Виноградов Павел : другие произведения.

Казанова vs Сен-Жермен. Ссора двух магов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Казанова, при всем своем увлечении мистицизмом, был абсолютно земным человеком. Сен-Жермен, при всей своей практической сметке, всегда был устремлен в потусторонние дали, в них и растворился. В этой паре прекрасно отразился XVIII век - причудливый, хаотичный, противоречивый. Третье место в номинации "Эссе и статьи" на конкурсе "Стоптанные кирзачи-10. Памяти Командора"

   Оба наших героя были умны, красивы и талантливы, оба прожили бурную жизнь, вращались в высоких кругах, не гнушались шпионажем и мошенничеством. Но при этом трудно найти настолько несхожие типажи. Образ первого ясен и понятен, второго - таинственен и постоянно ускользает. Джакомо Джироламо Казанова с великой охотой устно и печатно рассказывал всему свету о своих приключениях, не замалчивая и неблаговидных поступков. О графе Сен-Жермене точно не известно практически ничего, а то, что рассказывают, обычно вызывает мало доверия.
   Первый игрок и распутник, второй - аскет и отшельник. Казанова, при всем своем увлечении мистицизмом, был абсолютно земным человеком. Сен-Жермен, при всей своей практической сметке, всегда был устремлен в потусторонние дали, в них и растворился. В этой паре прекрасно отразился XVIII век - причудливый, хаотичный, противоречивый.
   Тогда Европа теряла дерзновенное величие. На полях сражений, вместо доблести и чести, воцарялось прагматичное и техничное человекоубийство. В искусстве мощь и порыв Ренессанса сменился изощренным и мрачноватым барокко. А сами люди больше не стремились к славе - земной или небесной, просто хотели хорошо и счастливо жить. В их головах царил безудержный гедонизм, сдобренный темной мистикой - обычная история в обществе, отвергающем традиционные религиозные ценности. Такое изменение цвета времени, согласно теории Льва Гумилёва, знаменует наступление инерционной фазы этноса, когда люди "устают от великих".
   Возможно, пятьсот лет назад наши герои шли бы освобождать гроб Господень, двести лет назад плыли на поиски неведомых земель, а сто лет назад дрались в сражениях Тридцатилетней войны. Но в XVIII веке оба стали авантюристами и мистиками.
   Казанова родился 2 апреля 1725 года в Венеции в семье танцовщика и театральной актрисы. Когда ему было восемь, отец умер, а вскоре после этого труппа его матери уехала на гастроли по Европе. Детей опекала бабушка, Марция Балдиссера. Джакомо был болезненным ребенком, у него часто шла кровь из носа, и однажды Марция отвела его к знахарке. Вылечить ребенка не получилось, но ритуалы, которые проводила колдунья, произвели на него огромное впечатление. С тех пор Джакомо всегда будет интересоваться всевозможной "магией".
   Где и когда родился граф Сен-Жермен и Вельдон, и как его назвали при рождении, неизвестно. Имя, под которым он вошел в историю, Святой Брат на латыни - псевдоним. Других псевдонимов у этого человека насчитывается минимум девятнадцать... Сам он говорил, что является законным сыном Ференца II Ракоци - венгерского князя, восставшего против австрийцев, проигравшего и умершего в изгнании. Якобы тот в раннем детстве поручил его заботам герцога Тосканского. Ходили про него и слухи (наверняка поддерживаемые им самим), что он внебрачный сын португальского короля или принцессы Пфальц-Нейбургской, вдовы испанского короля Карла II. Говорили, что он испанец, француз, еврей, даже русский. Но как все было на самом деле, знал лишь он сам. А может, не знал и он.
   Графиня д'Адемар описывала его так: "Самообладание, достоинство, интеллект поражали с первой минуты общения с ним. Он обладал гибкой и элегантной фигурой, руки его были нежны, ступни по-женственному малы... Его улыбка обнажала прекраснейшие зубы, симпатичная ямочка красовалась на подбородке, волосы его были черны, а глаза - добры, взгляд - проницателен". По всей видимости, имел он и некие гипнотические способности. А одевался, как писали, "с великолепной изысканной простотой". Сен-Жермен говорил, что очень стар, но все, кто сталкивался с ним на протяжении полувека, давали ему лет 45.
