С той поры под историей еврейского народа понимается судьба только выходцев из Иудеи, а неизвестно куда пропавшие жители древнего Израиля породили одну из величайших загадок мировой истории
Израиль в Афганистане
При этом Борнс имел в виду не афганских евреев, иудеев по вероисповеданию, говоривших на еврейском диалекте языка дари, а пуштунов-мусульман, родной язык которых - пушту.
Доказательств хоть отбавляй
Барухов также писал о том, что многие пуштуны, подобно иудеям-ортодоксам, отращивают на висках пейсы и надевают талес - еврейское молитвенное покрывало.
Обративший на Фрумкина внимание афганец неожиданно сказал ему: "Идем, брат, идем с нами, мы - пуштуны, а значит, все мы здесь евреи"
Фараоны и Моисей
Пуштунва́ли
Кодекс чести
Главные концепции из Пуштунвалай
Основные понятия Пуштунвалай
Второстепенные понятия из Пуштувалай
Пути караванов
Шатры у дороги
Кочевники новых времен
Ефим Макаровский - Пуштуны
За что ты на брата своего Меннаше?
http://parkington.org/2001/042/pushtun.htm
Легенды одного из самых многочисленных племён Афганистана, пуштунов, говорят о том, что они одно из племён Израилевых. И, кажется, это похоже на правду.
А всё началось в тот роковой 722-ой год до нашей эры, когда ассирийский царь Саргон II увёл в плен десять колен Израилевых и поселил их в Мидии. Среди этих племён было и племя Меннасии-Меннаше - старшего сына Иосифа от его жены-египтянки Асенефы, дочери жреца Илиопольского Потифара. Ко времени пленения эти десять племён Израилевых уже не исповедовали иудаизм (Как известно, в 977-ом году до нашей эры после смерти Соломона единое Еврейское государство распалось на два царства: Иудейское и Израильское с центром в Самарии. Жители Израильского царства отказались исповедывать иудаизм и вернулось к паганизму. - Прим. авт.).
Поселившись на севере Мидии, эти еврейские племена, смешиваясь с местным населением, стали родоначальниками многих народов Кавказа, проникли в Среднюю Азию и Афганистан. Почти два тысячелетия евреи контролировали Великий Шёлковый путь, и их фактории располагались вдоль этой трассы, поддерживая торговлю со странами Западной Европы. Будучи выходцами из стран с высоким уровнем цивилизации, они были катализатором экономического и политического прогресса среди местных племён, объединили их в племенные союзы и в конце концов начали завоевывать Западную Европу.
Так, по свидетельству средневековых хронистов, среди гуннских племён было одно племя, которое своим внешним видом резко отличалось от остальных гуннов. Их называли белыми гуннами, или эфталитами. Мы бы назвали их сейчас европеоидами.
Выходцем из этих гуннов-эфталитов из рода Дулу и был "Бич божий" Аттила, бросивший под копыта своих коней половину Европы. Именно Аттила был родоначальником династии болгарских царей. В те времена слово "болгар" не было именем этнической группы, а, согласно А.П.Новосельцеву, оно восходит к тюркскому "булга" (смешивать). То есть гунны не представляли из себя этнического единства, а были смесью ("булга") племён, среди которых было и еврейское племя эфталитов.
В этом ключе становится понятным поведение Аттилы, когда он, будучи в нескольких километрах от Рима, повернул своих коней назад.
Дело в том, что на Кавказе персидский шах Яздигерд II пытался обратить еврейские племена в свою веру - маздакизм. Евреи оказывали упорное сопротивление, но изнемогали в неравной борьбе. Им на помощь и отправил Аттила лучшую часть своей кавалерии. Стремительными переходами они успели принять участие в решительной битве и разгроме персов.
Историки до сегодняшнего дня гадают, почему Аттила не вошел в Рим? Мурад Аджиев и его последователи считают, что Папа римский Лев I заклинал Аттилу не идти на Рим, держа перед ним такой же тенгрианский крест, какой красовался на гуннских знамёнах. На этом основании он делает вывод, что гунны были христиане, и Аттила повиновался духовному отцу. Однако это вряд ли соответствует действительности, потому что крест, как христианская символика, был принят в 680 году на Шестом Константинопольском соборе. Во времена Аттилы крест, как стилизованный символ солнца, был еврейской символикой, сохранившийся с незапамятных времён. А так как род Дуло, из которого вышел Аттила, был ведущим среди гуннских племён, то и их символика красовалась на гуннских знамёнах.
Другие историки, такие как Лев Гумилёв, считают, что Аттила покинул Италию, потому что в его войске вспыхнула эпидемия. Однако, после того как гунны ушли из Италии, нет никаких данных о том, что болезнь настолько опустошила их ряды, что подорвала боевую мощь. Гунны вплоть до смерти Аттилы в 453 году представляли смертельную опасность для Восточной Римской империи.
Наиболее вероятной причиной изменения планов Аттилы по отношению к Риму были события на Северном Кавказе, где издревле обитали евреи.
Еврейский путешественник конца IX века раби Эльдад Данит утверждал, что там обитали потомки племени Симеона и полуколена Менассии. И это они создали сильное государство Хазарию. Отсюда можно сделать вывод, что гунны-хазары никакими тюрками не были, а были этническими евреями, вернувшимися к иудаизму. Неудивительно, что их современники неоднократно отмечали, что язык гуннов-хазаров не похож ни на один из языков окружающих народов. Любопытно ещё и то, что чуваши, чей язык некоторые лингвисты сближают с хазарским, считают себя также одним из племён Израилевых.
Далее на берегах Аму-Дарьи раби Эльдад Данит встречал потомков племени Иссахара, которые создали процветающую еврейскую общину: "Они говорили на хибру и на фарси, и земля их была на десять дней пути в оба конца".
Его данные подтвердил другой еврейский путешественник ХII века раби Вениамин из Туделы, который пишет, что в Бухаре в то время проживало до 80000, а в Самарканде до 50000 тыс. евреев. Среднеазиатская еврейская община была довольно зажиточна, наслаждалась тишиной и покоем, и ножи использовали только для бытовых нужд (В настоящее время почти все бухарские евреи репатриировались в Израиль. - Прим. авт.).
