Список палестинских деревень, основанных не позднее семнадцатого века
.
Список палестинских деревень, основанных не позднее семнадцатого века
Район Акка
1. Амка (Амкуа)
Название деревни упоминается в Библии (Танахе) в книге Ешуа 19:27. Деревня упоминается также в источниках периода Крестовых походов и в документах времен Оттоманского правления в Палестине.
2. Аль-Басса
Местность, на которой была расположена эта арабская деревня было заселено еще в глубокой древности, в эпоху Бронзы и до нее, о чем свидетельствуют археологические раскопки. Еврейское селение Бецет, существовавшее здесь во времена иудейского царства, упоминается в Талмуде. Впоследствии было заселено ранними арабами. Во времена Иерусалимского королевства селение использовалось крестоносцами в качестве военного лагеря и упоминается в документах этого периода как принадлежащее Тевтонскому ордену. Во времена Оттоманской империи селение упоминается в 1596 году, его население в это время составляло 104 человека и все они были мусульмане.
3. Аль-Бирва (Бируа)
, Так же как Аль-Басса, эта деревня имеет древнюю историю и упоминается в трудах арабских географов еще в одиннадцатом веке нашей эры. Деревня знаменита так же тем, что является Родиной великого палестинского поэта Мухаммада Дарвиша.
4. Аль-Дамун
упоминается в арабских и персидских источниках начиная с одиннадцатого века нашей эры. Местные жители считают Аль-Дамун местом погребения пророка Зуль-Кифла, часто отождествляемого с ветхозаветным пророком Иезекиилем. Сегодня на месте деревни находится кибуц Ясур.
5. Дэйр аль-Касси аль-Хабиссийя
Во времена Оттоманской империи и Британского мандата на землях деревни были обнаружены артефакты эпохи хананеев, исраэлитов и древнего Рима. В 1596 году, согласно налоговым документам Оттоманской империи, в деревне проживали 132 человека(эти документы учитывали только мужчин призывного возраста) и все они были мусульмане. Местные жители платили налоги на выращиваемые культуры, на скот и на мед.
6. Икрит
Земли деревни богаты археологическими достопримечательностями времен хананеев. Деревня существовала в эпоху крестовых походов, но была полностью разрушена во время войн между крестоносцами и мамлюками. Отстроена заново уже при Оттоманской империи. Во всяком случае, согласно данным налогового регистра Османской империи за 1596 год, население деревни составляло 374 человека.
7. Аль-Кабри
имела долгую историю и упоминается еще в двенадцатом веке в исторических источниках эпохи Крестовых походов как "Кабра". Название деревни упоминается также арабским географом начала пятнадцатого века Аль-Макризи как "аль-Кабира", входившая во владения мамлюков. Под именем Аль-Кабра, деревня упоминается (в исторических источниках) в качестве владения крестоносцев во время Худны(перемирия), между крестоносцами базировавшимися в Акко и мамлюкским султаном аль-Мансуром в 1283 году. В 1291 году мамлюкский султан аль-Ашраф Халиль отправил доход деревни вакфу в Каире. В конце девятнадцатого века, согласно Обзору Западной Палестины, Палестинского исследовательского фонда, аль-Кабри была средних размеров деревней построенной из камня.
8. Кафр Биръим
Упоминается в средневековых источниках тринадцатого века как арабская деревня, возникшая на руинах древнего иудейского поселения Кфар Баръам. Останки двух синагог, возраст одной из них датируется третьим веком нашей эры, сохранились до сих пор. С 1596 года Кафр Биръим фигурирует в налоговых реестрах Оттоманской империи. В этот период времени население деревни составляли 114 мусульманских семей и двадцать два холостяка. На протяжении многих веков деревня была местом паломничества для верующих евреев, поскольку согласно иудейской традиции здесь находятся могилы пророка Овадии и царицы Эстер. Евреи Цфата традиционно приезжали в Кафр Баръам каждый год и праздновали здесь праздник Пурим. В конце девятнадцатого века деревня описывается как построенная из камня, окруженная садами, оливковыми деревьями и виноградниками с населением между 300 и 500 жителей. В 1945 году население деревни составляло 710 жителей: 700 христиан и 10 мусульман(Village Statistics (British Mandatory Government, 1945). В 1948 году население деревни составляло 1050 жителей. Кафр Биръим был занят силами Хаганы 31 Октября 1948 года во время военной операции Хирам. В Ноябре 1948 года жители деревни были изгнаны до окончания военной операции, но никто из них впоследствии не получил разрешение вернуться обратно. Жители деревни и их потомки до сих пор продолжают борьбу в различных судебных инстанциях Израиля и через международные организации за право возвращения на свои земли.
9.Кафр Инан
Деревня находилась на месте руин древнееврейского поселения Кфар Хананья. В период римского и византийского владычества в Палестине, на месте Кафр Инана была еврейская деревня известная как Кфар Хананья, являвшаяся центром гончарного производства в Галилее. В раввинистической литературе Кфар Хананья упоминаются в связи с производством керамики, а в Тосафот есть упоминание о тех, кто "делает черную глину, таких, как Кфар Хананья и ее соседи" Древние гробницы на территории деревни считаются местом захоронения Иакова, Элиэзера и царицы Эстер. Кафр Инан указана в налоговом реестре Оттоманской империи за 1596 год. В это время население деревни составляло 259 человек. Жители деревни платили налоги на коз, ульи и на винодавильный пресс, который использовался как для изготовления вина, так и оливкого масла. В конце девятнадцатого века, деревня описывается в исторических источниках как построенная из камня, с населением в 150-200 жителей-мусульман. Деревня была захвачена бригадой Голани в рамках операции Хирам 30 октября 1948 года. Согласно палестинскому исследователю Валиду Халиди, жители деревни остались на месте, сопротивляясь депортации, как и большинство населения в этом районе. Израильский историк Бенни Моррис утверждает, что вместе с несколькими другими деревнями (такими как Саффурийя и Фаррадийя) израильские власти классифицировали Кафр Инан, как "покинутую" ("кфарим нэтушим" - оставленные деревни). Жители этих деревень неоднократно пытались вернуться в свои дома, но были изгнаны израильскими солдатами. Израильское поселение Кфар Хананья было построено на землях Кафр Инан в 1989 году.
10.Аль-Маншийя
, В деревне были: приют для детей, находившийся в ведении мусульманского духовенства и мечеть, известная как мечеть Абу Атийя. Здание мечети сохранилось до наших дней. Жители Аль-Маншии считали, что деревня была основана в период после крестовых походов, а ее первые обитатели были переселены в Палестину из Северной Африки мамлюками для заполнения внутренних областей страны. Тем не менее, деревня впоследствии (видимо) обезлюдела, так как она не упоминается в переписи 1596 года. Карта 1799 Пьера Жакотена определяет место где позже находилась деревня, как "необитаемые руины", а Виктор Герен (1880) отмечает, что деревня " является основанной заново " в конце девятнадцатого века. Деревня прекратила своё существование в ходе первой арабо-израильской войны 1948 года. На её землях были построены израильские посёлки. От арабской деревни сохранилась мечеть Абу Атаби на месте усыпальницы воина Салах ад-Дина, погибшего в битве с крестоносцами. Мечеть служит сегодня жилым домом для еврейской семьи.
11.Миар
Деревня находилась в 17,5 км. к востоку от Акка. Впервые упоминается в налоговых документах Оттоманской империи 1596 года. К середине девятнадцатого века население деревни составляло уже полторы тысячи жителей и ими обрабатывалось 13 гектаров сельхозугодий. В 1938 году деревня была разрушена и опустошена британскими карателями в наказание за поддержку местными жителями участников Великого арабского восстания в Палестине, но к моменту образования государства Израиль в 1948 году жизнь в деревне была восстановлена Беда пришла в деревню 20 июня 1948 года, когда части израильской армии открыли сплошной, неприцельный огонь по деревне. Местные жители в это время работали на своих полях. В результате обстрела деревня была сильно разрушена, а из местных жителей погибли сорок человек. Оставшихся в живых, израильские солдаты выгнали из деревни, но местные жители вернулись снова и попытались восстановить разрушенные дома и собрать урожай. Тогда их вторично изгнали израильские солдаты. Сегодня земли этой арабской деревни входят в состав еврейских поселковых советов Сегев и Яад. От арабской деревни Миар кое-где уцелели лишь масличные и фиговые деревья да останки стен от домов местных жителей. Территория Миара пользуется среди израильтян большой популярностью в качестве места для проведения пикников.
