Некоторые (http://www.kabmir.com/forum/showthread.php?p=49303&posted=1#post49303 )
предполагают, что Москву основали потомки билейского патриарха Мосха (מֶשֶׁךְ / месех // Мосх - Пс. 119:5 - https://azbyka.ru/biblia/?Ps.119&r~c~i ): משך בא / месех ба // мосх ва /// моск ва - 'Мосх пришёл'
запись от 1148 года - "приди ко мне, брате, в Москов "
משך הוה // мосх овъ - 'Мосх сущий'
\ מעש קובע / маъс ковэ // мос ковъ - 'дело, деяние ++ установляет, устанавливает, определяет; грабит, лишает, отнимает' - в начале XIV века московский князь Иван Калита ('казна', запертая на ключ - калит \ כלית) хитростью добился у хана Золотой Орды права собирать дань для последней со всех руських княжеств. В конце XIV века века московские великие князья собирали ок. 60 000 рублёв, из которых только 5000 шло хану в Орду.
От корня [משך]/машах -----► מושך בא / мошех ба // моск ва = '1. таскает {баржу и деньги из мошны}, тянет 2. увлекает {~ Машиах} 3. получать деньги по банковскому счёту' -----► от этого же корня [משך] -----► название важного пункта на Аравийском п-ве, далеко выходящим в Индийский океан - 'Маскат \ משכת', где была база португальцев, собирающих дань с арабских мореплавателей, ходивших из Персидского залива в Индию.
מס קוה / Мас кава // Мас ква- "налог собирал"! - Москва собирала налог за проход лодок и барж (ארבה / арба - 'баржа' -----► ארבת / Арбат - ' улица, выходящая к Москве-реке') по Москве-реке в Оку \ הו קוה / О ква - 'Бог собирает' (ср. Aqua / הקוה / аква = 'собирание' - воду собирают плотины, а деньги собирают в казну . )
Слово "МОСКОВ" никак не похоже на "Москей" (кстати, на французском языке!! - мечеть).
Некоторые древние летописцы объсняли слово Москов, как происхождение от библейского патриарха Мосха
Историк Иван Забелин приводит слова Польского ученого конца XVI века Стрыйковского: 'Мосох или Мезех, шестой сын Иафетов, внук Ноев, есть отец и прародитель всех народов Московских, Российских, Польских, Волынских, Чешских, Мазовецких, Болгарских, Сербских, Харватских, и всех, елико есть Славенский язык; что у Моисея Мосох (Мешех), Московских народов праотец, знаменуется (упоминается) также и у Иосифа Флавия в Древностях; что ни от реки, ни от града Москвы Москва наименование получила, но река и град от народа Московского имя восприяли; что имя сие: Мосох, Мокус, Моска, Моски, Москорум, Московитарум, Модокорум и проч. все древние историки, Еврейские, Халдейские, Греческие и Латинские и новейшие Мосоха, Москвы праотца и областей того имени, во многих местах непрестанно и явно поминают; что третий брат Леха и Чеха, Русь, истинный наследник Мосохов от Иафета, великия и пространныя полуночныя и восточныя и к полудню страны размножил и населил народами Русскими' [7].
Иван Забелин приводит также слова из сочинения Тимофея Кеменевича-Рвовского, 1684 - 1699 годы, диакона Холопьего на Мологе монастыря, 'Как и когда произошли Словены и Русы': 'Сей же Мосох князь Московский бысть и началородный нам и первых отец не токмо же Скифо-Москво-Словено-Российским людем, но и всем нашим своесродным государствам премногим и народам и землям и племенам и коленам Скифским' [8].
(משך /Мешех - сын Иафета - Бытие 10:2). Частица - ОВ - означает "ЕГО". משכיו / Мошхав // Москов. В этом слове есть частица שכ - "смешивать (175/231)" - синоним корня בלל или בבל / Бавель // Вавель ------> "Вавилон"!
Частица מש (194/231: "Ощущать, прикасаться; тереть; мыть и сушить; носить; держать; международные события и отношения; груз, ноша пророчества; сущность, содержание, действительность; искать, разыскивать").
