Виноградов Сергей Сергеевич : другие произведения.

Тезисы о информизме

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Капитализм приходит в упадок. Но, что идёт ему на смену? Куда движется современное общество? Мы попробуем ответить на эти вопросы...


   1.     Капитализм стоит перед лицом очередного кризиса, и как знать, возможно, этот кризис окажется для него смертельным. 

2.     Марксизм, как теория революционного преодоления капитализма, давно не является революционной теорией и никогда не пытался, несмотря на свои постулаты преодолеть капитализм. 

3.     Марксизм - теория, идеология, в первую очередь разрешающая противоречия капитализма, т.е. помогающая усовершенствовать капиталистическое общество. Революционные направления марксизма - такие как ленинизм и маоизм позволили отсталым странам периферии в сжатые сроки вырваться вперед, развернуть индустриальное производство, избавиться от пережитков феодализма, заменить старую буржуазию, которая в союзе с помещиками стала тормозом прогресса, новой, более прогрессивной буржуазией. В результате революций, которые произошли в 20-м веке, произошло обновление правящего класса за счет угнетенных, как это происходило в Китае в ходе победоносных крестьянских восстаний. 

4.     Причина подобных перерождений кроется, прежде всего, в невозможности преодолеть текущий способ производства. Индустриализм к тому же, требовал разделения труда гораздо большего, чем предыдущий способ производства. Потому, неизбежно было разделение на администраторов и рабочих, и также неизбежно было перерождение администраторов в буржуазию. 

5.     Нынешний подъем левой идеологии вполне может привести к революциям в странах, где до сих пор не разрешены старые, докапиталистические противоречия. Но эти революции будут носить такой же буржуазный характер, какого бы цвета флагами не размахивали восставшие, какими бы трескучими фразами они не прикрывались. Если в программу революции будет входить только изменение способа распределения прибавочной стоимости без изменения базиса, любая революция останется капиталистической. 

6.     Маркс предполагал, что капитализм будет последней общественно-экономической формацией, основанной на частной собственности. Он предполагал, что поскольку капитал не может породить новый вид собственности и соответствующих ей отношений, то развитие капитализма приведет к исчезновению всех промежуточных классов, кроме эксплуататоров и эксплуатируемых. И потом вторые повернут историю вспять, начнут строить новое, бесклассовое общество, опираясь на последние достижения науки и техники. 

7.     Однако в результате научно-технической революции произошло превращение науки в непосредственную производительную силу, которая стала главным фактором и развития общества. Вследствие развития средств коммуникации, объем информации значительно возрос. Информация сама превратилась в самодостаточный товар, в средство производства, в новый вид частной собственности. Появилось большое количество специалистов, работающих с информацией. Предлагаем для простоты называть их информистами. 

8.     Правящий класс не возникает сам по себе. В Римской империи уже существовала христианская церковь и варварские полководцы, которые образовали новый правящий класс, в средневековой Европе уже были ремесленники, купцы, банкиры,  так и представители будущего правящего класса уже существуют в рамках текущей формации. Это те, кто работают с информацией и знанием, как со средствами производства - ученые, аналитики, программисты, блоггеры, работники высокотехничных отраслей производства. 

9.     Принципиально иной характер их труда, иное отношение к средствам производства, существенно сокращают дистанцию между администратором и исполнителем, существенно снижают разделение труда. Однако уничтожить разделение труда полностью они не могут. Заводы и фабрики при таком способе производства заменяются подобием средневековых цехов, но на более высоком техническом уровне.   

10.   Любое будущее рождается из сложного синтеза прошлого и настоящего. Из синтеза варварства и античности родился феодализм, из синтеза феодализма и античности родился капитализм. Путь же к новой формации лежит через синтез капитализма и феодализма. Это обусловлено именно новым характером труда, который на новом витке прогресса приближается к труду ремесленника, вновь становится индивидуальным, эксклюзивным. 

11.   Другой важной чертой информизма будет являться самодостаточность, использование восстановимых ресурсов и источников энергии, частичное возвращение к натуральному хозяйству (с использованием новейших технологий). Связано это с практической невозможностью прогресса экстенсивного способа производства. Капитализм, используя невосстановимые ресурсы достиг впечатляющих успехов, однако теперь, когда ресурсы подходят к концу, когда капитализм вместо развития начал стагнацию и уничтожение самого себя, посткапиталистическая формация должна иметь интенсивный характер, потому что у неё нет иного выхода, потому что в ином случае это приведет к уничтожению разумной жизни на планете Земля. 

