Выпринцев Руслан Сергеевич : другие произведения.

Последнее дело Корского

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


Герои, место действия, предметы искусства вымышлены, все совпадения случайны, все случайности закономерны.

  
   Сжимая пульт от телевизора, Андрей Васильевич Корский хмурился все сильнее. Его губы сжались в презрительную гримасу, а складка между бровями заметно увеличилась.
   - Те, кто придумали рекламу, в рай не попадут.
   После очередного рекламного ролика Корский не выдержал и с дрожью в пальцах нажал кнопку, выключая телевизор. И, в этот момент, на смартфоне, подаренном внучкой Наташей, заиграла незнакомая мелодия. Андрей Васильевич покосился на циферблат настенных часов. В такое позднее время могли звонить только свои. Корский специально попросил Наташу поставить на номера родственников в телефонной книге различные музыкальные произведения, которые он выучил уже через день. А сейчас играла простенькая мелодия, по умолчанию установленная на остальные номера, и состоящая из "пары нот и двух аккордов". Старик улыбнулся, так внучка обычно пренебрежительно говорила о современной музыке.
   - Корский на проводе.
   - Здравствуйте, Андрей Васильевич. Простите за поздний звонок. Меня зовут Иваном. И у меня к вам дело на миллион.
   В голосе звонившего слегка слышался акцент.
   - Деньги вперед, - пошутил старик, но следующая фраза собеседника смогла удивить.
   - Не вопрос, когда можно подъехать?
   - Молодой человек, вы уж простите, но незнакомых я домой не приглашаю. Вы где мой телефон раздобыли?
   - Простите, Андрей Васильевич. Ваш номер телефона мне дал мистер Бельский, он и посоветовал обратиться именно к вам.
   - Этот толстяк еще зарабатывает советами, поглаживая свою пышную шевелюру?
   - Бельский не может ничего у себя поглаживать, он полностью лыс, да и на толстяка не похож.
   - Хорошо, Иван, жду вас завтра в девять утра, одного. Не опаздывайте.
   Старик прервал разговор, ткнув пальцем в экран смартфона, и задумался.
  
  
   Незнакомец вошел в двухкомнатную квартиру Корского и с интересом бросил взгляд в коридор, где на стене висели всевозможные грамоты и медали. Пока неизвестный рассматривал юношескую спортивную славу хозяина, Андрей Васильевич уделил внимание внешнему виду гостя. Худощав, лет сорока, глаза слегка с прищуром, волосы темные, зачесаны назад и собраны пучком в аккуратную до плеч косичку.
   - Проходите, Иван. Или, если не ошибаюсь, мистер Джон Браун, заместитель главы Интерпола русского сектора по вопросам искусства.
   - Называйте меня Иваном, Андрей Васильевич, и я поражен вашими связями. Меня в городе знают как Ивана Олеговича Бородецкого, представителя международной страховой организации. О моей, так сказать, второй работе осведомлены только несколько человек, и в их число не входит мистер Бельский.
   - Чай, кофе? - спросил Корский, оставляя без внимания реплику гостя.
   - Кофе, если можно. Но вы не ответили на мой вопрос.
   - Разве? По-моему, вопроса не прозвучало. Но, в любом случае, о своих источниках я не намерен распространяться. А кофе сейчас организую.
   Пока хозяин находился на кухне, Иван взял на книжной полке книгу, которая слегка выпирала из нижнего ряда. Видимо, ее недавно перечитывали. Книга называлась: "Самые дорогие мировые шедевры".
   - Ну что же вы, Иван, заскучали? Занимательная книженция, перелистал на досуге. Издание, конечно, не новое, но порядок цен слегка шокирует. Вы кофе пьете с сахаром?
   - Нет, спасибо.
   - Тогда держите, угощайтесь печеньем. И присаживайтесь к столу.
   - Отличный кофе, - похвалил хозяина через минуту Бородецкий, - но давайте ближе к делу.
   Иван достал из нагрудного кармана кредитную карточку Сбербанка и положил ее на стол.
   - Здесь сто тысяч рублей. Это аванс, десять процентов. Пин-код три единицы. Если вы мне поможете, получите остальное, если нет, то аванс остается у вас.
   - Значит, насчет миллиона вы не шутили.
   - Я не привык шутить с бывшим следователем милиции.
   - Вы тоже прекрасно осведомлены обо мне, молодой человек. Но я давно уже не следователь. Да и милицию переименовали в полицию. Мне уже шестьдесят семь лет. Связи, конечно, остались. Но чем лично я могу вам помочь?
   - Два дня назад, в доме некого Баринцева Сергея Сергеевича произошел пожар. На втором этаже загорелся зал, в котором проводился ремонт. Кое-кто решил покурить на рабочем месте. Окурок попал в мусорное ведро, куда до этого были выброшены легковоспламеняющиеся тряпки. Когда начался пожар, сработала противопожарная система, залила водой и пеной все в комнате. Но так как перед ремонтом на этом этаже были демонтированы кондиционеры и технические лючки, то между этажами остались открытые воздухопроводы. И часть жидкости попала на первый этаж, в комнату, отведенную под частную галерею. Одна картина из коллекции Баринцева значительно пострадала. Она висела под техническим лючком, но от количества жидкости, скопившейся над ним, тот открылся. Без возможности восстановления испортилась "Девушка с цветами" Пабло Пикассо. Картина вздулась пятнами, краски поплыли и перемешались.
   Иван сделал паузу в своем рассказе, чем сразу же воспользовался Корский.
   - Пикассо, конечно, застрахован?
   - Все картины были застрахованы в фирме, представителем которой я являюсь. Дело в том, что я расследую пропажу некоторых мировых шедевров, а страховщики тесно связаны с миром искусства. Поэтому пришлось лет пять назад под вымышленным именем устроиться на работу в страховую фирму и параллельно продолжить служить в Интерполе. Я часто приезжаю в ваш город. Кроме Баринцева тут проживают другие коллекционеры, которые тоже застрахованы у нас. Поэтому, когда случился пожар, я был неподалеку. До вечера общался со свидетелями происшествия и заодно навел справки о человеке, который мне может помочь в этом деле. Мне порекомендовали вас.
   - Очень интересную историю вы мне рассказали, Иван, - сказал Корский, когда Бородецкий замолчал. - Но я до сих пор не понимаю, чем я вам могу помочь.
   - Мистер Баринцев сколотил свое состояние на перепродаже предметов искусства, в частности, дорогих картин известных художников прошлого. По сведениям Интерпола, сейчас Сергей Сергеевич несколько стеснен в средствах. А страховые выплаты слишком большие, вы же понимаете. Я чувствую, что в этом деле не все так гладко, как кажется. А вы человек с опытом. Я могу представить вас как страхового следователя. Уверен, вы разберетесь.
   - Но почему именно я? Неужели у международной страховой организации нет своих следователей? Или у Интерпола?
   - Следователи, конечно, есть. Но это, в основном, иностранцы, которые мало знакомы с русской спецификой. А у вас в прошлом были подобные случаи. Вы помогли некоторым представителям страхового бизнеса не потерять свои деньги.
   - Но мой возраст...
   - Вы прекрасно выглядите для своих лет. А опыта дай бог каждому.
   - Если я соглашусь, мне понадобятся протоколы или аудиозапись допросов свидетелей, также результаты всех экспертных процедур, особенно результат анализа пострадавшей картины Пикассо.
   - Все у меня с собой на этой флешке. Отсканировано в электронном виде. Если у вас нет компьютера, я могу его вам предоставить.
   - Не нужно, у меня есть ноутбук, и я худо-бедно могу на нем работать. Спасибо внучке, научила. А что касается вашего дела, то я согласен. До вечера просмотрю все документы. Но завтра мне все равно нужно будет пообщаться со свидетелями. И еще, необходим документ, удостоверяющий мою личность.
   - Конечно, Андрей Васильевич. Завтра утром я приеду с вашим новым удостоверением, и мы вместе навестим господина Баринцева.
  
