АУТОДАФЕ
- Сожги его! Сожги! - слышались повсюду нестройные вопли пёстрой
толпы. В
ней можно было заметить и монахов в чёрных мантиях, лиц которых не
было
видно из-под низко опущенных капюшонов; наряду с ними в бешеной
пляске
кружились индейские жрецы, утыканные кровавыми перьями; были здесь и
древние учёные в белоснежных тогах, с лавровыми венками на головах;
были и
конквистадоры в сверкавших золотом доспехах, готовые в любую минуту
пустить
в ход свои мечи. И ещё были какие-то странно одетые и подстриженные
люди. У
некоторых из них на носу помещались по два круглых стекла перед
глазами.
А посреди всей этой пестроты возвышался столб, к которому был
привязан он.
Под ногами его лежала груда хвороста.
Вот, один из странных людей подошёл к столбу и зачитал приговор:
"Ты, Диего
де Ванда, епископ, приговариваешься к сожжению на костре. Во веки
веков
будет проклято твоё имя. Грех твой страшен. Лишь смертью ты можешь
искупить
своё злодеяние. Ты обвиняешься в том, что уничтожил целую
цивилизацию!"
- Смерть ему! - воскликнули жрецы.
- Смерть! - подхватили учёные.
- Смерть! - загремели конквистадоры.
- Что ты можешь сказать в своё оправдание? - спросил странный
человек.
- Вы ищите того, кто стал причиной гибели индейской цивилизации? -
начал
Диего. - И вы нашли себе козла отпущения! Но почему именно я? Почему
не
они? - он указывал на конквистадоров. - Ведь это они в поисках
призрачного
золота уничтожили тысячи индейцев.
- Война ещё никогда не являлась причиной гибели цивилизации, -
отвечали
конквистадоры.
- Что ж, пусть так. Но они, - Диего указывал на монахов, - эти
фанатичные
миссионеры. Пусть не ведали они, что творят, но сделали всё, чтобы
уничтожить индейскую цивилизацию не физически, а духовно.
- Насильственное навязывание веры не погубило ещё ни одного народа,
-
возражали монахи.
- Да?! - вскричал Диего. - Это всё слова. Вы, как всегда стараетесь
оправдаться, ссылаясь на историю. Это вы - подлинные убийцы! Я же
никого не
убивал. И вы смеете меня судить!
- Лучше бы ты убивал, - произнёс странный человек. - Мы бы тебе это
ещё
простили. Но то, что ты сделал - этого мы простить не можем. А
потому,
именем человечества, повелеваю: привести приговор в исполнение!
Вспыхнул огонь.
- Диего де Ванда, епископ. Знай: ты предаёшься вечной анафеме. Да
будет
проклято твоё имя во веки веков!
*****
Диего вскочил на ноги. "Анафема! Анафема!" - всё ещё звучало у
него в
ушах. В который раз ему снился всё то же кошмар. Он долго ходил взад
и
вперёд босиком по холодному полу своей кельи, чтобы успокоиться.
Затем
присел на кровать.
"Но что я такого сделал?! - неслись мысли в его голове. - Всего лишь
сжёг
языческие, никому не нужные манускрипты. В них не было ничего, кроме
ухищрений дьявола. Да что ценного, вообще, могли написать эти
дикари? И
какая может быть связь между этими списками и гибелью целой
цивилизации?..
Хм. А в тот раз я постарался на славу. Я собрал и уничтожил всё, все
подчистую. И как эффектно всё это было сделано! Куда там нынешним!"
И тут воспоминания молодости нахлынули на старого епископа.
Шёл 1549 год. Диего был тогда молодым, свехфанатичным монахом. Он
в
числе первых вызвался нести слово Божие на недавно открытые земли
Нового
Света. И вот уже год, как он со своими братьями-монахами
миссионерствует в
землях Майя, обращая в католичество индейцев. Уже начинает
складываться в
Новом Свете своя религиозная организация и Папа Римский назначает
туда
епископа.
На следующий день по прибытии, епископ собирал всех миссионеров,
чтобы
заслушать их отчёты. Среди собравшихся был и Диего де Ванда.