   Джакомо Казанова тоже был красив, высок ростом и прекрасно сложен, а кроме того, очень смугл, словно среди его предков имелись негры. Он редко улыбался, но так рассказывал разные смешные истории, что его слушатели хохотали до упаду. В то же время мог поддержать и серьезную беседу на любую тему.
   Ранние "университеты" наших героев были весьма различны. Джакомо отправили в пансион Падую для смены климата и поправки здоровья. Там он и правда избавился от кровотечений и попал в опекунство своего бывшего учителя музыки аббата Гоцци. Тот взялся обучать мальчика и другим наукам, и уже в двенадцать лет он поступил в Падуанский университет, где учился на юриста. Однако, получив диплом, Джакомо лишь недолго проработал церковным юристом, а затем поступил в духовную семинарию, после которой устроился секретарем к кардиналу Трояно Аквавиве д'Арагону.
   Что касается Сен-Жермена, по некоторым данным, стараниями своего опекуна, великого герцога Тосканского Джан Гастоне Медичи, он получил прекрасное образование в Сиенском университете. Есть подозрение, что опекун научил его и гораздо худшим вещам: современники уличали его в педофилии.
   Как бы то ни было, ученость Сен-Жермена никто никогда не ставил под сомнение. Он в совершенстве знал не только все европейские языки, но и иврит, и греческий. Есть сведения, что и санскрит, и китайский, и арабский... В музыке достиг гораздо больших успехов, чем Казанова, хотя, в отличие от него, никогда не музицировал профессионально. Зато виртуозно играл сложнейшие концерты на скрипке и фортепьяно без нот и сам сочинял музыку.
   Тем временем очаровательный молодой священник Казанова кружил головы прихожанкам. Однажды кардинал застал его целующимся с одной из них. Мало того - выяснилось, что Джакомо еще и помогал другому кардиналу тайно встречаться с любовницей. В результате с церковной карьерой молодому человеку пришлось распрощаться.
   Казанова купил патент офицера и отправился служить на остров Корфу. Армейская жизнь показалась ему ужасно скучной - единственным развлечением там были карточные игры, и именно тогда молодой человек пристрастился в игре "Фараон", в которую поначалу проигрывал почти все свое жалование. Однако постепенно стал все чаще выигрывать - вероятно, не без шулерских приемов.
   Он продал свою офицерскую должность и вернулся в Венецию, но в очередной раз проигрался и устроился скрипачом в оркестр театра Сан-Самуэле. В свободное от работы время вместе с другими музыкантами и актерами он играл в карты, устраивал разные дебоши и розыгрыши - в общем, развлекался, как мог.
   А Сен-Жермен до 1757 года был где-то на Востоке: европейские путешественники встречались с ним при дворе персидского Надир-шаха, где граф занимался некими научными исследованиями. Есть смутное указание, что он был и в Индии, а адепты оккультных учений уверены, что даже и в Тибете.
   Потом граф объявился в Лондоне, и его тут же арестовали по подозрению в шпионаже в пользу якобитов, приверженцев свергнутой династии Стюартов. Однако очень скоро он был освобожден. Насколько обвинение в шпионаже было справедливо - сейчас уже не скажет никто. Но к разведке в дальнейшем граф был причастен. Как и Казанова, да чуть ли не любой из тогдашний авантюристов - "галантный век" был еще и "шпионским".
   Бель-Иль, маршал Франции, позвал Сен-Жермена в Париж, где граф вращался в самых высоких сферах. Среди его тамошних друзей, например, - принцесса Ангальт-Цербстская, мать Екатерины II, будущей русской императрицы. В свете последующих событий это весьма многозначительно.
   Казанова тоже не был обделен покровительством сильных мира сего. Для начала случай свел его с пожилым венецианским сенатором Джованни ди Маттео Брагадином. Тот был погружен в мистические занятия, ввел Джакомо в свой оккультный кружок и стал обучать магии. Ею тот и занимался в течение трех лет, не оставляя, впрочем, любовные приключения и прочие скандальные похождения. Пострадавшие от "магических" проделок Джакомо стали жаловаться на него властям, и он был вынужден бежать из Свободного Города.
   Он побывал во многих итальянских городах, где то выигрывал большие суммы, то проигрывал, и при этом не переставал заводить все новые романы с женщинами. После очередного крупного выигрыша он поехал во Францию и в Лионе вступил в местное масонское общество, завязав полезные знакомства со многими его членами. Затем по дороге в Париж познакомился с членами Ордена Розы и Креста. Устоять против того, чтобы не вступить и в это таинственное общество, любопытный венецианец не смог.
