Вовк Александр Павлович: другие произведения.

Шахматы и Го. Сражение и бизнес

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
Оценка: 7.16*8  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Версия сокращенная Цель статьи - не повышение уровня игры в шахматы или го, для этого существует специальная литература, а сравнение двух игр. Статья является попыткой заинтересовать читателей этими великими играми и заставить задуматься как принципы шахмат и го можно применять в жизни. Работа рассчитана на любителей, а не на профессионалов. В сокращенной версии отсутствует список литературы и примеры деятельности конкретных компаний.

  Что общего между этими двумя великими играми и чем они отличаются? Что даст изучение и практика шахмат и го в жизни? Какую игру выбрать?
  И шахматы и го являются сложными математическими играми. Общим для них является отсутствие элемента случайности, что отличает их от других интеллектуальных игр таких как: нарды, преферанс, бридж, маджонг и др. и роднит с шашками, реверси или рэндзю. И шахматы и го развивают мозг и формируют характер. В то же время, ни та ни другая игра не являются смыслом жизни. Недаром говорится, что цель го - оторвать глаза от доски. То есть выйти за замки игры, понять и применять принципы го в жизни. То же самое справедливо в отношении шахмат. Шахматисты, как правило, положительно отзываются об игре го, вспомним второго чемпиона мира Эм. Ласкера, в то время как игроки го, не очень любят шахматы. Чаще всего это связано с тем, что они не понимают шахмат. А суть обоих игр очень близка. Не зря сборная России по го - лучшая в Европе и уступает только сильнейшим азиатским командам Японии, Китаю и др. Неудивительно, советская школа шахмат была лучшей в мире. Это способствовало развитию огромного интеллектуального потенциала в стране. Другое дело, что он далеко не всегда реализовывался. Возможно, я путаю причину и следствие. Интеллектуальный потенциал, не имея возможности для реализации в жизни, развивался в шахматах. Так или иначе, самая шахматная страна достигла очень больших успехов в го. А то, что Россия уступает азиатским гигантам - неудивительно. Нельзя же за несколько десятков лет сравняться со странами с тысячелетними традициями.
  Какие принципиальные различия между играми? То, что в шахматах начинают белые, а в го - черные - не принципиально. Важно другое. Вариантов позиций в го - гораздо больше. Вряд ли на несколько порядков, как утверждают любители го, но все же заметно больше. Необходимо учесть, что доска в шахматах - несимметричная. Каждое поле - уникально. В го камни ставятся на пересечения линий, а не на поля. Пункт пересечения третьих линий имеет еще три абсолютно симметричных пункта. Формально это четыре разных позиции, а реально одна. Пункт пересечения третьей и четвертой линии имеет уже семь симметричных пунктов. А реальных позиций не восемь, а опять одна. Тем не менее, в го вариантов все равно больше, и как следствие, компьютер успешно играет в шахматы. Тех, кто может победить сильнейшую программу можно пересчитать по пальцам, а в го еще нет программ играющих на уровне мастера высокого дана. То, что шахматные программы играют по принципу перебора вариантов, тоже не удивляет. Любую игру можно свести к перебору вариантов. Просто в го их слишком много для уровня компьютеров начала второго десятилетия 21-го века. Но человеческий мозг мощнее любого компьютера. Ведь в человеке работают одновременно десятки сложнейших программ: дыхание, кровообращение, пищеварение и др. Если заставить любой компьютер их выполнять, то он не то что не станет считать быстрее человека, а вообще зависнет. Почему в го больше вариантов? Очень просто из-за размера доски. В шахматы играют на доске в 64 поля, а полная доска для го 19х19 содержит 361 пресечение. Если увеличить шахматную доску и пропорционально количество фигур, то количество вариантов сильно возрастет. В максишахматах Капабланки на доске 16*12 с удвоенным комплектом фигур, вариантов несоизмеримо больше чем в классических. Но шахматы интересны в классическом варианте, и ничейная смерть еще не наступила. Но тут просматривается принципиальное различие между играми, а именно вариации размеров доски. Если в го, кроме полной доски 19х19 играют на досках 9х9, 13х13, иногда 15х15 или 17х17, и игра остается довольно интересной, то минишахматы на доске 5х5 примитивны, а максишахматы Капабланки слишком сложны. Итак, вариации размера доски - первое серьезное отличие игр.
