Буквально пару часов назад закончила пересматривать "Поколение П". Мнение только одно - фильм шедеврален. Правда, ощущение после него осталось снова тяжёлое, и всё же фильм великолепный. Один из немногих русских фильмов за последние десять лет, которые я полюбила.
То, что с современным русским кино творится самая настоящая вакханалия, говорят уже давно. После того, как умер Советский Союз и грянули лихие 90-ые, на наш кинорынок хлынуло огромное количество зарубежных фильмов и сериалов самого разного пошиба и качества. Видеопиратство, разумеется, не дремало - многие из нас помнят видеокассеты с одноголосым переводом, а то и с чёрно-белой картинкой. Потом началась борьба с контрафактом... Разумеется, Голливуд и его собратья из других стран заработали на этом кучу денег... и наши киношники решили показать, что могут не хуже. Могут, только они забыли, что эффект - это ещё не всё. И на примере таких фильмов как "Защитники", "Волкодав", "Обитаемый остров" и "Запрещённая реальность", это видно лучше всего.
То ли Френсис Форд Коппола, то ли Альфред Хичкок то ли кто-то другой сказал, не помню: "В первую очередь в фильме важен сценарий. Во вторую очередь - сценарий. В третью..." Словом, на первое место этот гений поставил сценарий, сюжет, а уж потом шли актёры, декорации, спецэффекты и всё остальное. Наш певец Владимир Кузьмин в песне "Баллада о королеве" тоже пел, что "фильм не будет интересен, коль сценарий плох". Наши делали ставку на подражание западным образцам, и всё же были режиссёры, которые старались не увлекаться всем этим. Даже самый заезженный сюжет можно подать достаточно свежо, должным образом обыграв его окружение, прописав детали и так далее. Джеймсу Кэмерону удалось это сделать в "Аватаре" - фильм удался и не зря собрал такую огромную кассу по всему миру. Наши, как только получили возможности и доступ к современным кинотехнологиям, тоже начали клепать, только успехи - увы и ах! - более чем скромные. Школота в восторге, олдфаги плюются, те, кто стараются быть объективными, теряются в оценках. Что ж, попробуем разобраться.
Попыталась-таки посмотреть "Защитников"... С двадцатой минуты начала смотреть с перемотками, чтобы побыстрее отделаться от этого сценарного и постановочного бреда! Муж мне тут подсказывает, что снимали месте с американцами. Это всё объясняет. Спецэффекты, реквизит, музыка - словом, оформление на уровне. Разве что фигура Куратова откровенно ненатуральная и словно намеренно сделана под образцы из западных комиксов. Открывающий саунд слегка подпортил впечатление тем, что пелось на английском языке, а в целом красиво. Дальше пошло одно сплошное недоразумение. Военная мадам - просто карикатура, ей место на телевидении или мажорной тусовке, чем в армии даже на административной должности. Вы её лицо видели? Губищи уточкой и словно откровенно накаченные. Или она сама дуется на то, какой её сделали... Как будто это не серьёзная женщина с патриотическим уклоном, а просто гламурное кисо, озабоченное только собственным внешним видом. Да и сам персонаж откровенно картонный - одна команда на выезд за Защитниками вызывает гомерический хохот. Так Анна Чапман ведёт свою программу на Рен-ТВ. Не с неё ли поведёнку списывали? Сами Защитники... Даже с учётом того, что показывается альтернативный вариант нашей истории, поскольку показано то, чего там в принципе быть не могло, выглядят они, мягко говоря, не очень. Арсус - как дряной клон Брюса Беннера и Тора одновременно, только молнии не мечет и в медведя превращается, номер Ксюхи в цирке - фигня полная, и я сомневаюсь, что в таком виде он бы пользовался успехом. Хан ещё ничего, Лер тоже, но в общем контексте и они теряются. Разбегаев вообще убил наповал. Сплошная халтура, помноженная на сценарий. Сам сюжет стандартный более чем полностью, и он мог бы спасти фильм, если бы не то, как был сваян сценарий. Первый эпизод - ничего, а потом пошла очередная халтура. С чего вдруг персонаж Пашинина начал излагать историю Куратова - непонятно, поручение разыскать Защитников - просто цирк, сам поиск - попытка изображения кипучей деятельности, вполне можно было заменить на слайд-шоу с кадрами живых лиц и короткими фразами, сама встреча с