Важность идеологической подготовки населения любой страны к войне 1015
"Патриотизм - последнее прибежище негодяя" 1037
"Страна рабов,страна господ",страна дураков и мерзавцев... 1043
"На пиру богов.Pro и contra.Современные диалоги" (о.Сергий Булгаков) 1050
Это истасканное и затасканное донельзя слово - демократия 1055
Этапы становления российской демократии 1066
Третья ветвь демократии - судебная власть 1074
Либеральные демократы в истории России 1085
А сколько было революций? Хватит пальцев одной руки?... 1090
Народ:власть,общество,обыватели 1096
Казаки 1188
Ложь,ложь,ложь...,"...а живут все ложью" 1194
Немножко,совсем немножко о ...воровстве 1206
Глупость человеческая беспредельна 1208
Иисус Христос в Новом Завете,он же у Генрика Панаса 1215
ЗАО "РПЦ МП" 1224
Последние "Романовы" 1240
"Еврей! Как много в этом звуке/Для сердца русского слилось!" 1246
(И.Губерман)
"Протоколы сионских мудрецов" - это интересно 1267
Продолжение обсуждения "еврейского вопроса" 1279
Фашизм,нацизм (национал-социализм) и прочее... 1292
Терроризм во всём его определенческом (и не только) многообразии 1298
Крымский полуостров времён Екатерины II и Потёмкина 1327
Я обещал вернуться к Достоевскому 1332
Суть русской власти 1338
Чиновничество,оно же бюрократия 1340
Салтыков-Щедрин и ...крепостное право 1372
Россия на рубеже 19-го и 20-го веков вплоть до 1914 года 1390
НЭП по В.В.Шульгину 1428
Иван Лукьянович Солоневич и его "Россия в концлагере" 1430
Россия с приходом к власти большевиков 1433
Три этапа "ускорения свободного падения" 1444
Как "хорошо" жилось в Советском Союзе! 1447
В 1991 году в стране к власти пришли сволочь и власть 1458
Самодержавие чиновничества - неизбежная катастрофа страны 1467
И до тех пор,пока не будет уничтожено,свергнуто... 1471
Я - либерал-консерватор 1485
Программа ЛКПР 1487
ДНЕВНИКИ 1519
Жизнь бессмысленна,но должна быть цель 1562
"ЗАПИСНАЯ КНИЖКА": 1573
Моё отношение к России,её истории 1584
Что такое человек,его сущность 1595
Что такое государство,прежде всего демократическое 1617
Кто мы,русские 1640
(моя характеристика русских) (1748)
Второе смутное время (1917-1922) 1763
Что нас ждёт 1802
Отношение к религии 1814
Разное 1837
ПОДВЕДЕНИЕ ЧЕРТЫ:6 + 1 + 2 1857
От издателя
Три года назад в России в "Самиздате" вышла книга Юлия Светина "Я - либерал-консерватор" (два крупных серьёзных издательства отказались её печатать, в одном из них автору было сказано: "Это же "Манифест". Пришлось ещё раз издавать за свой счёт.). Юлий Светин - это псевдоним (так зовут его дочерей) Евгения Геннадьевича Втюрина, карьерного российского дипломата, недавно вышедшего в отставку в ранге советника I класса.
Мы предлагаем читателю новый, весьма дополненный вариант его книги под названием "Россия глазами русского либерал-консерватора".
У известного поэта Наума Коржавина есть очень мудрые слова: "Условием каждого суждения является необходимость и достаточность оснований".
Вот и автор книги считает, что его жизненный (ему, к его глубокому сожалению, уже за 60) и служебный (35 лет в МИДе, из них почти шесть лет в Каире в 70-е годы прошлого века, почти десять лет в Вашингтоне в 80-е и 90-е годы, работа в различных управлениях и департаментах министерства) опыт, а также более чем двадцатилетние (один из героев А.И. Солженицына говорил: "есть время читать, обрабатывать чужое, думать своё") чтения и размышления позволяют ему делать соответствующие выводы о том, "Кто виноват?" и "Что делать?" с Россией.
