Ривлин Влад : другие произведения.

Константин Варб

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 4.54*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Написано на основании моих бесед, переписки и собранных высказываний в дискуссиях Константина Варба. июль 2010 года.

  Константин Варб - пожалуй самая загадочная и противоречивая личность на Самиздате. Человек глубоко верующий и в то же время- бунтарь, не терпящий догм ни в чем - ни в поэзии, ни в философии, ни в жизни.... Такое впечатление я вынес из знакомства с творчеством Варба. Константин мой современник, из поколения тех, чье становление пришлось как раз на время распада СССР и появление новых реалий. У него очень своеобразное восприятие обычных на первый взгляд событий. Читая его стихи и прозу иногда кажется , что человек этот как-будто несколько отрешен от реальности... Но в то же время, ему удается схватить сокровенную суть происходящего, он способен в мелочах разглядеть глубинный. И не только разглядеть, но и показать это читателю. Стихи Варба не спутаешь ни с какими другими. В них сразу угадывается особый, варбовский стиль. То, что для других поэтов и критиков изъян, например, сбой в ритме или ее шершавость , для него наоборот-достоинство стиха. В его рецензиях можно встретить например такие слова: "Слишком гладкая рифма". Для Варба - это недостаток. Идеальный стих для Константина - это тот, что похож на жизнь, которая никогда не бывает слишком гладкой и вообще идеальной. Наиболее точным определением для стихов Варба я бы назвал "стихи не для всех", а только для тех, кто готов поступиться догмами и открыт для понимания непохожего мироощущения. Мне он показался сразу же энциклопедических знаний.
  -Это не так,- говорит Константин,-Скорее я по Панарину "профессиональный дилетант": читаю я крайне мало, и либо мгновенно, либо очень углублённо. Предпочитая сложную и специальную литературу, быстро выбирая что мне надо. То есть я не читаю впустую, отсюда и кажущаяся эрудиция. Копать же стараюсь глубоко. Он великолепно разбирается в истории, философии, теории литературы. Точнее, некогда в чём-то возможно и разбирался; проходит время, память человеческая несовершенна, и накапливаются ошибки и наслоения. Да и термины меняются. Друзья иногда полу-шутливо называют его СИшным батюшкой, за впечатляющие познания и глубокую веру.
  - К счастью от этого Бог миловал!!!-возражает сам КонстантинКаноника штука жёсткая. Священник не имеет право заниматься художественной литературой ибо вольно или не вольно нарушает таинство исповеди. Я же писатель и соответственно с детства учился познавать сущность человеческую, ну если не с первого взгляда, то по малым штрихам. Писательство и священство вещи несовместимые... Да и священником я быть не имею право! В советское, и в раннее постсоветское время открывались пути, которые на достаточно раннем этапе были пресечены. Два раза - этого вполне достаточно... Но я от природы своей изначально владею магией и занимаюсь иногда экзерцизмом, и вот меня как-то попросили о священстве ещё раз задуматься... И я грешным делом подумал о возможности зайти в ту же воду третий раз. Ну Бог, как мне все говорили "по велицей милости своей", поставил мне прямой канонический запрет. Не важно что это ложь и клевета. Самое интересное, что человек который это сфабриковал, и сама она тоже соклеветала ужасающие вещи, говорила, хотя я не мечу бисер Веры перед свиньями и никаких поводов её для этого не подавал: "Как бы было бы хорошо чтобы Вы стали священником!" На языке магии это называается ОТРЕЧЕНИЕ - прямой запрет. И нет большего огня, чем человек вызвавший отречение. Правда сейчас так в РПЦ МП и воцерковляют: без канонических запретов священник не священник. Читаешь порою современные статьи о священстве МП, так там они сами этим бахвалятся. МП - эта интересная "вера" там спасаются грехами... Но я тогда и сам был в МП... Смиренный перед Богом и скромный в общении, ради