  
   Корский третий час пересматривал документы на флешке. Фотографии бывшей когда-то картины Пикассо делал настоящий профессионал. Размытые краски, словно живые, блестели и переливались. В интернете репродукцию "Девушки с цветами" старик разглядывал минут десять, и долго не мог понять, где лицо девушки, а где цветы. И что многие находят в этом сюрреализме? Эксперт, проводивший анализ испорченной картины подтвердил, что она была написана масляными красками в первой половине прошлого века, максимум, в начале второй половины. Такой разброс эксперт объяснил трудностью анализа из-за посторонних химических включений, вызванных, скорее всего, смыванием краски на холсте смесью воды и пенообразователя. Анализ подписи Пикассо еще находился на экспертизе, но Корский чувствовал, что подпись подлинная. Прежде чем перейти к аудиозаписям, где были записаны свидетельские показания, старик продолжительное время размышлял. "Если пожар окажется неслучайным, зачем уничтожать картину? Наверняка сам шедевр можно продать дороже и быстрее, чем получить страховку. Хотя по этому вопросу, лучше посоветоваться с Иваном".
   - Здравствуйте, Иван. - Произнес Корский, поднеся смартфон к лицу. - Мне нужно знать точную сумму страховки, сроки выплаты по страховым обязательствам и оценочную стоимость самой картины.
   - Андрей Васильевич, я предполагал, что вы озаботитесь этими вопросами, поэтому подготовил пакет документов. Я сейчас перешлю вам.
   Проверив электронную почту, Андрей Васильевич присвистнул. Семизначная сумма страховки в долларах почти не отличалась от оценочной стоимости самой картины. И сроки по выплатам не были такими большими. Возможно, если продавать картину срочно, то Баринцев мог сильно уступить в цене. А если не срочно, то вариант с получением страховки оказался бы приемлемым.
   Перейдя к аудиозаписям, Корский внимательно прослушал каждый файл, проигрывая несколько раз заинтересовавшие его диалоги. Картина происшествия начала вырисовываться. В час дня художники, семейная пара Анатолий и Александра Поповы, решили перекурить после очередного оформления одной из стен комнаты на втором этаже. Анатолий бросил окурок в мусорное ведро. Поповы не сразу заметили, что мусор начал дымить. А когда испачканные в растворителе и краске тряпки загорелись, было уже поздно. Противопожарная система отреагировала быстрее. Охранники Сергей и Павел находились в кухне на первом этаже. Когда они услышали противопожарную сигнализацию, Павел поднялся на второй этаж, а Сергей проверил камеры видеонаблюдения в комнате охраны. Посторонних камеры не зафиксировали. Сергей отключил через компьютер пенный душ в загоревшейся комнате и тоже отправился наверх. Когда охранники догадались снова посмотреть в монитор, прошло минут тридцать. За это время картина Пикассо испортилась окончательно. По словам четырех свидетелей происшествия, хозяин дома ушел за час до пожара. Только он заходил в картинную галерею на первом этаже, выключив при этом камеру видеонаблюдения. Корский внимательно просмотрел видеозаписи и кое-что нашел. С одиннадцати тридцати до одиннадцати сорока, когда Баринцев находился еще дома, в одном видеофайле отсутствовал десятиминутный фрагмент. Это не было вызвано выключением камеры, потому что тогда бы записалось два файла. А, значит, кто-то намеренно удалил из непрерывной записи эти десять минут.
   Внимательность бывшего следователя в очередной раз не подвела. По словам охранников, Баринцев заходил в комнату охраны, когда самих охранников там не было. Они в очередной раз пили кофе на кухне. Вырисовывались трое подозреваемых. Сам хозяин дома и двое охранников. Только они могли зайти в комнату с картинами, а затем удалить часть записи в комнате охраны.
   - Сеня, здравствуй. Как здоровье? Как семья? Сын еще не женился?
   Корский позвонил старому информатору, с которым не виделся больше десяти лет.
   - Гражданин начальник! Сколько лет, сколько зим? Только не говорите, что вы хотите отдать замуж Наташеньку за моего Игоря. Ваша внучка, если не ошибаюсь, только школу закончила. Так что, давайте, выкладывайте, что понадобилось от старого и больного еврея товарищу подполковнику.
   - Эх, Сеня, я тут занялся на пенсии одним делом. Нужна консультация. У нас в городе есть виртуоз, который может подделать картину и подпись Пикассо так, чтобы обмануть экспертизу?
   - Товарищ подполковник, вы же знаете, я давно отошел от дел, но поспрашивать могу. Есть у меня на примете один художник.
   - Вот и прекрасно. Жду завтра твоего звонка, привет семье. А за внучку подумай, вдруг твой Игорь приглянется моей Наташе. Она тоже по торговой части учится в университете, на выходных в Макдональдсе подрабатывает, а из первой зарплаты купила деду смартфон. Заметь, не себе купила, а мне.
  