12.Aль-Наби Рубин
Название деревни происходит от усыпальницы, которая, согласно верованиям местных мусульман, является местом погребения Рыувена - сына библейского Иакова. Территория деревни аль-Наби Рубин была местом торговли между крестоносцами и мусульманами, прежде чем была заселена. В 1184 году здесь была проведена ярмарка, на которой арабские купцы из Дамаска торговали рабами, лошадьми, оружием, клинками из Йемена и Индии - с христианами из Акры. Эта торговля продолжалась до начала войн между мамлюками и крестоносцами - в XIII веке Согласно переписи населения и земли 1945 года население Наби Рубин составляло 1420 жителей, а площадь всех земель деревни - 31002 дунама или 3100 гектаров. Магазины, так же, как и кинотеатр, были построены поблизости от усыпальницы. Деревня прекратила своё существование в ходе первой арабо-израильской войны.
13.аль-Рувайс
Деревня находилась на месте города крестоносцев Кареблиер (Careblier). Согласно легенде, которую хранили местные жители, население Аль-Рувайса находилось в родственных отношениях с Хусамом аль-Дин Абу аль-Хиджи - прославленным героем и генералом армии Саладина. В 1945 году население деревни составляло 330 человек. Прекратила своё существование в июле 1948 года, в ходе первой арабо-израильской войны.
14.Шааб
Название деревни означает "шпоры". Сегодня это арабский город на севере Израиля площадью 5,442 дунама (6.4 кв. км с населением 6000 жителей в 2006 году. Французский исследователь Виктор Герен считал Шааб древним Саабом упоминаемым Иосифом Флавием. В 14-м веке, Шааб платил налог вакфу на содержание медресе и мавзолея Сафии Манджак в Египете. В 1573 Шааб был одной из нескольких деревень в Галилее, которые восстали против турок. В 1596 году деревня фигурирует в налоговом реестре Османской империи. В это время деревня Шааб состояла из 139 мусульманских домохозяйств, которые платили налоги на пшеницу, ячмень, фруктовые деревьев, 'коз и пчел". Согласно местным преданиям, деревня начала процветать во время анти-Османского восстания Дагира (ок 1768). В 1859 году население Шааба составило 1500 жителей. Некоторые из них были католиками, большинство же - мусульмане, а возделываемые поля деревни составляли 80 федданов. Французский исследователь Герен посетил Шааб в 1870 году, и отметил, что деревня состоит из четырех кварталов. "Жители, -писал он, - по большей части мусульмане-около 800, и около 20 семей "греки-схизматики" . В деревне были две мечети и два вали. В 1881 году, Шааб был описан в Обзоре Западной Палестины Палестинского исследовательского фонда как селение в долине, с прекрасными оливковыми рощами, в то время как часть холма позади него была занята под выращиваемую в кукурузу. Согласно переписи 1931 проведенного властями Британского мандата, в Шаабе было 284 жилых дома. Население состояло из 1277 мусульман, 19 христиан и 1 еврея. К 1945 году, в Шаабе было 1740 жителей, все арабы. Жителям Шааба принадлежало в общей сложности 17 870 дунамов земли. Шааб был захвачен израильской армией 19 июля 1948 году в период первой арабо-израильской войны. Жители Шааба сдались без боя,согласно Бенни Морису но тем не менее были изгнаны израильскими военными. Тем не менее,вошедшие в Шааб в декабре 1948 года силы девятой бригады израильской армии обнаружили здесь местных жителей, которые по-прежнему жили в своих домах. Они, жители, были снова изгнаны из своих домов и вынуждены были уйти пешком. Деревня была штаб-квартирой и Родиной Абу-Иссафа, лидера одной из самых эффективных групп местного ополчения во время арабо-израильской войны. Среди местных жителей Абу-Иссаф считался героем. Жители Шааба начали кампанию протеста против выселения вскоре после окончания войны и требовали от израильских властей разрешить им(жителям Шааба) вернуться в свои дома. Жителей Шааба поддержало большинство беженцев из долины Хула и Аль-Бируа, но они также столкнулись с сопротивлением бывших жителей аль-Дамуна и Миара. К 1950 году примерно 10% коренных жителей Аль-Шааб вернулись в свою деревню и в конечном итоге многие другие также получили разрешение вернуться.
15.аль-Сумайрийя
изготовление стекла В эпоху крестоносцев, деревня упоминается в 1277 году под названием Сомелария. В то время деревня принадлежаля тамплиерам. Во время худны 1283 года между Аль Мансур Калауном и крестоносцами, Аль-Сумарийя оставалась под властью крестоносцев но уже в 1291 году она перешла под контроль мамлюков. В тринадцатом веке здесь была мастерская по изготовлению стекла. Деревня прекратила своё существование накануне арабо-израильской войны 1948 года(14 мая), после захвата бригадой Хаганы Кармель.
16.Тарбиха
Как и многие другие арабские деревни разрушенные во время Накбы, Тарбиха, находившаяся в 27 километрах от Акко, впервые упоминается в налоговых документах Оттоманской империи 1596 года. У этого места богатая история. Во время крестовых походов здесь был лагерь крестоносцев известный как Tayerebika. С еще более древних времен здесь сохранились саркофаги. Жители деревни традиционно выращивали зерновые, оливки, фруктовые деревья, занимались разведением коз и пчеловодством. К середине девятнадцатого века деревня состояла из каменных домов с черепичными крышами. В деревне располагались полицейский участок и налоговая служба, в связи с близостью границы. Также в деревне действовали две мечети и начальная школа, где обучались 120 учеников. Накануне Накбы население деревни составляло примерно тысячу человек которые обрабатывали сельхозугодия общей площадью в 3819 дунамов. Во время операции израильской армии Хирам, население деревни было депортировано в Ливан. Израильские солдаты не позволили жителям деревни собрать свой урожай, который был отдан еврейским поселенцам из соседних мошавов. Часть домов деревни была заселена вскоре после войны 1948 года еврейскими иммигрантами из Румынии и Венгрии.
17.аль-Зееб(Зиб)
, Деревня упоминается в Библии, ее древнее название Ахзив. В 10 веке до нашей эры здесь был укрепленный финикийский город. В 8 веке до н.э. город был завоеван ассирийцами, а впоследствии перешел под власть Персидской империи. Во времена Римской империи город был известен как Ecdippa. Арабские географы средневековья называли его аз-Зива. Во время Крестовых походов, крестоносцы построили здесь в 1099 крепость под названием Casal Humberti . К этому же времени относятся сведения и о деревне аз-Зива в арабских хрониках 12- и 13- веков, непосредственно перед и во время правления мамлюков в регионе. Деревня аз-Зиб была включаена в состав Османской империи в начале 16 века. Жители деревни выращивали различные культуры и занимались разведением скота. Все это известно из налогового регистра Османской империи, согласно которому жители деревни платили налоги в казну за скот и за выращиваемые культуры. Арабское название деревни, Аз-Зива является сокращенной формой первоначального древнего ханаанского/финикийского названия места, Ахзиве. Ахзив упоминается в Книге Иисуса Навина (19:29) и Книге Судей (1:31 ) как город, который стал местом жительства колена Ашер, хотя археологические данные свидетельствуют о том, что это было финикийское поселение Европейские фермеры поселились здесь в 1153 при Болдуине III. Арабский географ Ибн Джубайр, приезжавший в Палестину в 1182, отмечал, что Аз-Зееб представляет собой большую крепость с деревней и прилегающими землями между Акко и Тирой ". Под властью мамлюков, в 1226 году, арабский географ Якут аль-Хамави описал Аз-Зееб как большую деревню на побережье, чье имя также произносится как "Аз-Заиб". В 1232 Аз-Зееб стал местом битвы Casal Imbert между немецкими и французскими крестоносцами в рамках войны лангобардов. В 1596, жители Аз-Зива платили налоги на целый ряд сельскохозяйственных продуктов , включая, пшеницу, ячмень, "яровые культуры", фрукты, хлопок, ульи,на коз и буйволов. Исламский судья и ученый 18 века Абу аль-Али аз-Зиби родился в деревне аз-Зееб.
