Вулло Леонид Иосифович: другие произведения.

Триз. Свобода и необходимость

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"
Конкурсы романов на Author.Today

Летние конкурсы на ПродаМан
Открой свой Выход в нереальность
[Создай аудиокнигу за 15 минут]
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Эволюция ТРИЗ. Свобода и необходимость.


ТРИЗ. Свобода и необходимость

   Свобода и необходимость причудливо переплетались в процессе эволюции ТРИЗ. Пока основоположник ТРИЗ работал самостоятельно (или в узком кругу своих единомышленников), он был свободен в своих творческих поисках.
  
   Но когда пришло время создания движения ТРИЗ, организации сети общественных школ и создания массового движения, то свобода его творческих поисков была резко ограничена.
  
   Даже общественные школы нуждались в некой эгиде (ВОИР, комсомол и т.п.) Эгида дозволяла, но ведь эгида и спрашивала (за своё высочайшее дозволение)!
  
   Но спрашивала не только эгида. Соратники по движению ТРИЗ тоже кое-что спрашивали... Массовое общественное движение без использования популистских лозунгов ещё никто не создавал...
  
   Сейчас вошли в моду дискуссии по проблематике ТРИЗ (назначение, предмет и метод, научность и т.п.), в которых пустозвоны взирают на ТРИЗ с произвольно выбранных точек зрения.
  
   Но ведь реальная эволюция ТРИЗ была продиктована суровой необходимость удовлетворения потребностей эгиды и массового общественного движения! Поэтому и рассматривать, и осмысливать её разумнее, прежде всего, именно с точек зрения формировавших её реалий суровой необходимости.
  
   Разумеется, и творческая личность Генриха Альтшуллера тоже наложила свой отпечаток на эволюцию ТРИЗ. Он мог сделать то, что заурядным людям не под силу.
  
   Но кое-что из того, что могли делать даже заурядные люди, он сделать не мог. Гулаг не позволил ему ни получить систематической университетское образование, ни поработать в науке и на производстве, ни получить доступ к спецхранам философских библиотек...
  
   А как, по-вашему, формировались представления Генриха Альтшуллера о технологии управления созданным им движением? Они были почерпнуты из опыта современного ему общества. Включая его личный лагерный опыт...
  
   Добавим ко всем этим реалиям ресурсов и ограничений эволюции ТРИЗ такую весьма важную деталь, как отсутствие источника финансирования.
   Ведь государство не финансировало ТРИЗ, не платило зарплату Альтшуллеру. Он зарабатывал себе на жизнь трудом писателя - фантаста. (Иную работу бывшему зэку, к тому же толком не реабилитированному, государство предоставить не могло...)
  
   Эти обстоятельства и предопределили единственно возможный путь эволюции ТРИЗ во времена СССР. Иной она быть просто не могла!
  
   Движение получило необходимые ему популистские лозунги. (Пролам пришлось обещать, что изобретая по дерзким формулам творчества, они переплюнут академиков. Талант и призвание были объявлены мифом о загробной жизни. И так далее...)
  
   Это было необходимым условием массовости движения ТРИЗ. Но не достаточным.

***

  
   Во времена СССР развелось очень много скучающих (на своей работе) ИТР. Они просто рвались на семинары по такому живому и интересному делу, как ТРИЗ. Разумеется, в рабочее время...
  
   Руководство не возражало. (Звонок из общества "Знание" или ВЛКСМ. Или ещё бог весть откуда.) Руководство времён СССР было приучено посылать своих сотрудников в рабочее даже в колхоз! Почему бы не посылать их поучиться на изобретателя?
  
   Но руководство старалось отрывать от работы далеко не самых нужных для работы людей... Это тоже весьма существенное обстоятельство. Кого собрали с бору по сосенке - тех и учи! Да ещё докажи потом эгиде эффективность такого обучения (этого сброда)!!!

***

  
   ГСА не мог не понимать неизмеримо более высокую эффективность специализации ТРИЗ. Ясно, что обучение ТРИЗ программистов - это одно, обучение ТРИЗ химиков - это другое, а обучение ТРИЗ заводских умельцев - это третье...
  
   Но что он мог тогда поделать со своим пониманием? Ровным счётом ничего! Никто бы не предоставил ему тогда необходимого контингента для узко специализированного раздельного обучения. Никто бы не наработал тогда необходимый для такого обучения учебный материал. Да и преподавать тогда такой курс на общественных началах тоже бы никто не смог.
  