  
   Дом Баринцева выглядел внушительно и напоминал небольшой двухэтажный дворец с колонами. Створки огромных кованых ворот, украшенных сверху железными фигурками всевозможных зверушек, повинуясь электромагнитному импульсу, беззвучно открылись, пропуская "Мерседес" Ивана. Во дворе оказалось достаточно места для еще трех автомобилей: черного американского джипа, белого "Ауди" и зеленой "Нивы". Мужчина лет сорока в камуфляжной форме, на которой почти не были видны пятна от кетчупа и краски, встретил гостей на крыльце дома. Иван сразу же взял инициативу в свои руки.
   - Здравствуйте, Сергей. Это следователь страховой фирмы Корский Андрей Васильевич. В доме находятся сейчас все, кто был во время пожара?
   - Да, Иван Олегович. И даже больше.
   - Я же просил без посторонних.
   - А это адвокат хозяина. Тот еще крендель.
   Корский в мыслях усмехнулся этому сравнению, отметив толику злобы, мелькнувшую во взгляде охранника.
   Поднимаясь по витой лестнице на второй этаж, старик запоминал мельчайшие детали обстановки: широкий зал на первом этаже, четыре комнаты, одна приоткрытая дверь, в которой мелькнул рабочий монитор. Также Корский отметил выложенный мрамором коридор, где в конце виднелись еще две двери. Лестница с перилами из красного дерева вывела на второй этаж, где следователь сразу же обнаружил комнату, в которой начался пожар. Внутри помещения просматривалась, разукрашенная в стиле лесного пейзажа стена, на которой слегка обуглилась штукатурка.
   - Вам сюда, в зал совещаний - сказал охранник, открывая дверь в другую комнату.
   За большим длинным столом сидели четверо. Иван начал представлять всех друг другу, начиная с Корского. Тот достал новенький документ, утверждающий, что он является следователем страховой фирмы, и показал его в раскрытом виде. Заинтересовался только один из четверых: плюгавый сухощавый мужчина лет сорока пяти с выражением на лице "вы мне все должны". Им оказался Махеев Артур Львович, адвокат хозяина дома. Сам Баринцев перебирал на столе какие-то бумаги и только кивнул новым гостям. На уставшем лице шестидесятилетнего любителя живописи отразилась фраза: " как меня все достали".
   - Здравствуйте, - произнесла единственная женщина в комнате.
   Сравнительно молодая, лет тридцати с небольшим. Она явно волновалась, поправляя правой рукой длинные волосы, представляющие собой что-то среднее между косичкой и сюрреалистическим пучком с несколькими узелками. Второй рукой женщина крепко сжимала ладонь мужчины. За тридцать, короткие темные волосы, двухдневная щетина и оценивающий взгляд из-под серых глаз. Супружеская пара Александра и Анатолий Поповы, невольные виновники сегодняшнего "торжества".
   - Сережа, - произнес слегка охрипшим голосом Баринцев, - позови Пашу.
   - Сей момент, Сергей Сергеевич.
   Охранник спустился вниз, и вскоре поднялся с молодым парнем лет двадцати, аккуратно причесанным, и глупо улыбающимся. На нем камуфляжная форма не сидела, а висела, словно норовила сбежать от этого щуплого паренька.
   - Все в сборе, с чего начнем? - Баринцев вопросительно посмотрел на Корского.
   Андрей Васильевич скосил взгляд на Ивана, но тот отступил в сторону, отдав инициативу своему "сослуживцу".
   - Сначала я хотел бы осмотреть место, где висела картина, также комнату, где начался пожар. Ну, и на остальные помещения вскользь взглянуть не помешает, чтобы представить полную картину. И только потом хотел бы побеседовать с каждым из присутствующих.
   - Хорошо, тогда мы с Артуром Львовичем будем ждать здесь. Охранники покажут вам все, что вы захотите. Ну, кроме содержимого моего сейфа, конечно.
   Шутка Баринцева у многих вызвала улыбку. Только Попова и Махеев безрадостно смотрели на Корского. Александра с испугом, а адвокат с недоверием и презрением.
  
