Алматы или Алма-Ата? Споры об истинном названии южной столицы Казахстана вышли на новый уровень
Фото - Ибрагим КУБЕКОВ Этот очень старый вопрос, который затрагивался многократно, возник вновь после того, как все новостные порталы Казахстана сообщили о том, что поэт и общественный деятель Олжас СУЛЕЙМЕНОВ на встрече с Президентом Казахстана Касым-Жомартом ТОКАЕВЫМ предложил вернуть "историческое название Алматы - Алма-Ата", поскольку этого хотят "многие жители крупнейшего мегаполиса".
Древние монеты
Действительно, многие ностальгируют по старому советскому названию - Алма-Ата, которого город лишился 25 лет назад. А вот что касается "исторического названия" - это огромный вопрос.
- Как административный и экономический центр "Алматы" сформировался примерно в Х веке, - утверждал академик-археолог Карл БАЙПАКОВ, подчеркивая название города: "именно Алматы, а не Алма-Ата".
- На территории нынешнего Военного института КНБ РК археологи нашли остатки крупного города, а во время строительных работ - остатки построек и массу интересных вещей. Например, кузнечную мастерскую и сделанные здесь топоры, гончарные изделия, которые могли производиться только в крупных ремесленных центрах. И самый важный артефакт - существовавший в этом городе крупный монетный двор. На деньгах обычно указывались название монетного двора и имя государя, от имени которого они чеканились.
На найденных двух десятках монет написано на арабском, что они чеканились в 1271-1272 годах в городе Алматы. То есть уже в XIII веке город носил то же название, что и теперь.
Алматы - Верный - Алма Ата - Алматы
Доктор исторических наук, знаток древнемонгольского языка Зардыхан КИНАЯТУЛЫ утверждал, что местность Алматы существовала, возможно, и гораздо ранее ХIII века.
Фрагмент любопытнейшего интервью с ученым: "Русский историк ХХ века Владимир Бартольд писал, что "постоянные смуты, происходившие в ХIV веке в Средней Азии, привели к полному разорению населения и оставлению ими городов". Он имел в виду период завоевательных, захватнических и разорительных походов правителя Мавераннахра - эмира Тимура против средневековых государств Могулистан (Жетысу и Восточный Туркестан), Ак-Орда (степная территория Казахстана) и Золотая Орда (территория западнее Урала).
В 1370-1390 годах Тимур совершил более десятка жестоких и разрушительных походов против вышеназванных государств. Многие города на территории Казахстана - Сыганак, Сауран, а также сотни других населенных пунктов, пришли в упадок.
Разрушение Алматы тоже относится к этому времени. Этот факт зафиксирован в "Тарих-и Рашиди" тюркского государственного деятеля Мухаммада Хайдара Дулати, автора ряда исторических трудов XVI века, где, кстати, кроме всего прочего, дается и точное название города - "Алматы".
Автор, в частности, пишет: "Тимур отправил эмира Бахрама-джалаира, Хитай Бахадура и Шайх-Али Бахадура. Они дошли до рубежей Алматы, и на берегу реки Айша Хатун произошла битва с людьми караитского племени (кереями). После битвы они заключили мир и вернулись к эмиру Тимуру тот не одобрил этот мир и сам отправился в эти края". Из этого следует: раз повелитель, не согласившись с мнением своих соратников, отправился в поход сам, то уничтожение города произошло наверняка, так как после этих событий Алматы надолго перестает упоминаться в исторических хрониках.
Письменное упоминание о нем спустя века появляется на военной карте джунгарского завоевателя Цэван-Рабдана в 1723-1727 годах, которая раньше хранилась в Урумчи. Чокан Валиханов использовал ее в своих "Записках о киргизах".
Он сделал перечень географических названий регионов Тарбагатая и Северного Тянь-Шаня, которые имеются на этой карте. Среди них исследователь очень четко на древнемонгольском написал "Алматы".
Название Алматы значится еще и в материалах биографии Зая-Пандита - монгольского историка и религиозного деятеля, создателя "ясной письменности" ("тодо-бичиг"). В оставленных им летописях наряду с названиями Талгар и Курти стоит и Алматы. Запись относится ко второй половине ХVII века.
Когда в 1850 году в Жетысу прибыл с войском полковник Гудковский, замок Алматы уже стоял. Поскольку его охраняли три тысячи местных жителей, то он не решился взять город штурмом и ушел восвояси. В 1851 году прибыл уже другой полковник - Карбышев. Он разрушил и сжег Алматы. И в 1854 году на месте города было возведено укрепление Верный.
В 1921 году по инициативе председателя народных комиссаров республики Ораза Жандосова Верный был переименован в Алма-Ату.
