Аннотация: Небольшой рассказ - первая глава "повести" "Мир сил". Так как его условно можно считать законченным - оставляю здесь.
КТО ТАКИЕ ЛЮДИ
В этот день в старшей
школе Гансовки было необыкновенно
шумно: в классе появилась новенькая.
Нет, конечно, старшая школа -- это старшая
школа, маленьких детишек здесь не бывает,
всем ученикам от 16 лет, так что порядок
должен бы быть. Хотя старше 20 тоже
практически уже не встречается -- негоже
взрослым людям сидеть за одной партой
с молодёжью. Не успел выучиться со всеми
-- учись самостоятельно. Или не учись --
это только младшая школа, для детей от
6 до 10 -- ну, там как получится, обязательна.
3 года отучился -- иди работай, помогай
взрослым, набирайся мудрости, раз уж
уродился простолюдином. Подрастёшь,
поймёшь, что тебе, кроме того, чтобы
писать и читать, надо узнать и большее
об этом мире (и не только) -- иди в старшую
школу, тоже на 3 года. Но если в младшую
школу берут раз в год, редко когда год
пропускают, то старшая школа -- это раз
в 3 года. И учат там тоже 3 года, так что
выгнали -- а гонят оттуда нещадно -- либо
забудь о школе, либо просись на следующий
набор. Зато после школы можно претендовать
на какую-никакую должность в одном из
городов, а для простолюдина это отнюдь
не мало.
Новенькая гордо
вошла в класс, посмотрела на всех свысока
и села за последнюю парту. "Тоже мне,
фифа" - подумал Жан. Она не казалась
старше других -- лет 17-18, как и большинству.
Главная учительница (которую иногда
величали новомодным термином "классный
руководитель", или просто "классная"
- уж откуда пошёл этот термин, никто так
и не знал) представила новенькую:
- Знакомьтесь, это
Ирина Александровна, будет учиться с
вами.
По классу пошёл шёпот
-- что за чудное и длинное имя! Девушка
слегка смутилась и сказала:
- Можете звать меня
просто Ира.
Так было проще и
лучше -- короткое имя, как и у всех других
учеников.
- Ирина пришла сюда
одной из Тайных Троп, она -- иномирянка,
так что здесь всё для неё будет необычно.
Она многие общие предметы знает отлично,
но в устройстве нашего мира, конечно
же, не разбирается. Поэтому мы решили
дать ей возможность позаниматься в
старшей школе -- постарайтесь не обидеть
её, помочь, в чём можете, а в чём-то она
поможет вам.
Первым уроком была
математика. Жан очень любил этот предмет
в младшей школе, он был понятен и уместен
-- прибавить, отнять, умножить, поделить
-- это в реальной жизни встречается
сплошь и рядом. Но в старшей школе пошли
никому не нужные абстракции: степени,
корни, а вот теперь -- и квадратные
уравнения. Вроде как, и можно как-то
привязать к реальной жизни -- а не
чувствуется этой связи, как будто неживое
это.
И вот учительница
математики (нет, уже не та "классная",
а другая, по имени Мия) объясняет:
- Если дискриминант
квадратного уравнения меньше нуля, то
его решить нельзя.
Новенькая (эта самая
то ли Ира, то ли Ирина) сзади буркнула
"Можно, но не нужно!". Но это она
зря, у Мии отличный слух.
- Ну что же, Ирина
Александровна, выходите к доске и решите
мне, пожалуйста, уравнение x^2+2x+5=0.
Новенькая вышла к
доске, быстро набросала решение. Когда
она дошла до дискриминанта, который
получился равным -16, она быстро извлекла
из него корень, записав 4i. Затем она
записала решения уравнения -1+2i и -1-2i.
- Комплексные числа?
- удивилась Мия. - В старшей школе такого
не изучают, в нашем мире вообще мало кто
такое знает.
- На первом курсе
ВТУЗа поучишься -- и не такое будешь
знать, если вышмат сдавать придётся!
Да, я понимаю, что девушкам там не легко,
но ведь на гуманитарные специальности
на бюджет не поступить -- там конкурс
разве что со 100 баллами ЕГЭ сдашь, а на
технические специальности -- сдала
физику на "троечку" - и считай,
студенческий билет в кармане, - излила
душу Ира. - А теперь вот, если вовремя с
летних каникул не вернусь, ни студенческого
не будет, ни диплома. Только ваша школа...
- Очень странный у
вас мир, что-то мне он напоминает, -
прокомментировала учительница. - Ладно,
садись на место, 5.
Видимо, она что-то
поняла из этого монолога, но Жан ничего
не понял. Как, видимо, не поняли и остальные
ученики, но уважения к новенькой у него
прибавилось.
Следующим уроком
было естествознание, и вела его главная
учительница. Видимо, благодаря новенькой,
урок начали с повторения.