Далее, в горах Афганистана он также встречал людей, которые говорили на пушту и утверждали, что они потомки колен Израилевых, а именно: племени Дана, Завулона, Асира и Неффалима, которые были уведены из Израиля ещё при первом пленении царём ассирийским.
По сообщению газеты "В Новом Свете" от 26 ноября с. г., раввин Авихаиль, неутомимый искатель исчезнувших колен, считает, что пуштуны (во всяком случае часть племён) являются потомками колена Меннаше. Свои утверждения он и его сторонники подкрепляют некоторыми обычаями этого афганского племени. По утверждениям врагов пуштунов, те исповедуют не ислам, а некую самостоятельную религию, содержащую элементы иудаизма. Раби Амихай считает, что религия пуштунов - вообще не ислам, а особая форма доталмудического иудаизма. Во всяком случае, пуштуны действительно соблюдают субботу, читают Псалмы, и даже.... повязывают тфилин.
Так что, если пуштуны проявят желание вернуться на свою прародину, то каким будет решение израильского правительства? Их ведь 24 миллиона!
В пользу еврейского происхождения пуштунов свидетельствует и их этнологический тип. Посмотрите на их красивые утончённые лица, на которых резец древней цивилизации отложил свой отпечаток. Пуштуны вместе с другими племенами Афганистана, отчаянно сражались против советской интервенции, но не оказывают поддержку террористам из правящей верхушки талибан и Ал-Каида. Везде с радостью встречают весть о падении режима талибов. Женщины снимают чадру, мужчины стригут волосы и бреют бороды, люди с удовольствием слушают музыку, смотрят телевизоры и ходят в кино (Владелец телевизора в Афганистане - это очень богатый человек. На первом после изгнания талибов киносеансе в Кабуле толпа снесла кассы. В зал на 500-600 мест набилось более 2000. В кинотеатре чудом сохранилось несколько кинолент. Первый фильм был о том, как героические афганцы громят советских "освободителей". Кстати, Кабул был освобожден от талибов войсками Северного альянса, вошедшими в город на российских танках. На втором сеансе "крутили" индийскую душещипательную картину - Прим. ред.).
Всё это свидетельствует о том, что пуштуны отнюдь не желают вести навязанный им образ жизни. Они, в своём большинстве, никогда не были ортодоксальными мусульманами.
По мере того как талибан утвердился у власти и стал проводить в жизнь экстремальные нормы религиозной жизни, пуштуны отвернулись от него. На юге страны вспыхнули восстания против этого режима, а вступление в войну Соединённых Штатов с целью отстранения от власти диктатуры талибан было с пониманием встречено частью населения Афганистана, особенно пуштунами.
Пуштуны - А. Майстровой
http://newrezume.org/news/2014-10-15-5520
2014 " Октябрь " 15
АФГАНИСТАН ЗА РЕКОЙ САМБАТИОН
Шрифт: Больше ∧ Меньше ∨
Александр Майстровой
Жители пуштунских деревень на востоке Афганистана и в Кашмире до сих пор хранят память о своем происхождении - еврейском происхождении.
"Река, бросающая песок и камни..."
Два еврейских государства существовали почти три тысячи лет назад на территории Эрец-Исраэль. Два осколка пережившего свой золотой век царства Соломона, ставших символом саморазрушительной энергии, заложенной в еврейском народе. Зажатые в клещах между двумя великими державами древности - Ассирией и Египтом, - оба государства были втянуты в изматывающий, бесконечный конфликт друг с другом: потомки Иуды и Биньямина, создавшие Иудейское царство на юге, против Царства Израиля на севере, где обосновались десять других колен - Реувена, Шимона, Иссахара, Звулуна, Дана, Нафтали, Гада, Ашера, Эфраима и Менаше.
Израиль пал первым. В 722 году до н.э. Салманазар, царь Ассирии, захватил Северное царство, разорил его, а население угнал в плен, расселив его на востоке своей империи.
Иудея чудом избежала пленения - чтобы через полторы сотни лет попасть в жернова вавилонского нашествия. Падение Первого Храма положило начало череде бесконечных страданий, унижений, вечной зависимости и вечного приспособленчества евреев. Но драма еврейского народа, продолжающаяся и по сей день, это драма лишь двух колен - Иуды и Биньямина, вернувшихся из вавилонского плена в безжизненную тогда Иудею.
А десять колен, населявших Израильское царство, так и не пришли обратно, породив одну из величайших загадок всемирной истории.
Где они, покоренные ассирийцами израильские племена? Растворились ли они в хаотическом водовороте, поглотившем десятки древних народов? Ушли ли, покинув развалины Ниневии, на поиски своего дома, до которого так и не добрались?
Пророчества гласят, что в конце времен все евреи вернутся в Землю обетованную - не только "сыны Иуды и Биньямина", но и потомки Израильского царства. Они ждут своего часа, утверждает Иерусалимский Талмуд, за "баснословной рекой Самбатион, бросающей песок и камни из огненной воды".
По крайней мере треть сынов Израиля, говорится в Иерусалимском Талмуде, находится "по ту сторону Самбатиона", в то время как место пребывания остальных неизвестно. Но наступит время, и они проявят себя.
Где же находится река Самбатион? Шальва Вейль, антрополог из Еврейского университета в Иерусалиме, считает, что знает ответ на этот вопрос.
О том, что река Самбатион, упоминаемая в Талмуде, якобы протекает где-то на востоке, Шальва прочла в юности, и с того времени загадка потерянных колен Израилевых покорила ее воображение. Изучив многочисленные рукописи путешественников средневековья и свидетельства европейцев XIX столетия, объездив страны Юго-Восточной Азии, Вейль определила одно из мест, где предположительно могла бы протекать мифическая река. Бывший очаг древнейшей культуры, это место сегодня находится на задворках мировой цивилизации. Это оплот радикального ислама, клановой замкнутости и традиционализма - юго-восток Афганистана, север Пакистана и Кашмир, пороховая бочка Азии и всего мира.