Русский отдел Библиотеки Конгресса США, фонд "Русское Зарубежье" Солженицына, спецфонд "Русское Зарубежье" Российской государственной библиотеки (РГБ) в Москве - это те источники, которыми автор пользовался и продолжает пользоваться в своей работе.
Даже во время своей краткосрочной, 3-х месячной командировки в Посольство России в Литве в конце 1997 года, Втюрин нашёл время посещать библиотеку Вильнюсского университета. (С этим у него связан забавный эпизод. Во время первого визита в университет он увидел в фойе молодого человека, скорее всего студента, и спросил у него, как пройти в библиотеку. На что последний на хорошем, без акцента, русском языке ответил: "Не понимаю". Услышав это, Втюрин ухмыльнулся, подумал про себя: "Вот дурачок. Надо было ему ответить или по-литовски, или хотя бы по-английски. А то по-русски...", - пошёл дальше и быстро нашёл тех, кто с готовностью помог ему добраться до библиотеки).
Во время недельной служебной командировки в Латвию летом 2001 года Втюрин специально посетил в Елгаве, ранее Митава, дворец-резиденцию Бирона - главного "злодея" России (по мнению русской знати), символа немецкого засилия, вошедшего в историю под именем "бироновщина", в период правления племянницы Петра I Анны Иоанновны; автора легендарных слов о том, что "русскими должно повелевать кнутом или топором" (Втюрин считает, что и сегодня значительная часть россиян была бы не против подобного "эффективного менеджера" по "наведению порядка").
Без ложной скромности автор считает свой труд самой серьёзной книгой о России со врёмен "Философических писем" П.Я.Чаадаева. Втюрин не ставит себя на одну доску с первым, по его мнению, российским общественно-политическим мыслителем - это несопоставимо и необсуждаемо. Просто он считает себя его последователем, а ход мыслей Чаадаева является для Втюрина отправной точкой в формировании его собственного мировоззрения.
Книга более чем жёсткая, автор не скрывает своего в целом отрицательного отношения к стране, в которой родился и живёт. В многочисленных разговорах о происходящем в России Втюрин довольно часто говорит собеседникам о том, что для него Россия - "страна рабов, страна господ", страна дураков и мерзавцев, страна, в которой основная масса (а в некоторых ситуациях подавляющее большинство) "этнографического материала", почему-то называемого каким-то "великим русским народом", ничего кроме как - врать, воровать, пьянствовать и гадить вокруг себя и соседям, не умеет и уметь не хочет. В ответ - смущённое или угрюмое молчание. А на робкие попытки оправдаться, что не все такие, автор отвечает, что при оценке каких-либо общественно-политических событий он отталкивается от точек зрения семи-восьми человек из десяти, а не одного или двух.
Расхожее выражение - "дураки и дороги" писателя Н.В.Гоголя - автор считает поверхностным, а вот слова - "... показать мужику, что он дурак, и поладить с окраинами" историка В.О.Ключевского - серьёзными и глубокими по смыслу. Поэтому Втюрин уделяет значительное внимание историческим отношениям России с Прибалтикой (пакт Молотова-Риббентропа), Украиной (Крым) и Грузией ("пятидневная" война в августе 2008 года).
Автор книги не верит в Россию, считает, что она обречена, а его труд - своеобразная месть ей за расстрелянного прадеда, за разорённую семью его матери, за миллионы советских солдат, погибших в чудовищных муках в немецких концлагерях, за миллионы советских солдат, до сих пор валяющихся непохороненными должным образом на полях былых сражений.
При всём своём пессимизме Втюрин, тем не менее, предлагает свою программу спасения страны, но знает, что режим не даст ему возможности возродить партию октябристов, вместе с которой он был бы готов принять участие в президентских выборах в России в 2012 году.
Автор убеждён в том, что до тех пор, пока не будет создана настоящая (а не дурацкая "системная" или "вне системная") оппозиционная партия, которая путём победы на нормальных выборах свергнет режим потомков "черни", "хамов", "кухаркиных детей" и "детей рабочих", уничтожит Второе Крепостное Право большевиков (так во время коллективизации стали называть ВКП(б)), у России нет ни малейшего шанса спастись. Но даже этого шанса у неё нет, так как в стране нет той социальной среды,нет той части госаппарата,т.е.чиновничества,придерживающейся других взглядов на управление государством и имеющей сторонников в мире бизнеса, в обществе и среди обывателей, которая могла бы дать людей для формирования костяка партии.