- Кто скажет, в чём
особенность нашего мира, в отличие ото
всех остальных миров?
На этот раз Жан
поспешил поднять руку и рассказать:
- В нашем мире запрещена
обычная магия, непосредственное
воздействие на свойства окружающего
мира. Поэтому людям,
- Жан специально выделил это слово, -
приходится действовать не напрямую, а
через силы.
Природа этих сил сейчас известна неточно,
вероятно, влияют многие факторы, прежде
всего, Повелители и Мастера силы.
- Очень хорошо, Жан.
Но мне хотелось бы услышать об особенностях
жизни простолюдинов.
- Считается, что в
нашем мире простолюдинам жить хорошо,
у них есть некоторые права, они не могут
состоять в собственности у людей,
кроме, разве что, отдельных Повелителей,
таких, как Повелитель Смерти и Повелитель
Тьмы.
- Повелитель Зла, -
поправила учительница. - Стоит
придерживаться стандартной терминологии
-- Добро и Зло, а не использовать новомодные
слова "Свет" и "Тьма". Итак,
считается, но...
- Но, тем не менее, у
простолюдина прав меньше, чем даже у
"оранжевого".
Учительница глубоко
вздохнула.
- Знали бы Вы, каково
это -- быть "оранжевым"... Формально
ты -- человек, а фактически -- ничуть не
лучше простолюдина. Даже чем-то хуже.
- Вы что, "оранжевая"?
- догадался Жан.
- Увы и ах, да. Вы
думаете, что должность учительницы
среди простолюдинов -- это верх мечтаний
для человека? И Вы думаете, что даже эту
должность легко получить? Впрочем,
извините меня, пожалуйста -- я понимаю,
что вам всем тяжело это слышать. Для вас
люди -- это нечто недосягаемое, недоступное.
Но поверьте мне, "оранжевые" - изгои
и среди людей, и среди простолюдинов.
Ладно, садитесь, Жан.
Жан обратил внимание,
что живой интерес на лице Ирины, возросший
до предела при разговоре о Силах, сменился
удивлением и даже каким-то страхом,
когда речь пошла о простолюдинов и
"оранжевых". Теперь она держала
руку поднятой.
- Да, Ирина Александровна,
Вы хотели что-то дополнить? Или спросить?
- Прежде всего, меня
удивляет использование слова "оранжевые".
Вроде как, все вокруг говорят на чистом
русском языке, но вот это слово... Одно
время у нас оно означало сторонников
государственного переворота, здесь это
тоже так?
- Нет, к политике это
не имеет никакого отношения. Но странно,
разве в Вашем мире не используют цвета
для оценки способностей?
- Способностей? Вы
имеете в виду IQ? Нет, мы используем
числовую оценку.
- IQ? Что-то я об этом
читала, - задумалась учительница. - Но
речь точно не об этом, речь о способностях
к магии.
- Я уже поняла, что в
вашем мире есть магия. Но в нашем -- увы
-- магия настолько редка, и настолько
много шарлатанов, что о полноценной
классификации способностей к ней речи
точно не идёт.
- А что, есть миры без
магии? - настолько удивилась ученица
Мари с первой парты, что спросила, не
подняв руки.
- Да, есть, - пояснила
учительница. - Например, так называемые
запрещённые миры, созданные Хранителем
Времени -- возможно, одна из Троп ведёт
туда. Я уже не говорю об Исходной
Реальности, где магия практически не
действует; впрочем, отсюда туда попасть
почти невозможно даже опытному Создателю,
а уж из Исходной Реальности-то, минуя
Междумир, попасть никуда не выйдет.
Впрочем, Мари, раз уж Вы нарушаете
дисциплину, удовлетворите, пожалуйста,
любопытство Ирины.
Мари уверенно
рассказала:
- Способности к магии
принято классифицировать по цветам
радуги...
Учительница поправила:
- Видимого спектра,
мы же на естествознании.
- Красный цвет, -
продолжила Мари, - характеризует нас,
простолюдинов, полностью неспособных
к магии. Так уж получилось, что у
простолюдинов дети могут быть только
простолюдинами, разве что у простолюдина
и человека внуки могут оказаться
способными к магии, да и то "оранжевыми",
максимум - "жёлтыми".
- Рецессивный ген, -
заметила Ирина.
- Правильно, но я
попрошу -- не перебивайте, - строго сказала
учительница. - Мы основы генетики будем
проходить только на следующий год.
Продолжайте, Мари.
- Оранжевый цвет --
самые минимальные способности. Как
правило, возможность простейших
воздействий на отдельные артефакты;
коллективное влияние на Реальность --
в обычном мире, или на те или иные Силы
-- у нас. Но, тем не менее, это -- люди, и им
доступно то, что для простолюдинов
закрыто. Хотя и ответственность у них
тоже появляется. Жёлтый цвет -- слабые
маги.