Защитниками - море пафоса и кривые куцые диалоги с соответствующей актёрской подачей. Дальше не лучше. Что особенно обидно, в фильме "Александр. Невская битва" Пампушный был неплох, а в "Защитниках" - картон с фанерой. Диалоги, как уже было сказано, кривые и ненатуральные, как будто те, кто их писал, в жизни общаются так же, как и составители инструкций, которые с таким тонким юмором пересказывал в своих выступлениях ныне покойный Михаил Николаевич Задорнов. Разве так говорят нормальные русские и русскоязычные люди? Только если их профдеформация перешла границу. До конца я даже с перемотками смотреть не стала - надоело. Понятно, почему этот фильм провалился в отечественном прокате. И на это дали деньги??? Бедные... Я лично считаю, что супергерои в нашей стране в том виде, в каком их к нам привозят "MARVEL" и DC, нам не нужны. В И-нете есть картинка с весьма говорящим смыслом - все западные супергерои собраны вместе, а под ними надпись: "На Западе нет своих героев, поэтому они их придумывают." Может, цитата и не совсем точная, зато правильная. У нас своих хватало в истории, на их основе и стоит кино снимать. Это и былинные богатыри, и Наталья Дурова, ставшая прототипом Шурочки Азаровой, и Алексей Маресьев и многие другие. Чуть-чуть добавить им фантастичности, украсить это всё спецэффектами, грамотно преподнести историю - и Голливуд будет нервно курить за углом. Причём сигареты без фильтра. Вы вспомните, с каким блеском прошёл наш фильм "Москва слезам не верит"! Даже "Оскара" дали, а ведь ничего сверхъестественного там не было. И "Войну и мир" Сергея Бондарчука до сих пор ценят как образец масштабного фильма, по которому учиться можно, как и по картинам Эйзенштейна. Это ли не показатель качества, причём настоящего?
Что касается богатырей, то тут тоже есть над чем поплакать. При том, что первые мультики от "Мельницы" были неплохи, пусть с юмором и неважно - видны уши "Шрека" и им подобных западных образцов - в целом получилось хорошо, весело. Начиная с Шемаханской царицы пошёл уже полный бред. Юморные зарисовки с YOU-TUBE и то интереснее. Это где богатыри встречаются с чудо-юдами из западных фильмов и с юмором их побеждают, после чего зажигательно пляшут. Иванушка и Серый волк тоже разочаровали, Алёнушка и Ерёма - просто падаю под стол и не хочу вылезать, чтобы это не увидеть. Про Садко и смотреть не буду - хватило обзора, "Богатырку" смотрела и плевалась... Божечки, что с нашими мультипликаторами творится?!! Как после шедевров "Союзмультфильма", признанных во всём мире, мы можем снимать такое??? Хорошо ещё, что "Князь Владимир" был по-настоящему великолепен, пусть и с небольшими поправками на то, что был одобрен патриархией. Но мульт шикарен! И национальный колорит, и красивая графика, и яркие персонажи, и фоны - просто красотища... Особенно хорош наш волхв, которого, если уши меня не обманули, озвучивал Лев Дуров. Проверяем в И-нете... Не обманули меня уши. Красиво, сильно и отрадно. Ведь можем, если хотим!
Отечественная мультипликация начала меня настораживать ещё с экранизации "Незнайки на луне". В детстве я тащилась от этой книги не по-детски и потому, когда увидела этот мультик, была в полной растерянности. Я понимаю, что это адаптация с современным уклоном, но зачем столько отсебятины? Она-то всё и испортила. И весь сказ. После такого облома я разочаровалась в отечественной мультипликации и больше почти ничего не смотрю. Одно утешает - "Смешарики" и неугомонная Маша ещё внушают надежду, что этот период мы когда-нибудь проскочим и вернёмся на прежний уровень качества. Ведь были же "Простоквашино", "Вовка в тридевятом царстве", "Ну, погоди", "Чертёнок номер 13"... Список можно продолжать бесконечно. Даже более взрослые мульты на тему античной мифологии и то смотрятся лучше - как анимированное короткометражное кино. Помните такие? Наверно, кто-то назовёт какие-то части порнографией, так ведь и античные статуи не всегда одеты с головы до ног и наглухо застёгнуты на все пуговицы. Не стоит забывать о стилистике и соотносить с ней всё произведение, а то кто-то просто стрижёт под одну гребёнку всех подряд. Разделение на жанры и направления в искусстве придумали не на пустом месте.
