Воробьев Владимир Александрович : другие произведения.

В заповедных и дремучих...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Предисловие

  
   Эта статья была написана весной этого(2006) года и направлена в редакцию "Мира Фантастики". Ответная реакция меня, мягко говоря, удивила - вернее, отсутствие оной. Я тогда еще не знал, что замахнулся на святое - орденоносца и, по совместительству, редактора этого журнала г-на Попова. Этим летом его заслуги в деле просвещения читателей были отмечены на одном из конвентов. А такие ценные кадры публично топтать запрещено! Поскольку я так и не дождался ответа многоуважаемого г-на Попова, публикую свое эссе в Интернете, т.к. боюсь, что он в своем невежестве будет продолжать дезинформировать читателей.
   Владимир Воробьев
  

В заповедных и дремучих...

  
  
   Павлины, говоришь?! Хе!
   Красноармеец Сухов
  
   Со свету стали совсем изживать -
   Прост-таки гонят в могилу...
   Нет, перестали совсем уважать
   Нашу нечистую силу! 1
  
  
   Садись, дружок, поудобнее - расскажу я тебе сказочку!
   В N10/2005 журнала "Мир Фантастики" была опубликована статья, посвященная миру славянских легенд и преданий. О ней, вернее, о затронутой в ней теме, хотелось бы поговорить несколько подробнее.
   В статье говорилось о том, что славянская мифология содержит такие персонажи, по сравнению с которыми лавкрафтовские чудовища - просто детский лепет.
   Данное утверждение ничуть не противоречит истине, но автор так и не пояснил своей мысли. Задача этой статьи - вкратце пояснить, почему же лавкрафтовские монстры, по сравнению с персонажами славянских легенд, всего лишь мелкие пакостники.
   Да еще автор сетует на отсутствие "оригинальных источников, описывающих вымышленных существ из славянской мифологии". Ну что ж, если для автора оригинальными источниками являются Саксон Грамматик, Гельмгольд и прочие Беды Достопочтенные, то ему можно только посочувствовать. Так и хочется сказать: "Господа! Читайте русские народные сказки!" Ведь недаром сказал Александр Сергеевич: "Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма". От себя же добавлю - в сказках есть все, надо только внимательно их читать. В качестве разминки приведу такой пример.
   В сборнике сказок Афанасьева под N34 есть сказка о старике и старухе. Сюжет прост - жили они бедно, а тут, как на грех, закончились в доме дрова. И отправился старик в лес, нашел сухое дерево и только принялся рубить, как заговорило дерево человеческим голосом: "Не руби меня, мужичок! Что тебе надо, все сделаю!" Далее, надеюсь, понятно. Самое интересное происходит в конце, когда старухе надоедает быть царицей. Не правда ли, так и хочется сказать: "Воротись, поклонись рыбке!"? Собственно, эта фраза вертелась у меня в голове все время, пока я читал сказку. Однако, мы немного отклонились от темы. Аппетиты старухи возросли - потребовала она себе божественности. "Велико ли дело - царь! Бог захочет, смерть нашлет, и запрячут тебя в сырую землю. Ступай-ка ты к дереву да проси, чтобы сделало нас богами". Пошел старик к дереву. Как услыхало оно эти безумные речи, зашумело листьями и в ответ старику молвило: "Будь же ты медведем, а твоя жена медведицей". В ту ж минуту старик обратился медведем, а старуха медведицей, и побежали в лес".2
   С точки зрения христианской морали, ничего удивительного - весь смысл укладывается в одну простую фразу: "По Сеньке и шапка!". Но если немного отстраниться от этих взглядов, то вспоминается, что слово "медведь" является иносказательным, заменой истинного имени животного, которого наши предки почитали священным. Недаром на гербе Ярославля красуется его изображение, да и Берлин к нему не равнодушен - в том смысле, что и его символом выступает хозяин леса. В среде финно-угорских народов русского севера до середины ХХ века сохранялось представление о медведе как божественном первопредке. И перед нами открывается древний пласт мифа. По сути, дерево не наказало стариков, а совсем даже наоборот - они действительно стали богами. Медведь - божество леса, его хозяин. От медведя зависела удача на охоте, ему же молились о защите пасущихся стад. Возможно, что и образ лешего родился из подобного представления о медведе.
   Эта сказка является одним из немногих дошедших до нас произведений о происхождении мира. Дерево здесь выступает как мировое Дерево, Изначальное Древо, на котором держится все мироздание. Мало того, оно является прародителем всего сущего! Даже богов! А вы говорите - Гельмгольд!

***

   В заколдованных болотах там кикиморы живут,
   Защекочут до икоты и на дно уволокут!
   Будь ты пеший, будь ты конный - заграбастают,
   А уж лешие, так по лесу и шастают!
   Страшно, аж жуть!
  