   Невозможность наладить разработку и преподавание специализированных версий ТРИЗ вынуждала Генриха Альтшуллера вообще об этом помалкивать. Нельзя же в своих книгах писать одно, а на семинарах по ТРИЗ делать совсем другое!

***

  
   Чёткая ориентация ТРИЗ времён СССР на заводских умельцев была вынужденной, но отчасти случайной. Если бы у истоков ТРИЗ стоял не ГСА, а иной основоположник, то эволюция ТРИЗ происходила бы иначе.
  
   Власти СССР отнеслись бы иначе к другому основоположнику ТРИЗ, а стало быть, и к ТРИЗ тоже. Могли бы и принять ТРИЗ на государственный кошт... Мешала именно личность основоположника ТРИЗ, принять которую власть (по ряду причин) не могла.
  
   Взгляните на эту личность глазами чиновников! Недоучившийся студент. Не реабилитированный зэк. Бездарный писатель-фантаст. Да к тому же ещё и еврей... Такая личность во времена СССР не могла претендовать на роль основоположника новой науки.

***

  
   Ещё сохранившаяся (со времён СССР) личностная ориентация ТРИЗ мешает сейчас определиться с назначением ТРИЗ, да и с составом, предметом и методом ТРИЗ тоже.
  
   В новой России ещё остались сторонники классики ТРИЗ. Они сохранили личностную ориентацию, (для которой в новой России уже нет социальной базы).

***

  
   Появились и всевозможные российские коммерсанты от ТРИЗ. Они ориентированы на рыночные ценности. Книги и тренинги по ТРИЗ для детей, рекламистов и бизнесменов сейчас пользуются спросом на рынке... Вот они и удовлетворяют его.
  
   Есть платёжеспособный спрос и на компьютерные версии ТРИЗ, и на компьютерные программы современного инженерного проектирования с использованием элементов ТРИЗ.
  
   Есть стремление профессиональных педагогов подключиться к преподаванию ТРИЗ. Разумеется, обязательному и оплачиваемому государством...
  
   Вот и тянут эти Лебедь, Рак и Щука повозку ТРИЗ на себя. А воз и ныне там! Не туда они его в своих эгоистических интересах тянут...

***

   Реалии таковы, что необходимость государственного кошта для развития ТРИЗ в России безальтернативна. Тут и обсуждать нечего... Железная необходимость.
  
   Рано или поздно она и сама пробьёт дорогу для своей реализации. Но разумнее, не дожидаясь этого пассивно, ускорить этот процесс с учётом новых ресурсов и новых ограничений, которых раньше не было.

***

  
   Что же изменилось? Да почти всё... Нет больше основоположника ТРИЗ, личность которого не могла быть принята чиновниками. Нет больше и прежнего ВОИР, некогда препятствующего распространению ТРИЗ. Нет больше и попыток отрицания необходимости творческой подготовки ИТР "с порога".
  
   Курс МТТ и его аналоги уже прочно укоренились в системе образования. (Правда, пока на факультативной основе и без упора на ТРИЗ, но это легко исправить.)
  
   Открылись новые возможности для компьютеризации ТРИЗ и раздельного обучения специализированным версиям ТРИЗ на государственной основе. Теперь всё можно делать по уму. Химикам преподавать ТРИЗ для химиков, а программистам - ТРИЗ для программистов.

***

  
   Чего же сейчас не хватает для лоббирования перехода ТРИЗ на государственный кошт?
  
   Прежде всего, самих лоббирующих! В их числе только профессиональные педагоги, готовые ради дополнительных учебных часов преподавать что угодно... Самые ушлые из них знают о том, что ранней пташке достанется жирный червячок (место на вершине новой "пирамиды").
  
   Всем остальным (коммерсантам и лохотронщикам от ТРИЗ, разработчикам компьютерных программ с использованием ТРИЗ, писателям детских книжек по ТРИЗ) это лоббирование вовсе не нужно...
  
   Чего же не хватает профессиональным педагогам для успеха (уже проводящегося ими) лоббирования ТРИЗ? Прежде всего, новой вменяемой концепции лоббируемого учебного курса!
  
   Позаимствовать концепцию ТРИЗ минувшей эпохи они по ряду (описанных мной ранее) причин не могут. А новую концепцию они самостоятельно разработать не способны. Вот дело и застопорилось...
  
   С появлением трилогии "Философия ТРИЗ" (и сопровождающих её работ) профессиональные педагоги получили всё то, чего они так долго ждали. Теперь всё зависит только от них самих. Время пошло!

