Александр Зевайкин : другие произведения.

Рифмоплеты

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   РИФМОПЛЕТЫ
   Если человек пишет стихи,
   это еще не значит, что он
   пишет стихи
  
   Я скажу как есть и, наверное, буду не прав. Многие решат, что во мне говорит зависть и обида, но я думаю, здесь что-то другое.
   Стихи не пишет только самый ленивый. За двадцать лет творческого пути мне приходилось сталкиваться с разными поэтами. Имеется в виду уровень и направление. Я был знаком со шлифовщиком пишущим свои стихи и с министром сельского хозяйства, пишущим неплохие стихи. (Совсем запутался. Не знаю с чего начать).
   Каждому простому смертному приятно знакомство с живым поэтом. А если у него еще и книга есть, то это вообще - фонтан.
   Ко мне часто подходят знакомые и говорят: "А у нас есть знакомый поэт".
   Я сразу спрашиваю: "Как фамилия?" Просто за двадцать лет волей-неволей узнаешь всех более-менее нормальных поэтов. Но вся беда в том, что только самый ленивый не писал стихов и он же не считает себя поэтом. Ему просто лень говорить об этом. В этом-то и беда. Зачастую в компенсацию таланта Господь дает "поэту" наглость. А наглость, это второе счастье. У меня, например никогда не хватит наглости придти в какую-нибудь организацию и сказать: "здравствуйте, я писатель. Давайте я почитаю вам свои стихи и рассказы". Но чем мельче поэт, тем громче он кричит об этом. (Очень к сожалению не о том, что он МЕЛКИЙ, а о том, что он - поэт. ) И что самое интересное, что люди действительно принимают их за поэтов, и действительно думают, что у нас в республике "такие" поэты.
   И вот после очередного заявления мне даже принесли книгу поэта. Первое, что меня удивило: больше половины стихов от женского имени. В наш продвинутый век сами собой закрадываются в голову сомнения определенного кривотолка. Особливо мне понравилось одно стихотворение, нет, даже песня.
  
   Ромодановский вальс.
  
   Вспоминая былое все заново
   Я пою о тебе, Ромоданово.
   Речка детства волною ласкается
   Как невеста со мною встречается.
  
   Пр: Кто-то любит свой город Иваново
   Ну а мне по душе Ромоданово
   А здесь небо такое родное
   Для меня это счастье большое
  
   Если веришь, надежды сбываются.
   По весне соловьи заливаются
   Под окошком березка нарядная
   Ты сторонка моя ненаглядная
  
   Пр: тот же
  
   Когда новая песня рождается
   Радость в сердце моем появляется.
   Многим нравится город Иваново
   Но люблю я свое Ромоданово.
  
   Прочитайте еще раз и задумайтесь. Без сомнения вы уже где-то слышали словосочетание "соловьи" заливаются" и "под окошком березка нарядная", "речка детства волною ласкается" и "ты сторонка моя ненаглядная". Все это называется литературными штампами. Истинный поэт - творец, он как чумы боится общих слов. В оригинальности его суть. А наш автор просто надергал где-то уже готовых строчек и просто сложил их в кучку. Вы присмотритесь, ни одна строчка не имеет логического продолжения. Каждая сама по себе. Единственное, на что хватило сил поэту: срифмовать Иваново и Ромоданово. Думаю, тамошние ткачихи не в восторге. А ведь кто-то даже музыку на эти стихи написал. И вот ходят такие поэты по районам и продают свои песни. Главное - название срифмовать. Только одно слово. А соловьи поют у нас в любом районе. Березки под каждым окном, и речка детства почти в каждой деревне.
   И самое печальное, просто удручающее обстоятельство, что находятся чиновники, что выделяют им деньги на книги (не из своего кармана, конечно).И те, настоящие поэты, чьи стихи действительно достойны внимания и вроде как и не при деле. Зачастую их удовлетворяет сам процесс. Да к тому же и направления их не всем нравятся. Официозный товар продать всегда легче. Вот вам еще один пример. Уже от другой знакомой, у которой тоже есть знакомый поэт.
  