  
  
   Охранник Сергей открыл дверь, пропуская Корского внутрь помещения. Художественная галерея представляла собой комнату, поделенную перегородками на несколько залов, в которых на стенах в рамках висели картины известных художников прошлого. Корский нашел еще три картины Пикассо. Все были подписаны. Иван уже обрадовал, что экспертиза закончена, и подпись на испорченной картине принадлежит перу знаменитого Пабло.
   На потолке, над пустующим местом, где висела "Девушка с цветами" Корский увидел закрытый лючок. Если судить о просмотренном накануне видео, именно оттуда полилась огнетушащая жидкость. Если люк открылся внезапно, а скопившейся жидкости оказалось достаточно много, чтобы облить всю картину, то возникал вопрос. Реально испортить шедевр таким образом, чтобы после этого на нем невозможно было разобрать первоначальный рисунок? Вряд ли хозяин дома согласится на следственный эксперимент.
   - А камера только на выходе из галереи висит? - задал вопрос Корский.
   - Да, она видит всю комнату целиком. Поэтому мы с Пашей и заметили открывшийся лючок над картиной Пикассо. Но вы это, наверное, и так знаете, вы же просматривали видеозаписи?
   - Да, и очень внимательно.
   Корский подошел к лючку над тем местом, где висела картина Пикассо, поднял правую руку и попытался поддеть ногтем металлическую крышку, почти сливающуюся с подвесным потолком. Люк открылся на удивление легко, явив несколько проводов разного диаметра.
   - Это электрические и от сигнализации, - пояснил охранник.
   Старик, слегка покряхтывая, обследовал крышку, отмечая неестественные зазубрины. Кто-то поработал напильником, чтобы лючок легко открывался. Затем Корский облазил оба этажа, побывал во всех технических помещениях, а также на кухне, кабинете хозяина и в спальнях. Даже в подвал спустился. Ничего интересного сыщик не нашел, если не считать запертого малогабаритного сейфа в кабинете. Второй этаж тоже не порадовал. В комнате, где начался пожар, старик соскреб в целлофановый пакетик испачканную штукатурку со стен, а также отлил в бутылочку немного жидкости, которой тушили огонь. Еще вчера вечером он договорился по телефону со знакомым экспертом о независимой экспертизе, как раз должен скоро приехать посыльный за образцами.
  
  
   Первым Корский опрашивал хозяина дома в присутствии его адвоката. Баринцев рассказал, что заходил в галерею часов в десять утра, чтобы полюбоваться картинами. Они его успокаивали и настраивали на рабочий лад. После получасового осмотра живописи, Сергей Сергеевич поработал в кабинете, пообедал и покинул дом по своим делам. На вопрос, почему Баринцев не попал на запись камеры видеонаблюдения, хозяин дома сказал:
   - Я всегда выключаю камеру, когда вхожу в галерею.
   - А в комнату охраны вы заходили?
   - Конечно, видеокамера и сигнализация отключаются именно оттуда.
   - А часто охранники покидают комнату охраны?
   - Частенько. Много раз заставал их в кухне за чашкой кофе. Да и обедают они тоже вместе. Но посторонних в доме никогда не было, если не считать Поповых и приглашенных гостей. Галерея всегда закрывается на замок, к рамкам всех картин подведена сигнализация. Поэтому, я не считал нужным ругать охрану за частые походы на кухню.
   - А кто из гостей бывал у вас дома за последние полгода?
   - У меня много друзей и знакомых. Мэр, например, недавно заезжал с женой. Ваш Иван Бородецкий несколько раз был. Он страховал мои картины. Из художественного музея часто захаживали, я пускал сюда нескольких художников, они писали копии для музея. Да многие личности тут побывали за последние полгода, я уже всех и не припомню.
   - Простите, Андрей Васильевич, - напомнил о себе до этого молчавший адвокат, - зачем вы задаете вопросы о посторонних моему клиенту? Разве в этом пожаре есть злой умысел и криминальная подоплека?
   - Я должен все проверить. Работа у меня такая, уж извините.
   - И что, вы пойдете с этими вопросами к мэру?
   - Если надо, и к самому президенту пойду. Но пока я вас не буду отвлекать от работы, начну общение с другими свидетелями.
  