Само же слово "משך /мешех" - "протяжение (*в пространстве); продожительность (*во времени)". И это обоснует громадную ПЛОЩАДЬ владений Москвы и ДРЕВНОСТЬ происхождения.
Слово же МЕЧЕТЬ - מציתי / мециети // мечеть = "послушные Мне"
Слово же MOSQUE - מסכוי / мъскуй = "Видящие Бога" или
מסככוה /m'Sckue = "покрытые, защищёные Богом"
Мешех (по-гречески Мοσοχ 'Мосо́х') - древний народ Закавка- зья, мосхи, чье имя связано с названием Месхетии (область Грузии). Само слово משך 'ме́шех' буквально означает 'охапка', 'охваченное руками'.
Иез. 38:
1 И было ко мне слово Господне:
2 сын человеческий! обрати лице твое к Гогу в земле Магог, князю ВЕРХОВНОМУ (/ נשיא ראש/наси Рош), Мешеха и Тувала, и изреки на него пророчество
3 и скажи: так говорит Господь Бог: вот, Я - на тебя, Гог, князь верховный Роша, Мешеха и Тувала!
ראש / Рош - слово, которое встречается в русской Библии (Иез.38), попавшее туда из перевода Септуагинты книги пророка Иезекииля: 'Обрати лицо твое к Гогу в земле Магог, князю Роша, Мешеха и Фувала...'. При этом князь Роша иногда рассматривается как один из прообразов эпического князя Руса (Роса).
В оригинале Библии на еврейском языке эти слова звучат как 'гог эрец гамагог нэси рош'. Еврейский язык не знает прописных и строчных букв. Поэтому слово 'рош', как и все прочие слова в еврейском оригинале, в тексте выделено не было, то есть оно не было написано с большой буквы. Значение имени собственного ему придали греческие переводчики, не зная точного перевода, в то время как пророк Иезекииль скорее всего использовал его в значении 'главный' - ראש /рош. Правильный перевод должен выглядеть так: 'Обрати лицо твое к правителю земли Магог, главному князю Мешеха и Фувала...'. В английской Библии короля Якова (начало XVII века) слова 'нэси рош' переданы адекватно еврейскому оригиналу: the chief prince - буквально: 'главный принц', 'великий князь'. В таком же значении истолкованы эти слова во французском переводе Библии (prince-chef) и в немецком переводе Мартина Лютера (der oberste fuerst). Такое истолкование этих слов объясняется тем, что все перечисленные переводы ориентированы не на греческую Септуагинту, а на латинский перевод Библии - Вульгату, где эти слова переведены правильно: princeps capitis.
В славянской Библии, перевод которой делали с Септуагинты, слово 'рош' не просто было оставлено без перевода, но и подано в греческой транслитерации ('рос') - 'князь Росъ'. Народом Рос (Ρώς) в византийских источниках называли народ севера русь, совершавший набеги на Византию в IX-X веках. В современной литературе, включая богословскую, нередко сохраняется традиция использовать неправильно переведённое слово рош как раннее свидетельство о руси.
Гог характеризуется словами, Мешех, мшаха מְשָׁכָא - арамит, и Тувал תֻבָל. משך /Мешех может означать (согласно Еврейско-русскому библейскому словарю: будет, натянул, взойди, владеющие, влёк, влеките, вступила, выберите, вытащили, вытащить, долго, замедлят, затрубить, звука, идёт, крепкого, крепкому, медлил, натягивал, отложено, отсрочено, сеятеля, сострадающего, увлекает, простри, прострёшь, протягивает, протяжённость, ) просторность, протяженность (большую земли Магог מגוג /магог = 'Гогская земля, земля гога'. גג /гаг - 'крыша'. 'Крышей' именовали некий купол, висящий над Землёй у полюса. Следовательно, земли Магога - северные страны. ). А 'Туваль' может означать 'будет опозорен' תֻבָּל, но может означать и תבל /тевел - 'Земля, земной шар, Мир, вселенная'.