18.Аль-Хиссас
, Доказательством многовековой истории деревни являются местные святыни, такие, как гробница Шейха Али, а также наличие скальных гробниц. Арабский географ Якут аль-Хамави описал аль-Хиссас как находящийся в рамках административной юрисдикции области Баниас в Сирии. Во времена Османской империи, аль-Хиссас входил в санджак вилайета Дамаска, а затем стал частью вилайета Сидона (позднее преобразованного в вилайет Бейрута).
Район Байсан
1. Аль-Бира
В 1596 году, согласно налоговому регистру Османской империи, население Аль-Биры состояло из 297 человек, плативших налоги на на ряд сельскохозяйственных культур, таких как пшеница, ячмень, и маслины, а также на коз и ульи. Обезлюдела деревня во второй половине девятнадцатого века , однако позже возродилась и, согласно второй переписи населения, проведённой властями Британского Мандата в 1934 году, в Аль-Бире было 53 дома и население 220 мусульман.
2.Аль-Тира
3. Аль-Хамра
. Деревня подробно описана у Валида Халиди в его книге "Всё, что остаётся" (1992 года) на английском языке, о палестинских деревнях уничтоженных во время Накбы. Деревня получила свое название по имени бедуинского клана Аль-Хамра из племени аль-Сукур ("Соколы"). Первое упоминание о деревне относится к 1281 году, когда Калауюн (Qalawun) Бахри мамлюкский султан, путешествовал через деревню по пути в Египет из Сирии. Во время правления Санжара аль-Джавили(губернатора Газы и большей часть Палестины в 1311- 20 и 1329 годах), он приказал построить Хан Салар- караван-сарай по имени своего друга эмира Салара. В 1945 году, согласно последней переписи проведённой властями Британского Мандата, в деревне насчитывалось 730 жителей. В это время все земли деревни занимали в общей сложности 11511 дунамов из которых 8623 принадлежали арабам и 2153 дунама находились в собственности у евреев. Жители деревни выращивали пшеницу, оливки, апельсины и различные виды овощей.
4.Данна
5.Джаббул
6. Каукаб аль-Хауа
7. Кумайя
Район Газы
(В границах Британского Мандата. Не путать с тем, что известно как Газа после израильской оккупации с 1967 по 2005 годы и не было захвачено в 1948 году)
1. Аль-Батани аль-Шарки
- название арабской палестинской деревни находившейся в 36.5 км. к северо-востоку от Газы. Самое раннее упоминание аль-Батани указывает на то, что изначально она создавалась как имение халифа Муавии I из династии Омейядов в 8 веке нашей эры. Согласно налоговому регистру Османской империи от 1596 года, население деревни в это время составляло 39 человек. Жители Аль-Батани платили налоги на пшеницу, ячмень, фрукты , ульи, коз и виноградники. все население деревни были мусульманским. Во времена Британского мандата в деревне был ряд небольших магазинов. В 1945 году, согласно последней переписи населения, проведённой властями Британского Мандата, население Аль-Батани-эш-Шарки состояло из 650 человек, все арабы, жившие в 151 доме.. Местным жителям принадлежало 5764 дунамов земли. Деревня была занята израильской армией в июне 1948 года. Тогда же прекратила своё существование. Из всей деревни уцелело только здание полиции времен Британского мандата. Это комплекс из трех одноэтажных, бетонных с плоскими крышами зданий.
2.Аль- Мухаррака
- Название палестинской арабской деревни в районе Газы, находившейся в 14,5 км. к востоку от города Газа. Во времена мамлюков с 13 по 15 в.в., жители деревни платили налог вакфу на содержание Мечети Омара в Иерусалиме и Большой мечети в городе Газа. В 1596 деревня упоминается в налоговом регистре Османской империи. В это время её население состояло из 457 человек, которые платили налоги на ряд с/х. культур, в том числе на пшеницу , ячмень, ульи, и коз. Согласно переписи 1922 года, проведенной властями Британского Мандата, в аль-Мухарраке в это время проживало 204 человека - все мусульмане. Согласно результатам переписи 1931 года к этому времени население деревни увеличилось до 354 мусульман, которые проживали в 86 домах(согласно отчету о населении и землях). В 1945 году население Аль-Mухаррака составляло уже 580 человек- все арабы-мусульмане, которым принадлежало в общей сложности 4855 дунамов земли. Мечеть, школа и ряд маленьких магазинов составляли ядро Аль-Mухаррака в эти годы. Сельское хозяйство являлось основным источником дохода для местных жителей, при этом главной с/х культурой был ячмень. Во время арабо-израильской войны 1948 года , 27-28 мая, в деревню, со стороны Кауфахи ворвалась бригада Негев -одно из подразделений Пальмаха. На этом история деревни заканчивается. Палестинский историк Валид Халиди описал увиденное им на месте деревни в 1992 году: Место где была деревня окружено эвкалиптами и заросло сорняками и мелкой травой. Груды щебня от зданий, в том числе от дивана (постоялого двора). Сохранились также фрагменты мельницы и большого колодца. Кладбище, заросшее дикими травами,, по-прежнему существует в полуразрушенном состоянии, упавшее надгробие одной из гробниц отчетливо видимо. Земли в окрестностях деревне принадлежат израильским фермерам.
3.Аль-Савафир аль-Шамалийя
, -название палестинской арабской деревни, находившейся в 33 км (21 миль) к северо-востоку от Газы. Крестоносцы называли эту деревню 'Зефир'. Согласно историческим источникам, в 12 веке деревня принадлежала епископу Иерусалима. В1596 году, согласно налоговому регистру Османской империи в деревне было 112 домохозяйств: 71 мусульманское и 41 христианское. Жители деревни платили налоги на пшеницу, ячмень, оливковые и фруктовые деревья. В 1863 году французский исследователь Виктор Герен посетивший деревню, оценил её население в пятьсот человек. В деревне была святыня, посвященная шейху Сиди Абдаллаху. В 1922 году, согласно проведенной властями Британского мандата переписи населения, в деревне было 334 жителя - 333 мусульман и один христианин. Ко времени переписи 1931 года, население деревни состояло из 454 мусульман, живших в 77 домах. В 1945 году население деревни увеличилось до 680 человек, в то время как общая площадь деревенских земель составляла 5861 дунамов. Жители деревни выращивали зерновые, цитрусовые, виноград, абрикосы. Деревня была захвачена Хаганой в ходе операции Барак 12 мая 1948 года и прекратила своё существование.
4.Аль-Савафир Аль-Джарбийя
, -название арабской палестинской деревни находившейся в в 30 км к северо-востоку от города Газа. Деревня упоминается в налоговом регистре Османской империи от 1596 года. Общее количество деревенских земель составляло, в 1945 году составляло 7523 дунама. Динамика населения деревни выглядела следующим образом: 1596 -237человек, 1922 -572, в 1931 - 723 1945 -1030 1948 - 1195 Год Количество домов в деревне: 1931год- -134 1948 - 221. Сегодня на землях деревни находятся израильские поселения Мерказ Шапира, Массуот Ицхак и Ейн Цурим.
