Вулло Леонид Иосифович : другие произведения.

Триз. Перманентная революция

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Перед Вами сборник моих последних статей о развитии ТРИЗ.Он будет пополняться и обновляться.


ТРИЗ. Перманентная революция

   (Сборник статей)
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

ТРИЗ. Окно возможностей

   ТРИЗ уже за шестьдесят... За это время электроника и кибернетика уже дали нам возможность вкусить свои плоды. Совсем другие темпы развития взяли прямо со старта эти науки! А ТРИЗ всё на месте топчется...
  
   Разумеется, на то есть объективные причины, от таланта разработчиков ТРИЗ не зависящие. Сколько денег вложили государства в развитие электроники и кибернетики? А сколько в ТРИЗ? То-то и оно...
  
   Но ведь есть и субъективные причины, в которых повинен сам основоположник ТРИЗ! Каковы же они?
  
   Он не спешил. (На разработку и внедрение ТРИЗ он щедро отвёл лет триста.)
   Но есть ли эти лет триста у ТРИЗ? Не уверен...
  
   К чему могут привести черепашьи темпы развития ТРИЗ? А вот к чему. Стремительное развитие информационных технологий скоро позволит разработчикам науки и техники обойтись без ТРИЗ в своей повседневной работе!
  
   Для этого им нужны всего лишь упорядоченные информационные фонды и разумная концепция их использования (в части перехода от одного информационного фонда к другому). И больше - ничего!
  
   Примерно это им сейчас и предлагают разработчики компьютерной версии ТРИЗ. Только вот возможности их по этой части довольно ограничены...
  
   Разумную концепцию использования информационных фондов они пытаются то ли прямо позаимствовать из "общетехнической" версии ТРИЗ, то ли с использованием её минимальной модернизации. Не получится!
  
   Она ведь создавалась совсем в иную эпоху и для компьютеризации совершенно не пригодна... Это была всего лишь демонстрационная версия ТРИЗ. И всё...
  
   Далее. Собственного оригинального содержания в конгломерате знания ТРИЗ очень мало. В основном там заимствованные элементы (из философии, психологии, истории науки и техники).
  
   Даже выборка сильных решений изобретательских задач из патентного фонда не является собственностью ТРИЗ. Это всего лишь выборочная подборка, а вовсе не собственная наработка.
  
   А что представляют собой фонды всевозможных эффектов ТРИЗ (физических, химических, геометрических)? Их ведь спецы по ТРИЗ всего лишь собирали, а вовсе не открывали...
  
   Информационные фонды приёмов и стандартов ТРИЗ уже давно толком не обновлялись... Минимальное обобщение изобретательского опыта в них есть. Но не более того! Для усмотрения Решения сложных изобретательских задач это очень слабый инструмент. Тут и полный комплект АРИЗ часто бессилен...
  
   А что представляют собой теория развития технических систем (ТРТС) и теория сильного мышления (ТСМ)? Принадлежат ли они ТРИЗ? Не похоже...
  
   От ТСМ вообще сохранилась лишь странная вывеска. Очевидно, что этим делом должны заниматься прежде всего мыслители и философы. А спецы по ТРИЗ обязаны всего лишь обеспечить удобство заимствования наработанного философами и мыслителями опыта. Только и всего...
  
   Сложнее дело обстоит с ТРТС. Название вроде бы новое... А содержание? Наука о разумном развитии некой науки по традиции называется метанаукой. Именно метанауки призваны поддерживать разумное развитие соответствующих наук. (Математики - метаматематика, физики - метафизика и так далее.)
  
   Основоположник ТРИЗ оставил нам всего лишь недостроенную техническую версию ТРИЗ. (Фактически лишь демонстрационную.) Но он вовсе не призывал нас лишь ей и ограничиться! Более того, он мечтал о создании версий ТРИЗ для обеспечения разумного развития всевозможных наук. (То есть о создании полного набора научных (метанаучных) версий ТРИЗ. Дело тут не в словах.)
  
   Но как только я начал заниматься практической реализацией его мечты, то сразу же начались проблемы...
  
   Стало ясно, что под самопальной вывеской ТРТС заниматься разумным развитием наук просто невозможно. Причём здесь технические системы? (Это всего лишь частный случай. К тому же в научном сообществе для этого дела уже давно и прочно укоренился термин "метанаука".)
  
   Чем дальше в лес, тем больше дров... Быстро выяснилось, что метанаучные работы в истории техники и науки появились задолго до рождения основоположника ТРИЗ. Иными словами его никак нельзя считать основоположником метанаучных исследований. Даже в области техники!
  
  
   Когда были написаны, к примеру, классические военные работы Энгельса? Ну, скажем, "История винтовки". То-то и оно... Но это же классика метанаучной (метатехнической) работы в области (одной из отраслей) техники!
  
   Правда, термин "ТРТС" Энгельс точно не использовал. И метатехнической свою работу не называл. Ну и что? "История винтовки" не зря на сайтах по ТРИЗ выставлена!
  
   В области техники (во всех её отраслях) уже давно и систематически проводятся всевозможные НИР. Они предназначены для изучения и осмысления тенденций разумного развития как конкретных ТС, так и целых отраслей техники. Это по сути и есть законы развития конкретных технических систем. Только временные. Но ведь и конкретные ТС тоже не вечны!
  
   Куда же прикажете отнести эти исследования? Да всё туда же... Это ведь метатехнические исследования... Стало быть и отнести их придётся к многоотраслевой метанауке! А куда же ещё?
  
   А куда отнести всевозможные обзоры технической моды, периодически публикуемые в технических журналах? Их именитые авторы даже не подозревают о том, что невольно привлечены к то ли к развитию ТРТС, то ли к метатехническому строительству...
  
   Заводские умельцы (из числа потребителей ТРИЗ вообще и ТРТС в частности) тоже об этом не подозревают. Но разработчикам ТРИЗ в наши дни уже пора кое что понять...
  
   А теперь вернёмся к явно метанаучным работам, созданным ещё до рождения основоположника ТРИЗ. Таких работ, (поддерживающих разумное развитие наук), было написано довольно много. В том числе Гегелем и Марксом! Ведь знаменитый "Капитал" Маркса тоже является классической метанаучной (метаэкономической) работой.
  
   А чем по вашему занимаются в наши дни разработчики так называемой философии естествознания? А что представляют собой обзоры тенденций развития науки и некоторые книги по истории науки, (написанные выдающимися учёными)? Да всё то же. Метанаучные работы.
  
   Таковы факты. Разработчикам ТРИЗ придётся с ними считаться. Объективно они не были первопроходцами в области метанаучных исследований. Быть может, это и к лучшему... (Это позволит ТРИЗ без быстрее вписаться в университетскую науку.)
  
   К чему я всё это пишу? А вот к чему. Вспомните стыковку космических кораблей "Союз"- "Аполлон"! Формально они пристыковались друг к другу равноправно. В том смысле, что были формально равноправными участниками этого (то ли космического, то ли политического) мероприятия.
  
   Но все мировые СМИ писали всё же о присоединении "Союза" к "Аполлону", а вовсе не наоборот.
   Почему? Да потому, что "Аполлон" был гораздо крупнее "Союза"! Намёк уловили?
  
   На всякий случай поясню некоторым моим умеренно одаренным читателям. Новейшие информационные технологии позволяют реализовать мечту основоположника ТРИЗ в полном объёме. То есть для всех отраслей техники, для всех разделов множества наук.
  