   Раз уж мы заговорили о лешем, надо немного дополнить рассказ о нем Михаила Попова. Леший чаще всего предстает седым стариком в белых одеждах. Отсюда имя - Белый Дидко, но чаще зовут более ласково - Старичок-лесовичок. Его одежда запахнута на другую сторону, впрочем, как и у водяного. Собственно, это духи одного порядка. Водяного можно еще отличить по синему кафтану, из левой полы которого капает вода. У них есть одна общая черта - и леший, и водяной очень любят лошадей, как разъезжать на них, так и являться в образе этого животного. И леший и водяной - это персонификация природы, они так же многообразны, как и она. Задача этих персонажей - защита природных объектов и их обитателей. К людям они относятся скорее нейтрально, чем негативно. Недружелюбно обходятся с теми, кто не уважает природу, но могут и пошутить с неосмотрительным человеком. Уберечься от их недоброго влияния очень просто - достаточно надеть одежду, вывернутую наизнанку. Они могут пособить человеку в нужде или отблагодарить за помощь, но подобной чести удостаиваются только добрые и искренние люди. Могут помочь и тому, кто выступает против сил зла, но и это тоже случается нечасто.
   Правда, есть меж этими персонажами и существенное отличие. Леший олицетворяет связь с предками. Отсюда и его белые одежды - символ смерти, и помощь в поисках пропавшего скота, и защита стад от диких животных. Водяной - хозяин живительной влаги, без которой немыслим урожай. Он олицетворение богатства. Недаром распространены поверья о том, что у водяного большие стада коров и табуны лошадей, которые можно добыть при определенных условиях. То, что в древности богатство считали не по количеству золота в сундуках, а по количеству голов в стаде, надеюсь, всем известно. Как тут не вспомнить древнеирландский национальный вид спорта - угон стад? Ирландцы даже сагу об этом сложили - "Похищение быка из Куалнге" называется.
   Вот такие у нас незамысловатые мифические личности!
   Да, и немного к вопросу об отождествлении охотничьих и культовых домиков финно-угров с избушкой Бабы Яги.
   По сведениям из Вологодской губернии, леший живет в избе покрытой кожами. Иногда он обитает в "избушке на курячьей голяшке" (Вятка), "украшенной" различными частями человеческого тела. Если внимательно посмотреть на карту России, Вятка и Вологда находятся в тесном контакте с удмуртами, коми-пермяками и марийцами. Именно их предки строили лабазы на высоких сваях.
   В культовых сооружениях финно-угорских племен нет изображений богов в привычном понимании этого слова. Традиционную скульптуру здесь заменяют лишенные каких-либо антропоморфных черт деревянные чурочки, завернутые в несколько слоев ткани и расписных кож. Эти чурочки считаются лишь местом пребывания божества, а не самим божеством. В свете вышесказанного, мне представляется несколько надуманными слова о "фигурке женского божества", помещенной в "маленький домик "на куриных ножках". Тем более, что домик делался достаточно большим, чтобы шаман мог без помех совершать обрядовые действа. Это - первое.
   А во-вторых, что же это вы, сударь, так плохо думаете о наших предках? Это только современный человек, не разобравшись, как следует, придумывает всякие небылицы. Люди ранних эпох большое значение придавали сверхъестественным существам, поскольку считалось, что от их влияния зависела не только повседневная жизнь, но и судьба. И потому, человек оказавшись на чужой территории, старался, как можно больше узнать о местных божествах, духах-хранителях и т. д. Делал он это с целью если не завоевать их доброе расположение к себе, то хотя бы нейтрализовать негативное. Марийцы, коми-пермяки, удмурты - все эти народы искони проживают в лесной местности. Следовательно, их божества - это духи-хранители леса и его обитателей. Поэтому более верным будет предположение, что контакты с финно-угорскими народами скорее способствовали формированию образа лешего, нежели Бабы Яги. Тем более что сами имена угорских богов наталкивают на это. Вот, к примеру, - Йыбы-ойка в переводе на русский значит - Старик Филин. И все прочие "ойки" в первой части своего имени имеют название какого-либо животного, а слово "ойка" - "старик" указывает на то, что это животное считается прародителем племени3.
  

***

   - Я - Баба Яга, вот и вся недолга,
   Я езжу в немазаной ступе.
   Я к русскому духу не очень строга:
   Люблю его... сваренным в супе.
  