истины он не раздумывая готов на конфликт даже с друзьями, и единомышленниками. В вежливой, часто подчеркнуто холодной форме изложит свои аргументы , доказывая свою точку зрения. - Бьют волка не за то что он сер, а за то что он овцу сьел, и не одну. В детстве у меня был очень страшный сон когда меня по кусочкам растаскивают... Я прошёл достаточно большой и трудный путь в христианстве - исповедничать ради религии греха, нет Боже упаси... Нет я не могу себя назвать смиренным, смирение - это безответственность. Как принято сейчас понимать "блаженны нищие духом"? Все мне вокруг должны и обязаны! Вот такая ныне "святоотеческая" трактовка. Я в нагорной проповеди значение было иное: блаженны не называющие себя "нищими" ессеи, а являющиеся "Сынами Света" по духу. Я смирение понимаю скорее по буддистски: Смирение - это сила исполненная сдержанности. К сожалению я сейчас вероятно на долго не в силе. На мой вопрос о том, как сформировалось его творчество, Константин рассказывает следующее: Может это и странно, но я с самого раннего детства никогда не хотел, не мечтал и не стремился стать писателем, просто знал, что им буду. Если говорить о стиле(?)... то я прежде всего ориентируюсь на миниатюру, пишу я их со времени ещё до того как научился не то что бы писать, а даже читать... Возможно именно потому, что начал так рано, своеобразен и художественный взгляд абстрагированная конкретика столь свойственная детскому восприятию... И именно стремление к миниатюре заставляет писать обычно в достаточно больших полисюжетных формах... Придёт время, даст Бог, выложу на СИ... Однако это не единственный источник "стиля"... Мой ближайший родственник, бывший долгие годы редактором отдела газеты "Правда", очень сильно повлиял на мой стиль письма: на разработанную в советской топ-журналистике форму изложения, вроде: "Произошёл дружеский забег между советским и американскими лидерами, американский президент прибежал предпоследним" меня натаскивали с раннего детства. А во-вторых, я не "физик", как родители, а "естественник" и сам стиль естественно-научного мышления: определение обычно проявляемых вероятностей, аналогичен; так что натаска помогла. Советские газеты так старались изложить неприятную правду, что её понимали на сто процентов лишь полностью посвящённые. Но это был хороший стиль. Я его стараюсь на новом уровне использовать в работах "Карла Неги". Возможно именно эти две вводные (детская миниатюра и прикрытое выражение реальности) определили основное направление творчества стиль мистического реализма и жанр мифологического фентези. Возможно я бы умер в 12, если бы не должен был написать Минимальгаму "Мир Меча Мира", над которой работаю с 9 лет... Так что я полагаю, что это то что Бог от меня действительно хочет. Но опять же поскольку я сейчас нахожусь немощах, тщеславиться я больше как с "Русской Тройкой" не буду. Будет время, будут деньги, будут возможности для реального промоушена, тогда что-то будет. Сейчас же это будет - тяжкий грех!!! А вот "поэтом" я стал совершенно случайно... Всякая река рождает своих поэтов, Великая Великих, малая малых... Я вырос на Клязьме. Клязьма интересная река, её не надо постоянно перемерять с 492 до 502 километров, со своими 700 с гаком она однозначно большая, и как не примеряй, хоть по Нерли - Великой не станет... Впадение Нерли с которого начинается среднее течение реки красивейшее место! Замедлившаяся и равнорасширившаяся Нерль сходится острым углом и резко поднимаясь дном как бы вливается через край. А знаменитый храм Покрова постоенный на острове при их слиянии Андреем Боголюбским лежит в 200 метрах к северо-западу (реки Северного Полушария всегда роют вправо!). Рассекая Великорусское междуречье пополам, узколистные и смешенные леса, деля справа приток за притоком с Окой по Мещере, слева разменявшись с Волгой Нерлями забирает к себе в водосбор почти всё лежащее между ними пространство упираясь истоком Тезы чуть ли не в волжский