И лишь обретя свою независимость, первая столица суверенного Казахстана вновь вернула свое настоящее название - Алматы, соответствующее грамматике казахского языка.
Это слово имеет древнетюркские корни. "Алма" - "яблоко", "т" или слог "ты" - суффикс, который дается названиям населенных пунктов, отличающихся особенностью расположения, флорой, фауной, родом занятий населения. В казахской топонимике терминов с суффиксом "т" и "ты" - десятки: Курты, Камысты, Ендирты, Шидерты и так далее.
Практика, когда в названии разных населенных пунктов присутствует одинаковый суффикс, кстати, распространена во многих языках. В России, например, Пирогово, Камышово, Горцево. В Молдавии - Теленешти, Корнешти, в Монголии - Бургасты, Хандыгайты, Дерсты... И таких примеров можно привести множество.
Что говорят алматинцы
По мнению алматинца Асылбека БИСЕНБАЕВА, переименования Алматы уже не должно быть.
- Я просто заглянул в словари, - написал он на своей страничке в Facebook. Слово "алматы" в переводе с казахского означает "яблочный", "яблоневый" (алма - "яблоко", "ты" - показатель прилагательного, обозначающего признак). Следовательно, Алматы можно перевести как место, где растут яблони. Действительно, в окрестностях Алматы сохранились реликтовые яблоневые рощи.
"Алма-Ата" же - не казахское название, оно не отвечает правилам словообразования казахского языка. Это искаженное употребление слова "алматы". Попытка перевести название города как "дедушка яблок" является народной этимологией.
Президент Казахской академии спорта и туризма Кайрат ЗАКИРЬЯНОВ с этим категорически не согласен. Как менеджер, воплотивший в жизнь не один удачный проект, он считает, что идею с возвращением прежнего названия надо использовать для развития туризма.
- Олжас Сулейменов прав, когда говорит, что если уж следовать лингвистике казахского языка, то город должен называться не Алматы, а Алмалы, хотя, с другой стороны, у нас есть немало слов, которые заканчиваются на суффикс "ты", - говорит он. - Но я о другом. Исследования ученых-биологов из разных стран мира говорят о том, что прародительница всех яблонь на земле, так называемая яблоня Сиверса, выросла в предгорьях Алматы.
- Как административный и экономический центр "Алматы" сформировался примерно в Х веке, - утверждал академик-археолог Карл БАЙПАКОВ, подчеркивая название города: "именно Алматы, а не Алма-Ата".
- На территории нынешнего Военного института КНБ РК археологи нашли остатки крупного города, а во время строительных работ - остатки построек и массу интересных вещей. Например, кузнечную мастерскую и сделанные здесь топоры, гончарные изделия, которые могли производиться только в крупных ремесленных центрах. И самый важный артефакт - существовавший в этом городе крупный монетный двор. На деньгах обычно указывались название монетного двора и имя государя, от имени которого они чеканились.
На найденных двух десятках монет написано на арабском, что они чеканились в 1271-1272 годах в городе Алматы. То есть уже в XIII веке город носил то же название, что и теперь.
Алматы - Верный - Алма Ата - Алматы
Доктор исторических наук, знаток древнемонгольского языка Зардыхан КИНАЯТУЛЫ утверждал, что местность Алматы существовала, возможно, и гораздо ранее ХIII века.
Фрагмент любопытнейшего интервью с ученым: "Русский историк ХХ века Владимир Бартольд писал, что "постоянные смуты, происходившие в ХIV веке в Средней Азии, привели к полному разорению населения и оставлению ими городов". Он имел в виду период завоевательных, захватнических и разорительных походов правителя Мавераннахра - эмира Тимура против средневековых государств Могулистан (Жетысу и Восточный Туркестан), Ак-Орда (степная территория Казахстана) и Золотая Орда (территория западнее Урала).
В 1370-1390 годах Тимур совершил более десятка жестоких и разрушительных походов против вышеназванных государств. Многие города на территории Казахстана - Сыганак, Сауран, а также сотни других населенных пунктов, пришли в упадок.
Разрушение Алматы тоже относится к этому времени. Этот факт зафиксирован в "Тарих-и Рашиди" тюркского государственного деятеля Мухаммада Хайдара Дулати, автора ряда исторических трудов XVI века, где, кстати, кроме всего прочего, дается и точное название города - "Алматы".
Автор, в частности, пишет: "Тимур отправил эмира Бахрама-джалаира, Хитай Бахадура и Шайх-Али Бахадура. Они дошли до рубежей Алматы, и на берегу реки Айша Хатун произошла битва с людьми караитского племени (кереями).
После битвы они заключили мир и вернулись к эмиру Тимуру тот не одобрил этот мир и сам отправился в эти края".
