Примерно в одно время: Армения- с 1988 по 1992 годы, Израиль- в 1989-1991 годах, обе страны приняли примерно одинаковое количество беженцев.
В Армению в этот период прибыли 360 тысяч беженцев, преимущественно из Азербайджана, а в Израиль, в 1990-91 годах - 400 тысяч новых иммигрантов из СССР.
Обе страны в тот период, по площади и по количеству населения, не слишком отличались друг от друга.
Кроме того, и Армения, и Израиль, бедны полезными ископаемыми, обе находятся во враждебном или, по крайней мере, в недружественном окружении. В этом отношении, ситуация Армении несколько лучше лучше чем у Израиля, за счет границы с Грузией.
Израиль в ту пору находился на пике противостояния с палестинцами, известном, как Первая Интифада, а в 1990 году были еще и иракские "скады" по Тель-Авиву.
Ситуация же в которой находилась тогда Армения была и вовсе бедственной: после разрушительного землетрясения в Спитаке, ставшего причиной колоссальных жертв и разрушений, беды обрушились на эту маленькую закавказскую страну, как на библейского Иова: война в Карабахе, сотни тысяч беженцев, блокада....
Следует однако учесть, что Армения гораздо беднее Израиля была и остается.
Соответственно, возможностей для приема беженцев у Армении были гораздо скромней, чем у Израиля.
И тем не менее...
Если сравнивать ситуацию с армянскими и еврейскими беженцами, то главное отличие заключалось в том, что армян, как это стало потом модным выражаться в современном русском языке, "конкретно" громили и убивали, евреям-только угоржали.
Насколько реальной была эта угроза в отношении евреев в 1987-89 годах, было сложно определить тогда, а сейчас-тем более. Во всяком случае, одетые в черное, здоровенные ребята из одиозной "Памяти", были вполне реальными и чувствовали себя в Питере или Москве хозяевами.
Известные деятели науки и культуры также не стеснялись в выражениях в адрес евреев, а доброхоты вроде Аллы Гербер, "прорывались" на телевидение, чтобы сообщить о готовящихся еврейских погромах.
Интереснейшей собенностью этой вакханалии являлось удивительно мирное существование посланников Сохнута, ХаБаДа и других еврейских организаций с одной стороны и таких одиозных антисемитских, как "Память" Васильева(кстати, бесследно исчезнувших после того, как 400 тысяч советских евреев оказались в Израиле)- с другой.
Не берусь утверждать, что весь этот демонстративный антисемитизм был заранее спланированным сценарием, однако угроза погромов, в сочетании с нарастающим экономическим хаосом и воцарившейся в повседневной жизни организованной и неорганизованной преступностью, были, в то время, пожалуй основным фактором отъезда для большинства советских евреев.
В Израиле много говорилось и говорится об антисемитизме. Авторы сионистского проекта, прежде всего Теодор Герцль , а вслед за ним и отцы-основатели государства Израиль, такие, как Хаим Вайцман или Давид Бен-Гурион, любили повторять фразу об убежище для евреев всего мира на исторической родине.
Тем не менее, советских евреев прибывших в Израиль в 1990-91 годах, в качестве беженцев на "исторической родине" не рассматривали. По прибытии в Израиль, советские евреи получали статус новых иммигрантов и, после подачи заявления в министерство внутренних дел- гражданство.
В качестве помощи, новым иммигрантам выделялась так называемая "корзина абсорбции" -определенная сумма денег предназначенная на все- про все: от аренды жилья, до покупки еды.
Получение "корзины" обуславливалось обязательством со стороны получателя не покидать Израиль в течении определенного количества лет. В принципе, эмигрировать из Израиля можно было, если имелось куда. Нужно было вернуть только "корзину". В первые год-два, такая возможность была далеко не у всех, да и загранпаспорт для новых иммигрантов оформляли в израильском МВД только спустя год. Что касается срока, то сначала это было пять лет, потом-три года. В 1993 году этот срок сократился до двух лет, а потом и вовсе был отменен или сокращен до трех месяцев.
(Специалисты, с которыми я беседовал, объясняют такой поворот тем, что деньги на прием новых иммигрантов поступают из-за рубежа и поэтому Израилю выгодно, чтобы один и тот же человек или, еще лучше, семья, въезжали в страну в качестве новых иммигрантов по нескольку раз-чем больше, тем лучше. В этом случае, выгодно всем: и государству, и новым-старым иммигрантам. Государство через свои организации и ведомства занимающиеся приемом иммигрантов получают от госдепа и еврейских организаций деньги на прием "олим хадашим"-новых репатриантов. Поэтому, можно и не заметить иногда, если кто-то прибывает в Израиль в качестве нового иммигранта уже не в первый раз. Не знаю, насколько эта информация соответствует действительности. Если правдо, то, лихо!).