   Взятый эпиграфом отрывок из песни Высоцкого лишний раз доказывает, что о Бабе Яге нам известно много и ничего. Но вместе с тем - это один из самых интересных персонажей славянского мифа.
   Нам всем с детства хорошо знаком образ Бабы Яги - злодейки, стремящейся всеми силами погубить добра молодца или красну девицу. Чуть менее нам знакома Баба Яга как помощница главного героя, но это не ее вина, что издатели детских сборников сказок пользуются одним и тем же набором произведений.
   Баба Яга - древнейшее божество славянского пантеона. На ее древность указывает место жительства и отношение к ней наших предков. Но есть еще один немаловажный факт, указывающий на древнее происхождение Бабы Яги, - ее функция в славянской мифологической традиции.
   Известный исследователь славянского фольклора Георгий Андреевич Глинка(1776-1818) в своей книге "Древняя религия славян" отмечал некоторую особенность образа Бабы Яги - она не летает, а ездит в самокатной колеснице. Поскольку, привычная нам ступа в старину называлась "можжал" - от сюда "размозжить", то "ступа" от "ступать". Кстати, по белорусским поверьям, Баба Яга ездит на огненной колеснице. Причем, ее поездка сопровождается грохотом и поваленными деревьями. Да и в других сказках мы читаем: "Скоро послышался в лесу страшный шум: деревья трещали, сухие листья хрустели; ВЫЕХАЛА из лесу баба-яга".,4 или "Вдруг что-то зашумело и затрещало, смотрят, ЕДЕТ на ступе баба-яга..."5.(Выделено мной - авт.) Прямо по Филатову: "Вызывает интерес этот ваш дремучий лес..." - это как же надо лететь, чтобы под тобой опавшие листья хрустели? Или же уважаемый М. Попов полагает, что Баба Яга летает как крокодил из анекдота - "нызенько, нызенько - по-над самой землей"? Только не стоит сочинять небылиц о подмене термина "летать" на "ездить" из-за невежества рассказчиков. Позвольте напомнить - ковры-самолеты с успехом ЛЕТАЮТ в русских народных сказках не одну сотню, а то и тысячу лет. Да и строительство ЛЕТУЧИХ кораблей налажено по последнему слову волшебной техники. И еще: в сказках черным по-русски написано - пестом погоняет, помелом след заметает. В полете бывает только один след - инверсионный. Может, мы Бабу Ягу еще и в космонавты запишем, до кучи?
   Нет, со временем бедная старушка освоила технику пилотирования подручных средств - метла и сосуд для измельчения зерна. Но это более поздние варианты взгляда на Ягу. В первом случае смешение образа Бабы Яги и вредоносной ведьмы, а во втором - изменение значения слова "ступа". Так что Баба Яга - существо, пострадавшее от прогресса. На лицо явный признак деградации: от самодвижущегося экипажа, как и подобает солидной даме, до метлы и тесной кое-как обтесанной выдолбленной изнутри колоды. Вот, что по этому поводу думает сама Яга:

Самый вредный из людей -

Это сказочник-злодей!