5.Аль-Фалуджа
Первоначально деревня называлась Зурайк аль-Хандак, что в переводе означает синий люпин. Этот цветок в изобилии растёт в местности, где находилась деревня. Но в четырнадцатом веке, сюда из Ирака переселился выдающийся суфий - Шахаб ад-Дин аль-Фалуджи. Прежде, чем поселиться в этой деревне, суфий долго путешествовал по Палестине. Почему он поселился именно здесь- неизвестно. Но после его смерти, деревня была названа по имени суфия и с тех пор называлась Аль-Фалуджа. Усыпальница шейха стала местом паломничества для мусульман со всей Палестины и Сирии. В 1596 году, согласно налоговому регистру Османской империи, население деревни состояло из 413 человек(семей было гораздо больше, поскольку османский регистр учитывал только мужчин), которые платили налоги на пшеницу, ячмень, кунжут, фрукты, виноградники, ульев, коз, буйволов . В 1922 году, согласно переписи, проведенной властями британского мандата, население Аль-Фалуджи состояло из 2482 человек: 2473 мусульман, 3 евреев и 6 христиан православной веры. Ко времени второй переписи в 1931 году, население деревни увеличилось до 3161 человек из которых только двое были христиане, а все остальные - мусульмане. В это время в деревне было 683 дома.Тогда же в деревне открылись магазины, кофейни и больница. В деревне было также две школы; одна для мальчиков (построена в 1919 году) и для девочек (построена в 1940). В 1945 население Аль-Фалуджы составило 4670 человек -, все арабы, которым в общей сложности принадлежало 38038 дунамов земли. Жители деревни приняли активное участие в гражданской и первой арабо-израильской войне 1947-48 годов, блокируя еврейские поселения в районе Газы и нападая на конвои, доставлявшие осажденным продовольствие и воду. С конца февраля 1948 года между силами еврейского анклава и милицией Аль-Фалуджи велись ожесточенные бои. 14 марта, бронетехнике Хаганы удалось прораваться в Аль-Фалуджу и нанести ополченцам деревни ощутимые потери. В этот день ополченцы Аль-Фалуджи потеряли 37 убитыми, десятки местных милиционеров были ранены. Кроме того, в деревне было разрушено более десяти домов. Потери сил анклава были также ощутимы, правда, не в такой степени- семеро убитых и четверо раненых. В мае 1948 года в деревню вошла четырехтысячная группировка египетской армии, но вскоре была окружена. В ходе боёв между египетской армией и местной милицией с одной стороны и израильской армией- с другой, израильтяне понесли весьма ощутимые потери- 87 убитых, не считая раненых. Аль-Фалуджа и местность вокруг неё, так называемый 'фалуджинский карман' включавший и другую крупную деревню-Ирак аль-Маншийя, на месте которой сегодня находится израильский город Кирьят Гат, стал для египетской армии 'котлом'. Соглашение о перемирии между Египтом и Израилем от 4 февраля 1949 года, предусматривало возвращение четырехтысячной группировки египетских войск (в составе этой группировки находился и Абд эль Нассер- будущий президент Египта, тогда в звании майора) из фалуджинского котла домой, в Египет. В соглашение были включены и пункты, предусматривавшие личную безопасность и неприкосновенность имущества жителей арабских деревень, находившихся под контролем египетской армии - Аль-Фалуджи и Ирак аль-Маншийя. Соглашение также предусматривало право жителей этих деревень остаться в своих домах. Наблюдатели ООН в зоне конфликта неоднократно сообщали представителю этой организации в Палестине о фактах физического насилия, грабежей и попыток изнасилования жителей Аль-Фалуджи и Ирак аль-Маншийя со стороны израильских военных. Мухтар соседней деревни Аль-Маншийя жаловался наблюдателям ООН на израильских солдат, которые врывались в дома местных жителей и угрожали им, что те будут убиты, если не уйдут из деревни. Кроме того, мухтар деревни обвинил израильтян в кражах имущества местных жителей и в грабежах. Происходящее в Аль-Фалудже и соседней Ирак аль-Маншийя стало поводом для международного скандала. Действия израильской армии осудил даже министр иностранных дел Израия, Моше Шарет, обвинив армию в компроментации страны, подрыве доверия к ней на международной арене и той опасности, которую создали действия израильских солдат для евреев Египта. Таким образом, израильский министр признал обоснованными все обвинения в адрес Израиля по поводу Аль-Фалуджи и Ирак аль-Маншийи. Как бы то ни было, но последние жители обеих деревень оставили свои дома 22 апреля 1949 года. Спустя пять дней, все дома в обеих деревнях были взорваны израильской армией. Командовал акцией будущий нобелевский лауреат мира, Ицхак Рабин(Практика уничтожения жилых домов использовалась израильской армией для того, чтобы воспрепятствовать возвращению беженцев в свои деревни).
6.Араб аль-Сукрир
Первое упоминание Араб аль-Сукрира относится к 1296 году. Коренными обитателями деревни были бедуины-мусульмане, которые постепенно осели здесь, построив каменные дома и занявшись земледелием. Согласно налоговому регистру Османской империи от 1596 года, население деревни в это время состояло из 55 человек (10 семей) и все они были мусульмане. Жители деревни платили налоги на пшеницу, ячмень, кунжут, ульи и коз. Общая площадь земель Араб аль-Сукрира составляла 40,224 дунамов. В 1931 году население деревни составляло 530 человек. К 1945 году эта цифра снизилась до 390 человек. Деревня была разрушена и обезлюдела во время арабо-израильской войны 1948 года. На землях Араб аль- Сукрир находятся в настоящее время два еврейских поселка: Нир Галим был создан в 1949 году и город Ашдод был основан в 1955 году.
7.Барбара
- название арабской палестинской деревни находившейся в 17 км. к северо-востоку от Газы в окрестностях современного израильского города Ашкелон. Деревня известна ещё со времён римской империи. Римляне и дали ей это название. Барбара существовала и во времена Византийской империи, о чём свидетельствует найденный на территории деревни винодавильный пресс византийской эпохи. Согласно арабскому географу Муджиру аль-Дину, Барбара считается Родиной мусульманского ученого шейха Юсуфа аль-Барбарауи. В пользу этой версии говорит фамилия шейха: аль-Барбарауи-т.е., из Барбары. Место захоронения ученого шейха стало местной святыней, на месте которой в правление султана Мурада Третьего, то есть, между 1574 и 1596 годами, была построена мечеть. Французский исследователь Виктор Герен, посетивший Палестину в 1863 году, оставил описание этой мечети. Согласно Герену, здание мечети включало в себя мраморные колонны античного периода. Согласно налоговому реестру Отоманской империи от 1596 года,в то время это была крупная деревня с населением в 402 человека. Если, однако, учесть тот факт, что налоговый реестр Отоманской империи учитывал только взрослых мужчин, то можно предположить, что население Барбары в то время было больше как минимум раза в четыре означенной цифры. Динамика роста населения в Барбаре выглядела следующим образом: Виктор Герен определил в 1863 году численность населения в Барбаре в 400 человек. Список деревень Османской империи 1870 определяет население деревни в 372 человека. Согласно переписи населения, проведенной влкстями Британского мандата в 1922 году, в это время население Барбары составляло 1369 человек , и все они были мусульмане. К 1931 году, население Барбары увеличилось до 1546 человек, которые жили в 318 домах. Барбара в это время сохраняла свой исключительно мусульманский характер. В 1945 году население деревни также было полностью арабским и составляло 2410 человек. Местным жителям принадлежало 14000 дунамов земли. В деревне имелись магазины , а в построенной в 1921 году начальной школе,в 1947 году обучались 252 ученика. Деревня также славилась своими коврами ручной выделки, которые шили местные женщины. Барбара была захвачена совместными усилиями бригад Негев, Гивати и Ифтах 5 ноября 1948 года, во время операции Йоав. В конце ноября того же года, израильская армия разрушила все арабские деревни вокруг Маждала, в их числе и Барбару. Приказ по армии требовал уничтожить деревни с тем, чтобы воспрепятствовать местным жителям, покинувшим свои дома, вернуться обратно. Приказ также требовал от солдат и офицеров действовать "точно, уверенно и энергично". В рамках этой акции, были заминированы дороги на вьезде в деревни, а 30 ноября 1948 года началась сама акция, в начале которой израильские военные обнаружили в Барбаре и соседней с ней аль- Джийи около сорока местных жителей, включая женщин, детей и стариков. Все они не оказали солдатам никакого сопротивления и были изгнаны в Бейт Ханун, а восемь молодых мужчин солдаты отправили в лагерь для военно-пленных. В настоящее время, на землях деревни находятся мошавы Мавкиим и Талмей Яфех.