   Корский сидел за кухонным столом и пил кофе.
   Александра Попова смотрела на старика как кролик на удава.
   - Да не волнуйтесь вы так, оставьте свои волосы в покое, я вас не съем. Кофейку себе налейте.
   Эти слова почему-то еще больше взволновали художницу. Корский тяжело вздохнул.
   - Может, не кофейку, а водички выпьете?
   - Нет, сспасибо, я в ппорядке, - слегка заикаясь, произнесла женщина.
   - Тогда расскажите, как начался пожар.
   Минут десять Александра пыталась говорить, постоянно путаясь в словах, поэтому ничего нового Корский не узнал. С ее мужем разговор получился более информативным. Анатолий хотел закурить, но следователь плохо переносил табачный дым, поэтому даже на вежливую просьбу о курении ответил отказом.
   - Покурите в другом месте. Продолжайте, я вас постараюсь не задерживать.
   Анатолий рассказал, чем семейная пара Поповых занималась в тот злополучный день.
   - Задержались дома, нужно было дождаться мастера по починке телевизора. Накануне телек сломался. А приехали на работу как раз к обеду. Поэтому мы уже поднялись наверх только после еды ближе к часу дня. Как всегда рабочий день у меня начался с перекура, что и привело к пожару. Хотя это возгорание пожаром назвать затруднительно. Да и огня как такового почти не оказалось. Дыма было много... и воды, залило всю комнату. Мы с Сашкой сразу сбежали в коридор, когда сверху полилось из разбрызгивателей.
   - Ничего подозрительного в тот день не заметили? Или накануне? Никто не заходил в дом из посторонних?
   - За день до этого был представитель вашей фирмы, Иван..., извините, фамилию запамятовал.
   - Бородецкий.
   - Да, точно. Он вот заходил после обеда, какую-то картину привозил, завернутую в специальный чехол от промокания. А, еще журналистка была.
   - Какая журналистка?
   - Из телевидения. Брала интервью у хозяина.
   - Она заходила в комнату с картинами, была там, где начался пожар?
   - Да она со своим оператором весь дом облазила, фотографировали много.
   - Так она еще и не одна приезжала?
   - Ну да, с оператором, он фотоаппарат и видеокамеру со штативом таскал с собой постоянно.
   - А мусор вы выбрасываете из ведра как часто?
   - Какого ведра?
   - В котором что-то загорелось накануне.
   - Ну, как наполнится, так и выбрасываем. Контейнер мусорный за домом. Там выезд на другую улицу.
   - И как часто наполняется ведро мусором?
   - Да когда как, иногда каждый день, но чаще дня два, а то и три не наполняется.
   - Ясно, а кто убирает и готовит в этом доме?
   - Никто не готовит, еду доставляют из ресторана, всегда все свежее, оплачивает хозяин, это входит в контракт. Мы работаем с десяти утра до пяти вечера, так что обедаем всегда здесь. А уборщицу я видел в субботу, за три дня до пожара, она из какой-то клининговой компании, приезжает только по субботам. Милая девушка, студентка, кажется. Она, кстати, и в комнате, где мы работаем, тоже убирает, пока мы обедаем. Вот в субботу весь мусор она выбрасывает.
   Корский снова тяжело вздохнул, количество свидетелей только росло.
   - А в воскресенье? Вы работаете в воскресенье?
   - Нет, у нас с Сашей выходной.
   - Значит, журналистку с оператором, вы видели за день до пожара, в понедельник?
   - Да.
   - Хорошо, пока можете быть свободны, позовите охранника Сергея.
  
  
   Сергей поправил свою униформу и присел на стул рядом с Корским. Его руки заметно тряслись, когда он наливал себе в чашку кофе, несколько капель попали на рукав форменной рубашки.
   - Меня интересует журналистка и мужчина с видеокамерой, которые приехали в понедельник брать интервью у вашего хозяина.
   Если бы Корский выставлял оценки за артистичность, то охранник получил бы наивысший бал. Удивление казалось искренним.
   - Какая журналистка? А-а-а-а, понедельник! Так это не в мою смену. Это у напарников Петрухи и Олега. Мы же через день работаем. Я с Пашей, а Петруха с Олегом. Суточное дежурство.
   "О, боже!" - в мыслях воскликнул Корский, а вслух сказал:
   - И почему я об этом узнаю только сейчас?
   - Не могу знать...
   - Пригласить сюда можно ваших сменщиков?
   - Когда?
   - В следующем году!
   - Зачем в следующем?
   - О, боже! - на этот раз Корский произнес фразу вслух. - Конечно, мне нужны их показания именно сегодня, а не в следующем году.
   - Да, да, я им сейчас позвоню, они приедут быстро, живут неподалеку.
   - Вот и замечательно, а пока позовите своего напарника.
  