Вейль ошеломила мир, представив собранные данные на организованной ею в 1991 году выставке в Музее диаспоры в Тель-Авиве. Выставка называлась "За рекой Самбатион - миф о потерянных племенах" и привлекла внимание не только израильских, но и западных СМИ, в том числе американской телекорпорации Си-эн-эн.
Шальва вспоминает о фуроре, который произвела выставка. "Я оформила экспозицию так, что посетители как бы переступали водный барьер, символизировавший легендарный Самбатион. Подсвеченная прожектором вода извергала "камни" из пенопласта и отделяла внешний мир от земли, населенной израильтянами. Здесь, на этой "земле", посетители обнаруживали бесчисленные свидетельства того, что потомки Израильского царства не только существуют, но и помнят о своих еврейских корнях и даже гордятся ими".
За тринадцать лет, прошедших после выставки, Вейль получила новые подтверждения своей версии, и приводимые ею доказательства способны рассеять сомнения даже самых закоренелых скептиков.
Потерянные израильские колена (или, по меньшей мере, их часть) - это пуштуны. Те самые пуштуны, которые прославились своим бесстрашием и самоотверженностью в сражениях против всех, кто пытался захватить Афганистан: англичан в девятнадцатом веке и русских - в двадцатом. Они же, как известно, являются оплотом движения "Талибан", превратившего отсталую страну в цитадель религиозного фанатизма.
Вы спросите: как же это может быть? Судя по всему, может. Ход истории нам пока непонятен, но, возможно, настанет время, когда разрозненные фрагменты всемирного действа, разворачивающегося перед нами, сложатся в единую картину во всей ее полноте и последовательности.
Ха-Дани и Биньямин из Туделы
Пуштунские племена, как уже было сказано, населяют Афганистан, часть Пакистана и Кашмир. Всего их насчитывается 15 миллионов человек, и в социальном отношении они представляют собой пеструю смесь кланов, каждый из которых имеет своего родоначальника и старейшин.
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Слово Пушту
Оно родственно русскому слову 'Пошта / Почта'
פשטו / Pushtu - '1. они протягивали {караванные пути}; 2. они нападали; 3. они раздевали, снимали; 4. они распространились'
===================================================
Однако прежде чем непосредственно перейти к исследованиям Шальвы Вейль и других историков, на которых она ссылается, стоит совершить путешествие в прошлое - не такое уж, впрочем, далекое. По крайней мере, по меркам еврейской истории.
В X веке Эльдад Ха-Дани, путешественник из некоего "еврейского государства" в Восточной Африке, совершает поездку в Азию (по дороге чуть не попав на обед к каннибалам). Ха-Дани обнаруживает за Евфратом и "горой Паран" племена Реувена, которые, как он пишет, "живут в мире и согласии", говорят на персидском и на иврите.
В XII веке другой еврейский путешественник, Биньямин Бен-Йона (более известный под прозвищем Биньямин из Туделы), совершает тринадцатилетнее странствие по Греции, Азии и Северной Африке. Возвратившись, он пишет, что в глубине азиатского континента живут еврейские племена, ведущие свой род от колен Израилевых. По его словам, в персидской провинции Нашпур он встречался с представителями племен Дана, Ашера, Звулуна и Нафтали. Все эти племена прекрасно осведомлены о своем происхождении и управляются неким принцем Йосефом из Маркалы. В Хайбаре (также провинция Персии) проживают племена Реувена, Гада и половина племени Менаше.
В XVI веке в Европе появляется некий Давид Реувени, который называет себя принцем еврейского государства в Африке и послом Йосефа - короля Хайбара, могущественного еврейского царства в глубине Азии. Он предлагает королю Жуану Португальскому и Ватикану "три сотни тысяч воинов", готовых обрушиться с востока и юга на турецкую армию, и просит артиллерийской поддержки.
Евреи Европы видят в Давиде Реувени спасителя, Папа римский и король Жуан благосклонно принимают его, - но удача отворачивается от Реувени. Португальский флот громит турецкую эскадру, турецкая угроза на время отступает, и планы Реувени становятся уже никому не интересны. В конце концов он умирает в заточении в Португалии.
Однако сообщениям еврейских путешественников и таинственной истории с Реувени предшествуют арабские хроники, которые представляют для нас не меньший интерес.
Ибн-Рашид - потомок Саула
Эти хроники повествуют, что у короля Саула был сын Иеремия (о нем не упоминается в еврейских священных книгах). У Иеремии, в свою очередь, родился сын по имени Афган, чьи потомки спустя много веков перебрались в город Джат на территории нынешнего Афганистана. Когда в этих местах появились арабы, их военачальник Халид Ибн-Валид встретился с вождями еврейских племен, которых возглавлял прямой потомок Афгана - Киш.
Киш, покоренный доводами Ибн-Валида, принял ислам и взял себе мусульманское имя Абдул Ибн-Рашид, под которым и прославился как знаменитый полководец и любимец самого пророка Мухаммеда.
Проповедник нового движения "Ахмадия" в исламе Мирза Гулям Ахмад цитирует древних арабских и персидских авторов, которые сообщают, что Мухаммед дал Кишу имя "патхан" (пуштун), что на сирийском наречии означает "рулевой". Это название закрепилось за всеми племенами, подвластными Кишу. Потомки талибов гордятся тем, что ведут происхождение от... Ибн-Рашида.
Многие арабские хроники называют конкретные место и время расселения потомков Афгана. Например, "Мират уль-Алам" ("Зеркало мира") повествует о странствиях иудеев и упоминает города, куда они прибыли, выйдя из Святой Земли: Гхор, Газни и Кабул.
Некоторые авторы, например, Саяд Джалал ад-Дин Афгани и Саяд Абдул Джаббар Шах, прямо утверждают, что потомки принца Афгана и есть потерянные колена Израилевы.
"Шма, Исраэль", пейсы и ханукальные свечи
В новое время появляются многочисленные дополнительные подтверждения этой версии - от европейских путешественников, археологов, исследователей и представителей британской военной администрации.