  Шахматы начинаются с начальной позиции, а го - с пустого поля. В течение игры количество фигур на шахматной доске уменьшается, а количество камней, а го - возрастает. Шахматная партия заканчивается либо ничьей, либо победой одного из соперников. На уровне гроссмейстеров ничьи - очень частое явление. В го ничья маловероятна, и существуют способы ее избежать. Например, вариация размера коми (компенсации за право первого хода). Классический размер коми в 6,5 - исключает ничью. Разница после подсчета очков будет не менее 0,5, следовательно, кто-то победит. Но в шахматах победа - это абсолютная победа, а поражение, цитируя военные фильмы "полная и безоговорочная капитуляция". В го - проигравший часто захватывает значительную территорию, почти не уступая победителю. Поэтому я не согласен с теми, кто считает, что шахматы похожи на сражение, а го - на войну. Скорее го похоже на бизнес - каждому достается своя доля рынка, или на дипломатию, ведь очень часто переговоры по окончанию войны важнее, чем сама война. Вот и следующие важное отличие - в го проигравший - выживает, а в шахматах поражение можно сравнить со смертью. Значит, го носит более мирный характер.
  Шахматы более зрелищны. Фигуры ходят по-разному. В шахматах больше красивейших комбинаций. Стратегические концепции тоже важны, но стратегических возможностей в го больше. Все камни в го одинаковы - нет суперкамней, занимающих 2 пункта или ущербных, занимающих пол пункта, поэтому взаимодействие между камнями носит решающий характер. А это приводит к значительным отличиям в бизнесе и устройстве государства между европейской, а также американской и азиатской системой. Классическим является постулат Дж. Уэлча: "Люди - не равны". Это абсолютно справедливо по отношению к европейцам и американцам, поэтому набрать правильных людей в бизнесе часто важнее, чем наладить процессы. А как на счет азиатов? В свое время вместе со мной учились две девушки из Вьетнама. В своей стране они были лучшими. Не лучшими из лучших, этих государство направило на учебу в США или Францию, а просто лучшими. Третья категория продолжала обучение во Вьетнаме, а четвертая - отправлялась на неквалифицированную работу. То есть относительный уровень вьетнамских девушек, отправленных в СССР, отвечал относительному уровню моих коллег - студентов из Украины. У нас лучшие из лучших поступали в Москву или Киев, во Львове учились просто лучшие. Это было уже не то время, когда Львовская школа геологии была лучшей в Союзе. Надо учесть, что геология - наука весьма специфическая, и наши студенты знали, на что идут. Девушки из Вьетнама свою специальность не выбирали, им сказали что стране нужны геологи, по способностям они были чуть слабее наших хороших студентов (те, кого отчислили послей первой сессии не в счет). Кроме того для них русский язык был совершенно чужим. Но, несмотря на то, что им навязали профессию, чуть меньшие способности и чужой язык девушки учились лучше всех. Все компенсировало их фантастическое трудолюбие. А если бы их направили в медицину, то и там они бы замечательно учились. Возможно для то того чтобы стать лучшим в мире - необходим особый талант, который не компенсируется никаким трудолюбием и настойчивостью, но для того чтобы стать хорошим работником - трудолюбие важнее таланта. Поэтому бизнес азиатских тигров строится по принципу го. Ведь им нетрудно набрать добросовестных работников. Но Европе, Америке, а тем более в странах постсоветского пространства все по-другому. Известна история, когда владелец-японец в США увидел рабочих в состояние "понедельниковый блюз" или "понедельниковый джаз" точно не помню, но у нас это называется бодун. Японец сделал рабочему замечание, как он мог так поступись, ведь компания на него надеется. Мы, в этом случае, можем только посмеяться, вспоминая как "космические корабли бороздят большой театр". Недаром система "Just in time" успешно работает в Японии и не прижилась в США, несмотря на деньги, потраченные на ее внедрение. У нас же такая система станет самоубийством.
  Популярность игры на форе - следующие отличи го от шахмат. Если в шахматах партия игроков разного класса - неинтересна, а игра на форе была популярна в конце 19-го - начале 20-го века, то в го и сейчас часто играют на форе. Причем более слабому рекомендуется требовать максимальную фору для того чтобы заставить сильного играть на полную силу. Это даст возможность слабому больше научиться игре.
  Еще в шахматах больше разработана теория дебютов, что дает возможность посредственным гроссмейстерам, играющим на уровне кандидатов в мастера из дворцов пионеров советских времен выживать в партиях с асами. Так и обесценилось звание гроссмейстера, но это чисто спортивный аспект.
  Подбивая итоги по различиям между играми.
  1. В го больше доска и больше количество вариантов.