Существует очень интересное предание, что Мешех, дойдя до далеких 'северных пределов', основал поселение, названное его именем, на территории будущей Москвы. Этимология имени нашей столицы и по сей день в точности не выяснена; есть разные теории на этот счет, и среди них - 'библейская', возводящая имя Москвы и поселение в ней человека к после- потопным временам. С данной точки зрения имя משך /'Мешех' - пророческое: городу, как известно, предстояло в далеком будущем 'собирать в охапку', объединять вокруг себя русские земли...
Суффикс "ск" - В соответствие с Еврейско-русским словарём Ветхого Завета (http://greeklatin.narod.ru/heb3/index.htm ) : 4 - '1. многолюдство 2. скиния. Шалаш, жилище'. Поэтому слово "Москва"
- מוסך בא /мосх ва// моск ва = "Там множество (людей), жилищ + приходят, собираются".
'169/231 С.Е. - סכ Трон бога [כס /кес - 'трон, кресло'], корпус небесной колесницы, быть на свету; סכ чаша, сосуд, потир' (169/231)
По Лемельману: סך - 'покрывать' - [סכך] ++ כ ו Господь Бог ++ Бог, {возглас удивления}
'
По преданию люди, говорившие, что они де из Святой земли произошедши от патриарха Мосха пришли в место слияния реки
Яузы
и Москвы-реки и получили там убежище.
[עוז] - יעוז /йауз - 'он получит кров, убежище'
Мосх+ква -Река, от названия которой произошло имя города.
Мос-ква \ מעש כוה / маъс ква // мос ква = "Дело, деяние ++ опалил, обжёг" - в Москве на пристани "арбат" \ ערבה - 'лодка', ארבה / арба - 'баржа'! - осмаливали, опаляли шитики и кочи, ушкуи и другие лодьи, на которых купцы шли вниз по Москве-реке, а затем - по Оке, а затем - вниз (מורידה / морида /// мордва) по матушке, по Волге \ בעל גאה / баъл гаа // вол гаа = "Обладатель ++ большой подъём воды, реки, прилив"
Мосх -Народ мосхи (месхи) - жили на Кавказе. Некоторые ассоциируют их с древним племенем, жившим в восточной Каппадокии, - Мушками. Слово 'Мушки' также связано с водой, с орошением - משקה /Машка - 'Пью, Поливаю, орошаю'.
מהשקה /Мушка - 'Тот, кто вышел из полива, из-за того, что его оросил Бог Шкай'. Бог Шкай - главный языческий бог Мордвы. Шкай - שקי /Sky - 'Небо' - был видно главным богом всех народов Европы бронзового века.
Родство мосхов (месхов) с Москвой видно уже потому, что покровитель Иверии (Грузии) - Георгий-победоносец, а на гербе Москвы - также Георгий-победоносец. Изображение всадника на коне, поражающего змия, это и Перун, и Баъл, и Мардук, поражающий змея тёмных вод Тиамат
Ква - река - от лат. "аква" - вода.
'Aqua' - "аква".
עכבה/аква - '1. задержка 2. помеха 3. торможение'
- ПЛОТИНА, которая задерживает воду, которая и стала называться у латинян - 'Аква'. Без плотины в Аравии и в Ханаане не получишь воду . Такова знаменитая марибская плотина, которая и создала 'Счастливую Аравию'. С разрушением плотины 'Счастливая Аравия' исчезла, ушла вода- ушла жизнь.
הקוה /аква = 'надежда' - вода в пустыне - это надежда на жизнь
'Миква' - מקווה /миква - 'Бассейн для ритуальных омовений'. Барахтаться - окунаться в ритуальный бассейн - микву, чтобы получить 'Браху' =- 'благословление'.
מקווה /миква . Это слово походит на слово 'Аква' - Вода. (Лягушка не зря КВАкает.).
Б. А. Рыбаков выплату вятичами, на земле которых стояла Москва, дани хазарам комментируется как "проездная пошлина." {Слово Москва ('Масква') можно написать так: מס קבע /мас кава = 'налог установленный'}.