В своем "Путешествии в Бухару", написанном в 1835 году, сэр Александр Бранес пишет, что афганцы нередко называют себя "Бани Исраэль" ("Сыны Израиля"). В подкрепление этих слов, продолжает Бранес, они приводят легенду, согласно которой евреи были расселены в провинции Гхор около Бамиана и начали называть это место Афганом - по имени царя, от которого вели происхождение. Британский путешественник также приводит историю о Кише, который был вождем перешедших в ислам еврейских племен.
Другой английский исследователь, Фарриер, приблизительно в то же время (в 1858 году) выпускает книгу "История Афганистана", в которой без тени сомнения утверждает, что нынешние афганцы происходят от десяти колен Израилевых. При этом он приводит любопытный факт. Когда Надир-шах, идя в поход на завоевание Индии, прибыл в Пешавар, глава местного племени Юсуф-Заус подарил ему священные тексты, написанные на древнееврейском языке. Евреи, служившие в армии Надир-шаха, признали подлинность этих религиозных текстов.
Эти и другие многочисленные свидетельства были впервые собраны выходцем из Индии евреем Иегошуа Бенджамином, который обобщил их в книге "Мистерия потерянных племен".
Книга осталась незамеченной, хотя в ней приводятся уникальные факты. Например, рассказ некого Шалома Дадеша, родившегося в Герате и сопровождавшего группу евреев, бежавших из Афганистана через Пешавар: "Во время перехода мы встретили несколько солдат, несших охрану. Услышав, что мы - евреи, этот солдат сказал: "Вы и правда евреи? Но я ношу цицит, мой отец носит цицит, моя мать зажигает свечи, моя бабушка зажигала свечи. Это значит, что мы тоже евреи?" "Из этих расспросов, - продолжает Шалом Дадеш, - я понял, что он и его семья происходят из колена Биньямина. Я спросил его, почему он не хочет вернуться к еврейству. Он ответил: "Придет день, и мы вернемся".
Шальва Вейль в ходе своих исследований столкнулась с не менее поразительными откровениями. Так, она приводит письмо Габриэля Барухова, парикмахера из Бухары, президенту Израиля Ицхаку Бен-Цви, в котором он описывает встречи с представителями пуштунов в Кабуле. По словам Барухова, он был шокирован, узнав, что непримиримые в своем мусульманском рвении воинственные главы пуштунских кланов зажигают свечи на Хануку, прибивают к дверям похожие на мезузы дощечки со священными текстами, надевают талит и каждую пятницу зажигают свечи. Когда они приходили к Барухову подстричься, то просили не сбривать пейсы, которые прятали в бороде.
Еврей из Герата Абрам Бенджамин утверждает, что, согласно устной традиции этих мест, племя Африди происходит от "сынов Эфраима". "Представители старшего поколения не скрывают своего еврейского происхождения, но молодежь предпочитает не предавать огласке этот факт, поскольку в нынешней атмосфере принадлежность к еврейству непопулярна", - заключает он. Написано это в 1951 году.
Вейль провела много времени в Афганистане и соседнем Кашмире и имела немало возможностей лично убедиться в справедливости этих рассказов. "Во многих семьях, - говорит она, - укоренились традиции, имеющие исключительно еврейское происхождение. Мальчикам делают обрезание, женщины соблюдают законы чистоты, описанные в Торе, во многих семьях действуют запреты на определенные виды пищи, сходные с законами кашрута. Некоторые жители деревень носят амулеты, на которых написано "Шма, Исраэль".
"Находясь в Сринагаре (Кашмир), я поехала в одну из деревень неподалеку от Кабула, принадлежащую клану Африди. Беседуя с местными жителями, я узнала об удивительном обычае, существующем в деревне. По пятницам многие женщины деревни зажигают свечи и прячут их в углу. Хозяева дома, в котором я остановилась, сказали, что они делают так из поколения в поколение, хотя не захотели (или не смогли) объяснить, почему, - пишет Шальва. - Вечером в пятницу они подают к столу виноградный сок, похожий на вино. Исламский закон запрещает пить вино, но они сказали, что это древняя традиция, которая должна быть соблюдена".
В самом Кашмире Вейль обнаружила не менее стойкие представления местных патриархов о своем происхождении. "Мы сидели во фруктовом саду в деревне в Кашмире, у подножия Гималаев. Мухаммед Вали, пуштун из племени Юсуф-Зай (в переводе - "Дети Йосефа") рассказывал мне свою родословную. Я спросила его, откуда ведет происхождение клан Юсуфа, и он ответил: "Ибн-Якуб" ("Сын Яакова").
Тогда я спросила его, кто такой Якуб. Мухаммед посмотрел на небо, словно прося небеса простить мне такое чудовищное невежество, затем повернулся ко мне и со снисходительным выражением и нескрываемой жалостью по отношению ко мне, несведущей, ответил: "Якуб - это Израиль. А мы - Бани-Исраэль, сыны Израиля".
По словам Вейль, вполне образованные и получившие западное образование афганцы не считают эти предания сказками и говорят о еврейском происхождении афганцев как о чем-то само собой разумеющемся. Так, во время ее бесед с группой студентов-пуштунов из университета в Дели те неохотно признавали, что их племена берут начало от "Бней-Исраэль". При этом они были воинствующими антисионистами и абсолютно не идентифицировали себя с Израилем.
"Они рассеяны по всему Кашмиру"
Шальва Вейль - не единственная, кто доказывает еврейское происхождение пуштунов. Не говоря уже о неистовом "собирателе потерянных колен" раввине Авигайле, к аналогичным выводам приходят другие историки и антропологи.
Роберт Каплан, корреспондент американского журнала Atlantic Monthly и автор многочисленных исследований, включая известные книги "Солдаты удачи" и "К востоку от Тартарии", также повествует о предании, согласно которому племена "патхан" - потомки Афгана, внука царя Саула, принадлежащие к десяти коленам Израилевым.
Доктор Михаэль Рубин (Йельский университет), специалист по истории Афганистана, Центральной Азии и Ирана, ссылается на мемуары британского посла в Персии Джона Малькольма (1801 год). Малькольм рассказывает о бытующей в ряде провинций Афганистана легенде, согласно которой родоначальниками некоторых местных племен были изгнанные ассирийцами евреи. Михаэль Рубин сам побывал в Афганистане и пишет, что старейшины ряда племен признавались ему в своих еврейских корнях.
