Мое мнение о фильмах не часто совпадает с мнением большинства. Я не люблю фильмы Тарантино, могу посмотреть, но искренне не понимаю что в них культового, не понял восторгов по поводу Шрека-2, по тем же самым причинам и так далее. Я даже вполне уничижительно могу признать что это моя проблема, в кино я не разбираюсь, смотрю телевизор исключительно редко, а в кино, считай, вообще не хожу, поэтому совершенно не ориентируюсь в кинематографе как в виде искусства и не способен на квалифицированный анализ произведений оного. Однако все выше сказанное не мешает мне иметь собственное мнение о тех фильмах которые я все-таки удосужился посмотреть, хотя бы и вполглаза.
Среди общих восторгов, визгов и эротических вздохов по поводу Марлона Брандо я всегда выделялся своим озадаченным видом, как бы говорившим: "И вот это вот вы считаете гениальным актером?" Но вот недавно я подумал что он действительно гениальный актер. Эпохи немого кино, эпохи когда качество изображения оставляло желать лучшего, а звук отсутствовал вовсе и единственным способом удержать внимание зрителя была нечеловеческая, я бы даже сказал животная мимика - глаза какающей кошки, улыбка крокодила, жестикуляция пьяной обезьяны. С этой точки зрения Брандо гениален, он настолько близок к реальному человеку насколько позволяют законы немого кино, однако никаких сомнений в том что он именно играет, а не живет не остается, он щадит своего зрителя чтобы тот, ненароком, не стал сопереживать герою актера.
Эта черта замечательно пришлась ко двору в "Крестном отце", еще одном, все еще недооцененном публикой шедевре. За пределами США этот фильм пользуется бешеной популярностью так как по мнению среднего обывателя являет собой гениальное изображение жизни семьи итальянских мафиози. В Америке картина популярна по тем же самым причинам что и "Властелин Колец" - это великолепноe монументальное полотно снятое по мотивам известной всем сказки. В роли сказки в случае с КО выступает не отдельно взятое произведение определенного писателя, а общая гангстерская мифология сложившаяся в кино и литературе Штатов.
Еще один фильм довольно неожиданная популярность которого об'ясняет в некоторой степени феномен "Крестного отца" это романтическая комедия "My Big Fat Greek Wedding" (не знаю как он называется в русском переводе). Среди множества факторов способствовавших его популярности один мне хотелось бы выделить - это искуственное выпячивание некоторых характеристических черт присущих в первую очередь грекам и, в несколько меньшей степени, другим иммигрантам первого поколения в США. Такие как постоянная отсылка к реалиям страны происхождения ("Миллер, происходит от греческого Мило, яблоко"), использование домашних средств при лечении болезни (Windex), что для американцев сродни ереси - они считают что на любой случай должна быть своя таблетка. То есть в фильме взяты некие черты присущие в некоторой степени типичным представителям некой демографической группы и раздуты до такой степени что они воспринимаются как клоунские атрибуты, вроде башмаков размером с небольшое каноэ.
Так и "Крестный Отец" показывает чрезмерно гипертрофированные черты знакомых по гангстерским фильмам персонажей. Именно поэтому в фильме требовались актеры способные сыграть на 200, да что там двести, триста процентов от гангстерского шаблона. На фоне остальных великолепных персонажей Брандо выделяется именно способностью играть и переигрывать совершенно не чувствуя фальши ситуации, он, как обычно, отыгрывает свою роль, но в этом фильме попал в точку именно потому что фильм именно об этом - о том что гангстеры совершенно нереальны, их нет, это некие образы умопомрачительной расчетливости, благородства и жестокости, которых в реальной жизни нет и быть не может. И никто не может с ним сравниться в фильме потому что они все испорчены Станиславским и его знаменитым "Не верю!", они все пытаются привязать свою роль к действительности, быть убедительными, не понимая что убедительность для этого фильма - в полной искуственности повествования. Один Брандо играет и дышит в этом фильме как будто можно так дышать и совершенно не чувствует неудобства от засунутых за щеки ватных шариков не потому что они ему удобны, а потому что они естественны для этой неестественной роли и, соответственно они вполне удобны ему.
Превосходнейшим примером, оттеняющим то как талант Брандо пришелся ко двору в фильме Копполы является Энди Гарсия в третьей части. Он совершенно точно так же ходит с осанкой намекающей на вставленный в анус вибратор и строит злодейские каменные рожи, но доверия ему нет потому что он, играя, осознает что играет, он понимает всю искуственность ситуации и сам себя выдает с головой. Для "Крестного отца" требовались актеры которые могли бы сыграть роль с пафосом не понимая искуственности пафоса, неспособные ни к трезвому анализу роли с точки зрения достоверности, ни к самоиронии. грубо говоря нужен был Брандо, равного которому в обожествлении и поклонении себе самому нет даже в Голливуде.