Как раз в столетний юбилей национального театра Израиля - Габима, с юбиляром приключился крайне неприятный конфуз.
Незадолго до юбилея, сотрудники израильского Центра по изучению театра обнаружили телеграмму на имя нацистского министра пропаганды Йозефа Геббельса с просьбой разрешить национальному еврейскому театру из Палестины Габима, гастроли в Германии.
Дословно в телеграмме говорится следующее:
"Министру Геббельсу. Национальный еврейский театр Габима из Палестины в октябре (прим.:1937 года)приезжает на национальную ярмарку в Париж и просит разрешения погостить в обществе культуры(прим.: по-видимому, имеется в виду единственная разрешенная нацистами еврейская организация, которая была связана с искусством) в течение двух недель, с 3 ноября.
Пожалуйста, вышлите свой ответ".
Геббельс разрешил. Театр был уже на дороге в Берлин, когда въезд артистам в Германию запретил Герман Геринг.
Как бы сложилась судьба национального еврейского театра, в состав которого в то время входили такие звёзды сцены как Ханна Ровина, Арон Мескин и Шимон Финкель, окажись они в Германии, можно только гадать.
Знаменательно то, что желание у еврейских артистов из Палестины гастролировать в Германии возникло в 1937 году - именно этим годом датирована телеграмма к Геббельсу.
Спустя год произошел еврейский погром в Берлине, известный в истории как "Хрустальная ночь", а до -этого - депортация евреев Австрии и Чехословакии.
Ну а дальше - Варшавское Гетто и Конференция в Ванзее, Освенцим и Бухенвальд...
Но ещё в 1935 году на съезде нацистской партии в Нюрнберге были приняты, так называемые, Нюрнбергские законы, после чего евреи Германии были изгнаны из государственных учреждений, университетов, армии... отовсюду.
В еврейском анклаве Палестины об этом не могли не знать.
Впрочем, соглашение о трансфере (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%A5%D0%B0%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B0) между сионистами и нацистами было подписано ещё раньше - в 1933.
И, поскольку театр Габима уже в то время был национальным, едва ли руководство еврейского анклава в Палестине не знало о желании труппы гастролировать в Германии.
Каковы были мотивы, побудившие артистов и руководство Габимы отправить телеграмму Геббельсу, ответят исследователи этой истории.
Кстати, об истории. Габима родилась в России.
В двадцатых и тридцатых годах прошлого века артистов Габимы знали прежде всего как вахтанговцев, да и сами они с гордостью называли себя именно так, и с полным на то основанием.
Потому что как театр, Габима был создан Евгением Вахтанговым, с благословения Станиславского.
А началось все на окраине Российской Империи, в городе Бялостоке, где жил учитель иврита, преподававший в местной гимназии, Нахум Цемах. У этого человека была одна но планенная страсть: театр. И не просто театр, а театр на иврите. Сначала это был "Еврейский любительский артистический кружок", тем не менее, ставивший пьесы Мольера на иврите.
Успех был оглушительный и Цемах уверовав в свою звезду создал передвижной театр, который ездил по всей Польше и одно время выступавший в Варшаве.
Трудные годы Первой мировой не поколебали решимости Цемаха и его соратников, и более того, провинция стала слишком тесной для режиссера и его трупы и они отправились сначала в Питер, а потом и в Москву.
К чести Цемаха и его труппы следует сказать, что они не были обычными самонадеянными провинциалами, приехавшими покорять столицу. Побывав в Большом и Малом театрах, актеры сразу же осознали, как далеки они от подлинного мастерства.
И тут произошло чудо, а может так судьба распорядилась, но Цемаху удалось встретиться со Станиславским, рассказать о своей мечте: театре на иврите и... Станиславский загорелся этой идеей: ставить библейские сюжеты на языке Библии. А на каком еще языке ставить в театре Книгу, если не на ее родном языке?!
Станиславский назначил художественным руководителем театра Евгения Вахтангова, актеры не подвели и спустя пять-десять лет, слава театра гремела уже по всему миру.
Вахтанговцы из Габимы побывали и в Палестине, и в Европе, и в Америке.
Успех превзошел все ожидания. Пьеса Гадибук, в постановке театра стала классикой мирового театра. Правда, не все в жизни театра было безоблачным.
Правда не все в жизни театра было совершенно безоблачно. Главным врагом театра оказались вовсе не антисемиты: театр был зарегистрирован без всяких проблем как "драматическое общество Габима" еще до революции.
А вот после революции, самым непримиримым противником Габимы стали члены еврейской секции Всесоюзной коммунистической партии большевиков, увидевшие в театре очаг буржуазного национализма.
Евсеки, как их называли, не признавали иврит в качестве еврейского языка. Еврейским языком для них был только идиш.
А иврит- это язык богослужений и еще буржуазных националистов именуемых сионистами, значит по определению, деятельность театра вредна как для советской власти, так и для самих евреев.
Но тут произошло второе чудо в жизни Габимы: нарком по делам национальностей товарищ Сталин встал на защиту театра, хотя габимовцы никогда не скрывали своего стремления уехать в Палестину( Кроме того, на защиту театра встали такие знаменитые деятели культуры как Ф.И.Шаляпин,Вл.И.Немирович-Данченко, А.Я.Таиров).
После этого евсеки оставили театр в покое. Более того, Габима получила государственное финансирование.
Но, тем не менее, в 1926 году жизнь Габимы в советской России закончилась. Отправившись на гастроли в Ригу, обратно габимовцы уже не вернулись.
Театр перестал быть "Московским Театром Габима", хотя грандиозный успех сопутствовал габимовцам-вахтанговцам еще в начале тридцатых годов в Европе, и в Америке.
Во время гастролей в США произошел бунт на корабле против основателя театра Нахума Цемаха. Верность ему сохранили только члены его семьи, выступавшие в театре.
Они остались с Цемахом в Америке, остальная часть труппы уехала в Палестину.
Цемах умер перед самой войной. Повторить успех двадцатых в Америке ему больше не удалось. По иронии судьбы, последние свои постановки Цемах ставил уже не на иврите, а на идиш, более понятном местным зрителям.
В Палестине театр получил статус национального. Его прима - Ханна Ровина, которую Цемах нашел на курсах для воспитательниц детских садов, стала символом национального духа молодого государства.
Здесь ставили свои спектакли Анжей Вайда и Юрий Любимов.
Статус театра как главного и национального, непоколебим, хотя не обошлось и без бунта: вызов Габиме бросили основатели Камерного театра. Это было молодое поколение израильтян, родившихся в этой стране и желавших создать свой собственный театр, духовные корни которого здесь, в Земле Обетованной, а не "где-то там".
Сегодня оба театра спокойно сосуществуют. Повторить успех Габимы, Камерному театру пока не удалось.
Да и успех самой Габимы, уже давно стал легендой.