В ходе семинара по данному вопросу, проходившего в Иерусалимском центре всемирного объединенного ортодоксального еврейства имени Сеймура Абрамса, цитировались высказывания профессора Саффолкского колледжа в Нью-Йорке Лоуренса Эпштейна, который провел длительное и серьезное исследование проблемы еврейских корней ряда пуштунских племен. Эпштейн, как и Вейль, указывает на то, что у некоторых из этих племен зафиксированы специфически еврейские обряды. Например, женщины в семьях этих племен традиционно зажигают свечи в пятницу, а в качестве символа и магического знака используется шестиконечная "звезда Давида". Имена, принятые среди этих племен, являются, полагает Эпштейн, производными от еврейских: например, Рабани - от Реувена, Ашури - от Ашера, Левани - от Леви, Нафтахни - от Нафтали, Африди - от Эфраима, Шинмари - от Шимона и Юсуф-Зай - от Йосефа.
Интересно, что индийские исследователи приходят к таким же выводам, что и их западные коллеги. Бывший директор Института археологии Кашмира профессор Фида Хассанан пишет, что во время своих поездок по штату столкнулся с поразительным явлением. Крестьяне некоторых местных деревень, по его словам, будучи ортодоксальными мусульманами, верят, что произошли от угнанных в рабство евреев, и называют себя "Бней-Исраэль".
Старейшина деревни Гутлибгах, 90-летний Мир Алам после многочисленных отговорок согласился поведать Хассанану генеалогию своего рода. "Мы - наследники Яакова, чей отец был Исаак, а дед - Авраам, - сказал он. - У Яакова было 12 сыновей. Каждый из них стоял во главе племени. Эти племена рассеялись среди других народов. До прихода мусульман мы были буддистами, а еще раньше - Бней-Исраэль".
Хассанан, пораженный этими откровениями, провел собственное исследование и собрал поразительные факты. Оказалось, что жители Гутлибгаха и ряда соседних деревень не вступают в браки с другими мусульманами провинции и соблюдают весьма оригинальные для местной среды обычаи. Так, они не едят рыбу, не имеющую чешуи, и сухожилия, вырезанные из бедра. Не используют для приготовления пищи животный жир, пользуясь исключительно растительным маслом. Наконец, не ездят, не торгуют и не занимаются сельскохозяйственными работами в субботу. То есть соблюдают запреты, которых придерживаются только евреи.
На вопрос, многие ли в этой провинции считают себя потомками Яакова, Мир Алам лаконично ответил: "Они рассеяны по всему Кашмиру".
Пофессор Вейль подчеркивает: никто из пуштунов, признавших свои еврейские корни, не выразил ни малейшего желания репатриироваться в Израиль или хотя бы поддержать еврейское государство.
При этом забавно и вместе с тем символично, что серьезнее израильтян к возможности алии из Афганистана отнеслись... палестинцы. Не так давно палестинское радио передало сообщение о том, что США и Израиль разработали программу по "наводнению Палестины более чем полумиллионом афганских евреев". Последнее словосочетание звучит весьма многозначительно...
"Новости недели"
Источник: http://"Новости
Автор - Захар Гельман
Адрес в интернете: http://news.day.az/unusual/285618.html
Могут ли афганские пуштуны считаться одним из потерянных колен израилевых? Индийский историк Навраз Джаат Африди, пуштун по происхождению и мусульманин по вероисповеданию, защитивший докторскую диссертацию в Университете Лахнау на севере Индии, отвечает на этот вопрос безусловно положительно. Более того, и себя этот ученый считает потомком одного из этих колен.
Без исторического экскурса не обойтись. Согласно библейской истории, еврейский народ изначально составляли потомки 12 сыновей праотца нации Иакова. Имена этих сыновей и дали названия коленам. После исхода из Египта 12 колен расселились на Земле Израилевой. Однако в 928 году до н.э., после смерти легендарного царя Соломона, сильное еврейское государство из-за бесконечных коленных, то есть племенных, междоусобиц разделилось, образовав два царства - северное, Израиль, в котором проживало десять колен, и южное - Иудею, в которой были объединены только два.
В 722 году до н.э. ассирийский царь Салманасар V, захватив и разорив северное царство, увел, по сути, в неизвестность колена Реувена, Шимона, Иссахара, Звулона, Дана, Нафтали, Гада, Ашера, Эфраима и Менаше. На этом история древнего Израиля считается трагически завершенной. Тогда участи северян южная Иудея избежала, но через полтораста лет подверглась уже вавилонскому нашествию. Вавилоняне тоже угнали евреев, которых к тому времени составляли только колена Иуды и Биньямина. Однако известно, что плененные жители Иудеи пребывали не где-то в неведомых краях, а именно "на реках вавилонских". Через какое-то время большинство из них вернулось на свою родину. С той поры под историей еврейского народа понимается судьба только выходцев из Иудеи, а неизвестно куда пропавшие жители древнего Израиля породили одну из величайших загадок мировой истории.
С той поры под историей еврейского народа понимается судьба только выходцев из Иудеи, а неизвестно куда пропавшие жители древнего Израиля породили одну из величайших загадок мировой истории
Объектом изучения Навраза Джаата Африди стали индийские и афганские евреи, а также история поиска исчезнувших колен израилевых. Основываясь на собственных данных и свидетельствах других исследователей, доктор Африди обращает внимание на тот факт, что немало пуштунских племен соблюдают вековые обычаи, весьма сходные с иудейскими. Интересно, что у этого народа халяльные, то есть мусульманские, пищевые законы нередко накладываются на законы кашрута, то есть иудейские законы о запрещенной пище.
