Когда я вспоминаю о палаточном городке протеста, воздвигнутом молодыми людьми на бульваре Ротшильд в Тель-Авиве два года назад, то на ум сразу же приходит легендарная фраза Гегеля, цитируемая Марксом: "История повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй - в виде фарса".
Я побывал тогда на месте палаточного городка на одной из самых респектабельных и дорогих улиц Тель-Авива. Протест был похож скорее на веселый карнавал, да и сами участники были совсем не похожи на доведенных до отчаяния людей. Это были, в массе своей, студенты из весьма не бедных семей, типичные представители среднего класса, как у нас когда-то писали в школьных сочинениях, сытые бюргеры, которые и место выбрали для себя привычное-бульвар Ротшильд предлагает очень богатый выбор ресторанов, кафе и прочей экзотики.
СМИ на иврите и на русском тогда еще корили "русских", что мол они либо не поддерживают протест, либо поддерживают, но слабо.
Ну извините, дорогие представители среднего класса, я вам конечно очень сочувствую, но не получается у меня посидеть с вами на завалинке возле уютной палатки-работать надо, ипотеку платить за свою квартиру в старом доме-здесь новых нет, Тель-Авивского Гарлема.
Я еще тогда задавался вопросом: на какие деньги они столько протестуют-целых два месяца без перерыва! Когда они работают, на что живут?!
Протестанты не выглядели изможденными и голодными, скорее наоборот: сытыми и довольными.
-Что-то здесь не так"-подумалось мне.
Разговор с одним из участников "социального протеста", как его тогда называли в прессе, по-видимому одного из спикеров движения, расставил все точки над "и".
-Наша цель заставить правительство забронировать часть строящихся квартир для студентов и молодых семей",-сказал он мне, одновременно дав понять-тебе здесь делать нечего.
Поясню о чем речь: Цены на недвижиость в Израиле-заоблачные, несмотря на перманентное состояние войны. А в Тель-Авиве эти цены вообще космические. Человеку работающему на заводе и живущему на зарплату такое жилье явно не по карману. Ну разве что в следующей жизни.
Но оказывается, что проблемы есть не только у бедняков, но и у среднего класса. Дело в том, что израильские олигархи скупают все, что называется на корню, как только закладывается фундамент. У них свои проблемы- нужно жеж куда-то вкладывать деньги! Вот и скупают недвижимость, чтобы потом сдавать в аренду.
А кто страдает? Разумеется, средний класс, который не успевает купить жилье для себя в престижном центре страны, хотя деньги у него есть. Но куда ему за олигархами угнаться?
Я посочувствовал представителю среднего класса и отправился в другой палаточный городок - между новой и старой автобусными станциями.
Кварталы находящиеся здесь и то, что расположено севернее-это как день и ночь.
Здесь бесплатно раздавали еду бездомным и наркоманам, часто в одном лице, сюда приходили те, кто живут в шхунат Шапиро и Тиква- квартале Надежды, где все и во все времена было так безнадежно убого. Сюда приходили те, кому не до жиру, кому нечем платить за аренду квартир, кто работает через аутсорсинговые компании или вовсе не работает из-за болезней или потому что выкинут из этой жизни. Те, кому не добраться из своих лачуг до моря в выходной день.
Почему-то именно этот палаточный лагерь протеста полицейские снесли очень быстро, при этом действовали весьма жестко, мягко говоря. На организаторов протеста завели уголовное дело за то, что они подключились к фанарному столбу, с тем, чтобы в ночное время в палатках был свет.
Представляете, украли! У муниципалитета, у общественности, свет украли! Что там каких-то 180 миллиардов шекелей перекочевавшие, по согласованию с правительством из Института нацстрахования, выплачивающим пособия всем нуждающимся, к тайконам и записанные потом как показатели экономического роста!
Как бы то ни было, сообщение о незаконном подключении к фонарному столбу было едва ли не единственным сообщением в прессе о другом, протесте.
А представители среднего класса протестовали потом еще больше месяца. Протестовали весело и комфортно, под музыку и жаренные деликатесы, которые готовились тут же. Лето-время студенческих каникул и отпусков у белых воротничков.Если нет необходимости работать, то почему бы не развлечься?
Никто их не трогал. У меня сложилось такое впечатление, что их даже охраняли-они же еще совсем дети. Свои, дети.
Как не похожи они на тех молодых мароканских евреев, которые в начале семидесятых сорвали маску благопристойности с израильского истеблишмента и во всеуслышание заявили: у нас есть бедность, есть дискриминация по этническому признаку и пора с этим кончать!
Их предали свои же, купившись на должности и привилегии. Увы, нет борьбы без предательства.
Но они потрясли несправедливую систему, сорвали с нее маску.
А этот протест и сам был больше похож на маску.
Я жил тогда в Ха-Тиква - в одном из кварталов бедноты, которые здесь, на местном политкоректном жаргоне называют районами со слабыми слоями населения.
Здесь много проблем и народ не везде обучен хорошим манерам. Но по крайней мере здесь нет лицемерия мелких лавочников, ставших хозяевами жизни и протест, который рано или поздно заявит о себе, будет отнюдь не карнавальным.