Воронина Вероника : другие произведения.

Интервью с поэтом и прозаиком Борисом Пейгиным для "Литературного радио"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Интервью с поэтом и прозаиком Борисом Пейгиным. Вышло на "Литературном радио" в программе "Пролиткульт" весной 2021.

Борис Пейгин []
  
  Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. С вами Вероника Воронина. И сегодня в гостях у "Литературного радио" поэт, прозаик Борис Пейгин. В прошлом году Борис получил премию "Лицей" имени Александра Пушкина. А также выпустил сборник стихов "Гражданские сумерки".
  
  Борис, вы пишете и стихи и прозу. А кем сами себя считаете в первую очередь: поэтом или прозаиком?
  
  БП: Наверное, в первую очередь я себя считаю писателем. Без... С моей точки зрения, литература - это такой достаточно единый вид искусства. То есть мне... Во всяком случае, в отношении себя мне трудно определить, что превалирует. Скажем так.
  
  ВВ: До премии "Лицей" у вас было еще несколько наград. Какая из них для вас наиболее ценная?
  
  БП: Наверное, Премия "12" 2019 года. Это был первый сезон, когда она была учреждена. С моей точки зрения, это такая очень важная штука в числе литературных премий, которые я бы назвал независимыми от большого премиального процесса.
  
  ВВ: Расскажите про "Гражданские сумерки"?
  
  БП: Ну я этот сборник готовил достаточно долго. В него вошли тексты, которые были написаны с 2015 по январь 2020 года. И я его несколько раз пересобирал. Потому что несколько раз он готовился к выходу в разных издательствах. Там по разным причинам издание не состоялось первые несколько раз. И вышло уже только в 2020 году. Я его еще официально не презентовал. Вы знаете, у меня не было какой-то особой идеи специально концептуализировать этот сборник. Как тематический или как посвященный какому-то отдельному вопросу. Я бы так сказал, что я в него собрал просто наиболее важные для себя тексты за это время.
  
  ВВ: Сложно было издать книгу в разгар карантина и режима самоизоляции?
  
  БП: Ну, на самом деле не очень. Потому что принципиальное решение по поводу выхода этой книги было принято до начала пандемии. И она отправилась в типографию, когда... была сверстана и отправлена в печать еще когда все это только начиналось. Поэтому все экономические процессы еще не успели остановится к тому времени. Мне кажется, гораздо сложнее ее было презентовать. Потому что все публичные мероприятия были запрещены. А мне, честно говоря, очень хотелось, да и сейчас хочется провести презентацию все-таки в очном формате. Потому что это все-таки немножко другие возможности, чем то, что предоставляет формат заочный. Единственная презентация этой книги была самим издательством в числе всей серии, как раз которая издавалась тогда весной 2020 года. И с той поры мне индивидуальную презентацию книжки провести пока не удалось. Я надеюсь это сделать в начале наступившего года.
  
  ВВ: Вы довольны этим сборником?
  
  БП: Да, я очень его ждал. Точнее как доволен? Тут я очень доволен тем фактом, что он, собственно, вышел. То есть самим фактом его наличия. Что касается содержания сборника, ну, конечно, мне кажется, вообще не бывает ничего идеального. И эта книжка не идеальная. Я хотел ее сделать. Я сделал ее так, как я представлял себе тогда это нужным. Ну и мне кажется, что сделал - и слава Богу. То есть, в каком-то смысле, если бы я собирал ее сейчас, я, наверное, собрал бы ее по-другому. Ну поскольку сделанного воротить назад нельзя, то, наверное, так.
  
  ВВ: Ясно. Это какая ваша книга по счету?
  
  БП: Поэтическая - первая. Собственно, почему она для меня была очень важна? Потому что я... мои поэтические тексты... на самом деле, это очень пафосное название... я не могу придумать... они публиковались в журналах, альманахах, сборниках, коллективных сборниках и так далее, А с книгой собственной поэтической мне очень долго не везло. Поэтому для меня было очень важно ее сделать.
  
