|
|
||
ИМЕНА, НАЗВАНИЯ, СУДЬБЫ.
24 января 1915 года в Северном море у Доггер-банки отряд
германских линейных крейсеров внезапно столкнулся с превосходящими
силами британского флота.
Обнаружив противника, немцы начали отход, из-за чего
основной удар англичан пришёлся по замыкающему британскую колонну
броненосному крейсеру "Блюхер". Один тяжёлый снаряд пробил
броневую палубу этого корябля между двумя средними башнями , что
вызвало детонацию складированных там боеприпасов. Вспыхнул
сильнейший пожар, крейсер потерял ход, но продолжал отстреливаться
из уцелевших орудий. Три часа продолжалась его агония. Наконец,
получив около сотни артиллерийских и семь торпедных попаданий, он
затонул, зато остальные германские корабли сумели-таки оторваться
от сильнейшего противника.
Четверть века спустя, в ночь на 9 апреля 1940 года немцы
проводили "учение на Везере" - операцию по захвату Норвегии.
Защитники Осло заблаговременно погасили все навигационые огни,
поэтому при подходе к Осло-фьорду немецкая эскадра во главе с
тяжёлым крейсером "Блюхер" была вынуждена уменьшить ход. В самом
узком месте фьорда - в проливе Дрёбак - норвежские батареи открыли
по противнику уроганный огонь. Угодившие в "Блюхер" снаряды
разворотили его носовую часть, пылающим факелом вспыхнул
самолётный ангар, но флагман, несмотря на всё новые повреждения,
упрямо не менял курса, продолжая медленно продвигаться вперёд; его
орудия яростно вели ответный огонь. Вскоре он получил в борт две
торпеды, и вместе с адмиралом и большей частью команды пошёл на
дно. Над "Блюхерорм уже сомкнулись холодные волны норвежского
фьорда, когда корабли с десантом подошли к берегу, и начали
высаживать солдат. Норвежская столица, как, впрочем и вся страна,
была обречена.
Итак, два корабля с одинаковым названием сходным образом
завершили свою боевую карьеру, причём места их гибели расположены
в одном и том-же районе Северного моря.
Это можно посчитать случайным стечением обстоятелств,
однако в воено-морской истории подобные совпадения почему-то
встречаются довольно часто.
К примеру "Варяг" - одно из самых лавных, но не самых
счастливых имён в истории российского флота. Подвиг бронепалубного
крейсера "Варяг" широко известен: в первый день русско-японской
войны он, находясь вместе с канонерской лодкой "Кореец" на рейде
корейского порта Чемульпо вступил в бой с целой японской эскадрой.
После сражения команды русских кораблей были свезены на
иностранные суда, канонерка взорвана, а крейсер затоплен, что не
помешало в последствие японцам поднять его со дна и даже ввести в
состав своего флота. В 1916 году "Варяг" вместе с двумя другими
кораблями был выкуплен Россией, но тут вмешалась революция:
крейсер попал к англичанам и был посажен на камни в Северном море.
Снять с мели героический корабль так и не удалось, и в 1923 году
он был разобран на металл.
Такая-же судьба была уготована и следующему "Варягу" -
крейсеру, который в начале 60-х должен был пополнить советский
флот. Но пребывавшее в "ракетной" эйфории тогдашнее советское
руководство посчитало, что раз надводные корабли хороши лишь как
мишени для ракет, то они своё отплавали, и готовый на 90% крейсер
был сдан на слом. Вскоре, однако "Варяг" в составе советского ВМФ
всё-таки появился, но это уже был совсем другой крейсер, ракетный
типа "Грозный". Благополучно проплавав три десятилетия, он был
продан на разборку в Южную Корею.
А в Николаеве тем временем полным ходом шло строительство
его сменщика - авванесущего крейсера, фактически авианосца. Но
произошёл распад СССР - России достройка нового "Варга" оказалась
не по карману, а "нейтрально-независимой" Украине авианосец был и
даром не нужен.
В отличии от "Варяга", название "Кореец" не столь долго
отсутствовало в русском флоте: уже в 1906 году на Новом
Адмиралтействе в Петербурге была заложена новая канонерка,
названая в честь предшественницы. В годы первой мировой войны
корабль участвовал в боевых действиях на Балтике, и повторил
судьбу первого "Корейца". Вечером 19 августа 1915 года в Ирбенском
проливе канонерские лодки "Сивуч" и "Кореец" натолкнулись на
немецкий дозор - крейсер и два эсминца. Началась перестрелка.
Вскоре к немцам подошло подкрепление - два дредноута и семь
эсминцев. "Сивуч" был потоплен, а его боевой товарищ сумел
раствориться в темноте. А на утро командир "Корейца" получив
ложное сообщение, что его корабль отрезан от Моозунда и обречён на
захват противником, свёз команду на берег и взорвал канонерку.
Ещё два участника русско-японской войны - однотипные миные
заградители "Амур" и "Енисей". Введёные в строй в 1901 году, к
началу войны они оба очутились в Порт-Артуре. "Енисей" погиб
первым: уже в начале осады города его снесло на собственую мину.
Его "систер-шип" успешно провоевал всю порт-артурскую эпопею, и
был затоплен перед самой сдачей крепости.
Вскоре на основе прежнего проекта были построены два
аналогичных корабля "Амур-II" и "Енисей- II", трагические судьбы
которых сильно напоминают судьбы предшествеников. 4 июня 1915 года
"Енисей- II" был торпедирован немецкой подводной лодкой, а 26 лет
спустя пришёл черёд и "Амура-II": 27 августа 1941 года, незадолго
до сдачи Таллина немцам, он был затоплен советскими моряками.
Но, общность судеб кораблей с одинаковыми названиями может
проявляться не только в способах отправления на морское дно.
Так, четыре российских "Витязя" - паровой корвет,
бронепалубный крейсер, трофейный сухогруз и иследовательское судно
внесли более чем достойный вклад в отечественую и мировую науку.
Ещё пример - английские "Дредноуты". Оба корабля оказались
эпохальными: и первый - построеный в 1879 году безрангоутный
башенный броненосец схема вооружения и бронирования которого стали
доминирующими в военном судостроении на последующие десятилетия, и
второй - его знаменитый потомок, введёный в строй в 1906 году
турбинный многобашенный линкор, имя которого дало название целому
классу кораблей.
Подобные закономерности наблюдались и в американском
флоте. Американские историки давно заметили, что, например,
большинство "Уоспов" имело блистательную, но , увы, короткую
боевую карьеру, как правило завершавшуюся трагической гибелью в
бою; "Бруклины" отличались активностью в сражениях, а "Нью-Йорки"
- наоборот, удивительной "молчаливостью" - часто в ходе баталий
умудряясь не сделать ни одного выстрела по врагу.
Итак, весьма сомнительно, что все вышеперечисленные приме-
ры носят исключительно случайный характер - слишком уж их много.
Тем не менее из этого отнюдь не следует, что данные "совпадения"
уникальны: как ни удивительно, но в качестве аналогии напрашивает-
ся широко известная гипотеза Бориса Хагира, согласно которой ха-
рактер человека, его здоровье и судьба находяться в прямой зависи-
мости от его имени и отчества.
Так что может действительно - имя, название - это не
просто идентификатор отличающий объект от ему подобных, а нечто
иное, имеющее куда более важный, глубинный смысл?
31.09.2001.