   Наш директор.
   Утром с проходной центральной
   Наш директор Генеральный
   Обходя родной завод
   И приветствуя народ
   Не оставит без внимания
   Трудовые начинания.
   Даст оценку всем делам
   И в беде поможет нам...
   У него одна забота,
   Что бы каждая работа
   Стала нашим общим вкладом
   И была большой наградой
   За свершенные дела,
   Долго в памяти жила
   И осталась с ней навечно
   В этой жизни быстротечной...
   И был всем для нас пример
   Наш директор Боксимер.
   Он повсюду в прежней силе
   Нет усталости следа!
   Пусть виски посеребрили
   Словно инеем года.
   Пусть сопутствует удача
   В наступивший новый век
   И становится богаче
   Наш завод на благо всех!
   Проводов тугих сплетенье
   Вот уже немало лет
   На земле с ее цветеньем
   Греет души, дарит свет.
   Утром с проходной центральной
   Каждый день из года в год,
   Наш директор генеральный
   Вновь обходит свой завод.
  
   Ну как за такую оду поэту на книгу бабулек не отслюнявить? Такая поэзия не только лед, она камень растопит. А поэту ведь главное, что бы книгу выпустили. Вот вам еще одно явление в искусстве - творческая проституция.
   Чем богаче завод, тем больше поэтом строчат оды во имя директора. И ни одна падла не написала про работяг, которые за копейки глотают ртуть, свинец, и стальную стружку. Меня это просто бесит. А следующий поэт, ну вообще артист. Для начала, как всегда, оду.

Эвиру Боксимеру.

   В наряд прелестный сентября
   Вновь облачилася земля
   Стучат сердца, мечту лелея
   В красе Большого юбилея
   Поздравлений бурный шквал,
   Завод в улыбках заблистал...
   Эвир Аврамович, внимай,
   Подарок музы принимай!
   В рядах коммерческих высот
   Давно известен наш завод -
   Деяний истинный творец...
   Ты, наш провидец и мудрец.
   Завод наш славят по делам,
   Летят и едут гости к нам
   Живой легендой засиял
   Наш знаменитый юбиляр.
   Заботы мудрости любя,
   Почетно чествуем тебя!
   Бегут в свершениях года
   Тобой гордимся мы всегда!
   В смятеньях дум, в порывах сил
   В завод ты душу всю вложил.
   Мы воздаем хвалу тебе -
   Товар наш ценится везде.
   Ты наша совесть и закон,
   Даешь всем лодырям разгон!
   Для нерадивых всех вопрос:
   С их дел суровый будет спрос.
   Шумит грохочет жизнь в борьбе,
   Пусть будет мир в твоей судьбе!
   Пусть будет благостный твой кров,
   В семье единство и любовь!
   Как с давних пор заведено,
   В бокалах искрится вино!
   Живи и не болей ты век
   Нам дорогой всем человек.
  
   Не хилый стишок, не правда ли? Если разбирать это стихотворение по техническим параметрам, то у меня не хватит времени, а у вас терпения. Тем более, что мне за это не платят. Я лишь скажу вам о второй строчке. Слово "облачилася" (компьютер его подчеркивает, и тут я с ним полностью солидарен) из лексикона торговок семечками, а для поэта, решившего воспеть самого богатого директора, это первейший признак НЕ профессионализма. Такие словечки допускаются в любительских стихах первого уровня. Так что если вам вдруг принесут стихи со словами:
   "... Услышим сквозь грустную вьюгу
   Хорошее что-то вполне.
  
   Давай навсегда позабудем,
   Что было негоже у нас.
  
   Не надо бежать без оглядок,
   Нам вместе идти и идти...."
  
   Поверьте мне на слово - это не стихи. Для меня очень большая загадка, почему их напечатали в журнале. Ну, это на совести редактора. Может, когда-нибудь, на страшном суде он ответит за это. А, может, и нет. Мне все равно. Мне просто жаль читателей. Ведь есть у нас настоящие поэты. Есть! А теперь вернемся к любителю од. Я бы и не замутил этой темы, если бы за одой не шло следующее стихотворение. Приготовьтесь, тоже длинное.
  