Но задержка, торможение связана ещё и с тем, что именно в Москве сухопутный путешественник, идущий от Днепра через Смоленск, уплачивая постоянный сбор {מס קבע /Мас кава = 'налог, сбор постоянный, установленный'}, имел возможность купить шитик или присоединиться к компании купцов, которые уже по воде-акве мог спуститься на Низ, т.е. на Волгу, а от туда - в Хвалынское (Каспийское море)
1. מעש עכבה /маъс аква = 'Деяние + вода'. После долгого и опасного путешествия через Варшаву {הרשה /арша - 'разрешение' на переправу}, Оршу {то же, что и Варшава} и Смоленск {лежащий на левой стороне Днепра, если плыть по нему сверху - סמולה נע שחה /смола наъ шаха//смолэ нъ сх} путешественники добирались до Воды - Москвы-реки, по которой можно было идти (בא /ба//ва) до Персии.
2. מעש כוה /мас ква - 'деяние + опалил, обжёг' - шитики-лодки осмаливали, а для этого смолу варили на огне - Яхве {יכוה /яхве = 'он опалит, обожжёт'}. на месте Москвы строили корабли-шхуны-уШкуи {שחה /шаха - 'плавать'} для дальнейшего путешествия уже по воде-акве вплоть до Персии-Ирана. До Москвы с запада (от Смоленска) добирались сухим путём по старой смоленской дороге. На это указывает и другой корень - [קוה ]/ква - 'собирать, уповать'. Путешественники, купцы, люди, ищущие службы уповали, надеялись на Бога будущего - Яхве:
3. מעש קוה/мас кива = 'деяние + надеялся, уповал' - по деяниям твоим будешь уповать на будущее - Бога Яхве - יהוה /Яhwa- 'Он будет существовать'
4. מעש קוה/мас кава = 'деяние + собирал, стекаться' - Москва была центром, куда стекались не только купцы и путешественники, но и ремесленники, воинские люди, надеющиеся найти службу при дворе Великого князя и его бояр и стать 'дворскими, дворянами'
5. מעשך בא /маъсха ва - 'Деяние твоё + ты шёл и иди'. Москва - истинный ДЕЛОВОЙ ЦЕНТР России. И это никто никогда не оспаривал, даже жители Петербурга.
6. Москва - מעש קוה /маъс ква = 'дело, деяние, действие + собирать, уповать' - в Москву стремились, надеясь получить стОящее дело.
7. Москва - משא קוה /масса ква = 'пророчество + собирать, уповать'
8. מעש כוה /маъс ква = 'дело, деяние, действие + обжигал, опаливал' - в Москве, на Арбате строились, делались (arbeit/ арбайт - 'работа') лодки, баржи, коих смолили, чтобы пустить в длинное плавание вниз - מורידה / морида -- Мордва - до Астрахани и далее по Каспию в Иран - это и было стОящее дело.
משכיל/маскиль - '1. интеллигентный, образованный; 2. умный; 3. удачливый; 4. просветитель; 5. эпический псалом'. Можеть быть в Х веке просветительство шло на Украину именно с востока, из Московии - 'МасКовии' - משא קובע/маса ковэа = 'Ноша, тяжесть, ПРОРОЧЕСТВО + Устанавливаю, определяю'.
А москвичи, как более образованные, получили у хохлов прозвище - 'МОСКАЛИ' - от משכיל/маскиль - 'образованные, знающие'
Ещё версии:
1. Москва - немецк. Maskau - иъвритск. МАС КАВУА / מס קבוע - "постоянный налог", "закреплённый налог" . Москва была таможней на реке Москве. В 1147 году Гюргий-коняз в Русском третьем КАГАНАТЕ, пишет конязю: "Приди ко мне, брате, в Москов". А другой, второй КАГАНАТ почил в бозе где-то в Х веке. Именно его ТАМОЖНЕЙ и был "Москов".
Слово 'Москов' имеет ивритское окончание - 'ов' = הוה /овэ// овъ - 'сущий, существующий'. Т.е. Город москов существует, он есть.