  2. Шахматы зрелищнее и богаче тактическими возможностями. Комбинации можно сравнить с произведениями искусства.
  3. Го богаче стратегическими возможностями.
  4. Ничья в го гораздо менее вероятна, чем в шахматах. Существуют Эффективные методы ее избежать.
  5. Победа в шахматах - абсолютная. Проигравший - погибает. В го проигравший - выживает. Существует счет, то есть градации победы.
  6. Шахматная партия начинается с начальной позиции. По ходу игры количество фигур уменьшается. В го партия начинается с пустой доски. По ходу игры количество камней увеличивается. Финальная позиция партии мастеров поражает своей гармонией как произведение искусства.
  7. В шахматах фигуры отличаются по силе и возможностям, в го - все камни равны.
  8. В го - гораздо популярнее игра на форе и вариации размеров доски чем в шахмататх.
  
  А теперь что общего между этими играми, из каких элементов состоит мастерство в го и шахматах, где принципы шахмат и го можно применить в жизни?
  Шахматные партии бывают разными по манере игры. Выдающийся гроссмейстер и автор шахматных учебников Котов А. А. выделяет четыре типа:
  1) Комбинационно-тактическая партия - яркая схватка, насыщенная комбинациями и жертвами, постоянными угрозами и встречными ударами от начала до конца партии.
  2) Маневренно-стратегическая партия - отсутствие явных столкновений, постоянные перегруппировки фигур в поиске оптимального положения.
  3) Буря - спокойствие. Партия начинается по первому типу, а потом переходит во второй.
  4) Спокойствие - буря. Соответственно, наоборот.
  Два первых типа являются базовыми, третий и четвертый - их комбинациями. В партиях первого типа мозг гроссмейстера напряжен до предела. Необходимо постоянно рассчитывать сложные варианты. Играть в таком стиле против компьютера - самоубийство. Компьютер лучше считает и не устает. Кроме того, никогда не допускает грубых ошибок. В партиях второго типа считать варианты нет необходимости. Гроссмейстер ведет борьбу с использованием стратегических принципов и лишь изредка пользуется тактическими угрозами. Такая манера дает очень неплохие шансы в игре против компьютера, который руководствуется перебором вариантов. В комбинированных типах необходимо вовремя переключиться. Если с этой точки зрения взглянуть на игру го, то самым важным является второй тип. И если в схватках первого типа го уступает шахматам, то в позиционной войне второго типа предоставляет гораздо больше возможностей. Именно поэтому в партии человек - компьютер, го предоставляет человеку, гораздо больше шансов, чем в шахматах. Большее количество тактических угроз в шахматах связано с тем, что фигуры ходят по разному, а целью игры является не материальное преимущество, а мат королю. В го же очень важной является связь между большим количеством единиц на большем поле, чем в шахматах. Наладить взаимодействие между десятками каменей сложнее, чем между несколькими фигурами. Поэтому стратегических возможностей больше в го. Тем не менее, существует стиль в го, который называют корейским, который напоминает шахматную партию первого типа. В этом стиле столкновения камней начинаются с первых ходов. Ведь в обеих играх важна и стратегия и тактика.
   Стратегия развития в го - это балансирование между двумя возможностями, это постоянный выбор между влиянием и территорией. Территория - это то, что мы получаем здесь и сейчас, влияние - это перспективные возможности. Что важнее? Важно и то и другое. Но и шахматы и го учат тому, что взять все невозможно. Приходится расставлять приоритеты. Поэтому каждый выбирает для себя то, что более соответствует его характеру. В бизнесе территорию можно сравнить с облигациями, владелец которых получает небольшой, но стабильный доход, а влияние (мойо) с акциями, доход от которых гораздо выше, но и риски - выше. В жизни - это выбор молодого человека: учиться или работать? Без базового образования не обойтись, но нельзя всю жизнь учиться, не приступая к работе. Го научит, как сделать оптимальный выбор.
   Из чего состоит шахматное мастерство? Из трех элементов: позиционное чутье, комбинационное зрение, расчет вариантов. Естественно, что каждый элемент состоит из множества частей, и только расчет остается расчетом, в котором компьютер превзошел человека. Для успешной игры гроссмейстеру необходимо овладеть всеми элементами, хотя он может предпочитать позиционную или комбинационную игру.
