Аннотация: Рецензия на фильм Кодекс молчания (Code of Silence) 1985 года режиссёра Эндрю Дэвиса.
Нынче свалился на мою голову американский боевик 1985 года "Кодекс молчания", что с Чаком Норрисом в главной роли. Честно говоря фильм как фильм, боевик как боевик, но всегда, в каждом фильме можно обнаружить те или иные интересности, обстоятельства, образы, места, движения, поступки, которые заинтересуют того или иного человека в зависимости от тех или иных интересующих его вещей. В последнее время в различного рода (в подавляющем большинстве в старых (80-е, 70е, начало 90-х) американских (в больше степени боевиках) меня привлекают солнцезащитные очки, большие и в пол лица. Помнится в "Отряде Дельта" Чак Норрис носил такие, но в данном фильме, насколько помню, очков не увидеть, а жаль. Но это к слову. Не буду рассказывать о сюжете, остановимся лишь на указанных выше вещах.
Фильм начинается с курируемой полицией наркосделки (Чак Норрис вообще просто культовая звезда боевиков и в последнее время смотрю его фильмы с превеликим удовольствием). Так вот, Чак Норрис наблюдает всё это дело - движение автомобилей к месту, подготовка и т.д., мимикрируя под образ мусорщика в красной рубахе и жилетке и, насколько помню, повязанной на шее какой-то тряпкой (просто культовый образ выстраивается, в таком же виде можно в вестернах играть на пару с Гойко Митичем). В одну из криминальных сторон впихнут работающий под прикрытием коп. Но тут вскоре объявляется конкурирующая криминальная банда в образе маляров и, не то что срывает сделку, но убивает всех противников-бандитов, прихватывая на тот свет и работающего под прикрытием копа. Далее перестрелка, беготня, мексиканцы (или испанцы), трупы, разбор полётов в полицейском управлении. Данные сцены, прежде всего, интересны образами бандитов, их поведением, помещениями, в которых развиваются события (а это какие-то городские задворки, старые дома и безлюдные улицы; внутреннее убранство также схоже с внешним). Бандиты (один) нюхают наркоту, ругаются матом и вообще делают что хотят в своей обители.
Далее следует обратить внимание на полуржавый автомобиль, на котором разъезжает Чак Норрис. Какая-то белая древняя американская машина со ржавыми многочисленными пятнами (при этом Чак Норрис в своей полицейской деятельности не приемлет официальных средств передвижения и использует только её (за исключением случая где-то под конец фильма, когда он её то ли разбил, то ли ещё что, но так или иначе передвигаться, за исключением официальной полицейской машины, ему было неначем)). Хотя этот факт (использование не официальных средств передвижения) характерен для многих героев боевиков.
Что следует далее ? Далее следует девушка - дочь криминала Луно. Не знаю как зовут актрису, но по ходу фильма её лицо постоянно как-то нелепо отражает внутренние эмоции. Это просто-таки РОЖА в определённые моменты (когда бандит хватает её за лицо, в сцене когда она спряталась за мусорным ящиком; в конце фильма, когда на больничной подвижной койке она что-то типа улыбается; и в некоторых других моментах). Не сказал бы, что она красива, но и не не красива. В общем среднее женское лицо (это ещё что, вот далее по фильму в клубе, где отдыхают копы и когда напарник Чака Норриса выдаёт тираду по поводу подложения пистолета другим копом под руку трупа мальчика, которого тот коп случайно застрелил и вложил оружие, дабы не потерпеть сурового судейского наказания (фактически это отдельная сюжетная линия фильма "о плохом копе")), в одном из моментов на заднем плане можно заметить толстуху с вообще жутким круглым лицом, с накрашенными по проститутски глазами, со что-то улыбающимся ртом. Так что дочь Луно вполне нормальный вариант.
Далее коснёмся опять этого коп-клуба и развернувшейся вокруг него ситуации (определённо один из самых интересных моментов фильма). Так вот, двое незадачливых грабителей, не зная о том, что это коп-клуб и там сейчас куча вооружённых представителей полицейской власти, договаривается в машине (там тоже довольно комедийная ситуация с очками и волнением преступников перед делом происходит) о плане. Один из них (негр) заходит в клуб и идёт к чёрному выходу (всеобщее внимание), вскоре заходит другой (в шляпе и с постоянно шевелящейся зубочисткой во рту), подходит к нему негр и...момент истины, оружие, "это ограбление" и куча копов тычут своими дулами в лица бандитов (у одного так вообще около 20-25 сантиметров ствола некого револвьера). Ещё одна достойная внимания сцена.
Абсолютно мутным сюжетным ходом является слежка Чака Норриса и его напарника за дочерью Луно (её в свою очередь охраняют головорезы главаря банды в кепках). И вот они ходят, ездят туда-сюда, заходят в помещения, разговаривают и т.д. Но вот уже под темноту Чак Норрис наконец решается подойти к ней (дело происходит на выставке какого-то современного искусства) и дочь Луно говорит, что ничего не знает, в делишки отца не лезет и вообще он ей не отец. Чак Норрис уходит ни с чем. Так что эти сцены не интересны и скучны.
На что ещё стоит обратить внимание ? Близок финал, из-за того, что Чак Норрис настоял на своём в отношении плохого копа, подложившего пушку невинно убитому мальичку, он остаётся один и никто не хочет ему помогать (показательна ситуация с полицейскими дежурными, когда они хотят кого-то направить ему в помощь на разборки с бандитами, но все другие копы находят обстоятельства для того, чтобы не принимать в этом участия - машина сломалась, авария и прочее). Стоит обратить внимание на футуристичные (типа в старых американских НФ-фильмах) дежурные пульты, которые перемигиваются разноцветными огоньками. Вот эта сцена, когда Чак Норрис входит в логово бандитов в одиночку, также является одним из самых интересных моментов фильма. Так вот, без тени страха и полный мужества и отваги он входит в самое логовище испано-мексиканских криминальных деятелей и наркодилеров, крушит лицо о столик с наркотой какого-то мужчины и далее, наконец, достаёт свою пушку (до этого он орудовал исключительно руками и ногами). "Кто хочет быть первым ? Ты...или может быть - ты ?", но тут с тыла заходит хитрый бандит и нацеливает свою пушку на Чака Норриса. Его хватают, но и тут он не сдаётся. Однако численность бандитов велика его избивают - "Если хочешь, чтобы дочь Луно была жива - привези нам самого Луно для наших разборок с ним".
Вот он уже конец фильма и намечается финальная схватка. От старого друга копа Чак Норрис узнаёт, что Луно нынче прибывает поездом в известное место. Норрис хватает Луно и везёт на разборки, которые, как это часто бывает в боевиках, будут происходить в заброшенном безлюдном месте, в данном случае в здании какого-то старого заброшенного склада, и возле него. Здесь можно наблюдать какие-то бочки, ржавые колёса ж\д транспорта, общее захламление и покинутость. Очень интересное место для индустриальных туристов, исследователей и прочих сочувствующих.