8.Барка
- название арабской палестинской деревни находившейся в 37 км. к северу от Газы, возле современного Ашдода. Сегодня на землях деревни находится промышленная зона Ган Явне. В древности здесь находилось сначала греческое селение Барка, затем римская колония Барека. Центр деревни сохранился с византийских времен. Церковь византийской эпохи, вокруг которой группировался центр деревни, действовала до семнадцатого века. Местными святынями были могилы шейхов Мухаммада, Зарукка и пророка Барка, по имени которого названа деревня. Сведения о деревне содержатся в книге французского исследователя Виктора Герена, побывавшего здесь в 1863 году и в Обзоре Западной Палестины Палестинского исследовательского фонда от 1882 года. В период Британского мандата согласно первой переписи населения 1922 года, население деревни составляло 448 человек и все они были мусульмане. К моменту второй переписи в 1931 году, население деревни увеличилось до 600 человек из которых 593 были мусульмане шесть евреи и один христианин. Общее количество домов в деревне в этот период равнялось 123 . В 1945 году численность населения деревни составляла 890 жителей, которым принадлежало 5206 дунамов земли. Деревня была захвачена силами еврейского анклава - бригадой Гивати в рамках операции Барак(молния), еще до начала первой Арабо-израильской войны, 13 мая 1948 года. После захвата деревни до наших дней здесь сохранились всего два здания. Одно используется под склад, другое стоит заброшенным.
9.Бейт Дарас
был известен своими археологическими памятниками в том числе эпохи крестонсоцев после которых остался замок на возвышенности(холме). Замок был частью деревни. Во время правления мамлюков в Палестине, (1205-1517), Бейт Дарас был одним из пунктов почтового пути из Каира в Дамаск. В этот период, в 1325 году в деревне был построен караван-сарай. В 1596 году деревня фигурирует в налоговом регистре Османской империи как нахийя( район) Газы с населением в 319 человек. Жители Бейт-Дараса платили налоги ма ряд выращиваемых сельскохозяйственных культур, в том числе на пшеницу и ячмень, на коз, ульи и виноградники. Французский исследователь Виктор Герен посетил деревню в 1863 году, и отметил, что в ней проживает 700 жителей. В 1922 году, согласно переписи, проведенной властями Британского Мандата, население Бейт Дараса составляло 1670 человек, и все они были мусульмане. В 1931 году, согласно произведенной второй переписи, население деревни увеличилось до 1804 человек, все население по-прежнему было мусульманским. Местные жители проживали в в 401 жилом доме. В 1945 население Бейт Дараса составляло уже 2750 человек, все они были арабы которым принадлежало 16357 дунамов земли. Во время войны 1948 Бейт Дарас подвергался атакам четыре раза. Деревню защищала суданская армия и местная милиция. В соответствии с Рамзи Барудом, город подвергся сильному обстрелу 27-28 марта 1948 г.Во время обстрела погибли девять жителей Бейт Дараса и большая часть посевов была уничтожена. Согласно плану командования еврейского анклава, предусматривалось окружение Байт Дараса, после чего местным жителям должна была быть предложена капитуляция. В случае сопротивления армия должна была применить тактику "выжженной земли'. Деревня была захвачена бригадой Гивати 11 мая 1948 года, во время операции Барак, незадолго до начала 1948 года арабо-израильской войны. Около 50 человек из числа местных жителей были убиты, многие дома взорваны, а зернохранилища разграблены. Байт Дарас имел на тот момент население в 3190 человек. В Бейт Дарасе были также две начальные школы и две мечети. Все это было разрушено после захвата деревни. Мошав, посторенный ветеранами Гивати, был основан в 1950 году на землях Бейт Дараса. Кроме того, на землях Бейт Дараса в 1950 были созданы израильские поселения Азрикам и Эмуним.
10.Байт Аффа
Согласно налоговому регистру Османской империи от 1596 года, в деревне проживало в то время 143 жителя. В 1945 году население деревни составило 700 человек. Деревня прекратила своё существование в 1948 году.
11.Байт Джирия
Арабский географ Якут аль-Хамави назвал Байт Джирию(У Якута -Джирия), Родиной Абу аль-Фадль альДжирджа- одного из крупнейших авторитетов в хадиссах. Согласно налоговому регистру Османской империи от 1596 года, в деревне проживало в то время (В документах она фигурирует как "Бейт Харджа") 468 человек, которые платили налоги на ряд сельскохозяйственных культур, включая пшеницу, ячмень и фруктовые деревья, а также на коз и ульи. Впоследствии, однако, деревня вероятно была разрушена или оставлена своими жителями по неизвестным причинам и восстановлена только в начале девятнадцатого века. На мраморной плите у входа во двор деревенской мечети есть надпись о том, что Абдулла-паша Акко, с помощью своего представителя Мохаммеда Шахина, восстановил деревню в 1825-26 годах. В мае 1863 года французский исследователь Виктор Герен посетил деревню и писал о ней что в Байт Джирия проживают 370 человек . Деревенская мечеть находилась на восточной окраине Байт Джирия с видом на ручей Вади-аль-Абд(ручей раба),где находилась могила пророка (наби) Джирджа, по имени которого вероятно и названа деревня .Начальная школа была основана в центре деревни в 1932 году и в ней обучалось 67 учеников в середине 1940-х годов. В центре деревни были также небольшие магазины. В 1945 году население Бейт-Джирджа состояло из 940 человек, все они были арабы , которым принадлежали земельные участки общей площадью 8015 дунамов Деревня была захвачена израильской армией в начале ноября 1948 года, наряду с соседним аль-Мадждалом, на последнем этапе операции Йоав. Жители бежали или были изгнаны а деревня - разрушена.
12.Байт Тима
-название арабской палестинской деревни находившейся в 21км. к северо-востоку от Газы и в 12км. от береговой линии. В 1945 году население Байт-Тима составляло 1060 человек. В период Британского Мандата в районе деревни проводились археологические раскопки в результате которых были обнаружены археологические артефакты византийской и более ранней, римской эпох. В деревне была мечеть четырнадцатого века, построенная в честь пророкa -наби Тима. Во времена Османской империи Байт Тима упоминается в налоговом регистре 1596 года как деревня относящаяся к нахийя Газа с населением 693 человека, которые платили налоги на пшенницу, на зелень, фрукты, ульи и коз. Турки, во времена Оттоманской империи, добавили пристройки к мечети, а в правление султана Египта Мухаммада Али, мечеть была реконструирована. Французский исследователь Виктор Герен, посетивший Байт Тима в шестидесятых годах девятнадцатого столетия писал что в деревне проживают четыреста человек. В конце девятнадцатого века деревня упоминается в обзорах Палестинского исследовательского фонда как современного размера, с двумя водоемами, усыпальницами и окруженная садами. В 1922 году, согласно переписи населения, проведенного британскими властями, в Байт Тима проживало 606 человек, все мусульмане. В1931 году население деревни увеличилось до 762 человек, по-прежнему, в это время в деревне жили только мусульмане, занимавшие 157 домов. В 1945 году население Бейт Тима составило уже 1060 человек-все арабы-мусульмане, а площадь принадлежавшей местным жителям земли составляла 11032 дунамов, согласно официальным документам. В период Британского мандата, в Байт Тима были свои магазины и начальная школа, построенная в 1946 году, где также учились дети из соседних деревень Хулайкат и Каукаба. Деревня вошла в историю Накбы как оплот героического сопротивления местных жителей. Согласно яффской газете "Filastin, "сионисты попытались проникнуть' в Байт Tима еще в феврале 1948 года, но силы еврейского анклава были отброшены "градом пуль" со стороны местной милиции. Бой длился в течение получаса. Артиллерийский обстрел деревни, проведенный израильской армией в середине октября 1948 привел к большому количеству беженцев из Бейт Тима. Тем не менее, силы местной самообороны оставлись в деревне вплоть до того времени, когда Байт Тима была окончательно занята израильской армией и разрушена. В течение лета 1949 года, за деревню шли ожесточенные бои между израильской армией с одной стороны, местной самообороной и пришедшими ей на помощь подразделениями Саудовской Аравии- с другой. В начале июня израильской армии удалось занять Байт Тиму, но вскоре местная самооборона и саудовцы вернули себе контроль над деревней. Израильская армия занимала господствующие над местностью холмы, но занять деревню так и не смогла на протяжении всего периода второго перемирия. Однако позднее, деревня всё-таки была занята израильской армией и разрушена.