- Ваше преосвященство, - обратился он к епископу, - все мы прекрасно
понимаем, что наша первейшая задача - обратить всех язычников этих
земель в
лоно Святой католической церкви. Но это не возможно до тех пор, пока
мы не
искореним из этих дикарей остатки их бесовской веры.
- Ты что-то можешь предложить? - заинтересованно спросил епископ.
- Да, ваше святейшество. У меня есть план.
- Так в чём его суть?
- В течение года я собирал все чёртовы записи из языческих храмов.
Теперь
их набралось с целый склад.
- Так...
- Кроме того, недавно был пойман верховный жрец этих язычников. Он
долгое
время скрывался и возмущал дикарей против нас.
- Так что же ты предлагаешь? - нетерпеливо спросил епископ.
- Этот жрец даже под пыткой отказался принять христианство,
предпочитая
умереть в своей дьявольской вере.
- Вы сказали: под пыткой, - удивился епископ.
- Да, ваше преосвященство. Мы применяем и этот метод, ибо для
спасения
души любые меры хороши.
- Да, брат Диего, ваше рвение заслуживает особого одобрения. Но я
так и не
понял, в чём же суть вашего предложения?
- Поскольку эта земля принадлежит Испании, то и жрец, и все прочие
индейцы
являются подданными короля. Следовательно, мы вполне можем обвинить
этого
язычника в ереси...
- С изрядной долей оговорок, но... Скажите прямо, к чему вы
клоните.
- Эта земля ещё никогда не знала аутодафе, - заговорщицки произнёс
Диего.
- Инквизиция?! - изумился епископ.
- Да, это будет первый акт веры на этой земле. Мы сгоним как можно
больше
дикарей. Весть об аутодафе разнесётся далеко...
- А, понимаю, - задумчиво протянул епископ. - Но причём же здесь
ваш склад
с записями?
- О, это небольшой сюрприз, - радостно произнёс Диего.
- Ну что ж. Я думаю, это аутодафе будет достойным началом моей
святой
миссии на этой языческой земле. Брат Диего, всю организацию я
поручаю вам.
*****
На следующий день в той же комнате был поставлен стол, покрытый
чёрным
сукном. Во главе стола сидел епископ, назначивший сам себя главным
инквизитором. Сзади него располагалось огромное распятие. По правую
и левую
руки от епископа сидели монахи, ставшие членами инквизиции. Все они
были в
чёрных с белыми полосами мантиях и четвероугольных судейских шляпах.
Окна в
комнате были занавешены и из-за царившего полумрака казалось, что за
столом
сидят не люди, а тени.
После недолгих совещаний главный инквизитор стукнул молотком по
столу.
Вошёл сбирро в красной мантии и с булавой в руках.
- Брат Диего, - наконец не удержался епископ, - к чему вся эта
бутафория?
Можно было и попроще.
- Но, ваше преосвященство, всё должно быть по правилам, - возмутился
монах.
- Н-да, брат Диего, - протянул епископ, - вы далеко пойдёте.
В это время в комнату ввели связанного жреца. Его длинные чёрные
волосы с
низко опущенной головы бесформенными патлами спадали на бронзового
цвета
грудь.
- Кто ты такой? - задал вопрос епископ, следуя правилам протокола
аутодафе.
Переводчик, которым служил недавно крещеный индеец, перевёл вопрос.
Жрец молчал.
- Может он не понимает? - спросил епископ.
- Всё он понимает, - уверил его Диего.
- Что ж, читайте обвинение, - следовал протоколу епископ.
Обвинение было зачитано.
- Ты признаёшь всё это?
Жрец молчал.
- Молчание - знак согласия. Читайте приговор.
Приговор, заканчивающийся словами: "Именем Христа и властью мне
данной,
повелеваю: предать еретика, уличённого в ереси, казни милостивой и
строгой,
без пролития крови", был зачитан. Жреца увели.
- Ну что ж, - потягиваясь произнёс епископ. - Думаю, после обеда и
приступим. Сгоняйте дикарей. Да, кстати, брат Диего, я одного понять
не
могу: зачем это вы свалили кучу каких-то списков прямо посреди
площади?
- О, это сюрприз. Двойной эффект, так сказать, - загадочно произнёс
Диего.
- Ну что ж, действуйте.
И епископ отправился обедать.
