Главным отличием коммунизма от капитализма, является система ценностей.
Мерой всего и вся при капитализме является частная собственность.
Ее наличие или отсутствие делает человека и его жизнь более ценными или наоборот, менее ценными в глазах общества.
Главной же жизненной ценностью при коммунизме должно стать время человеческой жизни, то время, которое человек может потратить на духовное саморазвитие, на приносящий радость труд и просто на получение удовольствия от самой жизни.
Частная собственность порождает неравенство, несправедливость и, в конечном итоге, войну.
В то же время, жизнь одного человека не может быть более или менее ценной, чем жизнь другого.
И если по поводу самой цели справедливого переустройства общества среди сторонников левой идеи существует если не полное согласие, то, по крайней мере, схожесть позиций, например, по вопросу о построении бесклассового общества без эксплуатации человека человеком, то по поводу методов достижения этой цели, разногласия были и остаются весьма существенными.
Если марксисты-ленинцы видели средство для построения коммунистического общества в государстве и партии, как авангарде трудящихся, то анархокоммунисты видели достижение этой же цели в ликвидации государства вообще.
Но и те, и другие считали необходимым условием для построения коммунизма справедливое распределение рессурсов, благ и, разумеется, общественный контроль за средствами производства.
Схема приведенная выше предельно упрощена, поскольку выяснение различий в левой идеологии не является целью данной статьи.
Речь о другом: о главном условии, необходимом для построения коммунистического общества.
И здесь, на мой взгляд, должен главенствовать принципиально новый подход, а именно, создания научно-технической базы, которая обеспечит человечеству изобилие всего необходимого для полноценной жизни, начиная от пищи и воды и заканчивая материальными благами.
Попросту говоря, обесценить все то, что сегодня является предметом торга и эксплуатации человека человеком.
Как достичь этой цели, что для этого необходимо?
Возможно, наиболее эффективным средством для строительства коммунизма в прежнюю эпоху, могло стать социалистическое государство с и диктатурой трудящихся, целью которого было бы не столько контроль за производством и распределением общественных благ, сколько концентрация усилий ученых и инженеров для создания технологий всеобщего изобилия, которые выбьют почву из под капитализма.
Однако сегодня такое государство- уже история.
Но и новая социалистическая революция также неизбежна в обществе построенном на социальном неравенстве и эксплуатации и необходима для того, чтобы создать более справедливую, а следовательно, и более совершенную социальную систему.
Эта новая социалистическая революция будет принципиально новой не только по времени, но также по форме, методам и цели.
Классики марксизма видели главный человеческий фактор социальных перемен в промышленных рабочих, как организованной силе- "сознательном рабочем".
Ленин и Сталин использовали для построения нового общества средства эксплуататорских формаций-государство и партию.
Методом же для строительства нового общества стал передел собственности на средства производства и распределение материальных благ.
Ну а целью являлось, сначала, построение материальной основы для новой, социально-экономической системы, затем - построение самого социалистического общества, то есть, основанного совершенно на другом уровне сознания и взаимоотношений между людьми
Такие методы социалистического строительства как государство и партия не только не оправдали себя, но также исчерпали.
Строители социализма столкнулись с проблемой буржуазного перерождения как партии, государства, так и общества.
Полученный урок со всей очевидностью свидетельствует, на мой взгляд, о том, что невозможно перейти к более высокой социально-экономической формации, пользуясь старыми методами и средствами предыдущей, эксплуататорской.
Революционную партию должно заменить сообщество или точнее - движение учёных, объединённых общим сознанием в необходимости построения общества свободного от социального неравенства и несправедливости, когда главная несправедливость-эксплуатация человека человеком.
Это должен быть принципиально новый образ учёного, если хотите, сознательного учёного, работающего не за гранты, не в качестве госслужащего или высокооплачиваемого наёмного работника на службе у капитала, а сознательного разработчика технологий, которые позволят человечеству радикально изменить свою жизнь к лучшему.
