Воронина Вероника: другие произведения.

Карась, Кастанеда и Понтий Пилат

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс "Мир боевых искусств. Wuxia" Переводы на Amazon!
Конкурсы романов на Author.Today
Конкурс Наследница на ПродаМан

Устали от серых будней?
[Создай аудиокнигу за 15 минут]
Диктор озвучит книги за 42 рубля
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Бывает, годами живешь с беспросветной тоской пожизненного заключенного и кажется, что все вокруг черно и никогда не вырваться. Это история о свободе и освобождении. Внутри и снаружи. Для освобождения всегда есть время и место. Своего ли, чужого ли. "Должен верить" - молитва того, кто выбирает свободу. Иногда это именно то, что нужно, чтобы обрести смысл, когда происходящее вокруг бессмысленно и беспощадно. Чтобы найти точку опоры, встряхнуться и вытащить себя из болота за волосы, как барон Мюнхгаузен. Эта история хранит в себе таинственный отблеск смысла и значимости, наличия выбора и возможности действий в ситуациях и жизненных периодах, которые выглядят мучительными и совершенно беспросветными.

Так спасибо, Мастер, ворота отныне открыты

Борис Гребенщиков

  

"Свободен! Свободен! Он ждет тебя". (...)

И он почувствовал, как кто-то отпускает его на свободу, как

сам он только что отпустил им созданного героя.

Михаил Булгаков "Мастер и Маргарита"

  
  Часть 1. КАРАСЬ
  
  Подростковые годы были, должно быть, одним из самых тяжелых периодов моей жизни. К обычным проблемам этого возраста добавлялась очень непростая ситуация в семье. Все вместе приводило к тому, что я годами жила с беспросветной тоской пожизненного заключенного. И казалось, что все вокруг черно и никогда не вырваться. Но история эта не о подростковых проблемах, она о свободе и освобождении. Внутри и снаружи.
  
  Однажды мама купила свежую рыбу. Кажется, карасей. Не помню точно. Будем считать, что карасей. Большая часть рыбин уже заснули, но две были еще живы. Одна двигалась довольно бодренько, активно вырывалась, ловила ртом воздух и вообще не собиралась мириться со своей невеселой участью. Еще одна была ни то ни се: еще живая: дергалась и, видимо, хотела жить, но у нее как будто уже не осталось для этого сил. А, поскольку рыбы было куплено много, то этих двух милостиво выпустили в ванну поплавать - перед смертью. Так сказать, напоследок жизни порадоваться.
  
  Я стояла в ванной, смотрела на рыбин, слушала, как мама на кухне их собратьев разделывает и жарит. Вторая рыба так и не пришла в себя. Она даже не очень-то обрадовалась, попав в ванну. А первый карась заметно оживился и энергично нарезал круги от одного "берега" до другого. Возможно, ему казалось, что худшее уже позади и теперь появился шанс на побег.
  
  И вот смотрю я на этого карася. А на кухне пахнет жареным, первая партия рыбы уже готова, мама готовит вторую. Значит, и до этого карася скоро очередь дойдет. А он стучится упрямой головой в края ванны, ищет выход, которого не существует. Время идет. На кухне жарится рыба. Карась мечется. Я смотрю на него. Мама приходит и забирает вялого карася. Выхода нет. Свободы нет.
  
  Тут я беру большой полиэтиленовый пакет, наливаю в него воды, зачерпываю карася. Он сильно трепыхается и пытается выскользнуть. Осторожно держа пакет с рыбой я выхожу на улицу, в холодный пасмурный осенний день. Наш дом на окраине города, в пяти минутах - узенькая речушка с запрудой и маленькое озерцо. Меленькая такая речушечка, местами довольно грязная, с плавающим в воде мусором, консервными банками и пивными бутылками. Но местами еще красивая и ласковая, укрытая пологом склонившихся над ней деревьев и кое-где даже почти непролазными зарослями.
  
  Иду я к этому озерцу, к этой речушке, спускаюсь к пляжу, несу пакет с карасем. И думаю о свободе. О своей свободе, которой нет. О его свободе. Вокруг безлюдно и уныло. Песок серый и весь в жухлых листьях.
  
  И я выпустила его в озеро. Карась всплеснул плавником на прощание, исчезая в холодной воде среди покачивающегося мусора. Я не знала, выживет ли он, я не была уверена, что в этой загаженной воде вообще живет хоть одна рыба. И все же я это сделала. А потом вздохнула, словно сбрасывая тяжесть с плеч, и легко пошла по песчаному пляжу вдоль берега, глядя на грязный песок и темную воду. Через несколько шагов заметила вынесенную волной пятикопеечную монет! Такую солидную, толстенькую, советского образца. И эта монета, слегка отливавшая зеленью, была как благодарность за свободу.
  