берег. Но изменить соотношение Волга-Ока невозможно, при водоносности Севера. Ибо оттуда полноводность Двины, Невы да и Волги. После Тезы Клязьма наконец-то становится судоходной, и широкой как Дон. Не от прилива притока, а припёртая водами даже уже не Оки, а самой Волги. Я же вырос там где Клязьма быстрая и узкая, ну как Яик в Оренбурге. Река с омутами и перекатами, регулярными меандрами и обратным течением... Вот эта музыка и наполняла всю мою раннюю поэзию... Лет в 11 на излучине я под водой попал в водовороты и с трудом смог выплыть, а в 14 поставил свой личный рекорд переплыв 32 Клязьмы по "треугольнику"... (Это очень много)!!! Но всегда входя в ее воду, мечтаю выбраться назад... Разбор Егором Исаевым моих ранних Кварбовских и более ранних вирш, привёл его к следующему резюме: "Вырастет большой и самобытный поэт, но стиль должен развиваться самостоятельно. Автор не должен подражать (я и сам к этому стремился), тем более современным поэтам (знал бы он, что я их в большинстве считал, да и считаю графоманами). НИКАКИХ МАСТЕР - КЛАССОВ! И образность, образность, образность... (Я конечно с лета 86 и до 93 пробовал, но предпочитаю работать как писатель ОБРАЗА, а образность достигаю путём парадоксализма разработанного ещё весной 85). Ну и не написать свой "Тихий Дон" (так и вышло, но я об этом очень и очень жалею). На мой взгляд "Судьба человека" не хуже, всякому возрасту свой плод, комплексовать только не надо. Ранний КВАРБ интересен каприсами, особенно в циклах стихов. Их надо выкладывать, такого автора вы ещё не читали! Вообще к 18-ти я начал писать стильно, например, тот же самый "Актёр"." О себе Константин рассказывает довольно скупо: -"Я родился с избыточным весом. Поэтому первая же прививка БЦЖ стала для меня и последней. В принципе лишь корь в острейшей форме в 12 лет избавила меня от непрерывных мучений... Поэтому моя жизнь не изобиловала внешними событиями. В этом случае принято говорить, что зато была наполнена внутренними. Но это уже было бы от лукавого... Я был вундеркиндом. Ну например если спросить аватара Саи Бабу, развивается ли он? Это будет глупо. Тут приблизительно так же. Я не люблю светиться, предпочитаю держаться в тени, и уходить в неё при первой возможности. Это инстинкт. Но и в семье считали, что я должен быть обычным, хотя для "саморазвития" давали возможности. Поскольку я болел часто, то мне на контрольных в школе постоянно приходилось самостоятельно открывать пройденные без меня теоремы. Вообще же школьное "образование" сильно испортило меня в том смысле, что мне приходилось постоянно доказывать полученный ответ. Объяснять, что я проверил его уже несколькими способами, о которых ничего ни могу разъяснить, было совершенно невозможно; зато адоптировало к реалиям. В 17 лет я попал в картотеку КГБ как ярый антисоветчик, и мне разумно было сходить в армию, и коммисоваться месяцев через 6-8. Но... Через шесть месяцев не вышло, а позднее - уже по моральным соображениям, но это отдельная история, упоминать об этом не стоит. Написано за два года лишь несколько стихов, хотя "Свастика" - один из лучших и любимых. Обязательно выложу... После армии пришлось долго востанавливаться... До уровня поэтического восприятия, разумеется. Я не пишу сейчас принципиально лучше чем в начале 90-х, лишь скованнее. Хотя недавно написал "Сарматский Ветер", в старой манере... Анонимно лежит на конкурсе на Жёлтом Фонаре, потом на СИ открою. В 90х я имел книготорговых бизнес, позднее работал в некоторых издательствах. Я встречался и общался со многими поэтами. Хотя мало кто знал (не только поэты) что я пишу стихи. Забавно было, когда я делал нечто по их пожеланиям и отправлял им под именем К.ВАРБ от чужого лица...Я не понимаю, когда ты покупаешь яблоко, неужели важно кто его предлагает? Важно чтоб было вкусно. Наверно поэма "Амазонка" (я не найду её распечатку, а в тетради у меня третья часть отсутствует, найду выложу) это нечто чисто кварбовское, (хотя там много доработок задумок В.