  ВВ: Ясно. А что дальше? Какие следующие литературные задачи перед собой ставите?
  
  БП: Смотрите, я очень надеюсь в ближайшее время сделать, собрать еще одну книгу стихотворных текстов. Значит, она будет носить уже тематический характер. Но я пока не готов раскрывать подробности, потому что на самом деле я еще не до конца их себе представляю. Как это будет выглядеть. Но у меня есть определенные предварительные договоренности с издательством, которое будет ее издавать. И вот я надеюсь, что в течение ближайшего года-полутора она увидит свет.
  
  ВВ: Ясно. У вас интересная профессиональная биография. После вуза вы кем только не поработали. С чем это было связано и какая работа оказалась самой интересной?
  
  БП: Самой интересной, наверно, оказалась работа в литературе. То есть это то, чем я всегда хотел заниматься и чем я всегда на самом деле занимался. Что касается профессиональной биографии, с чем это было связано? Знаете, это было связано с разными обстоятельствами жизненными. Я никогда не... То есть с моей точки зрения никакой труд не является зазорным. Я зарабатывал себе в разные периоды времени на жизнь тем, чем в данный конкретный период я мог заняться. Но я считаю, что это мне дало определенный опыт. Взгляды на жизнь с разных оптик. Но это как бы была не моя самоцель - получить разных опыт. Просто так получилось.
  
  ВВ: Борис, еще я знаю, что вы много путешествовали автостопом. Где побывали? Расскажите какую-нибудь интересную историю из тех времен?
  
  БП: Побывал я автостопом достаточно много где. Но так как я живу в Сибири большей частью, то я в первую очередь изъездил свой собственный регион и соседние. Что касается... Это то, до чего ближе всего добраться. У меня был достаточно долгий период, когда я этим занимался. Сейчас, к сожалению, не имею на это достаточно свободного времени. Хотя это, конечно, жаль в определенном смысле. Что касается интересной истории, у меня был случай, когда в 2017 году я ездил в Москву на литературный фестиваль, на "МайФест". И я поехал автостопом. Это было тоже не ради поэтического жеста, а потому что у меня не было денег, чтобы добраться до Москвы. И за время этой поездки я провел такое наблюдение, что водители как-то очень тепло относились - так, в среднем по выборке - очень тепло относились к моему ответу о том, что я еду не просто куда-то, а еду на литературный фестиваль. И как-то это очень помогало улучшению отношений. Я не могу сказать, что это какая-то специфическая история, но это просто такое интересное впечатление.
  
  ВВ: Спасибо. А вы уже как-то использовали опыт этих путешествий в своем творчестве? Может быть, вас что-то вдохновляло на стихи или на рассказы из вашего опыта путешествий?
  
  БП: Ну да в общем-то. Мне просто нравится сама идея перемещения в пространстве. С билетом, без билета. Такого броуновского движения по миру. У меня есть, конечно, моменты в стихах, рассказах, которые были навеяны некоторым конкретным местом, которое я проезжал, или ситуацией, которую я наблюдал. Но для создания моих текстов имела очень большое значение сама вот эта идея перемещения. Она являлась и является для меня очень важным вдохновляющим фактором. Вот скажем так.
  
  ВВ: Спасибо. Как считаете, на сколько необходимо для писателя получать больше впечатлений, разнообразного жизненного опыта? Или может быть достаточно своих собственных внутренних процессов? То есть кем должен быть писатель в первую очередь: экстравертом или интровертом, как вы считаете?
  
  БП: Зависит от писателя. Потому что я считаю, что хороший писатель - это вопрос таланта, а не психологической организации. Я не могу ответить на вопрос каким писатель должен быть. Мне кажется, что нет ответа никакого на этот вопрос. Это больше зависит от того, на чем человек сосредоточен: на постижении внешнего мира или на постижении своих внутренних переживаний. На самом деле и то и то воплощенное в тексте может быть одинаково интересно. Мне кажется, что жизнь писателя должна быть такой, которая позволяла бы описывать внешний или внутренний опыт наилучшим образом. То есть если человек интроверт, то эта жизнь должна быть наполнена внешним опытом. Или нет, не должна - следует. Ей следует быть наполненной внешним опытом. Не must, а should по-английски. А если человек интроверт, то наверно ему следует создавать такие условия, в которых он может заниматься интроспекцией. Но еще раз говорю: это такой очень условный подход. И я точно совершенно не претендую на истину в этом вопросе.
  