   Из Парижа Казанове пришлось бежать по той же причине, что и из Венеции: полицию заинтересовали его многочисленные любовные похождения и аферы, связанные с магией. В свободное время между разными авантюрами, Джакомо занимался и творчеством: например, перевел с французского языка на итальянский пьесу Луи де Каюзака "Зороастр".
   Он уехал в Дрезден, где в это время выступала труппа его матери, а оттуда отправился путешествовать по Германии и Австрии. В эти годы он написал две пьесы - "Фессалийки, или Арлекин на шабаше" и "Молюккеида", которая впоследствии была, к сожалению, утеряна.
   А Сен-Жермена обласкал сам король Людовик XV (хотя, скорее, его фаворитка маркиза де Помпадур). И вскоре по высочайшему повелению граф отправился на ответственное дипломатическое задание в Гаагу - заключить секретное перемирие Франции с Англией. Успех этой миссии мог бы перевернуть всю европейскую политику. Однако недоброжелатели Сен-Жермена организовали против него компанию дискредитации, он лишился милости короля и долго не появлялся во Франции.
   За пять лет до этого катастрофа постигла и Казанову. В 1753 году он вернулся в Венецию, но на следующий день его арестовали и заключили в так называемую "свинцовую тюрьму" для важных узников во дворце дожей. Сначала Джакомо оказался в самой худшей из камер, тесной и страшно нагревающейся от солнца, но вскоре Брагадин выхлопотал ему перевод в камеру с более приличными условиями, а также разрешение на прогулки в тюремном дворе. Во время одной из них Казанова сумел незаметно подобрать и пронести в камеру кусок мрамора и обломок железного прута. Он наточил этот прут камнем, а затем стал пробивать им деревянный пол под кроватью. Узнику было известно, что этажом ниже был кабинет одного из инквизиторов, и он рассчитывал сбежать, когда кабинет будет пуст.
   Но накануне побега Казанове объявили, что его переводят в более просторную камеру с окном. Джакомо не мог возражать против перевода слишком настойчиво, чтобы не вызвать подозрений. Он был в полном отчаянии, но у него хватило силы воли взять себя в руки и начать все сначала - благо, сумел прихватить отточенный прут.
   Джакомо познакомился с заключенным в соседней камере опальным священником, и они вместе пробили дыру в общей стене, через которую Казанова перебрался к соседу. После чего они продырявили потолок и, сдвинув свинцовую плиту, лежащую на крыше, оказались на свободе. Это был первый в истории побег из "свинцовой тюрьмы", который Джакомо позже описал в своих мемуарах.
   Сен-Жермен же после фиаско в Гааге отправился Англию, а в 1762 году появился в России. По одной из версий, там он принял активное участие в заговоре, сделавшим Екатерину II императрицей, что заставляет вспомнить его давнюю дружбу с ее матерью. Вообще, есть предположение, что Сен-Жермен изначально был русским агентом. Во всяком случае, когда позже он встретился с графом Алексеем Орловым, руководителем переворота, тот называл графа "дорогим другом" и даже "дорогим отцом", да еще именовал генералом Салтыковым. Работой на Петербург, в частности, можно было бы объяснить то, что, в отличие от прочих современников-авантюристов, граф никогда не был стеснен в средствах.
   А Казанова после побега отправился в Париж, где нашел себе нового покровителя - министра иностранных дел Франции Франсуа Иоакима Пьера де Берни. И тоже стал пробовать себя на ниве разведки. Де Берни несколько раз давал Казанове тайные поручения, например, посетить город Дюнкерк, чтобы подробно описать стоящие там на рейде корабли. За что министр щедро заплатил ему.
   Однако вскоре выяснилось, что это более напоминало аферу, о чем сам Джакомо писал с подкупающей искренностью: "...Министр мог бы без труда узнать обо всем, что я ему доложил, не затратив ни единого су". В общем, когда де Берни сменил на министерском посту герцог де Шуазель, шпионская деятельность Казановы сошла на нет
   Тот попытался заниматься торговлей, но она чаще приносила ему неудачи. Поэтому вскоре вернулся к "профессии" мага и оккультиста, изображая алхимика, способного исцелить любую болезнь и сделать из нескольких маленьких бриллиантов один большой.