Очень врун искусный,

Только жаль - не вкусный!6

   И в заключение о полетах - "Поутру пробудилась баба-яга - паршивого жеребенка видом не видать! Бросилась в погоню; во весь дух на железной ступе СКАЧЕТ(!)... Поехала по мосту, только добралась до середины - мост обломился...".7 Надеюсь, что приведенных аргументов в пользу самокатной повозки Бабы Яги достаточно, ибо САМОЛЕТЫ ПО МОСТАМ НЕ ЕЗДЯТ! Так - с этим разобрались. Продолжаем разговор.
   Ранее было заявлено о древности образа Бабы Яги. Рассмотрим это утверждение поподробнее.
   В сказке "Василиса прекрасная" героиня вынуждена идти к Бабе Яге за огнем. По дороге ей встречаются три всадника: белый, красный и черный. С появлением каждого из них происходит изменение суточного цикла. Позднее Василиса спросила у Бабы Яги - что это были за всадники. И получает ответ: белый - это день мой ясный, красный - это мое солнышко красное, черный - это ночь моя темная; "все мои слуги верные!"8. Не многовато ли для обычной ведьмы-"вредителя, с ярко выраженными наклонностями к каннибализму"9? Правильно - многовато. Налицо явная связь Бабы Яги с солярным культом. И эту связь донесла до нас традиция через века, хоть и низвело христианство Бабу Ягу до положения мелкой, да еще и вредоносной ведьмы. Это не ново - так поступают все новые боги, низводя старых до уровня подчиненных либо вовсе демонов. Dura lex, sed lex! За разъяснениями - к Проппу. "Поклоняться Проппу стали еще в незапамятные времена, такие незапамятные, что никто и не помнил, что это за Пропп такой и зачем ему следует поклоняться.... Знали только, что жил он на свете семь с половиной десятков лет и установил все законы, по которым идут дела в мире. Законов тоже никто не помнил, хотя исполнялись они неукоснительно".10
   Изначально Баба Яга считалась великой богиней, Праматерью, подтверждением этому служит и часто упоминаемая ее большегрудость. Анатолий Александрович Абрашкин в своей книге "Предки русских в древнем мире" приводит такие примеры: "Яга, Ягишна, Овдотья Кузьминишна, нос в потолок, титьки через порог, сопли через грядку, языком сажу загребает", "На печи, на девятом кирпичи лежит Баба-яга, костяная нога, нос в потолок врос, сопли через порог висят, титьки на крюку намотаны, сама зубы точит". Еще одним доказательством ее древности, как ни странно, служит "наклонность к каннибализму". За попыткой съесть главного героя кроется ритуал служения богине - ежегодный выбор мужа. Мужчина, вернее юноша, покидал семью и на определенный, весьма долгий срок становился мужем Великой Богини. На это время он "умирал" для всех. Не даром отсутствуют сказки, в которых Баба Яга предпринимала попытки съесть героиню, одни обещания - тогда, как мужчины на лопату или сковороду усаживаются регулярно. В связи с этим раскрывается еще одна функция Бабы Яги, как богини, вернее ее земного воплощения - наставница молодежи.
   В ранних обществах человек, вступая в следующую возрастную группу, проходил обряд инициации. Баба Яга, как воплощение Великой Богини, помогала пройти испытание, являясь одновременно судьей, заданием и помощником. Недаром на вполне законный вопрос Яги: "Что ты, добрый молодец, дело пытаешь аль от дела лытаешь?" - следует несколько "резкий" ответ: "Ах ты, старая сука! Неучливо спрашиваешь. Прежде напой-накорми, на постелю повали, в те поры и вестей спрашивай".11 Испытуемый должен был показать свое бесстрашие перед лицом опасности. Первая ступень пройдена, далее разговор идет вполне мирно. А опасность была вовсе не шуточная, как может показаться. Обряд инициации означал изменение социального статуса человека. Инициируемый "умирал" в своем прежнем качестве и "рождался" заново, у некоторых народов этому сопутствовала смена имени. В промежутке между смертью и рождением человек находился в потустороннем мире, и любое неверное действие оставляло его там навсегда. Баба Яга обеспечивала испытуемого необходимой информацией, попутно подготавливая его для жизни в новом статусе. Такой древнеславянский модуль с Бабой Ягой в качестве ДМ'а и элементами ролевой игры. Да и мотивация посерьезней современных ролевок - дальнейшая судьба игрока. Но и тут есть свои особенности. Баба Яга сама женщина, и потому мужскому персонажу сказки она помогает либо советом, либо волшебным предметом, либо волшебным конем. Она проявляет здесь материнскую заботу. Хотя волшебного коня приходится зарабатывать и нередко с риском для жизни (см. прим.7). Это второй урок - без труда не вынешь и рыбку из пруда; тем ценнее вещь, чем труднее она досталась. Этим "мужские уроки" у Бабы Яги и оканчиваются. А вот женские...
   Если функции мужчины ограничивались защитой и добычей, то на женщине лежало все домашнее хозяйство, включая заботу о немощных домочадцах. Вот тут Баба Яга не ограничивается только советами. Это ее стихия, и девушка проходит во владениях Яги полный курс молодого бойца, в том числе и, рискну предположить, азы сексуального искусства. А как еще трактовать сюжет сказки "Девушка в колодце"? Судите сами: девушка роняет в колодец веретено, и мачеха отправляет ее за ним. Девушка бросается в колодец и оказывается на лугу. "Идет, идет, срету ей овечьи пастухи: "Девушка, подпаши под нами, подмаши под нами, дадим тебе овечку с баранечком"12. Другого объяснения этим словам я не нахожу.
