Ну а я решил поделиться с общественностью весьма интересным, я бы даже сказал, знаменательным документом, о котором нигде не упоминается не только в Израиле, но и в Палестине.
Документ сей - декларация лидеров палестинских арабов от 21 февраля 1922 года, прибывших в Лондон специально для того, чтобы уведомить государственного секретаря по делам колоний в правительстве Великобритании о том, что:
"Народ Палестины" (в документе эта формулировка фигурирует в кавычках), не может принять ни Декларацию Бальфура, ни Мандат Великобритании на управление Палестиной и требует национальной независимости для палестинского народа.
Ну а кого не устраивает данный источник - есть многотомный "Обзор Палестины", подготовленный правительством Британского мандата для англо-американского комитета в 1946 году: том первый, с.19-21.
Значение этого документа для палестиноведов трудно переоценить, поскольку вопрос о том, существует ли такой народ как палестинцы или не существует, является принципиальным для разрешения старешего на Ближнем Востоке конфликта.
Ведь если такого народа как палестинцы нет и никогда не было, тогда о чём вообще говорить?
Значит и оккупации никакой не было и нет, а о беженцах вообще говорить нечего.
Сторонники данного подхода приписывают создание палестинского народа советскому КГБ.
Но не всё так просто.
Как видно из вышеприведённого фрагмента, палестинские арабы осознали себя нацией по меньшей мере в феврале 1922 года.
И, более того - арабские лидеры Палестины уверены в это время, что им по силам создать независимое палестинское государство.
Были ли у них основания для такой уверенности, прежде всего, в сфере экономики?
Для ответа на этот вопрос обратимся к фактам из этого же источника, которые были обобщены мною ранее:
http://samlib.ru/editors/w/wlad_r/zion.shtml
Как видно из приводимых данных, арабский анклав Палестины до 1948 года вполне обеспечивал себя по крайней мере сельскохозяйственной продукцией не хуже, чем еврейский.
Лидеры еврейского анклава в это же время (1922 год) вопрос о независимости не ставят вообще. Оно и понятно: еврейский анклав составлял абсолютное меньшинство от общей численности населения Палестины, ему принадлежали чуть более 12% пригодных для сельского хозяйства земель, да и экономические возможности, по-видимому, не позволяли говорить о независимости.
Далее в декларации арабских лидеров Палестины говорится, в пересказе составителей вышеупомянутого отчёта, следующее: "арабские лидеры декларировали свой отказ сотрудничать с любым правительством, кроме правительства ответственного за (представляющего) палестинский народ".
Создание независимого палестинского государства подразумевало, по замыслу арабских лидеров, конституцию, в которой были бы гарантированы следующие права:
"1. Обеспечение гражданских, политических и экономических интересов народа.
2. Обеспечение и создание независимого национального правительства в соответствии с духом четвертого параграфа 12 статьи Конвенции Лиги Наций.
3. Обеспечение юридических прав иностранцев
4. Гарантию религиозного равенства для всех народов
5. Гарантию прав меньшинств.
6. Гарантию прав вспомогательной власти"
(Справедливости ради заметим, что после яффского погрома 1921 года, когда из арабской Яффы были изгнаны все евреи, представителям еврейского анклава было скорее всего трудно поверить в подобные гарантии).
Ответ на декларацию арабских лидеров Палестины был дан государственным секретарем по делам колоний в правительстве Великобритании Уинстоном Черчилем только спустя более чем три месяца - 3 июня 1922 года(там же).
В своём ответе Черчиль подтвердил приверженность правительства Великобритании "Декларации Бальфура"(О создании еврейского очага в Палестине), подчеркнув, что "евреи находятся в Палестине не из милости, а по праву" но в то же время, от имени королевского правительства заявил следующее:
"1. Еврейский национальный дом должен быть создан в Палестине..... Но правительство Его Величества никоим образом не поддерживает превращение Палестины в еврейскую, точно также, как Англии в английскую.