  ВВ: Спасибо. Борис, вы неоднократно участвовали в литературных мероприятиях, форумах, семинарах. Что думаете о современном литпроцессе?
  
  БП: Смотрите, тут опять же я вижу в вашем вопросе два вопроса. Я попробую ответить на оба. Что касается того, что я читаю, наблюдаю... Но это такое средство поддержания профессиональной грамотности. Как любой в общем уважающий себя специалист, как это принято сейчас говорить, постоянно стремится повышать свою квалификацию. Так писатель должен постоянно повышать свою квалификацию в области того, что я бы назвал "текущая начитанность". Поэтому читать, хотя бы бегло, наиболее актуальные из выходящих текстов поэтических и прозаических... Актуальные я сейчас имею в виду не в смысле наилучшие из них, а те, о которых больше всего говорят. Но это необходимо. Вот теперь, собственно, отвечаю на ваш вопрос. Могу ли я исходя из этого говорить, что я знаю о происходящем в литературном процессе? Нет, не могу. Я исходя из этого могу знать о том, что, собственно, пишут в таких текстах. Что касается литературного процесса, то литературный процесс больше не на тусовке, а в голове. То, что мы в обиходе называем литературным процессом, это как бы жизнь профессионального сообщества. Это жизнь профессионального сообщества, которая становится интересна большому количеству людей с прошествием времени постольку, поскольку она имеет касательство собственно к литературе. Это такая оболочка, конфетная обертка, если хотите, которая окружает литературу. То есть у нас литературный процесс прошлых веков, там окружавший Пушкина, окружавший поэтов Серебряного века - он как конфетная оболочка.. оберткой обернут этой большой мемуаристикой. То есть документализацией, свидетельством того, как... Пытливому читателю интересно знать не только то, что писали, но и то, как это писали. Что при этом пили, что при этом пели. С кем при этом спали. Я думаю, что современный литературный процесс в этом смысле мало чем отличается от того, что было сто или двести лет назад. Это такая вот жизнь литературного сообщества, которую надо знать, чтобы не попадать впросак. Которую интересно наблюдать. Потому что а за кем нам еще наблюдать, кроме как за коллегами, в самом деле? Но самое главное это отношения человека с бумагой. Писателя с бумагой. Вот эти отношения я бы и назвал литературным процессом. А все остальное это такой тусовочный больше вопрос. Вот такой немножко снобский ответ.
  
  ВВ: Спасибо. Я знаю, что ваша жена - тоже творческий человек, поэтесса. Вы сами об этом упомянули. Совпадают ли ваши литературные вкусы? Бывают ли бывают творческие споры, взаимная критика, какая-то соревновательность?
  
  БП: Мне кажется, что соревновательность между писателями есть всегда, в каких бы отношениях они ни находились. Если они занимаются одной и той же творческой сферой. Я и моя жена мы стараемся сделать так, чтобы это не отравляло нам жизнь. Я не буду утверждать, что это всегда и во всем удается, но наверно более-менее удается. Что касается литературных вкусов, они во многом совпадают, но не во всем совпадают. И да, у нас бывают споры, бывают несогласия, но это, в общем... мы оба... В чем у нас самое главное есть согласие, так это в том, что мы оба рассматриваем это как часть права на то, чтобы иметь собственное мнение. И это не влияет на нашу жизнь как мужа и жены, как семьи. И я считаю, что это очень хорошо.
  
  ВВ: Здорово. Большое спасибо за интервью.
   Уважаемые радиослушатели, мы с вами прощаемся. Напомню, что в гостях "Литературного радио" был поэт, прозаик Борис Пейгин. Ведущая Вероника Воронина.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"