Поиск и аренда жилья, работы и вообще- выживание в незнакомой стране - было делом самих выживающих.
Сумма "корзины" позволяла продержаться какое-то время. Если речь шла об одиночке- то такой корзины хватало месяца на три в 1991 году. Если же речь шла о семье, то на пол-года. А если в семье были старики-то возможно, что и на год, при условии, что жить они- бабушки, дедушки, дети и внуки, будут все вместе.
Следует отметить, что пособия для пожилых людей, неполных семей, т.е., матерей-одиночек, были тогда достаточно высокими. Высоки они и сейчас, особенно, если сравнивать эти пособия с минимальной зарплатой. Например, достигший пенсионного возраста иммигрант, никогда не работавший в Израиле, получает пособие в 2700 шекелей, плюс, скидки до 50% на проезд в общественном транспорте, плюс помощь государства в аренде жилья, плюс, освобождение от муниципального налога, плюс... Кому интересно, проверьте на сайте министерства иммиграции точные размеры пособия и все полагающиеся скидки. Минимальная зарплата- т.е., зарплата уборщиц, сиделок, охранников, составляет сегодня примерно 4300-4400 шекелей в месяц без всех вышеперечисленных льгот и скидок. Кого интересуют абсолютно точные цифры, пусть уточнят на сайте израильской службы занятости.
Тем, кто не подпадали под вышеперечисленные категории и не могли расчитывать на какие-либо пособия, вынуждены были соглашаться на любую работу, просто для того, чтобы выжить: дипломы о высшем образовании, диссертации, научные публикации, опыт - в расчет ни государственными службами трудоустройства, ни, тем более, частными, ни самими работодателями, в расчет не брались.
Примерно в течение года: где-то с начала 1990, сумма "корзины" несколько раз сокращалась, часть ее превратилась в так называемую "сохнутовскую" ссуду, выдававшуюся на совершенно кабальных условиях. В 2008 году я еще встречал людей, которые взяли в банке эту ссуду в девяностых, и продолжали платить во второй половине первого десятилетия уже в новом столетии.
Еще одна интересная особенность: готовясь к приему "Большой Алии", как называли в Израиле иммиграцию из СССР, правительство полностью заморозило строительство социального жилья, а вскоре, начало массовую распродажу квартир, предназначавшихся для нуждающихся, в том числе-для новых иммигрантов.
Правда, по инициативе покойного Ариэля Шарона, занимавшего в те годы пост министра строительства, в страну были завезены караваны, сейчас уже не помню откуда, кажется из Югославии, в которых планировалось расселить всех нуждавшихся в жилье "олим".
Караванные поселки возводились главным образом, на периферии - на юге и севере страны, где найти заработок всегда было гораздо более проблематично, чем в центре.
С прибытием в Израиль огромного количества иммигрантов, большинство из которых не имели ничего, кроме высшего образования, способностей, навыков, опыта и желания трудитьс,я а также багажа и ста долларов на человека, цены на жилье стали расти невиданными темпами: как на аренду, так и на покупку.
В результате, одной ипотеки, с привязкой к индексу цен и процентами, уже было недостаточно, чтобы купить квартиру-нужно было брать ссуды на еще более кабальных условиях.
Те, кто купили квартиры сразу и смогли выплачивать ипотеку и ссуды, в конечном итоге остались в выигрыше, благодаря росту цен.
Те, кто не смогли выплачивать машканту, навеки погрязли в долгах и нищете.
Кто-то, буквально с первого дня хватался за любую работу, любой заработок, махнув рукой на изучение языка, дипломы и будущее: семья важнее. Кому-то хватило здоровья, а кому-то - нет.
В одних семьях муж шел на стройку, чтобы жена могла выучить язык, пройти курсы переподготовки или выучиться заново и сдать экзамены на врача, работать учителем, врачом, медсестрой.
В других семьях, собою жертвовала жена, работая на кассе в супермаркете, уборщицей, по уходу за престарелыми, все для того, чтобы дать мужу возможность подготовиться и найти работу инженера, врача, учителя...
В общем, кто-то вписался, и весьма неплохо, а кто-то нет. Что это означает- тема отдельного разговора.
Государство Израиль, благодаря "Большой Алие", полностью вытеснило палестинскую рабсилу с оккупированных территорий: на стройках, на заводах, в качестве уборщиков и сиделок, арабов заменили русские. Но главное, Израиль нейтрализовал для себя демографическую угрозу, т.е, превращения в страну с арабским большинством.