Израиль в Афганистане
Большинство пуштунов, которых сегодня в мире более 20 миллионов, живут на территории Афганистана. Этот народ составляют десятки племен и сотни кланов. Некоторые из них время от времени мигрируют в пограничные районы. Так вот, больше всего иудейских обычаев соблюдает клан Африди, один из крупнейших и, несомненно, самый воинственный и непокорный из всех. Здесь мальчикам делают обрезание на восьмой день после рождения, женщины в пятницу вечером, накануне субботы, зажигают свечи и подают виноградный сок, напоминающий вино. И это при том, что законы ислама запрещают правоверным употреблять алкогольные напитки.
Женщины этого племени соблюдают законы чистоты, описанные в Торе. Многие из них носят браслеты, на которых написано ивритское выражение "Шма Исраэль" - "Слушай, Израиль".
Доктор Африди, продолжающий образование в Тель-Авивском университете, в интервью израильской газете "Новости недели" так объяснил свой интерес к проблеме поиска пропавших колен израилевых: "Однажды мой дядя в разговоре со мной, тогда двенадцатилетним мальчишкой, обмолвился, что наше племя еврейское, потому что в древности нас силой вынудили покинуть израильское царство". По словам Навраза Джаата, именно после той беседы с дядей он решил посвятить себя поиску еврейских предков у афганцев.
Первый посланник России в Кабуле Иван Викторович Виткевич (1808-1839) по возвращении в Петербург с удивлением рассказывал, что многие пуштуны связывают свое происхождение с населением древнего Израиля. Британский путешественник Александр Борнс в своих "Путевых записках", опубликованных по-английски в 1843-м, а через четыре года и в русском переводе, пишет, что многие жители Кабула именовали себя "бани Исраэль" (в переводе с иврита "сыны Израиля").
При этом Борнс имел в виду не афганских евреев, иудеев по вероисповеданию, говоривших на еврейском диалекте языка дари, а пуштунов-мусульман, родной язык которых - пушту.
Доказательств хоть отбавляй
По всей видимости, афганцы, исповедующие иудаизм, относятся к той же этнолингвистической группе, что и бухарские и персидские евреи.
Еще шесть десятилетий назад в Афганистане проживало не менее 50 тысяч местных иудеев. Однако бесконечные перевороты и последовавшие за ними войны сделали свое дело - сегодня евреи представлены в Афганистане одним человеком: 91-летним Звулоном Сементовым, живущим при кабульской синагоге.
Британский исследователь Дж.-П. Ферриер в своей книге "Караванные и пешие путешествия в Персию, Афганистан, Туркменистан и Белуджистан, а также исторические заметки о странах, лежащих между Россией и Индией", вышедшей в Лондоне в 1858 году, утверждает, что пуштуны происходят от потерянных колен израилевых. При этом он приводит сведения о том, что, когда Надиршах Афшар (1688-1747), сражавшийся против афганцев, вошел в Пешавар, ему продемонстрировали старинные тексты на древнееврейском языке, захваченные у пуштунов.
Второй президент Израиля Ицхак Бен-Цви, создатель и первый руководитель Израильского института по изучению восточных общин, в изданной им в 1957 году книге "Изгнанные и возвращенные" приводит ряд свидетельств, подтверждающих происхождение пуштунов от древних израильтян. Так, он цитирует письмо Габриэля Барухова, парикмахера из Бухары, который в Кабуле на дверных косяках внутри пуштунских домов видел прикрепленные дощечки, весьма напоминающие еврейские мезузы, то есть коробочки, в которых хранятся написанные на пергаменте несколько строк молитвы на иврите.
Барухов также писал о том, что многие пуштуны, подобно иудеям-ортодоксам, отращивают на висках пейсы и надевают талес - еврейское молитвенное покрывало.
Антрополог из Ивритского (Еврейского) университета в Иерусалиме профессор Шалва Вейль провела около года в пуштунских племенах, проживающих как в Афганистане, так и в Индии. Интересно, что в Кашмире она встретилась с пуштунами из клана, именуемого Юзуф-Зай, Это название можно перевести как "Дети Иосифа".
Проживающий у подножия Гималаев, один из старейшин этого клана Мухаммед Вали сказал Вейль, что они ведут свое происхождение от "Ибн-Якуба", "сына Иакова". Когда израильский антрополог спросила Вали, кто такой Якуб, то получила такой ответ: "Якуб - это Израиль, а мы его сыны".
Профессор Сарва Даман Синг, работающий в Австралии, в Институте азиатских исследований, обращает внимание на тот факт, что пуштуны не только кланов Африди и Юсуф-Зай, но и таких, как Рабани, Левани, Шивари, Дафтани, Джаджи, Ашири и Юним, также считают себя "потомками исраэлитов".
Последний монарх Афганистана Захир-Шах (1914-2007) на вопрос о своих предках прямо ответил, что вся королевская семья происходит от одного из колен израилевых. О своих еврейских корнях говорили и известный афганский поэт, политический и военный деятель Гулям Мухаммад Тарзи (1830-1900), и его сын Махмуд Тарзи (1865-1933), который считается "отцом афганской журналистики".
Нельзя исключить, что названия некоторых пуштунских племен восходят к названиям пропавших колен израилевых. По всей видимости, рабани происходит от Реувена, ашири - от Ашера, дафтани - от Нафтали, африди - от Эфраима, шивари - от Шимона.
Вопрос о еврейских корнях пуштунов имеет и научное значение. Израильская межминистерская комиссия, состоящая
из представителей министерства науки и МИДа, выделила стипендию индийской исследовательнице Шанез Али, старшему научному сотруднику Национального института гематологии в Мумбаи, которая прибыла в хайфский Технологический институт, чтобы исследовать образцы крови, взятые ею у представителей клана Африди в городе Малихабаде округа Лахнау в Индии.
Доктор Али, много лет проработавшая в Центральной криминалистической лаборатории в Калькутте, специализируется в области генетики населения и в так называемом ДНК-профилировании, анализе, который считается своего рода дактилоскопией этого вида нуклеиновых кислот. Так вот, согласно рабочей гипотезе индийской исследовательницы, клан Африди относится к потерянному израильскому колену Эфраима. Однако она не исключает, что другие пуштунские племена и кланы могут относиться к другим коленам израилевым.
