Следует оговориться, что фантастика - это жанр, это форма, а не суть, а значит если поменять форму, форма же и изменится. Учтём это. А теперь попробуем определить, что это такое. Это, казалось бы лёгкое задание не так уж просто выполнить. Время, когда романы писались только в одном жанре почти ушло в прошлое, хотя ещё и живо. Поэтому если спросить человека, каков жанр той или иной книги, он вряд ли ответит одним словом (напр., иронический детектив, философская мистика,...). Фантастику можно спутать с футуристикой, но главное отличие - это то, что фантастика принадлежит художественной литературе, а футуристика - к научной или популярно-научной.
Кроме того, фантастику следует отделить и от сказки. Сделать это тоже не просто. Выделим главную особенность сказок - это неправдоподобность (если тебе не 5 лет). Да, в детском возрасте, сказка не кажется таким уж неправдоподобным рассказом, но во взрослые годы видны те ограничения природы, которые нагло нарушены в сказках. Кроме того, много сказок похожи ещё и на басни своей аллегоричностью. Но аллегоричность тем и отличается от реальности, что она неправдоподобна и ты восстанавливаешь правильную картину мира. Стрекоза не разговаривает с муравьём, тем более на такие темы, которые описаны в басне Крылова "Стрекоза и муравей", поэтому читатель правильно переносит действие "назад", в человечество.
Последнее, что нужно сделать при определении фантастики - это отделить фантастическую литературу от реалистической. Это сложней всего, хоть интуитивно делается почти без ошибок. То, что не происходило в жизни - это не реализм? Ни "10 негритят" Агаты Кристи, ни "Анна Каренина" Толстого не являются фантастикой даже при большом нашем желании. Эти и другие произведения написаны в над-жанре реализма. Но следует в реализм вставить хоть что-то из ряда вон выходящее - сразу же приписываем это фантастике. "Алхимик" Коэльо - тому подтверждение. Если бы не происшествие возле Пирамиды - это типичный реализм. Хоть и историческая художественная литература с философскими мыслями. Но наличие происшедшего сразу определяет жанр - мистика.
Но не всё из ряда вон выходящее относится к фантастике. "Код да Винчи" не может ей быть. Это криптоистория, с детективом. А значит нельзя утверждать, что всё что не происходит в реальности - это фантастика.
Мало этого, некоторые авторы могут писать в психоделическом жанре, полностью оставаясь в реализме. Характерный рассказ - "Алиса в стране чудес" и "Алиса в зазеркалье" Кэрролла. Находясь в реальности, герои путешествуют по субъективным мирам, в которых ЗАКОНЫ не адекватны реальности. Можно, а иногда и даже нужно такие рассказы оставлять за рамками фантастиками. Но можно схитрить и приобщить их к фантастике.
В предыдущем параграфе я выделил слово ЗАКОНЫ. Оно действительно определяющее. Вот чем отличается фантастика от реальности - законами природы. А именно наличием или отсутствием оных в реальности. Правда и здесь есть подвох. "2000 лье под водой" - фантастика ли это? Тогда, когда Верн писал свой роман - это была фантастика. А сейчас? Я считаю, это надо считать фантастикой. Почему? Дело в том, что всё предсказать невозможно, и что-либо автор всё равно исказил, поэтому формально - это фантастика. Хотя конечно не всё так просто. Например можно написать исторический рассказ, где вставить технику, которой не было тогда, но "якобы" могли придумать и тогда. Оставим это на совести Альтернативной Истории. Не будем это отдавать фантастике. Хоть это и скользко.
Итак - Фантастика - жанр художественной литературы, где правдоподобно описываются действия сил и/или законов природы, которые не обнаружены и/или не применены в данной области.
Я предлагаю делить её на следующие (под)жанры: научая фантастика, фэнтези, мистика и мифы.
Следует так же сказать, что те в свою очередь могут тоже ветвиться, но это нас не касается.
Так же хочу сказать, что разница между данными поджанрами как внутри фантастики, так и за её пределами достаточно условна. Научная фантастика может превратиться в научно-популярную литературу, фетези и мистика - в эзотерику и оккультизм, а мифы - в религиозную литературу.
Итак, что такое научная фантастика? Это такая фантастика, где силы и законы объясняются научно.
Фэнтези - фантастика, где силы и законы - сверхъестественны.
Мистическое фэнтези - фэнтези, где силам нет внятного объяснения.
Магическое фэнтези - такое фэнтези, где эти силы объясняются квази-научно.
Мифическое фэнтези - фэнтези, , где силы и законы применяются непосредственно богами, и эти силы и законы являются частью этих богов.
Вы можете законно спросить, что такое сверхъестественные силы? Это такие силы, которые невозможно объяснить научно. Если всё пытаются - то объяснения могут лишь быть квази-науными.
Следует отделять фэнтези и н.ф.. Например "понедельник начинается в субботу" Стругатских - это фантастика, хоть здесь и есть магия, но сама магия относится к науке. Аналогично и с "Заповедником гоблинов" Саймака, с "Мифами" Асприна и с "Эффектом Барнхауса" Воннегута. Зато в "Гарри Потере" Роулинг или "Хрониках Амбера" Желязны - сама наука является частью магии - поэтому это фэнтези.
К мифам можно отнести как классические мифы др. Греции, так и некоторые произведения. Например "Брюс всемогущий", "Дьявол и сеньорита Прим" Коэльо, хоть последние два - не классические мифы.
Следует учесть, что фантастика может существовать с любым жанром, который ей не противоречит. И с любовной интригой, и с детективом, и с альтернативной историей, и с философией (популярной), и с триллером, и с приключениями...