Иммиграционная политика Израиля в отношении новых иммигрантов в начале девяностых годов прошлого века выражалась концепцией "прямая абсорбция". Что представляла из себя эта политика в деталях, я постарался показать, хотя бы частично, в вышеприведенных сведениях.
По сути же, государство Израиль решило за счет иммигрантов из СССР свои насущные проблемы и обогатилось, одновременно законсервировав если не большинство, то, во всяком случае, значительную часть иммигрантов в бедности и приниженном состоянии если не навсегда, то, во всяком случае, на долгие годы и даже десятилетия.
Те, кто приезжали в Израиль уже в 1992 году и позже, уже не зависели настолько от корзин, не хватались за любую, самую тяжелую и грязную работу, если на "доисторической родине" они оставляли за собой недвижимость или продавали там свои квартиры, например и в Израиль прибывали уже не "пустыми".
В общем, несмотря на прямую абсорбцию, судьба иммигрантов из СССР сложилась в Израиле по разному.
Причину успеха или неудачи иммигрантов и уроженцы страны, и старожилы, в свое время не имевшие понятия об аренде жилья и что значит отдавать за съемную квартиру в центре, как сегодня, половину семейного бюджета, видят в наличии или отсутствии востребованной профессии. Распространено подобное мнение и среди самих иммигрантов.
Например, за счет дороговизны жилья выросло и благосостояние владельцев недвижимости.Те, кто успелмелкие подрядчики стали крупными, многократно увеличился бюджет страны.
Правда, тут неизбежно выскакивает совершенно другая тема-эмиграции в Канаду или другую, более благополучную нежели Израиль страну, где зарплата у обладателя востребованной профессии будет выше... Но это уже совсем другая тема.
Во всяком случае, рациональное зерно в таком подходе тоже наличествует.
В целом же, хоть в 1990-91, на правительственном уровне и в СМИ буквально заламывали руки: где взять деньги на прием новых иммигрантов?! и даже к США обращались, с просьбой о гарантиях для кредита в десять миллиардов долларов, однако справились. В последующие годы бюджет страны последовательно увеличивался, росли валютные резервы, строились десятки новых поселков и городов престижного жилья. Какова доля всех этих благ пришлась на иммигрантов из СССР, мне не известно.
За чей счет и как получены все эти блага - это тоже уже совершенно другой вопрос.
А если так, то можно считать успехом проделанную работу?
Да, я забыл еще упомянуть такую деталь, как 40% скидка на покупку новой машины для новых иммигрантов.
Что касается Армении, то здесь, в тот же самый период, без лишнего шума и заламывания рук, расселяли своих беженцев, где могли: в общежитиях, школах, даже в спортивных раздевалках. Как во время войны.
Здесь, в меру сил, строили жилье для беженцев и приняли закон "О предоставлении беженцам на праве собственности квартир, построенных для беженцев, насильственно переселенных из Азербайджанской республики в 1988-1992 годах".
В Армении переживают, что до сих пор не хватает жилья для 1200 семей.
Нет, конечно ситуация здесь не идеальная. Армения-страна бедная и суровая. Но, тем не менее, до сих пор принимает беженцев ото всюду: из Ирака и Сирии, из любой страны, где идет война и льется кровь.
Принимает армян точно так же, как Израиль-евреев, но без лишнего шума и без заламывания рук по поводу отсутствия средств. О выгоде, в отличие от Израиля, тут речь вообще не идет.
Армения гораздо беднее Израиля, но тем не менее, несмотря на очень скромные пособия и зарплаты, никто из бывших беженцев не голодает, не живет на улице, и не кончает жизнь самоубийством, как это было распространено среди иммигрантов в Израиле, в 1990-91(по официальной статистике, где-то 500 человек за два года).
За годы, прошедшие после приема беженцев из Азербайджана, Армения не стала богаче и проблем у нее, прежде всего на границе, тоже не стало меньше.
Не сравнить с Израилем, с его постоянно растущим бюджетом, запасами валюты и благосостоянием высоко оцениваемым в различных международных рейтингах.
Но... Я не знаю, что лучше: так, как отнеслись к единоверцам в Армении, или так, как в Израиле.
В Израиле много говорят о национальном единстве, об исторических корнях и патриотизме, когда это нужно государству. Во время очередной войны, например.
Но когда нужно гражданам, то, оказывается, что у нас рыночная экономика и каждый-за себя.
Однако объединить рыночную экономику, где каждый за себя и патриотизм- не получится. Либо мы один народ, либо каждый за себя.
Как в известном анекдоте: вы либо крест либерализма снимите, либо штаны наденьте.