***

  
   А теперь пора сказать пару слов об эволюции ТРИЗ за рубежом. Она ведь и в свободной Америке вовсе не свободна от влияния факторов ресурсов и ограничений!
  
   Только в каждой стране свои специфические ресурсы и ограничения, зависящие от уровня её экономического развития и менталитета. (В США они одни, в Европе и Азии - другие...)

***

  
   В США быстро выяснилась невозможность обучения ТРИЗ с отрывом от производства. Да и желающих изучать ТРИЗ по вечерам за свой счёт там не нашлось. Это не СССР и даже не новая Россия...
  
   Так что покорение Америки началось с продажи первых компьютерных программ типа "Изобретающая машина", открывших эпоху компьютеризации ТРИЗ.
  
   Потом появились и более совершенные компьютерные программы. Позднее крупные американские корпорации уже привыкли привлекать головастых российских умельцев к решению своих проблем.
  
   Некоторые из них прилично знали ТРИЗ, а некоторые не очень. Некоторые из них переехали в США и начали трудиться на ТРИЗ - фирмах наших бывших соотечественников. А некоторым просто передавали субподряд, не вывозя их России. Но, так или иначе, дело пошло.
  
   К сожалению, это дело уже не было делом развития ТРИЗ. Даже попыток создания специализированных версий ТРИЗ предпринято не было...
  
   Более того, под давлением обстоятельств начался вынужденный откат от развития ТРИЗ с переброской ресурсов на развитие современного инженерного проектирования.
  
   Причины такого вынужденного отказа описаны Борисом Злотиным в его судьбоносном отчётном докладе (о работе в должности вице-президента МА ТРИЗ по научной работе). Доклад называется "Что делать?". Он размещён в Сети. Так что читайте его сами...

***

   А что сейчас происходит с развитием ТРИЗ в Корее? Там ведь полно корусичей, работающих ТРИЗ - консультантами! Да примерно то же самое... Только с поправкой на корейский менталитет.
  
   ТРИЗ преподаётся в корейских университетах (в порядке смелого эксперимента.) Но преподают его там только корейские профессора. И преподают его так, что даже редактор "Методолога" не смог сдержать свою насмешку...
  

***

   А что происходит сейчас с развитием ТРИЗ в Израиле? Там ведь почтенный Владимир Петров руководит национальной ассоциацией ТРИЗ... Может быть, под его руководством израильский ТРИЗ стал "впереди планеты всей"?
  
   Не похоже... Правда, Владимир Петров сумел навести в ТРИЗ элементарный порядок. Особенно по части истории ТРИЗ. В его истории ТРИЗ никто не забыт и ничто не забыто! Но ведь не более того...

***

  
   Немецкий менталитет более всех иных благоприятен для развития ТРИЗ. Я не могу представить себе француза, творящего по дерзким формулам творчества... А немца - могу.
  
   Правда, в Германии очень высока философская культура. Примитивная техника работы с противоречиями в ТРИЗ не может не шокировать немцев. Тем не менее, от "Модерн - ТРИЗ" господина Орлова, ныне проживающего в Германии, я ожидал большего!

***

  
  
   Резюмирую. Эволюция ТРИЗ в условиях реалий ресурсов и ограничений не более свободна, чем эволюция Техносферы или сферы фундаментальных наук.
  
   Осознание этого позволяет нам кое-что понять в этой эволюции. И к тому же, кое-что предсказать и форсировать. Для этого надо внимательно отслеживать вновь открывающиеся возможности и учитывать новые ограничения.
  
   В России сейчас есть возможности для разработки специализированных версий ТРИЗ и постановки ТРИЗ на рельсы нормального научного развития и государственного кошта.
  
   Постарайтесь не упустить их, пока окно возможностей ещё открыто!
  
   Леонид Вулло
   Свободный журналист ХайВей
   Член РА ТРИЗ
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com М.Федоренко "Крылья свободы"(Постапокалипсис) С.Панченко "Мгновение вечности"(Научная фантастика) О.Северная, "Фальшивая невеста"(Любовное фэнтези) А.Емельянов "Последняя петля 5. Наследие Аури"(ЛитРПГ) А.Ардова "Брак по-драконьи. Новый Год в академии магии"(Любовное фэнтези) В.Василенко "Статус D"(ЛитРПГ) К.Федоров "Имперское наследство. Сержант Десанта."(Боевая фантастика) А.Робский "Охотник: Новый мир"(Боевое фэнтези) А.Ардова "Жена по ошибке"(Любовное фэнтези) Л.Грош "Они не мы. Красная сфера"(Антиутопия)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"