На последок, может возникнуть вопрос, а что, если в "20000 лье под водой" на борт команды взять не индусов, а эльфов - это уже будет фэнтези? Конечно. Но ведь суть не меняется!!! Безусловно. Но как я сказал в самом начале, фантастика - это жанр. То есть форма. Форма меняется, а суть остаётся. Хотя это не всегда так. Только если форма - всего лишь декорации. А если форма связана с сюжетом, тут уж не отвертеться. Неубнопереваримо будет, если на космических кораблях будут летать вампиры. Хотя есть и такие рассказы.
Как ещё можно делить фантастику, если не по основному критерию: силам и законам?
Можно их делить по отношению к реальности:
- изолированные (в том числе и с претензией на интегральность)
- портальные (в том числе и с претензией на нтегральность)
- интегрированные
К первым можно причислить "Властелин колец", "Сильмарилион" Толкиена, "Дюну" Герберта, и множество других. Причём оба последних рассказа претендуют на интеграцию: "Дюна" - это будущее реальности, "Сильмарилион" - на прошлое. Но изолированные миры не зависят от реальности.
Портальных рассказов меньше, но есть и такие. Здесь описываемый мир связан переходом с реальностью. "Земля Санникова" Обручева или "Всё живое" Саймака - типичные представители.
Интегрированные - самые сложные технически (из трёх) рассказы. Тут реальный мир является частным случаем реальности. И городское фнтези есть ни что иное, как фэнтези, с интегрированной реальностью. "Дозоры" Лукьяненко, "Хроники Амбера"Желязны - типичные представители. Научная фантастика как правило описывает результат взаимодействия "научных штучек" (лазеры-пулемёты, опасный вирус-мутант,...) с действительностью - например того же "Джеймса Бонда".
Можно делить фантастику и по времени развития событий, относительно реальности:
- настоящее
- прошлое
- будущее
- вневременное
К первым относятся все рассказы, где сюжет развивается в настоящем: большинство рассказов с интегрированным миром.
Ко вторым - это объяснения прошлого интегрированных миров (те же "Дозоры"), частично псевдо("Янки при дворе короля Артура" Твена) и криптоистория (), в том числе и связанных с машиной времени.
К третьим - относятся большинство утопий, антиутопий, рассказов, связанных с космосом. Фэнтези редко заглядывает в эту категорию. Мистика - чаще, но лидерство прочно удерживается научной фантастикой.
Вневременные - это такие рассказы, где нельзя точно установить время относительно реальности (большинство изолированных миров, с альтернативной реальностью), или с чётко оговоренной "вневременностью".
Следует отметить, что некоторые рассказы развиваются не в одном времени, а во многих временах. Встретил один рассказ, где использовались все четыре времени.
Можно делить фантастику и по использованию сил и законов:
- артефакты
- технологии
К первым относятся романы, где силы и законы не воспроизводятся (то же кольцо во "Властелине кольца" или неизвестный космический корабль в "Артефакте (Испепеляющий разум)" Майкла Гира). Вся мистика относится к артефактно использующих силы и законы.
К технологическим относятся те, в которых силы и законы воспроизводят (то ли ритуалами, то ли заклинаниями, то ли технологиями).
Можно делить фантастику по фоновым силам и законам:
- стихии-артефакты
- рядовые явления.
Обычно используются рядовые явления, но иногда встречаются и артефакты. То, когда приходит на Землю Зло, Солнце исчезает, то, звёздный шторм начнётся в космосе, то ещё что-нибудь.
Кроме того, фантастику можно делить по видам сил и законов:
- биологические: вирусы-мутанты, звери, растения - в основном никогда не полезны для человека и всё время пытающиеся его уничтожить. Нет, чтоб сельское хозяйство развивалось! К биологическим так же относятся и все заклинания по метаморфозам из живых существ и в живых существ, в том числе и человека. Хорошие рассказы: "Солярис" Лема, "Штамм Андромеда".
- физические: телепортация, машины времени, различные звёзды и планеты. К физическим так же относятся и действия богов и заклинаний по отношению к природе: то вулкан создадут, то преграду из гор,... Хорошие рассказы относятся к классикам фантастики: Верн например.
- химические: спец-вещества, как правило удушливые газы или яды, хотя я читал хороший роман(Боб Шоу "Свет былого"), где всё сводилось к стеклу, которое замедляло свет, и последствия применения этого стекла.
- технические и технологические: чтоб не отвлекать читателя от "скучных" физических, химических и других деталей, настолько разящихся от реальности, что смысла описывать всё равно нет, силы и законы вообще не рассматриваются, максимум, что автор даёт - это упоминает их. Зато основной акцент сводится к применению в технологиях. Та же "Дюна" этим грешит. Почти вся фэнтези и вся мистика. И очень грешит этим бульварная научная фантастика.
- информационные: вся кибер-фантастика, применение искусственного интеллекта и роботов. Классические рассказы: это "Основания" Азимова, и другие рассказы про три закона робототехники.
- психические: психокинез, всеведение, предсказательство,... Классический пример: "Дюна". В этой категории крайне мало научной фантастики, зато много мистики, очень много мистики, так же есть и фэнтези.
- социальные (и политические и экономические): коммунизм - "Утопия" Мора, социализм, фашизм, человеческий муравйник, мир без полиции, мир без армий, мир без управленцев, ... Хороший рассказ: цикл "Дюна" Херберта.
Фантастику можно делить по социальному устройству
- реальность -имитирующие
- утопии
- антиутопии
Например "Конгресс футуроглов" Лема, содержит в себе все три составляющие. Утопия - это поиск лучшего общества, антиутопия - это стремление общества при дисбалансе чего-либо.