Из этого следует: раз повелитель, не согласившись с мнением своих соратников, отправился в поход сам, то уничтожение города произошло наверняка, так как после этих событий Алматы надолго перестает упоминаться в исторических хрониках.
В соответствие с установлениями ислама (а Тимур проводил ярую про-исламскую политику), если мусульмане имеют меньше сил, нежели многобожники (а Иисус рассматривался кераитами, как божество), то с ними нужно заключить договор о перемирии, но как только силы мусульман превысят силы многобожников, необходимо немедленно порвать с ними договор и уничтожить их, как нарушителей формулы "Нет Бога, кроме Аллаха".
В данных обстоятельствах силы державы Тимура намного превышали силы кераитов и с ними возобновили войну, закончившуюся тотальным разрушением Алматы и уничтожением кереев.
Также пропал, исчез Элам - великое государство в нынешней южной Персии - соперник Шумера и Аккада. Именно в Эламе найден камень с законами царя Хаммурапи, который эламиты вывезли из разрушенного ими Вавилона.
Письменное упоминание о нем спустя века появляется на военной карте джунгарского завоевателя Цэван-Рабдана в 1723-1727 годах, которая раньше хранилась в Урумчи. Чокан Валиханов использовал ее в своих "Записках о киргизах".
Он сделал перечень географических названий регионов Тарбагатая и Северного Тянь-Шаня, которые имеются на этой карте. Среди них исследователь очень четко на древнемонгольском написал "Алматы".
Название "Алматы" значится еще и в материалах биографии Зая-Пандита - монгольского историка и религиозного деятеля, создателя "ясной письменности" ("тодо-бичиг" \ תו דעו בי צח / то до би цахъ - "знаки мудрости его ++ чистый, ясный"). В оставленных им летописях наряду с названиями Талгар \ תאל גר и Курти \ כורתי ("кузнец" - от כור / kur - "горн, домна") стоит и Алматы. Запись относится ко второй половине ХVII века.
Когда в 1850 году в Жетысу прибыл с войском {не больше 500 шт. } полковник Гудковский, замок {крепость!} Алматы уже стоял. Поскольку его охраняли три тысячи местных жителей, то он не решился взять город штурмом и ушел восвояси.
В 1851 году прибыл уже другой полковник - Карбышев. Он разрушил и сжег Алматы. И в 1854 году на месте города было возведено укрепление Верный.
В 1921 году по инициативе председателя народных комиссаров республики Ораза Жандосова Верный был переименован в Алма-Ату.
И лишь обретя свою независимость, первая столица суверенного Казахстана вновь вернула свое настоящее название - Алматы
А теперь перейду к филологическому анализу и поищем смыслы в названии Алма и в слове, обозначающее "ябЛоКо" - "Олма\ алма" и как место Алмата связано с ЯБЛОКОМ.
а также עלמה / аълма // олма - "девушка, молодая женщина" - Ева, вкусившая райское яблоко - плод от древа добра и зла. עלם / elem - "юноша" (образ чистого Адама) "Яблоко" - царь плодов мира, высоко на свету, на древе - символе вселенной и народов, языков (языковое древо).
Яблоко - символ греха йебли
ייבלעקו // Йаблоко - "יי Господь Бог (Он заповедовал людям: "Пру у рву - "плодитесь и размножайтесь"": вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней. (Быт.9:7)( фаллос - образ Пана, Рода - фаллический культ) + + יבלע / йебла - Он будет портить + + לע кратер (канал, глотка) + + עקו беда его ++ קו маршрут, рейс"
Итальянский - mela \ מלא / male - "наполнил, заполнил"
Немецкое - Apfel \ אף פל / af pel - "гнев, нос (член) ++ упал вниз"
Английское - apple \ אף פלה / af pele - " гнев ++ отделять" ( яблоко отделилось от яблони ("яблоко от яблони недалеко падает")) и упало на голову Ньютону, отчего он придумал аж три закона!
עלמאתא / Almata - "строй, режим; народ, общество ++ ты иди (**гостеприимство)"
"алма\ олма - "яблоко" - : אל מעה / Эл маа // ол маа = "Бог ++ семя", т.е. Божье семя - עול מעה / оль маа = "ребёнок ++ семя" - Ева, съевшая райское яблоко и давшее съесть яблоко Адаму (אלם / allam - "насильник"), понесла семя, от которого вырос плод (Каин \ קין / Кайин - "лезвие"; כעין / Kaayn - "образ враждебного, строго взгляда" - Бог строго следил за Каиным и дал ему знак (каинову печать), чтоб его не убили, т.к. за него отомстится в семеро раз).