   ВОРЫ
   Словно плаха для народа
   Бесшабашная свобода.
   Всю страну глупцы продали,
   А взамен суму нам дали.
   Загробастав миллиарды,
   Все в ходу - и нож и карты.
   Стал элиты новый след,
   Как разносчик диких бед.
   Сколько люди не кричали,
   Для верхушки нет печали.
   Стала Русь в короткий срок
   Звездой грабительских дорог.
   Спекулирует элита,
   Также горем инвалида.
   Произвол и лжи пучина
   Для лихих воров малина.
   Нет у жадности предела,
   Зло грызутся монстры дела.
   Им еще бы в их мошну
   С неба солнце и луну.
   Киснут в подлости их лица,
   Всюду золото им снится,
   Благородством лучших стран,
   Прикрывают свой обман.
   В них особая природа,
   Плевать им на нужды народа!
   У них раздольное блаженство,
   И благ роскошных совершенство.
   Гибнет праведность в полете,
   Честь в России не в почете.
   Гасит разум с давних пор
   Наш обычный алчный вор.
  
   О самом стихотворении говорить я не хочу. Легонечко коснемся темы. О ком оно??? Я просто диву даюсь на наших рифмоплетов. Они сами не понимают, что пишут. Главное, что бы было хоть чуть-чуть складно. Одной рукой хвалят, другой - костерят.
   А директору Рузаевского завода "Химмаш" посвятили целую поэму. Приводить вам ее не буду, потому как там целых шесть страниц. Умеют же люди писать! Я просто диву даюсь. Я всю жизнь проработал на заводе, но у меня ни разу не возникло желание хвалить свой завод, а уж директора - тем паче. Может я просто несознательный такой? А может мне просто директора денег на книжку не дают? Я даже и сам не знаю, в чем тут причина. Да ладно, разговор не обо мне. Вернемся к поэтам. Те, кто похитрее, и подальновиднее, на директоров не размениваются и посвящают стихи сразу главам республик и главам стран. Во как!!! Ну это уже почти маститые. У них и полет выше, ну и техника стиха получше.
   Одним словом: каждый выкручивается, как может. Те, что поумнее, просто берут и посвящают свои стихи... ну, например, руководителю республики, или страны. А теперь попробуй не напечатать это стихотворение. О художественном уровне здесь уже разговор не ведется.
   Но один поэт переплюнул всех. Когда-то он был директором завода, и вот, выйдя на пенсию, обнаружил в себе поэтический дар. Понаписав определенное и немалое количество стихов, он решил издать книгу, чтобы и другие люди могли восхититься его творчеством. И пошел он своему преемнику и сказал: "А забашляй-ка ты мне за счет завода на книжонку стихов тысяч сто". А куда тому деваться? Как учителю не забашлять, тем более за счет завода? Забашлял. И вот теперь мы читаем его стихи. Я прекрасно понимаю, что эти стихи просто гениальны своей бездарностью. Мне уже попадались подобные экземпляры, но чтобы они были оформлены в книгу емкостью в двести пятьдесят страниц, такого в моей практике еще не было. Книгу, конечно, следует прочитать всю. Но, к сожалению, я не могу привести здесь все нетленные творения. Но я просто боюсь, что они канут в Лету. Образцы бездарности надо так же бережно хранить, как и шедевры гениев, ибо все познается в сравнении, и без убожества одних, мы не узнаем о величии других. И поэтому я приведу вам несколько особо полюбившихся мне творений, чтобы вы точно знали, как не надо писать стихи. Я просто не имею права не сделать этого. (Гонорар за этот отрезок прошу мне не начислять.)
   Прежде всего пару слов о самой книге. Прежде всего бросается в глаза такая фраза: "К изданию рекомендовано Союзом писателей Мордовии". Удручающее заключение. Но немного успокаивает следующее предложение: "Это первый сборник любителя поэзии". Хорошо хоть не сообразили назвать его поэтом. Ну все равно, любящий поэзию человек так с ней обращаться не будет. Но чтобы вы убедились в правоте моих слов, переходим непосредственно к шедеврам. Все максимально приближено к оригиналу. Курсив - мои эмоции.
  
   НАШ ДОМ
   Мой отец - кузнец, рабочий
   Из крестьян родная мать.
   Не покидал он дом общий,
   Всем жилося вблагодать.
   (Тут ошибок нет. Так и написано "жилося").
   А семья была приличной,
   Ею надо управлять,
   Но жилося в ней отлично
   Сытыми ложились спать.
   В работу вся семья включалась,
   Кто дрова пилил, кто колол.
   По дому мама управлялась,
   Шутливый наш был разговор.
   Каждый день рыбку ловили
   В большой Суре и за Сурой,
   Всегда мы при деле были
   Угощала мама нас ухой.
   Без присмотра дом не оставляли,
   Нельзя с папой нам шутить,
   А работу досконально знали,
   Рыбку бегали ловить
   А ухой нас накормили,
   Похвала вам, удальцы,
   Караси, ерши аж были,
   Вы, ребята, молодцы!
   Придет отец с работы, возьмет гармошку,
   Растянет чудесные меха.
   Любил играть романсы, пусть немножко,
   Слетела усталь с плеч лиха!
  