   Мастерство в го состоит из несколько отличных элементов: фусэки, тюбан, тесудзи, сикацу, ёсэ. Иногда выделяют другие элементы, но их количество, часще всего равно пяти. Как и в шахматах важна гармония всех элементов. Фусэки - это умение разыграть начало партии, или, выражаясь шахматным языком, дебют. Теория фусэки в го разработана меньше чем теория дебютов в шахматах. Таким образом, понимание базовых принципов является более важным чем знание различных вариантов. вариантов. К сожалению, в шахматах слишком хорошо разработана теория дебютов, поэтому на высшем уровне именно знание, и умение поймать противника в домашнюю заготовку, часто оказывается решающим. Однако гроссмейстеры, даже самые слабые, понимают принципы дебютного развития и "незаконного нарушения равновесия", поэтому они не только изучают, но и самостоятельно разрабатывают варианты. А вот для любителя изучение готовых дебютных схем является вредным, так как ослабляет игру и отучает мыслить самостоятельно и делает неспособным решать дебютные проблемы, попав в незнакомую ситуацию. В го аналогичная ситуация возникает при изучении джосеки - лучшей последовательности ходов. Изучить все джосеки - невозможно, а механическое заучивание нескольких, не только бесполезно, но и вредно по вышеописанным причинам. Любителям шахмат не рекомендуется заучивать дебютные варианты, гораздо важнее понять идею хода и дебюта в целом. Любителям го, в свою очередь, не рекомендуется заучивать джосеки, а нужно понять, почему каждый ход в данной последовательности является лучшим.
   Тюбан - это середина игры, соответствует шахматному миттельшпилю. В середине игры в го очень важным является умение соединять свои камни и разрезать камни противника. Здесь просматривается прямая аналогия с войной. Отрезанные от своих, армии можно окружить и уничтожить. Картина настолько ясна, что комментарии излишни. Конечно же, в середине игры нельзя обойтись без тактики, которую отображают следующие элементы мастерства тесудзи и сикацу. Тесудзи можно перевести как ход мастера. Он включает в себя следующие элементы: сэмэай (гонки на выживание), ситё (лестница), гета (башмак), защелка, дамэдзуари (нехватка степеней свободы), ватари (переправа), ханэ (накрывание), иси-но-сита (игра под камнями), весы, петух поднял голову. Сэмэай напоминает атаку при разносторонних рокировках или гонку проходных пешек на противоположных флангах. Девизом является: "Кто быстрее?" Ситё - похоже на приближение ферзя к королю с пешкой на предпоследней горизонтали. Аналогии можно проводить долго.
   Какую игру выбрать? Шахматы больше отвечают европейскому мышлению. Для ориентации на результат, а особенно, быстрый результат - шахматы лучше. С другой стороны падение великих империй и крах многих компаний, которого можно было бы избежать, если бы они строились по принципу го, говорят в пользу этой игры. Шахматный комплект приобрести гораздо проще, также гораздо легче найти партнеров. Соревнования по шахматах проводятся гораздо чаще. Однако в больших городах существуют и клубы го, а интернет позволяет найти партнеров.
  Наученный шахматами европеец и американец умеет решать проблемы, наученный го японец умеет лучше предотвращать проблемы, а мы пока лучше всех умеем создавать проблемы. А ведь сборная СССР по шахматам регулярно побеждала сборную остального мира, да и сейчас объединенная сборная России, Украины, Армении и, возможно, других республик бывшего Союза сильнее сборной остальных стран. А если добавить еще и гроссмейстеров-иммигрантов, и представителей советской школы, таких как В. Ананд, то у остального мира не останется шансов. Жаль, что самый высокий в мире интеллектуальный потенциал, пока не реализован. Какую игру выбрать? Обе, и тогда мы достигнем цели - сможем оторвать глаза от доски.
Оценка: 7.16*8  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Григорьев "Биомусор 2"(Боевая фантастика) Е.Амеличева "Лунная волчица, или Ты попал, оборотень!"(Любовное фэнтези) А.Вильде "Эрион"(Постапокалипсис) А.Светлый "Сфера: эпоха империй"(ЛитРПГ) О.Головина "По твоим следам"(Постапокалипсис) М.Юрий "Небесный Трон 4"(Уся (Wuxia)) Е.Вострова "Канцелярия счастья: Академия Ненависти и Интриг"(Антиутопия) С.Панченко "Ветер. За горизонт"(Постапокалипсис) А.Найт "Наперегонки со смертью"(Боевик) К.Лисицына "Чёрный цветок, несущий смерть"(Боевое фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Институт фавориток" Д.Смекалин "Счастливчик" И.Шевченко "Остров невиновных" С.Бакшеев "Отчаянный шаг"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"