Арабская деревня Алма, находившаяся всего в четырёх километрах от современной границы между Израилем и Ливаном, отличалась как богатой историей, так и процветающим хозяйством.
В 1596 году в Алме, согласно Оттоманскому налоговому регистру, было 288 мусульманских домохозяйств, сто сорок неженатых мусульман, семь еврейских семей и один еврей-холостяк. В общей сложности: 1140 человек (Евреи жили здесь, по крайней мере, с XII века до конца XVI века, о чём свидетельствуют записи Вениамина Тудельского и налоговые документы Оттоманской империи. (Вениамин Тудельский отмечал во время своего путешествия в Палестину, что в Алме живут пятьдесят евреев и также есть"большое кладбище израильтян").
В деревне в это время была водяная мельница, пресс для оливок и винограда.
Общая сумма налогов, которые в это время платили жители Алмы, составляла 51100 акче (один акче в это время содержал примерно один грамм серебра.) Для того, чтобы понять, что представляла эта сумма, сравним её с расходами основанных в это же время женой Сулеймана Великолепного мусульманских благотворительных фондов- вакфов .
Роксолана была самой богатой женщиной Оттоманской империи на пике могущества.
Жене Сулеймана Великолепного принадлежали огромные владения от Египта до Омана и в том числе, в Палестине.
Значительную часть получаемых доходов она тратила на благотворительность. Сумма этих расходов составляла около трёхсот тысяч акче в год. На этом фоне налоговый сбор на сумму в 51000 акче с одной деревни выглядит более чем внушительно.
Деревня процветала вплоть до первой половины века, но была полностью уничтожена во время землетрясения 1837 года. Тем не менее, уже в пятидесятых годах XIX века Алма снова возрождается и, по свидетельствам британского консула Джеймса Финна, славится своими оливковыми рощами и кукурузой.
В обзоре Западной Палестины Палестинского исследовательского фонда Алма описывается как построенная из камня и населённая алжирскими мусульманами - участниками антиколониального восстания против французов в Алжире, численностью 250 человек.
С большой долей вероятности можно утверждать, что именно алжирцы и возродили Алму(Добавим: не только Алму, но и ряд других деревень в Галилее.)
В 1942/43 годах Алма была крупнейшим производителем оливков в административной области Сафада - под оливковые деревья было занято 750 дунамов деревенских земель. Ещё 550 дунамов были заняты под фрукты. Под ирригацией к концу Мандата находились 983 дунама из примерно 19000 общей площади обрабатываемых земель.
Деревня прекратила своё существование в октябре 1948 года в ходе первой арабо-израильской войны.
Алма не единственный пример успешного хозяйства среди деревень Палестины. Такие деревни были и в других местностях.
В качестве другого примера можно привести деревню Кабатия в районе города Дженин, что в Самарии.
Эта деревня также фигурирует в письменных источниках с двенадцатого века.
Согласно налоговому регистру Османской империи за 1596 год, 89 семей и 18 холостяков этой деревни выплачивали налог на производимую сельскохозяйственную продукцию в размере 15000 акче.
В девятнадцатом веке деревня была знаменита своими садами, плантациями цитрусовых и оливковыми рощами.
Сегодня это один из самых благополучных в экономическом отношении городов Палестинской Автономии.
Среди деревень Палестины славившихся своим благополучием, следует отметить и Бурайр.
Деревня Бурайр, находившаяся в 18 км. к северо-востоку от города Газа, существовавла с древнейших времён - сначала как еврейский город Брор Хаиль, где находилась ешива рава Йоханана Бен Закая, а затем как римский Буриор.
Родоначальник библейской археологии Эдвард Робинсон в 1838 году писал о Бурайре как о процветающей деревне.
Во времена Британского мандата здесь был крупный рынок, куда каждую неделю приезжали покупать и продавать жители окрестных деревень.
Также, в это время, в деревне была своя больница.
В 1945 году население деревни составляло 2740 человек, а земельные наделы Бурайра составляли 44 кв.км.
Судьба этой деревни сложилась трагически: после долгого противостояния с силами еврейского анклава, продолжавшегося с конца января до начала мая 1948 года, деревня была занята бригадами Пальмаха Негев и Гивати в рамках операции "Барак", после чего часть жителей Бурайра призывного возраста были убиты, женщины и девочки-подростки изнасилованы и также убиты. Уцелевшие жители деревни бежали в Газу.
Сегодня на землях деревни находятся основанные в пятидесятых годах прошлого века израильские кибуцы Теламим, Хелец, Сде Давид и Зоар.
Следует отметить также, что палестинская деревня в эпоху Оттоманской деревни развивалась не благодаря, а вопреки существовавшим условиям.
И дело не столько в суровой природе этих краёв, сколько в налоговой политике Оттоманской империи, которая буквально обирала местных земледельцев.