   Меня всегда настораживает мужское творчество от женского лица. Представьте себе восьмидесятилетнего дедушку, который читает со сцены следующие стихи.
   ТЫ ПРИДИ, МОЙ МИЛЫЙ.
   Ты приди, приди, мой милый,
   Скучно без тебя,
   Будет день с тобой счастливый
   Лучше как нельзя.
   Обоймешь и поцелуешь
   Ты, любезный мой.
   Меня этим не избалуешь,
   Посидим с тобой.
   Быстро времечко проходит,
   Ты - не молодой.
   А любовь там где-то бродит
   Дальней стороной.
   А любовь нас всех любит
   Тайно, искренно, душой.
   Бывает и разлюбит,
   Что поделать мне с тобой?
   Вас полюбим очень мило,
   Мой ты человек.
   Разбирайся там что было
   В пребольшущий век.
  
   Ой, ребята, ой, девчата! Пожалуй, тут Боря Моисеев отдыхает. Хорошо, если это просто буквенная заморочка. А если... Вот в следующем стихотворении ясно прослеживается образ простой, но прекрасной женщины-труженицы.
  
   МОКШАНОЧКА
   За селом буйный ветер,
   Он шумит, шумит, шумит.
   Я мокшаночку заметил,
   Домой из полюшка спешит.
   На руке у ней мотыжка,
   Знать мотыжила курень.
   А бежит она вприпрыжку,
   Все дела свершать не лень.
   Что за удаль, где взялась?
   И усталость ни по чем.
   Своей работе отдалась,
   Можно сравнить с силачом.
   Бег она остановила,
   С платья пыль она смела -
   И улыбка в лице была
   Развесёла-весела.
   За кусточком переоделась,
   Легко платьице на ней.
   И от бега раскраснелась.
   Всех туфли новые модней.
   Превратилась в королеву,
   На нее мило посмотреть:
   Элегантную, чудесную деву,
   Вот что значит труд иметь!
   Весело идет по мостовой,
   Каблучками она стучит.
   А походкой молодой.
   О чем-то это говорит.
   Я не буду вам говорить о том, что улыбок "в лице" не бывает. А труд "имеют" только тунеядцы. Остальных имеет труд. Так оно вернее будет. Поэтому мокшаночка такая счастливая и направляется в кусты. Уж она-то точно это знает. Вот только жалко автор не знает, что все мокшанки до сих пор ходят "С" поля, а не "ИЗ". Я специально не буду вылавливать все перлы. Они в каждой строке. Я оставлю это удовольствие вам.
   Едем дальше.
  
   КРИК МОДЫ
   Как мне быть сегодня с модой,
   Посоветуйте, друзья?
   А как днем будет с погодой?
   Без моды мне нельзя.
   Посмотрела я в окошко,
   Дарит луч с небес тепло.
   Собралась я немножко
   Пошла гулять все равно.
   И надела кофту белу,
   Свою мини-юбочку.
   Она прилипла к телу,
   Теперь с меня сними.
   (Это пишет 80-летний дедуля. А представляете его в мини-юбке. Думаю, зрелище не для слабонервных, как, впрочем, и все его творчество. Так и хочет, дедушка....)
   И откуда не возьмись,
   Сразу туча черная пришла.
   Облака зашевелились,
   Холодная изморозь пошла.
   Мочит дождик мои ноги
   Мини-юбка не спасет.
   Намокну я по дороге
   С ветром дождичек идёт.
   А когда жаркая погода,
   В макси тяжело терпеть.
   (Откуда же он это все знает?)
   Что во время надо года?
   Видно дома мне сидеть.
   Бывает, день туманный и неясный,
   Юбка-макси - мой предел.
   Разгуляется он как раз прекрасный,
   Совсем осталась не у дел.
   Есть в запасе еще юбчонка,
   Не дает ногам ходить.
   В ней - как молоденькая девчонка,
   Как мне дальше с модой быть?
   Одних стариков мучает радикулит, других - ревматизм. А у этого вся забота - какую юбку надеть. Что это? Единственное, что меня успокаивает, все это не имеет никакого отношения к литературе. Жаль только 90 тысяч рублей, что угрохали на эту книгу. В 2001 году это были огромные деньги. Троих путевых поэтов можно было издать.
   Хватит, или еще? Еще. Если надоело - просто не читайте. Помните, как у Алисы? "Видела я котов без улыбок, но улыбок без котов!..." Видел я стихи без рифмы, но хоть с ритмом или со смыслом. А здесь автор просто не может... или не хочет. Может его все это "вставляет", как сейчас говорить принято. Этого мы уже не узнаем. Но... когда не стыкуются ни падежи, ни времена, ни лица, (про рифму, размер и ритм я уже молчу, тут таких понятий в помине нет)... Словом, я уже и сам запутался. Теперь читайте и путайтесь вы. Может, вы поймете, от чьего лица идет повествование.
  