Диего отдал приказания работникам-индейцам. Спустя полчаса, наскоро
перекусив, он вышел на площадь.
- О, боже! Что вы наделали, проклятые богохульники! - воскликнул он,
увидев, что посреди огромной кучи древних манускриптов возвышался
крест, к
которому был пригвождён жрец.
- Что-то не так, святой отец? - удивились индейцы, соорудившие всё
это в
отсутствие Диего.
- Крест! Это же богохульство!
- Но мы думали, что богу будет приятно, если его жертва умрёт на
кресте,
так же как и он сам, - отвечали индейцы.
- Что?! Какая жертва?! Мы не язычники, мы не приносим своему богу
никаких
жертв! - раздавались стенания монаха. - Несчастные! Сейчас же придёт
епископ. Немедленно обрубайте перекладину креста!
Индейцы бросились отрывать руки жреца от креста, но пронзённые
сухожилия
намертво обхватили ржавые гвозди.
- Рубите так! - скомандовал монах.
Перекладина была перерублена, окровавленные руки жреца безжизненно
повисли,
влекомые тяжестью брусьев.
В этот момент подошёл епископ.
- Ну что, всё готово? - спросил он. - Народ, я вижу, уже
собрался...
Тут он взглянул на жреца. Затем перевёл взгляд на манускрипты под
ногами
индейца и, одобрительно покачав головой, произнёс:
- А, так вот он ваш двойной эффект, брат Диего.
- Да, ваше преосвященство, - отвечал монах, - мы сожжём всё это.
Потому
что это не содержит ничего кроме заблуждений и ухищрений дьявола!
- А вы что, читали всё это?
- Нет, что вы! Но я в этом уверен. Я бы сжёг вообще все книги, кроме
Библии, разумеется, вместе со всеми, кто их читает!
Епископ был немного удивлён подобным ответом и, немного помолчав,
произнёс:
- Ну что ж. Приступим. Читайте приговор.
Приговор был зачитан.
- Одного я не пойму, - как бы про себя произнёс епископ. - Почему он
молчит. Я думал он скажет своему народу что-нибудь напоследок.
- Я всё предусмотрел, - ответил услышавший эти слова Диего. -
Видите ли,
ваше преосвященство, у этого еретика на данный момент просто
отсутствует
язык.
- Хм. Весьма веская причина для молчания, - только и нашелся, что
ответить
поражённый епископ.
Тем временем, Диего поднял и поджёг один из манускриптов. Затем
поднёс
пламя к груде других списков, лежащих у ног жреца. Костёр вспыхнул.
Жрец, перенёсший все пытки и надругательства без малейшего стона;
служитель
кровавого культа, хладнокровно вырывавший сердца у невинных детей,
прекрасных женщин и могучих воинов, при виде горящих записей
заплакал.
Скупые слёзы его, подобно лемехам невидимых плугов, стекали по
пыльным
щёкам, оставляя кривые борозды.
- Этот индеец не такой уж и крепкий, - трактовал эти слёзы кто-то из
толпы.
- Да, смерти боятся все, - интерпретировал их другой.
- Раскаялся-таки, грешник, - думал, глядя на жреца Диего.
Тут вспыхнули брусья, висевшие на руках жреца. Вскоре занялась и
одежда.
Вдруг одна фигура отделилась от толпы индейцев, специально согнанных
посмотреть на аутодафе. Должно быть, индеец не выдержал столь
привычного
для европейцев зрелища мучительной казни. Он почти вплотную подбежал
к
костру и метнул нож в мучавшуюся жертву, стремясь избавить тем самым
того
от страданий. Нож попал точно в цель. В этот момент жрец резко
вздёрнул
руки с горящими брусьями. Все отчётливо увидели огненные крылья.
Спустя
мгновение видение исчезло. Остался лишь один огненный столб, смутно
обозначавший человека.
А вокруг горели древние манускрипты. Горели не просто какие-то
списки -
горела история целого народа, горел сам народ, горела целая
цивилизация...
*****
До наших дней чудом дошли лишь три манускрипта майя, и, не смотря
на
усилия блистательных филологов и лучших электронщиков, до
сегодняшнего дня
их так и не удалось расшифровать. Все знания и вся история индейцев
майя
навсегда утрачены для человечества.