   При этом из ТРИЗ будет позаимствовано не так уж много её собственности. Сравнительно мал будет вклад классики ТРИЗ в этот грандиозный проект. Так мал, что про него могут и вообще не упомянуть... Округлят до нуля (по всем правилам математики!) и навеки позабудут.
  
   Постарайтесь этого не допустить! Пока окно возможностей ещё открыто...
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

ТРИЗ. Психологическая инерция

   О необходимости борьбы с психологической инерцией знает всякий, кто изучал ТРИЗ. Да и кто не изучал тоже... Уж очень она мешает и усмотреть , и принять новые идеи.
  
   Для борьбы с этой зловредной психологической инерцией в ТРИЗ предусмотрены соответствующие мероприятия. Обильное чтение фантастики. Психологические операторы. Замена устоявшейся терминологии, отягощённой грузом психологической инерции, фривольной. Я ничего не забыл?
  
   Но вооружив изобретателя эффективными средствами борьбы с психологической инерцией, разработчики ТРИЗ не должны забывать и о себе. Если вы думаете, что у них нет психологической инерции, то сильно заблуждаетесь. Разумеется, есть. И ещё какая!
  
   Например, в движении ТРИЗ сложились определённые традиции. Некоторые из них уже давно изжили себя... Почему же отжившие традиции до сох пор столь живучи? Да в силу той же психологической инерции!
  
   Приведу всего лишь один пример отжившей организационной традиции. Изначально РА ТРИЗ и МА ТРИЗ были практически тождественны. Название МА ТРИЗ было присвоено РА ТРИЗ авансом.
  
   Ведь исходно это была вовсе не международная организация! Несколько эмигрантов из СССР, основавших ячейки ТРИЗ за рубежом, погоды не делали.
  
   Уже давно многое изменилось... Но психологическая инерция годами мешала своевременному созданию РА ТРИЗ! И ещё очень долго будет мешать её признанию...
  
   Здесь и сейчас я намерен обсудить лишь некоторые проявления психологической инерции по части устоявшейся терминологии ТРИЗ. Казалось бы, стоит ли сейчас спорить о словах? Есть дела и поважнее... Полагаю, что стоит! Иногда чисто словесные недоразумения чреваты особо тяжкими последствиями...
  
   Основоположник ТРИЗ изначально объективно работал над созданием технологии решения изобретательских задач. Но при этом называл своё создание не технологией , а теорией.
  
   Почему? Сейчас это уже не существенно. Существенно лишь то, что название ТРИЗ сейчас уже устоялось столь прочно, что его при всём желании уже не уточнить!
  
   По мере созидания технологии решения изобретательских задач стало ясно, что этим дело не ограничится. Наступил этап строительства технологии разумного развития технических систем.
  
   Она тоже была названа теорией развития технических систем (ТРТС). (При этом общая "вывеска" ТРИЗ сохранилась.) Участники движения ТРИЗ понимали условность "вывески" и она их не смущала. Они ведь не были педантичными законными мужьями госпожи Науки...
  
   Затем под общую "вывеску" ТРИЗ начали подводить ещё очень многое. Всё, что нарабатывалось движением ТРИЗ, под ней и временно складировалось. До лучших времён. Пока без разбора.
  
   Там до сих пор ещё хранится и так называемая теория сильного мышления (ТСМ), и наработки по части экспансии ТРИЗ в рекламу, бизнес, искусство, науки.
  
   Разумеется, без склада стройки не бывает. А если плана строительства изначально нет, то на склад свозят всё, что есть. А уж потом смотрят, что же такое из всего этого можно построить. То ли дворец, то ли храм, то ли дачу. Или только туалет для дачи...
  
   Разбираясь со складским хозяйством ТРИЗ, я пришёл к выводу, что оно было вполне достаточно для доведения творческого уровня начинающих технических специалистов до нормальных кондиций ещё до начала эпохи компьютеризации ТРИЗ.
  
   К такому же выводу пришли и "зубры" ВОИР в эпоху СССР. В их чеканной формулировке это звучало так: "Нам это не нужно. Но тем кто "жиже" это необходимо." А тех, кто "жиже" корифеев изобретательского технического творчества, миллионы...
  
   А сейчас на ТРИЗ - складе уже появились и наработки по научной версии ТРИЗ, и наработки по части компьютеризации ТРИЗ. Так что сейчас он позволяет обеспечить уже не только подтягивание творческого уровня начинающих специалистов.
  
   Что же мешает нам быстро навести на ТРИЗ - складе разумный порядок? Да всё та же психологическая инерция!
  
   Прежде всего необходимо незамедлительно отправить на свалку все несбыточные обещания и эпатирующие лозунги. Они уже давно отслужили своё... Вместо них необходимо чётко сформулировать реальные цели развития ТРИЗ.
  
   (Подтягивание творческого уровня молодых специалистов, обеспечение разработчикам в области науки и техники максимального комфорта для их плодотворной творческой работы на своём рабочем месте, введение комплекса ТРИЗ в систему научного Знания. ) Я ничего не забыл?
  
   Тогда остаётся лишь кое-что уточнить. Вводить весь комплекс ТРИЗ в систему научного Знания нет нужды. Он уже давно отчасти там.
  
   Например, в составе комплекса ТРИЗ есть элементы психологической науки. Не вводить же психологическую науку в систему Знания ещё раз! Аналогичная ситуация с элементами истории науки и техники, имеющимися в составе комплекса ТРИЗ.
  
   В комплексе ТРИЗ вообще очень много заимствовано... Бесспорно оригинальны в нём лишь курс ЖСТЛ и элементы многоотраслевой метанауки.
  
   Истинно новое всегда легко выявляется по ожесточённому сопротивлению при его внедрении. В сообществе ТРИЗ сложилось мнение о том, что истинно новым в ТРИЗ является установки на вскрытие и разрешение противоречий развития (ТС), выявлению объективных законов развития технических систем, изучение таинств некого "сильного мышления".
  
   Вызывали ли эти установки ТРИЗ ожесточённое сопротивление научной общественности? Не вызывали! А почему не вызывали? Да потому, что для неё это вовсе не новые установки... Это заводским только пролетариям они казались новыми революционными идеями. А для научной общественности ничего принципиально нового в них нет...
  
   Совсем иная ситуация сложилась с внедрением курса ЖСТЛ. При жизни основоположника ТРИЗ этот курс не подвергался открытым ожесточённым нападкам. А сейчас его начали не только критиковать, но и откровенно выводить из обращения.
  
   Ещё более ожесточённое сопротивление внедрению встречают мои попытки осознания многоотраслевой метанауки в качестве истинного ядра комплекса ТРИЗ. Ярости моих оппонентов просто нет предела. На меня щедро навешиваются ярлыки типа "метанаучный болтун".
  
   В чём же причина столь странной ярости? Да в той же психологической инерции! Она ведь и сообществу ТРИЗ вовсе не чужда...
  
   Вывески таких разделов комплекса ТРИЗ, как ТРТС и ТСМ уже давно пылятся на нашем ТРИЗ - складе. За первой из них таится в основном лишь тощее и банальное общее содержание. Конкретики (даже на уровне отраслей техники!) наработано пока крайне мало. (А уж о конкретике на уровне отраслей науки и говорить не приходится.) Это пока что не инструмент, а всего лишь декларация о намерениях, вывеска, пустейшее звучное название.
  
   А за второй вывеской вообще скрывается явное недоразумение! Это что ещё за теория сильного мышления? Какой науке принадлежит эта теория? Уж не ТРИЗ ли? Но ведь ТРИЗ это конгломерат знания, а вовсе не наука!
  
