Володимир : другие произведения.

Имена, названия, судьбы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

ИМЕНА, НАЗВАНИЯ, СУДЬБЫ.

24 января 1915 года в Северном море у Доггер-банки отряд

германских линейных крейсеров внезапно столкнулся с превосходящими

силами британского флота.

Обнаружив противника, немцы начали отход, из-за чего

основной удар англичан пришёлся по замыкающему британскую колонну

броненосному крейсеру "Блюхер". Один тяжёлый снаряд пробил

броневую палубу этого корябля между двумя средними башнями , что

вызвало детонацию складированных там боеприпасов. Вспыхнул

сильнейший пожар, крейсер потерял ход, но продолжал отстреливаться

из уцелевших орудий. Три часа продолжалась его агония. Наконец,

получив около сотни артиллерийских и семь торпедных попаданий, он

затонул, зато остальные германские корабли сумели-таки оторваться

от сильнейшего противника.

Четверть века спустя, в ночь на 9 апреля 1940 года немцы

проводили "учение на Везере" - операцию по захвату Норвегии.

Защитники Осло заблаговременно погасили все навигационые огни,

поэтому при подходе к Осло-фьорду немецкая эскадра во главе с

тяжёлым крейсером "Блюхер" была вынуждена уменьшить ход. В самом

узком месте фьорда - в проливе Дрёбак - норвежские батареи открыли

по противнику уроганный огонь. Угодившие в "Блюхер" снаряды

разворотили его носовую часть, пылающим факелом вспыхнул

самолётный ангар, но флагман, несмотря на всё новые повреждения,

упрямо не менял курса, продолжая медленно продвигаться вперёд; его

орудия яростно вели ответный огонь. Вскоре он получил в борт две

торпеды, и вместе с адмиралом и большей частью команды пошёл на

дно. Над "Блюхерорм уже сомкнулись холодные волны норвежского

фьорда, когда корабли с десантом подошли к берегу, и начали

высаживать солдат. Норвежская столица, как, впрочем и вся страна,

была обречена.

Итак, два корабля с одинаковым названием сходным образом

завершили свою боевую карьеру, причём места их гибели расположены

в одном и том-же районе Северного моря.

Это можно посчитать случайным стечением обстоятелств,

однако в воено-морской истории подобные совпадения почему-то

встречаются довольно часто.

К примеру "Варяг" - одно из самых лавных, но не самых

счастливых имён в истории российского флота. Подвиг бронепалубного

крейсера "Варяг" широко известен: в первый день русско-японской

войны он, находясь вместе с канонерской лодкой "Кореец" на рейде

корейского порта Чемульпо вступил в бой с целой японской эскадрой.

После сражения команды русских кораблей были свезены на

иностранные суда, канонерка взорвана, а крейсер затоплен, что не

помешало в последствие японцам поднять его со дна и даже ввести в

состав своего флота. В 1916 году "Варяг" вместе с двумя другими

кораблями был выкуплен Россией, но тут вмешалась революция:

крейсер попал к англичанам и был посажен на камни в Северном море.

Снять с мели героический корабль так и не удалось, и в 1923 году

он был разобран на металл.

Такая-же судьба была уготована и следующему "Варягу" -

крейсеру, который в начале 60-х должен был пополнить советский

флот. Но пребывавшее в "ракетной" эйфории тогдашнее советское

руководство посчитало, что раз надводные корабли хороши лишь как

мишени для ракет, то они своё отплавали, и готовый на 90% крейсер

был сдан на слом. Вскоре, однако "Варяг" в составе советского ВМФ

всё-таки появился, но это уже был совсем другой крейсер, ракетный

типа "Грозный". Благополучно проплавав три десятилетия, он был

продан на разборку в Южную Корею.

А в Николаеве тем временем полным ходом шло строительство

его сменщика - авванесущего крейсера, фактически авианосца. Но

произошёл распад СССР - России достройка нового "Варга" оказалась

не по карману, а "нейтрально-независимой" Украине авианосец был и

даром не нужен.

В отличии от "Варяга", название "Кореец" не столь долго

отсутствовало в русском флоте: уже в 1906 году на Новом

Адмиралтействе в Петербурге была заложена новая канонерка,

названая в честь предшественницы. В годы первой мировой войны

корабль участвовал в боевых действиях на Балтике, и повторил

судьбу первого "Корейца". Вечером 19 августа 1915 года в Ирбенском

проливе канонерские лодки "Сивуч" и "Кореец" натолкнулись на

немецкий дозор - крейсер и два эсминца. Началась перестрелка.

Вскоре к немцам подошло подкрепление - два дредноута и семь

эсминцев. "Сивуч" был потоплен, а его боевой товарищ сумел

раствориться в темноте. А на утро командир "Корейца" получив

ложное сообщение, что его корабль отрезан от Моозунда и обречён на

захват противником, свёз команду на берег и взорвал канонерку.

Ещё два участника русско-японской войны - однотипные миные

заградители "Амур" и "Енисей". Введёные в строй в 1901 году, к

началу войны они оба очутились в Порт-Артуре. "Енисей" погиб

первым: уже в начале осады города его снесло на собственую мину.

Его "систер-шип" успешно провоевал всю порт-артурскую эпопею, и

был затоплен перед самой сдачей крепости.

Вскоре на основе прежнего проекта были построены два

аналогичных корабля "Амур-II" и "Енисей- II", трагические судьбы

которых сильно напоминают судьбы предшествеников. 4 июня 1915 года

"Енисей- II" был торпедирован немецкой подводной лодкой, а 26 лет

спустя пришёл черёд и "Амура-II": 27 августа 1941 года, незадолго

до сдачи Таллина немцам, он был затоплен советскими моряками.

Но, общность судеб кораблей с одинаковыми названиями может

проявляться не только в способах отправления на морское дно.

Так, четыре российских "Витязя" - паровой корвет,

бронепалубный крейсер, трофейный сухогруз и иследовательское судно

внесли более чем достойный вклад в отечественую и мировую науку.

Ещё пример - английские "Дредноуты". Оба корабля оказались

эпохальными: и первый - построеный в 1879 году безрангоутный

башенный броненосец схема вооружения и бронирования которого стали

доминирующими в военном судостроении на последующие десятилетия, и

второй - его знаменитый потомок, введёный в строй в 1906 году

турбинный многобашенный линкор, имя которого дало название целому

классу кораблей.

Подобные закономерности наблюдались и в американском

флоте. Американские историки давно заметили, что, например,

большинство "Уоспов" имело блистательную, но , увы, короткую

боевую карьеру, как правило завершавшуюся трагической гибелью в

бою; "Бруклины" отличались активностью в сражениях, а "Нью-Йорки"

- наоборот, удивительной "молчаливостью" - часто в ходе баталий

умудряясь не сделать ни одного выстрела по врагу.

Итак, весьма сомнительно, что все вышеперечисленные приме-

ры носят исключительно случайный характер - слишком уж их много.

Тем не менее из этого отнюдь не следует, что данные "совпадения"

уникальны: как ни удивительно, но в качестве аналогии напрашивает-

ся широко известная гипотеза Бориса Хагира, согласно которой ха-

рактер человека, его здоровье и судьба находяться в прямой зависи-

мости от его имени и отчества.

Так что может действительно - имя, название - это не

просто идентификатор отличающий объект от ему подобных, а нечто

иное, имеющее куда более важный, глубинный смысл?

31.09.2001.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"