь победы своего богомерзкого рода над конкурентами. Но тут вихрь серебряных пуль сметает нечисть и бравые коммандос освобождают пленников. Ура, добро победило! Хрен вам, просто менты-оборотни победили ментов-вампиров. Конструктива нет, ибо идея: "Всё дерьмо в этом дерьмейшем из миров, а в этой стране всё ещё хуже" на таковой никак не тянет. По большому счёту нет и хоррора. Рассказ написан хорошо (хотя, пожалуй, чересчур аскетично), но я знаю, что этот автор может писать гораздо лучше. Однако выше средней.
  
   Inspektorpo... Тетрaптих
   Треш это, а не хоррор... Постмодернистская анархопсиходелия, заправленная несколько инфантильным максимализмом (я знаю, что автор не юноша, но максимализм есть). "А гори оно всё синим пламенем!" Совсем не конструктивно, выход из клетки в виде взрыва себя в вагоне с людьми - это к обдолбанным шахидам. "Пускай на короткий миг, на долю секунды, но иметь возможность оказаться выше всего и всех, быть СВЕРХЧЕЛОВЕКОМ", - а это к Фридриху Карловичу нашему... КИшки на стенках, мОзги веером в воздух, кровища хлещет... Ещё - в виде бонуса - секс с "железной девой". Залепить бы двойку, да забыть. А талант-то, талант как же?.. Выше средней.
  
   Юрина Татьяна Викторовна. Затопленная преисподняя
   Бодрая и самоуверенная дайверша тянет своего парня, не очень спортивного, да ещё и страдающего клаустрофобией, в затопленный рудник, где некогда погиб её дед. Угу, дайвинг - это нынче модно... Разумеется, в акваланге у девушки возникает неисправность, она оставляет парня дожидаться её в воздушном пузыре, а сама плывёт за помощью. Разумеется, на её пути встают различные препятствия, время идёт, у парня кончается воздух. Его морально ободряют и поддерживают мёртвые шахтёры во главе с тем самым девушкиным дедом. И когда взбалмошная девица появляется у рудника, будучи уверенной, что загубила ухажёра, он встречает её у входа живой и здоровый. Фиг бы я после этого с ней ещё куда полез! Занятия дайвингом описаны, кажется, со знанием дела. Текст вязкий, местами тяжело усваиваемый. Конструктив есть, но вот совсем нестрашные мёртвые шахтёры с поучительными беседами на хоррор никак не тянут. Ниже средней, увы.
  
   Морская Марина. Цена равнодушия
   Доктор лечит людей. Взаправду лечит, старается. Тем не менее, иногда они умирают, это неизбежно. И когда уходят очередной пациент, появляются трое. Нет, не "двое с носилками и один с топором", как в школьной дразнилке - просто трое, забирающие душу. Не бесы, не ангелы - так, плоды ущербной мифологии секулярного мира. Ну да ладно, дело тут не в посмертной судьбе, не в богословских тонкостях, а в духовном состоянии ГГ. Он стал отстраняться от чужого страдания и смерти. Нет, остался при этом отличным врачом, но - равнодушным. А сколько их таких? Тысячи... Профессиональный цинизм, ничего не поделаешь. И вот так прожил свою жизнь доктор, прожил достойно, но как-то... теплохладно, как говорит Библия. И, видимо, чего-то не доделал, не выучил какого-то урока. Потому что, когда он увидел троих в последний раз, их было двое. Они пришли за ним, чтобы принять в своё общество. Теперь он поработает на смерть, как раньше работал на жизнь. Честно говоря, я не совсем понял этический смысл этой рокировки, ну да ладно. Но рассказ никоим образом не является хоррором. Да даже если бы и являлся - слишком распевен и элегичен для этого жанра. Однако оценю его высоко.
  
   Вот и всё. Спасибо за внимание! Спасибо организаторам и всем участникам конкурса. Я получил на нём истинное удовольствие:)

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"