   Тренажеры развития мышления давно известны. Это прежде всего труды философов и мыслителей. Необходима так же широкая эрудиция, энциклопедические познания во всех областях.
  
   Для развития конкретного системного мышления следует к тому же знать системологию. Есть и такая специальная наука о развитии сложных систем. Только писана она не для пролов... Уж больно сложна.
  
   ТРТС в комплексе ТРИЗ призвана выполнять несколько более узкие функции, чем многоотраслевая метанаука. (Только в Техносфере. Без претензий на сферу фундаментальных наук.) А о недоразумении с ТСМ я уже писал. К тому же термин "метанаука" является общепринятым, а термин "ТРТС" самопальным.
  
   В чём же причина злобной травли тризной общественностью общепринятого в мире науки термина "метанаука"? Да всё в той же психологической инерции! В чём же ещё?
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

ТРИЗ: эволюция и инволюция

   Об истории создания ТРИЗ написано уже не мало... И на русском, и на английском языке. Написано о том, что, кем и когда было создано. Написано и о том, кто и когда попытался присвоить себе чужие труды.
  
   А вот об эволюции и инволюции ТРИЗ пока откровенно кроме меня ещё никто не писал. Рискованное это дело... Кому нужны проблемы с МА ТРИЗ?
  
   Эволюция ТРИЗ свершалась вовсе не по канонам развития научных теорий. Дело в том, что изначально ТРИЗ была чем угодно, только не научной теорией. Была технологией, общественным движением, тусовкой, товарной компьютерной программой. А вот наукой не была. Так что эволюция ТРИЗ протекала весьма специфична. О ней почтенный Кун точно ничего не писал.
  
   Основоположник ТРИЗ убеждал власти СССР в том, что методологии (технологии) технического творчества учить ИТР можно и нужно. От него потребовали доказательств этого тезиса...
  
   Само по себе это нормально. Не нормально лишь преждевременно предъявлять такие требования к частному лицу, не оказав ему соответствующей господдержки...
  
   Что же дала ему тогдашняя власть? ИТР отпускали с работы на краткосрочные курсы по ТРИЗ. А потом власть ожидала от них повышенной творческой активности и результативности. Контингент слушателей всегда был весьма разнородным. Кого давали, тех и учили... А ведь спецов по радиотехнике или химии следовало по уму учить отдельно по разным программам!
  
   Что же можно было реально сделать при столь странной постановке решающего эксперимента по проверке эффективности обучения ТРИЗ? Не так уж много. Научить основам общетехнической версии ТРИЗ. Обеспечить простейшими раздаточными материалами. Воодушевить на творческие подвиги. И всё...
  
   Основоположник ТРИЗ был пламенным революционером в своём деле. И совершал в нём перегибы, присущие всем революционерам. Завышал планку реальных возможностей своего создания. Обещал больше того, что оно в принципе может дать. Правил движением ТРИЗ железной рукой в духе традиций своего времени. И так далее.
  
   Допущенные перегибы были в какой то мере вынужденными. Сообщество ТРИЗ нуждалось в революционных лозунгах. Вот и пообещали пролам, что изучив ТРИЗ они переплюнут академиков. И ещё много чего в придачу...
  
   Это ещё не беда. Так поступали все революционеры. Да и современные политики тоже. Беда в том, что лидер движения сам поверил в собственные несбыточные обещания!
  
   А что же можно было обещать без опаски? Да всего лишь то, что молодые и умеренно одарённые спецы за счёт освоения ТРИЗ быстрее поднимутся до творческого уровня более или менее приемлемых специалистов. Но кого бы привлёк такой скромный лозунг?
  
   Поддерживать дисциплину в сообществе ТРИЗ лидер был обязан. Но изгонять из него талантливых оппонентов явно не следовало. Для эволюции необходимо многообразие.
   Кто знает, что предстоит впереди? Что именно выживет при резком изменении обстоятельств? Никто не знает... Предвидеть распад СССР и его последствия для развития ТРИЗ Генрих Альтщуллер не мог... А кто мог?
  
   Специфические условия времён СССР были благоприятны для развития ТРИЗ в том отношении, что они не требовали от ТРИЗ качеств товара. Основоположник ТРИЗ вовсе не думал о том, будет ли ТРИЗ хорошо продаваться в СССР и за рубежом.
  
   Перспектива преподавания ТРИЗ на государственной основе его волновала, а перспектива торговли ТРИЗ его не интересовала вообще. В результате ни он сам, ни движение ТРИЗ не сумели вписаться в эпоху перестройки и распада СССР. Фёдоров вписался, а Альтшуллер не вписался...
  
   По наивности Генрих Альтшуллер предлагал своим ближайшим сподвижникам переждать трудные времена перестройки , добывая себе на скудное пропитание путём преподавания ТРИЗ в России.
   Но они оценивали ситуацию в России гораздо трезвее. И в основном выехали за рубеж...
  
   За рубежом был интерес к российским разработкам по ТРИЗ. Но это был скорее платонический интерес, а вовсе не коммерческий. Довольно скоро стало ясно, что преподаванием ТРИЗ там не прожить.
  
   Тем не менее престижным знаменем ТРИЗ они там в рекламных целях всё же размахивали. Хотя на деле торговали сначала не совсем ТРИЗ, а потом и вовсе не ТРИЗ! Сейчас они встали на ноги и знамя ТРИЗ для них стало сущей обузой. Полагаю, что со временем они от него вообще откровенно откажутся.
  
   Быть может, под соусом новой информационной эпохи, в которой якобы уже нет места для ТРИЗ. (Такие заявления уже сделаны Борисом Злотиным.)
   А быть может, под соусом объединения всего лучшего из всех методик технического творчества. (Такие заявления тоже уже сделаны.)
   Но так или иначе точно откажутся. И сразу же станут в глазах просвещённого Запада основоположниками новых собственных методик. Правда, в моих глазах они уже давно стали самыми обыкновенными ренегатами. Но им на это глубоко плевать...
  
   Рассматривать во всех подробностях инволюцию ТРИЗ на Диком Западе здесь и сейчас я не буду. Пора вернуться в Россию. Эволюция ТРИЗ в специфических российских условиях протекала иначе. До полной инволюции здесь дело не дошло!
  
   В России до сих пор производится обучение классической общетехнической версии ТРИЗ. Правда, энтузиастам этой работы не светят большие доходы. Большим бизнесом это не назовёшь... Но ведь в российской традиции делать добро и совершенно бескорыстно! Порой, жертвуя собой. Такова уж Россия...
  
   Эволюционное многообразие ТРИЗ сохранилось и преумножилось в России. Ведутся работы по переносу опыта ТРИЗ в искусство, науку и рекламу. Развивается и такой экзотический с точки зрения Дикого Запада раздел ТРИЗ, как ЖСТЛ.
  
   Более того, даже коммерциализация ТРИЗ в России развивается куда основательнее, чем на Диком Западе. (Благодаря заслугам господина Саламатова и его компании, производящим компьютеризацию ТРИЗ именно на основе классической общетехнической версии ТРИЗ, а не на базе всевозможных собраний методик активации перебора вариантов.)
  
   Компьютеризация ТРИЗ началась ещё при жизни Генриха Альтшуллера. Сначала появилась компьютерная программа "Изобретающая машина", а потом и другие программы. Столь странная ветвь эволюции ТРИЗ вызывала удивление. В России тогда это казалось блажью. А на Диком Западе это стало находкой, позволяющей обеспечить выживание ТРИЗ!
  