אלמה / Элумма // Алма- "сноп" - много колосьев, связанных вместе - символ сплочённого народа - связка - faschio - связка (прутьев) символ и орудие ликторов \ לי כתור - "мне нимб, огненное ограждение (ср. - солнечная корона - горячее самого солнца)", сопровождающих посланника Сената Рима - легата \ לגעת - "трогать, касаться, поражать" - герб фашистской Италии Муссолини и герб современной Франции.
Снопы колосьев и на гербе Советского Союза (https://myslide.ru/documents_4/c5792408363b047f571f4ca1e1295d48/img33.jpg ), и на гербах всех республик СССР!
עלמא /алма - "мир, свет" (арамейск.). Это модель планеты Земля.
Поэтому "Алма -Ата" = "Отец мира". Мир - глобус - называли "земное яблоко". Земля похожа на яблоко. По-казахски и тюркски - Алма (Олма - узб. ) - "яблоко". Правомерен и перевод - "Отец яблока (т.е. мира - это Господь Бог, Аллах, а может быть - Адам - первоотец всех людей)".
Ата (казахск.)- см. Ота - "Отец".
===============================================
С этой точки зрения, название города "Алма-Ата" - "отец яблок" - будет верным.
Отсюда логическая цепочка: если мы откажемся от теории Дарвина об эволюционном пути происхождения человека, а примем божественную теорию сотворения мира, то первые люди, выходит, гуляли возле той самой яблони. Замечу: "адам" означает "человек" - на иврите!!
В переводе с древнетюркского адамЕ (изначально было так) означает "я отец".
Теперь о слове "алма". По-казахски - это не только существительное, обозначающее в переводе на русский "яблоко", но и глагол - "не бери", "не трогай".
----------------------------------
Правильно, не бери без закона девушку - עלמה / a"lma - "девушка", не трогай её, ибо она захочет дать тебе "яблоко", т.е. совершить запретное Богом.
Взять историю слова "кенгуру".
Первые европейцы, попавшие в Австралию, увидев странное сумчатое животное, спросили туземцев, как оно называется. Те ответили: "Кен гу ру". ("Я не понимаю тебя".). И это словосочетание стало названием этого животного.
На самом деле слова ""Кен гу ру"" \ כאן גורו / kan guru - "здесь ++ они жили" - как попал семитский язык в Австралию, не знаю, но по-видимому, это не слова аборигенов, а шутка натуралиста, увидевшего убитых животных, названных им "здесь они жили", а теперь уже не живут, ибо убиты из ружей белых пришельцев. Непуганые кенгуру были любопытны и за это поплатились жизнью.
Мне (Мерей Сугирбаевой!!) кажется, что если в одном из скверов нашего прекрасного города поставить памятник первой дикой яблоне Сиверса и гуляющим возле нее первым людям - Адаму и Еве - с указующим на них перстом Всевышнего, который говорит: "Алма", то отбою от туристов со всего мира не будет!
Очень хочется посмотреть в глаза той дуре, которая накатала эту статейку. Эту дуру называют "Мерей Сугирбаева". Вот точный адрес этой статейки - https://www.caravan.kz/.../almaty-ili-almaata-spory-ob.../ .
Очень хочется не только посмотреть в глаза этой дуре, но и спросить её, читала ли она Библию? Знает ли она, что подлинник Библии написан на древнееврейском языке?
Что её строки
"Замечу: только у казахов слово "адам" означает "человек", у всех остальных - имя собственное: Адам Бременский, Адам Смит и прочие. "
выдаёт её с её глупой и невежественной головой: ведь на древнееврейской Торе - האדם / a-Adam - "Человек" или "Божественная кровь (דם / dam - "кровь")", а אדמה / адам`а - "земля" (цвета крови - это земля Африки и... Палестины).
И раз название Алмата (или Алматы) связывается с "яблоком", то надо, по-видимому, вспомнить библейскую историю о "яблоке" - плоде с древа добра и зла, а раз так, то надо искать смыслы в слове Алмата или Алма-Ата не в тюркских языках, а .... в иврите, в древнееврейском языке.
И обратить внимание на строки:
""Тимур отправил эмира Бахрама-джалаира, Хитай Бахадура и Шайх-Али Бахадура. Они дошли до рубежей Алматы, и на берегу реки Айша Хатун произошла битва с людьми караитского племени (кереями)."
. Вот те эмоции, которые вызвала у меня эта статейка.
К слову, Большой Нью-Йорк называют "Большим яблоком"!!!
А глобус в средние века назывался.... "ЗЕМНЫМ ЯБЛОКОМ"!!!
Подожду и посмотрю, а что же надумают читатели страницы?
Но, конечно, слово "Алматы" конечно означает большой город, целый мир. И этот город был столицей большого государства - Могулистан, который чеканил свою монету. И в этот город шли караваны - "ты" \ תא - "Иди!" на семито-арамейском языке, которым владели местные христиане - кераиты (кереи).