   Но помимо этого будущая женщина должна была быть доброй, кроткой и проявлять недюжинную сообразительность. Так, чтобы попасть в дом Бабы Яги, равно как и выйти от туда, героиня должна накормить собак, подвязать ветви березки и смазать калитку. Да и выполнять задания героине помогают разные зверушки за ее доброту. Гнев Яги, вызванный самовольным уходом, гасится кротостью - "Да я, тетушка, думала, что ты все уж мне дала, да и пошла домой, а буде еще понадобилась, так я и ворочусь" 13. А вот что говорит Баба Яга из часто упоминаемой нами сказки "Василиса Прекрасная": "Хорошо, что ты спрашиваешь только о том, что видала за двором, а не на дворе! Я не люблю, чтоб у меня сор из избы выносили, и слишком любопытных ем! Теперь я тебя спрошу: как успеваешь ты исполнять работу, которую я задаю тебе?" - "Мне помогает благословение моей матери", - отвечает Василиса. "Так вот что! Убирайся же ты от меня, благословенная дочка! Не нужно мне благословенных". Вытащила она Василису из горницы и вытолкала за ворота...". Комментарии, как говорится, излишни.
   Остается добавить только, что Баба Яга, преподавая молодежи азы нравственности, опиралась на традиции, а это подразумевает тесное общение с духами предков.
   Связь Бабы Яги с миром мертвых очень ясно выражена в русской сказочной традиции. Начнем хотя бы с того, в каком положении находит Бабу Ягу какой-нибудь Иван-царевич - "впереди голова, в одном углу нога, в другом - другая", "у ней голова лежит в одном углу избы, а ноги в другом".14 Встречается и такая ситуация - ноги из угла в угол разбросаны, а нос в потолок врос.
   А теперь, уважаемые знатоки, через одну минуту вы назовете всем известное сооружение, в котором человек находится в указанной позе! Совершенно верно - это гроб, называемый иначе - "домовина". Да и само место жительства - лесная чаща, указывает на ее связь с потусторонним, миром Нави. Лес воспринимался земледельцами как прибежище враждебных человеку сил. Мы уже говорили об этом, когда выясняли кто такие лешие. Есть еще одна примета Бабы Яги, к которой все привыкли настолько, что внимания не обращают, - костяная нога. Иногда вместо костяной ноги упоминается деревянная - "Здравствуй, бабушка-яга Деревянная Нога".15 Это означает одно - Баба Яга была одноногой, а вместо второй ноги у нее был протез. Одноногость, одноглазость мифического персонажа означает, у многих народов, связь с миром мертвых. Отсюда русская идиома: "одной ногой в могиле". Такие существа жили сразу в двух мирах, их взору были доступны и Явь, и Навь. Например, согласно греческой мифологии на краю света живут три старухи грайи,16 которые указали Персею, где найти Медузу Горгону. У них был один глаз и один зуб на троих. И только они одни знали дорогу к Медузе!17 Для нас это очень существенно. Потому что помимо возраста, они сходны с нашей Бабой Ягой и своей функцией проводника в другой мир. И пусть не смущает, что в греческом мифе действуют три женщины - в русских сказках довольно часто встречаются три сестры ягишны, которые не только указывают главному герою путь к Кощею, но и помогают дельным советом.
   Есть еще одно подтверждение моим словам о связи Бабы Яги с миром мертвых - она не видит того, кто пришел к ней. В упомянутой нами сказке "Василиса Прекрасная" героиня стоит у ворот, когда из лесу выезжает Баба Яга - "Подъехала к воротам, остановилась и, обнюхав вокруг себя, закричала: "Фу, фу! Русским духом пахнет! Кто здесь?"18 Василиса вынуждена заговорить, чтобы Баба Яга ее увидела. Навь не может видеть Явь, а, следовательно - не может причинить вред живущим в Яви до тех пор, пока человек сам не обнаружит себя перед Навью и ее обитателями. Не правда ли очень похоже на финальную сцену гоголевского "Вия"? "И в тоже время слышал, как нечистая сила металась вокруг его, чуть не зацепляя его концами крыл и отвратительных хвостов.... Все глядели на него, искали и не могли увидеть его...
   - Подымите мне веки: не вижу! - сказал подземным голосом Вий...
   "Не гляди!" - шепнул какой-то внутренний голос философу. Не вытерпел он и глянул.
   - Вот он! - закричал Вий и уставил на него железный палец. И все, сколько ни было, кинулись на философа."19
   С этим более-менее разобрались. Осталось прояснить вопрос с происхождением имени. По поводу написанного Михаилом Поповым мне, уж извините, хочется сказать одно - сам-то понял, что написал? Очень интересно, каким образом маленькое племя сумело распространить свое название мифического персонажа на весь ареал расселения славян? Скорее наоборот: старосербское "ега" - "болезнь" произошло от поздней трактовки Бабы Яги, как злой ведьмы. О тюркских корнях я даже говорить не буду. По моему мнению, наиболее интересную и аргументированную этимологию слова "яга" дает в своей книге Анатолий Александрович Абрашкин20, которую и советую прочитать.
   Итак, мы выяснили: все, что происходит с человеком у Бабы Яги, происходит в потустороннем мире. Человек, проходя испытания в том мире, рождается заново. И Баба Яга-богиня осуществляет эти роды, а Баба Яга- жрица выступает повивальной бабкой и воспитательницей будущего ВЗРОСЛОГО члена общества.
   Мы немного узнали одного из самых интересных персонажей славянского мифа - Бабу Ягу. А теперь поговорим о другом, не менее интересном, персонаже, который не разлучен с Бабой Ягой. Нет сказок, в которых был бы он, и не было бы Бабы Яги. И смею вас заверить, это неслучайно. Итак, встречайте!