   Дело в том, что преподавание ТРИЗ на Западе товарным производством быть не могло. А выпуск компьютерной версии ТРИЗ прекрасно вписывался в каноны западного товарного производства. Как оказалось потом, не только западного, но и любого высокоразвитого товарного производства.
  
   Сейчас уже ясно, что именно компьютеризация ТРИЗ на прочной научной основе является генеральной линией прикладной коммерческой работы по развитию ТРИЗ. Но сейчас стало ясно и другое.
  
   Фундаментальная наука и новейшая технология везде и всегда поддерживается за счёт государства. Невозможно обеспечить нормальное развитие ТРИЗ в России без основательной господдержки лишь на коммерческой основе! Но для получения такой господдержки необходима реформация ТРИЗ. Иначе её точно не будет!
  
   В организационном плане для этого было необходимо создание национальной российской ассоциации ТРИЗ (РА ТРИЗ). Кормить МА ТРИЗ во главе с американским гражданином правительство России не может. Народ его не поймёт... Можно и нужно оплачивать расходы по достойному представительству России ( в лице РА ТРИЗ) в МА ТРИЗ. Но это уже совсем другое дело...
  
   В научном плане необходимо очистить ТРИЗ от эпатирующих лозунгов и несбыточных обещаний, восстановить доверие к ТРИЗ интеллектуалов и довести основы ТРИЗ до кондиций.
  
   Мужи науки не вправе предъявлять требование полной завершённости строительства при введении ТРИЗ в систему научного Знания. Но и "кота в мешке" туда они не пропустят. Необходима безупречная развёрнутая научно обоснованная концепция строительства ТРИЗ.
  
   Только государственный кошт позволит решить некоторые организационные вопросы. Подготовки узких специалистов по ТРИЗ в высших учебных заведениях России, их государственной аттестации через ВАК, проведения НИР и ОКР и так далее. Словом, чтобы у ТРИЗ было всё путём. Как и у всех нормальных наук, поддерживаемых государством российским.
  
   Надо прямо сказать, что МА ТРИЗ отнюдь не стремилась к постановке ТРИЗ в России на государственный кошт. Да и в других странах тоже. Этим должны заниматься национальные ассоциации ТРИЗ. Займётся ли этим РА ТРИЗ? Поживём- увидим...
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

ТРИЗ. Информационное измерение

   Что есть ТРИЗ? Ответ на этот вопрос может быть различным. Всё зависит от того, что именно существенно при данном рассмотрении.
  
   Если существенен прежде всего состав ТРИЗ, то это конгломерат знания, состоящий из множества наук, технологий и дисциплин. (ТРИЗ вовсе не теория некой науки.)
  
   Если существенно основное назначение (технической версии) ТРИЗ, то это условное название специальности "Профессиональный изобретатель".
  
   И так далее.
  
   А для производителей компьютерной версии ТРИЗ их продукция прежде всего товар, которым потребитель желает воспользоваться им без лишних хлопот. (Примерно так, как он приучен пользоваться компьютером на уровне пользователя.)
  
   То есть не забивая себе голову премудростями программирования и прочими излишествами. Он ведь купил дорогую компьютерную программу? Стало быть, он в праве рассчитывать на то, что она обеспечит ему максимальный эффект и максимальный комфорт при минимуме затрат на её освоение!
  
   Подчёркиваю. С точки зрения руководства корпораций ими закуплена вовсе не обучающая программа, а некий компьютерный инструмент.
  
   Разумеется, в комплект поставки должна входить и некая инструкция по эксплуатации этого инструмента. По возможности, лаконичная...
  
   Разумеется, руководство компании желает невозможное. Но здесь и сейчас речь идёт не об этом. Сами потом поймут...
  
   Что же увидит перед собой необученный покупатель идеальной компьютерной версии ТРИЗ? Необученному покупателю прежде всего очевиден состав программы.
  
   В нём он сразу узрит лишь то, что давно привык различать его глаз: комплект информационных фондов (или ссылок на них) и нечто, необходимое для перехода от одного информационного фонда к другому.
  
   Это нечто является "мягким" ("гибким") алгоритмом-поводырём. Он чем то напоминает то лоцмана при капитане теплохода, то ли эксперта (советника) при президенте. Иными словами он сам ничего не решает. Ответственные решения всегда принимает тот, кто несёт за них персональную ответственность...
  
   А в чём же состоит прямая обязанность идеального алгоритма-поводыря? Да всего лишь в том, чтобы вывести на лучшие позиции для усмотрения Решений! Сначала серии промежуточных, а потом и финального Решения. И к тому же опыт работы такого рода. Пригодится в другой раз...
  
   Каждое такое путешествие в идеале должно развивать. И ведущую программу - поводырь, и ведомого ею человека.
  
   При этом каждое промежуточное Решение существенно. Иначе позиция для усмотрения финального Решения будет далеко не лучшей...
  
   Знатоки ТРИЗ усмотрят в моей притче хорошо знакомый им АРИЗ. Но это не АРИЗ. Точнее, совсем не тот АРИЗ, который они знают. Они ведь знают только "общетехническую" версию ТРИЗ! А эта версия имеет весьма ограниченную применимость...
  
   Почему? Да по многим причинам. Она ведь "общетехническая". Слишком уж малы по объёму и номенклатуре её информационные фонды. Нет в них всей необходимой для успешной работы во множестве отраслей техники конкретики. Нет в ней и конкретики, необходимой для успешной работы во множестве наук. Много чего ещё в ней нет и в помине...
  
   Информация к размышлению
   ----------------------------------------------------------------------------------------------------
   Крупные корпорации располагают богатейшими конкретикой собственными информационными фондами. Но чужих они в эти фонды не пускают... И нет гарантий того, что в этих собственных информационных фондах есть всё, что нужно для усмотрения искомого Решения. К тому же для этого может потребоваться совсем иная систематизация имеющихся информационных фондов.
  
   Едва ли в этих информационных фондах хранятся разработки основоположника ТРИЗ в области ТРТС и ТСМ.
   Зато в этих фондах бездна конкретики по части тенденций развития всего, что выпускается и разрабатывается этой корпорацией!
   Да и вся богатейшая история развития научно- технической мысли в по части продукции фирмы. (Разумеется, включая патентные фонды.)
   ----------------------------------------------------------------------------------------------------
   О создании "бумажной" универсальной версии АРИЗ, оснащённой всеми необходимыми информационными фондами для решения всех проблем техники и науки, не могло быть и речи. Современные информационные технологии в принципе позволяют это сделать. Но стоит ли это делать?
   Подавляющему большинству потребителей это вовсе не нужно. Им нужнее специализированные версии ТРИЗ, оснащённые лишь теми информационными фондами, которые совершенно необходимы для их профессиональной работы по долгу службы. А всё остальное они найдут в Сети. (Например, на основе кооперации с другими потребителями.)
  
   Только вот для обеспечения удобства работы это должны быть далеко не те информационные фонды, которые мы привыкли видеть в технических и научных библиотеках... (Их придётся перелопатить.)
  
   В информационных фондах хранится опыт. А работа с информационными фондами в науке и технике заключается в переносе опыта. О стандартном цикле переноса опыта я уже писал. Необходимый опыт приходится усматривать, конкретизировать и "прописывать" в новой области.
  
   Дело это далеко не простое... Оно не поддается компьютеризации. Даже в части усмотрения. Это творческий человеческий труд! Один человек усмотрит, а другой не усмотрит... И, чего доброго, начнёт винить в этом ТРИЗ...
  