Девяностые стали, как мне кажется, серебряным веком русского кино, поскольку ещё оставались режиссёры, которые не иначе как по инерции снимали хорошее кино. Первые три сезона "Улиц разбитых фонарей", "Танцующие призраки", "Сердца трёх", "Барышня-крестьянка", "Ворошиловский стрелок", "Мусульманин", "Не валяй дурака!", "Мушкетёры двадцать лет спустя", последний фильм Гайдая "На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-бич опять идут дожди" - это то, что я могу назвать с ходу и готова пересматривать снова и снова. Были и другие, которые считают прекрасными многие другие, пережившие те лихие годы, но мне в сердце эти фильмы не запали по разным причинам. С началом нового тысячелетия русское кино как будто кто-то сглазил, и мне непонятно, откуда ещё берутся хорошие фильмы, которые не дают совсем упасть духом. Вот только надежды осталось не так много.
Про "Защитников" я уже сказала. На очереди "Волкодав", и добрых слов для него у меня найдётся не слишком много.
Книга мне в руки попала спустя несколько лет после премьеры фильма, но уже первый просмотр экранизации мне отчётливо дал понять, что с фильмом творится какая-то лажа. Сюжет был понятен, только какой-то не то что бы штампованный, но уж очень бестолковый. Картинка, впрочем, была хорошая - общий колорит, декорации, реквизит, спецэффекты... Можно сколько угодно говорить, что это попытка снять подражание "Властелину колец", но мне на это сугубо наплевать. Когда я познакомилась со своим будущим мужем, то выяснилось, что он читал книгу и считает, что киношники сняли дрянь. Он, его мама и старшая сестра пошли на премьеру и досидели до конца только потому, что было жалко денег, потраченных на билеты. И такими в зале были не они одни, а кто-то и вовсе ушёл с показа задолго до середины. Недовольных было много, и причину я узнала, когда прочитала книгу. Я не буду придираться к тому, что в фильме Волкодав не окал, как должен был, вообще-то. Не буду придираться к тому, что Акиньшина не слишком-то соответствует описанию кнесинки. Не буду придираться к тому, что отдельные эпизоды переписаны - например, кнесинки в обозе до Галирада не было. Главная претензия к тому, что в сюжет была вставлена откровенная отсебятина, а не то, что половину попросту выкинули. Да и финал - просто бред, сваянный по западному образцу, когда ГГ получает принцессу/главную героиню/просто обретает личное счастье (нужное подчеркнуть). Это-то всё и испортило. Это как раз тот случай, когда стоит всё-таки придерживаться оригинала. Можно было выкинуть подробности сюжетных линий Тилорна или Эвриха, урезать события по пути в Велимор, не показывать подробности пути в Галирад или явления мертвецов, которых убил Волкодав в самом начале книги... Это вполне можно было опустить и просто кратко пересказать историю. А что сделали? Мать Кендарат больше смахивает на деву Марию, а ведь в книге она была всё-таки другой... Ей-богу, сериал "Молодой Волкодав" в плане сюжета и сценария был куда добротнее! Да, он основывался на отдельных моментах книг и создавался с участием самой Марии Семёновой, но чёрт вас всех дери, какая же классная вещь получилась!!! Может, по части спецэффектов и каких-то деталей она и слабовата, но в сценарном и сюжетном плане весьма крепка. Почему этого не было в полнометражке? Я не понимаю.
"Обитаемый остров" в этом отношении получился с точностью до наоборот. Как режиссёра, Фёдора Бондарчука я после этого фильма уважать перестала. "Девятая рота" была почти шедевром, но шедевральный роман Стругацких он едва не испортил. Как только умудрился не скатить его в шлак, я тоже понять не могу. Впрочем, вру, могу сказать, почему этого не произошло. Фильм спасли первоисточник, достаточно близко к которому писались диалоги, подбор актёров, красиво сделанные декорации, костюмы и просто труд всех тех людей, что были задействованы в съёмках. Это плюсы, а теперь пойдут откровенные минусы. Причём не только сюжетные.
