|
|
||
Два героя.
В средневековой Исландии было немало известных людей - например Эрик Рыжий, открывший за пять веков до Колумба новый континент, Снорри Стурулссон, автор родословной норвежских королей Хеймскрингла, и другой, ещё более известной жемчужины мировой литературы - Младшая Эдда, маг и чародей Сэмунд Мудрый, перехитривший, согласно народным поверьям, самого черта, и многие другие.
Но наиболее любимыми героями исландского народа были Эгиль Скаллагримссон и Греттир Асмундссон. И вовсе не потому, что Эгиль был могучим воином, поэтом и знатоком рун (викингов, скальдов и колдунов в те времена в этой стране хватало), а Греттир былдважды объявлен вне закона, и второй раз - за то, что на самом деле было подвигом (М.И.Стеблин-Каменский Саги об исландцах и Сага об Греттире). Нет, просто эти герои со временем стали олицетворять средневековую Исландию, Эгиль - языческую, а Греттир - уже христианскую.
Эгиль был из семьи потомственных викингов, причём и его дед Квельдульв (что означает Вечерний волк), и отец Скаллагрим были берсерками, Мальчик рос не по годам развитым, своенравным, любил делать всё по-своему, обид уже с малолетства не прощал, а однажды с ним едва не стряслась беда.
Эгиль, которому к тому времени исполнилось двенадцать лет, вместе с другом двадцати лет по имени Торд, играли в мяч (по-видимому в некоторый аналог современного бейсбола) против Скаллагрима, большого охотника до состязаний в силе и игр.
Вначале игра у Эгиля и Торда шла хорошо, поскольку отец Эгиля уже к тому времени был пожилым, и быстро уставал. Но с наступлением вечера, силы у Скаллагрима стали прибавляться, и молодёжи приходилось туго.
Наконец, отец Эгиля стал очень сильным, и ярость берсеркера обуяла его. Он отбросил биту в сторону, поднял Торда и ударом о землю убил. Следом берсерк схватил сына, но за того заступилась служанка, и Эгиль уцелел. Но своему отцу гибель друга он не простил, и в отместку в тот же день убил казначея Скаллагрима. Увы, таковы были тогдашние нравы.
В дальнейшем Эгиль стал могучим воином, вместе с викингами совершал набеги на Данию, Страну Фризов, Курляндию, затем вместе с братом нанялся в войско английского короля Адальстейна, во время борьбы того с шотландцами. Также Скаллагримссон был талантливым поэтом-скальдом (один раз именно поэтическое искусство спасло ему жизнь) и большим знатоком рун. Современные книги по рунной магии часто приводят эпизоды, когда Эгиль с помощью рун избежал козней норвежской королевы Гуннхильд, изгнал из Норвегии её мужа -конунга Эйрика Кровавая Секира, вылечил умирающую девушку.
Был у сына Скаллагрима и дар ясновидения. Так, во время пира в усадьбе конунга Эйрика, управляющий этими владениями по имени Бард поднёс Эгилю рог с отравленной брагой. Но Скалагримссон заподозрил неладное, и не только избежал опасности, но и убил отравителя. А накануне битвы с конунгом скоттов Олафом, Эгель предсказал смерть своего брата Торольва.
Не чуждо было Эгилю и чувство справедливости - когда шведский берсерк Льот Бледный вызвал на поединок Фридгейра, человека невысокого и слабого, то Скаллагримссон сам вступил в бой, и убил иноземца.
Был Эгиль и рачительным хозяином, став в конце жизни очень богатым человеком.
Греттир также был из семьи викингов - его предок Энунд Деревянная Нога сражался вместе с мятежниками против первого короля Норвегии Харольда Косматого. Греттир родился за четыре года до принятия Исландией христианства. Вначале он отставал в развитии, но после десяти лет стал развиваться быстрее. Со временем он стал очень сильным, любил сочинять стишки, большей частью хулительные, характером очень напоминал Эгиля, но знатоком рун не был - то, что при язычестве было известно каждому ( но не всякий умел правильно пользоваться рунами!), после христианизации страны было под запретом. В последствии именно от рунного колдовства сын Асмунда и погиб.
Много подвигов совершил Греттир - в одиночку убил двенадцать викингов, напавших на усадьбу его друга Торфинна, победил могильного жителя, и огромного свирепого медведя. Но наибольшим испытанием для Асмундссона оказалась битва с мертвецом.
Всё началось с того, что во владениях богатого хозяина по имени Торхалль в Тенистой Долине, завелась какая-то нечисть, отчего никто не хотел пасти у него зимой скот. Наконец удалось найти пастуха - огромного выходца из Швеции по имени Глам. Стал он пасти овец, но недолго - в канун рождества Глам был найден мёртвым. Труп до церкви дотянуть не удалось, и тело шведа закидали камнями.
Но мертвецу в могиле не лежалось. Стал он по ночам ездить на коньках крыш, нападать на людей, убивать скот. Долина обезлюдела.
В любой другой христианской стране священники бросились - бы освящать местность, попытались - бы изгнать нечистую силу, но исландская церковь в эти безобразия не вмешивалась, поскольку особой силы не имела, Поэтому этим делом и пришлось заняться Греттиру.
В страшном поединке ему удалось уничтожить Глама, но тот проклял героя, и с той встречи начались у сына Асмунда настоящие неприятности...
Как ясновидящий, Греттир был сильнее Скаллагримссона, тем не менее по отношению к Эгилю он - это шаг назад в эволюции человеческой личности. И дело не только в незнании искусства рунной магии.
Если Эгиль всю свою неуёмную энергию растрачивал на викинговские походы, службу иноземным королям, и борьбу со своими недругами, а в Исландию вернулся уже пожилым, и больше не во что не вмешивался, то Греттир, скитаясь по стране, все свои силы расходовал на борьбу с обществом - объявленный вне закона, ему то и дело приходилось убивать преследователей, и чтобы добыть пропитание, грабить мирных жителей.
Так что он - фигура очень трагическая и в значительной степени эпохальная. Время географических открытий и набегов викингов подходило к концу, начинались долгие десятилетия распрь, принятие чуждой религии не остановило междуусобицы, а даже их усилило. Исландское общество самоуничтожалось. В результате страна ослабла настолько, что утратила независимость.
Века спустя Исландия превратилась в страну нищего, полуграмотного крестьянства, и хотя чрезмерная жестокость отошла в прошлое, но, к сожалению, смягчение нравов, сопровождалось утратой значительной части духовного наследия языческой эпохи.
8.12.2002
Володимир Свенельд
Харьков.