   А ведь ТРИЗ вовсе не даёт гарантий того, что слепая бездарность хоть что то усмотрит! ТРИЗ всего лишь облегчает усмотрение...
  
   Хорошо, если в информационном фонде удастся усмотреть полностью готовое к переносу научное или техническое Решение. Но чаще всего там удаётся в лучшем случае усмотреть лишь плодотворную идею такого Решения. Не так уж много... Но компьютер и на это не способен!
  
   Идея покорения космоса реактивными космическими аппаратами родилась в уме Циолковского ещё в прошлом веке.. А над её конкретизацией для полёта всего лишь на Марс будут работать ещё с десяток лет уже в этом столетии.
  
   Могут и не долететь. Могут и не вернуться... Необходимого для полноценной "прописки" этой идеи опыта пока нет...
  
   Для чего я всё это пишу? Дело в том, что знание ТРИЗ сейчас уже широко распространилось. (Только одни знают о ТРИЗ чуть больше, а другие - чуть меньше.)
   Есть и зачатки сознания имеющегося знания ТРИЗ. (Этот конгломерат знаний уже внутренне непротиворечив и целеустремлён, как единое целое.)
  
   А вот с самосознанием ТРИЗ дело обстоит совсем плохо.
  
   В этом отношении ТРИЗ вовсе не является чем то исключительным. Самосознание даже устоявшихся наук формируется очень медленно. Спросите, например, практикующего врача: "Чем отличается предмет рассмотрения медицинской науки от объектов её изучения?" Он Вам точно ответит!
  
   Можете задать аналогичный вопрос физику. С тем же успехом...
   Даже ушлый философ вряд ли сумеет толком ответить на этот вопрос!
   Что же Вы хотите от спеца по ТРИЗ? (А уж тем более от совсем тёмного пользователя компьютерной версии ТРИЗ!)
  
   Отсутствие самосознания чревато множеством бед. Перечислю лишь некоторые из них.
  
   Информация к размышлению
   ----------------------------------------------------------------------------------------------------
  
   Непонимание предназначения и механизма функционирования ТРИЗ как инструмента ведёт к тому, что им пользуются точно так же, как крыловская Мартышка очками.
  
   Например, суются в область рекламы или бизнеса. Причём здесь ТРИЗ?
  
   Или с глубоким прискорбием сообщают о том, что ТРИЗ там то и там то не работает. А почему слабосильная "общетехническая" версия ТРИЗ должна там работать? У неё же для работы там пока что информационных фондов нет!
  
   Или, будучи бессильны постоять за ТРИЗ на форуме, вдруг начинают поспешно сдавать одну позицию за другой. (Кончается это позорище тем, что ТРИЗ ставят на одну доску с мозговым штурмом и упирают лишь на полезность курса ТРВ.)
  
   Или вообще избегают работы на свободных форумах, замыкаются в своём кругу, отказываются от конструктивной научной полемики. А ведь в науке это не принято!
   ----------------------------------------------------------------------------------------------------
  
   Правильная постановка диагноза является необходимым условием успеха в лечении болезни. Но вовсе не достаточным! Бывает и так, что иной больной просто не желает лечиться...
  
   Я неоднократно писал о том, что для нормального развития комплекса ТРИЗ необходимы метанаучные исследования. Ведь именно многоотраслевая метанаука является истинным ядром комплекса ТРИЗ!
  
   Но меня так и не услышали. Может быть дело тут в названии?
   Так ведь по традиции метанаукой принято называть науку, занимающуюся разумным развитием той или иной науки.
   Например, разумное развитие математики призвана обеспечивать метаматематика. Физики - метафизика. Конкретной отрасли техники- её конкретная отраслевая метатехника. И так далее.
  
   В ТРИЗ ту же работу была призвана выполнять ТРТС совместно с ТСМ. В её необходимости вроде бы никто пока открыто не усомнился. Но и работы толком тоже уже давно никто не проводил! Осталась лишь самопальная вывеска.
  
   Может быть, не стоит плодить без нужды лишние сущности ? Ведь в науке уже давно сложилась общепринятая терминология по этой части! Но дело тут даже не в терминологии. Просто эту работу необходимо возродить и толком проводить! Только тогда с самосознанием ТРИЗ всё будет в порядке.
  
   А теперь пора вернуться к потребителям компьютерной версии ТРИЗ. В основном, иноязычным. (Для российских потребителей это слишком дорогое удовольствие...)
  
   Полагаю, что вместе с той или иной компьютерной версией ТРИЗ им стоит вручить кое-что ещё. (Так сказать, включить в комплект поставки.) Например, эту мою статью. Или даже серию моих статей по той же проблематике. (Разумеется, в достойном переводе.)
  
   От этого выиграют все. И продавец, и покупатель. ( Рекламаций будет меньше.) Выиграет и авторитет ТРИЗ. Для меня это самое главное.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

ТРИЗ. Проблемы с учебником?

   Времена меняются... На заре перестройки проблемы с учебником по ТРИЗ мало кого волновали. Девочки той поры мечтали о карьере валютных проституток, а мальчики размышляли о том, как побыстрее стать миллионером. Ученики и соратники основоположника ТРИЗ устремились за границу...
  
   Особого спроса на изобретателей нет и в современной России. Новейшие заводы закупаются за рубежом по принципу "под ключ". И прекрасно работают без малейших творческих усилий российских рационализаторов и изобретателей. (Они востребованы лишь в оборонке. )
  
   И вдруг на форумах началось оживлённое обсуждение проблемы: где же взять учебник по ТРИЗ? С чего бы это?
  
   Да и сама постановка проблемы явно детская. Зрелым людям прекрасно известно, как книга становится учебником. Для этого необходим так называемый министерский гриф : "Рекомендовано в качестве учебника".
  
   С указанием кому именно рекомендовано. (Например, школьникам или студентам.) Да ещё в рамках какого учебного курса и по какой специальности, включенной в курс обязательного обучения.
  
   Издатели жаждут именно учебников. Их сбыт гарантирован. Попробуйте их не купить! Как только некая книга по ТРИЗ получит статус учебника, она будет незамедлительно растиражирована. Вопрос в том, где и когда это произойдёт.
  
   Скорее всего это произойдёт скоро в Корее. Только там ведутся сейчас смелые эксперименты по преподаванию ТРИЗ в солидных университетах! Отмечу, что преподают ТРИЗ там только корейские профессора на корейском языке.
  
   Так что и первые учебники по ТРИЗ тоже будут изданы (скорее всего) именно на корейском языке, а вовсе не на русском...
  
   А что же в России? В России в чистом виде классический ТРИЗ официально ни в классических , ни в технических университетах не изучается. (То есть он не входит в программу обязательного обучения.) Большой беды в этом нет. ТРИЗ преподается факультативно. ТРИЗ входит в курс МТТ. И так далее...
  
   На худой конец есть много желающих научить премудростям ТРИЗ (за приличное вознаграждение). Можно даже получить некий аттестат качества от МА ТРИЗ с подтверждением уровня квалификации. (Тоже не бесплатно.)
   Каковы же основные проблемы с изданием учебников по ТРИЗ?
  
   Во-первых, надо ввести ТРИЗ в систему научного Знания. Основоположник ТРИЗ оставил нам прекрасные популярные книги для рабочих, но основы ТРИЗ он всё же не заложил! (В том понимании, как это принято делать в науке.)
  
   Во-вторых, предстоит разобраться с концепцией написания такого учебника. Что мы хотим получить от него? Практического освоения всего богатства ТРИЗ? Не получится... Для этого необходимы глубокие специальные познания по всем отраслям техники, по всем техническим системам.
  
