Аннотация: Размышления о роли фантастики и всевозможных фэнтези после обильного празднования Пурим...
В своё время я написал эссе о роли искусства в постижении живой Истины. В нём я не производил разделение по разным отраслям искусства, а просто писал о роли искусства вообще с упором на то, что осталось вне поля зрения выдающихся философов с мировым именем, включая Гегеля.
Разумеется, я как тризовец, понимал, что любые писания о чём-то вообще явно ущербны. Но тогда у меня попросту не было возможности наполнить их конкретикой по разным отраслям искусства.
Исправляя это упущение, я решил начать с жанра фантастики и прочих фэнтези прописку конкретики роли искусства в постижении живой Истины. Хорошо ли это получится? Об этом не мне судить...
***
Начнём с констатации факта, свидетельствующего о том, что начиная с первобытного общества наметилась явная дисгармония между человеческими возможностями и человеческими потребностями, нараставшими по мере их удовлетворения.
При этом следует отметить, что уже тогда это были не чисто скотские потребности, но и духовные потребности тоже. Чем они были вызваны? Сейчас мы точно об этом не узнаем. Быть может, страхом перед силами природы и силами хищников, или силами своих соплеменников, или силами чужих племён.
Но так или иначе, окно возможностей для их самовыражения теми или иными средствами изначально уже было открытым для материального и духовного творчества, (а также для развития религиозных фантазий, поскольку религиозные духовные потребности в человеческой природе были заложены изначально).
Не имея возможностей к удовлетворению многих своих потребностей в реале, первобытные удовлетворяли их в своих снах и своих мечтаниях, о которых рассказывали сначала своим соплеменникам в простейшей форме, а потом уже в форме мифов, легенд и сказаний, постепенно распространявшихся по всему миру.
А иногда и просто выражали их в форме художественного творчества в наскальной первобытной живописи или в форме скульптуры из камня, поскольку потребность в творчестве тоже была изначально заложена в человеческую природу Создателем.
Впрочем, это была у меня, как всегда, только присказка. Сказка впереди.
Так называемая научная фантастики, ныне уже почти вышедшая из употребления, сыграла роль подобную специям, разжигающим наш аппетит по части воплощения наших потребностей в реалии.
Фантастам это было сделать гораздо проще, чем научным работникам, поскольку их творения не подвергались критике со стороны научного сообщества и не отвергались в приличных научных журналах, а просто публиковались в других местах, удовлетворяя потребность публики в лицезрении воплощения их мечтаний о светлом будущем.
Стоит отметить, что в человеческой памяти даже фантастические творения писателей не разделены от реальных историй непроницаемой перегородкой. А уж тем более, художественные творения, литературные герои которых, пусть даже выдуманные, живее всех живых существуют в нашей памяти.
Так что когда происходит мобилизация опыта в системе Знания в поисках нужного для нас передового опыта, то всевозможный опыт творений писателей тоже мобилизуется, наряду с легендами и сказками из числа устных творений безвестных авторов.
Поскольку я уже ранее много чего написал о роли искусства вообще в системе Знания, односторонне истолкованной даже Гегелем, как услада из услад, то здесь и сейчас повторяться об этом я точно не буду. Прогуглите и читайте их сами!
Здесь и сейчас уместнее сосредоточиться на конкретике жанров фантастики и фэнтези по части их возможного вклада в наше грядущее, (если оно у нас будет).
В своё время основоположник ТРИЗ, бывший моим учителем по этой части и писателем-фантастом в одном флаконе, собирал регистр фантастических идей. По мимо всего прочего, он помогал ему предсказать направление развития писаний по фантастике.
Делал он это без особой выдумки. Просто смотрел на то, какое направление в писаниях в области фантастики себя уже полностью исчерпало и где уже появились первые новые ростки грядущих писаний в области фантастики.
Осмысливая возможный вклад в наше грядущее грядущей фантастики, мне нет особой нужды применять методику моего учителя. (Тем более, что и собранного им регистра фантастических идей нет в моём распоряжении.)
Поэтому я решил использовать обратный путь. То есть, сначала определиться с наиболее вероятным развитием нашего общества вообще и развитием его науки и техники в частности, а уж потом можно и малость порассуждать о том, каков будет вклад фантастики и фэнтези в развитие нашего общества.
***
Тем более, что развитие науки и техники в области нашего образования легко предсказуемо, поскольку это вынужденное развитие. Ведь нельзя же учить людей до седой задницы, а потом уже по возрасту отправлять их на пенсию, поскольку работать в таком возрасте они уже не могут...
Стало быть, перед нашей и зарубежной Минцифрой будет директивно поставлена задача, по части соответствующей цифровизации населения. В техническом плане это не столь уж сложная задача.
Можно обойтись и без чипов, вживляемых прямо в мозг. Вполне достаточно всего лишь внедрить нечто вроде адаптера, подключенного к нашему мозгу или даже нашему черепу, и связанного с мощным компом через интерфейс.
Захочет ли население воспользоваться такой возможностью? Это не вопрос. Для этого и существует пропаганда. Да и кто его спросит? Просто скажут, что так надо в интересах государства. И все дела...
А куда оно денется, если вместо аттестата зрелости и вузовского диплома будут выдаваться свидетельства об установки адаптера того или иного типа?
А на платной основе будут выдаваться свидетельства о загрузке в башку той или иной операционной системы. Да ещё и с дополнительными подпрограммами по части стимуляции мужчин и женщин к деторождению.
Не будет забыта и важная роль писателей-фантастов в столь важном деле. Они получат проплаченный госзаказ на воспевание именно такого светлого будущего. И ценные указания от начальства как, что и когда они обязаны писать.
Так что у меня нет сомнений в том, что они его воспоют не хуже, чем наши философы почти целый век воспевали прелести строительства коммунизма на вполне научной основе программы КПСС.
Проблема в том, что одного лишь бюджетного бабла на всех писателей -фантастов точно не хватит. Так что им придётся выкручиваться в поисках мейнстрима с учётом платёжеспособного спроса своих грядущих читателей.
Самый передовой опыт по этой части они найдут и перенесут из опыта пишущих в наши дни тризовцев, которые уже нащупали свою читательскую аудиторию.
Некоторые из них специализируются сейчас на детской читательской аудитории, другие на бизнесменах, полагающих, что ТРИЗ попросту незаменим для их бизнеса, а третьи на применении ТРИЗ в рекламе. И не так уж плохо харчуются на этой ниве...
***
Перечитывая содержание этого топика в его последней редакции, я вдруг подумал о том, что очень многое в нём написано вследствие достойного празднования Пурима, где я мешал шампанское с самогонкою.
Ведь я мог бы вполне не писать о грядущем фантастики и фэнтези, поскольку грядущее очень туманно и вообще не доступно для постижения разуму урождённого глуповца.
Мог бы ограничиться хорошо известным в сообществе ТРИЗ положением о том, что фантастика является наилучшим инструментом для борьбы с психологической инерцией, мешающим изобретателям усматривать Решения изобретательских задач (ИЗ) с наилучших позиций.
На худой конец, мог бы ограничиться утверждением о том, что фантастика сыграла роль подобную специям, разжигающим наш аппетит по части воплощения наших потребностей в реалии. И тогда бы ко мне не было никаких претензий ни от кого.
Но что сделано, то сделано. Я решил оставить всё как есть.