Во-первых, чем Бондарчук думал, когда вместе с дизайнерами воссоздавал мир Саракша? Да, работа проделана колоссальная, я это ценю, но разве в книге он был таким? Да там единственным, что летало, были корабль Максима, тот самый бомбовоз с заковыристым именем, стратегические ракеты и, если память мне не изменяет - давненько не перечитывала - что-то вроде вертолётов. Откуда там дирижабль, явно слизанный из "Эквилибриума"? Во-вторых, города Саракша низкие и окутаны смогом, а в фильме в небо рвутся высотки и воздух сравнительно чистый. В-третьих, с какого хрена уже в самом начале нам показывают взорванную башню, если первой стала та, которую повстанцы взорвали с помощью Максима? И это только по внешнему оформлению и первым важным деталям. Дальше больше. Трактовка персонажей. Начну с "выродков". Нафига поменяли местами Орди Тадер и Гэла Кэтшефа во время допроса? Орди на допросе была спокойна и невозмутима, отчего ей и напомнили про пропавшего ребёнка, а Кэтшеф наоборот бесновался. Спасла этот перевёртыш только Анна Михалкова - она хорошая актриса. Прокурор. Тут хочется просто плеваться, ибо тот Прокурор, что был в книге, и тот, которого изобразил - язык не поворачивается сказать "сыграл" - сам Бондарчук - это два совершенно разных персонажа. Если Бондарчук тем самым хотел добавить отрицательности персонажу, то он своего добился - Прокурор мне омерзителен. А по сути - я понять не могу, за счёт чего он вообще пробился в Неизвестные Отцы? В удобный момент подмазался к Папе? Потому что он почти некомпетентен, если судить по его поведению. Просто мерзавец, который любит издеваться над посетителями, амбициозен до маразма и просто трус и истеричка. Прокурор из романа Стругацких тоже тот ещё негодяй, но он внушает какое-никакое, а уважение. Он бывший военный человек, вполне адекватный. И вообще, местами создаётся ощущение, что его референт - не помню, к сожалению, как зовут актёра - и то куда умнее шефа. И адекватнее. Другие актёры справлялись с ролями куда лучше! И Гоша Куценко, и Алексей Серебряков, и Андрей Мерзликин... и Вася Степанов тоже. О нём, впрочем, хочется сказать отдельно.
Первое, что мне приходит на ум, когда я вспоминаю Максима из фильма Бондарчука - бедный Вася! До меня доходили отзывы о его актёрской игре, объяснения самого Бондарчука, что парня буквально на монтажном столе делали... Извини, дядя, но каким местом ты думал, когда утверждал его на главную роль без проб? Что красивый молодой парень вывезет роль за счёт одной только своей внешности? Наивный чукотский юноша! Да, Вася безусловно красивый парень, но для того, чтобы он сыграл так, чтобы не к чему было придраться, ты сам должен был приложить соответствующие усилия по работе с актёрами на съёмочной площадке. Во-первых, Вася был дебютантом. Во-вторых, студентом-первокурсником Щукинского училища. В-третьих, это была главная роль в большом масштабном фильме. В-четвёртых, какой недоучившийся дебютант-первокурсник будет чувствовать себя среди уже состоявшихся актёров как рыба в воде и не робеть перед камерой? Можно продолжать и продолжать. Да и сцены снимаются в несколько дублей. Внимание, вопрос - кто решает, что именно войдёт в фильм? А ещё Вася виноват... Да в тех условиях, в каких он оказался, он с задачей более-менее справился! Остальное - это уже грехи сценаристов, которые переделали Максима в непонятно кого, и самого Бондарчука, который командовал на съёмочной площадке. Единственный плюс от такого выбора - этот Максим смотрелся на фоне жителей Саракша достаточно броско. Особенно с учётом того, что ему сменили масть.
А теперь претензии собственно к сюжету. Во-первых, тот самый эпизод с башней в самом начале. Во-вторых, эпизод встречи с колдуном. В-третьих, эпик с убийством ротмистра Чачу. Вообще бред сивой кобылы! Ротмистр Чачу благополучно дожил до конца книги и даже получил повышение. По ходу, надо было просто красиво укокошить хоть одного злодея. Бой Максима со Странником - из той же оперы. В оригинале они врезали друг другу по разу, а потом просто поговорили. Без эпичного мордобоя. Типичный голливудский штамп - ни к селу ни к городу. Учитывая, что америкосы тоже участвовали в съёмках, становится понятно, почему фильм таким вышел. Повторюсь, он не так ужасен, как многие говорят. Он, вообще-то, уже тогда показал, что мы можем снимать большое фантастическое кино, как и говорил в фильме о фильме Роднянский. Но он же показал и то, чем при этом приходится жертвовать. Что и происходит раз за разом.