   Это только для технической версии ТРИЗ. А ведь есть ещё и научная версия ТРИЗ!
  
   Напомню о том, что предстоит создать вовсе не один , а целую гамму всевозможных учебников, учебных пособий, задачников и так далее. Есть множество различных потребителей ТРИЗ. Есть разработчики ТРИЗ. А есть и преподаватели ТРИЗ. Им всем необходимо учиться и переучиваться, повышать свою квалификацию. Одним единым учебником для всех никак не обойтись...
  
   В-третьих, предстоит решить проблему с авторскими правами. Большинство книг по ТРИЗ сейчас начинается, так сказать, от Адама. При этом широко используются компиляции материалов основоположника ТРИЗ и других авторов.
  
   Закон не запрещает использовать в книгах ссылки на используемые первоисточники. (Более того, это даже обязательно.) Но объём прямого цитирования (заимствования) ограничен по закону!
  
   Для написания научных статей это не является препятствием. Но специфика учебников предполагает изложение материала во всей его полноте. (Иначе учащимся придётся проводить непомерно много времени в библиотеках.) Стало быть придётся проводить согласование со всеми обладателями авторских прав на используемые в учебнике материалы. Одни разрешат, а другие запретят...
  

Как же быть с этим букетом проблем?

  
   Размышляю об этом, я пришёл к убеждению, что без использования современных информационных технологий в этом деле не обойтись. Сетевой учебник по ТРИЗ даже предпочтительнее бумажного!
  
   Шире аудитория, легче обновлять, нет проблем с авторскими правами. (Для этого в Сети специфические ссылки предусмотрены.)
  
   Отпадают проблемы с министерским грифом. Дистанционное образование сейчас довольно развито. А преподаватель волен рекомендовать своим слушателям то, что он считает полезным без согласований с Минвузом!
  
   Официально курс может и не называться "Основы ТРИЗ" или "ТРИЗ в твоей профессии". Сойдёт и любое официальное название подходящего обязательного курса. (Например, курс МТТ.) А его реальное содержание проконтролировать по учебным часам не сможет никакой инспектор...
  
   Между прочим, фактически по ряду причин это уже давно происходит во многих вузах и без дистанционного образования. Только преподаватели при этом больше рискуют...
  
   Между прочим, во многих странах сетевые публикации уже давно уравнены в правах с бумажными. Это в России ВАК пока что ими брезгует. То есть пока что не допускает в диссертациях сетевые ссылки. Со временем это бюрократическое извращение будет устранено. Быть может, даже вместе с пожизненной рентой за учёные степени... И тогда желающих подключиться к работе над сетевым учебником по ТРИЗ станет гораздо больше!
  
   Уточняю. В Сети можно реализовать даже не идею учебника по ТРИЗ, а идею Энциклопедии ТРИЗ в полном объёме. Её богатые возможности сможет использовать каждый желающий. Кто же мешает использовать некоторые её разделы в качестве сетевого учебника или для практического использования по долгу службы на своём рабочем месте?
  
   Как правило, для такого использования каждому конкретному потребителю понадобится лишь ничтожная доля информационных фондов Энциклопедии ТРИЗ. Но каждому своё. Лишь то, что ему действительно надо!
  
   Впрочем, нечто общее понадобится любому пользователю такой сетевой Энциклопедии ТРИЗ и учебника по ТРИЗ (в одном флаконе). Это общее состоит в концепции ТРИЗ.
  
   Но это будет совсем не та концепция, которую нам оставил основоположник ТРИЗ! Его концепция диктовалась реалиями эпохи борьбы за выживание ТРИЗ в СССР. Кончилась та эпоха...
  
   Никто уже не требует доказательств эффективности совместного обучения разнородного контингента элементам технической версии ТРИЗ. Никому уже не нужны эпатирующие лозунги ТРИЗ минувшей эпохи. Никого уже не страшит необходимость разработки множества специализированных версий ТРИЗ, ибо повсеместно внедряются современные информационные компьютерные технологии. И так далее...
  
   Концепция ТРИЗ образца минувшего века была прежде всего учебно-демонстрационной, (а не рабочей!). Решались в основном учебные задачи. Но при этом слушателям демонстрировались (имитировались) возможности ТРИЗ при решении реальных задач в отдалённом будущем.
  
   А учили их преимущественно отказу от перебора вариантов. Осваивали наработанные элементы ТРИЗ. Тоже не плохо по тем временам...
  
   Только вот сейчас времена уже не те. Сейчас реально работающий программный инструментарий вынь да положь! Да ещё такой, чтобы он эффективно работал во всех областях науки и всех отраслях техники. С огромными информационными фондами. С современной информационно-поисковой системой.
  
   Да ещё такой, чтобы не требовал обременительного освоения. Сразу же с колёс стал прибыль приносить. Размечтались...
  
   Такой инструмент в принципе сделать сейчас уже можно. Но это потребует больших затрат. Как временных, так и материальных. И уж точно стоить такое удовольствие будет не дёшево...
  
   А вы чего захотели? Простых и дешевых бумажных учебников? Тогда сбегайте на ближайшую помойку. Там ещё догнивают учебники по научному коммунизму. Очень простые и совершенно бесплатные. Берите и наслаждайтесь!
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

ТРИЗ: читая Бориса Злотина

   Англоязычная научно- техническая общественность и англоязычное ТРИЗ- сообщество получают свою информацию о развитии ТРИЗ в основном из англоязычных работ Бориса Злотина.
  
   Что тут поделаешь... Там он коммерчески успешен, а стало быть и авторитетен. Английским языком владеет свободно. Да и русский язык ещё не позабыл. Вот и пишет. Например, такое:
   ----------------------------------------------------------------------------------------------------
  
   Заключение
  
   То, c чего мы бы начали это сообщение, если бы были природными американцами.
  
  
   1. Как корабль назовешь, так он и поплывет. Название ТРИЗ сбивает с толку не только возможных клиентов и спонсоров, но и нас самих - большинство из нас давно уже не занимаемся именно теорией решения изобретательских задач. Мы не предлагаем и не хотим срочно "менять флаги" и перестраивать ряды. Но, ведя исследования и разработки, сами для себя мы должны четко определить - чем же мы, в сущности, занимаемся?
   ----------------------------------------------------------------------------------------------------
  
   Или такое:
  
  
   ----------------------------------------------------------------------------------------------------
   Модульное развитие
  
   Историческая тенденция роста разделения труда привела к тому, что все большее количество машин, устройств, технологических процессов и т.п. стало создаваться из отдельных готовых модулей.
   Сначала применялись мелкие модули - стандартный крепеж, подшипники, шестеренки, потом развился типичный для Америки метод "проектирование по каталогам", при котором разрабатывая, например, новый пылесос, берут в каталогах почти все - электромотор, насос, фильтры, микрочип управления, шланги, насадки и т.п.
   Заново разрабатывают только новую или относительно новую систему интеграции этого набора, внешний вид, возможно добавление каких-то дополнительных блоков, обычно тоже стандартных, но ранее в пылесосах не применявшихся. Ну, иногда и что-то новое включат, но вовсе не обязательно.
  
  
   Это, между прочим, объясняет бывшую малопонятной низкую эффективность указателей физических и прочих эффектов (забавно, эти указатели хоть на бумаге, а лучше в софтвэре, при низкой технической эффективности имеют высокую эффективность как средства маркетинга, клиенты на них "клюют" очень хорошо!).
  