  
   Павел медленно опустился на стул напротив Корского. Он казался взволнованным, но старался при этом улыбаться.
   - Кофе? - предложил следователь.
   - Не откажусь.
   - Так налей себе, это я тут гость, а не ты. Ничего, что я тебе не выкаю? У меня внучка почти твоего возраста.
   - Да, конечно, я еще слишком молод, чтобы мне выкали.
   Пока юноша наливал себе кофе, Корский внимательно за ним наблюдал. В отличие от напарника, Павел быстро успокоился. Отточенным движением он плеснул в чашку напиток, не расплескав ни капли.
   - Паша, ты давно работаешь здесь?
   - Второй год.
   - Ничего странного не замечал в последнее время?
   - Смотря, что понимать под странностью.
   - А ты расскажи, а я уже решу, как это понять.
   - Во вторник, когда загорелось на втором этаже, Поповы опоздали на работу. Приехали к обеду только. Шеф был в тот день чем-то взволнован. Обычно перед отъездом он в галерее проводил около часа, а в день пожара пробыл там не больше тридцати минут. И уехал в начале первого где-то. Что еще? Огонь загорелся в начале второго. Ни полицию, ни пожарных никто не вызывал. Шеф запретил, после того, как ему сообщили по телефону. Сергей Сергеевич вернулся в четырнадцать ноль-ноль, и почти сразу за ним приехал ваш страховщик Бородецкий. Он пробыл около двух часов, после чего увез на экспертизу в защитном чехле испорченную картину. За это время страховщик успел приватно пообщаться со всеми свидетелями. Поповы сбежали домой после шестнадцати. А шеф выключил видеонаблюдение в галерее, закрылся там и не выходил, пока снова не приехал Бородецкий. Это было уже часов в семь вечера. Они общались в зале для совещаний на втором этаже до девяти где-то, затем страховщик уехал. Дальше нам, как всегда, привезли ужин из ресторана. Напарник отнес еду шефу в его кабинет на первом этаже. А мы поели здесь. В восемь утра нас сменили другие охранники, Петр и Олег. Я, когда уходил домой, видел, как Олег выносил нетронутый ужин из кабинета шефа. Вот, собственно и все. Что тут было странным, решайте сами.
   - А в прошлую смену перед пожаром ничего не заметил?
   - В воскресенье? Гостей не было, шеф все время пробыл дома, в галерею не заходил. Завтрак, обед и ужин по расписанию. Все, как обычно.
   - Завтрак вы с Сергеем тоже заказываете из ресторана?
   - Нет, его мы готовим, обычно сами. Продукты покупаем периодически, шеф деньги выдает отдельно. Берем яйца, бекон, кетчуп, овощи на салат. Также покупаем фрукты, печенье к чаю, хлеб, масло и джем.
   - Хорошо живете.
   - Жаловаться не буду.
   - В субботу уборщица приходила?
   - Да, все как обычно, быстро убралась и сама убралась. Я первое время к ней подкатывал, но не срослось. Видимо мордой лица не вышел.
   - Адрес девушки знаешь?
   - У шефа имеется.
   - Странно, Баринцев сказал, что у него только данные клинингового агентства, а за адреском Сергей Сергеевич к тебе отправил.
   Корский посмотрел в глаза Паше и задержал взгляд, парень не выдержал первым, моргнул, немного опустив голову.
   - Случайно узнал адрес, я ж говорю, подкатить хотел.
   Старик улыбнулся. Он правильно угадал с девушкой и охранником.
   - Ну, так чего сидим? Звони, Ромео, своей Джульетте.
   - Так я только адрес, телефон она мне не говорила.
   - Ой, ли. Я же все равно узнаю, звонил ты ей или нет.
   - Так номер телефона она мне не сказала, я сам выяснил. Звонил ей пару раз, мы даже в кино сходили и в кафе. Но дальше дело не дошло, я ж говорю, мордой лица, наверное, не вышел.
  
  
   Петр и Олег приехали одновременно. Корский долго общался с ними по отдельности, выпытывая подробности о журналистке с оператором. Ничего нового он не узнал и собирался просмотреть видеофайлы за день до пожара. Уборщица чем-то напомнила внучку Наташу, такая же энергичная и красивая. Но, к сожалению, тоже по делу ничего толком не рассказала. Если она и причастна каким-то образом к случившемуся, то выяснить это у Корского не получилось.
   - Поужинаете с нами? Доставка из ресторана подъехала. - Сергей зашел в комнату охраны, где Корский просматривал видео.
   - Не откажусь, - старик помассировал виски пальцами, усталость в его годы накапливалась быстро.
   - Тогда минут через десять подходите на кухню.
   Корский кивнул, продолжая вглядываться в монитор, где иногда в кадре мелькала журналистка и оператор. Одновременно следователь следил, как непрерывно бегут секунды в правом нижнем углу видео. Судя по всему, видеозапись никто не трогал, все фрагменты оказались на месте. Ничего подозрительного в действиях, попавших в кадр гостей, хозяина и охранников, замечено не было.
   В кухне Сергей и Павел накрыли стол, ожидая прихода Корского. Ужин прошел в молчаливой задумчивости следователя и беззвучном шелесте вилок о тарелки.
   - Жаль, что у вас только в галерее установлена камера видеонаблюдения, - произнес Корский после того, как все поели.
   - Есть еще внешняя камера, она установлена на крыльце, - сказал Сергей.
   - Ну что ж, у меня осталось немного времени, посмотрим внешние записи в день пожара и за сутки до этого. Буду перемотку включать, если камера не запечатлела никаких действий, иначе мне придется у вас заночевать. Не хотелось бы. Привык, знаете ли, спать дома.
   Просмотр видео, как и ожидалось, не принес ничего нового. Все согласовывалось с показаниями свидетелей. Но, как известно, отсутствие результата - тоже результат. Видео за сутки до пожара Корский просматривал уже на максимальной скоростной перемотке, даже не останавливаясь, если кто-то попадал в кадр. На экране мелькнул Бородецкий, выходящий из дома. Корский нажал на паузу. Иван замер в кадре, открывая дверь Мерседеса левой рукой и поправляя свою косичку правой.
   - Все! Старость не радость. Голова не варит, не воспринимаю я уже информацию. Паша, скачай мне на флешку это видео, я дома посмотрю.
   - Будет сделано, Андрей Васильевич.
  