"Запрещённая реальность" по Василию Головачёву вызывает у меня только один вопрос - сколько ему заплатили, чтобы он поставил под ЭТИМ свою подпись, то бишь упоминание в титрах в качестве автора сценария или что там было? Неужели ему не жалко было уродовать собственную книгу? Да, роман для полновесного пересказывания был слишком сложен и тяжёл, но ведь вполне можно было сделать облегчённый вариант! Политики и намёков на криминализированность власти и так много, так зачем они настолько наворотили отсебятины? Тут в титрах надо было писать не "по роману", а "по мотивам романа"!!! Потому что от оригинала осталось меньше трети!!! Так хотелось выпендриться на тему осовременивания??? Так это можно было сделать и нормально!!! То же самое произошло с "Черновиком" от Лукъяненко. Книгу я пока не читала, однако муж мне уже подсказывает, что дело совсем бредовое. Для тех, кто книгу не читал, может, и сойдёт - впечатление, когда я начала смотреть, было неплохое. Муж говорит, что в фильме не было нормально показано отчаяние Кирилла, когда он начал стираться из памяти близких, однако некоторое офигевание я заметила. Однако, похоже, это была только первая ласточка. До конца он мне досмотреть не дал - сел играть (у нас сейчас один комп на двоих) - но впечатление осталось такое же, что и от просмотра "Защитников" и "Обитаемого острова". Наверно, соберусь и всё-таки прочитаю книгу, поскольку сюжет показался весьма интригующим, но вопросов появилась куча. После обзора BadComedian стало ясно, почему он так откровенно кривлялся и плевался, и он был прав по многим пунктам.
У меня вообще начало складываться ощущение, что наши комики стали пророками, а киноделы восприняли их прикол за руководство к действию. Почему все громкие экранизации снимаются словно по рецепту от Мурзилок Internation:
А режиссёр Тимур Бекмамбетов
Подкинул Серёже пару ценных советов.
Мол, для кино катавасия эта
Весьма слабовата по части сюжета.
Давай-ка с тобою по двести накатим
И книжицу эту перелопатим.
Понятное дело, ты дока и мастер,
Но нафига нам хреновый блокбастер?!
И, вторя Тимуру, башками кивали
Те, кто заправляет на Первом канале.
Книжку, конечно, они не читали,
Но бабки заранее все подсчитали.
И понял Серёжа, что он в окружении,
И вынужден был принять предложение,
А после так круто в дымину напился...
Короче, сценарий плохой получился.
Но спонсоры тычут волынами в спину.
Спасайся, кто может!.. Снимаем картину!!!
...
И вот вороньё из Дремучего леса
Летает воронкой в огнях МТСа,
А светлые маги рассекают на ЗИЛе -
Ребята на ЗИЛе бабла отгрузили.
Антон Городецкий, похмельем мучимый,
Лакает вовсю кофеёк растворимый,
И следом за ним эту гадость лакает
Всяк, кто на экране немного мелькает.
Короче, вы поняли. В "Ночном дозоре" логотипы и прочее буквально в глаза бросались, для "Черновика", по ходу, Яндекс раскошелился, раз его навигация аж два раза засветилась крупным планом. А первая часть мною записанного подходит для большинства громких экранизаций, выпущенных отечественными студиями. Неужели Головачёв и Лукъяненко живут исключительно за счёт продажи своих книг, раз современные технологии так ударили по их карманам? Я тоже начала писать и пока выкладываюсь на Самиздате, но это исключительно для души. У меня есть работа - не мечта, но на жизнь худо-бедно хватает, и пробиваться наверх, чтобы и мои книги встали на полки книжных магазинов или стали выпускаться в аудиоформате, я не собираюсь. Сейчас это денег не принесёт. И если где-то в параллельной вселенной я и стала суперпопулярной писательницей, доросшей до экранизации, то я искренне надеюсь, что у меня той хватит мозгов отказаться, чтобы чужие дядьки не испоганили наше детище.
Ремейки тоже сплошное гэ... большей частью. После просмотра "Иронии судьбы-2" и "Виллис" я окончательно убедилась, что сейчас в русском кино надо плавать очень осторожно, чтобы не потерять веру в него окончательно. Пересъёмки других советских фильмов так активно хейтерятся в интернете, что всё и так понятно - надо любоваться первоисточником. И вполне заслуженно.