13.Бурайр
-название палестинской деревни находившейся в 18 км. к северо-востоку от города Газа. В 1945 году население деревни составляло 2,740 человек. Бурайр был известен с древних времен, сначала, в первом веке нашей эры, как еврейский город Брор Хаиль, где находилась ешива рава Йоханана Бен Закая. Римляне переименовали город в Буриор. Во времена мамлюков Бурайр служил главным пунктом на пути из Газы в Бейт Джибрин. Согласно цензу 1596 года, под властью Оттоманской империи, жители Бурайра платили налог на пшеницу, фрукты, мед и коз. Эдвард Робинсон в 1838 году писал о Бурайре как о процветающей деревне занимающей главное место на плане местности. В 1863 году население Бурайра состояло из тысячи жителей, дома в деревне строились из селевой грязи и только дом шейха - из камня. Бурайр в это время описывался путешественниками как процветающая деревня. В списке деревень Оттоманской империи от 1870 года о Бурайре содержатся следующие сведения: В деревне 167 домов, население составляет 579 человек (Список учитывал только мужчин) В годы Британского мандата, Бурайр расширился в западном направлении, в центре деревни была построена мечеть. Также, в этот период, были построены мельница и больница. В городе был также рынок, куда приезжали жители окрестных деревень и бедуины. В 1922 году, согласно переписи населения, в Бурайре насчитывалось 1591 жителей, все они были мусульмане. К 1931 году население деревни увеличилось до 1894 человек проживавших в 414 домах. В 1945 население Бурайра увеличилось до 2740 человек. Население деревни составляли только арабы, которым принадлежало 44220 дунамов земли из которых 409 дунамов были заняты под плантации, 43319 использовались под зерновые и 130- под застройку. Бурайр вошла в историю Накбы как героический оплот местного населения. 29 января 1948 года бронемашины еврейского анклава вторглись в Бурайр, но были отброшены силами местной самообороны. 14 февраля 1948 года между милициями еврейского анклава и Бурайра имела место перестрелка, после которой милиция анклава снова была вынуждена отступить. После этого жители деревни соорудили баррикаду на вьезде в Бурайр, но на следующий день ее разрушили британские солдаты. Согласно историку Валиду Халиди, ветераны ВМВ 20 апреля 1948 года основали кибуц Брор Хаиль на возвышенности в миле от Бурейра. Жители деревни пытались помешать строительству и вели огонь по кибуцу, но их усилия не увенчались успехом. В начале мая 1948 года, бригада Негев Пальмаха и Гивати в рамках операции "Барак", захватили Бурайр, который они называли деревней убийц. Часть жителей Бурайра призывного возраста были убиты, женщины и девочки-подростки изнасилованы и также убиты. Уцелевшие жители деревни бежали в Газу. Согласно Халиди, на месте деревни в начале девяностых годов еще сохранились останки домов и улиц. В 1950 году на землях деревни были основаны кибуцы Теламим и Хелец, Сде Давид, а в 1956- Зоар.
14.Дэйр Сунайд
- название палестинской деревни находившейся в 12 км. к северо-востоку от города Газа. Первая часть названия Дэйр Сунайд по-арабски означает " приют" , вторая- имя бедуинского племени, жившего в районе Газы. Согласно цензу 1596 года, под властью Оттоманской империи, население деревни в это время составляло 66 человек, которые платили налоги на пшеницу, ячмень, фрукты, ульи и коз . Французский исследователь Виктор Герен, в 1863 году отмечал в своих записях, что в деревне проживают 150 человек и в садах на землях деревни выращивают преимущественно фиги. В конце девятнадцатого века Дейр Сунайд был современного вида деревней, что выражалось в планировке улиц, дорог и в удобных домах из камня. В 1922 году согласно переписи проведенной властями Британского мандата, в деревне было 356 жителей, все мусульмане. В 1931 году население деревни составляло уже 475 человек. В это время в деревне было 103 дома. В деревне было несколько магазинов. В 1945 население Дейр Сунайда составляло 730 человек, все они являлись арабами, а площадь земельных угодий деревни составляла 6081 дунамов Во время первой арабо-израильской войны 1948 года, деревня стала ожесточённых боёв между египетской и израильской армиями и подверглась жестоким бомбардировкам.Прекратила своё существование в конце октября, начале ноября 1948 года. Точная дата неизвестна. По свидетельству профессора Валида Халиди, на землях деревни сохранился каменный мост и три здания железнодорожной станции. Ни мост, ни здания не использовались израильтянами и на землях деревни не было предпринято никакого строительства.
15.Димра
- название арабской палестинской деревни находившейся в 11 км. к северо-востоку от города Газа. В эпоху мамлюксого правления в Палестине, Димра была домом для племени Бани Джабир. В 1863 году французский исследователь Виктор Герен посетил Димру и отметил, что население деревни составляет 120 человек. Он предположил, обнаружив несколько пустых домов, что ранее деревня была больших размеров. Также он отмечал, что жители деревни выращивают огурцы и арбузы в окрестных садах. Деревня расширялась в период Британского мандата - дома были построены на востоке и на юге деревни. Общая площадь земельных угодий Димры составляла 8492 дунама. Вся земля принадлежала арабам. Население Димры составлявшее в 1922 году 251 человек к 1948 году составило уже 603 человека - все арабы(1931-324, 1945-520). В 1931 в деревне было 100 домов В 1948 с началом арабо-израильской войны, женщины и дети Димры были эвакуированы местными мужчинами 31 октября, скорее всего, в связи с наступлением израильской армии. Израильское поселение Эрез был основано в 1949 году на части деревнских земель. Остальные структуры деревни, описаны Валидом Халиди в "All That Remains" (1992).: "Большая часть деревни огорожена и используется в качестве пастбищ'.