Ирина
опять вмешалась:
- Как в Кин-Дза-Дза:
немного КЦ — жёлтые штаны, оранжевая
лампочка в визаторе — чатланин.
- Я понимаю, что Вам
всё внове здесь, уважаемая Ирина, но
будьте добры, соблюдайте дисциплину в
классе. Я не поняла, на какое произведение
Вы намекаете, но кое-что похожее есть и
здесь. Правда, у нас не используют
лампочки — но магический артефакт
показывает именно цвет, характеризующий
способности. Некоторых из присутствующих
уже проверяли, ещё в детстве, но выборочно
— откуда среди сыновей и дочерей
простолюдинов кто-то со способностями,
а Вас я рекомендовала к проверке. Впрочем,
и остальных проверить не помешает, раз
уж артефакт принесут. Ещё вопросы и
замечания есть?
- По-моему, это подло
— делить людей по способностям...
- Всех делят по
способностям, - сказала учительница. -
Например, в Вашем мире есть учёные?
- Конечно!
- А считаете ли Вы,
что к этой профессии можно допустить
людей, страдающих дебилизмом, с трудом
окончивших младшую школу?
- Нет, но это — не
одно и то же.
- Не одно и то же. Но
допускать к магии неспособных ещё
сложнее — они просто не воспользуются
ею. Скажу больше: есть версия, и это более
чем версия, что простолюдинов отбирали
искусственно.
- Зачем? Зачем отбирать
худших?
Класс тоже зашумел
и удивился: видимо, об этом не часто
распространялись.
Есть две причины:
первая — простолюдины не расшатывают
мир. За ними не надо следить, они могут
хоть в бога верить...
- А не-простолюдинам,
способным в магию, можно верить только
в дьявола? Впрочем, да, магия же оттуда.
- Людям
в большинстве миров верить в дьявола,
в бога, в духов, в великого героя нельзя.
Категорически запрещено — поэтому-то
и обучают их с самого детства: ведь все
их... Всё-таки, наши... мысли могут обрести
реальность. Особенно если мысли —
коллективные, и реальность получится
коллективной, сильной, неотвратимой...
И беспросветно глупой, если так можно
выразиться. Впрочем, для нашего мира
запрет не столь важен: у нас есть Силы,
в них можно и нужно верить, и чужую веру
до поры до времени они поглотят, потом
— изгонят. Ну а если вера будет сильна,
верящих будет много — появится новая
Сила. В конце концов, она обретёт своё
место в нашем мире — или будет вытеснена.
Ну или просто забыта.
Жан
удивился: это были настолько очевидные
вещи, особенно для жителей других миров.
Впрочем, и здесь такое изучалось в
начальной школе. Откуда попала эта
Ирина? Может, и правда из одного из
запрещённых миров — может, именно того,
где открыли-таки лекарство бессмертия?
В этом мире, правда, такое лекарство
быстро было поглощено Силой Жизни, и
без ведома Повелителя Жизни бессмертие
получить не удастся.
-
Но есть и вторая причина создания
простолюдинов? - не унималась Ира.
-
Есть. К счастью, для нашего мира она не
характерна, а в других мирах... Простолюдинов
можно копировать.
-
Клонировать?
-
Клонировать? - удивилась учительница.
- Ах, да... Технология Исходной Реальности,
ну, может, ещё и запрещённых миров из
раздела генной инженерии. Нам напрямую
это недоступно, но и не надо. В других
мирах клонирование тоже недоступно, но
доступно полное копирование.
Специалисты-копировщики способны
создать копию простолюдина... Теоретически,
и человека тоже, но это запрещено. Ну, и
формально эта копия будет в их
собственности, как копия чего угодно
ещё.
-
Это, действительно, ужасно, - сказала
Ирина. - Представлять, что тебя можно
скопировать... Знать, что вокруг тебя
мир магии, твоя детская мечта — и при
этом не обладать ни малейшими способностями
что-нибудь изменить, хоть малейший фокус
сделать, хоть... Ну ручку сдвинуть силой
мысли... Ай! - воскликнула она, морщась
от боли. Ручка с её парты тем временем резко соскочила и пролетела практически половину кабинета.
-
Так, внештатная ситуация, все сохраняйте
спокойствие, - строго сказала учительница.
- Ирина, пожалуйста, не пытайтесь делать
то, что сейчас попробовали. Очень скоро
Вас проверят и направят на срочное
обучение.
-
Но что это было? Магия? - удивилась Ирина.
- Я просто попробовала воспользоваться
телекинезом, чуть-чуть. Я тысячу раз
пыталась это делать дома, разумеется,
ничего не получалось, но тут... Ручка
полетела с места...