А чтоб судить о важности этого места, посмотрите на КАРТУ торговых путей "из варяг в багдадский халифат": Любек - Рюген - Готланд - НЕВО - ВОЛХОВ - Новгород - по р. Ловать - Витебск - Смоленск - Сафоново - Вязьма - Бородино - Можайск - Москов - Коломна - (далее по Оке) - Рязань - Юхта - КОЧЕМАРЫ - ЛАШМА - Касимов - Чикур - ЕЛА ТЬМА - МУРОМ - АГАПОВО - Н. Новгород - (далее БаЛГА) - ВасильСУРСК - ШАБАХСАР- ВОЛЬСК1 - КАЗАНЬ(БУЛГААР) - БУЛГАР2 - Симбирск - ЗЕГУЛА (а там Губино, Кресты, Богатырь) - ХВАЛЫНСК - ВОЛЬСК2 - САРТОВ - САРсув (Царицын) - остров Хаза-ар - Асатархан - КАСПИЙ (Хвалынское море) - МАХАШКАЛЕ - РЕЙ - Техран - Испагань - Шираз - Багдад - Басра - Бушир - Бомбей.
Наверное, не нужно долго разъяснять тот факт, что этимология и, в частности топонимика, являются не самыми последними аргументами в обосновании тех или иных исторических фактов или, по меньшей мере, для постановки новых вопросов в объяснении исторических моментов, на которые ОИ вразумительных ответов дать не может. В качестве объекта для ' этимологических раскопок' воспользуемся, как уже отмечено выше, книгой Г.В. Носовского и А.Т. Фоменко 'Москва в свете Новой хронологии'(1). Но вначале определимся с происхождением, без преувеличения сказать, главного географического названия во всей истории - МОСКВА. Для сравнения приведем вкратце историю расшифровки этого названия и существующие версии и гипотезы.
Москва скоро отметит свой миллениум
Вполне возможно, что Москва быть основана намного раньше, чем принято считать. До сегодняшнего дня за дату начала существования города брался 1147 год: именно в это время в летописях появилось первое упоминание о Москве. Однако найденные в ходе археологических раскопок на территории российской столицы артефакты говорят о том, что Москва вслед за Владимиром вскоре сможет отметить свой миллениум. Такое заявление сделал главный археолог столицы Александр Векслер в интервью "Интерфакс".
"Сколько лет Москве - достаточно сложный вопрос. Прошли юбилеи ряда российских городов: отсчеты города идут по ранним археологическим находкам, а не по первому письменному упоминанию. Так, во Владимире отметили 850 лет, а потом и тысячелетие", - отметил Векслер.
Главный археолог Москвы рассказал, что наиболее ранняя чеканка монет, найденных на территории города, относится к 862-866 годам. "Эти монеты были найдены рядом с Кремлем. Надо расширить археологические работы, чтобы выявить новые находки, строения более раннего периода, чем 1147 год. Так и Москва может отметить вскоре свой миллениум", - добавил Векслер.
Чиновник также поделился итогами последних археологических раскопок в центре столицы. Так, по словам Векслера, в ходе раскопок на территории Теплых торговых рядов (район современной Ильинки) было найдено более 40 частично сохранившихся деревянных сооружений предположительно XII-XVII веков, в том числе жилых, служебных, хозяйственных построек и колодцев.
Помимо этого, московские археологи обнаружили более 2 тысяч предметов XV-XIX веков, среди которых перстни, монеты, замки, ключи, церковная утварь, а также кованые и оружейные изделия.
По данным ИТАР-ТАСС, на территории раскопок также был найден небольшой клад из 11 монет, которые представляют историческую и культурную ценность: как установили археологи, монеты были отчеканены во времена правления сына Дмитрия Донского князя Василия Дмитриевича. Не меньший интерес представляет и редкая стеклянная икона XV века с изображением Христа. По предположением ученых, она была привезена в Россию из Византии.