Книга предназначена для тех, кто хочет понять, что такое современная Россия, страна, которая не могла не унаследовать основные черты Московского государства, Российской империи и СССР.
***
Таково было "От издателя" к книге, вышедшей в мае 2010 года в Риге,за исключением слов "нет той части...",появившихся в новой редакции.
За прошедшие годы накопилось много интересной информации, поэтому автор решил сделать не только очень серьёзные вставки,но и кое-что убрать и кое-что переставить,прежде всего он переставил "Записную книжку" в самый конец своей работы.Автор убедительно и настоятельно советует читателю начать чтение его труда с вступления к ней,т.к.оно,вступление к "ЗК",объясняет,как создавалась книга.
Работы оказалось неожиданно много и приходилось тяжело.
Если в предыдущей книге было 432 страницы,то в этой - более 1800 страниц!
...Жгучая,непримиримая,
проникающая всё существо
ненависть к ...строю.
Гр. Гершуни
Я ненависть ценю как царский путь к познанию - ведь очень немногие умеют ненавидеть по-настоящему.
М. Алданов
Предисловие
"Может быть,в свете тебя не полюбят,
Но,пока люди тебя не погубят,
Стой, - не сгибайся,не пресмыкайся,
Правде одной на земле поклоняйся!..
Как бы печально ни сделалось время,
Твёрдо неси ты посильное бремя,
С мощью пророка,хоть одиноко,
Людям тверди,во что веришь глубоко!
Мало надежды?Хватит ли силы?
Но до конца,до грядущей могилы,
Действуй свободно,не уставая,
К свете и правде людей призывая!
Это стихотворение взято у А.Навроцкого,автора известной песни "Утёс Стеньки Разина" (Есть на Волге утёс...).Он в то время (1879-82 годы.-Ю.С.) издавал либерально-консервативный журнал "Русская речь". (Воспоминания.В.В.Вересаев).
Первые записи для своих будущих,четырёх,книг (увидит ли свет эта пятая,последняя?) я начал делать в августе-сентябре 1995 года,будучи в Вашингтоне.Сегодня 12 февраля 2016 года.Днём ехал в метро и читал "Воспоминания.В юные годы." Вересаева в последнем томе его "Собрания сочинений в пяти томах".Когда дошёл до этого стихотворения,то был просто потрясён тем,как оно (некоторые строки,правда, считаю выспренными,высокопарными) созвучно моему внутреннему состоянию:не сгибаться,не пресмыкаться,действовать до конца,хотя мало надежды.Да и строка "Как бы печально ни сделалось время" заставила горько улыбнуться...Приехав домой,бросился в Интернет узнать,кто такой А.А.Навроцкий,о котором Вересаев писал,что он издавал "либерально-консервативный" журнал.Это стихотворение я делаю эпиграфом моей книги,эпиграфом всей моей прошедшей,настоящей и будущей жизни.(Эпиграфы Гершуни,Алданова и князя Хворостинина были уже в книге 2010 года).
* * *
Князь Иван Андреевич Хворостинин был первым русским человеком "внутри России",первым вольнодумцем,который осмелился резко высказать недовольство относительно царящих в стране порядков. Весьма начитанный для того времени, он пообщался с поляками, был при дворе Лжедмитрия, проникся католицизмом, стал пренебрегать канонами православия, за что пару раз ссылался в монастыри, но потом опять возвращался ко двору. В своём неприятии норм жизни дошёл до того, что в году 1623 великие государи Михаил и Фёдор Романовы были вынуждены разразиться специальным указом, в котором, в частности, пеняли ему за то, что "у тебя же в книжках твоего сочинения найдены многие укоризны всяким людям московского государства". (Пытался найти эти "книжки", но ничего, кроме "Словеса дней и царей и святителей московских еже есть в России", им незаконченных, не нашёл.) В.О. Ключевский называл Хворостинина предтечей Чаадаева.