12.   Как уже говорилось выше, новому обществу не удастся полностью уйти от разделения труда, потому оно тоже будет классовым. Прообраз угнетенного класса также уже существует в рамках нынешней формации. Это те, кого называют прекариатом. Лишенные полноценного доступа к знаниям, эти люди будут вынуждены выполнять оставшуюся неблагодарную работу, оказывать услуги, которые невозможно заменить автоматизацией и роботизацией. Как и в любом классовом обществе неизбежна классовая борьба. 

13.   Изменится не только характер труда, но и средства принуждения угнетенных. Если в докапиталистических формациях в этой роли выступало насилие, при капитализме - деньги, то при информизме в этой роли будет выступать промывание мозгов,  различные технологии манипулирования сознанием, "наркотическая" зависимость от медиапродукции. 

14.   В аграрных обществах основным направлением классовой борьбы была борьба за право распоряжаться землей, в индустриальных - борьба за контроль над средствами производства, в информационных обществах таким направлением будет борьба за контроль над знанием. Нынешняя борьба с авторским правом намного шире сугубо экономических интересов компаний-правообладателей, это прообраз классовой борьбы будущего. 
  
15.   Переход от капитализма к информизму революционным путем скорее всего невозможен. Переход от рабовладельческого строя к феодализму произошел после катастрофического падения первого и промежуточного периода, называемого "Тёмными веками". Переход в Древней Греции от "азиатского" способа производства к рабовладению также сопровождался подобными событиями. Единственным исключением можно считать переход от феодализма к капитализму, здесь абсолютизм значительно превзошел предшествующую формацию. Но переход от феодализма к капитализму сопровождался расцветом науки, знаний. В нашу эпоху мы видим обратную тенденцию, что роднит капитализм с античностью.  
  
16.   Эпоха варварства и упадка уже началась. Её тенденции все сильнее по мере упадка капитализма и его основы - национального государства.  Мы видим это не только в Сомали, Ливии, Ираке или Сирии, где после империалистического вторжения, местный капитализм был уничтожен, и сквозь него выступили старые, докапиталистические отношения. Мы видим это в бывшей Югославии и бывшем СССР, мы видим это в сердце нынешнего капиталистического центра - в Западной Европе, где вновь дают о себе знать старые противоречия, старые сепаратистские тенденции. 
 
17.   Нынешние информисты в таких условиях не смогут автоматически стать новым правящим классом. В мире, где происходит упадок знания, маргинализация и деградация науки, придется приложить серьезные усилия, чтобы сделать знания и науку новым вектором развития. В эпоху становления феодализма, новым правящим классом стали не только бывшие римские полководцы и вожди племен, важнейшей частью нового правящего класса была христианская церковь. Именно этот институт, сохранившийся после падения Рима, сохранил старые знания, именно он благодаря своей единой иерархической структуре, своей монополии на знания,  обеспечил единство правящего класса в раздробленной на множество маленьких государств Европе, именно он обеспечил во многом преемственность знания и культуры. 

18.   Потому, будущим правящим классом станут те сообщества, которые сумеют сохранить достижения нынешней науки и культуры,  сумеют их использовать с пользой и преумножить.  

19.   Человечество в индустриальную эпоху сумело подчинить себе мощь машин, конвейеров, станков. Временно став придатками машины, мы довели процесс производства до совершенства, до автоматизма. В будущем мы окончательно исключим себя из этого процесса, вновь возвысимся над машиной, вновь из винтиков станем мастерами. Машины из гигантских механических хозяев, станут нашими миниатюрными электронными слугами. 
  
20.   Но, победив эту механическую стихию, мы пока что бессильны перед бездной информации, которую сами же породили. Мы все чаще и чаще отсекаем источники информации, которые кажется нам избыточными, мы изолируемся, чтобы как-то её структурировать и упорядочить. По мере развития информизма мы сумеем подчинить эту стихию себе, как подчинили себе порожденные нами машины. 
  
21.   Новая формация не избавит людей от смерти, болезней и социального неравенства. Но оно спасет нашу планету от неизбежной при капитализме экологической или техногенной катастрофы, избавит людей от отчуждения, вернет их работе цель и смысл, вернет традиции коллективизма, возможно, решит навсегда проблемы голода, одежды и жилья. И как знать, может быть станет предтечей, переходом к планетарному бесклассовому обществу. 

  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"