Сейчас читаю книгу воспоминаний Микаэла Таривердиева "Я просто живу".
Прекрасный слог и сама манера повествования сразу как будто воссоздают Таривердиева.
Но у меня нет сомнений в том, что книга сильно обработана и политизирована.
Теме сталинских репрессий, подавлению инакомыслия и невыносимой жизни творческих людей во времена СССР посвящено в этой книге не меньше страниц, чем творчеству великого композитора.
При чтении этой книги подумалось вот о чём:
А ведь быть диссидентом в СССР было не менее, а возможно и более выгодно, нежели обласканным советской властью придворным поэтом, музыкантом, художником...
Конечно, не во все времена.
При Сталине творческая интеллигенция предпочитала либо служить советской власти либо... помалкивать.
Оно и понятно.
Диссидентство вошло в моду в 60-е, во времена так называемой хрущёвской оттепели.
Тогда это было уже не так опасно и не только модно, но и выгодно. И даже во многом, гораздо выгоднее, чем быть придворным поэтом или композитором в СССР.
Литература и искусство во всё время геополитического противостояния между СССР и США были неотъемлемой частью Холодной Войны и, следовательно, деятели культуры были востребованы по обе стороны фронта.
И не секрет, что Запад мог предложить в то время таким деятелям гораздо больше, чем СССР.
И это были совсем другие гонорары и гораздо более широкая известность.
Ведь не сравнить известность в пределах СССР или, скажем, перевод твоих стихов на аварский и на английский или французский. Есть разница?)
Конечно над диссидентами устраивались суды. Нот это были, в основном, показательные суды да и фигурантами на этих судах была чаще всего "мелкая рыбёшка" - из тех, кого не жалко. Рядовые Холодной Войны.
А так, находясь в опале многие пытались сделать вторую карьеру на диссидентстве - терять-то в этом случае было нечего или уже почти нечего.
А кроме того, диссидентством можно было прикрыть собственную бездарность.
Я хорошо помню свой опыт общения с одной такой московской диссидентской тусовкой в начале 80-х.
Это были в основном молодые люди, учившиеся или закончившие престижные вузы, в армии не служившие и никогда толком не работавшие.
Зато пространно рассуждавшие о советской экономике и фашистском режиме в СССР.
Каждый перл Сахарова или Боннер был для них откровением, опусы Солженицына - Библией.
А главным источником информации - "Голос Америки" и прочая, пардон, хрень.
Самые умные из них чувствуя местечковость этих тусовок искали себя в религии иные поднимались до фрейдо-марксизма.
Но основная масса как и везде была болотом.
И тогда, и сейчас.
Я не идеализирую жизнь в СССР. И до сих пор без отвращения не могу вспоминать тупые рожи из политбюро "Человека в футляре" Суслова, Тихонова и прочих.
Да и славословия придворных советских поэтов и сегодня вызывают усмешку, как и тогда, когда мы смеялись над этими стишками ещё школьниками.
Да, зажимали таланты придворные поэты, режиссеры, музыканты и т.д.
Но разве сейчас иначе?
Разве бывшие диссидентские тусовки, придя к власти в искусстве и литературе, не говоря уже о политике, делают не то же самое?
Разве они менее агрессивны в отношении инакомыслящих, чем запевалы и подпевалы советской власти?
Про талант я вообще молчу.
И вот эта публика отделяет себя от так называемых "совков".
Мне нынешняя ситуация с "совками" и болотными людьми напоминает сюжет из "Путешествий Гулливера" Свифта.
Наивный Гулливер полагал, что он лучше диких и коварных йеху.
Но потом он прозрел и понял, что принадлежит к той же породе.
И когда он прозрел, то ему оставалось лишь стать лошадью.