По словам Векслера, исследования проводились на площади более 500 кв. метров на глубине 5-6-метров. Ученый также сообщил, что со следующего года археологические раскопки будут проводиться на "перспективном культурном слое", на территории Средних торговых рядов, откуда были выведены военные объекты, а также на месте снесенной гостиницы "Россия".
Пытаясь проникнуть в смысл понятия Москва, русский поэт Бальмонт (стих. Москва, 1926) пишет:
'Поет старинная печать.
Тут слово первое науки,
Но мне неведомой. Тут - знак,
А смысл понять нельзя никак'.
Литературный критик М. Н. Катков в статье 'Историческое значение Москвы как символа основных начал, на которых зиждется государство'" (Московские ведомости" 1865, ? 182), отмечал: 'Москва не есть просто город; не кирпич и известь ее домов, не люди, в ней живущие, составляют ее сущность. Москва есть историческое начало, Москва есть ПРИНЦИП. Очевидно, что интерес к значению этого имени был большой, Москву упоминают в своих произведениях: А. С. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Глинка и др. известные поэты и писатели; не зная как объяснить смысл понятия буквально, русские люди XIX века вывели формулу - 'Москва - не город, Москва есть принцип'.
Зафиксированные письменно попытки дешифровать топоним и гидроним 'Москва' встречаются и в более ранние времена, однако всех исследователей постигала неудача; христианское мышление, интерпретируя СЛОВО, отказалось от философской связи с материнским учением - ИУДАИЗМОМ. Например, в 1526 г. император Священной римской империи Максимилиан, отправляет в Москву с дипломатическим поручением Сигизмунда Герберштейна (дипломат, писатель, историк), результатом его поездки явилась книга "Записки о московитских делах" (1549). В этой книге изложены факты истории, географии и этнографии Москвы: "Итак, город Московия, глава и столица Руси, и сама область, и река, которая протекает по ней, носит одно и то же имя; на родном языке народа они названы Москвой. Что именно из них дало имя прочим, неизвестно". Герберштейн совершенно прав, стараясь проникнуть в сущность слова-символа "Москва", через символ, проникая в образ, человек, получает информацию об объекте; предметный мир страны сформирован в образ, который отражает в сжатом виде действительность.
В восприятии и понимании древних символов-сигналов у нас ПРОБЛЕМА, она связана с быстрыми социально-политическими изменениями, происходящими в обществе, наука - запаздывает (не успевает 'пристраивается' к новым политическим веяниям) и не может объяснить (ограничена властью) обществу значение абсолютного большинства ИМЕН и ТЕРМИНОВ - новыми поколениями ученых утеряны логические и философские связи с прошлым.
Деятели христианства (философы, теологи, поэты и писатели) вели поиски новой системы истолкования имен и терминов, христианство уничижительно относилось к иудаизму (материнской религии) и отказалось от его философии, в которой создавались древние ИМЕНА и ПОНЯТИЯ - две родственные религиозно-философские системы утеряли ЛОГИЧЕСКИЕ СВЯЗИ и СМЫСЛЫ. Под влиянием процесса ДЕМОКРАТИЗАЦИИ обществ (революции, отмена крепостничества) эти изыскания в XIX веке привели русских интеллектуалов к идее 'СОБОРНОСТИ'. Идея национального ('славянского') единства и мощного государства оформилась в формулу - Православие, Самодержавие, Народность; в ходе революционных преобразований 1917-1920 гг. влияние церкви было уменьшено до минимума, а самодержавие (научная и административная элита) полностью уничтожено. В этот период были утеряны связи с философией иудаизма - религиозная деятельность и знание иностранного языка служили поводом к уничтожению человека. Новая ученая элита получила 'урезанное' образование, древняя философия сводилась к изучению проблем классовой борьбы, истолкование имен и терминов перевели в НАРОДНОЕ русло (от языка народа региона), что привело к полнейшему хаосу в ономастике - абсолютное большинство имен и терминов нельзя объяснить национальными языками, т.к. они создавались в системе иудеохристианской ТЕОЛОГИИ.
