Если рассматривать историю с точки зрения факторов, которые определяли направление и сущность развития человечества, то на первый взгляд, может показаться, что, по крайней мере, в течение последних двух тысячелетий, этим фактором была религия, точнее, аврамические религии: христианство и ислам.
Влияние же иудаизма, являющегося фундаментом как христианства, так и ислама на историю человечества, напротив, до появления христианства было более чем скромным.
Желающих стать последователями культа единобожия в древнем мире, на протяжении приблизительно полутора тысяч лет, нашлось крайне мало.
Сегодня многими историками религии, уже не говоря о последователях культа единобожия, как аксиома принимается тезис о том, что единобожие стало более прогрессивной по сравнению с язычеством формой религиозного мировоззрения.
Тогда возникает естественный вопрос, почему народы древности не приняли иудаизм с его культом единобожия?
Потому, что были отсталыми и не смогли осознать величия идеи единобожия?
Мы здесь рассматриваем историю религии исключительно с материалистических, исторических позиций.
С этих же позиций мы рассматриваем и вопрос о месте иудаизма-единобожия в истории древнего мира.
И если руководствоваться данным методом для того, чтобы проследить развитие человечества как в эпоху древности, так и в последующие эпохи, то определяющим фактором этого развития была прежде всего материальная культура и развитие технологий, прежде всего, военных.
Технологические новшества народы как в древности, так и сегодня, оценивают очень быстро.
В этом людям помогают прежде всего голод и инстинкт самосохранения.
Те, кто вовремя не оценивали преимущества медных и бронзовых орудий труда, лука перед копьём и пращей, очень быстро осознавали эти преимущества на собственной шкуре, становясь пищей или рабами для тех, кто вовремя оценили и применили передовые технологии. Так было и так есть.
Необходимость взаимодействия людей требовала развития языка и письменности, особенно, после того, как люди стали производить больше, чем могли потреблять, то есть, было положено начало торговле.
Как правило, таким языком становился либо язык тех, кто владел наиболее передовыми технологиями, а следовательно, торговлей и территориями либо, простой в освоении и лёгкий в использовании язык удобный купцам. Ведь это ради них, вернее, в их интересах, а вовсе не ради женщин, начинаются и ведутся все войны.
Ну а что касается религиозных культов, то у них была своя, немаловажная функция в истории человечества- сплотить род, племя, союз племён, наконец, подданных государства или какого-нибудь царька.
Религия- альтернатива неудобным для власть имущих множества вопросов, в частности, о причинах и смысле неравенства людей, причинах и целях войн, тяжелом труде одних и праздности других.
Как формировался культ единобожия- вопрос отдельного исследования.
Здесь мы рассматриваем вопрос о влиянии культа единобожия на историю.
На древних концепция единобожия не произвела ни впечатления, ни какого-либо эффекта на сознание, культуру и в целом развитие древних народов.
Библейский Авраам не сумел убедить правителя своего родного города в преимуществах своего культа перед языческими культами местного царька, даже явив чудо и выйдя невредимым из огненной печи.
Не удалось это ни Моисею, в его противостоянии с египетским фараоном, ни библейским пророкам.
Да и сложно убедить язычника в могуществе своего бога, если этот язычник является царьком, а тем более, правителем огромной державы, а пытающийся убедить, представляет секту или рабов.
Но дело даже не в этом.
Народам древности- египтянам, вавилонянами, ассирийцам, грекам или римлянам было комфортно со своими богами, особенно правителям.
К примеру, у древних греков, вождей от богов отличала лишь степень могущества, в остальном они мало чем друг от друга отличались, разве что, бессмертием одних и смертностью других.
В древнем Египте боги олицетворяли силы природы- нечто вполне реальное и не требующее объяснений, нечто, против чего бунтовать бесполезно, но можно попытаться ублажить, через тех, у кого якобы есть доступ и особые отношения со стихиями- жрецов.
Короче говоря, культ единобожия оказался в древнем мире неудачным брендом,несмотря на то, что культ этот, по мере своего развития, содержал в себе уже целую систему морали.
Однако и правители древности, в частности, вавилонский царь Хаммурапи, а после него греки и римляне, на моральные устои не полагались и создали свои законодательные системы, последняя из которых стала основой современного права.
Кроме того, в Пятикнижии подробно говорится о ритуальной чистоте, о её правилах и эти правила распространяются не только на пищу, но и на все сферы быта, что можно рассматривать как основы последующих учений о гигиене, но в то же время, эта часть священных писаний не содержит каких-либо научных знаний в частности, по медицине или астрономии, в то время как у других народов, поклонявшихся языческим богам, такие знания были, например, у шумеров или древних греков.
Отсутствие единобожия не помешало язычникам добиться впечатляющих и сегодня результатов в области строительства, сельского хозяйства-ирригации, искусства и научных знаний, в то время как последователи единого бога, такими достижениями похвастать не могли.
Да и чудесами типа нашествия саранчи или вызова дождя, язычников трудно было удивить, смею предположить, что древним простолюдинам уже тогда хорошо было известно, что чудо зависит не только и не столько от воли богов, сколько от удачного стечения обстоятельств во-первых, и во-вторых, от умелого использования этих обстоятельств.
Именно поэтому, исход древних евреев из Египта и завоевание земли обетованной никак не отразился в известных нам на сегодня исторических источниках.