В палестинском фольклоре есть даже притча об одном из земледельцев, который бежит от непомерных налогов, а своим односельчанам оставляет знак: двух голубей в глубокой кастрюле на полу оставленного дома.
Один из голубей был с обрезанными крыльями. Тот голубь, у которого крылья были целы, сразу же выпорхнул из кастрюли и улетел, как только соседи открыли дверь.
Другой же беспомощно барахтался в кастрюле и не мог из неё выбраться.
Односельчане беглеца сразу же поняли намёк: бегите, пока можете, пока османы не обобрали вас до нитки.
Радикальные перемены происходят в палестинской деревне начиная с конца девяитнадцатого века, но главным образом - во время Британского Мандата.
Проявляется это не только в частичной передаче местным жителям земельных угодий ранее принадлежавших османским вельможам, включая султана, ослаблении бремени налогов, но и в таком интересном явлении, как открытии сельскохозяйственных школ непосредственно в палестинских деревнях.
Казалось бы, местные земледельцы имели достаточный, накопленный в течение веков опыт работы на земле.
И тем не менее, они не считали лишним с малых лет обучать своих детей основам сельского хозяйства.
Одна из таких школ была в известной своей древней историей деревне Язур(Согласно Якуту аль- Хамави Язур является Родиной нескольких выдающихся личностей времен Фатимидов, наиболее известным из которых был аль-Хассан ибн Али аль-Язури, министр Фатимидов в 1050 году. Родом из Язура был также Ахмад Джибриль-лидер народного фронта освобождения Палестины) в 6 километрах к востоку от Яффы, на месте которой сегодня находится израильский город Азур.
Эта деревня была не менее известна как одна из наиболее передовых в экономическом отношении в районе Яффо(Яффы).
Во времена Оттоманской империи, налоговые сборы с Язура шли на содержание вакфа в Иерусалиме, основанного женой Сулеймана Великолепного Роксоланной.
Во времена Британского мандата это была крупная деревня состоявшая из четырёх кварталов, по количеству хамул в деревне. Земледелие было двух видов: как ирригационное, так и не поливное, зависящее от дождей в зимнее время года.
В деревне были, также, кафе, магазины, парикмахерские и фабрика по производству льда.
Школ в Язуре было две: начальная для мальчиков, построеная в 1920 году, а другая для девочек (1933). Школа для мальчиков занимала площадь в 27 дунамов и предназначалась для обучения детей сельскому хозяйству. В 1947 году в школе для мальчиков обучалось 430 учеников.
Тот факт, что жители деревни не поскупиись на выделение для школы довольно таки значительной площади, говорит о той важности, которую они придавали обучению своих детей сельскому хозяйству. Ну а количество учеников может свидетельствовать об успешности этого предприятия.
Сельскохозяйственная школа была и в другой арабской деревне и также в районе Яффы - в Байт Даджане.
Байт Даджан была известна до 1948 года как одна из самых процветающих общин в районе Яффы.
Деревня славилась на всю Палестину своими ремесленниками.
Особой известностью пользовались в Палестине свадебные наряды и национальная палестинская одежда, которую шили местные женщины.
Предположительно, в библейские времена на месте этой деревни находился город Бейт Даган, упоминаемый в книге Иисуса Навина, в древне-ассирийских и древне-египетских текстах.
В одиннадцатом столетии Байт Даджан служил штаб-квартирой для армии Фатимидов в Палестине, а в середине 16 века Байт Даджан являлся частью османского вакфа, основанного Роксоланной- женой Сулеймана Великолепного.
В конце 19 века деревня славилась своими вышивками на тканях и коврах и дизайном высококачественной национальной одежды, которые создавали местные женщины.
Филипп Балденспергер(http://www.archive.org/stream/quarterlystateme27pale#page/n149/mode/1up) описывал Байт Даджан в 1895 году как индустриально развитый город, жители которого заняты в основном изготовлением емкостей для перевозки грузов и имеют собственных верблюдов, которые перевозят грузы из Яффо в Иерусалим, а женщины ежедневно продают в Яффо и по средам- в Рамле, цыплят, яйца и молоко.
На вырученные деньги, женщины Байт Даджана, как и других деревень, согласно местному обычаю, покупали всё необходимое для шитья.
В 1934 году в Байт Даджане открылось отделение Общества арабских рабочих.
Согласно Сами Хадауи, в 1945 году, население Байт Даджана составляло 3840 человек и все они были арабы. Из них 130 были христианами, объединёнными в небольшую общину.
В 1920 году власти Мандата открыли в Байт Даджане начальную школу для мальчиков, в которой была библиотека из 600 книг. Позже школа приобрела 15 дунамов земли для обучения местной молодёжи и детей сельскому хозяйству.
Сегодня на месте деревни находится израильский пригород Бейт Даган.
В одном из уцелевших арабских домов сейчас находится синагога. Часть домов используется под склады и гаражи, в части живут евреи-иммигранты из арабских стран, часть стоит заброшенными в полу-разрушенном состоянии.