Профессор Лондонского университета Теодор Парфитт в прошлом году начал работать в Индии среди представителей клана Африди. И здесь помощь в общении со своими соплеменниками ему оказал уже известный нам Навраз Джаат Африди, который не сомневается, что теперь происхождение пуштунов от колен израилевых будет доказано и на биохимическом и генетическом уровне.
В русскоязычном журнале "Вестник" за декабрь 2001 года опубликована статья известного американского публициста, уроженца Литвы Сая Фрумкина (1930-2010) под весьма примечательным названием - "Наши братья талибы". Однажды Фрумкин фотографировал у Белого дома демонстрацию, в которой принимали участие сотни афганцев, выражавших протест против пребывания советских войск в их стране.
"Я заметил, что один из афганцев, - вспоминает американский публицист, - стал внимательно рассматривать мой значок участника борьбы за свободу советских евреев, прикрепленный на лацкане куртки". Обративший на Фрумкина внимание афганец неожиданно сказал ему: "Идем, брат, идем с нами, мы - пуштуны, а значит, все мы здесь евреи".
Обративший на Фрумкина внимание афганец неожиданно сказал ему: "Идем, брат, идем с нами, мы - пуштуны, а значит, все мы здесь евреи"
Новый знакомый поведал Фрумкину версию, согласно которой пуштуны происходят от израильского царя Шаула, у сына которого Йемириягу родился, в свою очередь, сын Афган, чьи потомки спустя несколько веков не по своей воле оказались в городе Джат на территории нынешнего Афганистана.
Когда арабы появились в этих местах, то их предводитель знаменитый полководец Халид Ибн-Валид по прозвищу Сейфуллах ("Меч Божий") встретился с вождями еврейских племен, которых тогда возглавлял Киш - прямой потомок Афгана.
По словам афганца, с которым Фрумкин познакомился у Белого дома, ИбнВалид убедил Киша принять ислам и взять себе исламское имя Абдул Ибн-Рашид, под которым новообращенный мусульманин и прославился как полководец, любимец самого пророка Мухаммеда. С исторической точки зрения любопытно, что "Меч Божий" тоже не сразу стал мусульманином.
Прогуливаясь возле Белого дома, афганский пуштун и Фрумкин проговорили несколько часов. Афганец рассказал выходцу из Литвы, что англичане, пытавшиеся покорить Афганистан в ХIХ веке, "называли его народ евреями за их воинственность, непокорность и стремление к свободе". Он же сообщил Фрумкину и про три части кодекса пуштунов "Пуштунвали": гостеприимство, верность данному слову и "око за око", принцип, определенный Библией как формула правосудия.
Фараоны и Моисей
И, пожалуй, самое необычное. Оказывается, если верить встреченному американским публицистом афганцу, у пуштунов немало библейских цитат. Так, стандартный ответ его соплеменника любому, кто рассказывает о своих бедах, звучит следующим образом: "Хар фараони - ра Муса", что в переводе с пушту означает: "На каждого фараона есть свой Моисей".
Что же касается профессора Шалвы Вейль, то она в своих рассуждениях идет намного дальше Африди. И считает, что только часть, примерно треть, угнанных ассирийцами колен израилевых осела на территории Афганистана и сопредельных с ним Индии и Пакистана. Большинство согнанных в древности с родных мест израильтян вынуждены были пробиваться дальше на восток. Вейль не исключает, что община кайфынских (китайских) евреев, племена Бней Менаше ("сыны Менаше") в Мьянме, а также японцы представлены именно рассеянными, в определенной степени сохранившими историческую память о своем происхождении и, следовательно, не исчезнувшими с лика планеты десятью коленами израилевыми.
Пуштунва́ли
(пушту: پښتونوالی - образ жизни пуштунов), или Пахтунвалай, или Паштунвалай, или Нана (пуштунская честь) - неписаный свод законов, философия, кодекс чести пуштунских племён[1][2]. Специальные люди - "Джиргамары", наизусть знающие Пуштунвалай, собираются в случае необходимости разрешить конфликт внутри племени или между племенами[3]. Пуштунвалай восходит к доисламской эпохе пуштун как потомков саков (туранское наследие).
Пуштунвали и законы шариата в некоторых вопросах сильно расходятся. К примеру, чтобы доказать факт супружеской измены, по шариату необходимо показания четырёх свидетелей. А в соответствии с пуштунвали, для доказательства достаточно обычных слухов, поскольку в данном случае речь идёт о чести всей семьи. Женщины в пуштунских племенах не имеют права наследовать собственность, хотя по законам Корана они могут претендовать на половину собственности мужа. Пуштунвали практикуется у пуштун Афганистана, Пакистана, а также членами пуштунских диаспор за пределами этих стран.[4]
Пуштунвалай является древним "кодексом чести", которого придерживаются пуштуны в Афганистане и Пакистане, а также пуштунские общины по всему миру. Он представляет собой набор правил, определяющих как индивидуальное, так и социальное поведение в обществе. Пуштунвалай, как правило, общественно практикуется большинством, где преобладает пуштунское население.
Пуштунвалай охватывает древнюю традиционную, духовную и социальную идентичность пуштун, он связан с набором моральных кодексов и правил поведения, сам кодекс чести, по-видимому, сформировался ещё у их предков саков, кушан и эфталит. Пуштунвалай способствует самоуважению, независимости, справедливости, гостеприимству, любви, прощению, мести и терпимости по отношению ко всем (особенно к незнакомцам или гостям). Главными из качеств являются гаярат - честь, имандари - правдивость, преданность истине, независимо от последствий, бадал - бесстрашие и отвага... Этим правилам пуштуны следуют наравне с законами ислама и шариата, хотя если пуштуну придётся выбирать между шариатом и Пуштунвалай, как правило, выбор всегда отдается в пользу Пуштунвалай[5]. Свод правил пробуждает[6] личную ответственность каждого пуштуна за свои личные действия, также каждый пуштун волен использовать Пуштунвалай по своему разумению, в рамках разумных норм.
Кодекс чести
[править | править код]
Пуштунвалай является неписаным законом и идеологией общества пуштун, унаследованного ими от своих предков. Он является доминирующей силой в пуштунской культуре и их самобытности. С помощью него удалось сохранить мощный диалектический баланс в социуме пуштун. По мере развития общества со временем Пуштунвалай дополнялся, претерпел различные правовые, политические, экономические и культурные изменения.