Жан,
да и многие другие ученики тоже попробовали
повторить этот фокус, абсолютно
недоступный для простолюдина — сдвинуть
ручку или карандаш с места усилием воли.
Разумеется, ни у кого ничего не вышло,
хотя... В какой-то момент Жан почувствовал,
что его воля упёрлась во что-то прочное,
и тут же получил лёгкий укол боли. С
таким ощущением он как-то уже сталкивался,
но ни разу не связывал такое с магией.
Учительница
вышла из класса, где начал подниматься
гул. Ирина, сидящая неподалёку от Жана,
спросила:
-
Что случилось? Откуда такой переполох?
Жан
подвинулся ближе и сказал:
-
Ты воспользовалась непосредственной
магией, здесь так делать нельзя. Силы
ревностно хранят свою монополию на
магию, с ними не стоит бороться. По
крайней мере, пока не пройдёшь обучение
как человек, там
есть способы обхода и балансирования
между Силами.
-
Но мы все — люди! А выделение простолюдинов
— это аморальная глупость, анахронизм.
-
Ты — человек. Мы — простолюдины, по
крайней мере, я о себе так думал с детства.
-
Потому что здесь я могу сдвинуть ручку
силой воли? Но дома-то я не могла.
-
А ты точно пробовала? Впрочем, в некоторых
мирах, особенно в мирах Междумира,
поставлен барьер на слабую магию,
искусственная стабилизация. Может,
такое есть и в запрещённых мирах.
-
Мой мир называется Земля, он — запрещённый?-
спросила Ирина.
-
Ничего не знаю про мир «Земля», кому
надо его так называть?- удивился Жан. -
Земля — она у нас под ногами.
-
Планета Земля, что же ещё?
-
Планета? Это что-то из истории науки?
-
Не из истории! Земля круглая! Точнее,
шарообразная. Точнее, эллиптическая!
-
Ты имеешь в виду - замкнутая сама на
себя? - предположил Жан.
-
Хм... Да не замкнутая — ты ещё геометрию
Лобачевского примени. Просто эллипсоид
вращения... Ну, пусть будет просто шар.
Движется вокруг Солнца! А в вашем мире
всё не так?
-
Нет, конечно, не так! Солнце искусственное,
висит в небе, на ночь выключается. Так
проще всего.
-
Ну ничего себе — мир! То-то что-то мне
показалось странным вчера вечером, как
я сюда пришла. Какой-то пространственный
карман, что ли? А вы здесь как.. живёте?
-
Да так, живём помаленьку. Крестьянская
жизнь, еда всем нужна. Тем более, что
копировать её здесь нелегко.
Так
прошло минут десять, после чего в класс
ворвалась учительница вместе с каким-то
мужчиной с кристаллом в руках.
-
Он здесь зашкаливает! - воскликнул
мужчина. - У вас что, весь класс магов,
что ли? И это — школа для простолюдинов!
-
Здесь не должно быть людей, кроме меня
и новенькой, которая пришла Запретными
Тропами!
-
Вы не в счёт, на «оранжевых» он на такой
чувствительности даже не реагирует.
Где новенькая, я пока снижу чувствительность!
-
Вот, на задней парте. Жан, зачем Вы
пересели? Впрочем, ладно.
Мужчина
с кристаллом подошёл к Ирине и спросил:
-
Девушка, Вы из какого мира?
-
Я — с планеты Земля, а не из недоразумения,
где...
-
Так, всё понятно, гостья из Исходной
Реальности. Такие обычно обладают
повышенной склонностью к магии. А Вы,
Анна, почему, зная, что она прибыла из
Исходной Реальности, действовали не по
инструкции?
-
Я считала, что она пришла одной из
Запретных Троп, из другого мира. Про
планету Земля она не говорила мне.
Способности к точным наукам у неё были,
знаний нашей жизни не было. Вот и
определили её в старшую школу.
-
Так-так, работаем. Шумы отфильтрованы,
подстройка. Сигнал двойственный,
фиолетовый. ФИОЛЕТОВЫЙ?!!
-
вскрикнул мужчина, достал из кармана
браслет, дал его Ирине со словами:
-
Срочно надень на руку, а то здесь можешь
всё уничтожить, ещё с Силами подерёшься,
а они — с тобой. При таком уровне
воздействия они будут бить на поражение!
Ирина
испуганно надела браслет, кристалл стал
светиться слабже, хотя фиолетовый свет
остался.
-
Так, частично экранировали. Двойственный
сигнал никуда не делся, увеличиваю
разрешение и фокусируюсь. Молодой
человек, а Вы проходили проверку? -
спросил мужчина у Жана.
-
Нет, я же из семьи простолюдинов.
-
Видимо, не совсем... У Вас жёлтый уровень.
Короче, собирайтесь оба — вам срочно
на первичное обучение магии.