16.Ирак аль-Маншийя
-название палестинской деревни находившейся в 32 км. к северо-востоку от города Газа. В деревне было две мечети и усыпальница шейха Ахмада аль-Уранини. Во времена султана аль-Насира Мухаммада ибн Калауна в 1317-1318 годах, здесь был постоялый двор. В более позднюю эпоху- под властью Оттоманской империи о деревне известно из ценза(переписи) 1596 года, согласно которой в это время в Ирак аль-Маншийя было 61 жителей, которые платили налог на ряд выращиваемых сельскохозяйственных культур, в частности, на пшеницу, на коз и мёд. Эдвард Робинсон в 1838 году и позднее, Виктор Герен описывают Ирак аль-Маншийя в своих книгах. В частности, Герен оценивал население деревни в 1863 году в цифру более трёхсот человек. В 1883 году, Палестинский исследовательский фонд Западной Палестины в своём обзоре описывает деревню как построенную из описанного камня и окружённую обрабатываемых землями . До первой мировой войны вблизи деревни находилась железная дорога, построенная властями Оттоманской империи в начале прошлого века, а сама деревня расширялась на северо-восток. Во времена Британского Мандата, согласно переписи 1922 года, население Ирак аль Маншийя составляло 1132 человека, все они были мусульмане. К 1931 году население деревни увеличилось до 1347 человек. В это время в деревне было 299 домов. В 1945 во время последней переписи, население Ирак аль-Маншийя и жители еврейского кибуца Гат были включены в общий список. Тем не менее, данные переписи содержат сведения об этническом составе каждой административной единицы переписи из чего следует, что население Ирак аль-Маншийя составляло в 1945 году 2010 человек. В это время во владении жителей деревни находились 13449 дунамов. В соответствии с планом ООН о разделе Палестины от 1947 года, Ирак аль-Маншийя должна была войти в состав арабского государства. Однако в октябре 1948 года деревня была захвачена бригадой Александрони, израильской армии, в ходе боёв против египетской армии. После соглашения между Египтом и Израилем о прекращении огня и ухода египетской армии из Ирак аль-Маншийи и близлежащих деревень, израильские военные вынудили местных жителей оставить свои дома. В 1954 году на землях деревни был основан израильский город Кирьят Гат, которому первоначально отводилась роль административного центра всего юга Израиля. Двумя годами позже, в 1956 году, на землях деревни был основан ещё один израильский населённый пункт- Сде Моше. Кибуц Гат был создан на землях деревни ещё в 1941 году. На месте самой деревни был высажен эвкалиптовый лес, хотя следы деревенских дорог сохранились, как и заросли кактусов, служившие оградой для земельных наделов. Часть земель используется израильскими фермерами. Усыпальница шейха Ахмада аль-Уранини сохранилась, но находится в полу-разрушенном состоянии.
17.Хамама
- Название арабского палестинского города с населением в более чем пять тысяч человек. Город находился в 24 км. к северу от Газы между Аскаляном (совр. изр. Ашкелон) и Ашдодом. В древности были известен как византийский город Пелейя. Обезлюдел во время арабо-израильской войны 1948 года. Арабское название Хамама переводится как 'голубь'. Хамама была расположена рядом с местом битвы между крестоносцами и Фатимидами в 1099. Позже Хамама перешла под власть мамлюков, и в 1333/4 годах(734 по мусульманскому летоисчислению, часть от дохода деревни шла на содержание гробницы вакфа и медресе Акбухa Абд Аллах в Каире. Здесь родился известный ученый и проповедник мечети Аль-Акса, Ахмад аль-Шафия (1406-1465). В 1596 году Хамама являлась деревней входившей в состав нахийя Газы (Санджак сектор Газа), с населением 462 человека, которые платили налоги на коз и на ульи. Во времена Британского мандата в Палестине, был создан сельский совет для управления местными делами. В 1945 Хамама имела население 5010 арабов и 60 евреев и, в общей сложности, жителям деревни принадлежали 41366 дунамов земли. Жители Хамамы занимались в основном рыболовством и сельским хозяйством, выращиванием зерновых, цитрусовых, абрикосов, миндаля, инжира, оливков, арбузов и дынь. В связи с наличием песчаных дюн в северной части города, деревья были посажены на части этих земель, чтобы предотвратить эрозию почвы. Во временаБританского мандата, деревню посещали инспекторы из Департамента древностей, которые отметили две мечети, как представляющие историческую ценность и культурное наследие. Одна из них, известная как Шейх Ибрагим Абу Aркуб, включала мраморные колонны и капители. Другая мечеть, известная как Шейх Хамид, также включала фрагменты из мрамора. Ни одна из этих мечетей не сохранилась. Деревня прекратила своё существование в 1948 году.
18.Хатта
- название арабской палестинской деревни, с населением в 1125 жителей в 1945 году. Вероятно, название деревни происходит от племени аль-Хут родом из Неджда в Центральной Аравии, которое расположилось лагерем неподалеку от деревни в конце пятого века н.э. Арабский географ Якут аль-Хамави упоминает деревню как Хатауа. Он также отметил, что Хатта была Родиной исламского ученого' Амру аль- Хатауи. В налоговых регистрах Османской империи от 1596 года, деревня фигурирует под названием Хатта с населением в 15 домашних мусульманских хозяйсттв. Жители деревни платили налоги на пшеницу, ячмень, кунжут, коз и ульи. В 1863 году французский исследователь Виктор Герен посетил деревню и оценил ее население в 600 человек. Он также отметил вали, посвященный пророку Амрана и крупные плантации табака, оливковых и фиговых деревьев вокруг деревни. Согласно Османскому списку деревень 1870 года, в Хатта было 78 домов и население 211 человек, хотя в численность населения во времена Османской империи были включены только мужчины призывного возраста. В 1922 году, согласно переписи населения,, проведенной властями Британского мандата Хатта население Хатты состояло из 570 мусульман. Ко времени второй переписи в 1931 году, население деревни увеличилось до 646 человек , живших в 140 домах. В 1945 году население Хатты выросло до 970 человек - все арабы,которым принадлежало 5305 дунамов земли. Хатта была уничтожена в ходе войны 1948 года. На землях деревни были построены израильские посёлки Завдиель (1950), Рехава(1953) и Алума(1965).
19.Хирбийя
- название арабской деревни, находившейся в 14 км к северо-западу от Газы в южной приморской части Палестины В 1945 году население Хирбийи составляло 2300 жителей, из которых 2240 были палестинские арабы и еще 60-евреи. В эпоху Хананеев здесь также было селение упоминаемое в исторических источниках. Деревня также знаменита была тем, что в эпоху крестоносцев, в 1226 году здесь произошла одна из решающих битв между крестоносцами и войском Айюби;дов, закончившаяся разгромом крестоносцев. В качестве арабской деревни Хирбийя упоминается в налоговом реестре от 1596 года. Уже в этот период своей истории Хирбийя была большой, можно даже сказать, огромной деревней по тем временам с населением в 963 человека и в административном отношении подчинялась Газе. Жители деревни платили налоги на пшеницу, зерновые, виноград, фрукты и шерсть. Численность населения и разнообразие хозяйственной деятельности позволяют предположить, что история этой деревни в качестве арабского населенного пункта началась гораздо раньше 1596 года. В конце девятнадцатого века Хирбийя славилась своими садами и прудами. Деревня была уничтожена в ходе первой арабо-израильской войны. По свидетельствам американского историка Валида Халиди, от деревни на сегодняшний день уцелели только мечеть, превращенная в склад и дом Мухаммада Атийя. Это единственные уцелевшие дома в деревне. В 1949 и 1950 годах на землях Хирбийи были основаны израильские поселки Зиким и Кармия. Поселок Яд Мордехай также стоит на землях Хирбийи.
20.Ирак Сувайдан
- название арабской палестинской деревни, находившейся в 27 км к северо-востоку от города Газа. Деревня была полностью разрушена за исключением здания полицейского участка в 1948 году. Во время археологических раскопок здесь были обнаружены следы ранне-римской, византийской и омейядской эпох В 1883 году, согласно обзору Палестинского исследовательского фонда это была деревня средних размеров В 1922 году, согласно переписи населения, проведённой властями Британского Мандата,, население деревни состояло из 349 мусульман, увеличившись до 440 ко времени второй переписи в 1931 году. В это время в деревне был 81 дом. В 1945 году - во время последней переписи времен Мандата, в деревне было 660 жителей - все арабы,которым принадлежало, в общей сложности 7529 дунамов земли.
21.Исдуд
- арабская палестинская деревня находившаяся в 35 км. к северо-востоку от от Газы. До 1948 года aрабам здесь принадлежалo 32905 дунамов земли, евреям-2487. В общественном пользовании находилось 12479 дунамов от общего количества в 47871. Деревня упоминается в налоговом регистре Оттоманской империи 1596 года. В это время в деревне проживало 413 человек. В 1948 году, накануне Накбы в Исдуде проживало 5359 человек. Также были две мечети, одна из которых сохранилась до наших дней, но в плохом состоянии. Из трех усыпальниц, священных для мусульман сохранилась одна. Сейчас на месте деревни находятся израильские поселения Сдэ Элияху и Бней Даром.