"Виллисы" уже в начале нулевых мне показали этот неприятный феномен. Если в фильме девяностых "Танцующие призраки" была жизнь, репетиции в балетной школе буквально визуально показывали, какой это колоссальный труд - пот на телах и лицах, кровавые мозоли на ступнях и прочее - то в "Виллисах" всё до отвращения вылизано и приглажено для полной стерильности. А уж про актёрскую игру и вспоминать не хочется. Такое было ощущение, что великолепные актёры, такие как Владимир Стеклов, попросту халтурят!!! Я видела его в самых разных фильмах, и он великолепный актёр. В сериале "Тайный знак" - неплохой, кстати, сериал (первые два сезона) - он был всё тем же мастером. В "Виллисах" же он играл как средней руки дебютант. Остальные тоже были как картонные. Про главных героев я вообще молчу. Смотрела с перемотками и плевалась. "Ирония судьбы-2" получилась на любителя. Да, современная версия, всё такое, отдельные моменты были ничего, но именно отдельные моменты. Не больше. Так что тут уж каждый сам за себя. А шуму-то поднимают каждый раз такого, будто выходит очередной шедевр! Рекламная машина скрипит, работает, кто-то ловится, но не все, слава богу.
Однако ругать наше кино всё-таки совсем не стоит. И на наши экраны выходят хорошие фильмы, которые радуют и согревают. Показывают, что не все продались за сладкую конфетку. Комедийный коллектив "Квартет И" снял несколько замечательных фильмов, из которых мои самые любимые "О чём говорят мужчины" и "О чём ещё говорят мужчины". Душевные красивые смешные фильмы, не выучить отдельные фрагменты которых наизусть просто грех!!! Это простые истории о четырёх друзьях, которые просто болтают обо всём подряд, и отдельные разговоры обыграны короткими эпизодами - ресторан на Ордынке, "Честное лето" на теплоходе, фашисты, Ромео и Джульета, Лев Толстой и Зигмунд Фрейд... Всё не пересскажешь, это смотреть надо. И то и дело проскакивают моменты, которые просто берут за душу. Это финальный эпизод на пляже ночью и моменты в офисе Саши, в которых словно подводятся какие-то итоги в жизни героев. Даром что ли вторая часть происходит в последний день уходящего года? Время действия - наши дни, однако главные герои - выходцы из советского прошлого, в котором проходило их детство. Они ещё помнят то хорошее, что там было, и это придаёт фильмам особую окраску. Показывает, что мы сохранили, а что потеряли. Это и хорошо и грустно одновременно. Я родилась в восемьдесят третьем году, успела кое-что застать, и эти отсылки мне особенно близки и дороги.
Полюбила я и четырёхсерийный фильм "Грозовые ворота". Мне этот фильм посоветовал покойный папа, и он был прав - фильм шикарный!!! Сценарий, актёрская работа, натурные съёмки, флешбэки - это что-то потрясающее, как и финал, от которого иной раз плакать хотелось. История, как я слышала, была основана то ли на рассказе то ли на реальных каких-то событиях, из-за чего пришлось даже менять название. Армейский офицер, которого бросила жена, поскольку она "выходила замуж за будущего генерала Доронина, а не за вечного Сашку-ротного", его новый друг, у которого при захвате больницы боевики убили жену и сына, парень-полумажор, который просто не знал, чего он в жизни хочет, и служба в армии и командировка в Чечню выковали из него настоящего мужчину, Шах, который воевал бок о бок с русскими... И последний эпизод, когда во время празднования Девятого мая у исторического каменного креста Шах вспоминал, как его деда посадили во время Великой Отечественной, поскольку он был чеченцем и Сталин опасался, что те выступят на стороне Гитлера... Фильм поистине великолепный, советую всем. Он со всей ясностью показывает те прекрасные традиции, что наши киношники всё-таки сохранили и воплотили в этом фильме. Это видно и по таким сериалам как "Штрафбат" и "Ликвидация". Традиции снимать фильмы о войне, когда ещё живы участники подобных событий. Низкий им поклон за доблесть и мужество - и тем, кто сражался на передовой, и тем, кто трудился в тылу!