***

   И от этих-то неслыханных речей
   Умер сам Кощей, без всякого вмешательства, -
   Он неграмотный, отсталый был Кощей.
  
   Престарелый колдун Перун Маркович Неунывай-Дубино из отдела Атеизма взял отпуск для очередного перевоплощения.
   А. и Б. Стругацкие
   "Понедельник начинается в субботу"
   .
   На первый взгляд может показаться, что взятые мной в качестве эпиграфов цитаты, не совсем уместны. Поясню - если бы Кощей прочитал то, что написано о нем в статье Михаила Попова, он офигел бы до смерти и перевоплотился, в соответствии с текстом, в "худого, скелетообразного старика с отталкивающей внешностью". Анкета Кощея, приведенная выше упомянутым товарищем, просто песня: "Агрессивен, мстителен, жаден и скуп". Прямо "Семнадцать мгновений весны"! Характер скрытный. Не женат. Происхождение темное. Истинный ариец. Хобби - похищение дев. Вот такая "уникальная разновидность нежити"21 бродит по нашим сказкам!
   Весьма прискорбно, что в характеристике Кощея Бессмертного, приведенной в упомянутой статье, не нашлось доброго слова этому сказочному герою. Посмотрим, насколько зол духом этот "могущественный волшебник".
   Как происходит знакомство героя с Кощеем? Самый распространенный сюжет - освобождение узника. Узником выступает Кощей Бессмертный, которого по недомыслию освобождает Иван-царевич. А что же наш мстительный злой дух? "Иван-царевич! Выпусти, я тебя от трех смертей спасу" - говорит Кощей Бессмертный Ивану22. Какой злобный и коварный тип. Всего от трех смертей спасет, подлость задумал не иначе. В сказке "Иван-царевич и Марья Маревна"23 вместо Кощея действует Змей. Но это равноправная замена, и ниже мы постараемся это доказать.
   А сейчас посмотрим, что происходит после освобождения Кощея из узилища. Перво-наперво он похищает жену главного героя. И поделом, ибо - всяк сверчок знай свой шесток! И наш Иван-царевич вынужден разыскивать ее за три девять земель. Естественно, по дороге ему встречаются старички-лесовички, медведи, зайцы и прочая живность, которые выступают помощниками в поисках и освобождении невесты. Другими словами - происходит обряд инициации мальчика в мужчину. Все невзгоды и лишения, которые преодолевает Иван-царевич на пути в тридевятое царство, призваны воспитать силу духа, последующий бой с Кощеем - совершенствование воинского искусства. Собственно, это то, что лежит на поверхности и не требует дополнительных усилий для понимания.
   Как пел Владимир Семенович Высоцкий - "Нам тайны нераскрытые раскрыть пора!" Ну что ж, приступим, пожалуй.
   Преодолел наш Иван все опасные трудности и забрел в поисках своей красы ненаглядной в Кощеево царство, злое государство. А там ... засада: ни упырей с вурдалаками, ни людоедов, Лихо Одноглазое - и то куда-то подевалось. Постоял Иванушка в полном недоумении, вложил свой меч-колдунец в ножны и пошел бродить по царству, как у себя дома. Во дворец беспрепятственно вошел, да еще и в отсутствие хозяина!?? Охрана даже не почесалась. В общем, Кощей Бессмертный предстает перед нами не только злодейским страшилой, но и разгильдяем, каких свет не видывал! По разгильдяйству его превзошли только ВМС США в фильме "Пёрл Харбор". Это, по-вашему, господин Попов, и есть персонификация совет..., pardon, внешних врагов славян? Это все патетика, а что же делает Кощей, узнав о том, что Иван увез-таки свою ненаглядную? Кликнул страшных оборотней и в погоню. Что - нет? Нет!!!?? А ведь и вправду нет.
   Возвращается Кощей Бессмертный домой, узнает, что Иван был, и интересуется - можно ли его догнать. И слышит в ответ: "Можно пшеницы насеять, дождаться, пока она вырастет, сжать ее, смолотить, в муку обратить, пять печей хлеба наготовить, тот хлеб поесть, да тогда вдогон ехать - и то поспеем!"24 Вот те раз - тут грабеж, а он бросился пшеницу сеять! Вы скажете - чтобы подчеркнуть свое превосходство. Совершенно верно! Именно поэтому. Один только вопрос - а почему именно так? Почему, скажем, просто не поспать несколько суток? Или не закатить какую-нибудь пирушку? Почему так подробно описываются посев, жатва: другими словами - полный земледельческий цикл? Как говаривал в таких случаях великий Вини-Пух, это ж-ж-ж - неспроста!
   В народной сказке нет ничего случайного. Ее сюжет отполирован миллионами сказителей за неимоверную толщу веков. Недаром говорит пословица: "Сказка - ложь, да в ней - намек"! Этот намек, эту основу и сберегла для нас традиция. Основное здесь - конфликт Ивана и Кощея. Образ похищаемой, а затем спасаемой, женщины играет лишь вспомогательную роль. Потому-то он меняется от сказки к сказке: то - это Марья Моревна, прекрасная королевна, то абстрактная Краса ненаглядная, а то и вовсе - Иван-царевич спасает свою мать. Неизменными остались лишь две вещи - смерть Кощея и погоня за беглецами. Именно эти моменты поясняют суть конфликта Ивана с Кощеем.
   Упоминание полного цикла земледельческих работ, я повторюсь, - не случайно. Это указание на связь Кощея с силами природы, причем - именно с живительными, оплодотворяющими силами. Отсюда и прозвище Кощея - Бессмертный! Похищенная, теперь из кощеева царства, Краса ненаглядная остается на свободе ровно столько, сколько требуется для посева и вызревания урожая. Иными словами, перед нами славянский вариант мифа о Деметре.
   На просторах сюжета о Кощее Бессмертном разворачивается конфликт молодого и старого богов плодородия. Кощей здесь и супруг, и хранитель Великой Богини, а Иван - претендент на эту должность. Потому-то и лояльно относится к нему Кощей: претендент получает три попытки доказать свою силу. Мать-Земля должна плодоносить, иначе - смерть всему живому. Следовательно: тот, кто не может больше оплодотворять ее, должен уйти. Поэтому Кощей и затевает посевную, чтобы подтвердить свое превосходство. Поражение он терпит, лишь утратив плодотворную силу. То самое яйцо, в котором находится смерть Кощея, символ мирового яйца. Завладев им, Иван овладевает всем миром, тем самым, доказывая свое право быть мужем Великой Богини.
   Выше мы говорили о некоторых странностях пребывания Ивана на вражеской территории. Но скажите, кому позволено в отсутствие хозяина вольно распоряжаться в доме? Совершенно верно - членам семьи. Иван-царевич свободно чувствует себя в кощеевом царстве именно потому, что он у себя дома. Недаром существует сюжет, где Иван-царевич спасает из рук Кощея свою мать25. Конфликт между этими персонажами превращается в конфликт отца и сына. В мировой практике подобное уже случалось и неоднократно. В греческой мифологии Кронос оскопил своего отца Урана, отняв у него власть над производящими силами природы, и, в свою очередь, был низвергнут собственным сыном - Зевсом26. А Иван-царевич ломает иглу, которая и есть смерть Кощея.
   Остается теперь пролить свет на связь образа Кощея со Змеем. Выше мы выяснили, что Кощей Бессмертный несет в себе оплодотворяющее начало. А если вспомнить, во многих религиях змей является символом плодородия. Например, знаменитый ацтекский Кетцалькоатль - "Пернатый змей", индийский Шива27, отдыхающий на девятиглавом змее Шеша. Да и в славянской мифологии имеется подходящий персонаж - Велес, скотий бог. Именно с ним связан образ змея, убиваемого Перуном, чтобы освободить воду. Эту живительную силу, без которой - смерть. В этой связи смерть Кощея может рассматриваться и как акт оплодотворения природы.
   Вот такие монстры водятся в славянских сказках!