И это не удивительно. На фоне противостояния древнего Египта и могущественного хеттского царства, гибели минойской цивилизации и прихода ей на смену микенской, такие события как завоевание Ханаана- периферии между могущественными державами древности, имело на ход древней истории примерно такое же влияние, как война в Приднестровье или Южной Осетии на расстановку сил в современном мире конца прошлого и начала нынешнего века.
Кардинально ситуация изменилась с явлением Иисуса.
С этого момента, культ единобожия в виде христианства и затем, ислама, становится определяющим в развитии всех сфер человеческой деятельности на ближайшие две тысячи лет.
Почему это происходит? Почему мир вдруг оценил иудейскую концепцию миропонимания?
Лично я думаю, что это происходит по нескольким или, по крайней мере, по двум причинам.
Первая, идейная. Иисус дал четкое определение и творчески развил постулаты иудаизма о рае и аде, о бессмертии души и, наконец, нашёл решение для личного конфликта каждого человека, суть которого в противоречии между личными интересами и благом общества.
В христианстве все чётко: души праведников обретут царствие небесное, души грешников окажутся в аду.
Таким образом, мир, в христианской концепции, логичен, человеческая жизнь- не бессмысленная, в мире есть справедливость.
Это не подземное царство мёртвых в мифах древних египтян или у древних греков, у которых, как ни живи, а все равно окажешься там же, где и все, хоть ты праведник, хоть злодей.
И какой тогда смысл, какая радость от жизни, если все закончится мрачным подземельем где все равны, несмотря на заслуги или грехи?
Какова цель человеческой жизни?
В христианстве и исламе, есть и цель, и смысл.
Есть это и в иудаизме, но в более расплывчатой форме- в виде страшного суда и воскрешения мёртвых, в виде продолжения жизни или вернее, нового старта.
Но если бы у человека была возможность выбирать между перспективами загробной жизни, наверное большинство выбрали бы христианскую или мусульманскую перспективу- прожить жизнь честно и затем вечно благоденствовать в раю, нежели изображать из себя вечный двигатель.
Иными словами, христианство и ислам дают человеку ответ на мучащие его основные вопросы и вместе с тем, дают надежду, а также возможность освободиться от чувства вины и начать жизнь с чистого листа через раскаяние.
Не менее важный момент, а может быть и главный: Иисус и его апостолы являют миру чудо, которого до сих пор никто не совершал: воскрешение.
Правда, согласно легенде, такое уже было в древнем Египте, но со времён древнего Египта этих чудес никто не совершал. Да и было ли?
Ведь воскрешение первенцев было бы пожалуй самым веским доказательством всемогущества Бога, но, согласно Пятикнижию, этого не происходит.
Здесь следует отметить, что Иисус не создавал и не стремился создать новую религию, он лишь уточнил и творчески развил основные положения иудаизма.
Эпоха христианства начинается гораздо позднее и включает в себя несколько периодов.
Первый, это соединение основных положений в учении Иисуса о рае и аде, о воскресении, о покаянии с языческими верованиями- языческие боги получают имена святых.
Такое учение понятно и приятно душам простых людей и в то же время, оно удобно правителям: справедливость, вознаграждение- оно там, наверху. Страдания в земной жизни оправданы и необходимы.
Кроме того, кесарю- кесарево.
Пророк Мухаммад попытался разрешить наиболее спорные моменты в христианском учении, в его более поздних версиях.
В частности, вопрос о воскрешении- вызывающий наиболее яростные споры между сторонниками и противниками христианства в исламе решается очень просто: Иисус был пророком, таким же, как Моисей, Ной и Мухаммад.
На кресте был распят другой человек, а следовательно, не было необходимости в воскрешении Иисуса. Человек же, это прежде всего дух, а дух невозможно распять.
Как бы то ни было, но через полторы тысячи лет после своего появления, идея единобожия определила на следующие, без малого две тысячи лет, дальнейшую историю человечества, трансформируясь в различные учения, превратившись в конце-концов в социальный институт и могущественную корпорацию, интегрируясь с политикой и адаптируя под свои нужды достижения науки и культуры.
И ещё один важный, на мой взгляд, момент.
За свою относительно короткую историю, человечество неоднократно совершало мощные рывки в сфере технологий и сознания.
В настоящий момент назрела острейшая необходимость в новом рывке в сфере сознания и культуры.
Дело в том, что враждебное отношение последователей единобожия в иудаизме к язычникам было унаследовано представителями двух других авраамических религий.
Собственно, в любом обществе, построенном на имущественном и социальном неравенстве, другого сознания, оперирующего понятиями типа высшие и низшие, лучшие и худшие, просто быть не может.
Лично я думаю по поводу религиозных и социальных разногласий, что
мусульмане не хуже и не лучше христиан и иудеев, иудеи не хуже и не лучше мусульман и христиан. Язычники, в понимании представителей трех аврамических религий, не хуже и не лучше иудеев, мусульман, христиан и наоборот.
Богатые не лучше бедных и бедные не хуже богатых. Образованные не выше необразованных и слабым положено не меньше социальных благ, чем сильным. Если будет плохо бедным, не будет хорошо и богатым. Если один человек образован, а другой - нет, то плохо будет обоим. Не может быть хорошо одним, когда плохо другим, потому что все человечество- это единый организм и часть природы. Если Бог един и все существующее- Его творение, то почему у последователей единобожия нет этого осознания равенства и единства людей, людей и природы?
Это пока тезисы и повторюсь, написано с позиций исторического материализма. Духовных аспектов Веры данная статья не касается.