В системе передачи древних сообщений - СИГНАЛ-ИНФОРМАЦИЯ-СМЫСЛ, остался один СИГНАЛ (имя, термин), а он не вызывает изменений в сознании у получателя, не превращается в ИНФОРМАЦИЮ, получатель не может (не обучен, не обладает знаниями) произвести ОЦЕНКУ и наделить сигнал СМЫСЛОМ. Получатели древнего СИГНАЛА существуют в другой системе ценностей, и хотя эта система родственна иудаизму (иудаизм - иудеохристианство - христианство) - нарушена ИЕРАРХИЯ (преемственность), а философская связь отрицается или извращается.
Мы считаем, что вся терминология носит САКРАЛЬНЫЙ характер, и в той или иной мере связана с языком Бога (иврит) или является производной от понятий иврита, соответственно надо ориентироваться не на современную ГРАММАТИКУ (форму слова), а на философию иудаизма (содержание). Распространенное в обществе представление о Библии как о КУЛЬТОВОМ документе не соответствует действительности, в еврейской Библии (Тора - МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ) нет фантастических представлений о мире, всё рационально, продумано и связано в единую систему, объясняющую устройство мира и правила поведения человека в природе и обществе. Предусмотрена ответственность человека (как мыслящего существа) за нарушение законов природы (Бога) и механизм САМОСОХРАНЕНИЯ общества и природы от НЕРАЗУМНЫХ ДЕЙСТВИЙ отдельных людей (лидеров) или групп людей - МОРАЛЬ, она входит основным элементом во все законы и программы, создаваемые человеком.
1) Версии о происхождении имени Москва
Википедия
'Ойконим 'Москва' имеет основную этимологию, поддержанную или разработанную С. П. Обнорским, Г. А. Ильинским, П. Я. Черных, Т. Лер-Сплавинским, М. Фасмером. Кроме того, имеется ряд менее вероятных гипотез.
Основная этимология
'Название города Москва происходит от названия реки Москва.
Как полагают исследователи, слово 'Москва', принадлежало ранее к древнерусскому типу склонения на -ū-, именительный падеж которого заканчивался на -ы. ... Таким образом, древнейшей формой топонима была не засвидетельствованная в письменных памятниках форма Москы. Уже в очень раннюю эпоху форма именительного падежа данного типа склонения заместилась формой винительного. Для этой стадии есть засвидетельствованные формы 'Москъвь' и 'Московь', откуда в иностранных языках возникли названия типа англ. Moscow, нем. Moskau, фр. Moscou. В дальнейшем тип склонения на -ū- вообще прекратил своё существование: лексемы, которые к нему относились, влились в более продуктивные типы на -i- (кровь, бровь, любовь, свекровь, церковь) и -ā- (буква, брюква, смоква, ботва, плотва, диалектные формы церква, морква, а также Москва)'.
Итак, перед нами рядовая 'филологическая' уловка, выявленная гипотетическим путём 'не засвидетельствованная в письменных памятниках' форма 'МОСКЫ', далее рассуждения авторов сводятся к игре склонений, которые 'прекращают своё существование'. Отметим, что ЗАСВИДЕТЕЛЬСТВОВАННЫЕ ПИСЬМЕННО формы МОСКЪВЬ и МОСКОВЬ не рассматриваются, гипотетическое предположение берётся за основу, однако последуем за другими высказываниями авторов.
'Корень mosk- в праславянском языке означал 'вязкий, топкий' или 'болото, сырость, влага, жидкость', причём существовали параллельные дублетные образования mozg-
מזוג /мизуг = '1. Слияние, смешивание (информации!!); 2. Объединение'. זוג /зуг = ' пара ' (полушарий). מזוג /мизуваг - 'спаренный' ---- מוזוג / мозуг -- מוזג /мозъг = ' парный' -мозг состоит из правого и левого полушария, но мозги мужчин и женщин дополняют друг друга в паре
מוסכך / мосхх // москк = 'покрывающий, защищающий' - в половодье вода покрывает землю, а вода во рву защищает замок. Москва (Московское государство) покрыла всю Русь и образовала Великороссию.
