Ривлин Влад: другие произведения.

Гюнтер Грасс и борцы с антисемитизмом

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    http://krasnoe.tv/node/14233

  
  
  
  Я помню, какой шок у нас вызвал фильм Фо́лькера Шлёндорфа 'Жестяной барабан' по роману Гюнтера Грасса. Мы увидели этот фильм во времена 'Перестройки'.
  
  В нашей компании тогда были люди разных возрастов и самых разных профессий: студенты, преподаватели, инженеры, рабочие... Всех нас сплотила в то время любовь к книгам и стремление вырваться за надоевшие до одури идеологические границы. Мы собирались вместе, чтобы поделиться впечатлениями от шедевров мирового кино и мыслями от прочитанных книг, ранее недоступных простым смертным. Во время таких обсуждений высказывались иногда совершенно неожиданные мысли, мы обогащали друг друга новыми впечатлениями, знаниями и просто помогали друг другу увидеть привычные вещи по-новому.
  
  Были на наших встречах монологи, лекции и споры. А тут мы, собравшись вместе после просмотра фильма, долго молчали. Фильм потряс всех. И я до сих пор помню тот эмоциональный шок и восхищение, с которым каждый из нас не спешил расставаться в тот вечер, после которого я не расстаюсь с книгами гениального немецкого писателя Гюнтера Грасса - совести Германии, как его называют на Родине.
  
  И вот я узнаю из новостей, что израильский министр иностранных дел Авигдор Либерман потребовал от нобелевского комитета лишить Грасса высокой награды, а его коллега - министр внутренних дел Эли Ишай - запретил писателю въезд в Израиль. Поводом послужило стихотворение Грасса, в котором оба министра увидели антисемитизм.
  
  Приятно узнать, что один министр так хорошо разбирается в вопросах поэзии и литературы, а другой так самоотверженно готов бороться с расизмом во всех его проявлениях. Но лично я в стихотворении Гюнтера Грасса ничего антисемитского не заметил. Великий писатель позволил себе высказать вслух мысль о необходимости равенства всех стран и народов, в том числе и в вопросах атомной энергии и вооружений. Что в этом крамольного?!
  
  Возможно, для наших далёких потомков равенство будет чем-то само собой разумеющимся.
  Но сегодня почему-то вполне естественной считается ситуация, при которой одни страны решают, что можно, а чего нельзя другим. А с какой стати?! Потому что те, кому нельзя, не соответствуют представлениям тех, кому можно, о демократии и миролюбии?!
  
  Апологеты европейского колониализма традиционно делили культуры, а соответственно и народы, на передовые и отсталые, и, похоже, нашли своё новое выражение в демократических стандартах.
  
  Чем более определённая страна соответствует американским либеральным меркам, тем более она считается передовой и, соответственно, тем больше ей позволено, наоборот...
  Но не является ли подобное деление на развитых и примитивных, передовых и отсталых, а если называть вещи своими именами, то попросту, на высших и низших, свидетельством определённых изъянов в мышлении и морали самих классификаторов?!
  
  Гюнтер Грасс как раз не делает различия между народами и странами. Культура - это видение мира, оно у всех разное. Соответственно, разный и уклад жизни.
  
  Но разный уклад жизни, разное политическое устройство вовсе не означают, что одним что-то позволено, а другим - нет. И если уж ставить под международный контроль ядерную программу Ирана или Кореи, то почему аналогичному контролю не подлежат ядерные программы США, Британии или Израиля?
  
  В последние годы достаточно много говорится об исламской угрозе. Но до сих пор что-то не теократический режим в Иране и не Северная Корея стали причиной многочисленных жертв среди мирного населения в Югославии, Афганистане, Ираке и вот теперь в Ливии. А что касается антисемитизма, то, на мой взгляд, израильским министрам следовало бы прежде всего позаботиться о своих согражданах, чтобы обеспечить им достойную жизнь - например, пережившим Катастрофу и живущим за чертой бедности. Таких в Израиле ни много ни мало, а сорок процентов от общего числа израильтян, переживших Холокост (по данным доктора Дженни Бродски и профессора Серджио де ла Пергола из Еврейского университета; исследование проводилось в 2005 году, но проблема существует до сих пор).
  
  
  Пусть позаботятся об израильтянах, которые живут за чертой бедности или у самой этой черты, каковых, по данным общественной организации 'Латет' около 1.7 миллиона(http://nashe.orbita.co.il/blogs/economy/25886). Причём среди них немало семей, в которых работают и муж, и жена.
  
  Тут вполне уместно вспомнить об иммигрантах из бывшего СССР: учёных, врачах, учителях, инженерах, многие из которых имели кроме высшего образования опыт работы в науке и на производстве, на предприятиях такого масштаба и уровня, о которых Израилю и до сих пор можно только мечтать, и которые на своей исторической родине нашли лишь неквалифицированную, низкооплачиваемую работу, задавлены ипотеками и ссудами и еле сводят концы с концами, без всякой надежды на лучшее будущее.
  
  Или вспомнить хотя бы о детях этих людей, многие из которых в отличие от своих родителей не получили даже аттестата зрелости.
  
  А заодно вспомнили бы о стариках из числа новых граждан страны, которые, отработав в Израиле по пятнадцать-двадцать лет, так и не заслужили хотя бы минимальной пенсии.
  
  К месту будет вспомнить и о судьбе восточных евреев, выходцев из Северной Африки, которым в Израиле тоже пришлось, мягко говоря, не сладко.
  
  И еще... В советские времена по поводу своей национальности можно было услышать много 'интересного'. Главным образом, на улице или где-нибудь на коммунальной кухне, или в коридоре коммуналки. Но ни один государственный чиновник, не говоря уже о правительстве, ни даже самая мелкая сошка в партийной иерархии, ни один кадровый журналист не позволяли себе в открытую делать какие-либо обобщения в адрес той или иной национальности. Потому что подобные обобщения, сделанные вслух мгновенно закончились бы для партийного босса или журналиста в лучшем случае окончанием карьеры.
  
  Здесь же, в Израиле, делать подобные обобщения в адрес целой этнической общности с трибуны парламента, на страницах газет, с экранов телевизора и из министерских кабинетов считается в порядке вещей. Никто не думает даже извиняться. И это, видимо, считается демократией.
  
  Но стоит кому-то за границей высказать критическое замечание в адрес Израиля или евреев, как все наши политики и журналисты дружно встают на борьбу с антисемитизмом.
  Может не там антисемитов ищут?..
  
  
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"