Ривлин Влад: другие произведения.

Иерусалим и Палестина в мусульманской традиции

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:

  Последняя битва за Иерусалим состоялась во время Шестидневной войны между израильской и иорданской армиями.
  Но сражение между историками, политиками и пропагандистами продолжается до сих пор.
  Палестинская сторона категорически отвергает любые уступки со своей стороны по вопросу аннексированной Израилем Восточной части города, в прошлом населённой арабами и где сегодня евреев и арабов поровну.
  Израиль, в свою очередь, в своих притязаниях на Восточный Иерусалим(суверенитет Израиля над западной частью города никто не оспаривает), ссылается прежде всего на Пятикнижие, библейскую и древнееврейскую историю.
  При этом в ход идут и аргументы о том, что, мол, под властью халифата, Оттоманской империи и Иордании, до 1967 года, Иерусалим имел статус чуть ли не провинциального города.
  В частности, израильтяне любят напоминать о том, что под властью Иордании это был город с относительно небольшим населением в семьдесят тысяч человек, пятничная молитва транслировалась в Иерусалим из Аммана, а около Стены Плача размещалась мусорная свалка.
  На самом деле этот аргумент не столько подтверждает израильские утверждения о второстепенном значении города для арабов и мусульман в целом, сколько свидетельствует о стремлении иорданского правительства занизить значение Иерусалима.
  Одно дело, если бы иорданские власти перенесли столицу страны в Иерусалим.
  Но правящая в Иордании династия стремилась не давать никакого статуса оккупированным ею территориям, куда входил и Иерусалим.
  И с этой точки зрения, иорданская политика по превращению Восточного Иерусалима в провинциальный город королевства, выглядела весьма логичной.
  К тому же именно в Иерусалиме, и не где-нибудь, а в главной мечети города, был убит в 1952 году палестинским арабом, король Абдалла - дед нынешнего короля.
  
  Ну а что касается значения этого города для арабов и мусульман, то для ответа на этот вопрос хорошо бы ознакомиться с арабскими и мусульманскими источниками.
  Благо, это вполне возможно, причём на русском языке, благодаря российским палестиноведам.
  
  
  В историографии по палестиноведению превалируют ссылки на исторические источники и исследования прежде всего западноевропейских ученых, хотя на Руси первые сведения об Арабском мире и о Палестине в частности, появились ещё примерно в одиннадцатом веке, благодаря многочисленным русским православным паломникам в Святую Землю.
  Изучение Востока в России определялось прежде всего непростым ходом отечественной истории и приоритетами внешней политики Российского государства. А среди этих приоритетов, начиная с шестнадцатого века, были Персия, Турция и Дальний Восток.
  И хотя систематическое изучение Арбского Востока в России начинается только в девятнадцатом веке, тем не менее, основы арабистики в Российской империи были заложены ещё в царствование Петра Великого, когда в 1722 году Дмитрий Константинович Кантемир -- член Прусской Академии наук, издал свой фундаментальный для того времени труд 'Книга Систима или Состояние мухаммеданской религии'.
  Колыбелью российской арабистики стал основанный в 1804 год Казанский университет - старейший в России, после московского университета.
  Именно здесь, в начале девятнадцатого столетия, открывается первая в России кафедра восточных языков, где, помимо
   персидского, тюркских языков и древнееврейского, изучается также арабский.
  Создателем российской школы арабистики заслуженно можно назвать Христиана Даниловича Френа - академика Императорской Академии наук.
  Этот выдающийся германский учёный, уроженец Ростока, посвятил всю свою жизнь развитию российского востоковедения. Двадцать четыре года он возглавлял Азиатский музей Академии наук, где им в течение целого десятилетия, в одиночку, были собраны древние книги и рукописи стран Востока. Сегодня это
  
  Институт восточных рукописей Российской Академии наук.
  Именно Христиан Данилович Френ исследовал и систематизировал арабские источники по истории Древней Руси - труды арабских историков и географов средневековья (кроме арабских источников, Френ изучал историю древней Руси также по монетам и историческим источников волжских булгар и хазар).
  
  И если Христиан Данилович Френ был основателем российской арабистики, то профессор Николай Александрович Ме;дников (1855 - 1918) внёс в мировую арабистику и палестиноведение такой же вклад, как Л.Н. Толстой в мировую литературу.
  Его четырёхтомный труд 'Палестина от завоевания её арабами до крестовых походов по арабским источникам' , содержит переводы текстов сорока семи средневековых арабских географов и историков, в трудах которых содержатся сведения о Палестине и Иерусалиме в период с седьмого по двенадцатый века.
  Все источники в этом колоссальном историческом труде тщательно выверены и снабжены указателями, пояснениями и дополнениями, которые заняли отдельный том.
  
  Профессор Медников, в совершенстве владевший арабским языком(в 1887 году он окончил факультет восточных языков Петербургского университета, а 1902 году защитил докторскую диссертацию по арабской словесности), внёс огромный вклад не только в науку.
  Член Императорского Православного Палестинского Общества, он сыграл важную роль в культурном сближении Палестины и России.
  Сегодня это известно далеко не всем, но деятельность Императорского Православного Палестинского Общества в Палестине не ограничивалась одним лишь строительством православных храмов.
  Под эгидой Общества были открыты учительские семинарии для местных арабов, как, например, Женская учительская семинария в Бейт-Джале(пригороде Иерусалима) и мужская учительская семинария в Вифлееме, а также школы для обучения арабских детей русскому языку.
  Программы для этих учебных заведений разрабатывались профессором Медниковым.
  А его главный труд по истории и географии Сирии, Ливана и Палестины в раннее средневековье, не имеет аналогов в мире и остаётся наиболее совершенным историографическим источником по данной эпохе и в наше время.
  Ценность труда профессора Медникова заключается прежде всего в том, что он даёт полную картину о том, какое значение арабские географы и историки раннего средневековья придавали Палестине и Иерусалиму.
  Благодаря работе Н.П. Медникова, в данном вопросе существует редкая для истории абсолютная ясность.
  Россия дала миру и других выдающихся арабистов и палестиноведов.
  Но об этом речь пойдёт уже в следующих главах.
  Возращаясь же к выделенному в начале данной публикации вопросу, следует, на мой взгляд, заметить, что одно только упоминание Палестины и Иерусалима в трудах 48 только арабских и мусульманских географов и только в эпоху раннего средневековья, уже говорит о значении Святой Земли и Иерусалима для арабов и мусульман.
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"