***

   Мир славянских легенд - это мир души наших предков. Те, кто слагал эти легенды и сказки, не отделяли себя от окружающего мира. Потому-то в них и зверь, и птица, и рыба всегда готовы прийти на помощь человеку. Персонажи этого мира - живые, они рядом: во дворе, в доме, в лесу. И как можно их сравнивать с существами, чье житье-бытье описывается фразой: "Украл. Выпил. В тюрьму! Романтика!"28, чья искусственность видна не вооруженным глазом. Лавкрафт неплохой писатель, но его монстры страшны лишь своим примитивизмом - "Вот мы и поели - теперь можно и поспать! Вот мы и поспали - можно и поесть. Надоело! Ну, можно и мир разрушить!" Скучно! Искусственно! И страшно примитивно! Как можно сравнивать их с Бабой Ягой, Кощеем, домовыми? В обитателей наших сказок хочется поверить, а в этих верить противно!
   Мир славянских легенд - мир целостный. Материальное в нем не довлеет над духовным и наоборот. По крайней мере, отчетливо это еще не просматривается. Впервые это противопоставление, видимо, возникает в Древней Греции. Именно в греческих мифах отчетливо выражено безапелляционное возвышение божественного над человеческим. Но если часть возвысить над целым, гармония исчезнет.
   Мы живем в мире, где материальное доминирует. Но человек состоит не только из тела, но и из души. Без души нет человека. И, слава Богу, мы начали это понимать! И сейчас мы делаем пока еще робкие шаги к духовному, дабы уравновесить эти два начала. Но зачастую делается это почему-то заемными средствами.
   Господа, у нас есть богатейший духовный мир, который бережно передавался из поколения в поколение. Давайте, хотя бы из уважения к нашим предкам, обращаться с ним достойно. Это часть НАШЕЙ ДУШИ! За последние десятилетия мы умудрились разбазарить все. Давайте же хотя бы душу сохраним в целостности!
  