"Философические письма" Петра Яковлевича Чаадаева, опубликованные в 1836 году, образно говоря, взорвали ситуацию и вызвали вторую (первая пришлась на период правления Елизаветы, "дщери" Петра I) волну осмысления и понимания мыслящей частью общества (во главе с Ломоносовым), кто мы, русские, есть. За это Николай I объявил его сумасшедшим. В течение двенадцати лет, с 1836 по 1848 годы, в России существовал ряд кружков на базе противостояния славянофилов и западников, в конце концов прихлопнутых властями из-за событий во Франции и других европейских государствах. Третья, последняя волна пришла в середине 90-х годов 19-го века, когда в толстых журналах разгорелась полемика между народниками и марксистами относительно значения капитализма для России.
В отличие от Хворостинина и Чаадаева являюсь "не верующим и вяло тоскующим по Граду Нездешнему" и называю себя "воинствующим атеистом" (помимо этого в годы моей молодости существовал ещё и термин - "ярый антикоммунист"; но об этом потом). В отношении христианства в целом и православия в частности занимаю столь жёсткую позицию, что ограничусь лишь словами В.В. Набокова: "Я не могу,не хочу в Бога верить ещё и потому,что сказка о нём - не моя,чужая всеобщая сказка, - она пропитана неблаговонными испарениями миллионов других людских душ,повертевшихся в мире и лопнувших...,она мне чужда и противна,и совершенно не нужна".
Меня, как и моих идейных предшественников, очень многое не устраивает в жизни страны.Мне очень не нравилась операция "Преемник". Затем я был не в восторге от "договоримся".
Они "договорились"...
В предыдущей книге после "договоримся" было предложение "И если моё "Не могу молчать" будет опубликовано,то не жду от властей ничего хорошего,но не в этом дело",оставлять которое в данной книге я посчитал неуместным.Книга была издана в Латвии,мир и российские власти не содрогнулись...
Я решил вернуться к этому предложению потому,что нынешняя ситуация в России,на мой взгляд, гораздо хуже той,какой она была осенью 2009 года,когда я завершал работу над той книгой.
В силу ряда причин (здесь не место о них говорить) режим взял курс на самоизоляцию,внушая населению психологию защитников крепости,осаждённой врагами,и предпринимая в этой связи определённые пропагандистские и практические шаги (и опять здесь не время перечислять их).
По ходу книги я буду часто вспоминать теорию спиралевидного развития человека и государства,говорить о том,что в жизни многое повторяется.
Поэтому считаю не лишним познакомить читателя с отрывком из одной из работ М.Е.Салтыкова-Щедрина:
"Признаюсь откровенно,я не верю в наши укрепления.Инженеры,что ли,наши несообразительны,но всегда как-то так выходит,что или укрепления выстраиваются совсем не там,где следует,или же что под видом укреплений воздвигаются карточные домики.Оттого,когда нам приходится палить,то мы или палим по своим,или убеждаемся,что без пороху палить невозможно.Было время (и довольно продолжительное),когда мы укреплялись и окапывались с особенным рвением,когда мы мечтали даже,что вот-вот окопаемся и от себя,и от целого мира.И что ж? - в ту самую минуту,когда мы с гордостью помышляли,что дело окапыванья наконец совершилось,когда мы уже простирали руки,чтобы плотно-наплотно закупорить себя,как в бутылке, - вдруг оказалось,что инженеры по всей линии сплоховали и что в бутылку,бог весть откуда,налезло множество совсем ненужных элементов!Я живо помню отчаянье моего учителя географии при этом известии.Он до того понадеялся на родных инженеров,что даже в учебнике своём написал:"Россия есть бутылка,со всех сторон осмотрительно закупоренная" - и вдруг пришлось вновь обратиться к общепринятой терминологии и вновь переименовывать Россию из "бутылки" в "государство"!Я помню много и других отчаяний и изумлений,разразившихся по этому поводу,и с тех пор мною овладело сомнение.Я сомневаюсь не только в прочности,но даже в необходимости укреплений".
Такова была обстановка в России в период с 1848 года,когда по Западной Европе прокатилась волна революционных потрясений,по 1856 год,год Крымской катастрофы.
Ещё раз прочитал напечатанное...
"Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать её, предпочитаю унижать её, только бы её не обманывать". (П.Чаадаев)