22.Аль-Джаладийя
, - название палестинской арабской деревни находившейся в 34 км. к северо-востоку от Газы. Деревня была уничтожена в ходе первой арабо-израильской войны. Деревня аль-Джаладийя известна по меньшей мере со времен Крестовых походов. Крестоносцы называли деревню Геладия, по-видимому отсюда и происходит ее названия- Джиладийя. Крестоносцы построили в деревне замок.
Джулис
- название арабской палестинской деревни, находившейся в 26.5 км к северо-востоку от Газы. В 1945 году в деревне насчитывалось 1030 жителей. Площадь земельных угодий Джулиса составляла 13584 дунамов(13.6 км ;) Деревня была уничтожена в ходе арабо-израильской войны 1948 года. В ходе археологических раскопок, на территории деревни были найдены черепки эпохи мамлюков. В 1596 деревня административно входила в состав нахийи и ливы Газа. В это время население деревни составляли 204 человека (79 семей), которые платили налоги на пшеницу, овощи, фрукты, ульи, виноградники и коз. В 1863 году деревню посетил Виктор Герен, который оценил ее население в пятьсот жителей.. Согласно отоманскому реестру деревень 1870 года, в это время в деревне был 101 дом, а население составляло 307 человек, (Османская перепись учитывала только мужчин). В 1922 году, согласно переписи населения проведенной властями Британского мандата, население деревни составляло в это время 481 жителей и все они были мусульмане . К моменту переписи 1931 года население деревни увеличилось до 682 человек и по-прежнему, население деревни оставалось полностью мусульманским. В это время в деревне насчитывалось 165 домов. В деревне была мечеть и святыня посвященная Шейху Хайру. Согласно местной традиции, Хайр был мусульманским воином, который погиб сражаясь против крестоносцев. Вдоль шоссе, к которому примыкала деревня, находились сельские магазины. В 1945 году, согласно последней переписи, проведенной влстями Британского Мандата, население Джулиса составляло 1030 человек, а общая площадь земель деревни составляла, в общей сложности 13584 дунамов земли. В 1949 году на землях деревни был построен мошав Ходайя. Согласно свидетельствам палестинско-американского историка Валид Халиди, побывавшего на месте деревни в 1992 году, "Осталось только несколько домов. Один из них, в юго-западной части бывшей деревни, занят еврейской семьей".
23.Аль-Джура
-название арабской палестинской деревни, находившейся в двух километрах к западу от Маждала(современного Ашкелона). В 1596 году Аль-Джура административно подчинялась нахийя Газа и входила в ливу с одноименным названием. Деревня носила в это время название Джаура или Джаурит аль-Хадж. Ее население в это время составляло 253 человека. В 1863 году французский исследователь Виктор Герен также посетил деревню, и оценил ее население в триста человек. В 1922 году, согласно переписи проведенной властями Британского Мандата население Аль-Джуры в это время составляло 1326 человек и все они были мусульмане. К моменту следующей переписи в 1931 году, население деревни состояло из 1752 мусульман и двух христиан. При этом общее количество домов в деревне в этот время составляло 396. В 1945 году - к моменту последней переписи, проводившейся властями Мандата, население деревни составляло 2420 человек и все они были мусульмане . Земельные угодия деревни в это время составляли 12224 дунамов. В конце ноября 1948 года, Аль Джура оказалась в числе деревень, которые, согласно планам израильской армии, должы были быть разрушены, а их население депортированно в Газу. В частности, в приказе по батальону и инженерному взводу, которым было поручено осуществить данную акцию, говорилось о том, что жители деревни должны быть высланы в Газу, а саму деревню следует разрушить, дабы не допустить возвращения арабов в свои дома. При этом предписывалось заминировать дороги, ведущие в деревни. Армии было приказано провести операцию "решительно, точно и энергично'. В соответствии с данным приказом, операция была проведена 30 ноября. Солдаты не нашли "ни одной живой души" в Аль-Джура. Тем не менее, уничтожение деревени не было завершено сразу же из-за сырости домов и недостаточного количества взрывчатых веществ. Аль-Джура известна также тем, что здесь родился основатель и духовный лидер ХАМАСа Ахмад Ясин.
24.Джусайяр
- название арабской палестинской деревни, находившейся в 35 км. к северо-востоку от города Газа. В 1596 году, согласно реестру Османской империи, население деревни в это время составляло 330 человек. В 1945 году- к моменту последней переписи, проводившейся властями Британского Мандата, население Джусайяра составляло 1180 человек. Деревня была уничтожена в ходе первой арабо-израильской войны, 17 июля 1948 года и разрушена израильской армией, уцелел лишь один дом. В собственности жителей деревни находились 12015 дунамов земли и еще 346 дунамов составляли общественные земли. На землях деревни построены израильские поселки Менуха и Вардон.
25.Каратийя
- название палестинской арабской деревни находившейся в 29 км к северо-востоку от Газы. В 12-м веке крестоносцы построили здесь замок под названием Галатия. . Войска Салладина изгнали крестогосцев из Каратийи в 1187 году. В 1226 году арабский географ Якут аль-Хамави писал о Каратийи как о "городе возле Бейт Джибрина, в провинции Филастин". В 1299 году, мамлюкский султан Аль-Насир ибн Калаун расположился в Каратийи со своей армией в преддверии битвы с монголами. В 14-м веке арабский географ Аль-Димашки сообщает, что в это время деревня входила в Мамлакат Газа ("Королевство Газа') . Османской империи В 1596 году, находясь под властью Османской империи, Каратийя входила в нахийя и санджак Газа. В это время население деревни состояло из 253 человек(только мужчины, в соответствии с переписью проводившейся властями Османской империи). Жители деревни платили налоги на пшеницу, ячмень, фрукты, виноградники, ульи и коз. В 1945 году население деревни состояло из 1370 жителей и все они были арабы. Земли деревни составляли, в общей сложности, 13709 дунамов. . Каратийя была захвачена батальоном израильской армией под командованием Моше Даяна 18 июля 1948 года. Жители деревни бежали при приближении батальона, как впоследствии утверждал сам Даян. А по утверждениям Бени Морриса, израильские солдаты вели огонь по беженцам из пулемётов. 20 августа 1948 года, Бен-Гурион представил план 32 новых еврейских поселений на месте уничтоженных арабских деревень. Согласно этому плану, на месте Каратийи планировалось также создать израильское поселение . В конечном итоге, на землях деревни были основаны три израильских поселения: Комемуйот в 1950 году, Рехава в 1953 году, и Нехора - в 1956.
26.Каукаба
Деревня была известна еще во времена крестовых походов, как Coquebel. В 1596 году, согласно Османскому налоговому регистру, деревня Каукаб имела население 88(регистр учитывал только мужчин)человек, которые платили налоги на ряд выращиваемых культур, в том числе на пшеницу, ячмень, кунжут, фруктовые деревья и виноградники. В 1863 году Виктор Герен определил население деревни в пятьсот жителей. Согласно переписи 1931 года население деревни составляло 522 человека, которые жили в 121 доме. Население деревни было полностью мусульманским. В 1945 году население Каукабы увеличилось до 680 человек. Общая площадь земель в Каукабе составляла 8542 дунама. Деревня была захвачена Израилем в ходе операции Йоав в ходе 1948 арабо-израильской войны. Падению деревни предшествовали события в соседнем Бурайре, где бригада Хаганы Одед казнила большое количество палестинцев призывного возраста. Жители Каукабы были готовы сдаться израильским силам, но Хагана выгнала последнего из жителей 27/28 мая 1948 г. В 1950 году на землях деревни было основано израильское поселение Кохав Михаль.