  
   Корский попал домой уже в десять вечера и сразу определил, что в отсутствие хозяина кто-то похозяйничал в кухне и кабинете. На рабочем столе нашел записку: "Суп и котлеты в холодильнике, и не пей на ночь спиртное!" Подписи не было, но почерк внучки старик узнал бы закрытыми глазами. В квартире ощущался запах дорогих духов, которыми пользовалась Наташа.
   Мелодичная трель смартфона из "пары нот и двух аккордов" прозвучала, когда Корский пытался вставить флешку в свой ноутбук. Рука дрогнула, флешка улетела на пол.
   - Черт, - произнес старик, опускаясь на колени, а за мгновение до этого принимая звонок.
   - Это всего лишь Сеня, гражданин начальник. Но сейчас я бы не отказался от помощи и самого черта.
   - А, Сеня! Совсем о тебе забыл. Удалось что-нибудь разузнать? И почему звонишь так поздно?
   - Андрей Васильевич, у меня беда.
   - Что случилось?
   По имени и отчеству Сеня называл Корского последний раз лет тридцать назад, когда вышел после очередной отсидки. С тех пор тот успел жениться, развестись, снова жениться и заняться легальным бизнесом, открыв продуктовый магазинчик. За эти годы магазинчик превратился в сеть супермаркетов, которой в последнее время занимался Игорь, его сын. Сам Сеня отошел от дел как легальных, так и нелегальных.
   - Рябого убили. Это тот художник-виртуоз, с которым я сегодня утром должен был встретиться. Но на хазе меня повязали менты, пардон, товарищи полицейские. Теперь сижу за решеткой в темнице сырой, вскормленный в неволе орел не совсем молодой. Вернее, совсем не молодой, а для моего возраста шконка уже противопоказана.
   - Сеня, а без шуток?
   - Какие уж теперь шутки. Я по вашей просьбе, между прочим, действовал. Доктор прописал утренние пробежки. Вот я на восемь утра и договорился бежать к Рябому. Прибежал, никто дверь не открывает. Я потоптался, ну и решил вспомнить молодость. Вы не думайте ничего такого, вскрыл я квартиру удостовериться, что Рябой жив и здоров. Ну не мог он меня кинуть.
   - И давно ты, Сеня, на пробежку отмычки берешь? - перебил рассказ информатора Корский.
   - Всегда беру. Старый стал, вот тренирую пальчики, дверь в квартире своей не ключом, а крючочками отпираю. Но, вы меня, гражданин начальник перебили. Зашел я к Рябому, а он висит в петле, и еще теплый. Тут и ежу понятно, что сам он не мог повеситься, не поговорив со мной. В общем, пока я делал шмон, то есть искал какие-нибудь улики, в квартиру вломились полицейские и меня повязали. Теперь шьют мокруху. Но вы ведь знаете, товарищ подполковник, Сеня никогда никого не убивал.
   - Да уж, Сеня. Отмазать я тебя сегодня никак не смогу, так что переночуешь в "темнице сырой". Завтра утром постараюсь договориться, чтобы тебя под подписку выпустили. А теперь вспоминай, ничего подозрительного в квартире не нашел?
   - Только копии известных художников. Рябой же художником был. Кстати, одну картину он рисовал несколько раз, а потом зачем-то смывал краски водой, оставляя на холстах разводы. Но делал это не на всей картине, поэтому я узнал на одной из копии "Девушку с цветами" Пикассо. Но главное, я видел убийцу. Подходя к пятиэтажке Рябого, который жил на первом этаже, заметил, что в его окне как будто мелькнул чей-то силуэт. А потом из подъезда вышла одна особа. К сожалению, я подходил к подъезду с другой стороны и видел эту особу только со спины.
   - Так это была женщина?
   - Да, мне показалось, что особа была женского пола. Но я не уверен, все-таки далековато для моих старческих очей, да и видел убийцу со спины.
   - Хорошо, Сеня, сейчас уже поздно, пора спать, до завтра постарайся вспомнить еще что-нибудь существенное, это в твоих интересах. Кстати, а где это ты раздобыл телефончик, чтобы мне позвонить?
   - Старый еврей всегда найдет телефон, чтобы пожелать хорошему человеку спокойной ночи. Сладких снов, гражданин начальник.
  