Также на землях Байт Даджана были основаны три других израильских поселения.
Была сельскохозяйственная школа и в другой деревне, также в районе Яффы - Аль-Хайрийе.
В 1922 году, согласно переписи проведенной властями Британского мандата, в Хайрийе было 546 мусульман и 5 христиан .
Ко времени переписм 1931 года население Аль-Хаййрийи составляло 914 человек, из которых 5 были христиане и остальные- мусульмане, которые жили в 212 домах.
Школа для мальчиков была открыта в деревне в 1920 году.
А к школе был прикреплен участок земли в 8 дунамов для обучения детей сельскому хозяйству.
К 1946 году в школе обучались 183 мальчика.
После 1948 года земли деревни были использованы израильскими властями под всеизраильскую свалку.
Хозяйственная деятельность палестинских деревень до 1948 года не исчерпывалась одним выращиванием сельскохозяйственных культур.
Многие палестинские деревни были известны своей вышивкой, например, изготовлением посуды и даже стекла.
Например, в галилейской деревне Аль-Сумарийя в конце тринадцатого века была мастерская и возможно не одна по производству стекла, а в основаной ещё римлянами деревня Барбара, в районе подмандатной Газы, славилась своими коврами ручной выделки.
Центром палестинского текстиля являлся Аль-Маждал, на месте которого сегодня находится израильский город Ашкелон.
До 1948 года здесь было 500 ткацких станков.
Продукция аль-Маждала славилась на всю Палестину.
Аль-Маждал, название которого переводится как крепость, был основан в шестнадцатом веке.
На его земле находилась одна из главных шиитских святынь - усыпальница Аль-Хусейн ибн Али аль-Кураши - внука пророка Мухаммада, выступившего против монархии Омейядов с небольшим отрядом своих сторонников.
Согласно преданию, голова Аль-Хусейна покоилась в Аль-Маждале.
Это была одна из древнейших и красивейших мечетей Палестины, куда совершали паломничество шииты со всего мира.
В 1950 году, по приказу Моше Даяна, мечеть была взорвана. Причём это единственный случай, когда уничтожение мусульманской святыни было тщательно запротоколировано в израильских документах.
Подробнее об этом - в главе о мусульманских святынях Палестины.
В 1945 году это был уже город, по местным меркам, с населением в 11000 человек.
Особый интерес представляет также деревня Саламе, названная так в честь Салама Абу Хашима - соратника пророка Мухаммеда.
Его могила, две сельские школы, и десять домов из числа более чем 800 домов, которые составляли деревню- всё, что осталось от Саламе.
Улица Саламе в южном Тель-Авиве названа в честь исторической деревни.
Во время Британского мандата в этой деревне была компания по перевозкам принадлежавшая местному магнату Мустафе Абу Ниджджиму.
Компания называлась "Salama Bus and car company" и осуществляла перевозки пассажиров и грузов из Яффы, Рамле, Лидды(Лода) и окрестных деревень- разумеется, из самой Саламе, Хайрийи, Сакийи, Кафр Ана и аль-Абассия.
Услугами компании пользовались, также, жители еврейских посёлков: непризнанного Тель-Авивом вплоть до шестидесятых годов посёлка Хатиква, Тель Литвински, Рамат Гана и Петах-Тиквы.
Кроме компании по перевозкам, в Саламе торговая компания ("SalameTrading company"), текстильная фабрика("Salame for Spinning and Weaving company"), фабрика по производству молока ("Modern Arab Dairy company") и компания снабжавшая деревню водой("Salame Land Investment company").
Кроме того, в этой деревне действовала Ассоциация арабских рабочих, свой молодёжный клуб, размещавшийся на втором этаже кафе "Хамуди" - ныне это синагога, и, своя футбольная команда.
Согласно переписи 1922 года, проведенной властями Британского Мандата, население Саламе состояло из 1187 жителей и все они были мусульмане.
Ко времени второй переписи 1931 года, население Саламе увеличилось до 3691 жителей, по-прежнему все они были мусульмане жившие в 800 домах.
К 1945 году население Саламе составляло 6730 человек. Все они были арабы, которые жили в 800 домах.
Отношения с жителями соседнего посёлка Хатиква у жителей Саламе изначально были сложными, хотя рынок ХаТиква в южном Тель-Авиве в тридцатые годы прошлого столетия возник стихийно и там арабы из Саламе продавали свою продукцию евреям.
Начиная с декабря 1947 года, стороны вели между собой бои, в ходе которых арабы из Саламе неоднократно атаковали еврейские населённые пункты и однажды даже взяли арабскую деревню Егуд в 15 км. от современного Тель-Авива, ранее занятую силами еврейского анклава.
В ходе ответных рейдов, деревня прекратила своё существование в конце апреля 1948 года.
От деревни Саламе осталось не более десятка домов. Сегодня это улица Саламе в Тель-Авиве.