Я не большая поклонница Никиты Михалкова - что актёра что режиссёра - но его версия американского фильма "Двенадцать разгневанных мужчин" поразила меня в самое сердце. И я не шучу и не преувеличиваю! Впервые я этот фильм увидела в гостях у своего будущего мужа - мы были знакомы от силы неделю. И я при первой же возможности купила диск, чтобы этот фильм увидел мой отец. И папа его тоже одобрил! Михалкову удалось невероятное - он собрал на одной съёмочной площадке самых ярких наших актёров той самой добротной советской школы и пересказать заморский сюжет на нашем языке. Более того, в самом конце он задал вопрос, которого не было в обоих версиях оригинала - "Что дальше?". Этот вопрос применим к нашему нынешнему обществу и остаётся актуальным и останется таковым. В фильме он не только показал, как люди разных социальных слоёв обсуждают одно конкретное дело. Не только раскрывает через них какие-то наши стороны - может, не самые приглядные. Он показывает и саму историю подсудимого, который остался совсем один никому не нужный. В оригиналах не было сказано, был ли виновен или невиновен подсудимый - присяжные просто высказали своё мнение. В нашей версии юного чеченца Умара просто подставили, чтобы выгнать из дома самых упрямых жильцов, чтобы снести дом и продолжить строительство, в которое были вбуханы большие деньги. В фильме есть всё, чтобы удержать зрителя при просмотре, и это настоящая магия кино. Куда теперь это уходит? Я два раза плакала - когда персонаж Михаила Ефремова рассказывал о своей бабушке - я сама пережила нечто подобное - и когда показывали флешбэк, когда маленького Умара в подвале с убитыми боевиками находит тот самый дядя Володя, друг его родителей. И забирает с собой в Москву. Под невероятную глубокую музыку не заплакать было просто невозможно. А финальная исповедь таксиста в исполнении великолепного Сергея Леонидовича Гармаша? Просто надрыв! Будто в этом эпизоде он собрал весь свой актёрский опыт и выбросил его на камеру. Сам фильм прекрасно показал людей, озабоченных нынешней жизнью, занятых, которым некогда оглядываться на то, что их не касается напрямую, но это дело отрезает их от всей этой суеты и даёт повод задуматься, а потом они словно просыпаются. В итоге парня забирает к себе отставной военный, которого играет сам Михалков, показывая тем самым, что есть ещё в нашем обществе люди неравнодушные и незамороченные. Кстати, он очень грамотно показал своего персонажа, который полноценно высказался именно в финале, когда должно было состояться последнее голосование. Именно тогда он сказал самое главное и показал всю суть фильма. Очень сильный был момент. Я сбилась со счёта, сколько раз я пересматривала этот фильм, и буду смотреть его ещё не раз. Он того заслуживает.
Разумеется, есть ещё и отечественные сериалы, но я не могу сейчас уделить им достаточно внимания. Во-первых, я уже давно не смотрю телевизор - всё, что мне интересно, я ищу в Интернете. От обзоров до документальных фильмов и передач. Наш телек стоит и просто пыль собирает. Однако и тут не всё безнадёжно. Про сериал "Молодой Волкодав" я уже упомянула, и те, кто читает мою болтовню, уже примерно представляют, что я для себя ищу. "Мыло", что крутят по центральным и прочим каналам, я не трогаю - насмотрелась в своё время. Ничего нового они мне не дадут - просто мусолят одно и то же в то в нереальных то в откровенно утрированных декорациях. Редко-редко попадается что-то увлекательное даже при всём этом. Например, ментовский сериал "Пёс", похожий на "Комиссара Рекса" из Австрии больше, чем "Возвращение Мухтара"... "Мухтар", кстати, снят халтурно. "Пса" мы даже называли "ПЕС", поскольку в титре над букой "Е" не стояли точки. Так вот, там собака участвовала наравне с людьми, и это было здорово! А Гнездилов был просто гениальным персонажем, поскольку он бесил и хотелось его чем-нибудь огреть. И это была не халтурная игра, а откровенно комедийный персонаж, грамотно вписанный в сюжет. Пару раз он даже показал, что не такая гадина, как иной раз кажется, и порой его было даже жалко. Просто недоумок, который пытается корчить из себя крутого. Классный сериал. Жаль, что проморгала последние серии и так и не собралась посмотреть. Надо обязательно это возместить как-нибудь.
