В израильском городе Явне до наших дней сохранился мавзолей Абу-Хурайра - соратника(сахаба) пророка Мухаммада.
Мавзолей находится в мечети, посвященной Абу-Хурайра.
Об этой мечети писал в тринадцатом веке арабский географ греческого происхождения Якут аль-Хамави.
Мечеть считалась одной из самых красивых в Палестине и была построена, по всей вероятности, при султане Бейбарсе - такой вывод можно сделать из сохранившихся на фасаде здания надписях.
Первая из надписей, где упоминается имя султана Бейбарса, датируется 1274 годом, а более поздняя - 1403.
Вторая надпись свидетельствует, с большой долей вероятности о том, что мечеть в это более позднее время либо достраивалась, либо реконструировалась, либо ремонтировалась.
А что касается мавзолея, то это было гораздо более древнее сооружение и его история едва подлежит разгадке, поскольку Явне- город очень древний и заселён был ещё во втором тысячелетии до нашей эры.
Особый интерес вызывает связь этого мавзолея с именем Абу Хурайры.
Дело в том, что сподвижник пророка никакого отношения к Палестине не имел: он родился в Йемене, в детстве был сиротой, после принятия Ислама отправился в Медину, где четыре года проживал в мечети Пророка Мухаммада.
Абу-Хурайра является не именем, а прозвищем, которое дал ему Мухаммад.
Настоящее имя Абу-Хурайры- Абд аль-Шамс, что переводится как раб солнца.
После принятия Ислама, его именем стало Абдуррахма;н ибн Сахр ад-Давси аль-Яма;ни.
Прозвище же переводится как "отец котят".
Дело в том, что Абу Хурайра с детства питал любовь к котятам и согласно легенде, пророк Мухаммад, встретив его однажды ещё ребёнком с котенком на руках, в шутку назвал маленьким папой котят.
С тех пор Абу Хурайра называл себя только так.
Он прославился своим аскетизмом - жил он очень скромно, всё своё время посвящая богословию и записывая хадисы пророка Мухаммада.
О его скромности слагались легенды.
Абу Хурайра никогда не показывал, что нуждается и иногда по нескольку дней голодал.
Чтобы преодолеть чувство голода, он прикладывал к животу камень и затягивал пояс.
Однажды, выходя из дома известного богослова, у которого он получил разъяснение одного из аятов Корана, Абу Хурайра потерял сознание от голода и сам пророк Мухаммад отпаивал его в своём доме молоком.
Обладая феноменальной памятью, Абу Хурайра вошёл в историю ислама как сподвижник пророка, записавший наибольшее количество хадис - 5384.
Он умер в 78 лет в должности губернатора Медины, побывав до этого судьёй в Мекке и наместником в Бахрейне.
И если с почётным местом, которое принадлежит Абу Хурайре в Исламе всё понятно, то совершенно может быть непонятным для непосвящённых, каким образом он оказался похоронен в Явне( арабской Ибне).
На самом деле этот парадокс объясняется гораздо проще, если учесть традиции Палестины, укоренённые ещё Салах ад-Дином.
Скорее всего, такая личность как Абу Хурайра просто не могла остаться без увековечения в мусульманской Палестине.
В качестве примера, возможно не самого точного, приведу пример советской эпохи.
Жизнь В.И. Ленина была связана далеко не с каждым городом в СССР, но в каждом городе были улицы и проспекты названные в честь вождя миорового пролетариата.
То же относится к Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу.
Сравнение не самое подходящее, но тем не менее в чём-то выражает суть - отношение к выдающимся личностям как со стороны власти, так и народа.
В Исламе нет поклонения мощам, а для духа праведников, героев и пророков, хранивших деревни и города Палестины, расстояния не были преградой.
И всё-таки, вопрос о том, кто покоится в мавзолее, остаётся пока без ответа.
Ортодоксальные востояные евреи убеждены, что это могила раби Гамлиэля из Явне- первого главы Синедриона после разрушения Второго Храма.
Это утверждение не беспочвенно, поскольку выдающийся иудейский законоучитель жил в Явне и было бы логичным предположить, что здесь и похоронен.
Гораздо больший интерес представляет собой другая усыпальница, находившаяся рядом с мавзолеем Абу Хурайры - другого сподвижника пророка Мухаммада по имени Абдулла ибн Саад ибн Аби Сарх, который был братом третьего халифа
Усмана ибн Аффана.
Будучи губернатором Египта, Абдулла ибн Аби Сарх прославился как создатель самого сильного по тем временам флота, разгромившего византийцев на море.
Впоследствии, однако, Абдулла стал ненавистен египтянам из-за своего пристрастия к роскоши, которое, по мнению его подданных, привело к голоду в Египте.
Недовольством населения не преминули воспользоваться противники Абдуллы и он был смещён в результате дворцового переворота в то время, когда отправился за защитой к брату в Меддину.
По роковому стечению обстоятельств, в это же время, в Меддине также началась ожесточенная борьба.
Не решаясь вернуться в Египет и опасаясь следовать в Медину, Абдулла решил переждать в Палестине.
Когда его брат был убит в Медине, Абдулла нашёл убежище у правителя Сирии Муавии.
Где поселил бывшего губернатора Египта его коллега из Сирии - неизвестно.
Во всяком случае, учитывая довольно долгое пребывание Абдулла ибн Аби Сарха в Палестине, усыпальница, о которой шла речь выше, вполне может принадлежать именно ему.
Была в Явне и мечеть - бывшая церковь крестоносцев.
Но она была взорвана по приказу командующего южным военным округом Израиля, впоследствии ставшим главным археологом страны, Моше Даяном, в 1950 году. От этой мечети остался лишь минарет.
Более древняя мечеть, о которой в десятом веке писал арабский географ аль-Муккадаси по-видимому была разрушена во время землетрясения либо во время первых крестовых походов.