Пуштунвалай состоит из таких понятий, как Khpelwaki (самоуправление полномочиями), Sialy (равенство), джирги (собрания), Mishertob (старейшины), Ezaat (уважения всех людей), Roogha (примирение и компромиссы), Бадал (месть), Barabari (эквивалентность), Teega / Nerkh (Закон), Азиз / Azizwale (клан, обособленность), Terbor / Terborwali (регулирование племенного соперничества), Нанг (честь), Ghairat (гордость), Oogha Warkawel (сочувствие нуждающимся и помощь им), Nanawati Warkawel (предоставление убежища), Ашар (совместная кооперативная работа (кооперация племён)), Zhamena (обязательства), Melayter (меценатство), Chegha (призыв к действию), Soolah (перемирие), Nanawati (защита), а также к усердию при достижении поставленной задачи или упорство (Sabat и Isticamat) и других.
Главные концепции из Пуштунвалай
[править | править код]
1. Верить в Бога (известному как "Аллах" в арабском и "Худай" на пушту). Понятие веры в Единого Творца соответствует в целом исламским идеям веры в единого Бога (таухид).
2. Хорошие мысли, хорошие слова, добрые дела - пуштун должен всегда стремиться к хорошим (добрым) мыслям, говорить добрыми словами и делать добрые дела. Понятия, перенятые ещё в туранское время, в зороастрийской морали приведены в простой фразе: "добрые мысли, добрые слова, добрые дела" (Humata, Hukhta, Hvarshta в авестийском).
3. Поведение - пуштуны должны вести себя уважительно ко всем творениям Бога, включая людей, животных и окружающей среды вокруг них или природы. Загрязнение окружающей среды или её уничтожение противоречит Пуштунвалай.
4. Единство - в языке, на котором они говорят, в крови (не смешивания с другими народами), денежная (и другая) помощь друг другу, понятие, объединяющее или держащее пуштун в качестве единого этноса по всему миру. Там, где есть подлинное единство, все усилия, чтобы разъединить его, будут лишь способствовать укреплению единства у них. Что происходит с одним - бывает со всеми ("Око за око, зуб за зуб"). Понятие призывающего не к равнодушию, а ко взаимной помощи друг другу в трудный час.
5. Равенство - каждый человек по отношению к другому является равным. Эта концепция возникла в необходимости развитии среди пуштун системы джирги, в которой процесс принятия решений происходит с участием всех членов общества пуштунов, понятие, способствующее рациональному подходу ко всему. Каждый человек хочет сказать своё слово, и он будет бороться за своё право иметь своё мнение, чтобы его услышали, это понятие и предоставляет данное право. Все люди должны, по этому понятию, с надлежащей вежливостью и уважением относиться друг к другу, и никто не может навязывать своей воли другому.
6. Свобода и независимость - вера в то, что свобода есть в физических, психических, религиозных, духовных, политических и экономических сферах пуштун, и они, мужчины и женщины, должны чтить её, при этом не принося вреда другому.
7. Пуштунвалай говорит, что ни один человек не имеет права диктовать своего мнения другим - даже родителям нельзя навязывать своего мнения детям.
8. Гостеприимство и святилище - быть гостеприимным для всего человечества, особенно к гостям; даже самым презираемым из врагов (если просили) предоставлялось святилище, убежище или защита, а также продовольствие и другая помощь.
9. Правосудие и прощение - если один нанёс умышленные обиды другому, то пострадавший имеет право - даже обязан - мстить за эту несправедливость в разумной эквивалентности от нанесённой обиды. Если умышленно причинили вам зло и вы не добиваетесь справедливости, и даже если правонарушитель не просит у вас за свои действия прощения, то конфликт может быть разрешён только правосудием (по решению совета джирги), по решению совета предоставляется компенсация за неправомерные действия обидчика.
10. Братство и доверие - вера в то, что брату или сестре, каждому пуштуну следует доверять и помогать настолько, насколько это возможно.
11. Честь - пуштуны должны сохранять свою независимость и человеческое достоинство. Честь имеет большое значение в обществе пуштун, и большинство других указов и кодексов жизни направлены к сохранению своей чести и гордости.
12. Самоуважение - люди должны уважать себя и других. Уважение начинается с дома, среди членов семьи и родственников.
13. Сострадание и сотрудничество - бедным, слабым и немощным должна быть оказана помощь и поддержка. Понятие направлено на то, чтобы защитить от произвола и угнетения беспомощных людей.
14. Семья - семья как священный социум, ответственный, со своими обязанностями по отношению к жене, дочерям, старейшине, родителям, сыновьям и мужу.
15. Мы одна семья - соплеменнику пуштуну должна быть оказана помощь. Все племена имеют одну общую судьбу и они должны быть в союзе друг с другом.
16. Знание - пуштуны должны добиваться объективных знаний в жизни, искусстве, науке и культуре, которые считаются плодами, предоставленными Богом к пользованию.
17. Пуштунская история - великое значение придаётся истории пуштун, со всеми её трагедиями и победами. Она учит пуштун "держать разум открытым, чтобы продолжить поиск истины, большая часть которой исчезла в истории".
18. Бороться со злом - добро постоянно находится в состоянии войны со злом. Зло должно быть повержено и добро должно превалировать над злом. Это долг пуштуна - борьба со злом в различной его форме, когда он становится перед ним лицом к лицу.
19. Честность и Клятва (Обещание) - пуштуны выполняют свои обещания и должны быть честными во всех ситуациях и в любом месте. Истина пуштун - не нарушать своего обещания или клятвы, к которой они относятся свято.
20. Гостеприимство - пуштуны должны относиться ко всем гостям и людям, которые входят в дом, с большим уважением и всегда, когда придут гости, говорят: "Mailma de Khudai milgareh deh" ("Гость - это Божий друг"). Так сделаем гостя счастливым, сделаем Бога тоже счастливым! Так что, делая вашего гостя счастливым, вы автоматически делаете и Бога счастливым.