Выгонский Сергей Иванович : другие произведения.

С.Выгонский. Распад и становление в психоанализе (читая книгу Германа Гессе "Степной волк")

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В романе Германа Гессе "Степной волк" блестяще показано, как главный герой в грезах ("снах наяву") соприкасается с действительностью, скрытой в глубине души. Речь, конечно же, идет здесь о коллективном бессознательном.


В романе Германа Гессе "Степной волк" блестяще показано, как главный герой в грезах ("снах наяву") соприкасается с действительностью, скрытой в глубине души. Речь, конечно же, идет здесь о коллективном бессознательном.

Напомню, что совпадение имен главного героя и автора обычно означает тождество между первым и вторым. Интересно то, что сам автор романа проходил курс психоанализа у И.Б.Ланге, ученика К.Юнга. После этих занятий талант Гессе расцвел.

Произошел переход от бытовых жизнеописаний к фантастическим сюжетам. Неудивительно то, что творчество швейцарского литератора было повторно востребовано в бурные 60-е. Познакомлю с некоторыми отрывками из этого текста. Вот типичный образец:
"- Потерял номерок? - спросил какой-то случившийся рядом красно-желтый чертенок пронзительным голосом. - На тебе мой, приятель. - И он уже протянул мне свой номерок. Когда я машинально взял его и стал вертеть в пальцах, юркий коротышка уже исчез.

Поднеся, однако, эту круглую картонную бирку к глазам, чтобы разглядеть номер, я увидел вместо него какие-то мелкие каракули. Я попросил гардеробщика подождать, подошел к ближайшему светильнику и прочел их. Мелкими, спотыкающимися, неразборчивыми буквами было нацарапано:

Сегодня ночью с четырех часов магический театр - только для сумасшедших - плата за вход - разум. Не для всех."
И еще один:
"Мы последовали его призыву, и .у двери он тихо сказал мне:
- Брат Гарри, я приглашаю вас на небольшой аттракцион. Допускаются только сумасшедшие, плата за вход - разум. Вы готовы?
Я снова кивнул головой".
Тема зрелищных подмостков ("Магический театр") как особого пространства для развертывания спароецированных вовне видений пересекается с представлениями о виртуальной реальности, которая, как известно, стала краеугольным принципом организации всемирной "паутины". В этом контексте плата за вход разумом означает уничтожение субъективного чувства реальности происходящего.

В романе описывается, как его главный герой, оказавшись в неком магическом театре, получает урок построения личности. Перед его глазами элементы субъективной реальности, сравниваемые с шахматными фигурами, рассыпаются и собираются вновь. Так он узнает о существовании психического расщепления. В книге об этом говорится так:
"- Вам известно ошибочное и злосчастное представленье, будто человек есть некое постоянное единство. Вам известно также, что человек состоит из множества душ, из великого множества "я". Расщепление кажущегося единства личности на это множество фигур считается сумасшествием, наука придумала для этого названье - шизофрения. Наука права тут постольку, поскольку ни с каким множеством нельзя совладать без руководства, без известного упорядоченья, известной группировки. Не права же она в том, что полагает, будто возможен лишь один, раз навсегда данный, непреложный, пожизненный порядок множества подвидов "я". <...> Вследствие этого заблужденья "нормальными", даже социально высокосортными, считаются часто люди неизлечимо сумасшедшие, а как на сумасшедших, смотрят, наоборот, на иных гениев. Поэтому несовершенную научную психологию мы дополняем понятием, которое называем искусством построения. Тому, кто изведал распад своего "я", мы показываем, что куски его он всегда может в любом порядке составить заново и добиться тем самым бесконечного разнообразия в игре жизни. Как писатель создает драму из горстки фигур, так и мы строим из фигур нашего расщепленного "я" все новые группы с новыми играми и напряженностями, с вечно новыми ситуациями."

Вероятно, читатели помнят о том, что расщепление на сознательное и бессознательное - важнейшее условие организации субъективной жизни человека, которое он до конца своих дней безуспешно преодолеть. Однако у этого психического процесса, помимо изоляции человеческого "Я" от травмирующих переживаний, имеется и другое предназначение.

Любое разрушение психической целостности, например, в результате стресса, затрудненных жизненных обстоятельств, или по иным причинам прежде всего есть разрушение жизненных стереотипов. Только после такого самоочищения личность готова развиваться дальше и способна к принятию нового. Конечный смысл подобного распада - расчистить путь будущему.

Один из героев романа Германа Гессе "Степной волк" пускается в фантастическое путешествие. И этот непростой путь пролегает внутрь самого героя. Конечно же, автор романа был знаком с символикой снов и мифов. Именно поэтому в хуждожественной форме он изложил читателям свое видение теории архетипов.

Вот как Гессе описывает строение человеческой психики:
"- Вы Пабло? - спросил я.
- Я никто, - объяснил он приветливо. - У нас здесь нет имен, мы здесь не личности. Я шахматист. Желаете взять урок построения личности?
- Да, пожалуйста.
- Тогда, будьте добры, дайте мне десяток-другой ваших фигур.
- Моих фигур?..
- Фигур, на которые, как вы видели, распадалась ваша так называемая личность. Ведь без фигур я не могу играть.

Он поднес к моим глазам зеркало, я снова увидел, как единство моей личности распадается в нем на множество "я", число которых, кажется, еще выросло. Но фигуры были теперь очень маленькие, размером с обычные шахматные".

Интерпретация этой сцены проста. Шахматы символизируют борьбу добра и зла - начал, скрывающихся в глубинах души. Кроме того, мозаика душевных явлений, построенная из шахматных фигур - суть "Я", которое периодически оказывается во власти того или иного архетипа. Сочетание таких субъективных манифестаций в конкретном месте и в определенный час создает уникальный поток сознания, именуемый личностью. Таков секрет построения человеческой души.

С.Выгонский, психиатр
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"