Движение учёных будет сплочено общей целью- созданием технологий, которые обеспечат человечество бесплатной или, по крайней мере, очень дешёвой энергией, водой, пищей, прочими максимально дешёвыми или вовсе бесплатными материальными благами.
По большому счёту, задачей такого сообщества станет упразднение капиталистической системы путём создания технологий изобилия материальных благ, не говоря уже об удовлетворении самых насущных потребностей человека в воде и пище.
Изобилие не только автоматически ликвидирует систему эксплуатации человека человеком, оно радикальным образом изменит и сознание человечества.
Избавившись от нужды и постоянных мыслей о хлебе насущном, люди станут свободны в мышлении, в выборе и в творчестве.
Творчество перестанет быть уделом одиночек и превратится в коллективное творчество, прежде всего, в науке и технологиях.
Уже сегодня прогресс невозможно осуществить усилиями одиночек.
Это- творческий процесс больших коллективов людей.
В дальнейшем, творчество будет основано не на конкуренции, а на взаимопомощи.
Однако, не будем углубляться в вопросы футурологии.
Сегодня, на мой взгляд, идея Платона о государстве управляемом философами, приобретает новый смысл.
Маркс и Энгельс в своё время справедливо видели в промышленных рабочих не только главную производительную силу общества, но и главный фактор социальных перемен.
Сегодня такой силой потенциально являются ученые-инженеры.
Но по-прежнему актуально утверждение классиков марксизма о необходимости классового сознания у трудящихся.
Это было актуально по отношению к промышленным рабочим, к беднейшему крестьянству и неимущим прошлого века, это актуально и сейчас для главной движущей силой социально-экономической прогресса-ученых и инженеров- наёмных работников интеллектуального труда.
Наиболее радикальной и сплоченной группой общества являются сегодня безработные выпускники высших учебных заведений.
Наемный жемучёный ассоциирует себя сегодня чаще всего со средним классом,во всяком случае, изо всех сил стремится стать его частью.
Поэтому учёные и инженеры сегодня являются главной движущей силой революции лишь потенциально.
В свете происходящих на наших глазах радикальных перемен в сфере технологий и соответственно, возможностей человека, слова Ленина о революционере, точнее, коммунисте, как человеке, овладевшем всеми достижениями науки и технического прогресса накопленным человечеством, приобретают сегодня особый смысл и актуальность.
И по-прежнему в остром дефиците классовое сознание, ощущения себя главной силой социальных перемен.
Более того, большинству наёмных учёных комфортно на службе у государства, корпораций и они не заинтересованны ни в разработке технологий для радикального переустройства общества, ни, тем более, в социальных переменах.
И тем не менее, прообраз движения учёных, вернее, коллективных усилий учёных направленных на социальные перемены, давно существуют.
Это, например, виртуальные объединения разработчиков бесплатного программного обеспечения и обмена информацией, международная ассоциация разработчиков и пользователей операционной системы линокс- эти объединения действуют на принципах безвозмездности, отсутствия иерархии, равенства и взаимопомощи.
Аналогичные ассоциации ученых необходимо создать в области разработки технологий и оборудования для неограниченного использования солнечной энергии и вплоть до создания ассоциаций, целью которых будет тотальное и качественное образование всего населения.
Сегодня, для того, чтобы осуществить социальную революцию, нет необходимости штурмовать парламенты, захватывать банки и фабрики.
Этот путь исчерпал себя.
Достаточно разработки общедоступных технологий, которые сделают бессмысленными наживу, частную собственность, иерархию, раз и навсегда покончат с эксплуатацией человека человеком.
Бисмарк как-то сказал, что войны Германии выиграл прусский учитель.
Ученому же предстоит сыграть главную историческую роль в социальных переменах ближайшего будущего.
Однако для этого учёным необходимо революционное сознание.
Нужно ли оно им?
Если есть совесть- то безусловно.
Как сказал классик: гений и злодейство несовместимы.
(По крайней мере, не должны совмещаться, иначе получаются социальные извращения).
Если же совесть спит, то её, возможно, разбудит углубляющийся кризис капитализма или грозящие человечеству катастрофы.