Был ещё крутой сериал "Дикий" с Игорем Лифановым в главной роли. Ментовские сериалы в последнее время, на мой взгляд, откровенно скатились, но это... Круть! Да и Лифанов потрясающий актёр. При некоторой штамповке его персонаж вполне себе живой, как и его напарник Сева Кочкин, сыгранный Мазуновым. Последний сезон я не смотрела, но думаю, он был не хуже первых двух. А это слово с неповторимой лифановской интонацией... "Хреново!" Полностью применимо к тому, что творится с нашим кино.
Был ещё сериал "Метод", который меня сразил наповал. Гениально, не слишком заезжено, многие эпизоды основаны на реальных делах, а сам принцип - маньяков ловит маньяк, а его помощница учится на практике - просто круть. Драма, напряжение... Не зря деньги потратили! Сам способ изложения тоже достоин похвалы.
Попытки снять сериалы про экспертные агентства, показывают общую тенденцию. "След" и "ОСА" цепляли только поначалу, а потом перестали. Слишком уж ненатурально смотрелось супероснащение на общем фоне и профессионализм с скоростью на фоне того, как кричат, что у нас с технологиями швах. Что в ментуре что в медицине.
С фантастическими сериалами у нас особенно туго, поскольку мы только учимся снимать такие фильмы, чтобы не казалось подделкой под западные образцы. Как именно получается - все знают, и я уже говорила об этом. Судя по обзорам - то же самое, что и на Западе. Тупой сюжет, бедная детализация, сюжетные дыры и плоские персонажи. Может, и гляну одним глазом, но многого ждать не стоит. И всё же есть на что надеяться. Мне очень понравился сериал "Энигма". Главный его грех - скромный бюджет, из-за которого спецэффекты и постановка отдельных эпизодов выглядели бедновато. Да и Альберт Филозов в паре эпизодов схалтурил... Ну, да это мелочи. Тем не менее, сериал удался. Будучи откровенной калькой с подобных западных сериалов, "Энигма", тем не менее, претендует на оригинальность. Основан он на паранормальных явлениях на территории нашей страны и легендах о сказочной стране Беловодье. Кроме того, там упоминаются вполне реальные исторические личности, как Александр Барченко и Глеб Бокий. Мои любимые эпизоды этого сериала - "Феникс", "Живое-мёртвое" и "Побочный эффект". Жалко, что дальше снимать не стали - потенциал был. Может, и стоило поработать ещё, чтобы всё это выглядело более естественно... а, может, ещё не привыкли... Скорее, второе, поскольку "Тайный город" по Вадиму Панову несёт тот же отпечаток. Книги я читала, знаю, что пришлось выкинуть и переписать. При всём этом откровенно криво смотрятся только костюмы не совсем людей и магические эффекты. Снято вполне толково, тем более, что режиссёр Александр Мохов, который сыграл и майора Корнилова, прежде ничего подобного не снимал. Комиссар Сантьяга - просто душка, и я благодарна создателям сериала, что сумели уговорить этого очаровательного поляка принять участие в проекте. Этот его акцент... До сих пор забыть не могу. Третий сезон ещё не видела, поскольку его выход постоянно откладывали, а потом подзабыла. Надо будет глянуть, как там дела.
Был ещё сериал "Девять неизвестных", который я видела один раз и который мне понравился. На первый взгляд - ничего такого фантастического, без откровенных спецэффектов, как в "Тайном городе", а если и были, то нечасто, но сам сюжет и его постановка... Великолепно! Смотрели практически на одном дыхании.
Говорить о бедах отечественного кино можно бесконечно. Я не упомянула ещё много чего, но только потому, что ещё не смотрела последние громкие премьеры - некогда. И всё-таки надо собраться и посмотреть для общей картины. Авось что-то и срастётся. Так не хочется, чтобы получилось так же, как с отечественным игропромом - сначала худо-бедно что-то делали, потом грянул "Тетрис", из-за которого разругались три крупнейшие компании, а выиграла "Nintendo", а потом девяностые, и пошёл беспредел, в результате чего качественный продукт наши начали ваять за границей... Только этого нам и не хватало. Ведь сейчас как раз тот период, чтобы собрать всё самое лучшее, что у нас есть, и показать западенцам, что мы по-настоящему великая страна, а не степняки с атомной бомбой. Мы можем. И должны. Осталось только, чтобы это дошло до халтурщиков, которые кормят нас посредственностью. И я буду надеяться, что доживу до того времени, когда новое русское кино будет собирать первые премии по всему миру и служить примером остальным.