Высоцкого.) Читается она прекрасно! Я её читал многим. С некоторыми поэтами я просто дружил. Как например в случае с Владимиром Топоровом. "Амазонка" ему понравилась, но когда он увидел её на бумаге, то воскликнул: -"Как же она ужасно выглядит"! - Это был приговор всей советской поэзии! Позднее я нашёл законы по которым я строю стихи... А на просьбу от другого лица о её публикации уже во время чеченской я ответил отказом. Уровень на котором я пишу, мне известен. Я никогда никого не просил о публикации стихов, меня просили, лично, но условия для меня были неприемлемые. Лучшие стихи были написаны мной в начале девяностых. Меня все знали и стихи все знали, но публиковать не хотели. Тогда были разработаны интереснейшие техники. Но значит они были не нужны. Я к этому отношусь совершенно спокойно. Надо - будет. Не надо - нет... Лучше "Карлика" ничего никогда не напишу, и я знал об этом когда писал. Это вершина которую я достиг, она показалась слишком высокой. Для его понимания профессиональным поэтам требовалось не менее двух лет. Это герметика - выше герметики мировая литература не знает... Я однажды случайно встрял в дискуссию "О поэзии как школе смирения", где иные полагают, что поэзия у начинающего поэта sic! вырабатывает смирение и лечит гордыню!!! А если же говорить о Поэзии, то, я там пишу: "Поэзия это вовсе не тот путь, что бы "самовозгордиться", по крайне мере сразу. Гордыня появляется позже, однако это проблема не стиха, а автора. Просто стихи становятся хуже, хуже и хуже. Я это сам прошёл с "Карликом", это и был пример авторской гордыни, да и не только авторской. Но я человек западного психологического склада. Я стараюсь ничего не производить в пустоту, но всегда отрабатываю всё до конца и мне не в чем себя упрекнуть... Начиная писать стихи, мы сразу попадаем под Заповеди от второй: не сотвори кумира, по десятую - не укради (в иудаизме, кстати, толкуется "и образ не укради") и т.д. И сразу получаем предложение Блаженств. А кто ж из нас готов следовать путём блаженств? Вот то-то и оно. Да, ну и о первой заповеди: Я и сам художник, и для меня нет иного Бога кроме Худога, Бога ко всему Самосущного, всем и всему Предуслужившего, Миромикрокроителя, Бога Совершенного. Я полагаю что воля человека как русло реки абсолютно свободна, а путь к морю столь же предопределён. Об этом у меня есть стих "Credo", я действительно как там написано так и верую и "еже песах - песах"... -На СИ http://zhurnal.lib.ru/editors/a/arbow_k_w/hicprohoc.shtml у меня достаточно посещаемая страничка, в настоящий момент около 100 прочтений в день. Кому интересно тот находит. Но светятся стихи там не для поэтической славы, я действительно могу выложить несколько сотен стихов, конца 80-х и будут стоять клики умиленья. Зачем? На СИ я готовлю платформу для восприятия читателем тяжёлой авторской прозы, так называемой "бешенной кварбешной". Я полагаю, что нельзя оценить вукус бунинских антоновских яблок и аромат тенистых аллей не зная как автор посылал свою душу и писал первый стих. Восьмидесятые и девяностые давно прошли и невозможно вернуться назад. О Поэзии у меня есть хорошая статья: http://zhurnal.lib.ru/editors/a/arbow_k_w/zzz1.shtml То время уже ушло. Это уже прошлое, которого не было. И оно уже никогда не станет настоящим. Я не вижу никого иного смысла (кроме как для облегчения всприятия прозы) перебивать свои ранние стихи в интернет. Пусть их напишут другие и свои. Я этот путь прошёл. Подискутировать о путях развития поэзии было бы интересно, а самому писать и создавать в принципиально новых формах уже нет. Если вдруг что-то случайно возникнет... Но сейчас нет времени даже на дискуссии. Значит и это лишнее. Ну о поэзии К.ВАРБ вроде бы всё..."
   Написано на основании моих бесед, переписки и собранных высказываний в дискуссиях Константина Варба. июль 2010 года.
Оценка: 4.54*4  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"