2.Правительство Его Величества также не потерпит исчезновение или субординацию арабского населения, языка или культуры.
3.Статус всех граждан Палестины должен определяться как палестинцы.
Ни одна из групп населения не должна иметь другого статуса в глазах закона.
4. Правительство Его Величества намерено всеми средствами ускорить создание самоуправления в Палестине и следующим шагом (в этом направлении, должен стать) совет по вопросам законодательства, с большинством избранных членов, должен быть создан немедленно.
5. Особое положение сионистской администрации не даёт ей никаких прав на распространение своих полномочий на правительство страны
6. Иммиграция не может превосходить экономических возможностей страны в данное время по приёму новоприбывших .
7. Комитет избранных членов совета по вопросам законодательства должен будет обсуждать вопросы иммиграции с администрацией(британской)
В случае разногласий, решение вынесет правительтво Его Величества.
8.Любая религиозная община или часть населения, которая посчитает, что принципы Мандата не выполняются, будет иметь право обратиться в Лигу Наций" (Лучше сразу в ЦП(центральную прачечную) Нью-Йорка. прим. переводчика.)
Таким образом, в ответ на требование арабских лидеров о независимости, Черчиль предложил арабам развивать органы местного самоуправления, а вместо национального правительства - совет по вопросам законодательства.
Второй документ, на мой взгляд, не менее интересен чем первый, поскольку проливает свет на очень многие аспекты не только арабо-израильского конфликта и участия в нём великих держав, но также на роль еврейского анклава Палестины в спасении европейских евреев в годы ВМВ.
Часть исследователей и публицистов возлагает ответственность за гибель европейских евреев в годы нацистского террора на Британию, поскольку Британия отказывалась пускать беженцев из Европы в Палестину.
Другая часть обвиняет руководство еврейского анклава во время Холокоста в бездействии.
Однако и возможности еврейского анклава в Палестине, прежде всего экономические, были тогда более чем скромными(Следует учесть также, что с 1936 по 1939 годы в Палестине шла настоящая гражданская война, известная как великое арабское восстание).
Так называемая "Белая книга" 1939 года ограничила количество еврейских иммигрантов в Палестину цифрой в 75 тысяч в течение последующих пяти лет.
Эту цифру по-видимому, следует рассматривать как показатель экономических возможностей еврейского анклава по приёму беженцев из Европы во время Холокоста, поскольку британское правительство увязывало квоту на приём иммигрантов прежде всего с экономическими возможностями принимающей стороны.
Впрочем, во время Холокоста в Палестине нашли убежище
120 тысяч евреев, в то время как в США лишь на 70 тысяч больше, хотя масштабы этих двух стран несопоставимы.
Однако это уже тема отдельного исследования.
К вышеприведенному документу можно добавить принятую 30 июня 1922 года Конгрессом США резолюцию по Палестине, выражавшую американскую поддержку позиции Великобритании в вопросе о Палестине.
В резолюции было сказано следующее:
....США поддерживают создание национального дома для еврейского народа в Палестине, однако необходимо ясное понимание того, что не должно быть сделано ничего из того, что могло бы нанести вред гражданским и религиозным правам христиан и других нееврейских общин в Палестине и что святые места, религиозные здания и площади должны быть соответствующе защищены".
А 24 июля 1922 года, Лига Наций утвердила мандат Британии на управление Палестиной.
То есть, на заявление палестинских арабов о желании независимости, никто из великих держав не счёл нужным обращать внимание.
Снова о своём желании независимости палестинские арабы заявили во время вооруженного восстания 1936-39 годов, как против британских колонизаторов, так и против еврейских поселенцев.
Восстание было жестоко подавлено британской армией при участии пяти тысяч полицейских еврейского анклава Палестины.
В ходе второй гаражданской войны в Палестине 1947-48 годов и последующих арабо-израильских войн, документ от 22 февраля 1922 года как бы затерялся.
Но не пропал и по-прежнему является немаловажным историческим документом для понимания сути старейшего современного конфликта на Ближнем Востоке.