   ЖДУ У КОЛОДЦА
   У колодца вода льется,
   Как изумрудная вода.
   И напиться мне придется -
   Я девчонка молода
   Распущу свои я косы,
   В юбке новой я пойду.
   Где моряки-матросы?
   Вас давно в объятья жду.
   По морям, шумящим океанам,
   Чем не девка-удалец?
   Поклоняюсь всем Иванам
   В женихах буду молодец.
   (Девка будет женихом)
   И в волнах при качке строгой,
   Я невзгоды перетерплю.
   В путь уплыл корабль новый,
   Море с детства я люблю.
   А любовью не грешите,
   На корабль к вам нельзя.
   Вы на землю к нам спешите,
   Мои верные друзья.
   Буду ждать вас у колодца.
   Водичкой свежей напою.
   Душа моя вдруг встрепенется,
   Про море песни я спою!
   На первый неискушенный взгляд очень похоже на песенку портовой шлюхи. Если честно, то у меня уже голова заболела. Последнее стихотворение. Под занавес. Оно весьма прикольное, поскольку касается поэзии.
  
   ПОЭТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ПОЭТА
   Поэтическая мысль поэта
   Должна быть стройна и скромна.
   Стучится в дверь привета
   Правдиво была оценена.
   Она сильнее молнии и грома
   В неспокойный наш двадцатый век.
   Летит на крыльях аксиомы,
   Мой милый человек.
   Поют тебе времена и годы,
   Летит, как стая журавлей,
   Всех любить хочет людей.
   (Тут ничего не потеряно. Просто в оригинале три строчки).
   Моря, и реки, и долины,
   Кружащий ветер ураган,
   Океанов шумящие приливы,
   В шторм бурлящий океан.
   Она горда, как вольна птица,
   Как ввысь стремящийся орел.
   Священна, как стройна девица,
   Чтоб в тихий час покой обрел.
   Путнику в походах дальних
   Указывает тот непроходимый путь.
   Желает любви печальным,
   Тонущему в водах чтоб не утонуть.
   Труд любить большое счастье.
   Создаются ценности им родным.
   Должно в жизни быть согласье -
   Принадлежит курс молодым!
   Вторая строчка не знает, о чем поет первая. Просто, если кто-нибудь скажет вам, что у него есть знакомый поэт, например Борисов или Чиршев, Скопцов или Зорин, не верьте тому человеку. А поверьте мне. Если у поэта есть книга, то это еще не фонтан. Совсем другой вопрос - что в книге. Дорогой читатель, я показал тебе какие стихи писать не надо. Вы только не подумайте, что у нас нет путевых поэтов. У нас их достаточно, но как правило они более скромные и более ленивые, в результате чего издают и печатают совсем не тех.
   Что я все о стариках и о стариках. Просто нельзя не сказать хоть пару слов о женской поэзии, особенно о девичьей. Ведь ни что так не вдохновляет на стихи, как неразделенная любовь. Четко мне помнится одна особо смачная строчка: "Я вскрою вены ржавою иглой". Это не просто суицид, а с элементами мазохизма. И никто в этом жестоком мире не придет к ней, и не подаст девочке острую опасную бритву. Вот какие жестокие люди вокруг. Мучайся, девочка, на здоровье. Нет, о девичьей поэзии я скажу в другой раз. Там такое болото, увязнешь по уши, и ни за что не выберешься. Жаль я не филолог, давно бы докторскую написал.

- - - / / - - -

  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"