=====================================
То, что корень моск- по своему значению связан с понятием 'влага', подтверждается употреблением его в других славянских и европейских языках: в словацком языке встречается нарицательное слово moskva, значащее 'влажный хлеб в зерне' или 'хлеб, собранный с полей в дождливую погоду'; в литовском языке существует глагол mazgóti 'мыть, полоскать', а в латышском языке - глагол mazgāt, что значит 'мыть'. В современном русском языке этот корень представлен словом 'промозглый' - сырой (о погоде)'.
Итак, смысл понятия сформирован - MOSK, 'в 'праславянском' языке означал 'вязкий, топкий' или 'болото, сырость, влага, жидкость'; НО ОТКУДА АВТОРАМ ИЗВЕСТЕН ПРАСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК, существовал ли он в действительности? Есть издавна зафиксированное письменно еврейское понятие - МУШКЭ, МАШКЭ מַשְׁקֶה орошенная земля, поить, орошать; другой глагол - ШЕКА שָׁקַע вязнуть, погружаться (ШК-СК) { → щека - заложить монету за щеку, щека внутри влажная}.
MOZG: иврит - МАЗАГ, МОЗЕГ מוֺזֵג смешивать, подливать, наливать (смесь жидкостей); таким образом, существовавший на пространстве христианства сакральный язык (иврит), подменяется не известным 'праславянским' языком.
Различные гипотезы
а) Слово 'Москва' происходит из финно-угорских языков. Слог -ва означает 'вода', 'река' или 'мокрый', то есть, так же, как и в названиях многих других рек. Моск- можно объяснить из языка коми, где оно означает 'корова', либо из фин. musta 'черный, темный'. К финно-угорской также относится гипотеза С. К. Кузнецова, рассмотренная ниже, увязывающая 'Москву' с западно-марийскими словами 'Маскá', которое означает 'медведь', и 'Авá', которое означает 'мать'.
По мнению В. Н. Топорова, название 'Москва' входит в ареал балтийских топонимов и восходит к балтийскому корню mask-/mazg- 'топкий, слякотный' с характерным балтийским топонимическим суффиксом -uva (ср. лит. Lietuva).
в) Гипотеза А. И. Соболевского
Топоним происходит от авестийского слова ама 'сильный'.
г) Легендарные гипотезы
библейский Мосох
'Легенда о библейском происхождении, название одноимённой реки происходит от имени библейского Мосоха, внука Ноя и сына Афета, и его жены Квы - по библейской легенде потомками Мосоха были заселены земли от Вислы до самого Белого озера. Связана эта легенда с известной средневековой теорией монаха Филофея 'Москва - Третий Рим':
'Той ибо Мосох по потопе лета 131, шедши от Вавилона с племенем своим, абие во Азии и Европе, над берегами Понтскаго или Черного моря, народи Мосховитов от своего имене и осади: и оттуда умножашуся народу, поступая день от дне в полунощныя страны за Черное море, над Доном и Волгою рекою... И тако от Мосоха праотца Славенороссийского, по последию его, не токмо Москва народ великий, но и вся Русь или Россия вышенареченная призыде'.
Мосох - Мешех
М'ешех (владение) -
а) (Быт.10:2 ; 1Пар.1:5 ; Иез.27:13 ; Иез.32:26 ; Иез.38:2 ; Иез.39:1 ) - один из сыновей Иафета, сына Ноя, родоначальник и название северных (даже крайнесеверных, Иез.39:2 ) диких племен на север от Черного иКаспийского морей (в Пс.119:5 назван Мосох) (полагают, это имя указывает прямо на Москву или Московию); (см. Гог,б)
б) (1Пар.1:17 ) - один из сыновей Сима, сына Ноя (в Быт.10:23 назван Маш, сын Арама, другого сына Сима).
Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия.. арх. Никифор. 1891. https://dic.academic.ru/dic.nsf/biblerus/70622/%D0%9C%D0%B5%D1%88%D0%B5%D1%85