   Вот тут наши герои наконец-то столкнулись лицом к лицу: в 1758 году, на ужине у Жанны Камю де Понкарре, маркизы д'Юрфе. Сен-Жермен произвел на Казанову сильное впечатление - граф не съел ни крошки, зато говорил весь ужин. "Признаюсь, трудно говорить лучше, чем он, -- писал позже Казанова. - Его тон был решительным, но настолько взвешенным, что это не было неприятно". Как граф воспринял тогда Джакомо - неизвестно.
   Их отношения накалились после аферы, которую Казанова пытался провернуть с пожилой маркизой. Он запугал ее различными якобы грозящими ей магическими бедами и убедил ради избавления от них "переселить" свою душу в тело ребенка, рожденного смертной женщиной от бессмертного мужа. В ходе этой магической процедуры он прибрал к рукам все драгоценности аристократки.
   После этой истории Сен-Жермен стал отзываться в обществе о Казанове, как о мошеннике. Стоит заметить, что сам граф никогда не пытался сыграть перед маркизой д'Юрфе роль мистического учителя или пророка. Однако, хотя знатная дама и разуверилась в Казанове, графа при этом невзлюбила. Впрочем, именно она сохранила единственный известный портрет Сен-Жермена.
   В общем, можно сказать, что "оккультную" карьеру Казановы торпедировал именно Сен-Жермен, сам позиционировавший себя великим магом и алхимиком. Например, он утверждал, что владеет "философским камнем", превращающим в золото любые металлы. Как ни удивительно, это подтверждал и сам Казанова, рассказывавший, что граф взял у него серебряную монету в один су, положил на нее какое-то черное зернышко и разогрел паяльной лампой. И монета стала золотой... Вероятно, это был известный трюк с ртутью. Но Джакомо позже продал эту монету как золотую.
   Другим поразительным трюком графа было "лечение" драгоценных камней от трещин и прочих дефектов. Он взял у Людовика XV алмаз с изъяном, а обратно отдал совершенно чистый. Не подделку - камень тут же оценил придворный ювелир. Предполагают, что граф открыл свойства радия - ведь сегодня драгоценные камни "облагораживают" с помощью радиации. Это объяснило бы и загадку картин, написанных Сен-Жерменом - они светились в темноте.
   Был граф и изобретателем - предлагал проект судна и пушки, в которых угадываются быстроходный катер и пулемет. Кроме того, он внедрял новые технологии окраски тканей и древесины, и это тоже можно делать с помощью радия. Кстати, от своих красилен он имел приличный доход, что может частично объяснить его богатство. Еще торговал лекарствами и косметикой собственного изготовления, а также занимался фрахтом судов. В общем, коммерческая хватка у него явно была.
   Пока соперник занимался всей этой разнообразной деятельностью, Казанова в Париже продолжал играть, встревать в истории с женщинами, общаться с Вольтером и Руссо. Играл он не только сам - еще и вывел азартные игры на государственный уровень, придумав и организовав первую в истории лотерею. Людовик XV испытывал финансовые затруднения, и Джакомо предложил ему устроить игру, похожую на современное "Спортлото". Общая сумма дохода составила два миллиона франков, а устроители заработали около шестисот тысяч.
   Однако по итогам всех его опасных художеств перед Казановой замаячила тень Бастилии, и он снова скрылся. Тут снова проявляется параллель в биографиях героев, ибо Джакомо подался в Россию. Тяга искателей счастья к Российской Империи, которая была тогда сверхдержавой, сравнимой по значению с нынешними США, понятна. Но, видимо, было в ней и что-то другое - таинственное, мистическое, притягивающее всяческих духовидцев и мечтателей...
   Снабженный рекомендательными письмами к русским вельможам, Казанова поселился в Санкт-Петербурге, в скромной квартире на Миллионной улице. Однако в России ему не понравилось. В частности, он не мог смириться с важной ролью женщин в русском обществе. Вот ведь сексист какой... Кроме того, Джакомо не нашел в России хорошей доходной службы, на которую рассчитывал. В конце концов он уехал в Варшаву, где его дуэль с графом Браницким наделала много шума, заставив его в очередной раз бежать.