  Вдруг мне стало не просто легко, но еще и хорошо. И я пошла домой, легкая и свободная. Моя жизнь больше не была бессрочным заключением. Я узнала, что выход есть. И я смогу его найти.
  
  Потом были еще несколько мучительных лет прежде, чем мне удалось по-настоящему сбежать из этого дома, утонувшего в тоске, из этого города, утонувшего в октябре. Но это было потом, а в тот момент я чувствовала себя такой свободной и счастливой.
  
  
  Часть 2. КАСТАНЕДА
  
  Знаете, о чем я думаю, вспоминая того карася? С той давнишней реальной историей у меня "рифмуются" две очень красивые и сильные литературные. Они как будто поют на три голоса одну и ту же песню о важном.
  
  Я ведь понятия не имела: какая вода нужна этому карасю - пресная или соленая, выживет ли он или нет, побежденный наступающей зимой, найдет ли себе еду или его самого съедят. Я ничего этого не знала. Я просто верила.
  
  Много лет спустя в одной из книг Карлоса Кастанеды прочитала историю о двух котах. Их везли в ветклинику усыплять. Один кот доверчиво сидел на руках у хозяйки, вверяя ей свою судьбу. А второй до последнего искал выход и потом все-таки сбежал. Домашний, толстый, изнеженный кот по имени Макс пулей скрылся в подворотне, чтобы обрести свободу. Неизвестно что с ним стало: он мог угодить под машину, умереть от голода, погибнуть в битве с другими котами - дикими, закаленными в уличных боях.
  
  Есть только один принцип, пишет Кастанеда, - "должен верить". Тот, кто помог коту сбежать, должен был верить, что с ним все будет в порядке. Что он выживет, преодолеет опасности, сможет использовать дарованный ему "кубический миллиметр шанса". Он должен был верить, что дар свободы не напрасен. Потому что вместе с тем котом он отпустил самого себя.
  
  Что касается карася, то я понимаю: тогда я тоже "должна была верить", что он выжил - среди мусора загаженного городского озера, холодной осенней порой. Что у него был шанс, и он этим шансом воспользовался. У моей тогдашней тоски о свободе было "лицо" этого карася.
  
  Для освобождения всегда есть время и место. Своего ли, чужого ли. "Должен верить" - молитва того, кто выбирает свободу.
  
  
  Часть 3. ПОНТИЙ ПИЛАТ
  
  Вы спросите, причем же здесь заявленный в названии Понтий Пилат? Как он может быть связан с этой историей о карасе и изнеженном коте Кастанеды? А ведь это еще одна история про освобождение, "срифмовавшаяся" для меня с первой и усилившая ее тогда, когда это было очень важно. Еще одно "имя моей тоски".
  
  В романе Михаила Булгакова пятый прокуратор Иудеи ждал много тысяч лун прежде, чем услышал от Мастера: "Свободен! Свободен! Он ждет тебя!" и смог покинуть свое почти вечное пристанище. А после этого и сам Мастер "почувствовал, как кто-то отпускает его на свободу, как сам он только что отпустил им созданного героя".
  
  Вы можете сказать: а не слишком ли много пафоса? Но иногда это именно то, что нужно, чтобы обрести смысл, когда происходящее вокруг бессмысленно и беспощадно. Чтобы найти точку опоры, встряхнуться и вытащить себя из болота за волосы, как барон Мюнхгаузен. Эта история с карасем для меня как "история силы".
  
  Она хранит в себе таинственный отблеск смысла и значимости, наличия выбора и возможности действий, в ситуациях и жизненных периодах, которые выглядят мучительными и совершенно беспросветными. Мне захотелось поделиться с вами этим отблеском.
  
  А у вас есть свои "истории силы"? Те, которые дают ресурс и поддерживают, когда этого так не хватает?
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Вильде "Джеральдина"(Киберпанк) Л.Джейн "Чертоги разума. Книга 1. Изгнанник "(Антиутопия) О.Обская "Возмутительно желанна, или Соблазн Его Величества"(Любовное фэнтези) А.Ригерман "Когда звезды коснутся Земли"(Научная фантастика) Ф.Вудворт "Наша сила"(Любовное фэнтези) А.Вильде "Эрион"(Постапокалипсис) С.Волкова "Игрушка Верховного Мага 2"(Любовное фэнтези) В.Соколов "Мажор 2: Обезбашенный спецназ "(Боевик) А.Ардова "Жена по ошибке"(Любовное фэнтези) Л.Малюдка "Конфигурация некромантки. Адептка"(Боевое фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"