  
   Иван Бородецкий, как и договаривались, приехал после обеда. К этому времени отзвонился эксперт по экспертизе мусора, который собрал Корский в доме Баринцева. Как оказалось, в пенообразователь для тушения кто-то добавил раствор соляной кислоты. А в штукатурке эксперт нашел остатки вещества, которое при контакте с воздухом и наличии горючего материала через какое-то время легко воспламенялось. Время воспламенения зависело только от содержания кислорода в воздухе.
   - Добрый день, - поздоровался Иван.
   - Не сказал бы, - поприветствовал гостя Корский. - Проходите, молодой человек, я вам сейчас все объясню.
   Когда Бородецкий присел на стул в кухне, Андрей Васильевич сказал:
   - Дело, конечно, вы мне подбросили с душком. И вы оказались правы. Картина пострадала неслучайно. В этом деле изначально случайности не планировались. Начну с того, что пожар был вызван не окурком, как предполагалось ранее, а специальной химией, которая воспламеняется при контакте с кислородом. На улице процесс занимает минут тридцать, а в помещении, да еще и в мусорном ведре, пропитанная химией тряпка загореться может и через час, а то и позже, если доступ к воздуху ограничен другим мусором. Анатолий Попов курил часто, особенно на работе, в день мог выкурить до двух пачек сигарет. Об этом знали все, кто хоть как-то общался с художником. Он даже на моем допросе пытался закурить. Но я с детства не переношу табачного дыма, поэтому ему отказал.
   - Значит, пожар подстроен и окурок тут ни при чем? Если вы найдете доказательства того, что это сделал именно Баринцев, то я лично буду ходатайствовать перед руководством страховой фирмы о выплате вам премии.
   У Ивана заметно усилился акцент, видимо, Бородецкий был не на шутку взволнован.
   - А вот с доказательствами пока не очень. Но я продолжу с вашего позволения. На чем я остановился? Ах да, пожар. Загорелось мусорное ведро, и в этот момент из разбрызгивателей автоматически полилась пенообразующая жидкость. Бак с пенообразователем находится в подсобном помещении на втором этаже, куда мог зайти любой гость или сам хозяин дома. Незадолго до пожара в бачок кто-то добавил раствор соляной кислоты. Поэтому, как мне объяснил эксперт, жидкость из разбрызгивателей имела повышенную кислотность. Открытые воздухопроводы в комнате с ремонтом помогли этой жидкости добраться до галереи на первом этаже. Преступник подпилил крышку технологического лючка над картиной Пикассо так, чтобы та открылась под небольшим весом. Что, собственно, и произошло.
   - Гениально. Слабый кислотный раствор попал на картину и испортил ее. Но тут преступнику явно помог случай. Будь жидкости немного, или она попала бы на картину в небольшом количестве, то шедевр можно было еще спасти.
   - Стоп. С чего я начал? С того, что в этом деле нет места случайностям. Хотя кислота и попала в емкость с пенообразователем, но ее количества явно было недостаточно, чтобы значительно испортить картину. Все-таки столетняя краска на полотне не смогла бы раствориться так быстро. Поэтому я предположил, что преступник уже после того, как огонь потушили и выключили систему пожаротушения, плеснул в воздуховод раствор с кислотой, чтобы гарантированно открылся лючок в галерее.
   - Но тогда Баринцеву повезло! Его не было в доме во время пожара. Даже если хозяин дома все организовал, без доказательств его причастности нам все же придется выплатить страховку.
   - Подождите, это еще не все. В записях видеонаблюдения, которые вы мне любезно предоставили, я нашел отсутствующий фрагмент видео. Всего десять минут, но это доказывает, что злоумышленник стер десятиминутный фрагмент на компьютере в комнате охраны. Вы помните, что я сказал о случайностях? Зачем было стирать видео? Есть только два объяснения этому. Кто-то, не Баринцев, зашел в галерею и гарантированно испортил картину Пикассо, облив ее кислотой. Хозяин дома всегда выключал камеру, когда собирался входить в галерею. А в нашем случае видео стерли уже после того, как видеокамера запечатлела злоумышленника. Наверное, преступник, надеялся, что никто не заметит стертого фрагмента. И тут возникает вопрос. Кто мог все это провернуть? Поповы? Нет, у них нет ключей от галереи, да и в комнату охраны им попасть затруднительно. Остаются охранники. Иван, у них сегодня выходной, позвоните, пригласите Сергея и Пашу на разговор.
   - У меня есть только домашний номер Сергея, сейчас позвоню.
   Через минуту, Иван Бородецкий прервал телефонный разговор с женой охранника и выдал Корскому новость:
   - Сергей не вернулся утром домой. Жена волнуется. Сейчас позвоню Баринцеву.
   Еще через минуту стало ясно, что охранника нет и на работе.
   - Это все объясняет, - сказал Иван. - Сергей сбежал, ему заплатил Баринцев.
   - Я бы не был так в этом уверен. Помните, я сказал, что есть два объяснения стертому видео. Так вот второе, на мой взгляд, предпочтительнее. Никто не обливал "Девушку с цветами" кислотой. Ее к тому времени заменили другой картиной Пикассо, более позднего творчества и менее дорогой. Поэтому, экспертиза показала подлинность, как картины, так и подписи знаменитого художника. Преступник нанял одного виртуоза, который и подготовил уже испорченную картину Пикассо к замене. Но он не учел, что я попрошу моего знакомого навестить этого виртуоза дома. Видимо, художник испугался, позвонил нанимателю, а тот не придумал ничего толкового, решил устранить виртуоза. Все бы было гладко, но мой знакомый увидел преступника, покидающего дом, где произошло убийство. Правда, увидел со спины, и ему показалось, что это женщина. Но ведь мы часто ошибаемся, когда видим сзади мужчину, у которого длинные волосы да еще заплетенные в косичку. Ведь это вы, Иван, организовали похищение картины "Девушки с цветами". Я заподозрил это в тот момент, когда увидел на видео, как вы за сутки до пожара садились в свой автомобиль без картины. Хотя до этого ее привезли в защитном чехле. Понадеялись, что я просмотрю видеозаписи только следующего дня? Уверен, Баринцев об этом ничего не знает. Под видом будущей экспертизы вы вывезли вместе с испорченной картиной и шедевр Пикассо, который до пожара ваш подельник, охранник Сергей, спрятал в доме, заменив подделкой. Он же стер запись, когда менял картины.
   - Это бездоказательный бред!
   - Вы прокололись, когда позвонили на домашний номер Сергея. А почему не на мобильный? Ведь он наверняка есть у вас в телефоне. Значит, вы уже знали, что по мобильному вам никто не ответит. Сергея вы тоже убили?
   - Я вас нанял, чтобы расследовать эту историю.
   - Да, старого маразматика. Ведь такого вы обо мне мнения? А что это вы достали? Пистолет? У меня чуткие соседи.
   - Он со встроенным глушителем.
   Корский прыгнул вперед, выбивая оружие из рук гостя. Но Бородецкий не растерялся, отправляя старика на пол хитрым приемом.
   - И что бы вы делали без старого еврея?
   Сеня склонился над Корским, помогая тому встать. В правой руке бывший домушник держал бейсбольную биту, которой до этого ударил по голове Ивана.
   - Сеня, ты все-таки подумай о моей внучке. Твой сын не пожалеет.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"