   1Здесь и далее, где не оговаривается специально, в эпиграфах использованы стихи В.С.Высоцкого.
   2Петрухин В. Мифы финно-угров. - М.: АСТ, 2003.
   3Жадная старуха/Народные русские сказки А.Н.Афанасьева. - Л.: Лениздат, 1983.- с.57-58.
   4Василиса Прекрасная/Морохин В.Н.Прозаические жанры русского фольклора. - М.: "Высшая школа", 1983.- с.74.
   5 Русские народные сказки. - М. "Современник", 1987, т.1 - с.314.
   6 Частушки Бабы Яги из м/ф "Летучий корабль".
   7Марья Моревна/Народные русские сказки А.Н.Афанасьева. - Л.: Лениздат, 1983.- с.152.
   8Морохин В.Н. Ук. Соч. - с.74 - 76.
   9Попов М. Чудо чудное, диво дивное./Мир фантастики, N10, 2005. - с.85.
   10Успенский М. Там, где нас нет. - "Азбука", 2001. - с.16. Пропп В.Я. (1895-1970) советский литературовед, специалист по истории и теории фольклора. Основные труды: "Морфология сказки", "Исторические корни волшебной сказки".
   11Кощей Бессмертный/Народные русские сказки А.Н.Афанасьева. - Л.: Лениздат, 1983.- с.138.
   12Девушка в колодце/Русские народные сказки. - М. "Современник", 1987, т.1 - с.292.
   13Девушка в колодце/Русские народные сказки. - М. "Современник", 1987, т.1 - с.292-294; Сказка о двух сестрах. Там же, - с.288.
   14Русские народные сказки. - М. "Современник", 1987. - с.285.
   15 Сказка о Кощее Бессмертном/Русские народные сказки. - М. "Современник", 1987. - с.372.
   16????, ? (???.) - ?????????? - старуха, старая женщина.
   ????? ??????????? ?????? ??????. ???????????, ???????????, ???????????. ???????? ??????, 1995/ Малый словарь новогреческого языка. Орфографический, толковый, этимологический. Изд-во Патаки, 1995
   17Кун Н.А. Легенды и мифы древней Греции. - Минск "Народная Асвета", 1985. - с.106.
   18Морохин В.Н. Ук. Соч.- с.74.
   19Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород. - М."Художественная литература", 1982. - с.371-372.
   20Абрашкин А.А. Предки русских в древнем мире. - М. "Вече", 2001.
   21Попов М. Чудо чудное, диво дивное./Мир фантастики, N10, 2005. - с.87.
   22Сказка о Кощее Бессмертном/Русские народные сказки. - М. "Современник", 1987. - с.371.
   23Иван-царевич и Марья Маревна/Русские народные сказки. - М. "Современник", 1987. - с.359-368.
   24Марья Моревна/ Морохин В.Н. Ук. Соч. - М.: "Высшая школа", 1983.- с.91.
   25Кощей Бессмертный/ Морохин В.Н. Ук. Соч. - М.: "Высшая школа", 1983.- с.46-49.
   26Мифы народов мира. М.: "Олимп", 1997. т.1, с._, т.2, с._.
   27Символ этого бога, ставший уже притчей во языцех, - лингам, а любовные похождения его аватары Кришны стали неотъемлемой частью индийского эпоса.
   28Лжедоцент (Л. Леонов), к/ф "Джентльмены удачи".
  

Использованная литература

   Власова М. Русские суеверия. СПб.: "Азбука", 2000.
   Голон А. Миф и символ. М.: "Росслит", 1993.
   Демин В.Н. Загадки русского севера.
   Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. ЛГУ, 1986.
   Рыбаков Б.А. Язычество древних славян.
   Тилак Б.Г. Арктическая родина в ведах.
   Филатов Л. Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца.
   Фрезер Дж. Золотая ветвь. АСТ,2003.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   9
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"