   В Вене Казанову обвинили в шулерстве, и ему тоже пришлось спешно покинуть город. Потом - опять Париж, но и оттуда его изгнали, а в Испании он попал в тюрьму. Освободившись, Джакомо долго скитался по Италии, а потом помирился с властями Венеции и некоторое время жил в своем родном городе.
   В середине жизни Казанову уже не влекли ни "колдовские" авантюры, ни победы над женщинами. К тому же, теперь в любовных делах у него все чаще случались неудачи. Его покровитель Брагадин к тому времени уже умер, но один из друзей сенатора немного помогал Джакомо финансово. Однако денег не хватало, и Казанова стал осведомителем венецианской инквизиции. На деле от него требовалось, в основном, просто докладывать о настроениях в городе.
   В 1785 году он познакомился с богемским графом Йозефом Карлом фон Вальдштейном, и тот предложил ему стать смотрителем своей обширной библиотеки. Казанова переехал в его замок Дукс на север Богемии, который и стал его последним пристанищем. Там он дописал свои мемуары под названием "История моей жизни" и перевод "Илиады" Гомера, а также создал пятитомный роман-утопию "Икозамерон" и еще несколько художественных произведений. В эти же годы он вел оживленную переписку с многими известными в Европе людьми.
   Сен-Жермен после провала в Гааге тоже колесил по всей Европе, возникая то здесь, то там. Его деятельность тоже была тесно связана с тайными обществами. Он числился в масонской ложе "Общественного Согласия Святого Иоанна Экосского" по 1789 год, то есть, позже даты своей смерти. Представлялся и тамплиером - членом рыцарского ордена, разгромленного в XIV веке, но, согласно конспирологической традиции, продолжающего свою деятельность в тайне. Говорил он о себе и как о члене ордена ройзенкрейцеров. Вероятно, как и посвященный им в тамплиеры другой авантюрист, Калиостро, он исполнял задания масонов - конечно, не бесплатно.
   Кстати, скандал вокруг Калиостро и ожерелья королевы в 1785 году посмертно задел и Сен-Жермена. Памфлетисты связывали их между собой, иногда даже в сексуальном плане. Вообще, вопрос о его сексуальности интересен. В отличие от Казановы, по поводу связей Сен-Жермена - и гетеро- и гомосексуальных - не известно ничего (за исключением грязи сатириков про его отношения с Калиостро). С дамами Сен-Жермен был небрежно высокомерен, а порой и дерзок, но те воспринимали это с почтительной робостью. Похоже, он действительно был "очень чистых нравов". Может быть, это последствия детской психологической травмы, связанной с домогательствами опекуна...
   Казанова в этом отношении был его полной противоположностью. У него случались романы с самыми разными женщинами - от аристократок до простых служанок. Физическая близость была для него не просто одним из вариантов проведения досуга - он относился к этому, как к творчеству и жизненной философии. А женщины были от него без ума, и, похоже, что ни одна из многочисленных любовниц ни в чем его не упрекнула. По-видимому, каждой из них он давал именно то, чего она больше всего жаждала.
   В последние годы граф Сен-Жермен жил в Касселе, занимался наукой, и 27 февраля 1784 года скончался. Правда, его могила там так и не найдена. А 4 июня 1798 года не стало Джакомо Казановы. Он умер за работой, сидя в кресле за письменным столом, и сейчас это кресло является одним из экспонатов музея, в который превращен замок Дукс.
   Казанова оставил по себе более двадцати сочинений, письма и предложенные им оригинальные решения сложных геометрических задач. После Сен-Жермена осталось несколько музыкальных произведений - вокальных и инструментальных. В XIX веке писатель Михаил Пыляев подарил Петру Чайковскому тетрадку с музыкальными произведениями графа. Она утеряна, но другие музыкальные произведения Сен-Жермена сохранились и иногда исполняются.
   Но если Казанова спокойно и с достоинством ушел в историю, то Сен-Жермен после смерти вел себя более беспокойно. Например, судя по документам, он участвовал в парижском съезде масонов 1785 году - через год после своей официальной смерти...
   Сообщения о встречах с ним поступали с завидной регулярностью вплоть до 80-х годов XX века. Некая мадам д'Адемар пишет, что граф несколько раз наносил ей визиты и предупреждал о грядущих ужасах французской революции и других бедах. При этом он не только не постарел, а казался помолодевшим. Нынешние оккультисты, вроде последователей Николая Рериха, верят, что Сен-Жермен до сих пор живет в мистической стране Шамбала.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"