   Ну, мы предложим клиенту использовать эффект Ранка, что ему это даст? Он не будет создавать новую конструкцию, тратить годы на исследования и оптимизацию, ему нужен готовый модуль, в худшем случае образец уже проверенного и испытанного устройства, которое можно скопировать или/или на которое можно купить лицензию.
   ----------------------------------------------------------------------------------------------------
  
   Комментировать первый фрагмент доклада Бориса Злотина здесь и сейчас я не буду.
   Научного значения он не имеет. А историей ТРИЗ МА ТРИЗ поручила заниматься не мне, а Владимиру Петрову. Пусть он и занимается!
  
   Даст этическую оценку предельно откровенным высказываниям Бориса Злотина. Оценит его благородство и изобретательность. Произведёт в сан основоположника супер-ТРИЗ нового века. А то и чего то неизмеримо более лучшего...
  
   В порядке информации напомню лишь о том, что переход от этапа решения изобретательских задач к этапу разумного развития ТС (управляемой эволюции) и этапу разумного развития комплекса технологий, наук и дисциплин , (лишь условно называемому ТРИЗ), провозгласил сам Генрих Альтшуллер, а вовсе не Борис Злотин...
  
   Так что не стоит ему давать повод для иллюзий по части его "основоположничества". А ведь именно такой вывод сделает любой неискушенный читатель этого фрагмента!
  
   Со вторым фрагментом доклада Бориса Злотина, имеющим принципиальное значение, есть смысл здесь и сейчас разобраться подробнее. Явных ошибок там нет. Именно это опасно для неискушенного читателя...
  
   Начнём с того, что объединение ТРИЗ с методиками активации перебора вариантов в единую концептуальную систему просто невозможно, ибо они столь же несовместимы между собой, как астрономия и астрология.
  
   Но на уровне некой надсистемы это вполне возможно. Вопрос лишь в том, что это будет за надсистема...
  
   Название "ТРИЗ" действительно весьма условно и способно ввести в заблуждение. Об этом я несколько раз уже писал.
  
   Если это теория, то какой именно науки? Известной или новой? Но нет такой науки, которая способна вместить весьма разнородное содержание технической версии ТРИЗ! Это комплекс наук, технологий и дисциплин, необходимый для подготовки профессионального изобретателя.
  
   Так уж сложился состав ТРИЗ, что иного определения не придумать!
  
   А вот уровень осознания функций ТРИЗ исторически неоднократно менялся. Сначала была осознана функция решения изобретательских задач. Затем функция разумного развития технических систем в (рамках курса ТРТС). То есть их управляемой плановой эволюции. И так далее.
  
   Параллельно разрабатывались вспомогательные курсы, не связанные с функциями ТРИЗ, но необходимые для всесторонней подготовки творческой личности профессионального изобретателя (РТВ, ЖСТЛ).
  
   (При этом молчаливо предполагалось, что все прочие столь же необходимые знания будут приобретены в учебных заведениях, на своём рабочем месте и так далее. В общественных школах по ТРИЗ их не давали и дать не могли. Это была система дополнительного обучения технических специалистов.)
  
   Разумеется, разработчиков ТРИЗ тоже нужно готовить. Причём по иной программе, чем потребителей ТРИЗ. Но при жизни Альтшуллера разработчики ТРИЗ просто выдвигались из числа слушателей курсов по ТРИЗ и набирались опыта в процессе совместной творческой работы с основоположником ТРИЗ. (Чему и как учить разработчиков ТРИЗ тогда никто не знал...)
  
   При таком составе, структуре и функциях техническая версия ТРИЗ объективно входила в состав подсистемы методологии технического творчества в системе подготовки ИТР.
  
   Такова сермяжная правда. В ту же подсистему чиновники включили и все прочие МТТ. (На всякий случай. Может и они будут где то востребованы?)
  
   Вообще-то за образовательные услуги потребители готовы платить... Но это далеко не товар. Но хорошим товаром могут быть книги и компьютерные продукты, необходимые для обеспечения образовательных услуг. Особенно, при условии, что эти услуги обязательны для получения дипломов.
  
   Но по ряду причин ТРИЗ не вошёл в перечень обязательных дисциплин для изучения студентами. Так уж вышло... А деньги на развитие ТРИЗ зарабатывать надо. Как быть?
  
   Из этой изобретательской ситуации возможны различные выходы.
   Можно довести техническую версию ТРИЗ до кондиций и честно бороться за государственный кошт.
  
   Можно попытаться убедить крупные корпорации в желательности дополнительной творческой подготовки собственных кадров, оказать им соответствующие услуги и продать им компьютерные продукты, (необходимые для обеспечения предоставляемых образовательных услуг).
  
   А можно попытаться использовать уже имеющиеся разработки по ТРИЗ не по прямому назначению.
  
   Только для этого техническую версию ТРИЗ придётся перетащить из системы творческой подготовки кадров ИТР в систему инженерного проектирования. А перед этим в системе инженерного проектирования изыскать вакантное подсистемное место...
  
   В принципе это возможно. Всевозможные САПР уже давно есть у солидных зарубежных корпораций. И проще всего дополнить их компьютеризированными информационными фондами ТРИЗ. А потом постоянно пополнять их по объёму и номенклатуре.
  
   Так что зря господин Злотин пренебрежительно отзывался о традиционных информационных фондах ТРИЗ! Его клиенты прекрасно понимают, что им цены нет. Просто в его концепции управляемой эволюции ТС для них нет приличного места. Но это уже проблема его концепции...
  
   А теперь пройдёмся по докладу Бориса Злотина, в котором излагаются основы концепции управляемой эволюции ТС. На первый взгляд там всё в порядке. А на второй?
  
   Сама по себе эта концепция явно не нова. В ней может быть лишь новая конкретика, которую автор доклада предпочитает хранить, как коммерческую тайну. Это нормально.
  
   Полагаю, что эта новая конкретика у него действительно наработана и она хороша. Иначе бы его товар не покупали...
  
   Проблема лишь в том, что концепция управляемой эволюции ТС (со всей её новой конкретикой) по установившейся в науке традиции относится к области инженерного проектирования, а вовсе не к ТРИЗ! Никто не оспаривает фактическое наличие раздела ТРТС в конгломерате ТРИЗ.
  
  
   Но это ничего не меняет. Скорее всего, западные историки развития техники отнесут все наработки по ТРТС к области инженерного проектирования и включат в учебники по инженерному проектированию.
  
   Ведь курс инженерного проектирования уже давно и прочно вошёл в обязательные учебные программы, а курс ТРИЗ пока не вошёл... Так куда же ещё включать наработки по ТРТС и управляемой эволюции ТС?
  
   Кстати, при этом Генрих Альтшуллер автоматически лишится и статуса основоположника ТРТС. Ведь он же не был основоположником инженерного проектирования!
  
   О печальной участи такого раздела ТРИЗ , как курс ЖСТЛ, я уже писал. Товаром он нигде и никогда точно быть не может! Поэтому я предсказал, что некоторые предприимчивые бизнесмены от ТРИЗ о нём позабудут. Для бизнесменов это нормально.
  
   Но мне и в голову не пришло, что они способны перекроить творение Игоря Вёрткина и Генриха Альтшуллера таким образом, чтобы оно легко продавалось даже в США!
  
   А вот Борису Злотину это в голову пришло... Он считает возможной торговлю курсом ЖСТЛ в США " при условии исключения из него тоталитарно - жертвенного духа, совсем не характерного для информационной эпохи и демократического общества".
   Комментарии излишни...
  
   О развитии ТРИЗ в информационную эпоху писал не только Борис Злотин. Я об этом тоже писал... Правда, только на русском языке в рунете. Так что англоязычное аудитории мои работы по этой проблематике не известны. Полагаю, что и Борис Злотин их не читал. А зря...
  
   Приведу лишь несколько фрагментов из моих статей о компьютеризации ТРИЗ в информационную эпоху. Вот они:
   ----------------------------------------------------------------------------------------------------
   Лишь после публикации трилогии "Невидимые миры вселенной Знания" я начал всерьёз задумываться о необходимости компьютеризации ТРИЗ. И для этого у меня тоже появились весомые аргументы.
  
   Дело в том, что в "Невидимых мирах..." был переосмыслен позитивный и негативный опыт десятилетий развития технической версии ТРИЗ. Стало понятно, где и почему она работает или не работает.
  
   Там же были заложены основы научной версии ТРИЗ, а многоотраслевая метанаука была осознана в качестве ядра комплекса наук, технологий и дисциплин, скрывающихся под обманчивой вывеской "ТРИЗ".
  
   Какая там новая теория? Какой науке она принадлежит? Вывеска- она и есть вывеска...
  
   ТРИЗ нового века пришлось очистить от эпатирующих лозунгов иной эпохи, в новых условиях лишь тормозящих разумное развитие и ТРИЗ , как теории, и ТРИЗ, как движения.
  
   Но для широкомасштабного практического применения ТРИЗ этого мало. Каркас он и есть каркас... Его надо обустроить, обжить. Наполнить фондами опыта. Постоянно пополнять и обновлять его. Поддерживать в наиболее удобной форме для практического применения. И так далее...
  
   Какие именно фонды опыта могут понадобиться при усмотрении Решения конкретной проблемы с наиболее удобных для этого позиций априори не известно. Стало быть, в идеале надо технически обеспечить возможность проведения поиска по всему известному на данный момент Знанию на рабочем месте. Без компьютера это не реализуемо...
  
   Но и с помощью компьютера пока тоже!
   Нет пока компьютерной программы для обеспечения такого поиска. Информации в Сети так много, что в ней можно утонуть.
  
   Искать необходимую для разрешения возникшей проблемы информацию часто приходится вне узкой области профессиональной компетенции.
   Без специальной программы даже хорошо подготовленному спецу по ТРИЗ найти её в разумные сроки практически невозможно.
  
   Так что либо придётся урезать поиск , (что чревато крупными просчётами) , либо предоставить разработчику нового века качественно иное программное обеспечение. Иначе ТРИЗ кроме минимальных информационных фондов по сути вооружит его лишь лозунгами. Кому они нужны?
  
   Во избежание недоразумений поясню. Системы поиска информации есть и сейчас. В любой сельской библиотеке есть алфавитный и систематический каталог. А в приличной библиотеке эти же каталоги занесены в память компьютера. Библиотекарь теперь работает с максимальным комфортом. А профессиональный потребитель информации- пока нет!
  
   Ситуация с поиском необходимой для принятия разумного научно- технического решения информации примерно та же.
  
   А ведь на каждом шаге такого поиска ситуация радикально меняется. Множество шагов необходимо сделать для усмотрения разумного Решения проблемы с наиболее удобной позиции. А как же их сделать при таком пещерном программном обеспечении? Вот и работают по старинке.
   До сих пор!
  
   Я не призываю к созданию новой версии лукавой программы "Изобретающая машина". Нет, не было и не будет изобретающих машин, способных заменить творческое человеческое мышление!
  
   А вот программы для облегчения творческой работы нам необходимы. Творцу нужны комфортные условия для обеспечения эффективности его творческого труда. К тому же его необходимо предварительно кое- чему научить (по части разумной технологии творчества и так далее).
  
   Иначе молодые специалисты, обязанные творить по долгу службы, но совершенно этому делу профессионально не обученные, (к тому же плохо знающие историю науки и техники, вооруженные лишь средневековыми представлениями о научном методе) , за наш счёт натворят такое, что мало не покажется...
   Так что засучим рукава и ...за работу, господа! Давно пора...
   ----------------------------------------------------------------------------------------------------
  
   8. Чем объясняется сложность работы по компьютеризации ТРИЗ? Ведь в Яндексе найдётся всё...
   -Там ещё добавлено "со временем"... Яндекс - прекрасный поисковик. Но разработчикам науки и техники от него мало прока. В патентном фонде тоже найдётся всё. Но сколько труда и времени затратил основоположник ТРИЗ на выделение из него "сильных" решений изобретательских задач?
  
   При решении сложных реальных изобретательских задач разработчику приходится выходить далеко за границы своей узкой профессиональной компетенции. И за пределы своей отрасли тоже. Где, что и как искать заранее ему не известно.
   К тому же каждый шаг при усмотрении искомого Решения изобретательской задачи радикально меняет поисковую ситуацию. А она и без того подобна ситуации, описанной в фантастическом романе "Сталкер". Всего один опрометчивый шаг в Зоне может иметь печальные последствия...
  
   Роль Сталкера, помогающего разработчику в его путешествии по необъятной Зоне поиска Решения, призвана сыграть хорошо продуманная компьютерная программа. Она обязана уметь работать совместно с Яндексом. Но далеко не только с ним, но и с другими компьютерными программами! Она должна считаться с особенностями человеческого восприятия и мышления, с человеческой психологией.
   Ведь именно человек усматривает искомое Решение. И именно человек потом принимает весьма ответственное научно-техническое решение. Программа "Сталкер" лишь помогает ему... Даёт ненавязчивые советы, наводит, подсказывает.
   Очевидно, что создать такую программу очень сложно. А ведь её к тому же необходимо постоянно обновлять! Жизнь ведь не стоит на месте. Мир очень быстро меняется...
   ----------------------------------------------------------------------------------------------------
  
   Почему Генрих Альтшуллер оставил нам лишь общетехническую версию ТРИЗ? Он ведь прекрасно понимал, что эта версия мало содержательна... Знал о необходимости разработки множества специализированных версий ТРИЗ для различных отраслей техники и различных наук. А не оставил...
  
   Отчасти это объяснимо идиотскими требованиями властей той поры, предъявленными к доказательству эффективности ТРИЗ. Ведь ему предоставляли для краткосрочного обучения разнородный контингент. А требовали при этом доказательств высокой эффективности совместного обучения слесарей и электронщиков!
  
   О каких же специализированных версиях ТРИЗ в таких условиях можно говорить? Кто финансировал их разработку? Кто всесторонне обеспечивал разумную проверку их эффективности?
  
   Отчасти это объяснимо уровнем развития информационных технологий в СССР в эпоху расцвета таланта основоположника ТРИЗ. Он получил доступ к компьютеру лишь на склоне лет... Всеобщей компьютеризации В СССР вообще не было. А без неё о разработке множества специализированных версий ТРИЗ не могло быть и речи!
  
   Даже в наши дни в благополучной Америке не найти спонсоров для полноценной тотальной компьютеризации ТРИЗ. Финансировать перестройку в Яндексе никто не будет.
  
   Тем не менее, постепенно перестроить Яндекс в "Сталкер" всё же можно. Заказы от крупных корпораций на специализированные компьютерные версии ТРИЗ сейчас уже есть. А полная совокупность этих специализированных компьютерных версий ТРИЗ со временем и даст нам вожделенный "Сталкер"!
  
   Вот и все мои мысли по поводу доклада Бориса Злотина на саммите разработчиков ТРИЗ. Спасибо за внимание.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"